Защита прав потребителей во франции

Автор: | 05.04.2018

Защита прав потребителей во франции

Французская организация UFC-Que Choisir (аналог общества защиты прав потребителей) подала в суд на компанию Valve. Причина иска заключается в том, что согласно лицензионному соглашению пользователи сервиса Steam не могут перепродавать цифровые версии игр. Это нарушает законы Франции.

Аналогичный иск против Valve подавала организация по защите прав потребителей из Германии в 2013 году. Но немецкий суд в 2014 году принял сторону Valve.

Парламент Франции принял закон о защите прав потребителей

Согласно принятому тексту, теперь право подавать в суд могут не только отдельные граждане, но и их группы. Это значительно сокращает их судебные издержки, и позволяет более оперативно рассматривать дела в суде.

Как заявил перед депутатами Национального собрания министр по делам потребления Бенуа Амон, «известно множество случаев, когда потребители не решались подавать в суд, так это требовало от них слишком много энергии и сил». Теперь же этой работой будут заниматься неправительственные ассоциации по защите прав потребителей, которые уже давно требовали от правительства принятия подобного закона.

В среду его текст был одобрен Национальным собранием, а в четверг его утвердил Сенат. Новым этапом станет расширение действия данного закона в области здравоохранения и экологии, — пообещал министр.

Особенности правового регулирования защиты потребителей в ЕС и во Франции

Т.И. ВАТАМАН,

аспирант кафедры европейского права МГИМО(У) МИД России

В начале XXI века вопрос о защите прав потребителей становится все более актуальным. В связи с этим представляется необходимым изучение опыта Европейского союза в данной области в сравнении с опытом государств—членов ЕС, в частности на примере гармонизации законодательства Франции.

По общему мнению, потребители государств—членов ЕС относятся к категории так называемых наиболее защищенных потребителей, что обусловлено обеспечением защиты их интересов как на коммунитарном (европейском), так и на национальном уровне.

На национальном уровне применяется специальное законодательство, основным предметом регулирования которого является организация взаимоотношений между потребителем и предпринимателем таким образом, чтобы была обеспечена законность возникающих договорных отношений и равенство сторон. Особое внимание в контексте все большей интенсификации процессов интернационализации торговли и расширения ассортимента товаров на рынке уделяется обеспечению и соблюдению права потребителей на приобретение и пользование товарами и услугами, не представляющими угрозы или опасности.

На уровне ЕС защита прав потребителей также осуществляется в рамках специально разработанного законодательства. С одной стороны, цель такого особого регулирования — стремление обеспечить наиболее высокий уровень защиты интересов потребителя на едином внутреннем рынке посредством сближения и гармонизации действующего законодательства государств—членов ЕС в области защиты прав потребителей, чтобы потребители могли иметь доступ к товарам и услугам, которые продаются за рубежом, и пользоваться преимуществами свободного обращения товаров и услуг. С другой стороны, эта цель содействует и поощряет вступление потребителей в трансграничные договорные отношения посредством унификации коллизионных норм.

Законодательные акты, разработанные на национальном и на коммунитарном уровнях, легли в основу формирования права в области защиты потребителей, которое состоит как из внутреннего (национального) права каждого отдельного государства ЕС, так и из коммунитарного права — единого для всех членов ЕС.

Сосуществование двух уровней регулирования защиты прав потребителя, один из которых (национальный) представлен различными правовыми системами, неизбежно ставит вопрос об их взаимодействии. Ответ на вопрос о соотношении этих двух составляющих права защиты потребителей был достаточно четко определен Судом ЕС. В решении от 15.07.1964 по делу Costa vs Enel был провозглашен принцип верховенства права ЕС по отношению к праву его членов. Этот принцип получил закрепление в решении Суда ЕС от 09.03.1978 по делу Simmenthal. Согласно данному принципу законодательство Франции, как и любого другого государства—члена ЕС, не может иметь приоритет перед правом ЕС, вытекающим из учредительных договоров, а также регламентов и директив по гармонизации национального законодательства. Это позволяет сделать вывод о том, что право Франции в области защиты потребителей развивается под влиянием коммунитарного права, поскольку не может ему противоречить и должно находиться в соответствии с его положениями.

Принцип верховенства, однако, не позволяет оценить в полном объеме степень влияния коммунитарного права на право Франции и говорить о его полном проникновении в национальное право. Это влияние зависит от интенсивности, с которой такое воздействие осуществляется: либо посредством прямого введения в законодательство, в форме принятия регламентов или имплементации директив, либо, при отсутствии унификации или гармонизации, косвенно, путем принятия решений Судом ЕС, призванным следить за соблюдением членами ЕС права, вытекающего из учредительных договоров, и в частности — принципа свободного обращения товаров и услуг внутри Евросоюза.

Таким образом, воздействие коммунитарного права на национальное в области потребительских отношений различается и зависит от степени гармонизации и унификации отдельных аспектов правоотношений, складывающихся с учетом особенностей внутреннего законодательства страны.

В связи с этим следует учитывать следующие факторы.

1. Необходимо принимать во внимание эволюцию каждой национальной системы в данной сфере. На протяжении длительного периода французское право в области защиты потребителей опережало коммунитарное право. Принятые в тот период директивы не привносили ничего нового во внутреннее законодательство, уже содержащее систему норм, необходимых для обеспечения защиты потребителей, в частности в области так называемой лжерекламы, безопасности продуктов питания, размещения заказов путем посещения агентом потенциальных клиентов на дому, кредитования потребителей и несправедливых условий договора.

В настоящее время ситуация кардинально изменилась: коммунитарное право значительно опережает французское. Это объясняется тем, что развитие права ЕС происходило (несмотря на принцип субсидиарности) при одновременном влиянии трех обстоятельств:

· применения положений учредительных договоров ЕС, в особенности Маастрихтского и Амстердамского, закрепивших политику в области защиты прав потребителей в качестве одной из основных политик ЕС;

· развития трансграничных отношений благодаря стремительному развитию новых технологий и появлению современных средств связи;

· выделения новой приоритетной стратегии — обеспечения безопасности продуктов питания на уровне всего ЕС, а не только отдельных его членов.

Таким образом, Франция, не имея собственного законодательного регулирования отдельных аспектов правоотношений на национальном уровне, сталкивается с необходимостью имплементации положений соответствующих директив ЕС и внесения изменений во внутреннее право. В настоящее время французское право развивается вслед за коммунитарным правом и положения права ЕС выступают в качестве типовых, модельных законов для права Франции.

2. Следует учитывать уровень защиты прав потребителей, выработанный как французским, так и коммунитарным правом. Первое содержит больше положений и механизмов для обеспечения высокой степени защиты интересов потребителей, нежели второе, которое базируется на среднем уровне защиты, приемлемом для всех государств ЕС. Поэтому Франции достаточно редко приходилось вносить изменения в действующее внутреннее законодательство, с тем чтобы привести его в соответствие с директивами об уровне защиты прав потребителей.

3. Важен и объем той области, которая подлежит гармонизации. Директивы затрагивают лишь небольшую сферу права защиты потребителей, а основная часть вопросов предоставлена компетенции государств—членов ЕС, т. е. относится к негармонизированной области. В отдельных аспектах влияние коммунитарного права на национальное незначительно либо полностью отсутствует.

В зависимости от того, является конкретная область гармонизированной или нет, право Франции в сфере защиты прав потребителей взаимодействует и соотносится с коммунитарным правом по-разному. В области гармонизированной содержание и структура французского права находятся под влиянием коммунитарного, в то время как в области негармонизированной применение французского права находится под контролем ЕС, в частности Суда ЕС.

Если коммунитарное право заменяет внутреннее, то право государств ЕС заменяется единым коммунитарным правом. Однако применительно к защите прав потребителей использование метода унификации было нецелесообразным по причине значительных расхождений в регулировании отдельных аспектов в области защиты прав потребителей в государствах ЕС. Основным механизмом правового регулирования данной сферы является механизм гармонизации.

Поэтому на уровне ЕС было принято сравнительно мало регламентов в данной области, а те, что были приняты, касаются в основном товаров, в отношении которых устанавливаются определенные характеристики с целью обеспечения и содействия принципу свободного обращения товаров.

Некоторые регламенты содержат «угрозу» для положений французских нормативных правовых актов в отношении товаров, принятых во исполнение и на основании закона от 01.08.1905 «О мошенничестве и фальсификации», в настоящее время отмененного вследствие его инкорпорации в Европейский кодекс потребителей. Положения актов, которые затрагивают, в частности, характеристику товаров и услуг и базируются на законодательстве Франции о продуктах питания (так называемое продовольственное право), были постепенно упразднены и заменены нормами коммунитарного права, более эффективными для регулирования безопасности новых продуктов и продовольственных ингредиентов, а также информирования потребителей в отношении продуктов питания, в том числе генетически модифицированных[1].

В свою очередь разработанные и принятые директивы можно условно разделить на два вида: о полной гармонизации и о частичной гармонизации. Директивы о полной гармонизации не оставляют альтернативы членам ЕС: государства обязаны имплементировать все положения таких директив и отменять любые нормы национального законодательства, им противоречащие. Эти директивы в основном касаются характеристики и маркировки продовольственных товаров и часто затрагивают безопасность промышленных товаров, представленных на едином внутреннем рынке. Однако степень воздействия таких директив на положения о безопасности товаров (что является новым подходом к гармонизации или стандартизации) достаточно незначительна во французском праве, которое, как правило, опережает положения права ЕС в области безопасности товаров; в области же безопасности услуг соответствующего регулирования на уровне ЕС вообще не было предусмотрено.

Неожиданным является то, что именно в области коммерческой деятельности, где гармонизация в принципе минимальна, одна из директив о полной гармонизации привела к необходимости внесения изменений во французское право. Это Директива ЕС 97/55 от 06.10.1997, которая вносит изменения в Директиву ЕС 84/450 от 10.09.1984 о лжерекламе и вводит понятие сравнительной рекламы. После принятия Директивы ЕС 97/55 Франция была обязана сделать национальное законодательство в этой области более гибким.

Необходимо также отметить, что Еврокомиссия рассматривает Директиву ЕС 85/374 от 25.07.1985 об ответственности за дефектную продукцию в качестве директивы общего характера, в частности подчеркивая неправомерность действий Франции, принявшей закон от 19.05.1998 об ответственности за дефектную продукцию, который расширяет режим ответственности в случаях, не нашедших отражения в Директиве ЕС.

Рассмотрим ситуацию, когда коммунитарное право оставляет свободу регулирования на национальном уровне. Как уже говорилось, несмотря на то, что во Франции действует более тщательный механизм защиты и более высокий уровень охраны интересов потребителей, чем тот, который закреплен в директивах ЕС, в настоящее время наблюдается тенденция усиления степени регулирования данного аспекта на уровне ЕС. В частности, именно на уровне ЕС, а не на национальном уровне были разработаны правовые акты, призванные содействовать и поощрять трансграничную торговлю, одновременно повышая уровень защиты прав и интересов потребителей:

Читайте так же:  Договор испытания электрозащитных средств

· в области отдельных видов договоров, где некоторые директивы (о договорах, заключаемых на расстоянии, о путешествиях, о разделении времени, об электронных документах, о продаже товаров и связанных с этим гарантиях потребителям, об электронной торговле) были приняты с целью облегчения доступа потребителей к товарам и услугам на территориях других государств ЕС посредством сближения национальных законодательств;

· в области трансграничных договоров, где многие директивы (например, о несправедливых условиях договоров с участием потребителей, о договорах, заключаемых на расстоянии (дистанционных сделках)), содержали положения международного частного права, возводящие регулирование на уровне ЕС в ранг полицейских законов, чтобы к потребителю не применялось законодательство третьей страны, выбранной по усмотрению предпринимателя при заключении договора, имеющего тесную связь с территорией одного из государств ЕС;

· в области трансграничных споров, где принятые директивы (например, о возбуждении исков о прекращении незаконной коммерческой деятельности) вводили положения процессуального права в законодательство государств ЕС, чтобы предоставить ассоциациям потребителей возможность предъявлять трансграничные иски в тех случаях, когда предпринимательская деятельность незаконна и противоречит коммунитарному законодательству.

Однако такое расширение гармонизированной области не означает, что французское право полностью подчинено коммунитарному. Более того, присущий законодательству Франции высокий уровень защиты прав потребителей позволяет говорить о том, что внутреннее право дистанцируется от коммунитарного права. И именно в контексте этой специфики французского права некоторые директивы ЕС (в частности, о лжерекламе и о всеобщей безопасности продукции) даже не были имплементированы. Другие директивы (например, о предоставлении кредита (кредитовании) потребителям) были имплементированы, но тем не менее не затрагивали вопросы установления более высокого уровня защиты. Более того, в процессе имплементации новых директив во Франции выявляется стремление предусмотреть на национальном уровне еще более высокую степень защиты, чем на коммунитарном.

Таким образом, большая часть норм французского права в области защиты прав потребителей происходит из источников права внутреннего, негармонизированного. Однако даже такие негармонизированные области не выходят из-под сферы влияния коммунитарного права.

Проанализируем ситуацию, когда применение права находится под контролем ЕС. Для более эффективной реализации свободы обращения товаров и услуг Суд ЕС в решении от 20.02.1979 по делу Cassis de Dijon постановил, что к товарам, которые обращаются на едином внутреннем рынке ЕС, применяется законодательство не страны назначения или потребления, а страны происхождения этих товаров. Основанием является тот факт, что такие законодательства, несмотря на определенные расхождения и специфику, должны считаться эквивалентными друг другу. Этот же принцип взаимного признания национального законодательства действует и в отношении услуг. И только в исключительных случаях государство назначения вправе применить собственное законодательство — при условии соответствия принципу пропорциональности и при наличии доказательств, что введение такого ограничительного регулирования оправдано императивными требованиями защиты прав потребителей.

Необходимо также отметить, что применение некоторых законодательных актов Франции к торговым отношениям в рамках ЕС зависит от соблюдения принципа пропорциональности. Велик риск того, что некоторые такие положения будут «оттеснены» как не соответствующие требованиям пропорциональности, и велика вероятность несовместимости со свободами обращения. Такому риску подвергаются в основном законодательные акты в области движения товаров и услуг, однако риск существует и в отношении других актов, в частности регулирующих вопросы защиты прав потребителей при заключении договоров.

Законодательные акты в отношении товаров и услуг, которые приняты во Франции, — это акты либо технического характера, касающиеся характеристики этих товаров и услуг, либо коммерческого характера, относящиеся к условиям их продажи. Суд ЕС указал на необходимость разграничения этих двух видов законодательных актов.

С момента вынесения Судом ЕС решения от 24.11.1993 по делу Keck et Mithouard в качестве актов, которые могут препятствовать принципу свободного обращения, запрещенному по смыслу ст. 30 Договора о ЕС, стали рассматриваться только акты технического характера. Следовательно, применение актов коммерческого характера, не вводящих количественные ограничения по смыслу ст. 30 Договора о ЕС, не подлежит проверке на принцип пропорциональности. Таким образом, Франция вправе самостоятельно разрабатывать законы в отношении национальных и иностранных участников сделки, осуществляющих на территории страны продажу товаров из других государств ЕС, в которых предусмотрено иное, менее жесткое законодательное регулирование.

Область, которую охватывает решение по делу Keck et Mithouard, достаточно широка. Согласно решению Суда ЕС, под законодательными актами технического характера подразумеваются не только акты, регулирующие условия торговли, но и реклама, продвижение и распределение товаров (количество последних во французском праве особенно велико). Очевидно, только акты коммерческого характера не нашли отражения в данном решении, поскольку понятие «условия торговли», употребленное в деле Keck et Mithouard для обозначения таких законодательных актов, применимо лишь к товарам. Законодательные акты в отношении услуг, как и акты технического характера, признаются мерами, которые могут представлять препятствия торговле. Причем акты коммерческого характера не нашли отражения и в деле Cassis de Dijon, где их применение в торговле внутри ЕС подлежало проверке на пропорциональность.

Однако законодательные акты о безопасности товаров не соответствуют принципу свободного обращения товаров, поскольку более жесткие требования во французских законах оправданы сомнениями в безвредности товаров. Практика Суда ЕС, применяющего принцип предосторожности, была впоследствии подтверждена в результате подписания Амстердамского договора, который закрепил этот принцип в статье, посвященной охране окружающей среды, однако его применение затрагивало и область охраны здоровья и безопасности.

Стремительное развитие трансграничных договоров несет риск снижения уровня регулирования некоторых областей права потребителей в договорных отношениях, в частности в области предоставления кредита потребителям.

Вопрос определения права, применимого к трансграничным договорам, несомненно, подпадает под действие не коммунитарного права, а международного частного права государств ЕС и Римской конвенции о праве, применимых к договорным обязательствам от 19.06.1980. В ст. 5 Римской конвенции установлено, что к договорам применяется законодательство той страны, в которой проживает потребитель (в нашем случае — французское право), за исключением случаев, когда потребитель вступает в договорные отношения с иностранным предпринимателем на четко установленных условиях (по рекламному объявлению либо в результате предложения, предшествующего заключению договора в стране его проживания).

Обозначение французского права как договорного не препятствует возможным ограничениям его применения на основании несовместимости с коммунитарным правом, предусматривающим в случае возникновения коллизий верховенство и приоритет свободы обращения перед национальным правом. Таким образом, применение нормы закона зависит от того, совместима ли она с этими свободами, а если нет, то оправдано ли такое ограничительное действие необходимостью обеспечения защиты прав потребителей. То есть здесь вновь требуется проверка на соответствие принципу пропорциональности.

В настоящее время французское законодательство наиболее подвержено такому контролю в области предоставления кредита потребителям. Несмотря на имеющуюся Директиву ЕС 97/7, законодатель Франции, в отличие от законодателей других государств ЕС, предусматривает более высокие механизмы защиты и более жесткие требования в отношении заключения и исполнения договора о предоставлении кредита. Некоторые из этих требований вполне могут быть пересмотрены в свете договоров о предоставлении трансграничных кредитов, где их ограничительное действие на торговлю не всегда может быть оправдано соображениями обеспечения общественных интересов. Развитие электронной торговли, безусловно, еще больше ослабит позиции национальных законодательств, поскольку потребует отменить положения, препятствующие заключению договоров посредством использования электронных технологий.

Следует отметить, что взаимодействие коммунитарного права и права Франции в области потребления представляется гармоничным и призвано обеспечивать одновременную защиту и европейских, и национальных потребителей. Для защиты первых государства ЕС должны стремиться к тому, чтобы принимать единообразное законодательство, устраняя имеющиеся различия в регулировании. Для обеспечения защиты потребителей на национальном уровне каждое государство ЕС оставляет за собой право разрабатывать собственные механизмы защиты, при условии что такие меры не будут противоречить принципам свободы обращения товаров и услуг внутри ЕС. И только в том случае, если государство не соблюдает справедливый баланс между защитой прав потребителей и свободами обращения, действуют нормы коммунитарного права и могут быть применены определенные ограничения и запреты.

1 См., например: Регламент ЕС № 1139-98 от 26.05.1998 об обязательной маркировке на некоторых пищевых продуктах, изготовленных из генетически модифицированных организмов, информации иной, нежели та, которая установлена Директивой ЕС 79-112.

Информация о блоге

Читателей здесь не замечено

Это персональный блог.

ФРАНЦИЯ: Французский закон о защите прав потребителей расширил правовую охрану географических указаний до несельскохозяйственных продуктов

18 марта 2014 г. был опубликован новый Закон Франции о защите прав потребителей (№ 2014-344) от 17 марта 2014 г., где в Статьи 73 и 74 были внесены изменения инновационного характера в Кодекс интеллектуальной собственности Франции касательно географических указаний.

В частности, теперь правовая охрана зарегистрированных географических указаний (которая до сего времени распространялась только на пищевые и сельскохозяйственные продукты) распространяется и на несельскохозяйственные (промысловые) товары.

Для защиты прав потребителей создадут отдельный кодекс

Единый документ, дополненный жёсткими мерами в отношении недобросовестных предпринимателей, позволит покончить с безобразиями на потребительском рынке

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Отечественное законодательство следует дополнить кодексом, защищающим права потребителей, считают в Совете Федерации. Законы, регулирующие эту сферу, из-за разрозненности срабатывают слабо. Граждан по-прежнему обсчитывают, обвешивают, продают им испорченные и просроченные товары и продукты.

В апреле 2017 года на заседании президиума Госсовета президент Владимир Путин дал поручение усовершенствовать нормативные акты в сфере защиты прав потребителей. Уже в августе Правительство представило Стратегию госполитики в этой области до 2030 года, а Совет Федерации, в свою очередь, предложил ввести уголовное наказание за обман граждан и объединить законодательство по защите прав потребителей в единый документ.

За обман покупателя будет грозить тюрьма

Сейчас на рассмотрении Госдумы находится 10 инициатив, так ли иначе затрагивающих интересы потребителей. В их числе законопроекты Роспотребнадзора, увеличивающие административные штрафы и вводящие уголовную ответственность за правонарушения в сфере защиты прав потребителей, законопроект МВД об изменениях в Уголовный кодекс в части установления ответственности за правонарушения в сфере оценки соответствия и поправки в Закон «О техническом регулировании», меняющие полномочия надзорных органов при аннулировании сертификатов.

Магазинам хотят запретить продавать спиртное пьяным гражданам

В Совете Федерации тоже давно думают о том, как защитить права покупателей. Сенаторы сейчас дорабатывают собственные инициативы, которые усиливают административную и уголовную ответственность для бизнесменов и индивидуальных предпринимателей. Об этом 30 января на заседании временной рабочей группы по совершенствованию законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей при Комитете палаты регионов по экономической политике сообщил сенатор Вячеслав Тимченко.

«Нужно в разы увеличить штрафы за обман потребителей, за нарушение технических регламентов и сертификации, порядка маркировки и другие нарушения. Необходимо усилить как административную, так и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей, в том числе за нанесение вреда их здоровью и жизни», — сказал сенатор.

Читайте так же:  За что можно получить налоговый вычет при ремонте квартиры

По его словам, эти предложения ещё не внесены в Госдуму, а прорабатываются с экспертами, чтобы все изменения были максимально выверенными.

Тимченко напомнил, что уголовная ответственность за пренебрежение потребительскими правами существует не только в законодательстве зарубежных стран, но была и в СССР: «При советской власти давали до пяти лет лишения свободы за производство некачественной продукции, наносящей вред здоровью и представляющей угрозу жизни. Мы не возвращаемся к этой норме, а считаем, что есть хорошее в истории и это надо брать на вооружение и применять, адаптируя к современным условиям».

Сегодня одним из самых распространённых нарушений прав потребителей является обвес и обсчёт, при этом существующие наказания неэффективны, особенно на фоне общих доходов предпринимателей. Тимченко предлагает ввести штрафы для граждан и должностных лиц до шести-десяти тысяч рублей, вместо существующих трёх-пять тысяч, а для юридических лиц — до 200-500 тысяч рублей вместо действующих 20-50 тысяч рублей.

Необходимо усилить как административную, так и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей, в том числе за нанесение вреда их здоровью и жизни.

По словам сенатора, нужно вводить ответственность для предпринимателей, не являющихся юрлицами, в размере от 50 до 100 тысяч рублей. Сейчас такая норма вообще отсутствует. Что касается нарушения прав потребителей на получение достоверной информации о товаре, работе или услуге, а также изготовителе или продавце, предлагается увеличить штраф для должностных лиц в 15 раз (сейчас это от 500 до одной тысячи рублей), для юридических лиц — в 50 раз (вместо пяти-десяти тысяч рублей).

Уголовную ответственность сенаторы предлагают вводить, например, за производство, приобретение и перевозку товара без маркировки. Но это станет уже крайней мерой. Тут наказания будут варьироваться от штрафа в размере до одного миллиона рублей, принудительных работ на срок до пяти лет или лишения свободы на период до пяти лет со штрафом до двух миллионов рублей. Сейчас такие деяния наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей, принудительными работами на срок до трёх лет или лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом до 80 тысяч рублей.

У российских покупателей может появиться свой праздник

Уже пять лет Федеральная служба по аккредитации ведёт статистику недобросовестных участников рынка. Она выявила закономерность: не всегда документы соответствия на товары выдаются по правилам. «Первое, что нужно делать — аннулировать нечестно полученные сертификаты», — считает глава Росаккредитации Алексей Херсонцев. Сейчас, уточнил он, даже если производитель лишается аккредитации, сертификат у него отобрать нельзя. «Мы уже подготовили соответствующий законопроект, и в ближайшее время будем вносить его в Госдуму», — добавил он.

«Ещё в 2012 году Роспотребнадзор говорил о необходимости национальной стратегии в сфере защиты прав потребителей», — высказался представитель ведомства Олег Прусаков. Он считает, что надо как можно скорее принимать кодекс, который будет отстаивать права потребителей, так как разногласия в ряде законодательных актов сегодня не защищают граждан в должной мере.

Магазинам запретят возвращать продукты поставщикам

Член рабочей группы, член Комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков поддержал введение новых штрафов, но попросил искать золотую середину — баланс в защите прав потребителей и в защите бизнеса.

Более решительной оказалась настроена глава московского отделения Объединения потребителей России Наталия Старостина. Она рассказала, как после проверки в столице их организацией были выявлены точки фастфуда, где продавали зараженную инфекциями еду. «А таких точек по России сотни тысяч и нужно сделать все возможное, чтобы сохранить людям здоровье. О смягчении отношения к предпринимателям в данном случае речи быть не может», — считает общественница.

Она убеждена, что нужно разработать законопроект, который бы вводил ответственность арендодателей в торговых центрах и на ярмарках за сдачу площадей тем, кто торгует некачественными и просроченными товарами. Тем более что такая ответственность уже существует для управляющих компаний на рынках.

В итоге сенаторы пообещали детально проработать все предложения, а Вячеслав Тимченко даже предложил ввести в стране День защиты прав потребителя и День российского качества.

Во многих странах Европы давно созданы различные институты по защите прав потребителей. А соответствующие кодексы действуют, например, в Италии и Франции. Во Франции, кстати, с 1951 года функционирует федеральный союз потребителей, издающий журнал «Что выбрать». В Англии, Бельгии, Швейцарии разветвлена сеть обществ по защите прав потребителей, главная цель которых — выражать мнение потребителей. Они предоставляют информацию потребителям и выступают от их имени в различных организациях, выполняют посреднические функции, выступают с исками в судах от имени потребителей в случаях нарушения их прав.

Требования к качеству водки будут повышены

Во Франции декретом от 1 декабря 1986 года установлен принцип свободы цен, но с целью защиты прав потребителей в нём имеется ряд оговорок. Так, например, запрещается использование дискриминационных цен и «лавинной продажи», при которой покупателю предоставляется скидка, если он найдёт других покупателей на аналогичный товар. Это рассматривается как мошенничество и карается законом. А продажи товаров с уценкой, распродажи и продажи с выставок требуют предварительного разрешения мэрии.

Во многих странах существуют специальные законодательства по защите прав потребителей, в некоторых эти функции выполняют статьи гражданских кодексов. Во Франции таким учреждением является Министерство по делам потребителей, в Великобритании — Ведомство генерального директора по вопросам частной торговли, в США — Федеральная комиссия по торговле.

В рамках же ЕС защиту прав потребителей осуществляют различные ассоциации потребителей: Европейское бюро потребителей, служба при Европейской комиссии, консультативный комитет потребителей. В апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Все споры по вопросам защиты прав потребителей, как правило, решаются с помощью внесудебных, согласительных процедур.

Что сейчас грозит за нарушение прав потребителей (КоАП РФ)

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке

  • граждане — от 10 до 15 МРОТ
  • должностные лица — от 20 до 30 МРОТ
  • юрлица — от 200 до 300 МРОТ

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия

  • граждане — от 20 до 25 МРОТ
  • должностные лица — от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой
  • юрлица — от 400 до 500 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли и ИП при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения кассовых аппаратов

  • граждане — от 15 до 20 МРОТ
  • должностные лица — от 30 до 40 МРОТ
  • юрлица — от 300 до 400 МРОТ

Завышение или занижение регулируемых государством цен, завышение или занижение установленных надбавок к ценам, тарифам, а также иное нарушение установленного порядка ценообразования

  • граждане — от 20 до 25 МРОТ
  • должностные лица — от 40 до 50 МРОТ
  • юрлица — от 400 до 500 МРОТ

Обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара

  • граждане — от 5 до 10 МРОТ
  • должностные лица — от 10 до 20 МРОТ
  • юрлица — от 100 до 200 МРОТ

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре

  • должностные лица — от 5 до 10 МРОТ
  • юрлица — от 50 до 100 МРОТ

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя

  • должностные лица — от 10 до 20 МРОТ
  • юрлица — от 100 до 200 МРОТ

Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом

  • должностные лица — от 5 до 10 МРОТ
  • юрлица — от 50 до 100 МРОТ

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров

  • граждане — в размере от 3 до 15 МРОТ
  • должностные лица — от 10 до 30 МРОТ
  • юрлица — от 100 до 300 МРОТ

Конференция ЮрКлуба

Защита прав потребителей в Евросоюзе.

Эльф 28 Ноя 2005

Очень нужна законодательство да и любая другая информация о защите прав потребителей в Евросоюзе, особенно Франции и Испании.

Буду очень признателен за помощь.

Lelichka 29 Ноя 2005

Lelichka 29 Ноя 2005

Эльф 29 Ноя 2005

inxs 29 Ноя 2005

откуда это, уже не помню.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Относительно недавно в нашей стране стала складываться система законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим международный опыт, накопленный странами — участниками ЕЭС и ООН, представляется весьма полезным для всех государств, в которых законодательство о защите прав и интересов потребителя появилось недавно.

Вплоть до 1973 года на уровне стран — участников ЕЭС не предпринимались какие-либо попытки рассматривать специально вопрос, связанный с потребительской политикой и созданием правовой базы с целью защиты интересов потребителей. В 1973 году в рамках Комиссии ЕС создается специальный орган — Консультативный комитет по защите прав потребителей. ЕЭС с принятием первой программы по защите прав потребителей в 1975 г. официально стала проводиться политика по защите прав потребителей. С этого года появились общие программные документы органов ЕЭС в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС. Советом ЕС были приняты нормативные акты о безопасности и качестве текстильных, продовольственных товаров, об опасных для жизни и здоровья веществах, способствовавшие созданию цивилизованного рынка товаров, работ и услуг.

В первой программе ЕЭС по защите прав потребителей и информационной политике провозглашалось, что Сообщество имеет намерение улучшить качество жизни народов Сообщества. Потребитель — это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов. В Программе провозглашались пять основных прав потребителя:
1. право на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг;
2. право на защиту экономических интересов;
3. право на возмещение причиненного ущерба;
4. право на информацию и просвещение;
5. право на представительство (право быть услышанным).
В «Общих положениях» Программы указывалось, что потребительская политика имеет недавнее происхождение. Она появилась как ответ на злоупотребления участников рыночных отношений (производителей и продавцов), невозможность неподготовленному человеку осуществить адекватный выбор товара и защитить свои права в случае причинения вреда. Все это способствовало тому, что государственные органы вынуждены были обеспечить, с одной стороны, защиту потребителю, а с другой — побудить производителей и продавцов обеспечить качество, надежность и безопасность товаров и услуг, устранить методы нечестной торговли.

В Программе 1975 года обозначалась приоритетная цель потребительской политики — полный учет индивидуальных и коллективных интересов потребителей в различных областях деятельности ЕЭС.

В Программе закреплены пять основных задач ЕЭС в области защиты прав потребителей, а также средства их достижения:
• защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоровью;
• защита экономических интересов потребителей;
• оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного потребителям;
• информирование и просвещение потребителей;
• консультирование с представителями потребителей при принятии решений, затрагивающих их интересы.
Вторая Программа ЕЭС о защите прав потребителей и информационной политике была принята 19 мая 1981 г. Эта Программа обеспечивала преемственность в решении задач, определенных в первой Программе и определяла дальнейшую политику Сообщества в данном направлении. Вторая Программа ЕЭС аналогично первой Программе устанавливала принципы обеспечения основных прав потребителей. В ней отмечалось, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, относящихся к безопасности некоторых товаров; причем этот процесс не должен мешать свободному перемещению товаров внутри Сообщества. Гармонизация норм подразумевает установление определенных параметров качества, извещение о наличии в государстве — члене ЕЭС специальных норм анализа и тестирования, маркировки и стандартов безопасности.

Читайте так же:  Льготы инвалидам 3 группы на земельный налог

Обе Программы, одобренные Советом ЕС, возлагали на Комиссию ЕС подготовку нормативных актов, проектов, исследований по защите прав потребителей. Однако в силу определенных причин потребовалась немало времени, чтобы политика ЕС в сфере защиты прав потребителей реализовывалась более эффективно.

В середине 80-х годов разрабатывается новый подход к политике защиты прав потребителей. В 1986 году одобряется новая Программа и создается график принятия нормативных актов по защите прав потребителей. В основу Программы положены два постановления Совета ЕС:
1. «О дальнейшей ориентации политики ЕЭС по защите интересов потребителей» от 23 июля 1986 г. В нем говорится, что, ставя своей задачей создание объединенного рынка, Сообщество предпринимает меры для достижения высокого уровня защиты потребителей, особенно в сфере качества и безопасности товаров и услуг. Такая политика ЕС даст возможность потребителям ощутить преимущества объединенного рынка, ведущего к образованию «Европы народов»;
2. «Об интеграции политики по защите потребителей с политикой в других областях деятельности» от 15 декабря 1986 года. Это Постановление подчеркивало необходимость учета интересов потребителей при разработке проектов нормативных актов. Комиссия при создании проектов должна обратить внимание на вопросы, связанные с ценообразованием на товары (услуги): их качество и безопасность, доступность для потребителей и состояние конкурентности на рынке.
В развитие этих актов Совет ЕС 9 ноября 1989 г одобрил постановление «О дальнейших приоритетных направлениях политики защиты потребителей». Следуя обозначенным в данном Постановлении приоритетным направлениям, был разработан трехлетний план действий в области политики по защите прав потребителей в ЕЭС (1990-1992 гг.).
Таким образом, политика и практика ЕЭС в сфере защиты прав потребителей имеют определенный историко-правовой опыт; создана определенная нормативная база, выражающаяся в программных документах органов Сообщества, которые отражают основополагающие принципы политики защиты интересов потребителей на уровне стран-участников ЕС. Безусловно, правовые нормы, посвященные защите интересов потребителей в Сообществе, окажут положительное влияние на становление и совершенствование национального законодательства по защите прав потребителей.

читал в свое время
Ю.А.Тихомиров. Курс сравнительного правоведения. Изд. Норма. Москва. 1996.
В книге чуток о ЗПП, но емко о преобладании процесса унификации в ЕС норм о ЗПП и силе деректив СЕ.
В приложении приведен перевод:
1. Бельгия. Закон от 14 июля 1991 г. о торговой практике, информировании и защите прав потребителей. (интересно определение «потребитель» в т.ч. и ЮЛ «. которое приобретает или использует для целей, не связанных с перепродажей, продукты или услуги, предлагаемые к продаже;» пп.(8) ст. 1 гл.1 «Общие определения»).
2. Германия. Закон об ответственности за некачественную продукцию
от 15 декабря 1989г. (интересно из главы 1 «Ответственность» п.(4) «Бремя доказывания дефекта, наличия ущерба и причинной связи между ними лежит на пострадавшем. » дальше по пункту так и вообще веселее).

Lelichka 29 Ноя 2005

Эльф
еще кое-что забыла: Руководящие принципы для защиты прав потребителей, приняты ООН 1986 г.,ратифицированы.

уже лет 5 идет работа над «новой редакцией», ссылок пока не нашла, от России в группе разработчиков вице-през. КОНФОП Диана Сорк, говорили что будут еще более унифицировать
Сообщение отредактировал Lelichka: 29 Ноябрь 2005 — 19:49

inxs 29 Ноя 2005

Может кто любобытный буит тему читать.

РЕЗОЛЮЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ «РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
Начало непосредственной разработке руководящих принципов в области защиты прав потребителей было положено в конце 70-х годов, когда Экономический и социальный совет ООН признал, что защита интересов потребителей имеет важное значение для социально-экономического развития. В 1977 г. Совет предложил генеральному секретарю подготовить обзор национальных учреждений и законодательства по вопросам защиты интересов потребителей. В 1979 году Совет решил подготовить для рассмотрения правительствами стран-членов ООН всеобъемлющий доклад, в котором содержались бы предложения в отношении мер по защите прав потребителей. А в 1981 г. Совет, сознавая необходимость определения рамок международной политики, в пределах которых предпринимались бы дальнейшие усилия в деле защиты интересов потребителей, поручил генеральному секретарю продолжать консультации с целью разработки ряда общих руководящих принципов для защиты прав потребителей, принимая, в частности, во внимание потребности развивающихся стран.

В соответствии с этим решением генеральный секретарь провел консультации с правительствами и международными организациями стран-членов ООН и в 1983 г. представил на рассмотрение Экономического и социального совета разработку «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей». В течение двух лет вопрос о сфере применения и о содержании «Руководящих принципов» был предметом широкого обсуждения и переговоров на правительственном уровне, которые привели в 1985 г. к утверждению этих принципов на сессии ООН.

В разделе I «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей» перечисляются их цели, которые представлены в контексте неравенства экономической мощи, уровня образования и позиции на рынке, с которыми сталкиваются потребители. Особое внимание уделяется интересам и нуждам потребителей в развивающихся странах и важности содействия справедливому, равноправному и устойчивому их развитию в связи с чем предлагается:
а) содействовать странам — членам ООН в установлении и дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей;
б) способствовать созданию структур производства и распределения, способных удовлетворять потребности и запросы потребителей;
в) поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей;
г) содействовать странам — членам ООН в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;
д) способствовать созданию независимых групп потребителей;
е) расширять международное сотрудничество в области защиты интересов потребителей;
ж) поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор товара при более низких ценах.

Указанные принципы развернуты в последующих разделах Руководящих принципов.

В разделе II речь идет об общих принципах защиты прав потребителей. Здесь указывается на необходимость того, чтобы правительства разрабатывали, укрепляли и продолжали активную политику защиты интересов потребителей, что обусловливается необходимостью учета каждым правительством экономических и социальных условий своей страны, а также издержками и преимуществами защиты интересов потребителей. Правительства призываются к созданию или сохранению надлежащей инфраструктуры для разработки и удовлетворения потребностей сельского населения. Подчеркивается также та роль, которую могут играть в разработке политики защиты интересов потребителей университеты и исследовательские организации. В данном разделе перечисляются шесть законных нужд потребителей, на удовлетворение которых направлены Руководящие принципы:
а) защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности;
б) содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов;
в) доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора товара в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;
г) просвещение потребителей;
д) наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей;
е) свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

В разделе III излагается суть Руководящих принципов, сведенных в семь рубрик, охватывающих основные сферы защиты интересов потребителей:
1. Физическая безопасность. В руководящих принципах, помимо обращенного к правительствам призыва обеспечить условия, при которых товары были бы безопасны как при их предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании, предусматривается, что производители и распределители товаров должны уведомлять о любой непредвиденной опасности выявленной уже после выхода товаров на рынок. Содержится также призыв к созданию эффективных систем изъятия товаров из обращения.
2. Содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов. Сюда относится упразднение ограничительной деловой практики, эффективная конкуренция; наличие обслуживания после продажи, а также наличие запасных частей; справедливые и равноправные контакты между покупателями и продавцами; добросовестная торговая и рекламная практика; законодательство, касающееся единиц мер и весов (в частности -правительствам следует регулярно проводить обзоры законодательства, касающегося единиц мер и весов, и оценивать адекватность механизма контроля за его соблюдением).
3. Нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг. Руководящие принципы поощряют разработку, пересмотр и повышение национальных норм, действующих в отношении товаров, и разработку международных норм. В них подчеркивается также необходимость наличия возможностей для проверки и выдачи свидетельств на основные потребительские товары и услуги.
4. Система распределения основных потребительских товаров и услуг. Правительствам предлагается рассмотреть вопрос о политике, направленной на обеспечение распределения основных товаров и услуг там, где такое распределение затруднено. В качестве примера приводятся сельские районы и упоминаются соответствующие складские и торговые сети, стимулирование развития потребительской самопомощи и потребительских кооперативов.
5. Меры, позволяющие потребителям получить компенсацию. Здесь отмечается необходимость в оперативных, справедливых, не дорогостоящих и доступных правовых или административных процедурах, позволяющих потребителям получить компенсацию. Правительствам предлагается также поощрять положительное отношение деловых кругов к жалобам потребителей и созданию добровольных схем консультативных услуг и оказания помощи потребителям.
6. Программы просвещения и информирования. Целью этих программ является обеспечение возможности для населения действовать в качестве разборчивых потребителей и разработка специальных программ просвещения и информирования для потребителей с низким уровнем дохода и для малограмотных потребителей. Просвещение потребителей рассматривается как часть основной программы обучения (предпочтительно в качестве одного из разделов изучаемых дисциплин).
7. Меры, касающиеся конкретных областей защиты прав потребителей. Правительствам следует уделять, по мере возможности, первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям защиты прав потребителей, как обеспечение населения продовольствием и лекарственными препаратами, водоснабжение (особенно в развивающихся странах).

В разделе IV Руководящих принципов речь идет о международном сотрудничестве и приводятся примеры того, каким образом международная деятельность разного рода может укрепить национальную политику защиты интересов потребителей. Это, в частности, сотрудничество по вопросам улучшения условий приобретения потребителями основных товаров; развитие информационных связей в отношении товаров, которые запрещены, изъяты из обращения или строго ограничены; правительствам следует заботиться о том, чтобы качество товаров и информация об этих товарах были одинаковыми для всех стран, так как даже незначительные изменения в этом отношении могут иметь пагубные последствия для потребителей.

Fly_in_law (fly-zzz) 29 Ноя 2005

Lelichka, спасибо за ссылки.

A/RES/39/248
Принята без голосования
9 апреля 1985 года
A/39/PV.106
Защита интересов потребителей