Жалоба в росатом

Автор: | 15.08.2018

Центральный арбитражный комитет: Фемида «Росатома»

Центральный арбитражный комитет (ЦАК) разбирает споры между поставщиками и закупщиками атомной отрасли уже три с половиной года. Что изменилось за это время и какие задачи предстоит решить, члены комитета обсуждали на отраслевом совещании.

– На заседаниях у нас кипят эмоции. Например, в начале года представители градообразующего предприятия, участвовавшего в закупке, но проигравшего конкурс, обжаловали итоги, – вспоминает председатель центрального арбитражного комитета Павел Тихомиров. – Победила другая компания с ценой всего на 2% ниже, но якобы у них не было патента на производство закупаемой продукции. Стали разбираться. Оказалось, что необходимый сертификат на продукцию представлен, заявка полностью соответствует требованиям документации и жалоба необоснованна. Проигравшие говорят: как же так, мы единственные обладаем технологией и патентом; мы так рассчитывали на этот заказ, и наш градообразующий завод останется теперь без загрузки. Но это конкуренция, это рынок. Быстро находятся предприятия, которые разрабатывают свою технологию и разворачивают производство. Мы не благотворительная организация, не вытираем слезы, и наша задача – рассматривать подобные случаи объективно. Законы конкуренции никто не отменял. Хотя есть и примеры, когда жалоба необоснованна, но в закупке мы находим достаточно нарушений, чтобы отменить саму процедуру.

Превентивные меры

Центральный арбитражный комитет был создан в «Росатоме» в 2009 году для выявления и предотвращения нарушений в сфере закупок. ЦАК стал, по сути, досудебной инстанцией для рассмотрения споров. Свою эффективность он уже доказал. «Мы выстроили квазисудебную систему, в которой есть суд первой инстанции – ЦАК, и есть апелляционный орган – контрольная комиссия», – говорит Павел Тихомиров.

Работа комитета позволяет экономить огромные средства. Вот один из примеров: проводилась закупка на 950 млн рублей, выиграл участник приблизительно с такой же ценой контракта. Но в ЦАК поступила жалоба, и проверка показала, что заявку компании с более низкой ценой отклонили необоснованно. Результаты аннулировали, провели заново аукцион. В итоге удалось сэкономить порядка 100 млн.

Даже громкие разоблачения, связанные с финансовыми махинациями в «РосРАО» и «Гидропрессе», когда по итогам финансовых проверок под следствием оказались генеральные директора Алексей Вотяков и Виктор Мохов, начинались с обращений на уровне ЦАК. «Да, это был имиджевый удар по отрасли, – признает наш собеседник. – Но мы вынуждены об этом говорить, потому что отправной точкой расследования послужили жалобы в комитет».

Эти события побудили аудиторов пересмотреть механизм проведения проверок в госкорпорации. Раньше, объясняет председатель ЦАК, все проверки были функциональные – социальная сфера, трудовое законодательство и так далее. Сейчас в каждую отдельным пунктом вынесена закупочная деятельность.

В настоящий момент комитет проводит анализ причин, которые влекут за собой нарушения. «Наказание виновных – это последствия. Санкции применяются к тем лицам, которые уже что-то совершили. А нужны действия, чтобы злоупотреблений в принципе не могло быть. В ближайшее время мы уделим больше внимания разработке профилактических мер», – говорит Тихомиров. К слову, при выявлении системных причин нарушений используются методы ПСР.

Количество поступающих в ЦАК жалоб ежегодно удваивается. Это настоящая проблема для сотрудников отдела, обеспечивающего работу комитета, ведь их самих больше не становится. В конце концов было принято решение формировать аналогичные подразделения на уровне дивизионов. В 2012 году были созданы арбитражные комитеты в концерне «Росэнергоатом» и топливной компании «ТВЭЛ». Тогда на них приходилось почти 50% всех обращений. «Сейчас статистика остается такой же. Количество жалоб, которые рассматривают эти два арбитражных комитета, вместе составляет столько же, сколько рассматривает центральный арбитражный комитет», – комментирует цифры Павел Тихомиров.

Эта практика, возможно, распространится и на другие дивизионы. Все зависит от статистики. «Наша функция не является доходной, – продолжает председатель ЦАК, – а для создания новых затратных структур нужно серьезное обоснование. Хотя предпосылки для организации арбитражных комитетов внутри других дивизионов есть».

Рост количества жалоб в этом году связан также с тем, что компании успели разместить порядка 60–70% годового объема закупок в первом и втором кварталах. «Если посмотреть статистику за май – июнь, видно, что сумма заявлений ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Это позитивная тенденция. В 2010 году доля обоснованных жалоб составляла 60% от общего числа рассмотренных, в 2011 году – уже 54%, в 2012-м – 53%, а сейчас – меньше половины. Я считаю, это достижение», – отмечает Павел Тихомиров.

Еще один сектор пристального внимания контролеров – программа реструктуризации непрофильных активов. Риск нарушений в этой области не меньше, чем в закупках. Пока комитет рассмотрел всего одну жалобу. Но не исключено, что по мере реализации программы их будет больше. ЦАК к этому готов, уверяет руководитель комитета.

Результаты рассмотрения всех жалоб теперь публикуются на официальном сайте закупок «Росатома». По словам Тихомирова, это сразу же повысило вовлеченность участников торгов – раньше они не понимали, почему комиссия начинает пересматривать тот или иной завершенный аукцион. Теперь видно, какое решение принято по каждой закупке, какие результаты подлежат обжалованию, какие – отмене.

В этом году ЦАК планирует полностью уйти от бумажного документооборота – использовать только электронный. Павел Тихомиров приводит в пример чужой опыт: «Хорошая практика у гражданских арбитражных судов: на сайте публикуются дата и место рассмотрения иска, заседания, и стороны обязаны следить за сайтом. Это значительно снижает документооборот. Мы пошли по тому же пути. Сообщаем не только о самой жалобе по процедуре, но и время, место рассмотрения и результаты».

К концу года ЦАК планирует интегрировать в автоматизированную систему закупок госкорпорации программу, с которой сам сейчас работает. Это позволит закупщикам увидеть список жалоб, находящихся на рассмотрении. «Мы хотим создать электронную библиотеку всех решений арбитражных комитетов, к которой смогут обращаться закупщики, проверяя правильность своих действий, – добавляет глава ЦАК. – Это повысит открытость деятельности комитета и, надеюсь, сократит повторяемость нарушений».

Качественное рассмотрение жалоб экономит бюджет отрасли

Главная задача системы внутреннего контроля «Росатома» состоит в предоставлении руководству госкорпорации и предприятий атомной отрасли своевременной, достоверной и полной информации о состоянии дел в подконтрольных областях для принятия мер, обеспечивающих разумные гарантии достижения поставленных целей.

Павел Анатольевич ТИХОМИРОВ,
председатель Центрального арбитражного комитета госкорпорации «Росатом»

Многослойность контроля

Система внутреннего контроля и аудита (далее — ВКиА) госкорпорации «Росатом» состоит из взаимодополняющих сфер защиты производственной деятельности атомной отрасли (рисунки 1, 2) от рисков потерь как материальных, так и нематериальных активов, а также от рисков срывов выполнения государственных программ и достижения производственных целей.

рублей — сумма закупок, осуществленных в 2015 году предприятиями атомной отрасли. Проведено 68,6 тысячи открытых процедур. 2% суммы приходится на закупки за счет федерального бюджета, 81% — на закупки, попадающие под нормы Закона № 223‑ФЗ, 17% — на корпоративные закупки

По разным экспертным оценкам, около 80% всех контрольных функций входит в полномочия и задачи менеджмента. Это так называемые контроли, встроенные в бизнес-процессы. Только до 20% контроля осуществляется непосредственно внутренними контролерами предприятий (там, где они есть). Если же служба внутреннего контроля в организации отсутствует, то всю нагрузку по проверке соответствия конкурсной документации, закупочных процедур планам и целям закупок, а также нормативным актам несут сами исполнители, то есть в нашем случае закупщики. Например, разработанная закупочная документация должна проверяться самими закупщиками на соответствие Закону № 223‑ФЗ и отраслевому положению о закупках до ее публикации. Ведь если в документации были допущены ошибки и нарушения, это может вызвать жалобы поставщиков или создаст почву для недобросовестных действий комиссии при оценке участников и определении победителей торгов. Контроль в бизнес-процессе закупок позволяет предотвратить появление нарушений до начала публичных действий: до публикации документации, протоколов, заключений договоров и т. п.

Однако самого себя контролировать трудно. Исполнитель весьма редко признает свои ошибки, считая нарушения допустимыми отклонениями. Чувство ответственности за нарушения в таком случае будет ослабевать, что может привести к их рецидиву, ухудшению качества проведения процедур закупок и финансовым потерям. Подразделения контрольно-ревизионной деятельности (далее — КРД) включаются в контроль уже после того, как бизнес-процесс завершился. То есть они контролируют постфактум и выявляют совершенные нарушения. Важное значение в постконтроле имеет выявление виновных в нарушениях и применение к ним мер ответственности. Это создает действенный дисциплинирующий эффект, распространяющийся на весь бизнес-процесс, и является профилактикой повторных нарушений.

Следующий слой контроля формируется внутренним аудитом, в задачи которого входит не столько выявление нарушений в хозяйственной деятельности, сколько определение недостатков в самих бизнес-процессах. Риск-ориентированный аудит внутренних локальных нормативных актов, регламентов, а также оценка их соответствия реальным бизнес-процессам позволяют выявить потенциальные отклонения, скрытые резервы (времени, материальных, финансовых и трудовых ресурсов) и выработать рекомендации по снижению наступления рисков невыполнения производственных планов и недостижения бизнес-целей.

Определимся с понятиями

Заинтересованные стороны — это те, кому выгодно соблюдение установленных правил поведения. Если эти правила открытые, т. е. публично доступны, как, например, законодательство, то заинтересованными сторонами, помимо власти, которая его формировала, является население, попадающее под юрисдикцию этого законодательства. В отношении локальных нормативных актов (ЛНА) организации в их соблюдении заинтересованы прежде всего руководитель и акционеры, в цели которых входит получение прибыли от деятельности организации, а значит, недопущение неэффективного использования средств при закупках. Если приказы и правила закупок опубликованы в открытом доступе (в печати или в интернете) и в них установлены правила поведения сотрудников организации, которые могут затрагивать интересы внешних лиц (например, участников торгов), то заинтересованной стороной в соблюдении ЛНА становятся эти самые внешние пользователи таких правил.

Завершающая сфера системы внутреннего контроля представляет собой контроль заинтересованных сторон, или общественный контроль. Данный вид контроля применяется при осуществлении открытых бизнес-процессов, какими, например, являются закупочная деятельность или деятельность по продажам непрофильных активов. Контроль заинтересованных сторон позволяет выявить нарушения на текущем этапе бизнес-процесса и предотвратить его развитие, которое чревато либо убытками, либо административными санкциями.

Механизмом осуществления контроля заинтересованных сторон является обжалование неправомерных действия или бездействия заказчика или членов комиссии при проведении закупок по публично размещенным правилам. Для формализации процесса обжалования необходим адресат, куда направлять жалобы, и орган, который их будет рассматривать. Именно для этих целей в госкорпорации «Росатом» в 2009 году создана система так называемых арбитражных комитетов, по сути представляющих собой отраслевые органы досудебного урегулирования споров. В эти органы обращаются участники закупок, права или интересы которых нарушены или могут быть нарушены определенным поведением закупщиков или условиями документации, договора.

Таким образом, в атомной отрасли построена развитая многоуровневая система внутреннего контроля и аудита, максимально позволяющая выявлять и предотвращать нарушения и неэффективное расходование средств, в том числе в закупочной деятельности, снижая тем самым риски невыполнения производственных программ и недостижения отраслевых целей.

Активный и реактивный контроль

Мы предлагаем разделять контрольные процедуры на два типа по признаку субъекта инициирования проверки: реактивный и активный. Если поступает жалоба о том, что в такой-то закупке есть нарушение, то назначенная по этим основаниям контрольная процедура будет реактивной, поскольку она является реакцией на внешнюю входящую информацию о нарушении. Когда контролер выезжает на плановую проверку и сам делает выборку договоров или процедур для контроля из годового перечня закупок и договоров, то это активный контроль. То есть контролер либо случайным образом, либо по определенным признакам и своей интуиции выбирает закупки для проверки. Вероятность найти нарушения в первом случае значительно выше, чем во втором.

Важно

В 2015 году в отраслевых органах по рассмотрению жалоб (арбитражные комитеты) было обжаловано 1,5% всех открытых закупок атомной отрасли. По результатам рассмотрения были выявлены нарушения в 0,4% от всех закупок. При этом около 30% поступивших жалоб отозвано заявителями или не принято к рассмотрению. То есть эффективность проверки при обжалованиях составляет около 40%. Такой же показатель сложился в 2015 году по результатам проверок сообщений, поступивших в госкорпорацию «Росатом» по каналам горячей линии по борьбе с коррупцией и мошенничеством.

Читайте так же:  Работа или пенсия закон 2018

Эффективность активного контроля зависит во многом от квалификации контролера и методики выборки. Она может быть как очень низкой, если выборку производить в случайном порядке и туда попадут объекты, в которых нет нарушений, так и высокой, если отбирать закупки по наличию в них признаков нарушений. Для этого контролер должен быть вооружен определенными методиками выборки.

В госкорпорации «Росатом» разработаны методические рекомендации по контролю закупок у единственного поставщика, контролю сроков поставок и другие, которые содержат порядок и признаки выборки. Кроме того, до выезда на проверку контролеры собирают из разных источников сведения о признаках нарушений в конкретных договорах и процедурах закупок и в ходе самой проверки точно знают, что проверять. Поэтому по результатам выездных контрольных проверок закупочной деятельности в атомной отрасли нарушения выявляются почти в 50% от проверенной выборки. Результативность же контроля при случайной выборке составляет около 10%.

Однако реактивный контроль тоже имеет свои недостатки. Они связаны с уровнем самосознания и правовой грамотности общества и поставщиков. Не каждый участник закупки решится писать жалобу или сообщать о нарушениях на горячую линию. Кто-то из-за лени или нерасторопности, кто-то не хочет портить отношения с заказчиком, а кто-то вообще не доверяет таким органам, считая, что и там справедливости не найдешь. Поэтому не все закупки, где есть нарушения, обжалуются, и некоторые проходят не замеченные обществом и контролерами.

В совокупности методы активного и реактивного контроля дают цельную картину состояния дел в контролируемой области, что позволяет выполнять главную задачу контролера по предоставлению руководителю своевременной и полной информации об объекте проверки для принятия необходимых мер.

Наибольшая эффективность контроля достигается при использовании реактивного контроля, то есть когда контролер проверяет закупку на основании поступившего сообщения о признаках нарушений. Активный же контроль может приносить такие высокие результаты только при условии наличия детальных методик выборки и глубокой предварительной проработки.

Контроль заинтересованной стороны

Функции контроля за соблюдением Закона № 223‑ФЗ возложены на Федеральную антимонопольную службу. При этом в законе прописан только механизм обжалования, к тому же жаловаться можно только на нарушения самого закона, а не на положения о закупке, в которых прописаны основные правила процедур закупок. Поскольку сам закон содержит мало норм, реально влияющих на результаты закупок, то получается, что ФАС России формально не уполномочен контролировать исполнение норм, установленных в положениях о закупках. И уж точно ФАС России не рассматривает жалобы участников на закупки заказчиков, не попадающих под действие Закона № 223‑ФЗ. Так куда же в таком случае жаловаться на нарушение закупочных процедур?

рублей составила в 2015 году прямая экономия (разница в цене договора до и после обжалования) от работы ЦАК и арбитражных комитетов двух крупных холдингов атомной отрасли. Эта сумма в два раза превышает затраты на содержание данных органов по рассмотрению жалоб.

Именно для таких случаев и необходимы наши отраслевые органы по рассмотрению жалоб — арбитражные комитеты (АК) — и центральный арбитражный комитет (ЦАК). Формально являясь органами по досудебному урегулированию споров и входя в систему внутреннего контроля и аудита, они выполняют важную роль взаимодействия с заинтересованной стороной, получая информацию о нарушениях положения о закупке. Разбираясь в доводах жалоб, ЦАК и АК решают несколько задач:

  • выявляют нарушения законодательства и локальных нормативных актов и предупреждают их развитие;
  • обеспечивают защиту интересов и восстановление нарушенных прав участников процедур закупок;
  • устраняют спорные ситуации и ведут разъяснительную работу;
  • содействуют совершенствованию системы закупок, определяя недостатки локальных нормативных актов, которые формируют почву или предпосылки для нарушений и неэффективного использования средств.

Показателем доверия к системе рассмотрения жалоб в «Росатоме» является высокая доля обращений с жалобами в наши отраслевые органы по сравнению с обращениями в ФАС России: более 90% всех жалоб на закупки организаций госкорпорации поступают в отраслевые АК. Участники закупочных процедур жалуются как на результаты торгов, так и на условия документации.

Около 40% поступивших в АК жалоб признаются обоснованными. АК выдает заказчикам заключения с предложениями по устранению нарушений. Несмотря на то что эти предложения носят рекомендательный характер, в атомной отрасли создан действенный механизм контроля за их выполнением. Он основан на трудовом законодательстве и заключается в следующем.

например

В июне 2015 года в ходе проведения открытого запроса предложений на поставку измерительного оборудования для метрологической лаборатории с начальной (максимальной) ценой 63,6 миллиона рублей один из участников не согласился с низкой оценкой его опыта. ЦАК рассмотрел его заявку и подтвердил, что комиссия дала правильную оценку, а неучтенный опыт был по договорам, не относящимся к предмету закупки. Однако в рамках проверки данной закупки выявлено другое нарушение. Оказалось, что победителю были присвоены максимальные баллы по опыту, также не относящемуся к предмету закупки. ЦАК рекомендовал повторно провести процедуру оценки заявок и устранить это нарушение.
Закупочная комиссия пересмотрела оценку по опыту и признала победителем заявителя жалобы, ценовое предложение которого по итогам переторжки оказалось выгоднее. Это позволило заключить договор с ценой на 39% ниже начальной (максимальной) цены договора и на 30% ниже ценового предложения первоначального победителя закупки.
***
Имели место и довольно комические ситуации, демонстрирующие откровенные попытки мошенничества или разгильдяйства заказчиков. В октябре 2015 года в ЦАК поступила жалоба на закупочную документацию одной из организаций отрасли. Предметом договора был посев газонной травы на общую сумму 10 миллионов рублей. При этом работы должны быть выполнены в течение месяца с даты заключения договора, то есть в ноябре. Заявитель, а представлял его на рассмотрении жалобы кандидат сельскохозяйственных наук, убеждал нас, что всхожесть посеянной в этот период травы будет очень низкой: семена либо не попадут в землю и не прорастут, либо сопреют, либо будут съедены птицами. По результатам проверки оказалось, что проведение закупки было запланировано на лето, но по разным причинам ее публикация задержалась до осени, что и привело к таким последствиям. И хотя собственно нарушений в самой процедуре закупки ЦАК не нашел, закупка была отменена, проведено служебное расследование, виновные лица выявлены и наказаны.

Поскольку положение о закупке утверждено приказом руководителя организации, то его применение обязательно для работников. Нарушение приказа работодателя является дисциплинарным проступком и может повлечь меры ответственности, предусмотренные Трудовым кодексом. Следовательно, выявленное нарушение является основанием для наложения взыскания на лицо, допустившее его, а неоднократное нарушение может грозить увольнением. Более того, неустраненное нарушение приводит к его развитию и заключению договора с «пороком», то есть возникает риск признания судом недействительным договор, заключенный по результатам торгов, проведенных с нарушением закона. Такое развитие событий также грозит работнику, допустившему нарушение, серьезными мерами ответственности, предусмотренными локальными нормативными актами. Кроме того, у участника, по жалобе которого не приняты меры и не устранены нарушения, всегда остается право обжаловать действия/бездействие заказчика в ФАС России. В итоге все это создает условия для оперативного устранения работниками и заказчиками отрасли выявленных арбитражными комитетами нарушений и выполнения их решений. В 2015 году исполнение решений ЦАК составило 98%.

Арбитражные комитеты заслужили доверие и среди самих организаций атомной отрасли. В 2015 году около 15% рассмотренных жалоб составляли жалобы одной организации госкорпорации «Росатом» на другую при проведении закупок. Организации госкорпорации активно участвуют в закупках, проводимых своими коллегами по отрасли. И если их права или интересы нарушаются, они выбирают правовой способ разрешения споров. Поэтому госкорпорация «Росатом» продолжает развивать и совершенствовать работу арбитражных комитетов, которые обеспечивают результативность контроля и пользуются доверием и уважением у поставщиков и подрядчиков атомной отрасли.

Наибольшие число жалоб поступает в арбитражные комитеты на необоснованный отказ в допуске (или необос­нованный допуск) к участию в закупках и неправомерные требования в документации закупок (или отсутствие обязательных сведений в ней). Эти виды нарушений попеременно лидируют из года в год. Третье по популярности — нарушение порядка и срока проведения закупок.

Меры ответственности

Для стимулирования соблюдения норм законодательства и положения о закупке локальным нормативным актом госкорпорации предусмотрены меры ответственности за нарушения в закупочной деятельности. Возможные виды нарушений классифицированы по существенности, и для каждого вида предусмотрен набор возможных мер ответственности по трудовому законодательству. Это дисциплинарные меры: замечание, выговор, увольнение; и так называемые монетарные: снижение премии, надбавки к окладу. Например, неправомерная закупка у единственного поставщика считается грубым нарушением и наказывается выговором или увольнением, переводом на нижеоплачиваемую работу или снижением годовой премии от 25 до 50%.

В 2015 году меры ответственности за нарушения в закупках применены к 143 работникам атомной отрасли: 48 замечаний, 21 выговор, 2 увольнения и 83 снижения годовой премии или надбавки к окладу.

Наличие контроля и системы мер ответственности является хорошим стимулом и профилактической мерой для снижения числа допускаемых нарушений в закупках (рисунок 3).

Арбитражный комитет

© 2018 АО «Концерн Росэнергоатом»

При использовании материалов ссылка на сайт www.rosenergoatom.ru обязательна

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервиса Google Analytics и Yandex Metrica. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Подробнее

Жалоба в росатом

Компания «Росатом Эксперт» призвана обеспечить для своих Партнеров максимальную конверсию от участия в закупках, проводимых ГК «Росатом».

Многолетний опыт наших экспертов и систематизированный подход к решению задач позволяет нам не просто своевременно и правильно готовить документацию для участия в тендерах, но и осуществлять стратегическое планирование по выстраиванию отношений с Заказчиками (структуры ГК «Росатом») и надзорными органами, от подбора конкурса до защиты Вашей компании от недобросовестной конкуренции.

Работа с «РОСАТОМ ЭКСПЕРТ» это стратегическое планирование, оптимизация рабочих процессов и профессиональная юридическая поддержка на всех этапах Вашего участия в конкурсах ГК «Росатом».

«Методические рекомендации о порядке рассмотрения контролирующим органом в сфере закупок жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа при осуществлении закупок Госкорпорацией «Росатом» и организациями Госкорпорации «Росатом» за счет собственных и внебюджетных средств»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждаю
Генеральный директор
Госкорпорации «Росатом»
С.В.КИРИЕНКО
9 декабря 2009 года

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее — Рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации «Росатом» (ЕОСЗ), утвержденным Приказом Госкорпорации «Росатом» от 29.07.2009 N 518, Положением о порядке рассмотрения контролирующим органом в сфере закупок Госкорпорации «Росатом» жалоб и обращений на действия/бездействия заказчика, уполномоченного органа, комиссии по размещению заказов при размещении заказов Госкорпорацией «Росатом» и организациями Госкорпорации «Росатом» за счет собственных и внебюджетных средств, утвержденным Приказом Госкорпорации «Росатом» от 06.10.2009 N 690 (далее — Положение), и устанавливают рекомендательные организационные и правовые основы рассмотрения контролирующим органом в сфере закупок Госкорпорации «Росатом» и организаций Госкорпорации «Росатом» (далее — контролирующий орган) в соответствии с их компетенцией жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа (далее — Заказчик) при размещении Госкорпорацией «Росатом» и организациями Госкорпорации «Росатом» заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг за счет собственных и внебюджетных средств (далее также — жалоба).

1.2. Функции контролирующего органа до принятия соответствующего приказа Госкорпорации «Росатом» выполняет Центральный арбитражный комитет Госкорпорации «Росатом» (ЦАК Госкорпорации «Росатом»).

Функции контролирующего органа организации Госкорпорации «Росатом» выполняет определенное соответствующим приказом подразделение данной организации.

1.3. Термины и определения, используемые в настоящих Рекомендациях, имеют то же значение, что и термины и определения, предусмотренные в ЕОСЗ.

2. Подведомственность жалобы

2.1. Контролирующий орган осуществляет рассмотрение жалоб на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд организаций и предприятий атомной отрасли, поданных участниками процедуры закупки в соответствии со статьями 80 и 82 ЕОСЗ, за исключением жалоб на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

2.2. В случае подачи участником процедуры закупки в контролирующий орган жалобы, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд рассмотрению Федеральной антимонопольной службой или Федеральной службой по оборонному заказу, контролирующий орган возвращает такую жалобу заявителю без рассмотрения по существу.

При этом контролирующий орган обязан не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления жалобы, сообщить заявителю по почте, а также по телефону либо факсу, электронной почте, указанным в жалобе, о принятом решении с обоснованием такого решения.

Читайте так же:  Калькулятор страховки осаго 2018

3. Предварительное рассмотрение жалобы

3.1. Жалоба подается в письменной форме, форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, или по факсу и должна содержать:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;

3) указание на размещаемый заказ, позволяющее его точно идентифицировать;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа, доводы жалобы.

Жалоба и относящиеся к ней документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и иную информацию ограниченного доступа, пересылаются почтой или передаются по защищенным каналам связи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Примерная форма жалобы приведена в Приложении.

Участник процедуры закупки, подавший жалобу, прилагает к жалобе документы, подтверждающие обоснованность своих доводов и доказательства направления копии жалобы лицу, действия которого обжалуются.

3.2. До дня окончания подачи предложений, заявок на участие в процедуре закупки при осуществлении конкурентных процедур закупки (предварительный отбор, открытый и закрытый, одноэтапный или многоэтапный конкурс или понижающий аукцион, запрос ценовых котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры) жалобу может подать любое заинтересованное лицо.

После вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, предварительном отборе, с предложениями, поданными на основании запроса предложений или в рамках конкурентных переговоров, даты окончания подачи заявок на участие в запросе ценовых котировок, в понижающем аукционе, даты проведения понижающего аукциона в электронной форме жалобу могут подавать только те участники процедуры закупки, которыми были поданы заявки/предложения на участие в конкурсе, предварительном отборе, понижающем аукционе, запросе ценовых котировок, запросе предложений, конкурентных переговорах, а также участники понижающего аукциона в электронной форме.

С учетом вышеизложенного жалоба может быть подана не позднее срока заключения договора, установленного в ЕОСЗ и в документации о процедуре закупки.

3.3. Жалоба подписывается участником процедуры закупки, подающим такую жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем участника процедуры закупки, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. В случае если жалоба подписана единоличным исполнительным органом (руководителем организации, генеральным директором и т.д.) подтверждение его полномочий, в том числе представление учредительных документов, приказа о назначении на должность, не требуется.

3.4. При поступлении жалобы в Госкорпорацию «Росатом», организацию Госкорпорации «Росатом» такая жалоба регистрируется в порядке, установленном в соответствии с Инструкцией по делопроизводству Госкорпорации «Росатом», организации Госкорпорации «Росатом», а также в отдельном журнале регистрации жалоб. В указанном журнале должны отображаться дата поступления жалобы, ее входящий номер, наименование заявителя и Заказчика, сведения о дате рассмотрения такой жалобы в контролирующем органе, принятом решении, выданном заключении, решении, предписании либо сведения о возврате жалобы заявителю.

Для рассмотрения жалобы по существу контролирующим органом открывается дело, в котором собираются все материалы рассмотрения жалобы.

3.5. Поступившую жалобу необходимо проверить на соответствие требованиям, установленным ЕОСЗ, положениям пунктов 1.3 и 1.4 Положения, а также положениям пунктов 3.1 — 3.3 настоящих Рекомендаций.

3.6. Решение о возвращении жалобы заявителю принимается в случае, если:

1) жалоба не содержит сведений, предусмотренных частью 3.1 Рекомендаций;

2) жалоба анонимна либо не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, указанного в пункте 3.2 настоящих Рекомендаций;

4) жалоба на те же действия (бездействие) Заказчика принята к рассмотрению судом или по ней принято судебное решение;

5) жалоба подана с нарушением условий, предусмотренных пунктом 2.1 настоящих Рекомендаций;

6) не приложены доказательства направления копии жалобы лицу, действия которого обжалуются.

Отсутствие подтверждения полномочий единоличного исполнительного органа, подписавшего жалобу, не является основанием для ее возврата.

3.7. Решение о возвращении жалобы должно быть принято в срок не позднее чем через два рабочих дня со дня поступления такой жалобы. При возвращении жалобы контролирующий орган обязан сообщить участнику процедуры закупки, подавшему такую жалобу, по факсу либо электронной почтой, а также по телефону и в письменной форме по почте о принятом решении, с указанием причин возвращения жалобы, и его праве обжаловать решение о возвращении жалобы в судебном порядке.

3.8. В случае если жалоба подана с соблюдением требований ЕОСЗ, Положения и пунктов 3.1 — 3.3 настоящих Рекомендаций, контролирующий орган приступает к рассмотрению жалобы по существу. При этом срок рассмотрения жалобы не должен превышать десять рабочих дней со дня ее поступления. Данный срок может быть продлен по мотивированному решению руководителя контролирующего органа.

3.9. При принятии жалобы к рассмотрению в течение двух рабочих дней, следующих после дня поступления жалобы, необходимо направить Заказчику, специализированной организации, действия (бездействие) которого обжалуются, уведомление о принятии жалобы к рассмотрению с предложением предоставить отзыв по существу жалобы и обоснованием своей позиции до даты рассмотрения жалобы по существу, а также сообщить сторонам жалобы о месте и времени рассмотрения такой жалобы.

Уведомление о рассмотрении жалобы направляется почтой, факсом либо другим способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление. В уведомлении о рассмотрении жалобы указывается, что полномочия представителей участника процедуры закупки и Заказчика при рассмотрении жалобы должны быть подтверждены соответствующими документами.

3.10. В уведомлении о рассмотрении жалобы, направляемом Заказчику, контролирующий орган устанавливает обязательное для исполнения требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу за исключением случаев, когда следствием приостановки процедуры может появиться угроза безопасности, жизни и здоровья граждан. В случае если жалоба не содержит указания на конкретные нарушения положений ЕОСЗ либо указанные в жалобе действия (бездействие) Заказчика уже рассматривались в контролирующем органе, то последний вправе не устанавливать требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу.

3.11. Участники процедуры закупки, Заказчик вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить своих представителей, при этом полномочия таких представителей должны быть подтверждены соответствующим образом (доверенность, учредительные документы, приказ о назначении на должность и т.п.).

4.1. Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу такой жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) Заказчика.

4.2. Контролирующий орган в течение двух рабочих дней со дня отзыва жалобы обязан направить по факсу и почтой уведомление об отзыве жалобы участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу, а также Заказчику.

При этом в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействие) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации и (или) ЕОСЗ, указанные в пункте 7.2 настоящих Рекомендаций, контролирующий орган вправе по решению руководителя контролирующего органа провести проверку, предусмотренную частью 4 статьи 81 ЕОСЗ.

В случае если в такой жалобе содержатся указания на действия (бездействие) Заказчика, содержащие признаки нарушений локальных нормативных актов Заказчика либо документации о размещении заказов, контролирующий орган вправе направить Заказчику предложение о проведении контролирующим органом заказчика внутренней проверки соблюдения законодательства Российской Федерации, ЕОСЗ и локальных нормативных актов Заказчика в отношении рассматриваемой процедуры размещения заказа.

5. Рассмотрение жалобы по существу

5.1. Рассмотрение контролирующим органом поступивших жалоб по существу осуществляется на заседании специально сформированного для этих целей коллегиального органа (далее — Комитет), состав которого утверждается приказом Госкорпорации «Росатом», организации Госкорпорации «Росатом».

5.2. При рассмотрении жалобы контролирующий орган вправе по решению руководителя контролирующего органа провести в соответствии с частью 4 статьи 81 ЕОСЗ проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и ЕОСЗ при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.

Указанная проверка проводиться камерально. Осуществляется проверка соответствия всех действий (бездействия) Заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также извещения о проведении торгов, запроса ценовых котировок, приглашений к участию в запросе предложений, конкурентных переговорах, документации о процедуре закупки, соответствующих протоколов, составленных в ходе размещения заказа, требованиям законодательства Российской Федерации и требований ЕОСЗ.

5.3. Рассмотрение жалобы Комитетом осуществляется в присутствии представителей заявителя, Заказчика, заинтересованных лиц, при этом ведется аудиозапись заседания Комитета. Аудиозапись заседания Комитета хранится не менее одного года.

5.4. В случае отсутствия на заседании Комитета сторон (их представителей), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, Комитет вправе рассмотреть жалобу в их отсутствие.

5.5. Рассмотрение жалобы Комитетом на закрытом заседании допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в рассмотрении жалобы и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

При этом рассмотрение жалоб на заседаниях с использованием сведений, составляющих государственную тайну, ведение аудиозаписи такого заседания осуществляется в строгом соответствии с требованиями режима секретности. На заседании могут присутствовать члены Комитета и приглашенные лица, допущенные в установленном порядке к сведениям по обжалуемой процедуре закупки.

5.6. В случае если стороны или одна из сторон не были уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, Комитет принимает решение о переносе заседания Комитета на более поздний срок. В случае отсутствия на заседании Комитета представителей одной из сторон либо представителей обоих сторон, но при этом стороны были уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, Комитет вправе принять решение о переносе заседания на более поздний срок.

При переносе срока рассмотрения жалобы должны быть учтены сроки рассмотрения жалобы, установленные в части 3 статьи 82 ЕОСЗ. В случае если перенос срока рассмотрения жалобы невозможен, Комитет обязан рассмотреть жалобу и принять решение по ней, в том числе в случае отсутствия одной из сторон либо обеих сторон.

5.7. Непосредственно перед рассмотрением жалобы Комитет проверяет явку лиц и полномочия представителей заявителя, Заказчика, заинтересованных участников процедуры закупки, присутствующих на рассмотрении жалобы. В случае если полномочия представителей не подтверждены должным образом, такие представители вправе присутствовать на заседании Комитета без права давать пояснения по существу жалобы.

5.8. Председатель Комитета либо в отсутствии председателя уполномоченный им член Комитета (далее — Председатель):

— открывает заседание Комитета и объявляет какая жалоба подлежит рассмотрению;

— выясняет вопрос о возможности рассмотрения жалобы;

— разъясняет порядок рассмотрения жалобы, уведомляет о том, что при рассмотрении жалобы ведется аудиозапись заседания;

— объявляет состав Комитета, секретаря заседания, эксперта (если привлекается) и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы составу Комитета, эксперту и основания для отводов;

— разъясняет сторонам, участвующим в рассмотрении жалобы, и иным заинтересованным участникам процедуры закупки их права и обязанности;

— сообщает о проведении проверки в случае принятия Председателем решения на основании поступившей жалобы о проведении на основании части 4 статьи 81 ЕОСЗ проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и ЕОСЗ, а также о том, что в случае выявления нарушений по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки Комитет выдает заключение, решение, предписание об устранении таких нарушений;

— руководит рассмотрением жалобы, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

— принимает меры по обеспечению установленного порядка рассмотрения жалобы.

5.9. Рассмотрение жалобы по существу начинается с сообщения заявителя (его представителя) об обжалуемых действиях (бездействии) Заказчика, о своих требованиях, а в случае отсутствия заявителя — с сообщения секретаря заседания Комитета или сотрудника контролирующего органа о фактах, изложенных в жалобе заявителя.

При рассмотрении жалобы Комитет:

— выясняет, имеются ли ходатайства у лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

— заслушивает лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

— оглашает объяснения сторон, заинтересованных лиц, представленные в письменной форме;

— исследует доказательства по фактам, указанным в жалобе;

— заслушивает мнения сторон, заинтересованных лиц относительно доказательств по фактам, указанным в жалобе;

— заслушивает и обсуждает мнения экспертов, привлеченных контролирующим органом для дачи заключений.

После завершения исследования доказательств, председательствующий выясняет у лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, не желают ли они дополнить материалы дела. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет исследование доказательств законченным, и Комитет переходит к прениям сторон.

5.10. Комитет, контролирующий орган при рассмотрении жалобы, а также в ходе проведения проверки вправе запрашивать необходимые документы для ознакомления.

Читайте так же:  Нотариус в станице северской

5.11. Комитет по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, либо по собственной инициативе может объявить перерыв в заседании Комитета. При этом необходимо учитывать сроки рассмотрения жалобы. Объявление перерыва на срок, в результате которого общий срок рассмотрения жалобы превысит десять рабочих дней, не допускается без мотивированного решения о продлении срока рассмотрения жалобы руководителем контролирующего органа.

При объявлении перерыва лица, участвующие в рассмотрении жалобы, должны быть извещены о дате и времени продолжения заседания Комитета. После окончания перерыва рассмотрение жалобы продолжается с того момента, на котором заседание было прервано объявлением перерыва.

В случае если после окончания перерыва на заседании Комитета явилась одна из сторон (Заказчик, заявитель), отсутствовавшая на заседании Комитета до объявления перерыва, то рассмотрение жалобы начинается заново, а не с того момента, которым оно было завершено до объявления перерыва. В случае если после окончания перерыва на заседании Комитета присутствуют заинтересованные лица, отсутствовавшие на заседании Комитета до объявления перерыва, Комитет принимает решение о необходимости рассмотрения жалобы заново или возможности продолжения рассмотрения жалобы с момента, которым оно было завершено до объявления перерыва.

5.12. После исследования доказательств по делу и прений сторон председательствующий Комитета объявляет рассмотрение жалобы по существу законченным. Комитет принимает решение по результатам рассмотрения жалобы без присутствия участвующих лиц.

6. Принятие Решения

6.1. По результатам рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с пунктом 5.2 настоящих Рекомендаций проверки Комитет принимает единое решение.

Решение принимается Комитетом в соответствии с положением и регламентом деятельности Комитета, утвержденным приказом Госкорпорации «Росатом», организации Госкорпорации «Росатом».

При принятии решения учитываются все обстоятельства дела, установленные Комитетом в результате рассмотрения жалобы и проведения проверки, в том числе объяснения заявителя, Заказчика, заинтересованных лиц, мнения экспертов.

Комитет при принятии решения не дает оценку действиям (бездействию) Заказчика, которые основывались на мнении привлекаемых Заказчиком экспертов (соответствие поставляемой продукции требованиям документации о торгах, оценка качества поставляемых товаров, оценка квалификации участников процедуры закупки и др.).

6.2. Жалоба признается обоснованной в случае подтверждения всех нарушений законодательства или положений ЕОСЗ, указанных в жалобе.

Жалоба признается частично обоснованной в случае, если подтверждены не все нарушения законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ, указанные в такой жалобе.

Жалоба признается необоснованной в случае, если нарушения, указанные в такой жалобе, не подтверждены.

6.3. Комитет принимает решение о признании в действиях (бездействии) Заказчика нарушений законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ, установленных в ходе рассмотрения жалобы и проведения проверки, если таковая проводилась.

Решение оформляется протоколом заседания Комитета, который составляется и подписывается в соответствии с регламентом работы Комитета.

Если в протоколе записано особое мнение члена Комитета, то такое мнение приобщается к делу, но не оглашается.

6.4. Решение Комитета должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть решения должна содержать:

наименование органа, принявшего решение;

номер дела, дату и место принятия решения;

предмет рассмотрения дела;

наименование лиц, участвующих в деле, Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей сторон и других заинтересованных лиц.

Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения должны быть указаны:

обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы и в ходе проведения проверки, а также доказательства, на которых основываются выводы Комитета об обстоятельствах дела;

законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался Комитет при принятии решения;

сведения о нарушении требований законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ, наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов;

анализ и квалификация действий Заказчика;

Резолютивная часть решения должна содержать:

выводы Комитета о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной, необоснованной;

выводы Комитета о признании в действиях Заказчика нарушений законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ со ссылками на нормы законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения жалобы и проведения проверки (если таковая проводилась);

выводы Комиссии о наличии в действиях (бездействии) Заказчика признаков административного правонарушения, нарушения трудового законодательства Российской Федерации;

сведения о выдаче заключения, решения, предписания о пересмотре обжалуемых решений, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ;

сведения о выдаче заключения, решения, предписания о недопущении при осуществлении процедур закупок нарушений законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ, установленных в ходе рассмотрения жалобы и проведения проверки (если таковая проводилась);

другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в Контрольную комиссию Госкорпорации «Росатом», в правоохранительные органы и другое.

6.5. В случае если на момент рассмотрения жалобы договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом размещения заказа, заключен, Комитет выдает заключение, предложение о недопущении в будущем установленных при рассмотрении жалобы и проведении проверки (если таковая проводилась) нарушений законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ. При этом заключение о пересмотре обжалуемых решений, предписание об устранении допущенных нарушений не выдается. В случае выявления существенных и неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ, Комитет вправе принять решение о передаче материалов рассмотрения в Контрольную комиссию Госкорпорации «Росатом».

6.6. Решение Комитета подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения жалобы по существу. При этом оглашается только его резолютивная часть. Заключение с указанием решения должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня рассмотрения жалобы и оглашения резолютивной части.

Копии заключения, содержащего решение Комитета в отношении жалобы, направляются письмом или вручаются уполномоченным представителям лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы.

7. Выдача заключения об устранении нарушений законодательства или положений ЕОСЗ

7.1. В случаях, если при рассмотрении жалобы и/или в ходе проведения проверки в действиях (бездействии) Заказчика выявлены нарушения законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ, Комитет на основании части 2 статьи 81 ЕОСЗ выдает обязательные для рассмотрения заключения о соблюдении (несоблюдении) процедур закупок (размещения заказа) и устранении выявленных нарушений либо на основании пункта 2 части 5 статьи 82 ЕОСЗ заключение о пересмотре обжалуемых решений, за исключением случаев, когда следствием приостановки процедуры может появиться угроза безопасности, жизни и здоровья граждан.

7.2. Заключение с решением и рекомендацией о пересмотре обжалуемых решений, о соблюдении (несоблюдении) процедур закупок (размещения заказа) выдается Комитетом в случаях выявления нарушений законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ, если такие нарушения повлияли или могут повлиять на результаты размещения заказа. К таким нарушениям законодательства Российской Федерации или положений ЕОСЗ, в том числе, могут относиться:

— выбор способа размещения заказа, противоречащий требованиям ЕОСЗ;

— установление требований к участникам процедуры закупки, противоречащих законодательству Российской Федерации или положениям ЕОСЗ;

— установление требований о предоставлении в составе заявки на участие в процедуре закупки, предложении документов и сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации или положениями ЕОСЗ;

— признание победителем процедуры закупки участника процедуры закупки, который необоснованно допущен к участию в процедуре закупки;

— необоснованный отказ участнику процедуры закупки в допуске к участию в процедуре закупки;

— процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (понижающем аукционе), в том числе в электронном виде, процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок, предложений проведены ранее срока, установленного извещением о проведении процедуры закупки, приглашении к подаче предложений, документацией процедуры закупки;

— установление критериев оценки заявок на участие в процедуре закупки, предложений участников процедуры закупки не отвечающих целям, указанным в статье 1 ЕОСЗ;

— нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре закупки, предложений участников процедуры закупки, установленного в документации о процедуре закупки;

— применение критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предложений участников процедуры закупки, не предусмотренных извещением о проведении процедуры закупки, приглашением к подаче предложений, документацией процедуры закупки, нарушение порядка определения победителя процедуры закупки;

— неразмещение и/или неопубликование протоколов, составленных в ходе процедуры закупки, на официальном сайте Госкорпорации «Росатом».

7.3. Заключение подготавливается одновременно с протоколом и подписывается Председателем и членами Комитета.

Копии заключения направляются письмом либо вручаются уполномоченным представителям лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, либо доводятся до сведения иным способом, обеспечивающим подтверждение его получения адресатом.

7.4. Заключение содержит:

дату и место выдачи заключения;

сведения о протоколе, содержащем решение, на основании которого выдается заключение;

наименование заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа, которому выдается заключение, с указанием адреса;

требования о совершении действий, направленных на устранение и/или недопущение нарушений законодательства Российской Федерации и/или положений ЕОСЗ;

сроки, в которые должно быть рассмотрено заключение;

сроки, в которые необходимо представить подтверждение о рассмотрении/исполнении заключения;

сведения о возможности обжалования решения Комитета, заключения в Контрольной комиссии Госкорпорации «Росатом».

7.5. Действиями заказчика, уполномоченного органа, комиссии по размещению заказов, направленными на пересмотр обжалуемых решений, устранение и/или недопущение нарушений законодательства Российской Федерации и требований ЕОСЗ, могут быть:

— внесение изменений в документацию процедуры закупки, в том числе в случаях, если в данной документации установлены требования к участникам процедуры закупки, требования о предоставлении в составе заявки на участие в процедуре закупки документов и сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации и ЕОСЗ. При внесении указанных изменений в извещение о проведении процедуры закупки, документацию процедуры закупки срок подачи заявок на участие в торгах, запросе предложений, ценовых котировок должен быть соответствующим образом продлен за исключением случаев, когда следствием продления процедуры может появиться угроза безопасности, жизни и здоровья граждан;

— отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур закупки, в том числе в случаях выявления нарушения требований законодательства и ЕОСЗ, устанавливающих требования к порядку проведения таких процедур;

— проведение процедур закупки в соответствии с требованиями законодательства и ЕОСЗ;

— замена члена комиссии по размещению заказа;

— иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства и ЕОСЗ, в том числе недопущение таких нарушений в будущем.

7.6. Резолютивная часть заключения оглашается одновременно с резолютивной частью решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки (если таковая проводилась).

7.7. Заключение подлежит рассмотрению в установленный таким заключением срок.

Срок, в течение которого должно быть рассмотрено/исполнено заключение, не должен составлять более семи рабочих дней.

7.8. Нерассмотрение, неисполнение в срок заключения влечет за собой последствия, предусмотренные трудовым и корпоративным законодательством Российской Федерации, внутренними и нормативными актами Госкорпорации «Росатом», организации Госкорпорации «Росатом».

Под нерассмотрением/неисполнением в срок заключения понимается уклонение от рассмотрения и принятия решений по результатам рассмотрения заключения, уклонение от исполнения либо частичное исполнение решения, принятого по результатам рассмотрения заключения, а также несвоевременное исполнение такого решения.

8. Контроль за рассмотрением/исполнением заключения

8.1. Если в установленный заключением срок от Заказчика не поступило подтверждение рассмотрения/исполнения такого заключения, контролирующий орган вправе провести проверку.

8.2. В случае если в результате проведения проверки выявлено, что Заказчиком не рассмотрено/исполнено заключение, то контролирующий орган организации Госкорпорации «Росатом» направляет материалы проверки и предложения по исправлению ситуации и применению мер ответственности к допустившим нарушения лицам руководителю организации Госкорпорации «Росатом», а контролирующий орган Госкорпорации «Росатом» — в Контрольную комиссию Госкорпорации «Росатом».

9. Порядок обжалования решений, заключений/предписаний контролирующего органа, Комитета

Решение, принятое Комитетом Госкорпорации по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа, может быть обжаловано в Контрольной комиссии Госкорпорации «Росатом».

Решение, принятое Комитетом организации Госкорпорации, может быть обжаловано в Центральном арбитражном комитете в сфере закупок Госкорпорации «Росатом».

Приложение
к Методическим рекомендациям

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЖАЛОБЫ

ЖАЛОБА на действия/бездействие заказчика, уполномоченного органа, комиссии по размещению заказа (ненужное удалить)

_________________ (наименование истца) на основании статьи 80 Единого отраслевого стандарта закупок Госкорпорации «Росатом» просит рассмотреть настоящую жалобу на действия/бездействие ___________________________ (наименование ответчика) при размещении заказа на _________________________________ (наименование заказа) путем _____________ (указание на способ закупки и идентификационный номер закупки на официальном сайте или в письме-приглашении к участию в процедуре закупки) с начальной ценой ___________ (указать начальную цену, если таковая имеется).

Даты проведения процедур: (указываются даты размещения извещения на сайте, направления письма-приглашения, публикации или получения протоколов, уведомлений и т.п.)

Описание предмета жалобы (обжалуемых действий/бездействий) по пунктам и состава нарушений с указанием ссылок на пункты, статьи и реквизиты документов, нарушение которых обжалуется, с обоснованием факта нарушения.

Приложение: (приложить подтверждающие документы с указанием числа листов и экземпляров, доказательство о направлении копии жалобы лицу, действия/бездействие которого обжалуются).