Урок основные требования этикета

Автор: | 23.02.2018

Тема урока: «Деловой этикет»

То, что я слышу, я забываю,
То, что я вижу, я запоминаю,
То, что я делаю, я понимаю.

Цели урока:

  • Обучить навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;
  • Повысить общую речевую культуру;
  • Раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в официально-деловой речи

Задачи:

  • Овладение навыками делового общения;
  • Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского языка;
  • Формирование основного понятийного аппарата. Закрепление и усиление интереса к русскому языку:
  • Развитие лингвистических способностей учащихся и их познавательной самостоятельности.

Язык не только важнейшее средство человеческого общения и орудие мышления и познания. Язык в известном смысле – это наш дом, наше духовное жилище. И если не любить и постоянно не обустраивать свой дом, то ведь не воспитать любви к нему новых поколений, не пробудить в них высокого чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей культуры, своего языка.
На уроке мы поговорим о нормах и правилах делового общения, нормами и правилами составления и оформления деловых документов. Всё это поможет вам не чувствовать себя неловко в незнакомой деловой обстановке. А человек, не задающий поминутно вопросы секретарю приёмной комиссии, работнику отдела кадров о том, где поставить число, где указать дату, производит впечатление. Мы поговорим об этике и этикете, особенностях официально-делового стиля на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

1. Прошу учащихся написать заявление на имя директора школы с просьбой принять на занятия элективного курса. (Эти заявления мы на время откладываем, вернемся к ним позднее, когда будем говорить о деловых бумагах).

2. Итак, этикет. Что это такое?

Смотрим, как объясняют это понятие словарь С.И.Ожегова В.И.Даля:

  • Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения (Толковый словарь С.И. Ожегова)
  • Чин, порядок, светский обык (принятый, вошедший в обычай) внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая (ломливый – чванный, спесивый, кто важничает собою…) вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. (Словарь В.И.Даля)

3. Выступление учащегося

Слово этика – греческое, образованное от ethikos – касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения. Этика – учение о морали и, в частности, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу. Этикет (фр. Etiquette) в переводе на русский язык означает «ярлык», «этикетка». Этикет – это правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. Этикет подчинён сложившейся у данного народа системе ценностей. Выполнять предписания этикета означает принимать сложившуюся систему ценностей. С помощью этикета можно измерить отношения между людьми: отношения близкие или далёкие, тёплые или прохладные, дружеские или натянутые, равные или неравные. Общаясь с людьми, мы так или иначе оцениваем отношения с ними, подводим эти отношения под определённый тип, регулируем их, и помогают нам в этом средства этикета.

4. Выступление учащегося:

«Из истории делового этикета»

Основы современного служебного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра 1, вобравшем в себя лучший отечественный и зарубежный опыт. «Генеральный регламент» вышел в 1720 году. А ещё в 1715 году Пётр1 послал своих представителей в Швецию, Данию и Германию для изучения коллегиальной системы управления и возможности её использования в России. Посланники Петра 1 собрали материалы и представили доклады об устройстве коллегий в этих странах. Изучив материалы, за образец взяли шведские коллегии и решили вводить систему коллегиального управления постепенно, учитывая особенности российского государственного строя. В 1722 году был издан «Табель о рангах», положивший начало строгой системе чинов, званий, титулов, употребление которых было обязательно вплоть до 1917 года.

5. Деловой этикет – установленный порядок поведения в сфере бизнеса и в сфере деловых контактов

6. Деловой человек. Каков он?

Отметьте качества, которые, на ваш взгляд, являются личностными качествами делового человека:

  • Уверенность в себе
  • Самоуверенность
  • Владение предметом коммуникации
  • Информированность и компетентность
  • Вспыльчивость

7. Выступление учащегося:

«Из истории русского этикета»

До революции в России издавалось много книг, в которых излагались правила хорошего тона. Ещё в 16 веке был издан «Домострой» – свод правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении к власти, церкви, семье и слугам. В бурную эпоху Петра 1ломка традиций старой Руси сопровождалась ломкой старого этикета. Чтобы сломать патриархальный уклад, мешающий сближению России с цивилизованной Западной Европой, Пётр 1 вводил новые правила поведения. В 1717 году по инициативе Петра 1 была создана книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Давая советы, авторы поясняли личностную ценность этих правил. Учтивость и вежливость нужны не только тем, с кем молодой человек общается, но и ему самому, так как «лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван»

8. Давайте вспомним слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли». Как всё это звучит современно и актуально!

9. Этикет деловой речи имеет определённые этикетные характеристики. Из всего большого списка ситуаций делового общения мы рассмотрим формулы приветствия и прощания, извинения, этикет телефонных разговоров, выражение стандартных ситуаций в деловом общении.
Как вы обратитесь к официальному лицу?

Этикет деловой речи имеет определённые этикетные характеристики:

  • Формулы приветствия и прощания
  • Извинения
  • Этикет телефонных разговоров
  • Выражение стандартных ситуаций в деловом общении

Как обратиться к официальному лицу?

Принято говорить:

Простите…, Извините…, Будьте добры…, Будьте любезны…, Скажите, пожалуйста…,

К подчёркнуто вежливым обращениям относятся выражения: Простите за беспокойство…, Не будете ли вы так любезны…

После этих слов возможны следующие обращения:

Товарищ милиционер…, Секретарь…, Директор…, Господин Сидоров…, Госпожа Иванова…(если известна фамилия официального лица, официальное обращение), Гражданин…, Гражданка…(обращение, употребляемое в государственных учреждениях).

Как закончить официальный разговор?

  • Благодарю вас за помощь (за нужную информацию), до свидания!
  • Спасибо за помощь! Всего доброго! Будьте здоровы!
  • Разрешите попрощаться! Позвольте попрощаться!

10. Выполните задания:

1. Как вы обратитесь к:

секретарю приемной комиссии института, в которой вы собираетесь поступать, с просьбой перечислить необходимые для допуска к экзаменам документы;
водителю автобуса с просьбой продать абонентную книжку; с вопросом, когда будет остановка «Александровский сад»;
начальнику паспортного стола с просьбой рассказать, что нужно для получения паспорта;
работнику электромастерской с просьбой выполнить ваш заказ срочно;
смотрителю политехнического музея с просьбой показать зал новых изобретений;
преподавателю курсов с просьбой ( вопросом), какие книги потребуются для занятий;
работнику отдела кадров с вопросом , какие документы нужны;
директору автошколы с вопросом , с какого времени ( возраста ) можно обучаться в их школе.

2. Обратитесь к незнакомым лицам, если вы звоните:

в справочное бюро аэропорта, железнодорожного вокзала; – на работу вашего отца, матери, в поликлинику, где будете проходить диспансеризацию, медицинскую комиссию; в приемную комиссию техникума с просьбой узнать результаты экзамена по истории; на курсы иностранного языка, где бы вы хотели заниматься.

3. Дополните выражения, учитывая условия, в которых могут они быть произнесены:

– Вы не могли бы уделить мне…(в отделе кадров организации, куда вас направили на стажировку).
– Вы не можете… (за 15 минут до обеденного перерыва в отделе доставки на почте).
– Я могу отнять у вас… (у секретаря декана техникума, в который вы хотели бы поступить).

4. Отметьте ошибки в использовании эмоционально окрашенных слов в деловой речи.

Мозговали долго и, наконец, нашли решение. В грядущие годы бухгалтер из простого регистратора операций превратился в лицо , облаченное большим доверием правления компаний. Хищения производились путем непосредственного изъятия продуктов из кладовки. Необходимо претворить в жизнь наши наметки по выпуску обуви. Этот дом, построенный руками наших доблестных строителей, сдан досрочно. Беда сваливается на голову молодого врача, когда он находится при исполнении своих обязанностей.

5. Отметьте случаи нормативного употребления устаревших слов. Исправьте предложения.

Сей случай вызвал немало разговоров на заводе. Я мог бы рассказать, как ломали характер наладчика Николаева. Сколь это ни страшно, у нас нет контактов с этим институтом. Было бы заблуждением уповать только на комитет и думать, что с его образованием недостатки сдует как ветром. Амортизационные начисления надобно проводить ежемесячно.

6. Подберите нейтральные синонимы к словосочетаниям официально-делового стиля:

Оказать помощь – помочь, убийство – ,
одержать победу – , подвернуть осмотру – ,
совершать побег – , провести ремонт – .

7. Какие диалоги могут состояться в следующей ситуации?

В технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы в справочном отделе об интересующих вас журналах, книгах; По телефону, данному в объявлении о курсах иностранного языка, скорочтения; По телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки; В личной беседе с секретарем комиссии о возможности подать апелляцию; В технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы в справочном отделе об интересующих вас журналах и книгах; По телефону , данному в объявлении о курсах иностранного языка , скорочтения; По телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки; В личной беседе с секретарем комиссии о возможности подать апелляцию.

Читайте так же:  От чего зависит минимальная пенсия

8. Как ответить на телефонный звонок и обращение по телефону? (Вам позвонили)

– Алло!
– Да!
– Слушаю! Слушаю вас! Я слушаю! Вас слушают!

9. Ответьте согласием на просьбы.

– Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья
– … .
– Статья должна быть написана ко вторнику.
– … .
– Не могли бы вы передать эти письма вашему учителю истории?
– … .
– Не могли б передать эти книги Сидоровой Ане. Она забыла из здесь ещё на прошлой неделе.
– … .
– Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья
– … .
– Статья должна быть написана ко вторнику.
– … .
– Не могли бы вы передать эти письма вашему учителю истории?
– … .
– Не могли б передать эти книги Сидоровой Ане. Она забыла их здесь ещё на прошлой неделе.
– … .

10. Ответьте отказом на следующие просьбы, предложения.

– Останьтесь после занятий, мне нужно с вами поговорить
– … .
– На это вам потребуется всего два часа.
– … .
– Вы не можете уделить мне 15 минут?
– … .
– Мне было бы интересно поговорить с вами, ведь вы уже три года занимаетесь делопроизводством в школе.
– … .

11. Используя данные выражения попрощайтесь:

– с секретарем колледжа, училища, куда вы заходили по делам; – с библиотекарем районной библиотеки; с преподавателем, с которым вы разговаривали по телефону.

Как ответить на телефонный звонок и обращение по телефону? (Вам позвонили)
– Алло!
– Да!
– Слушаю! Слушаю вас! Я слушаю! Вас слушают!

10. Пословицы и поговорки об искусстве вежливости

– держать марку, – платить той же монетой, – в чужой монастырь со своим уставом не ходи, – не место красит человека, а человек место, –наступать на хвост, – выносить сор из избы…

11. Скажите, о каких людях говорят: – (ему) закон не писан, – белая ворона, –(он) сидит на своём месте, – закручивает гайки, – наступает на ноги, – с него взятки гладки, – умеет растопить лёд.

12. Известно, что успех делового разговора зависит не только от соблюдения правил его проведения, но и от «языкового паспорта» говорящих: обязательным условием культуры делового общения выступает знание норм современного русского литературного языка.

«Языковой паспорт» говорящих:
Известно, что успех делового разговора зависит не только от правил его проведения. Обязательным условием культуры делового общения выступает знание норм современного русского литературного языка.
Произнесите правильно следующие слова:
Конечно, что, патент, сессия, тезис, тема, темп, тенденция, декан, адекватный, экстерн, резюме, Ольга Ильинична, Марья Никитична.
Поставьте ударение в словах:
Агент, агентство, занятой, каталог, ходатайство, выборы, выборов, таможня, эксперт, договор, приговор, обеспечение, усугубить, копированный, копировать, принял, понял, занята, изжита, звонишь, телефон звонит, ясна, ясны…

13. А теперь поговорим о требованиях к служебным документам.

Знаете ли вы?

  • Традиции в составлении официальных писем имеет тысячелетнюю историю.
  • Письмовники и пособия по письмоводству – тексты писем и других документов на все случаи жизни.

Деловой стиль речи:

Основным требованием к языку служебных документов является соответствие нормам и особенностям официально-делового стиля. Каковы особенности этого стиля:
Логичность, точность, краткость высказывания, нейтральный тон, неличный характер изложения.

Процесс стандартизации деловой речи:

  • Широкое использование готовых, уже утвердившихся штампов, трафаретов, словесных форм;
  • Частая повторяемость одних и тех же слов, форм, конструкций, стремление к однотипности способов выражения мысли в однотипных ситуациях.

Деловой стиль речи:

Языковые средства, лексические средства, фразеология деловой речи, морфологические средства, стилистические особенности.
Языковые средства официально-делового стиля:

  • Использование слов-наименований лиц по действию (вкладчик), собирательных существительных (выборы, дети, родители), слов-названий документов (объявление, доверенность), сложносокращённых слов(технадзор),канцеляризмов(нижеподписавшиеся), устойчивых сочетаний слов (принимая во внимание, доводить до сведения, без уважительной причины).
  • Использование специальной терминологии (служебное письмо составляется – не пишется).
  • Использование отглагольных сущ. (проезд, выполнение), н.ф.г. (зачислить, принять) вместе со словами НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ…).
  • Для усиления категоричности могут использоваться наречные слова (заявить решительно).

Языковые средства:

  • Использование форм н.в. глагола, форм б. в. С оттенками долженствования, предписания, форм п.в. Со значением подчёркнутой констатации(комиссия в составе…осмотрела).
  • Использование кр. прил. Модального характера (должен).
  • Широкое использование сочинительных союзов: а равно; а также; как…, так и.
  • Употребление синтаксических конструкций (простые предложения с однородными членами, с вводными и вставными конструкциями, преобладание в предложениях союзной связи над бессоюзной; безличные предложения).

Лексические средства делового стиля:

ИЗБЕГАЙТЕ ОШИБОК!

  • Неправильное использование слов и терминов (вместо «внедрить» –осуществить внедрение).
  • Неуместное или неоправданное употребление иностранных слов(«пролонгировать»вместо «продлить»).
  • Неразличение слов-паронимов: командированный и командировочный, гарантийный и гарантированный, поместить и разместить.
  • Ошибки в употреблении синонимов(строить и возвести, требование и запрос).
  • Употребление разговорных, просторечных, жаргонных слов, эмоционально окрашенной лексики (оплата по индивидуальной сдельщине).

Фразеология деловой речи:

  • Стилистически нейтральные выражения, связанные с выражением оценки: «оставлять желать лучшего», «находиться на уровне чего-либо», «называть вещи своими именами», «узкое место», «общее место».
  • Устоявшиеся речевые формулы: «принять к сведению», «довести до сведения», «принять во внимание», «в соответствии с достигнутой договорённостью», «в порядке оказания помощи», «в связи с тяжёлым положением».

Морфологические средства языка:

  • Употребление кр. прил. (ср: Выводы комиссии обоснованны и справедливы. Выводы комиссии обоснованные и справедливые).
  • Трудности употребления местоимений (без него, для неё, напротив них).
  • Трудности в употреблении числительных (собирательные числ. Четверо детей, нас было трое).
  • Особенности употребления форм глагола (вид, время глагола, причастий: В книге описываются события, имеющие место…( правильно: имевшие место).
  • Трудности в употреблении предлогов – наиболее распространённые: благодаря – из-за – вследствие – в результате – при условии – вопреки – несмотря на – в целях –

Синтаксические ошибки делового стиля:

  • Трудности в согласовании сказуемого с подлежащим (31 ученик награждён).
  • Трудности в согласовании определений (математик С.Ковалевская).
  • Трудности в употреблении дополнений и обстоятельств (допустимо: не исправлял недостатки, не исправлял недостатков).
  • Использование конструкций с отглагольными сущ. (зажигание костров на территории школы запрещается).
  • Усложнённые конструкции должны упрощаться путём прямого сокращения.

Важно!

Если вы владеете «деловыми» словесными формулами и конструкциями, то это позволит вам с успехом разрешить возникающие стандартные ситуации делового общения.

Деловые бумаги:

  • Справка
  • Удостоверение
  • Доверенность
  • Расписка
  • Счёт
  • Акт
  • Характеристика
  • Протокол
  • Объявления-рекламы
  • Приглашения
  • Автобиография

Использована книга «Деловой этикет» Т.С. Кудрявцевой, О.Ю. Шараповой. «Юнвес», Москва, 1997 г.

Урок-беседа: «Этикет, или Правила хорошего тона»

Цели:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование: предметы с этикетками, таблицы с определениями, стол с предметами для сценки 2-х лиц.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.
Сколько раз вы слышали: «сними шапку в помещении», «приветствуй знакомых», «пропускай девочек впереди себя» и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет. Какое слово по звучанию оно вам напоминает?

Учитель. Бывая на рынке и в магазине, на товарах вы видите товарный ярлык или этикетку. Что сообщает она о товаре?

Учитель предлагает ученикам товар с этикетками и слушает их ответы на вопрос.

Учитель. Этикетка информирует нас о предмете. Это маленький представитель вещи. И от того, кок нам понравится этот “полномочный посол”, во многом зависит наше отношение к его хозяину, то есть к самой вещи. Этикет – это …:

Учитель обращает внимание учеников на таблицы с определениями.

1. … – это ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения церемонии.
2. … – это соглашение между людьми о том, что принято в обществе, а что не принято, что является правильным, а что неправильным, какие манеры хорошие, а какие – плохие.
3. … – это форма общественного контроля поведения каждого человека.

Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?
Многие правила поведения пришли к нам из далекой древности. Например: мальчикам пропускать девочек впереди себя. Откуда этот обычай?

Читайте так же:  Ходатайство о приглашении иностранного гражданина

Ответы учащихся и слова учителя о разнице в значении мужчины и значении женщины для первобытного племени.

Учитель. Обычай остался, но мы вкладываем в него иное содержание. Многие правила зародились в средневековье: снимать шапку или перчатку. (Учитель рассказывает о рыцаре и средневековом этикете). Где сейчас мы видим продолжение этой традиции?

Учитель. С какой стороны должен мужчина сопровождать женщину? Где должен находиться мужчина, сопровождающий женщину по ступенькам?

Ответы учащихся. Учитель помогает школьникам, исправляет и уточняет их ответы.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVIII века, и под ним понимали лишь свод правил, принятых при дворе монархов. Вначале этикет использовался как придворный церемониал. В Древнем Китае при дворцах только для императора насчитывалось более 30 тысяч церемоний. Церемониал существовал даже при казни. Отрубленную голову выставляли на всеобщее обозрение:

  • особа, приближенная к императору – на золотом подносе;
  • человек среднего достатка – на серебряном подносе;
  • мелкий служащий – на медном подносе;
  • крестьянин, ремесленник – на деревянном подносе.

Соблюдение правил доходило до абсурда. Поэтому существовала поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Учитель рассказывает о королеве при Филиппе II в Испании, ногу которой из стремени сбруи освободил простой человек и вынужден был скрыться.

Учитель. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Учитель. Вот как приветствуют друг друга в разных странах: древние греки – “Радуйся!”, современные греки – “Будь здоровым!”, арабы – “Мир с тобой!”, индейцы – “Все хорошо!”, англичане и американцы – пожимают друг другу руку, китайцы – пожимают руку себе самому, лапландцы – трутся носами, латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку, японцы – кланяются. А с другой стороны, одни и те же нормы могут по-разному трактоваться и восприниматься. Например, плевок на больного у нас считается манерой дурного тона, а американские индейцы таким образом желают выздоровления; мы отрицательно оцениваем отрыжку за столом, а азиаты таким образом демонстрировали хозяину, что пища пошла во благо. Многое могут сказать жесты:

  • у нас большой палец, поднятый вверх – все хорошо, а у шведов – остановите машину;
  • у нас поглаживание подбородка – удовольствие, а у итальянцев – разговор затянулся;
  • у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. Ученики жестом отвечают на вопросы учителя.

Учитель. Зачем нужно следовать этикету?

Ответы учащихся.
Учитель предлагает ученикам проинсценировать отношения гостя и хозяина.
После сценок школьники разбираются в отношениях своих героев.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку более воспитаны. Свое занятие мы начали со сравнения слов этикет и этикетка, узнали, что эти слова – родственники. Но если на бутылку с уксусом наклеить этикетку “Малиновый сироп”, какова будет ваша реакция после дегустации? Да, на хорошую вещь можно наклеить плохую этикетку, а никудышний товар снабдить замечательным ярлыком. Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему. Хорошие манеры – это не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Дорогие друзья! Живите так, как будто перед вами зеркало. Следуйте совету, с которого мы начали свой урок: “Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят”.

Урок-беседа «Этикет, или Правила хорошего тона»

Цели:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
  • взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями:
    • “Этикет делает королей рабами двора”.
    • Живите так, как будто перед вами зеркало.
    • Язык голову бережёт.
    • Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
  • пригласительные открытки, — 2 штуки
  • плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
  • цветные карандаши, фломастеры
  • листочки для теста — всем
  • коробка на каждую команду (носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей, зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки подарков).
  • медаль “Знаток этикета” (? штук)
  • лист с пословицами – 2 штуки
  • призы (чупики)

На нашем занятии присутствуют гости, которых мы попросим выступить в роли жюри сегодняшних конкурсов.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: «сними головной убор в помещении», «приветствуй знакомых», «пропускай девочек впереди себя» и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Учитель. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Читайте так же:  Срок действия номера в киевстар

Учитель. Проверим вашу внимательность.

— Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

— Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

— О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

Ученик: древние греки – “Радуйся!”,

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

— Довольны ли вы сегодняшним днем?

— Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

— Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

— Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

— Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

— Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

— Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

— Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека. (1мин)

— Одежда должна быть чистой.

— Волосы должны быть уложены в прическу.

— Одежда должна быть аккуратной.

— Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

— как только вошли в комнату.

— только после того, как сядут хозяева.

— после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и .

— заправляете за воротник.

— кладете на колени +

— кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

— отказаться, назвав причину отказа.

— взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

— о новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

— чтобы отделять мясо от костей +

— чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

— чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

— те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

— в правой руке – вилка, в левой – нож.

— в правой руке – нож, в левой – вилка +

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

— поднять и продолжать есть.

— попросить другой прибор.

— извиниться и попросить подать другой прибор +

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц: