Содержание:
Привлечение детей к труду в школе
Большинство современных школ активно используют детский труд в виде дежурства по классу и школе, летней трудовой практики и т.д. Что же такое детский труд в школе: атавизм советских времен или важный педагогический метод трудового воспитания современного подрастающего поколения? Каким образом действующее российское законодательство регулирует труд детей в школе? Кто и на каких условиях может быть привлечен к школьному труду?
В советский период школы приветствовали использование детского труда, поскольку он являлся одним из методов патриотического воспитания. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе изменились, что нашло свое отражение в законодательстве. На сегодняшний день использование детского труда регулируется Законом «Об образовании» (ч. 4 ст. 50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (п. 50), постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, утвержденные постановлением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 г.
Согласноч. 4 ст. 50 Закона об образовании и п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Таким образом, важнейшим условием привлечение ребенка к труду в школе является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).
Есть другой способ «узаконить» участие детей в дежурстве или летней трудовой практике: принять соответствующее решение на собрании представительного органа школы (например, совета общеобразовательного учреждения, если такой имеется) – органа управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).
Если положение о дежурстве и летней практике есть в школьном Уставе или представительным органом школы, то об этом должны быть в обязательном порядке извещены учащиеся и их родители.
В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен. И в этом случае совершенно не важно, оказывалось ли на ребенка психическое или физическое воздействие или нет.
В случае же, если будет доказано, что к ребенку применялись меры принуждения, виновные лица должны быть привлечены к дисциплинарной и (или) уголовной ответственности.
Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике.
Если же сотрудники школы продолжают принуждать ребенка к так называемому «общественно-полезному» труду, либо способствуют созданию дискриминационных условий для лиц, не давших добровольное согласие на труд, можно обратиться с жалобой в районный отдел образования или прокуратуру.
Если же добровольное согласие на труд у школы имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.
А как же уроки труда?
Обратим внимание на формулировку ч. 14 ст. 50 Закона «Об образовании». Запрещается привлечение обучающихся образовательных учреждений без их согласия к любому труду, не предусмотренному образовательной программой.
Согласно п. 6 ст. 9 Закона «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Занятия по трудовому обучению необходимо проводить согласно учебной программе (плану), а учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.
Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, например, пошив спецодежды для технического персонала школы или ремонт школьной мебели или техники, то все, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, опять же с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.
3.4 Форма заявления-согласия на привлечение детей к посильному труду
2 . 1. Общие положения 1.1 Данное Положение составлено на основании Федерального Закона от 29 декабря 2012 года 273 «Об образовании в Российской Федерации», Устава школы. 1.2 Настоящее положение разработано с целью регулирования отношений между МОУ «СОШ 1 г. Ртищево Саратовской области» и родителями (законными представителями) обучающихся. 1.3 Положение разработано с целью недопущения конфликтов с родителями (законными представителями) обучающихся при организации анкетирования обучающихся с целью выявления результативности воспитательной работы, при оказании необходимой медицинской помощи ( в том числе экстренной) медицинскими и педагогическими работниками школы, размещении фотографий детей на школьном сайте с целью информирования о проводимых воспитательных и иных мероприятий и поощрения обучающихся, при организации трудовых мероприятий, привлечения детей к помощи педагогам при организации образовательного процесса, при выборе одного учебного модуля ОРКСЭ для изучения. 1.4 При отсутствии заявления-согласия родителей педагоги школы не имеют права привлекать ребенка к анкетированию, посильному труду, размещать его фото на школьном сайте, оказывать медицинскую помощь (кроме экстренных случаев), обучать одному модулю ОРКСЭ. 2 Порядок получения согласий родителей 2.2 Родители (законные представители) знакомятся с особенностями школьной жизни при поступлении ребенка в школу. 2.3 Классные руководители обязаны ознакомить родителей с порядком проведения диагностических исследований, организации медицинского обслуживания, работой школьного сайта, организации физической помощи персоналу школы, выбора одного из учебных модулей ОРКСЭ. 2.4 Родители (законные представители) обучающихся заполняют заявления-согласия, ставят подпись и дату. Заявления-согласия подписываются в двух экземплярах: один выдается на руки родителям, второй прикладывается к личным делам обучающихся. 2.5 Заявления-согласия подписываются только при поступлении ребенка в школу. Если мнения родителей в течение обучения ребенка в школе меняются, заявление-согласие переписывается или отзывается вовсе. 3. Формы заявления-согласия родителей 3.1 Форма заявления согласия на проведения диагностических исследований личности обучающихся (Приложение 1). 3.2 Форма заявления-согласия на оказание медицинской помощи (Приложение 2). 3.3 Форма заявления-согласия на размещение фотографий детей в сети Интернет (Приложение 3). 3.4 Форма заявления-согласия на привлечение детей к посильному труду (Приложение 4) Форма заявления-согласия на выбор для изучения одного из модулей предмета ОРКСЭ (Приложение 5).
3 Срок действия настоящего Положения не ограничен до внесения изменений.
4 Приложение 1 Директору МОУ «СОШ 1» Заявление о согласии родителя (законного представителя) на проведение диагностических исследований личности обучающегося в период обучения в МОУ «СОШ 1 г. Ртищево Саратовской области» Я, даю своѐ согласие на проведение диагностических исследований личности моего ребенка, обучающегося класса при условии соблюдения этики проведения исследований: классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором администрацией школы. Согласие на проведение диагностических исследований личности моего ребенка может быть отозвано мною путем направления директору школы письменного отзыва. Подтверждаю, что цели проведения исследований, а также методы диагностики мне разъяснены. 20 г. / /
5 Приложение 2 Директору МОУ «СОШ 1» Информированное добровольное согласие на оказание медицинской помощи несовершеннолетним в период обучения в МОУ «СОШ 1 г. Ртищево» Я,, даю добровольное информированное согласие на оказание медицинской помощи моему ребенку, обучающемуся класса, в период обучения в МОУ «СОШ 1 г. Ртищево» 1.Подтверждаю, что в доступной форме мне разъяснено следующее: — до моего сведения доведены положения главы 4 «Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья» Федерального Закона от 21 ноября 2011 г. 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». -до моего сведения доведен Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» — В соответствии с требованиями ст. 20, 22 Федерального Закона от 21 ноября 2011 г ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», я информирован (а), что необходимым предварительным условием оказания медицинской помощи является получение добровольного информированного согласия, а также имею право отказаться от получения медицинской помощи, и даю такое согласие в отношении своего ребенка.. 2.Подтверждаю, что даю свое согласие на использование сведений о состоянии здоровья моего ребенка, в том числе об аллергических реакциях организма ребенка, школьной медсестрой для оказания медицинской помощи. Родитель / 20 года Подтверждаю, что я довел(а) до родителей обучающегося полную информацию о возможности и условиях предоставления медицинской помощи в школе. Медсестра / 20 года
6 Приложение 3 Директору МОУ «СОШ 1» Согласие на размещение в сети Интернет фотографий несовершеннолетних в период обучения в МОУ «СОШ 1 г. Ртищево Саратовской области» Я,, даю согласие на размещение фотографий моего ребенка, обучающегося класса, в сети Интернет в период обучения в МОУ «СОШ 1 г. Ртищево Саратовской области» Подтверждаю, что в доступной форме мне разъяснено следующее: -фотографии моего ребенка будут размещаться только на сайте школы по адресу :rt1935.narod.ru. — фотографии или подписи к фотографиям, порочащие честь и достоинство ребенка, размещаться на сайте не будут. Родитель / 20 года Подтверждаю, что я довел(а) до родителей обучающегося полную информацию о правилах размещения информации в сети Интернет. Администратор школьного сайта / 20 года
7 Приложение 4 Директору МОУ «СОШ 1» Заявление о согласии родителя (законного представителя) на привлечение обучающегося к посильному труду в период обучения в МОУ «СОШ 1 г. Ртищево Саратовской области» Я, даю своѐ согласие на привлечение моего ребенка, обучающегося класса к посильному труду при условии соблюдения необходимой техники безопасности: мытье доски, мытье ученической мебели в закрепленном классе, уборка посуды в школьной столовой за собой, дежурство в школьной столовой (накрывание на стол), помощь учителю в подготовке наглядных пособий для урока и при проведении внеклассных мероприятий, помощь классному руководителю в ремонте и уборке учебного кабинета, помощь библиотекарю (ремонт книг, помощь при приеме и выдаче учебников), работа на пришкольном участке, в том числе в летнее время (прополка травы, посадка саженцев и семян, уборка мусора) при отсутствии медицинских противопоказаний. Согласие на привлечение моего ребенка к посильному труду может быть отозвано мною путем направления директору школы письменного отзыва. Подтверждаю, что правила техники безопасности при организации трудовых акций мне разъяснены. Родитель / 20 г Подтверждаю, что я довел(а) до родителей обучающегося полную информацию об условиях привлечения обучающегося к посильному труду и о правилах техники безопасности при организации трудовых акций. Классный руководитель 20 г
8 Приложение 5 Директору МОУ «СОШ 1» Заявление о согласии родителя (законного представителя) на выбор одного из модулей предмета ОРКСЭ для изучения обучающимся в период обучения в МОУ «СОШ 1 г. Ртищево Саратовской области» Я, даю своѐ согласие на изучение модуля моим ребенком, обучающегося класса в период обучения в МОУ «СОШ 1 г. Ртищево Саратовской области» Согласие на изучение одного из модулей предмета ОРКСЭ может быть отозвано мною путем направления директору школы письменного отзыва. Подтверждаю, что право на выбор одного из модулей предмета ОРКСЭ мне разъяснены. Родитель / 20 г.
Путин: Детей нужно привлекать к труду в школе, но заставлять мыть полы — нельзя
21:18, 21.06.2017 // Росбалт, В России
Президент России Владимир Путин высказал мнение, что в школу необходимо вернуть трудовое воспитание. Однако это должен быть творческий труд, сообщает ТАСС.
«Я с вами согласен, — заявил он на встрече с педагогами, комментируя соответствующую инициативу. — Но это не должно быть эксплуатацией». «Труд плодотворно действует на любого человека», — заявил он, напомнив, что есть теория о том, что именно труд сделал из обезьяны человека. «Но полы мыть должны люди, которые за это деньги получают, — добавил глава государства. — Детей надо привлекать хотя бы к элементарному, но творческому труду».
Путин уточнил, что никакой эксплуатации детей при этом быть не должно. Глава государства вспомнил также, что сам в юности в стройотряде получил рабочую специальность плотника четвертого разряда.
Меньше слов — в нашем Instagram
В администрации города и на российском госТВ не видят ничего страшного в том, что жители Урала дышат бензапиреном.
Российские власти готовятся к отключению страны от международных финансовых систем и весенним региональным бунтам.
В новом году граждан России ожидает возможное повышение расходов на техосмотр, поездки на такси и вывоз мусора.
Надзорное ведомство выявило существенные нарушения, допущенные в ходе расследования.
Как может быть правдой то, что отец не привязан к собственному ребенку, и что в такой ситуации делать, рассказала психолог Катерина Мурашова.
Женщину подозревают в мошенничестве с землей, эксперты говорят о возможной связи дела с карьерными амбициями бывшего главы района.
Москва: -2°, снег
Санкт-Петербург: -2°, пасмурно
Ответственность за эксплуатацию детского труда
Сравнительно недавно эксплуатация детского труда в Российской Федерации была неотъемлемой частью школьного воспитания. Наиболее распространенными видами работ были школьные дежурства, включающие уборку помещений, летняя практика (ремонт школы, садово-огородные работы и т.п.) и прочее.
Описываемый вопрос очень сложный и специфичный, а потому при решении вопросов, связанных, например, с привлечением ребенка к работам его образовательном учреждении, лучше всего заручиться поддержкой квалифицированного юриста.
Наш портал предоставляет эту услугу бесплатно.
В настоящее время эксплуатация детского труда (статья УК РФ № 150 и 152.2) имеет строгие ограничения. Помимо основного федерального закона об уголовных правонарушения, ограничения на привлечение несовершеннолетних к рабочей практике налагают:
- положения «Об образовании» за номером 273-ФЗ;
- Российский трудовой кодекс;
- Конвенция о правах ребенка.
Уголовная ответственность
Так, в соответствии с перечисленными нормативно-правовыми актами, учащиеся общеобразовательных школ обладают правом на принятие решения о посещении (или непосещении) трудовых мероприятий, организованных учреждениями, в которых они воспитываются. Привлечение к работам (если таковые проводятся не в рамках образовательного процесса) без согласия самих учеников, а также их родителей или опекунов, законодателем трактуется как нарушение их законным прав и может являться уголовно наказуемым деянием.
Более того, несовершеннолетний, приняв решение оказать добровольное посильное содействие, например, в ремонтных работах, проводимых в школе, обязан предоставить письменное согласие родителей. То же касается и его официального трудоустройства. В противном случае принятие ребенка на работу будет расцениваться как незаконное использование детского труда.
Исключением являются работы, предусмотренные уставом образовательной организации и являющиеся частью быта и самого учебного процесса. Таковыми учреждениям являются профессиональные военные училища, а также исправительные заведения. Также нарушением закона об охране детского труда не является привлечение учащихся к работе на уроках технологии, которые нацелены на то, чтобы научить детей обращаться с инструментами, станками, строительными материалами и кухонными принадлежностями. Отстранение от подобных занятий допускается только в связи с медицинскими показаниями.
Привлечение к работе с 14 лет
Как следует из всего вышесказанного, при наличии желания несовершеннолетнего законодатель допускает занятие его работой, при том, однако, условии, что это не сможет нанести вред его здоровью или помешать получению образования. Т.е. дети представляют собой отдельную группу работников, для которых предусматривается минимальный возраст, с которого возможно их трудоустройство (14 лет) и установлена менее продолжительная протяженность рабочего дня.
Трудовое законодательство допускает предоставление рабочего места с 14 лет. Протяженность рабочего дня должна быть таковой, чтобы в сумме подросток трудился не более 18 часов в неделю.
Кроме того, законодателем установлен исчерпывающий список работ, допуск к которым несовершеннолетнего не разрешается. К таковым относятся работы:
- предполагающие тяжелый физический труд;
- в процессе выполнения которых может быть нанесен вред здоровью и нравственному развитию;
- сопряженные с опасностью, а также сверхурочные;
- ночное время суток;
- в праздничные и выходные дни.
Привлечение к труду детей с ограниченными способностями
На особом учете у российского законодателя стоят проблемы привлечения к труду учащихся с ограниченными возможностями. С целью прояснения данного вопроса Министерством образования России было составлено специальное письмо, содержащее инструктаж, согласно которому целью привлечение несовершенных лиц особой категории является:
- естественное введение воспитанников в домашний быт и подготовка к труду;
- способствование формированию опыта социального общежития, адекватного поведения, навыков самопознания и контактов с обществом.
Учащиеся старших классов специальной школы получают знания, нацеленные на практическое применение, в том числе и минимальный профильный опыт в различных трудовых отраслях. Помимо того трудовое обучение предполагает и систему трудотерапии, которая выбирает своим основным направлением восстановительные, компенсаторные и развивающие функции.
В учреждениях коррекции с полным образованием такое обучение (в зависимости от наличия требуемой базы) носит более глубокий характер. Принцип оборудования таких мастерских ориентирован на особенности учащихся с поправкой на их ограниченные возможности. То же касается и протяженности трудового дня воспитанников. Руководителем трудового воспитания, как и в обычной школе общего образования, является специальный учитель.
Трудовое обучение в специальной школе оканчивается аттестацией, которая заключается в практической работе и в теоретическом собеседовании.
Для охранения прав учащихся коррекционной школы при введении трудовой практики в такие образовательные организации привлекается общественный орган (как правило, управляющий совет). Кроме того, подобные вопросы выносятся на решение родительского собрания.
Права родителей: что требовать от школы и детсада
04 февраля, 2015
Поделиться в социальных сетях:
Не все родители школьников и детсадовцев знают, что у них есть не только обязанности, но и права. Закон «Об образовании» предоставляет им целый ряд правомочий. M24.ru выяснило, какими правами обладают родители и что им положено по закону.
Школа и детский сад
Права родителей школьников и детсадовцев примерно идентичны. Здесь дело не в конкретном образовательном заведении, а в возрасте учащихся – они несовершеннолетние.
По словам депутата городской думы, председателя комиссии по образованию Антона Молева, есть лишь нюансы, связанные с зачислением в детский сад, с пребыванием и некими обязанностями родителей. Отличия могут быть только на старшей ступени, где ребенок выступает в роли самостоятельного субъекта и отчасти берет на себя некоторые обязательства.
Более того, сейчас детский сад уже не самостоятельная структура, а дошкольное отделение крупной школы, поэтому, по факту, родители, зачисляя своего ребенка в детский сад, вступают в юридические отношения с крупным комплексом. Продолжаются эти отношения в течение всего времени, пока ребенок учится: дошкольное отделение, потом начальные классы, вплоть до выпуска из школы.
Что нужно знать в первую очередь
В первую очередь родителям нужно знать, что они имеют право самим выбрать, где будет учиться их ребенок: будь то государственная школа или частная, лицей или гимназия. При этом они могут выбрать между традиционным обучением в школьных стенах или на дому.
Как правило, ребенок поступает в школу, которая находится ближе к дому. Но важно знать, что это не обязательно. Вы можете выбрать для вашего ребенка любую понравившеюся школу, а отказать вам могут только если в выбранном вами учебном заведении нет свободных мест.
При приеме в учебное заведение родителей обязаны ознакомить с уставом, предоставить лицензию и свидетельство об аккредитации. Здесь заметим – эта информация не просто должна быть открыта для вас, вам ее обязаны предоставить. Вы также можете ознакомиться с учебным планом, расписанием звонков и занятий.
По закону, только с согласия родителей открываются дополнительные занятия и продленки. Родители могут дать согласие на проведение психологических тестов и медицинских обследований или же отказать, а также присутствовать при оглашении результатов.
Могут ли ребенка привлечь к труду
Вашего ребенка не могут привлечь к труду, не предусмотренному образовательной программой. По словам Антона Молева, если детей привлекают к подобной работе, то это предмет предъявления претензий к школе. Но здесь есть тонкая грань. Элементы воспитательного процесса, требующие подготовки кабинета или актового зала, например, к праздничному мероприятию, вполне законны.
«Если нужно что-то убрать, украсить в рамках образовательной программы, то привлечение ребенка к этой активности носит абсолютно законный характер и вписывается в образовательные цели деятельности школы», — говорит депутат.
Кроме того, здесь, по его словам, есть нюанс. «В некоторых учреждениях бывает уборка класса по договоренности с родителями или в силу того, что это прописано в уставе организации и является частью обязанности ребенка, которую он выполняет. Такой формат возможен, но, подчеркну, только с согласия родителей», — добавил Молев.
Когда ребенка могут оставить учиться на второй год
Если ребенок не освоил программу учебного года и его хотят оставить на второй год, родители имеют право обратиться в школу, чтобы получить результаты проведенной аттестации для объективной оценки его знаний.
Но если по всем объективным показателям, таким как независимые диагностики или дополнительные проверочные работы, ребенок действительно не успевает, то школа его как ученика, не освоившего программу, вправе оставить на второй год. А вот исключить ребенка из школы не имеют право.
«В соответствии с существующими законами, исключить из школы ребенка не могут. Ему могут предложить изменить профиль обучения с учетом, если он не успевает по заданному профилю, но не более того», — сказал председатель комиссии по образованию.
Кто отвечает за здоровье ребенка
Еще один важный момент – на то время, когда ребенок находится в школе, ответственность за его здоровье несет именно она, а в частности, должностное лицо, которое в соответствии с приказом отвечает за ребенка в конкретный момент. Это может быть учитель, классный руководитель, преподаватель дополнительных занятий или курса.
«К примеру, если что-то произошло на уроке или перемене, но на территории школы, отвечает за это образовательное учреждение. Кроме того, если ребята поехали в музей, на экскурсию или любое другое мероприятие, пишется приказ, в котором в обязательном порядке указываются сопровождающие лица, и в частности руководитель, который отвечает за жизнь и здоровье детей на время мероприятий. Полнота ответственности лежит на школе», — сказал Молев, при этом добавив, что каждый случай нужно рассматривать в отдельности.
Могут ли опрашивать ребенка в ходе расследований
В случае происшествий, требующих расследования, вашего несовершеннолетнего ребенка не имеют право допрашивать. Любые действия розыскного характера – все что касается официальной информации, например, опрос свидетелей, разрешается только в присутствии родителей либо законных представителей.
Обязаны ли родители платить за школьные нужды
Все то, что касается сбора средств, носящего незаконный характер, – это нарушение закона. Это не относится к добровольным сборам средств родительским комитетом на какое-то мероприятие или праздник. Но это не сбор средств школы, а инициатива родителей, не связанная с деятельностью учебного заведения и обеспечением образовательного процесса. Если в учебном заведении и есть платные услуги, то они должны быть прописаны в Уставе.
Оскорбление личности и достоинства учащегося
С вашим ребенком не имеют право жестоко обращаться. Критиковать, оскорблять, врать, наказывать, что еще хуже, поднимать руку – все это запрещено законом.
По словам Антона Молева, любое действие учителя регламентируется вопросами педагогической этики и в ближайшее время начнет регулироваться требованиями, зафиксированными в профессиональном стандарте педагога и утвержденными Минтруда. Все то, что несет в себе оскорбление личности и достоинства учащегося, не совместимо ни с преподавательской этикой, ни с профессией, и является основанием проводить конкретное расследование и требовать от учителя адекватных действий, а со стороны администрации шагов по недопущению такого поведения учителя.
«Эта проблема очень болезненна в России в последние годы. Система образования в ряде случаев сталкивается не с простым представлением о том, что можно или нельзя, а с тем, где грань воспитательного процесса, а где оскорбление и унижение достоинства ученика. Решения по этому поводу не должны приниматься на основании личного субъективного видения того или иного родителя, учителя или директора школы», — сказал депутат.
Управляющие советы
В начале нулевых в российских школах начали работать управляющие советы, куда входят учителя, старшие школьники, родители и представители общественности. С помощью совета они могут участвовать в управлении школой и предлагать или оспаривать изменения в ее работе.
Федеральный закон не обязывает школьные органы общественного управления работать по единой схеме. Каждая школа может сама продумывать, как часто проводить заседания, какие вопросы обсуждать на встречах и как воплощать в жизнь решения органа.
Совет распределяет школьные средства, устанавливает режим занятий, в том числе продолжительность учебной недели. Орган утверждает программу развития школы, решает вопросы, связанные с питанием, формой, безопасностью и здоровьем детей. Также совет определяет профили обучения в старшей школе и выбирает учебники из числа допущенных министерством образования.
Как работает управляющий совет при школе
Кроме того, орган рассматривает жалобы и заявления школьников и их законных представителей – родителей. Своим решением совет может исключить ученика из школы, ходатайствовать перед учредителем о расторжении трудового договора с учителем, директором или любым другим работником школы, внести учредителю предложение о поощрении работников и директора и многое другое.
Как отметил Антон Молев, школьный совет состоит преимущественно из родителей. Это орган государственного общественного управления, в рамках которого создаются разного рода комиссии, выполняющие различные функции. В том числе есть конфликтные комиссии, разрешающие споры между учителями и учениками, родителями и так далее.
Трудовой договор с несовершеннолетним: пошаговая процедура
Условия приема несовершеннолетних на работу отличаются от условий трудоустройства обычных работников. Мы разберем прием на работу несовершеннолетнего работника, как пошаговую процедуру с образцами всех документов.
Читайте в нашей статье:
Особенности трудоустройства несовершеннолетних
Особенности приема несовершеннолетних на работу регламентируются главой 42 Трудового кодекса РФ. Это не единственная глава, где идет описывается правила труда для малолетних. Отдельные статьи встречаются и в прочих главах.
Скачайте документы из статьи:
Первоочередное для работодателя — это запросить необходимый пакет документов. Кроме стандартного набора документов от подростка должен принести разрешение родителей. Такое разрешение оформляется письменно в произвольной форме и требуется одобрение только одного. А если ребенку до 15 лет потребуется и разрешение органа опеки и попечительства. Также малолетним необходимо будет пройти врачебное обследование и получить допущение к работе.
Раздумывая над вопросом задействования в деятельности подростков руководителю стоит учитывать, что отработать в неделю они должны меньше, чем остальной коллектив. Еще не стоит привлекать ночью, к деятельности более нормы и к занятости во вредных и опасных условиях.
Работа несовершеннолетних по Трудовому Кодексу
Статья 65. ТК РФ предписывает работодателю заказать СНИЛС, если такового у подростка нет. Неправомерно будет отправить молодого члена коллектива самостоятельно получать свидетельство в пенсионном фонде. Тем более, что зачастую, через компанию его оформить быстрее и не нужно отвлекать сотрудника от рабочего процесса.
Часть 3 ст. 63 ТК РФ обязывает компанию получить разрешение от родителей на работу несовершеннолетнего. А если гражданину только четырнадцать, то еще и согласие опеки. Допуск лиц младше определяется ч. 4 ст. 63 ТК РФ. Такое исключение допускается для молодых актеров кино, театра, цирка и участников театральных и концертных постановок. При условии не нанесении ущерба состоянию, как физическому, так и психическому.
Статья 70 ТК РФ не позволяет применение для малолетних испытательного срока.
Допуск малолетнему до работ может быть дан только после истребования от него медицинской справки (ст. 266 ТК РФ). В будущем такому сотруднику придется проходить медосвидетельствование ежегодно до совершеннолетия вне зависимости от условий приема и должности.
Особенности приема несовершеннолетних на работу подразумевают и границы, накладываемые на то, чем может он заниматься на предприятии и оговорена длительность. Так все на что может уповать наниматель, нанимая малолетнего с 16 до 18 лет — это 35 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ), при стандарте для обычных членов коллектива 40 часов.
Прежде всего ст. 265 ТК РФ вводит табу на привлечение молодежи на:
- работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- подземных работах;
- работах способных нанести вред здоровью и нравственному развитию (бары, казино, торговля и перевозка алкоголя и табака, эротики);
- работах по передвижение тяжелых предметов. Нормы для малолетних существенно ниже.
Весь перечень работ, которые на Вашем предприятии малолетние могут выполнять отражены в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 г. №163.
Помимо тяжелых и вредных работ подростков нельзя привлекать на:
- сверхурочные работы;
- работы в выходные и ночью (ст. 96 ТК РФ).
Командировка также является ограничением. Даже при условии, что место пребывания будет находиться в той же местности и у подростка будет возможность после выполнения поручений возвращаться домой.
Исключением являются, пожалуй, только творческие коллективы и солисты (актеры, вокалисты, спортсмены).
Пошаговая процедура приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
Оформление трудоустройства малолетних происходит по стандартной схеме, определенной ТК РФ. Единственным отличием является список запрашиваемых документов для оформления гражданина. Причем список будет отличаться для шестнадцатилетнего и в возрасте 14 лет.
Шаг 1. Трудоустройство начинается с ознакомления гражданина с ЛНА организации. Но не со всеми подряд, а только с теми, которые будут регламентировать деятельность подростка на предприятии (ч.3 ст. 68 ТК РФ).
Шаг 2. Для составления трудового контракта необходимо получить документы. Для лиц до 18 лет к стандартному перечню прибавляется еще и результаты медосвидетельствования. Если малолетний еще не закончил школу и у него нет на руках аттестата, то возможно предоставить справку из учебного заведения.
Для лиц от 15 до 16 лет к предыдущему перечню добавляется еще и разрешение на работу для несовершеннолетних от родителей. Образец Вы можете скачать в дополнительных материалах к статье.
С детьми до 14 лет работать также возможно. Если есть соответствующая бумага из отдела попечительства, то принимать можно. В ней указывается и допустимая длительность труда и другие условия.
Бывают ситуации, когда один из родителей против, чтобы его чадо трудилось. В этом случае учитывается решение принятое ребенком и органами опеки и попечительства.
Шаг 3. Составленный контракт подписывается самим подростком, а до 14 лет его представителем (ч. 4 ст. 63 ТК РФ). В контракте отображаются все обязательные данные и условия его подписания (ст. 57 ТК РФ).
Шаг 4. Издание приказа. После подписания контракта сторонами издается приказ о трудоустройстве по форме Т-1 (Т-1а) или по форме принятой в организации. Содержание распоряжения должно соответствовать условиям контракта.
Шаг 5. Спустя пять дней после приема на работу несовершеннолетнего производится запись в трудовую книжку. Если Ваша компания будет для сотрудника началом карьеры, то оформляется новая книжка.
Шаг 6. Далее происходит ознакомление с содержанием личной карточки (форма Т-2). Факт ознакомления подтверждается подписью.
В каких случаях можно наказать сотрудников после корпоратива и когда лучше этого не делать
Установление испытательного срока
Статья 70 ТК РФ четко определяет, что установление испытания для малолетних недопустимо. Если Вы все же решили вписать это требование в контракт, то его применять нельзя, как ухудшающее условия для работника (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Исправить сложившуюся ситуацию поможет издание дополнительное соглашение, исключающее данный пункт.
Для подростков рабочий день равен уменьшенному количеству часов (ст. 92 и 94 ТК РФ). Его длительность зависит прежде всего от количества лет трудящегося.
Предельная длительность рабочего времени для несовершеннолетнего
Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).
В случае если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.
Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его нельзя привлекать к труду, в том числе дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике и другие.