Содержание:
Порядок возврата ошибочно уплаченного налога
Порядок уплаты налогов для физлиц и организаций несколько отличается. Граждане получают уведомления об уплате с указанной в них суммой, за них это может сделать работодатель и только в редких ситуациях – продажа имущества, выполнение разовых работ – они лично декларируют прибыль.
Юрлица же весь процесс контролирую самостоятельно, исчисляя размер платежей и сдавая отчетность. А потому в обоих случаях возможно возникновение переплаты по обязательствам перед бюджетом. Тогда может потребоваться возврат излишне уплаченного налога.
Принципы возникновения переплаты
Практически все трудоспособные жители страны, а тем более организации и предприниматели являются налогоплательщиками. Ими уплачиваются:
- НДФЛ с заработных плат, разовых услуг или выполненных работ;
- налог с продажи имущества – квартиры, авто, дома;
- налог на прибыль;
- НДС и так далее.
Как правило, подоходный налог удерживается агентом-работодателем, остальные подлежат собственноручному декларированию. В некоторых случаях возможно возникновения переплаты:
- оформление вычета – возврат излишне уплаченного налога физическим лицом;
- смена статуса плательщика;
- ошибка и прочее.
Такой плательщик может вернуть ошибочно внесенную сумму денег или требовать ее зачисления в качестве следующих налоговых платежей. Процедура имеет свои особенности:
- Смена статуса плательщика. Этот пункт касается иностранных работников, которые, пробыв подряд 183 дня в течение года на территории РФ, становятся резидентами. При определении НДФЛ для резидента используется ставка 13%. С момента возникновения резидентности налоговый агент (бухгалтер предприятия) обязан сделать перерасчет по 13-процентной ставке. Если же до конца периода вся сумма переплаты сотруднику не была возвращена, он должен обратиться в ФНС по месту регистрации и подать заявление на возврат переплаты по налогу (образец выдаст ФНС), декларацию и справку о заработной плате (2-НДФЛ).
- Если сотрудник предприятия увольняется, также производится перерасчет подоходного налога. При обнаружении переплаты сотрудник подается заявление, а перечисление средств производит работодатель.
- Возврат переплаты по налогу на прибыль юридических лиц может потребоваться из-за неверно рассчитанных авансовых платежей, производимых в течение года. Здесь действует тот же принцип, что и с физлицами. Организациям также дается три года.
Законодательная база
Статья 78-я НК описывает принципы возврата ФНС сумму налогов, перечисленных в излишке:
- Излишки могут быть засчитаны в качестве доплаты к следующему платежу. Причем, если по переплаченному налогу платежей больше не будет, сумма может «пойти» в счет иного типа платежа, а также в качестве штрафных санкций.
- Возврат переплаты по налогу производит ФНС при составлении заявления по месту регистрации плательщика – физического лица или организации.
- С даты обнаружения переплаты ФНС в письменном виде обязано уведомить плательщика, указать общую сумму и тип взноса в бюджет.
- Возможно проведение проверки для установления факта переплаты. Инициировать проверку может как заявитель, так и налоговая структура.
- Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога делается в заявительном режиме.
- Срок возврата переплаты по налогам — 30 дней с даты окончания проверки.
- Заявление можно подать в течение трех полных лет (36 месяцев) с даты предоставления отчетности.
- Если в закрепленный законодательно срок деньги не поступают, на сумму ежедневно начисляются проценты. Он исчисляется на основании ставки рефинансирования ЦБ.
- Возврат осуществляется в рублях.
- Возврат ошибочно перечисленного НДС регулируется, помимо Налогового кодекса, еще и таможенным законодательством России.
Перечисленные самостоятельно или взысканные ФНС суммы могут быть начислены или внесены неверно и образуется переплата.
Заявление о возврате
Заявление необходимо подавать в ФСН, зарегистрировавшую налогоплательщика. Бланк заявления на возврат излишне уплаченного налога содержит следующие пункты (пример заявления можно найти в интернете):
- Указание статьи НК, на основании которой возможен возврат суммы.
- Сумма цифрами и прописью в рублях.
- Тип платежа в бюджет, по которому произошла переплата.
- КБК – код бюджетной классификации, ОКТМО.
- Название банковского учреждения, куда поступит сумма, номер счета.
- ИНН, КПП и БИК, корсчет банка.
- Получатель – наименование юрлица, ФИО физлица.
- Дата и подпись.
Составить заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога (образец бланка 2015 года выдается в ФНС) можно в течение 36 месяцев с момента обнаружения переплаты. Более ранняя переплата возврату не подлежит и списывается. Кроме того, собственно сам факт излишков должен быть установлен и подтвержден результатами камеральной проверки. На ее проведение отведено согласно закону 90 дней. Проверяются поданные плательщиком документы (квитанции, чеки) и декларация за соответствующий период.
Как только проверка установит факт переплаты, а от плательщика поступит заявка, в течение одного месяца ФНС обязана сделать возврат указанной суммы на счет заявителя в банке или осуществить зачеты излишне уплаченных налогов. Таким же образом происходит и зачет – поступление средств в счет следующих платежей по налогам или сборам, погашение штрафных санкций.
Заявление на возврат платежей: рекомендации по составлению и подаче
При возникновении излишне перечисленных сумм платежей по налогам, страховым взносам, сборам, штрафам и пеням налогоплательщик имеет право их вернуть. Рассмотрим, что нужно для этого сделать.
Обоснование права на возврат
Право любого из налогоплательщиков (налоговых агентов) на зачет и возврат излишне уплаченных налоговых платежей предусмотрено в НК РФ (гл. 12). Что для этого нужно сделать? Обратиться в налоговую инспекцию с заявлением на возврат в течение 3 лет с момента образования переплаты (пп. 7, 14 ст. 78 НК РФ).
Форма такого заявления утверждена законодательно. С 31.03.2017 при его оформлении следует применять бланк, приведенный в приказе ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (приложение 8). Непосредственно в самом бланке присутствуют и указания на основные моменты, которыми нужно руководствоваться при его заполнении.
Скачать бланк заявления на возврат можно не только в любой справочно-правовой системе, но и на нашем сайте.
Рекомендации по заполнению заявления
Действующий бланк заявления подходит для его оформления по всем типам налоговых платежей, в отношении которых возникает переплата, и может быть использован любым из плательщиков налогов (юрлицом, ИП, физлицом). В его составе – 3 страницы, предназначенные для отражения:
- данных заявителя (ИНН, КПП, наименования), сведений об имеющейся переплате (сумме, периоде, ОКТМО, КБК) и количестве прилагаемых подтверждающих документов;
- сведений о расчетном счете, на который будет возвращаться переплата, и наименовании получателя средств;
- данных физлица, которое не является ИП.
Данные, указанные в заявлении, можно подкрепить копиями подтверждающих документов:
- платежными поручениями;
- согласованными актами сверки по налогам, пеням, штрафам;
- извещением от налоговых органов о переплате;
- составленной бухгалтером справкой о наличии переплаты с указанием причин ее образования;
- прочими документами.
Первую страницу составленного заявления подписывает либо сам налогоплательщик, либо его представитель (п. 1 ст. 26 НК РФ). Здесь же указывается текущая дата составления и номер контактного телефона. Если составитель документа использует печать, то ее оттиск может быть проставлен рядом с подписью.
Последствия отсутствия платежных реквизитов
Если для возврата платежей вы указали платежные реквизиты, ранее неизвестные налоговой службе, то перечисление должно быть произведено согласно указанным данным. Отказ в возврате денежных сумм со ссылкой на отсутствие данные в базе налоговиков не правомерен (постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2009 № Ф09-3320/09-С3).
Если вы не указали в заявление реквизиты для возврата денежных сумм, то налоговая должна вернуть деньги на имеющиеся в ее базе счета.
Таким образом, если налоговой службе известны ваши платежные реквизиты, то отказать в перечислении переплаты они не в праве, иначе такое решение можно оспорить в суде (постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2010 № Ф09-11154/09-С2).
Однако если вы не указали реквизиты в заявлении и в базе налоговой инспекции они также отсутствуют, то это является основанием для отказа в возврате денежных сумм. Суды в данных ситуациях на стороне налоговиков (постановление 8-го арбитражного апелляционного суда от 15.12.2010 № А70-4076/2010, оставлено в силе постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2011 № А70-4076/2010).
Способы предоставления заявления на возврат
Можно воспользоваться несколькими способами предоставления заявления в налоговую службу:
- Непосредственно представить документы в канцелярию инспекции. При себе необходимо иметь второй экземпляр заявления. На нем секретарь поставит отметку о приеме, укажет дату представления и свои данные. Отметка будет являться подтверждением того, что документы действительно предоставлены.
- Послать заявление по почте ценным письмом с описью вложения. Почтовая квитанция и второй экземпляр описи также будут подтверждением факта отправки документов.
- Использовать телекоммуникационные каналы связи. Пакет документов должен быть обязательно заверен усиленной квалификационной ЭЦП.
- Подать сведения через личный кабинет (ЛК) налогоплательщика.
Все возможные варианты подачи приведены в пояснениях на самом бланке заявления.
Особенности подачи заявления через ЛК налогоплательщика
Способ передачи данных через ЛК стал общедоступным с 01.07.2015 (п. 1 ст. 11.2, абз. 1 п. 6 ст. 78 НК РФ, п. 1, подп. «в» п. 12 ст. 1, ч. 4 ст. 5 закона «О внесении изменений…» от 04.11.2014 № 347-ФЗ). Юрлицами он мог использоваться и раньше.
Представление сведений через личный кабинет налогоплательщика как физического лица, в том числе ИП, так и юридического сопровождается электронной квитанцией о приеме (абз. 4 п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 11.2, подп. 4.1 п. 1 ст. 32 НК РФ, подп. «а» п. 4 ст. 1, ч. 4 ст. 5 закона № 347-ФЗ).
Однако в НК РФ не указана обязанность инспекции по передаче электронных квитанций о приеме заявлений на возврат, представленных через личный кабинет. Ввиду того, что квитанция о приеме документов может быть не выдана налоговой инспекцией, у налогоплательщика не будет возможности подтвердить передачу данных. Узнать о том, что ИФНС получила переданный им документ, он сможет только по истечении 15 рабочих дней (10 дней на принятие решения и 5 дней на информирование) с даты подачи заявления, когда налоговая служба исполнит свою обязанность по извещению налогоплательщика о результатах рассмотрения поданного заявления (пп. 8, 9 ст. 78 НК РФ).
Об иных вопросах, связанных с применением ст. 78 НК РФ, читайте в материале «Ст. 78 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
Плательщик налогов любого типа (юрлицо, ИП, физлицо) вправе вернуть числящуюся за ним переплату по налоговым платежам. Для этого нужно обратиться в ИФНС с заявлением установленной формы, подать которое туда можно любым из существующих для обращения в налоговый орган способов.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога
Заявление на возврат излишне уплаченного налога
Если налогоплательщик уплатил в бюджет сумму налога в большем размере, чем было нужно, он имеет право на возврат излишне уплаченного налога (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Случится такое может по разным причинам:
- при неверном исчислении суммы налога (в связи с неправильным расчетом налоговой базы, при использовании не той налоговой ставки и т.д.);
- при ошибочном заполнении платежного поручения: когда сумма налога была определена верно, но в платежке указали большее значение;
- если сумма перечисленных авансовых платежей оказалась больше суммы налога к уплате, и в других случаях.
Чтобы вернуть переплату, организация должна подать в свою ИФНС по месту учета заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (п. 2,6 ст. 78 НК РФ).
Порядок возврата излишне уплаченных налогов
Заявление о возврате излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган:
- лично руководителем организации (самим предпринимателем), либо представителем при наличии доверенности;
- по почте ценным письмом с описью вложения;
- по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде. При этом заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Форма заявления на возврат излишне уплаченного налога является официально утвержденной и, кстати, недавно была обновлена (Приложение N 8 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected] ). Теперь по внешнему виду она больше похожа на декларацию и имеет свой КНД 1150058. По содержанию заявление изменилось не сильно. В нем, как и ранее, нужно указать название организации, статью НК, на основании которой должна быть возвращена переплата, сумму переплаты, КБК, а также все банковские реквизиты и номер счета налогоплательщика, на который налоговики должны будут вернуть переплату.
Заявление стало более формализованным и его заполнение не должно составить большого труда для налогоплательщиков. А пояснения к полям, в которых указывается закодированная информация, приведены в самом конце формы.
Срок на возврат излишне уплаченного налога
По общему правилу сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение месяца со дня получения налоговым органом заявления от налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ). При этом решение о возврате налога должно быть принято налоговиками в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления. Но если после подачи заявления ИФНС предложит плательщику провести совместную сверку расчетов, то решение о возврате будет принято в течение 10 рабочих дней с даты подписания акта сверки (п. 8 ст. 78 НК РФ).
Отметим, что при нарушении срока возврата налоговики должны будут начислить на сумму переплаты проценты за каждый день просрочки и перечислить их налогоплательщику помимо возвращаемой суммы (п. 10 ст. 78 НК РФ). Оценить, какую сумму процентов задолжали налоговики, можно с помощью калькулятора.
Порядок возврата излишне уплаченного НДФЛ: новые разъяснения ФНС
Автор: М. Н. Волкова
Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту? Каков порядок возврата налога, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет? В каком порядке возвращается (зачитывается) переплата по НДФЛ, возникшая по другим причинам?
Сотрудники контролирующего органа выпустили Письмо от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected], в котором дали разъяснения по вопросу зачета (возврата) излишне уплаченных сумм НДФЛ. В этом письме чиновники обратили внимание на то, что порядок возврата (зачета) излишне уплаченного НДФЛ зависит от того, признаются ли данные суммы самим налогом. В статье рассмотрим эти разъяснения более подробно.
Вначале напомним, что согласно пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи.
Кроме того, они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
Также налоговыми агентами для целей применения указанной главы признаются российские организации, которые перечисляют суммы денежного довольствия, денежного содержания, заработную плату, иное вознаграждение (другие выплаты) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил РФ (п. 7.1 ст. 226 НК РФ).
Удержанный НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в сроки, которые установлены п. 1, 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ (письма Минфина РФ от 01.02.2017 № 03-04-06/5209, от 25.07.2016 № 03-04-06/43463, 03-04-06/43479, ФНС РФ от 26.05.2014 № БС-4-11/[email protected]).
Отметим, п. 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.
Таким образом, НДФЛ, перечисленный в бюджет раньше срока выплаты дохода, сотрудники налоговой не признают налогом. В этом случае обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ не является исполненной. Соответственно, организация – налоговый агент обязана заново уплатить налог в полной сумме. Такие разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 16.09.2014 № 03-04-06/46268, ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected], от 29.09.2014 № БС-4-11/[email protected] Кроме того, НДФЛ, уплаченный раньше срока, зачесть в счет предстоящих платежей не получится, его можно только вернуть из бюджета (Письмо ФНС РФ от 29.09.2014 № БС-4-11/[email protected]).
Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту?
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. Отметим, что порядок действий организации – налогового агента зависит от причины образования переплаты:
- НДФЛ был излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет;
- переплата по НДФЛ возникла по другим причинам, например, из-за ошибки в платежном поручении или перечисления налога ранее даты уплаты НДФЛ в бюджет (там самым он не признается налогом).
Рассмотрим подробно порядок возврата НДФЛ в каждом из вышеуказанных случаев.
Порядок возврата НДФЛ, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет.
Ситуация, когда организация – налоговый агент излишне удержала НДФЛ с доходов физического лица и перечислила его в бюджет, может возникнуть, например, при предоставлении сотруднику имущественного или социального вычета не с начала года. В этом случае согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом организация обязана сообщить нало-гоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Обратите внимание:
Возврат суммы налога налогоплательщику в отсутствие налогового агента (например, в случае ликвидации организации) либо в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), а не организацией – налоговым агентом (п. 1 и 1.1 ст. 231 НК РФ).
Возврат сотруднику-налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится организацией – налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент удерживает налог, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Такой возврат может производиться только путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (ст. 231 НК РФ, письма ФНС РФ от 18.07.2016 № БС-4-11/[email protected], Минфина РФ от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112 (п. 2)).
Приведем примеры возврата излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ.
Если сумма предстоящих платежей по НДФЛ больше, чем сумма, которую надо вернуть сотруднику.
Пример 1.
20.02.2017 сотрудник подал заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 23 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, составила:
на 10.03.2017 – 18 000 руб.;
на 10.04.2017 – 18 000 руб.
Как в этом случае зачесть НДФЛ?
Как уже было сказано, сначала необходимо перечислить сумму излишне удержанного НДФЛ на счет сотрудника, указанный в заявлении о возврате. Затем на сумму возвращенного налога нужно уменьшить сумму текущих платежей по НДФЛ, исчисленному с выплат всем физическим лицам, получившим от организации доходы, пока полностью не будет зачтена возвращенная сумма.
Вся сумма излишне удержанного с доходов сотрудника налога в размере 23 000 руб. перечислена на его карту в день выплаты зарплаты – 10.03.2017. Часть возвращенного налога в размере 18 000 руб. организация зачтет в уменьшение НДФЛ, подлежащего перечислению 10.03.2017. Таким образом, перечислять НДФЛ в бюджет 10.03.2017 организация не будет.
На оставшуюся часть возвращенного сотруднику НДФЛ в размере 5 000 руб. (24 000 — 18 000) организация уменьшит НДФЛ, подлежащий перечислению 10.04.2017. В итоге в бюджет организация заплатит налог в сумме 13 000 руб. (18 000 — 5 000).
Пример 2.
20.02.2017 сотрудник представил заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 63 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, равна:
на 10.03.2017 – 18 000 руб.;
на 10.04.2017 – 18 000 руб.;
на 10.05.2017 – 18 000 руб.
Как в данном случае зачесть НДФЛ?
Из условий примера следует, что сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по этому налогу, так как излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. В данном случае за возвратом излишне уплаченного НДФЛ организация должна обратиться в свою налоговую инспекцию. Для этого в течение 10 рабочих дней со дня получения от работника заявления о возврате излишне удержанного НДФЛ организации нужно представить в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 231 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 20.09.2013 № БС-4-11/17025):
1) заявление о возврате излишне удержанной суммы налога;
2) выписку из налогового регистра по НДФЛ за период, когда налог был излишне удержан;
3) справку 2-НДФЛ на это лицо за период, когда был излишне удержан налог. Если организация обращается за возвратом НДФЛ, излишне удержанного в прошлые годы, нужно представить две справки: первичную и исправленную;
4) документы, подтверждающие излишнее перечисление налога (например, платежное поручение, выписку).
В течение месяца со дня подачи этих документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Если налоговый агент не вовремя перечислил излишне удержанный НДФЛ сотруднику.
Итак, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного ст. 231 НК РФ (в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), налоговый агент на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, обязан начислить проценты, которые также подлежат уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
К сведению:
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Если сумма НДФЛ, которую необходимо перечислить в бюджет, меньше той, которую нужно вернуть сотруднику.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата налогоплательщику излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога в срок, установленный ст. 231 НК РФ, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление о возврате налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога. Кроме заявления организация – налоговый агент должна представить в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишние удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.
Далее возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (подробно возврат по этой статье рассмотрим далее).
Обратите внимание:
До осуществления возврата из бюджетной системы РФ налоговому агенту излишне удержанной с доходов налогоплательщика и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент вправе произвести такой возврат за счет собственных средств.
Порядок возврата переплаты НДФЛ, возникшей по другим причинам.
Согласно п. 1 и 2 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные данной статьей, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Сотрудники налогового ведомства, как уже было сказано, считают, что перечисление в бюджет суммы, превышающей величину фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога. Данная сумма рассматривается ими как денежные средства, ошибочно перечисленные в бюджет. В связи с этим контролеры могут вернуть налог налоговому агенту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, при условии что у такого налогового агента не должно быть задолженности по иным федеральным налогам. В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ. Отметим, что факт ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и факт излишнего удержания и перечисления налога, подтверждается на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.
Порядок зачета переплаты НДФЛ, возникшей по другим причинам.
Что касается зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, сотрудники контролирующего органа отметили, что согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.
Соответственно, как указали сотрудники налоговой инспекции, ошибочно перечисленную по реквизитам уплаты НДФЛ сумму можно зачесть в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Под иными налогами понимаются федеральные налоги, за исключением НДФЛ.
Такие разъяснения представлены в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected]
От редакции:
С полным текстом Письма ФНС РФ № ГД-4-8/[email protected] вы можете ознакомиться в журнале «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера» (№ 4, 2017).
Отметим, что до этого письма налоговики указывали лишь на возможность возврата налоговому агенту суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ.
В новом же письме контролирующий орган уже допускает и зачет, в частности, в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.Таким образом, организациям, которые перечислили по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, можно будет зачесть данную сумму в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Для этого необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.
К сведению:
Зачет (возврат) излишне либо ошибочно уплаченных сумм НДФЛ за период до 01.01.2016 осуществляется в порядке, описанном выше. Об этом также сказано в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected]
В заключение обозначим следующее:
1) для возврата излишне удержанного с доходов физического лица НДФЛ организация – налоговый агент обязана письменно сообщить работнику об излишнем удержании налога. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня, когда была обнаружена ошибка. Далее необходимо получить от работника заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денег. Вернуть НДФЛ наличными денежными средствами нельзя. Подать такое заявление работник должен до истечения трехлетнего срока со дня уплаты в бюджет излишне удержанного налога;
2) если сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по данному налогу (излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), организация должна обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением и подтверждающими документами (например, с платежным поручением, выпиской). После этого в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ в течение месяца со дня подачи таких документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации;
3) если организация ошибочно перечислила по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, ее можно будет зачесть в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида или вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Возврат ошибочно перечисленного налога
На практике нередко возникают ситуации, когда при перечислении налога в бюджет налогоплательщик с ошибками оформляет платёжное поручение, например неправильно указывает ИНН, КПП, ОГРН, КБК, или другие реквизиты. В результате у налогоплательщика возникает необходимость вернуть налог, перечисленный по ошибочным реквизитам.
С 1 января 2007 г. вступил в силу пункт 7 ст. 45 НК РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ). Данный пункт устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Он предоставляет налогоплательщикам право исправить ошибки в оформлении платёжного поручения на перечисление налога.
Напомним, что платёжным поручением является распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжное поручение составляется на бланке формы 0401060. Это следует из пункта 3.1, 3.4 Положения о безналичных расчётах в Российской Федерации № 2-П от 03.10.2002 г. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Итак, согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ исправлению подлежат ошибки, не повлёкшие неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт Федерального казначейства. В силу пункта 7 статьи 45 НК РФ исправлению подлежат ошибки, допущенные в следующих полях платёжного поручения: основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика.
В связи с этим, определённое время существовала неясность в вопросе о возможности исправить ошибки в указании кодов ОКАТО, КБК, ИНН плательщика и получателя. Приложение к Приказу от 2 апреля 2007 г. № ММ-3-10/[email protected] устраняет данную неясность. В данном приложении содержится подробный перечень уточнения платежа. Всего в Приложении указано четырнадцать причин уточнения. Среди причин уточнения назван код 01 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) КБК; Код 14 — несоответствие КБК типу платежа, указанному в поле 110 расчётного документа. Код 03 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) код ОКАТО; код 05 — не указан или неверно указан ИНН плательщика; 06 — несоответствие ИНН наименованию плательщика; 08 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) ИНН получателя.
Таким образом, налогоплательщик имеет право исправлять ошибки, допущенные в таких реквизитах, как КБК, ОКАТО, ИНН. Правильность такого подхода подтверждается и правоприменительной практикой арбитражных судов.
Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ пункт 7 статьи 45 НК РФ как акт законодательства о налогах и сборах, устанавливающий дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеет обратную силу.
Исправление ошибки в платёжном поручении непосредственно связано с исполнением обязанности налогоплательщика по уплате налога. По общему правилу обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком — физическим лицом со дня внесения им в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства (подп. 3 пункта 3 статьи 45 НК РФ). В связи с этим важным обстоятельством является тот факт, что при наличии ошибок в платёжном поручении, перечисленных в пункте 7 статьи 45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной. Применительно к платёжному поручению обязанность по уплате налога считается неисполненной только в случае неправильного указания в нём номера счёта Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт Федерального казначейства (пункт 4 статьи 45 НК РФ).
Для исправления ошибки налогоплательщик должен подать в налоговый орган по месту своего учёта заявление о допущенной ошибке. К заявлению о допущенной ошибке прилагаются документы, подтверждающие уплату налогоплательщиком налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт Федерального казначейства. В заявлении излагается просьба уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
В НК РФ чётко не определена процедура подачи заявления о допущенной ошибке, срок его рассмотрения налоговым органом и принятия решения по данному заявлению.
Поскольку срок для подачи заявления о допущенной ошибке в пункте 7 статьи 45 не установлен, Минфин РФ в Письме от 26 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-478 рассмотрел вопрос о возможности применения положений статьи 78 НК РФ. Минфином РФ был рассмотрен вопрос возврата налога, уплаченного в 2002 г., в связи с ошибочным указанием КБК. По результатам рассмотрения вопроса финансовое ведомство указало на то, что при соблюдении условий, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа и осуществляет пересчёт пеней. В случае же пропуска установленного ст. 78 НК РФ срока подачи заявления о зачёте излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачёте, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа. Напомним, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачёте или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы.
При этом Минфин РФ обращает внимание на то, что установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок со дня уплаты суммы налога, в течение которого налогоплательщиком может быть подано заявление о зачёте этой суммы налога, не направлен на ущемление прав налогоплательщика и ссылается на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О. В данном Определении указано, что норма ст. 78 НК РФ о сроке подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о зачёте переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Таким образом, при соблюдении срока подачи заявления об уточнении платежа и условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. Форма решения об уточнении платежа утверждена Приказом ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/[email protected]
Поскольку НК РФ не установлен также и специальный срок для принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачёте (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный статьёй 78 НК РФ. На это обращает внимание Минфин РФ в Письме от 31.07.2008 г. № 03-02-07/1-324.
Как следует из пункта 4 статьи 78 НК РФ, решение о зачёте суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. При этом, согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачёте сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачёта в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передаётся руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В ходе принятия решения об уточнении платежа по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Налоговый орган также вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
Если по результатам рассмотрения заявления об исправлении ошибки налогоплательщику будет отказано в уточнении платежа, налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа в порядке Раздела VII НК РФ. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (статьи 137 и 138 НК РФ).