Второе гражданство закон

Автор: | 13.09.2018

Содержание:

Путин подписал закон, вводящий уголовную ответственность за сокрытие двойного гражданства

МОСКВА, 4 июня. /ИТАР-ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал изменения в закон «О гражданстве Российской Федерации», вводящие уголовную ответственность за сокрытие россиянами наличия у них гражданства другого государства. Об этом сообщает портал правовой информации. Документ был принят Госдумой 23 мая и одобрен Советом федерации 28 мая.

Поправки внесены в закон «О гражданстве РФ» и отдельные законодательные акты, обязывающие россиян, имеющих также иное гражданство, в течение 60 дней со дня его приобретения письменно уведомить об этом по месту жительства территориальный орган Федеральной миграционной службы (ФМС). Исключение сделано только для «граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ, имеющих также иное гражданство, или вид на жительство, или иной документ, который подтверждает право на его постоянное проживание в иностранном государстве».

Кроме того, необходимо будет уведомлять ФМС о наличии второго гражданства у детей. Данные в ФМС в этих случаях необходимо будет передавать «законным представителям гражданина РФ, не достигшего 18-летнего возраста, за исключением также категории постоянно живущих за границей».

Ответственность за неисполнение закона

В случае неисполнение нового требования будет предусмотрена уголовная ответственность — в виде «штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо в виде обязательных работ на срок до 400 часов».

За нарушение установленного порядка подачи гражданином РФ или законным его представителем уведомления, «выразившееся в несвоевременной его подаче, либо в предоставлении содержащихся в нем ложных или неполных сведений», предусматривается административное наказание в виде штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.

Автор законодательной инициативы, депутат от фракции ЛДПР Андрей Луговой ранее заявил журналистам, что выяснением наличия у россиян гражданства другого государства будет заниматься Следственный комитет России. «Очевидно, что наличие двойного гражданства снижает значимость российского гражданства и отношение к своему отечеству. Это особенно важно в свете последних геополитических событий, когда Россия продолжает сталкиваться с агрессивным давлением Запада», — считает депутат.

Кому запрещено иметь двойное гражданство

В 2006 году в российское законодательство были внесены изменения, запрещающие иметь двойное гражданство лицам, замещающим государственные и муниципальные должности.

Двойное гражданство или вид на жительство в другой стране нельзя, в частности, иметь секретарю и членам Совбеза, президенту России, депутатам Госдумы, членам Совета федерации. Позднее были приняты поправки, запретившие иметь второй паспорт председателю правительства и вице-премьерам РФ.

31 марта депутат от «Справедливой России» Алексей Казаков внес в Госдуму законопроект, запрещающий иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другом государстве высокопоставленным госслужащим и членам их семей.

Двойное гражданство: ничего нового, но тон изменился

На днях Госдума приняла во втором чтении поправки к действующему закону «О гражданстве Российской Федерации». Некоторые поправки относились к статье 3 закона, трактующей вопросы двойного гражданства. Это дало некоторым СМИ повод объявить, что с принятием этих поправок якобы произошел некий прорыв — дескать, Дума наконец признала право россиян на двойное гражданство.

На самом деле ничего принципиально нового не произошло. Институт двойного гражданства признавался и в прежней редакции закона. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к части 2 статьи 3 прежней редакции, где говорилось: «Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации».

Другой вопрос, что несколько изменились интонации закона. Ранее акцентировались, так сказать, запретительные моменты. Так статья 3 начиналась с части 1, гласившей: «За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». Теперь часть 1 статьи 3 звучит следующим образом: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства, то есть двойное гражданство, в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Однако норма, в которой говорилось, что двойное гражданство гражданина РФ признается только при наличии соответствующего межгосударственного соглашения, никуда из закона не делась. Она лишь перекочевала из первой части статьи в часть четвертую и повторяет прежнюю редакцию.

Так что граждане РФ из числа обладателей, например, американских, израильских или немецких паспортов по-прежнему могут сколько угодно размахивать своими заграничными «корочками» — в России это ни на кого не подействует. Соглашения о признании двойного гражданства Россия на данный момент имеет только с двумя странами — Туркменией и Таджикистаном. Ну, еще, естественно, есть союзная нам Белоруссия, с которой у нас, согласно договору, есть некое общее союзное гражданство.

Таким образом, лишь счастливые обладатели туркменского или таджикского паспортов, оказавшись, скажем, в российском милицейском участке, могут с полным правом требовать встречи со «своим» консулом. Хотя неизвестно, как отреагируют наши стражи порядка на подобное требование. Реакция может быть самой непредсказуемой. Может, лучше и не пробовать.

Заключения же соглашения о двойном гражданстве с какой-нибудь другой, помимо Туркмении и Таджикистана, страной СНГ ожидать не приходится. Не говоря уже о США или там Израиле.

Но все же: тональность законодательства меняется. И это уже неплохо.

Закон РФ о двойном гражданстве

Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ».

Как показывает практический опыт, коренные жители России могут оформить двойное гражданство или даже гражданство нескольких государств. Такая ситуация является вполне приемлемой, однако при этом возникает достаточно большое количество вопросов, касательно того, каким образом получение двойного гражданства регламентируется законодательно и правомерным ли является использование нескольких паспортов при необходимости и без особых сложностей, которые выступают в качестве подтверждения гражданства других стран. Если копнуть глубже, то можно констатировать тот факт, что двойное гражданство, официально допускаемое для граждан России, бывает чётко предопределено при соблюдении условий:

  • при наличии у РФ международного договора;
  • при раскладе, когда заключено международное соглашение с той страной, которая является второй по принадлежности конкретного человека к нему.

Если рассматривать данную ситуацию на основаниях законодательства, то такой договор, который действительно заключен в 1995 г. и действует согласно правилам, имеется у РФ лишь с Таджикистаном. При таком раскладе, таджики, после того, как они получили российское гражданство используя договор в качестве основания, имеют полное право не отказываться от предыдущего гражданства, сохраняя его, пользуются при этом двойным гражданством имея одинаковые права в России и Таджикистане.

Повторение аналогичной ситуации может быть только в том случае, когда таджикские жители, как и россияне в виде руководства пользовались соглашением, действующим с конца 1993 г. до мая 2015 г. Таким образом, за гражданами, которые успели оформить документы в этот период, закрепляется чистое двойное гражданство. Стоит заметить, что данное положение вещей вовсе не свидетельствует о том, что российские граждане не имеют возможности пользоваться двойным гражданством в чистом виде помимо вышеперечисленных ситуаций.

Сколько гражданств может иметь россиянин, и какими официальными бумагами это регламентируется

Возможность получить гражданином РФ гражданства другого государства в чистом виде, помимо двух ранее приведённых примеров на самом деле вполне допустима и закрепляется за 62 статьёй Конституции. В статье говорится о том, что при имеющихся гражданствах иностранных государств российский гражданин не освобождается от тех обязанностей, которые требуются от него как от российского гражданина, в то же время не умаляются его права и свободы. Само собой разумеется, что это действует в том случае, когда иное не предусматривается законодательством или договором Российской Федерации на международном уровне.

Таким образом, Закон Российской Федерации обосновывает вероятность получения двойного и множественного гражданства. При этом не имеет никакого значения тот факт, какое количество гражданств у человека имеется. Основное, чего необходимо придерживаться в данном случае, — это отсутствие законного оформления выхода из российского гражданства. Тогда россиянин остаётся гражданином своей страны, несмотря на то, что стал подданным или приобрёл гражданство другого государства.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» от 31. 05. 2002г., становится понятно, что гражданин России имеет право стать гражданином других государств неограниченное количество раз. Наличие этого факта не ставит его перед выбором, и от него не требуется прекращения российского гражданства. Судя по представленной информации, для более правильного восприятия назвать такое гражданство точнее было бы не двойное, а второе или множественное, в зависимости от количества государств, гражданином которого является человек.

Варианты получения двойного гражданства согласно закону РФ

Ситуацию при данном раскладе можно рассматривать в двух интерпретациях, когда:

  • иностранный гражданин получает гражданство Российской Федерации;
  • российский гражданин получает гражданство другого государства.
Читайте так же:  Нотариус в районе ярославский

Первый случай предусматривает отказ от действующего гражданства, и только после этого разрешается принятие гражданства РФ. Причём, следуя правилам законодательства, сделать это необходимо в обязательном порядке. Однако стоит заметить, что миграционные службы достаточно часто не обращают на нарушение данного подпункта ровным счётом никакого внимания.

А вот в случае, когда российский гражданин решит приобрести ещё одно гражданство, то он может по своему желанию оставаться подданным России и иметь двойное гражданство согласно всем правилам.

Порядок получения двойного гражданства представляет собой стандартную процедуру, причём довольно длительного продолжения. Для того чтобы, в конечном счёте, получить иностранный паспорт, первым делом следует оформить ВНЖ или ПМЖ. Оформление данных документов предусматривает сбор и подготовку целого списка бумаг, которые затем необходимо предоставить в органы миграционной службы.

Далее, в стране необходимо прожить определенный срок, который варьируется от 3 до 12 лет. Обязательным является условие освоения языка, культуры, истории и законодательства. Во время пребывания в другой стране гражданин обязуется неукоснительно соблюдать законодательство страны и подписывает соответствующие бумаги. Кроме того, иностранный гражданин обязан зарекомендовать себя как законопослушный и не иметь никаких претензий от органов сохранения правопорядка.

Согласно статистике, россияне чаще всего оформляют двойное гражданство с западными станами, имеющими развитую инфраструктуру и экономику. К ним можно отнести:

Хотя по мимо этого, в ряде стран российские граждане довольно охотно оформляют двойное гражданство с целью выезда на отдых и даже приобретают там недвижимость. Хотя с точки зрения статистики, заграничные паспорта в данном случае оформляются гораздо реже. Это Турция, Египет и Греция.

Какие права и обязанности приобретает лицо при наличии

Согласно 64 конституционной статьи РФ, двойное гражданство по большому счёту ни коим образом не находит своего отражения касательно прав, свобод и обязанностей, которые были предусмотрены ранее двойным гражданством.

В конечном счёте, лица, при наличии двойного гражданства имеют необходимость осуществлять свои права в той стране, где они проживают. Сюда относится и обслуживание в клиниках и других медицинских учреждениях, и получение социальных выплат, и обучение, и получение образования в высших, средних учебных заведениях и школах. То же правило касается воинской службы.

Итак, лицо с двойным подданством имеет право пользоваться всеми полагающимися ему благами, включая лечение, обучение, налоговые льготы и социальные выплаты, но только в пределах одной из стран, а не в обеих, где имеется гражданство. Причём выбор страны человек осуществляет по своему желанию. Что касается детей, то они имеют право получить двойное подданство в автоматическом режиме.

В правилах, предусмотренных законом, существует ряд ограничений по отношению к тем гражданам России, которые в случае приобретения иностранных паспортов и ВНЖ фактически теряют свои льготы и имеют ряд ограничений, касательно свобод. Стоит отметить, что это не относится к Таджикистану и Туркменистану.

По мере получения ВНЖ и соответственно паспорта другой страны кроме России, на протяжении двух месяцев необходимо подать заявление в местные органы управления. С подобными обращениями следует идти именно по месту своего основного пребывания. В том случае, когда проживать приходится постоянно в другой стране, а не на территории России, то подачу заявления следует осуществить не позже 60 дней с момента пересечения границы. За нарушение данного правила предусматривается административная ответственность, предполагающая уплату штрафов.

Граждане России, получившие право постоянно проживать в других государствах, теряют права занимать руководящие должности в органах власти и самоуправления. При этом имеется ряд ограничений при устройстве на работу в судебные, правоохранительные органы или при несении воинской службы.

Что касается иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, бывших ранее гражданами России или имевших её гражданство, то в соответствии со статьёй 15 настоящего Федерального закона их восстановление может быть осуществлено при условии сокращения времени пребывания на территории государства сроком до 3 лет. Те же лица, которые находились на правах постоянного проживания в России и ранее считались гражданами РФ, после чего в силу сложившихся обстоятельств вышли из гражданства в порядке, установленном законом, имеют полное право восстановиться в гражданстве РФ, как в общем, так и в упрощённом порядке, в том случае, если они относятся к определённой категории лиц, соответствующих тому или иному положению закона.

Федеральный закон о принятии двойного гражданства

Федеральный закон о принятии двойного гражданства со всеми правилами и положениями, нашедшими свое отражение в статьях, был принят, утвержден и вступил в силу с 1.06.2002г. В данном законе детально разобраны правила и условия для получения двойного или множественного гражданства, содержатся все основные принципы российского законодательства, касательно урегулирования данного вопроса, четко расставлены приоритеты оснований для получения двойного гражданства, установлен порядок его оформления и определены условия, соблюдение которых является обязательным.

В законе даны чёткие разъяснения всем понятиям и терминам, а все статьи в совокупности представляют собой практическое руководство, написанное буквой закона. Трактовка каждой статьи предполагает ответы на те многочисленные вопросы, касательно прав и свобод, которые могут возникнуть как в процессе оформления двойного гражданства, так и во время проживания в другой стране. Закон подробно освещает все принципы гражданства РФ и правила, которые являются регуляторами вопросов гражданства России, дает разъяснения по поводу двойного гражданства, оформлению гражданства детей. Обратившись к закону, можно подробно изучить, как осуществляется приём в гражданство РФ на общих основаниях, а также в упрощённом порядке.

Как уведомить ФМС (МВД) о наличии вида на жительство и второго гражданства: популярные вопросы

4 августа 2014 года в закон №142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» внесли поправки. По новым правилам, все граждане РФ, которые получают (или получили ранее) вид на жительство или паспорт другой страны, должны сообщить об этом в Федеральную миграционную службу. Сейчас ее функции переданы Министерству внутренних дел, а обязанность у обладателей ВНЖ или гражданства осталась прежней.

Уведомить необходимо в течение 60 дней с момента получения статуса. Это можно сделать лично, придя в управление по вопросам миграции по месту жительства, по почте России, а с декабря 2014 года еще и с помощью уполномоченного представителя на основании нотариальной доверенности.

В законе прописан механизм уведомления и для тех, кто на момент наступления обязанности находится за рубежом. Они должны представить свои документы в течение 30 дней со дня въезда в Россию.

Уклонистов ждет наказание. За «несообщение» установлена уголовная ответственность (в соответствии со ст. 330.2 УК РФ). Максимальная санкция – обязательные работы сроком до 400 часов. За опоздание или предоставление заведомо ложных сведений полагается административное наказание (в соответствии со ст. 19.8.3 КоАП) в виде штрафа от 500 до 1000 рублей.

Обязанность не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

На вопросы отвечает директор компании «Второй Дом», кандидат юридических наук Евгений Цикунов.

Уведомлять или нет? Как они узнают?

Задают этот вопрос достаточно часто, хотя, на мой взгляд, сама формулировка вопроса достаточно странная. Какой бы ни был закон, хороший или плохой, это закон, и мы обязаны его соблюдать вне зависимости о строгости наказания за его нарушение.

Действительно, миграционные ведомства зарубежных государств не обязаны уведомлять соответствующие российские ведомства о том, что такой-то россиянин получил ВНЖ или гражданство этого государства, и на практике этого не происходит.

При выезде из России в ходе пограничного контроля сотрудники пограничной службы проверяют документы на выезд из России и наличие у лица различных ограничений (алименты, долги и т.д.). В обязанность пограничной службы в соответствии с Административным регламентом ФСБ России (Приказ ФСБ России от 08.11.2012 №562) не входит проверка документов, дающих право на въезд в страну, в которую вы направляетесь. Но, сегодня действует один регламент, а завтра другой, как мы знаем, законодательство у нас может измениться в любой момент.

К тому же сотрудники авиакомпании при регистрации на рейс обязательно проверят не только срок действия вашего загранпаспорта, но и наличие у вас визы или документа, дающего право на безвизовый въезд в страну отправления. Иначе, если вы не пройдете паспортный контроль в стране, куда вы летите, на том основании, что у вас нет визы или иного разрешающего документа (ВНЖ, ПМЖ, гражданства), и вам откажут во въезде в страну – авиакомпания будет вынуждена вас «возвращать» в Россию за свой счет.

Поэтому, еще раз хотим отметить, что уголовная ответственность, особенно в России – это «не игрушки», уведомить МВД стоит в установленные законом сроки.

Изменился ли порядок уведомления в связи с упразднением ФМС и передачей ее функций Главному управлению по вопросам миграции МВД России?

Приказ ФМС России №450 от 28.07.2014, которым утвержден порядок уведомления и все формы, действует и отменен не был. На местах работают те же специалисты, что и раньше, только форма у них теперь другого цвета. Даже находятся они, как правило, там же. В Москве, например, в МФЦ «Мои документы».

Изменились некоторые детали. Раньше сотрудники ФМС не требовали представить оригиналы карты ВНЖ или паспорта иностранного государства. Сейчас просят оригинал и копию, сверяют копию с оригиналом и заверяют ее. В результате уведомлять по доверенности стало сложнее, поскольку уполномоченному представителю нужно иметь на руках все оригиналы как российских, так и зарубежных документов семьи клиента.

Во всем остальном процедура полностью осталась прежней и ничем не отличается.

Читайте так же:  Учебные пособия по css

Закон не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами России. Если большую часть времени я проживаю в США, мне нужно уведомлять МВД?

Действительно, обязанность не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами России. Но, к сожалению, в нашем законодательстве пока нет определения понятию «лицо, постоянно проживающие за пределами России» для целей иммиграционного законодательства.

Ранее на пресс-конференции в Фейсбуке представители ФМС объясняли свою позицию. По их мнению, уведомлять не нужно, если вы одновременно соответствуете этим критериям:

  • постоянно проживаете за пределами России;
  • встали на консульский учет за рубежом;
  • выписались по адресу, где были зарегистрированы в России.

Очевидно, что Фейсбук не является источником права в России, и интервью чиновника не имеет юридической силы, тем не менее, это официальная позиция, которую пока в МВД никто не подтвердил, но и не опровергнул. Остается надеяться, что рано или поздно в МВД устранят этот пробел и в новом регламенте появится четкий ответ на данный вопрос.

Мы купили недвижимость в Латвии и получили на этом основании ВНЖ для всей семьи, что мы должны указать в п. 4 Формы уведомления (основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве)?

Для того, чтобы понять, что такое основание приобретения гражданства (ВНЖ/ПМЖ), необходимо обратиться к статьям 11, 12, 13 закона «О гражданстве», где они перечислены. В Российской Федерации это, например, по рождению, вступление в брак и т.д.

Другими словами, основания приобретения гражданства (ВНЖ/ПМЖ) – это события или действия, в результате которых вы стали обладателем данного статуса.

Применительно к нашему случаю это будет «приобретение недвижимости» или «инвестиции в недвижимость». При получении ВНЖ/ПМЖ Венгрии через гособлигации это будет «инвестиции в государственные ценные бумаги Венгрии». При получении гражданства Кипра через покупку гособлигаций – «инвестиции в государственные облигации Кипра».

Что будет, если я не укажу основание приобретения гражданства (ВНЖ/ПМЖ) в форме уведомления?

В соответствии со ст. 19.8.3 КоАП за «предоставление сведений в неполном объеме, либо заведомо недостоверных сведений» установлена административная ответственность в размере штрафа от 500 рублей до 1000 рублей. Как мы уже говорили выше, наша рекомендация всегда однозначная – закон не нарушать.

Можно ли уведомить через сайт государственных услуг или по электронной почте?

Нет, такой возможности по закону не предусмотрено. Уведомить можно только лично, с помощью Почты России и через уполномоченного представителя по нотариальной доверенности.

Где можно найти формы уведомления?

Раньше формы были размещены на сайте ФМС России, сейчас, к сожалению, на официальном сайте ГУВМ МВД России этой информации нет.

В системе Консультант+ или Гарант можно найти Приказ ФМС №450 от 28.07.2014 в нем есть сами формы и инструкция по их заполнению.

Нужно ли носить с собой отрывную часть формы уведомления при пересечении границы?

В законе «О гражданстве» такая обязанность для граждан России не предусмотрена. Но, с учетом того, что вся информация вносится в базу данных вручную и это занимает время, лучше отрывную часть при себе иметь.

Материал подготовлен при поддержке компании «Второй Дом».

Понравилась статья? Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Какие ограничения вводит закон РФ о двойном гражданстве в России 2017-2018?

Двойное гражданство в России законом не запрещено, за исключением некоторых категорий граждан, которые ограничены в возможности иметь двойное гражданство. Однако теперь, если человек имеет одно или несколько гражданств помимо российского, он обязан сообщить об этом в уполномоченный орган. Какие трудности в связи с этим могут возникнуть, а также кто ограничен в двойном гражданстве, узнаете из нашей статьи.

ФЗ о двойном гражданстве

Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. В соответствии с этими статьями россияне могут являться подданными другой страны, если это допускается российскими законами или имеются договоренности России с зарубежными странами. При этом факт наличия гражданства другой страны не прекращает российского гражданства и не мешает человеку пользоваться всеми правами российского гражданина, если это не противоречит законодательству или международным договорам, которые заключила Россия.

В настоящее время Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения, которые решают вопросы, касающиеся двойного гражданства, с Республикой Таджикистан (закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ). До 18.05.2015 года действовало соглашение о двойном гражданстве с Туркменистаном (закон от 25.11.1994 № 41-ФЗ), но начиная с указанной даты эти отношения прекращены. Однако это не значит, что россиянин не может иметь гражданство того государства, с которым Россия не заключила договор. Просто в данном случае такое лицо рассматривается со стороны Российской Федерации не как человек, имеющий двойное гражданство в России, а исключительно как российский гражданин, не принимая во внимание наличие еще одного гражданства. То есть получается, что двойное гражданство официально возможно только с двумя странами (лица, получившие гражданство Туркмении до 18.05.2015, сохраняют его на условиях двойного гражданства). Во всех остальных случаях это, исходя из понимания закона, не будет являться двойным гражданством. Но так как законом не предусмотрено однозначного и четкого запрета на наличие гражданства той страны, с которой отсутствуют международные договоренности, и никаких санкций за наличие такого гражданства российским законодательством не предусмотрено, то многие российские граждане пользуются этим и имеют гражданство других стран.

При этом стоит отметить, что некоторые категории российских граждан все же ограничены в возможности иметь какое бы ни было иностранное гражданство. В первую очередь данное ограничение распространяется на лиц, которые поступают на гражданскую службу (подпункт 6 пункта 1 статьи 16 закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Такие лица не могут быть госслужащими в случае наличия у них иностранного гражданства, если иное не содержится в международных договорах, заключаемых Россией. Нарушение запрета на двойное гражданство в России повлечет освобождение нарушителя от должности в связи с утратой доверия.

Двойное гражданство — новый закон 2017-2018 годов

Что же касается действующего в настоящее время законодательства, то 04.08.2014 начал действовать закон от 4 июня 2014 № 142-ФЗ (далее по тексту — Закон), вносящий поправки в закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Изменения были разработаны, исходя из следующих соображений.

  • Человек, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство другой страны, тем самым имеет определенную связь с другой страной, в гражданстве которой он состоит.
  • В итоге у него имеются различные обязанности не только перед Россией, но и перед другой страной.
  • Эти факторы снижают патриотизм такого гражданина и его привязанность к России. Ведь принимая те или иные решения, связанные с Россией, подданный другой страны будет руководствоваться не только интересами России и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.

В связи с этим предполагается, что государство (Российская Федерация) вправе знать, кто именно из его граждан стоит на страже не только российских интересов, но и иностранных, имея гражданство других стран. При этом необходимо отметить, что данный закон не ставит перед российскими гражданами запрет на наличие гражданства другой страны (в этом плане ничего не меняется), а всего лишь предусматривает обязанность сообщать о факте наличия такого гражданства. Но такая обязанность по сообщению касается не только наличия другого гражданства, но также случаев, когда человек имеет вид на жительство в другой стране или документ, дающий право человеку жить за границей. Что понимается под таким документом, гражданин должен определить самостоятельно, основываясь на законодательстве страны, выдавшей такой документ.

Вышеуказанный закон предусматривает, что теперь все российские граждане, которые постоянно живут в России и имеют второе гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий право проживать в другой стране, обязаны уведомить об указанных обстоятельствах Федеральную миграционную службу РФ по месту постоянного проживания или, при его отсутствии, по месту пребывания или по фактическому нахождению в течение 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств. Что же касается детей до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, то в отношении них такое уведомление подается родителями (достаточно, если его подаст один из них) или другими официальными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями и т. д.).

При этом предусмотренное законом уведомление подается при приобретении каждого нового гражданства или нового документа, который дает право проживать за границей.

Данная обязанность по уведомлению не распространяется на тех, кто имеет двойное гражданство в России, но живет за границей, а также в тех случаях, если это предусмотрено законодательством или действующими договоренностями России с другими странами. Что же касается жителей Крыма, которые не так давно стали российскими гражданами, то на них обязанность по уведомлению о двойном гражданстве распространяется с 01.01.2016.

Ответственность за нарушение закона РФ о двойном гражданстве

В случае неподачи уведомления о двойном гражданстве, имеющемся виде на жительство или документе, который подтверждает право проживать за границей, или подачи его с нарушением установленного порядка для лица, которое не исполнило предусмотренную обязанность, может наступить административная или уголовная ответственность. Принятый Закон вносит также поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ.

В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.

Читайте так же:  Допрос несовершеннолетних судебная практика

В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности, т. е. нарушен порядок подачи уведомления. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.

  • Штраф до 200 000 рублей.
  • Штраф, равный заработку или другому доходу нарушителя за период до 1 года.
  • Обязательные работы до 400 часов.

Правовые коллизии нового закона о двойном гражданстве

Вступившие в силу поправки, касающиеся необходимости уведомлять о двойном гражданстве в России, изначально имели ряд неопределенностей, которые на практике вызывали существенные сложности. В частности, на момент установления обязанности по уведомлению о получении/наличии двойного гражданства в условиях постоянного проживания за границей, не было определено, что именно является постоянным проживанием. Кроме этого, не было ясно, как следует поступать человеку в ситуации, когда он в силу тех или иных причин временно находится за границей (учеба, работа и т. д.), при этом зарегистрирован в России. Ведь статья 6 закона «О гражданстве РФ» и пункт 3 «Порядка подачи уведомлений …», утвержденного приказом ФМС РФ от 28.07.2014 № 450, предусматривают возможность подать требуемое уведомление либо лично, либо почтой через организацию федеральной почтовой связи, то есть через Почту России. Соответственно, исполнить свою обязанность, находясь в другой стране, было невозможно.

Возникали трудности и у тех лиц, которые проходили лечение в медицинском учреждении. Ведь даже для почтовой отправки такого уведомления требуется личное присутствие с предъявлением паспорта.

Однако уже 31.12.2014 был подписан закон № 507-ФЗ, устраняющий большинство правовых коллизий. В частности, для граждан, временно находящихся за границей, возможность подать уведомление в течение 30 календарных дней со дня возвращения в Россию. Также определено, что если гражданин постоянно проживал в другой стране, а теперь вернулся в Россию для постоянного проживания, то он должен подать уведомление в течение 60 календарных дней со дня возвращения. Для граждан, проходящих лечение в медицинском учреждении за границей, предусмотрена возможность подачи уведомления через представителя, которому гражданин выдал доверенность, удостоверенную нотариусом или главным врачом медицинского учреждения, в котором он находится.

Двойное гражданство – цена молчания

За двойное гражданство государство пока не накажет, но контролировать российских граждан с иностранными паспортами будет

По мнению государственных органов, гражданин РФ, не представивший сведения о гражданстве другого государства либо праве на постоянное проживание на территории иностранного государства, создает высокую общественную опасность. Однако правовых обоснований, которые позволили бы ввести уголовную ответственность, юристы не видят

Совет Федерации РФ 28 мая 2014 года одобрил закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон обязует граждан Российской Федерации (за исключением российских граждан, постоянно проживающих за пределами нашей страны) уведомлять соответствующий федеральный орган исполнительной власти о наличии иного гражданства или документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. За неисполнение этой обязанности предполагается уголовная ответственность, за нарушение установленного порядка уведомления – административная ответственность.

Надо отметить, что закон принят в рекордные сроки: с момента поступления законопроекта №485228-6 в Госдуму 31 марта до его принятия депутатами в третьем чтении 23 мая прошло менее двух месяцев.

А вот одновременно поступивший в Госдуму законопроект №485143-6, запрещающий высокопоставленным чиновникам и членам их семей иметь гражданство иного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, пока не прошел даже первое чтение.

Ответственность

После подписания президентом РФ и вступления в силу изменений в закон о гражданстве Уголовный кодекс Российской Федерации пополнится статьей 330.2 «Неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства (подданства) иностранного государства», предусматривающей наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательных работ на срок до 400 часов.

Несоблюдение установленного порядка уведомления (нарушение сроков уведомления, неполнота либо недостоверность предоставленных сведений) влекут административную ответственность по ст. 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 0,5-1 тыс. рублей.

Действующее с 31 мая 2002 года законодательство о гражданстве РФ допускает наличие двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Если российский гражданин приобретает гражданство другой страны, это не влечет за собой прекращение гражданства РФ (ст. 6 №62-ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации» (редакция от 20.04.2014)). Действовавший ранее федеральный закон №1948-1 от 28.11.1991 «О гражданстве Российской Федерации» также не содержал запрета на приобретение гражданином РФ иного гражданства или каких-либо изъятий в правах при наличии иного гражданства.

В соответствии с действующим законодательством одним из признаков преступного деяния является его общественная опасность (ст. 14 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ). Согласно позиции Конституционного суда РФ, законодатель обязан устанавливать меры уголовной ответственности, адекватные общественной опасности преступления (постановление Конституционного суда РФ от 27.05.2008 №8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян»).

Уголовная ответственность за деяния, не обладающие общественной опасностью, представляет собой нарушение указанной позиции Конституционного суда РФ и неконституционность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).

Применяя выявленные общие принципы к положениям рассматриваемого закона, следует констатировать неадекватность предлагаемого правового регулирования, так как общественная опасность такого деяния, как неуведомление всяким гражданином государственного органа о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, – без учета его отношения к государственной или военной службе и других подобных особенностей – как минимум неочевидна.

Из пояснительной записки к законопроекту №485228-6 следует, что наличие гражданства иностранного государства снижает для гражданина РФ значение российского гражданства как политико-юридического выражения ценности связи с отечеством и его волеизъявление может обусловливаться не только интересами РФ и ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.

Однако остается неясно, каким образом волеизъявление гражданина РФ может контролироваться либо влиять на его статус на территории РФ в отношениях с Российской Федерацией. Какие негативные последствия наступят и какие общественно значимые интересы будут нарушены, если гражданин РФ не уведомит уполномоченные органы о наличии гражданства иного государства либо права на постоянное проживание на территории иного государства?

Оценивая новый документ, надо признать, что отсутствие какой-либо очевидной общественно значимой цели введения подобных мер влечет признание их неконституционными. С учетом действующего российского законодательства, рассматривающего гражданина РФ, даже имеющего иное гражданство, только как гражданина РФ, сведения о наличии другого гражданства или права на проживание в иностранном государстве представляют собой сведения, составляющие тайну частной жизни, а обязанность уведомлять об этом государство есть вмешательство в право на неприкосновенность частной жизни (ст. 24 Конституции РФ).

Безусловно, новые правила не окажут непосредственного влияния на оборот зарубежной недвижимости, на интенсивность заграничных поездок россиян. Однако введение такой обязанности в совокупности с мерами уголовной ответственности за ее несоблюдение повлечет усиление государственного контроля над гражданами РФ.

Стоит отметить неопределенность формулировок вводимой в Уголовный кодекс РФ статьи 330.2. Например, «соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти». Исходя из буквального толкования (как наиболее предпочтительного в области уголовного права) данной нормы, если уведомление направить, например, по месту пребывания, а не по месту жительства (при наличии такового), можно попасть под уголовно-правовые санкции, предусмотренные ст.330.2 Уголовного кодекса РФ.

Также неясным остается исключение для граждан РФ, постоянно проживающих за пределами нашей страны. Предполагается, что их волеизъявление, выраженное в момент пребывания на территории РФ (либо на территории посольства, консульства РФ на территории иностранного государства), не обусловливается интересами народа, на территории которого они постоянно проживают? Чем, кроме территориального расположения, будут отличаться граждане РФ, находящиеся в пределах России и уже имеющие иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, и граждане РФ, проживающие на территории иностранного государства и получающие (или имеющие) иностранное гражданство либо вид на жительство? Установление различных правил для лиц, находящихся в равных условиях, представляет собой дискриминацию и нарушает положения ст. 19 Конституции РФ, что вновь подтверждает неадекватность вводимого регулирования.

Непонятно, как граждане РФ, имеющие также гражданство другого государства, но временно проживающие в третьей стране, должны уведомить госорганы: законодательные новеллы устанавливают, что уведомление надо направить в государственный орган по месту жительства (места пребывания или места фактического нахождения) в пределах территории России.

Гипотетическая возможность обусловленности волеизъявления данной категории граждан интересами иного народа либо конституционными требованиями иного государства не может стать основанием для обязанности уведомлять российское государство об отношениях с другими государствами для всех граждан РФ, без учета их отношения к государственной либо военной службе или степени активности их политической деятельности. Последствия сбора такой информации и способы ее дальнейшего использования уполномоченными органами РФ также остались за рамками одобренного Советом Федерации закона.

Подобные нововведения выражают развивающуюся в российской политико-правовой сфере тенденцию к сужению прав и свобод, усилению контроля государства над частной жизнью граждан.