Налог на имущество организаций кредитных организаций

Автор: | 02.05.2018

Налог на имущество кредитных организаций. К вопросу об учитываемой стоимости основных средств (А. Рабинович, газета «Финансовая газета», N 13, 14, апрель 2017 г.)

Налог на имущество кредитных организаций. К вопросу об учитываемой стоимости основных средств

руководитель направления бухгалтерского

и налогового консалтинга ООО «ФинЭкспертиза»

Газета «Финансовая газета», N 13, апрель 2017 г., с. 6-7, N 14, апрель 2017 г., с. 5-6.

Напомним, что в письме Минфина России от 10.02.16 г. N 03-05-04-01/6931 было, в частности, указано, что, поскольку в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденном приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н (которому, как выполняющему функции федерального стандарта, не должны противоречить отраслевые стандарты Банка России), обесценение основных средств не предусмотрено, постольку объекты, учтенные банками на счетах 604 «Основные средства», 608 «Финансовая аренда (лизинг)», 619 «Недвижимость, временно не используемая в основной деятельности» и 620 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи», облагаются налогом на имущество по остаточной стоимости, которая сформирована без уменьшения на величину резервов на возможные потери, создаваемых при обесценении (снижении стоимости) активов кредитной организации в соответствии с Положением Банка России от 20.03.06 г. N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (далее — Положение N 283-П).

Однако согласно пп. 1.1 и 1.2 Положения N 283-П, п. 1.12.11 Положения Банка России от 16.07.12 г. N 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» резерв на возможные потери не формируется по активам, учитываемым по справедливой стоимости в соответствии с нормативными актами Банка России. Из перечисленных видов активов последующая оценка по справедливой стоимости возможна непосредственно для недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, и долгосрочных активов, предназначенных для продажи.

Касательно недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, кредитная организация выбирает одну из двух моделей учета: по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения либо по справедливой стоимости. При использовании первой модели предполагается проверка на обесценение на конец каждого отчетного года, при второй периодичность определения справедливой стоимости должна обеспечивать отражение рыночных условий на конец отчетного года (пп. 4.6, 4.10, 4.11 Положения Банка России от 22.12.14 г. N 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» (далее — Положение N 448-П).

В отношении долгосрочного актива, предназначенного для продажи, кредитная организация не позднее последнего рабочего дня месяца, в котором осуществлен перевод объекта в состав долгосрочных активов, предназначенных для продажи, производит его оценку по наименьшей из двух величин: первоначальной стоимости, признанной на дату перевода актива в состав долгосрочных активов, предназначенных для продажи; справедливой стоимости за вычетом затрат, которые необходимо понести для продажи. Такая оценка производится также на конец отчетного года (п. 5.10 Положения N 448-П).

Следует отметить, что в пп. 2.22, 2.23 Положения 448-П оценка основных средств по справедливой стоимости отождествляется с оценкой их по переоцененной стоимости.

Таким образом, во всех приведенных случаях резерв на возможные потери не создается, поэтому упоминаемое в письме Минфина России ограничение на учет результатов резервирования для целей исчисления налога на имущество в них неприменимо.

Оценка основных средств по справедливой стоимости

В отношении долгосрочного актива, предназначенного для продажи, кредитная организация не позднее последнего рабочего дня месяца, в котором осуществлен перевод объекта в состав долгосрочных активов, предназначенных для продажи, производит его оценку по наименьшей из двух величин: первоначальной стоимости, признанной на дату перевода актива в состав долгосрочных активов, предназначенных для продажи, справедливой стоимости за вычетом затрат, которые необходимо понести для продажи. Такая оценка производится также на конец отчетного года (п. 5.10 Положения N 448-П).

В то же время, с одной стороны, в указанном и последующих письмах Минфина России по данному вопросу ничего не говорится о невозможности использования для целей исчисления налога на имущество справедливой стоимости основных средств, а с другой, в ПБУ 6/01 оценка по справедливой стоимости как и обесценение также не упоминается. Однако в п. 15 ПБУ 6/01 установлено право коммерческой организации не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости, понимаемой как сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта (п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 г. N 91н). Если это и отличается от того, что сейчас называется справедливой стоимостью, то весьма незначительно (одновременно под определением текущей рыночной стоимости, применяемым в упомянутых актах Минфина России только для первоначальной оценки стоимости основных средств, понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 29 Методических указаний).

Эта немалая сущностная близость переоцененной (восстановительной) стоимости основных средств и их справедливой стоимости позволяла предположить, что Минфин России не будет возражать против применения изменяющейся оценки по справедливой стоимости для целей исчисления налога на имущество.

В письме от 30.01.17 г. N 03-05-05-01/4365 Минфин России не дал прямого ответа на вопрос о том, учитывается ли с 1 января 2016 г. изменение справедливой стоимости недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, при формировании остаточной стоимости указанных активов в целях исчисления налога на имущество организаций. При этом в качестве единственного, не учитываемого для названных целей правила бухгалтерского учета о формировании остаточной стоимости основных средств (в том числе учитываемых кредитными организациями на балансовых счетах 619 и 620) по-прежнему названо только не применимое в рассмотренной в данном письме ситуации формирование резервов на возможные потери по указанным счетам. Следовательно, по нашему мнению, можно с высокой уверенностью утверждать, что Минфин России не возражает против учета кредитными организациями изменений справедливой стоимости указанных объектов основных средств, в том числе в сторону ее уменьшения для целей исчисления налога на имущество.

Это означает, что в условиях волатильного и тем более «падающего» рынка недвижимости кредитные организации при разработке учетной политики на 2017 г. должны оценить целесообразность различных способов и моделей учета активов, облагаемых налогом на имущество, возможно, воспользовавшись вариантом, предполагающим их проверку не на обесценение, а на соответствие справедливой стоимости.

Изложенное в равной мере относится и к некредитным финансовым организациям (НФО), так как соответствующие нормы Положения Банка России от 22.09.15 г. N 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» аналогичны нормам Положения N 448-П.

Примечание. Минфин России не возражает

По нашему мнению, можно с высокой уверенностью утверждать, что Минфин России не возражает против учета кредитными организациями для целей налога на имущество изменений справедливой стоимости недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, и долгосрочных активов, предназначенных для продажи, в том числе в сторону ее уменьшения. Распространяется этот вывод и на указанные объекты некредитных финансовых организаций.

Согласно п. 1 ст. 21, пп. 1, 15 ст. 22 Федерального закона от 6.12.11 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) отраслевые стандарты, разрабатываемые Банком России (никакие другие ведомства или органы такие стандарты разрабатывать не могут), не должны противоречить федеральным стандартам бухгалтерского учета (ФСБУ), утверждаемым Минфином России.

Напомним, что осуществлять контроль за исполнением указанных положений Закона N 402-ФЗ призван Совет по стандартам бухгалтерского учета при Минфине России, задачей которого является проведение экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов, в частности, на предмет обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету и условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов (п. 1, п.п. 3, 4 п. 2 ст. 25 Закона N 402-ФЗ), в том числе как конкретизировано в п.п. «1б» п. 4 Положения о Совете по стандартам бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 14.11.12 г. N 145н (в соответствии с ч. 14 ст. 25 Закона о бухучете), на предмет непротиворечия проектов отраслевых стандартов федеральным стандартам.

Примером реализации указанной функции Совета может служить отклонение им проекта положения «Отраслевой стандарт «Учетная политика некредитных финансовых организаций». Одной из причин того, что Банку России рекомендовано не утверждать разработанный им документ, стало его несоответствие по ряду позиций федеральным стандартам бухгалтерского учета, функции которых в настоящее время выполняют согласно п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ 24 положения по бухгалтерскому учету, утвержденные приказами Минфина России.

Поскольку состав Совета по стандартам бухгалтерского учета был утвержден только через три года после вступления в силу Закона N 402-ФЗ (приказ Минфина России от 25.12.15 г.), отраслевые стандарты по учету основных средств — Положение N 448-П и Положение N 492-П — были утверждены без проведения их экспертизы.

Читайте так же:  Как определить свой стаж для пенсии

В обоих положениях, разработанных, как требуется в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ, на основе МСФО, оказалось немало норм по учету основных средств, отсутствующих в ПБУ 6/01.

Однако когда встал вопрос о том, можно ли считать эти отличающиеся от ПБУ 6/01 нормы Положения N 448-П частью порядка, установленного для ведения бухгалтерского учета основных средств согласно п. 1 ст. 374 НК РФ, то Минфин России, ссылаясь на установленную Законом N 402-ФЗ недопустимость противоречия отраслевых стандартов федеральным, дал однозначно отрицательный ответ (письмо Минфина России от 10.02.16 г. N 03-05-0401/6931 (доведено до налоговых органов для использования в работе письмом ФНС России от 18.02.16 г. N БС-4-11/2665) и др.).

Существующая неопределенность, как казалось, не должна была бы быть продолжительной, так как с 2018 г. обязательными для применения должны бы стать два соответствующих ФСБУ «Основные средства». При этом поскольку оба они обязаны основываться на МСФО, то у применяющих их организаций без внесения изменений в главу 30 НК РФ возникнут не только те же проблемы по налогу на имущество, которые ранее появились у банков, но и те, которые у них еще не проявились.

Необходимость внесения изменений в нормы об объекте и порядке определения налоговой базы по налогу на имущество обусловлена потребностью сделать процесс завершения перехода к МСФО «налогово» нейтральным: он не должен привести ни к увеличению налоговых обязательств организаций (что просто заблокирует фактическое применение новых норм, например о признании затрат на капитальный ремонт компонентом основных средств, и дискредитирует переход к МСФО), ни к налоговым потерям местных бюджетов.

Отметим, что практика внесения таких изменений уже есть. В частности, чтобы устранить препятствия для применения нормы о включении в первоначальную стоимость основных средств обязательства организации в отношении ликвидации выведенных из эксплуатации основных средств и ликвидации ущерба, нанесенного их функционированием окружающей среде (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденного приказом Минфина России от 13.12.10 г. N 167н, п. 13 Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011), утвержденного приказом Минфина России от 6.11.11 г. N 125н, п. 2.15 Положения N 448-П), с 2015 г. в п. 3 ст. 375 НК РФ было добавлено положение о том, что, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей применения главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат. При этом в связи с переходом к МСФО дальнейшее внесение изменений в указанную главу НК РФ уже поставлено на повестку дня (письма Минфина России от 18.11.16 г. N 03-05-05-01/67902, ФНС России от 18.07.16 г. N БС-4-11/12880 и др.).

Отклонение проекта ФСБУ «Основные средства»

Однако пока приведенный прогноз о скором исчезновении расхождений между ПБУ 6/01 и стандартами Банка России по основным средствам неоднозначен. В срок, предусмотренный Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, в Совет по стандартам для проведения экспертизы был передан первый проект федерального стандарта «Основные средства», разработанный Фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд НРБУ БМЦ) (размещен в сети Интернет по адресу: http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_Osnovniye_sredctva). При этом разработчик стремился неукоснительно следовать требованию п. 4 ст. 24 Закона N 402-ФЗ об обеспечении соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого первый разработан.

По результатам экспертизы Совет (в составе которого находятся два представителя от Банка России) рекомендовал исключить из проекта, в частности, следующие, основанные на МСФО положения о том, что:

— в сферу применения данного стандарта не включаются:

— объекты недвижимости, предназначенные для предоставления в аренду, лизинг или концессию (в МСФО учет этих объектов регулируется не МСФО (IAS) 16 «Основные средства», а МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость»);

— объекты основных средств и других внеоборотных активов, использование которых прекращено, и возобновление не предполагается в связи с принятием решения об их продаже (в МСФО учет этих объектов регулируется не МСФО (IAS) 16 «Основные средства», а МСФО (IAS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»);

— единицами учета основных средств могут быть существенные затраты на проводимые через продолжительные периоды плановые ремонты, техосмотры и техобслуживания (тем самым продлевается наличие проблем, связанных с единовременным признанием соответствующих расходов в отчете о финансовых результатах, которые возникли в связи с невозможностью признания с 2011 г. указанных затрат расходами будущих периодов или создания под них резервов предстоящих расходов (п.п. 14, 17 п. 1 приказа Минфина России от 24.10.10 г. N 186н);

— организация самостоятельно устанавливает стоимостной критерий признания актива основным средством исходя из установленного в учетной политике критерия существенности (т.е. остается централизованно устанавливаемый единый для всех стоимостный критерий признания основным средством);

— амортизация начинается с момента готовности объекта основных средств к использованию (по-прежнему рекомендуется начинать начислять ее со следующего месяца после принятия к учету);

— в балансе в составе строк, детализирующих группу статей «Основные средства», отражаются:

— авансы в связи с приобретением (созданием, улучшением) основных средств за вычетом НДС;

— объекты незавершенного строительства;

— запасы, необходимые для создания и улучшения основных средств (протоколы заседания Совета от 31.10.16 г. N 6, от 17.11.16 г. N 7, от 30.11.16 г. N 9, от 7.12.16 г. N 10, от 14.12.16 г. N 11, от 23.12.16 г. N 12).

Совет по стандартам бухгалтерского учета высказал указанные «пожелания» даже несмотря на то, что ряд аналогичных положений содержался в ежегодных рекомендациях Минфина России по аудиторской проверке годовой бухгалтерской отчетности:

— за 2010 г. — в части отражения авансов и предварительной оплаты работ, услуг и пр., связанных, например, со строительством объектов основных средств, в разделе I «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса (письмо Минфина России от 24.01.11 г. N 07-0218/01);

— за 2012 г. — в отношении отражения регулярных крупных затрат, возникающих через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на проведение ремонта и иные аналогичные мероприятия (в частности, проверку технического состояния) как показателя, который детализирует данные, отраженные по группе статей «Основные средства» бухгалтерского баланса (письмо Минфина России от 9.01.13 г. N 07-02-18/01);

— за 2013 г. — относительно отражения сырья, материалов и тому подобных активов, используемых для создания внеоборотных активов, в бухгалтерском балансе в составе внеоборотных активов (письмо Минфина России от 29.01.14 г. N 07-04-18/01).

Однако главное заключается в том, что если НРБУ БМЦ согласится дорабатывать отклоненный проект ФСБУ «Основные средства» в соответствии с рекомендациями Совета по стандартам бухгалтерского учета, то нормы Положения N 448-П и Положения N 492-П, аналогичные исключенным из указанного проекта, снова (и надолго) окажутся не соответствующими федеральному стандарту, т.е. нарушающими требования п. 15 ст. 21 Закона N 402-ФЗ. Речь идет как минимум о следующих, перенесенных из МСФО положениях, согласно которым:

— в стандартах экономического субъекта или иных внутренних документах кредитная организация определяет минимальный объект учета, подлежащий признанию в качестве инвентарного объекта исходя из критериев существенности, утвержденных в учетной политике (п. 2.3 Положения N 448-П, Положения N 492-П);

— самостоятельным инвентарным объектом основных средств могут признаваться регулярные существенные затраты на капитальный ремонт, а также на проведение технических осмотров для выявления дефектов независимо от того, производится ли при этом замена элементов объекта (п. 2.5 Положения N 448-П, Положения N 492-П);

— начисление амортизации по объекту основных средств начинается с даты, когда он становится готов к использованию (п. 2.37 Положения N 448-П, Положения 492-П);

— не относятся к основным средствам:

— инвестиционное имущество, т.е. имущество или его часть (земельный участок или здание, либо часть здания, либо и то, и другое), находящееся в собственности кредитной или некредитной финансовой организации (полученное при осуществлении уставной деятельности) и предназначенное для получения арендных платежей (за исключением платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), доходов от прироста стоимости этого имущества, или того и другого (п. 4.1 Положения N 448-П, Положения N 492-П);

— объекты основных средств, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, учитываемой по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения, а также активы, удовлетворяющие критериям признания, определенным для основных средств, и учитываемые в качестве средств труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, признаваемые кредитной или некредитной финансовой организацией долгосрочными активами, предназначенными для продажи (п. 5.1 Положения N 448-П, Положения N 492-П).

О роли Совета по стандартам бухгалтерского учета

Следует отметить, что ситуация, когда нормы Положения N 448-П и Положения N 492-П не соответствуют нормам федерального стандарта, может привести к сохранению нынешнего не благоприятного для банков порядка обложения налогом на имущество объектов, учитываемых на счетах 619 и 620. Поскольку вопрос о налогообложении подобных объектов еще долго не коснется других организаций, а не только банков и некредитных финансовых организаций, то у законодателя отсутствуют стимулы решать его путем внесения предполагавшихся изменений в определение объекта и порядок исчисления налоговой базы по налогу на имущество.

Причина того, что при проведении экспертизы проекта ФСБУ «Основные средства» Совет по стандартам бухгалтерского учета смог отступить от требований п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ о МСФО как основе разработки федеральных стандартов, а тем самым и от п.п. 1 п. 2 ст. 25 данного Закона, предписывающего Совету в первую очередь проводить экспертизу на предмет соответствия законодательству РФ о бухгалтерском учете, состоит, по нашему мнению, в следующем. Установив в Законе N 402-ФЗ государственно-общественное (вместо исключительно государственного) регулирование бухгалтерского учета, законодатель наделил различные элементы этого порядка разным соотношением государственного и общественного начал. Институциональным воплощением общественного начала является негосударственный регулятор бухгалтерского учета, а документальным — принимаемые им рекомендации в данной области, не требующие ничьей экспертизы и утверждения (п. 2 ст. 22, п. 5 ст. 24 Закона N 402-ФЗ). Государственное начало в своем институциональном содержании наиболее полно реализовалось в функциях Минфина России, а в документальном — в изменениях, вносимых им в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ в прежние правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, проводить экспертизу которых в Совете по стандартам Законом N 402-ФЗ не предусмотрено.

Читайте так же:  Чтобы получить выписку из егрюл необходимо

Совет по стандартам бухгалтерского учета — это орган при Минфине России, его приказом утверждаемый и согласно принятому им положению функционирующий (пп. 1, 6, 14 ст. 25 Закона N 402-ФЗ). Поэтому, несмотря на количественное преобладание в составе Совета представителей бухгалтерско-аудиторско-научной общественности и на то, что председатель Совета также должен назначаться из их числа (пп. 5, 8 ст. 25 Закона N 402-ФЗ), по своему статусу и функциям Совет является в значительно большей степени государственно-общественным, чем общественно-государственным органом. Это означает, что представители государства, особенно Минфина России, в Совете призваны действовать не как нейтральные наблюдатели, находящиеся «над схваткой» и лишь присоединяющие свой голос к той или иной точке зрения, а как активные гаранты соблюдения воплощенной в Законе N 402-ФЗ воли государства.

К сожалению, на основании изложенного приходится делать вывод о том, что пока этого не произошло. И, как представляется, это свидетельствует о том, что если соответствующие процедуры позволяют не соблюдать разработанный и принятый закон, то имеет место значительный сбой в механизме реализации этих процедур.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета «Финансовая газета»

Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО «Международная Медиа Группа»

Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.

Минфином России скорректированы разъяснения по вопросу налогообложения имущества, учитываемого кредитными организациями на счетах бухгалтерского учета 619, 620 и 621

На основании Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П основными средствами не являются объекты имущества, классифицированные кредитной организацией в качестве недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, учитываемые на балансовых счетах 619, 620, 62101.

В этой связи имущество, учитываемое на указанных счетах бухгалтерского учета, не признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций на основании пункта 1 статьи 374 НК РФ.

При этом обращено внимание на положения статьи 378.2 НК РФ, предусматривающей особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе организации в качестве объектов основных средств.

Если в субъекте РФ установлены соответствующие особенности определения налоговой базы, то кредитные организации в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансовых счетах 619, 620, 621, обязаны уплачивать налог на имущество в соответствии с установленным порядком.

С учетом изложенного сообщается, что письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-05-04-01/5884 действует в части, не противоречащей настоящему письму, а письмо Минфина России от 01.07.2016 N 03-05-04-01/39869 не применяется.

56. Налогообложение кредитных организаций

В РФ юридическими лицами (организациями) уплачивается довольно большая группа налогов. Наиболее важные из них: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на имущество организаций; налог на операции с ценными бумагами; транспортный налог; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых и ряд других.

Правовой основой налогообложения кредитных организаций являются нормы налогового законодательства России, определяемые:

1. Конституцией РФ.

2. Нормами международного права и международными договорами РФ.

3. Специальным налоговым законодательством РФ (в НК РФ оно именуется «законодательством о налогах и сборах»), которое, в свою очередь, включает следующие элементы:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах РФ), включающее: НК РФ; иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах;

б) региональное законодательство о налогах и сборах, в том числе: законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

4. Общее налоговое законодательство (иные ФЗ, содержащие нормы налогового права).

5. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:

1) акты органов общей компетенции, в том числе:

а) указы Президента РФ;

б) постановления Правительства РФ;

в) подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления;

2) акты органов специальной компетенции, в том числе ведомственные подзаконные нормативные акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ.

Порядок уплаты кредитными организациями налогов регламентируется положениями соответствующих глав части второй НК РФ, а до их принятия регулировался ФЗ о конкретном налоге:

1) например, в настоящее время налог на прибыль организаций установлен положениями главы 25 («Налог на прибыль организаций») части второй НК РФ, а также еще действующими положениями Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991 № 2116. До 1 января 2002 года взимание этого налога осуществлялось в соответствии с упомянутым Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;

2) единый социальный налог вообще является относительно новым для российской системы налогов федеральным налогом. Он установлен с 1 января 2001 года главой 24 («Единый социальный налог») части второй НК РФ применяется с учетом изменений, внесенных в часть вторую НК РФ, в отдельные законодательные акты РФ, а также другие федеральные законы в области социального обеспечения граждан, в частности ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. ЕСН заменил собой существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

О налогообложении имущества, учитываемого кредитными организациями на счетах бухучета 619, 620 и 621

Минфином России скорректированы разъяснения по вопросу налогообложения имущества, учитываемого кредитными организациями на счетах бухгалтерского учета 619, 620 и 621.

На основании Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П основными средствами не являются объекты имущества, классифицированные кредитной организацией в качестве недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, учитываемые на балансовых счетах 619, 620, 62101.

В этой связи имущество, учитываемое на указанных счетах бухгалтерского учета, не признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций на основании пункта 1 статьи 374 НК РФ.

При этом обращено внимание на положения статьи 378.2 НК РФ, предусматривающей особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе организации в качестве объектов основных средств.

Если в субъекте РФ установлены соответствующие особенности определения налоговой базы, то кредитные организации в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансовых счетах 619, 620, 621, обязаны уплачивать налог на имущество в соответствии с установленным порядком.

С учетом изложенного сообщается, что письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-05-04-01/5884 действует в части, не противоречащей настоящему письму, а письмо Минфина России от 01.07.2016 N 03-05-04-01/39869 не применяется.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 6 апреля 2017 г. N БС-4-21/[email protected]

О НАПРАВЛЕНИИ

ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧИТЫВАЕМОГО НА СЧЕТАХ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 619, 620 И 621

Федеральная налоговая служба направляет разъяснения Минфина России от 05.04.2017 N 03-05-04-01/20122 о порядке налогообложения имущества кредитных организаций, учитываемого на счетах бухгалтерского учета 619 «Недвижимость, временно неиспользуемая в основной деятельности», 620 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи» и 621 «Средства труда и предметы труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено».

Доведите настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 апреля 2017 г. N 03-05-04-01/20122

Министерство финансов Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями кредитных организаций по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансовых счетах 619, 620 и 621, с учетом мнения Центрального Банка Российской Федерации (письмо Департамента бухгалтерского учета и отчетности от 28.03.2017 N 18-1-1-10/479) сообщает.

На основании пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Кодекса, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

В целях применения Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» (далее — Положение N 448-П) объекты имущества, классифицированные кредитной организацией в качестве недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, учитываемые на балансовых счетах 619 «Недвижимость, временно неиспользуемая в основной деятельности», 620 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи», 62101 «Средства труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено» соответственно, на основании пунктов 2.1, 4.1, 5.1, 7.1 Положения N 448-П основными средствами не являются.

Читайте так же:  Коллекторы банка москвы телефоны

Бухгалтерский учет вышеперечисленных объектов имущества осуществляется кредитными организациями в порядке, установленном главой 4 Положения N 448-П — для недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, главой 5 Положения N 448-П — для долгосрочных активов, предназначенных для продажи, главой 7 Положения N 448-П — для средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено.

В этой связи учитываемое на балансовых счетах 619, 620 и 621 имущество в силу статьи 374 Кодекса не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Вместе с тем, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых кредитными организациями на балансовых счетах 619, 620, 621, налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, если субъектом Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в рамках статьи 378.2 Кодекса.

С учетом изложенного письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-05-04-01/5884 действует в части, не противоречащей настоящему письму, а письмо Минфина России от 01.07.2016 N 03-05-04-01/39869 не применяется.

В каких случаях кредитные организации освобождаются от уплаты налога на имущество

ФНС на своем официальном сайте сообщила о случаях, при которых кредитные организации освобождаются от уплаты налога на имущество.

Налоговики разъяснили, что жилые помещения, принадлежащие кредитным организациям, не относятся к основным средствам, если временно не используются в основной деятельности и получены по договорам ипотеки или отступного. По общему правилу такое имущество не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в порядке статьи 374 НК РФ. Данные активы учитываются кредитной организацией на счетах бухгалтерского учета 619 «Недвижимость, временно неиспользуемая в основной деятельности», 620 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи», 62101 «Средства труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено».

Однако это правило действует не во всех случаях. Так, согласно статье 378.2 НК РФ, если закон субъекта РФ устанавливает использование в качестве налоговой базы кадастровой стоимости жилых помещений, не учитываемых в качестве основных средств, то такие помещения облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости.

ФНС сообщает, что через сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» можно получить информацию о субъектах, в которых действуют указанные законы.

Налог на имущество кредитных организаций. К вопросу об учитываемой стоимости основных средств

Напомним, что в письме Минфина России от 10.02.16 г. № 03-05-04-01/6931 было, в частности, указано, что, поскольку в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденном приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н (которому, как выполняющему функции федерального стандарта, не должны противоречить отраслевые стандарты Банка России), обесценение основных средств не предусмотрено, постольку объекты, учтенные банками на счетах 604 «Основные средства», 608 «Финансовая аренда (лизинг)», 619 «Недвижимость, временно не используемая в основной деятельности» и 620 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи», облагаются налогом на имущество по остаточной стоимости, которая сформирована без уменьшения на величину резервов на возможные потери, создаваемых при обесценении (снижении стоимости) активов кредитной организации в соответствии с Положением Банка России от 20.03.06 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (далее — Положение № 283-П).

Однако согласно пп. 1.1 и 1.2 Положения № 283-П, п. 1.12.11 Положения Банка России от 16.07.12 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» резерв на возможные потери не формируется по активам, учитываемым по справедливой стоимости в соответствии с нормативными актами Банка России. Из перечисленных видов активов последующая оценка по справедливой стоимости возможна непосредственно для недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, и долгосрочных активов, предназначенных для продажи.

Касательно недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, кредитная организация выбирает одну из двух моделей учета: по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обес­ценения либо по справедливой стоимости. При использовании первой модели предполагается проверка на обесценение на конец каждого отчетного года, при второй периодичность определения справедливой стоимости должна обеспечивать отражение рыночных условий на конец отчетного года (пп. 4.6, 4.10, 4.11 Положения Банка России от 22.12.14 г. № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» (далее — Положение № 448-П).

В отношении долгосрочного актива, предназначенного для продажи, кредитная организация не позднее последнего рабочего дня месяца, в котором осуществлен перевод объекта в состав долгосрочных активов, предназначенных для продажи, производит его оценку по наименьшей из двух величин: первоначальной стоимости, признанной на дату перевода актива в состав долгосрочных активов, предназначенных для продажи; справедливой стоимости за вычетом затрат, которые необходимо понести для продажи. Такая оценка производится также на конец отчетного года (п. 5.10 Положения № 448-П).

Следует отметить, что в пп. 2.22, 2.23 Положения 448-П оценка основных средств по справедливой стоимости отождествляется с оценкой их по переоцененной стоимости.

Таким образом, во всех приведенных случаях резерв на возможные потери не создается, поэтому упоминаемое в письме Минфина России ограничение на учет результатов резервирования для целей исчисления налога на имущество в них неприменимо.

В то же время, с одной стороны, в указанном и последующих письмах Минфина России по данному вопросу ничего не говорится о невозможности использования для целей исчисления налога на имущество справедливой стоимости основных средств, а с другой, в ПБУ 6/01 оценка по справедливой стоимости как и обесценение также не упоминается. Однако в п. 15 ПБУ 6/01 установлено право коммерческой организации не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости, понимаемой как сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта (п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 г. № 91н). Если это и отличается от того, что сейчас называется справедливой стоимостью, то весьма незначительно (одновременно под определением текущей рыночной стоимости, применяемым в упомянутых актах Минфина России только для первоначальной оценки стои­мости основных средств, понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 29 Методических указаний).

Эта немалая сущностная близость переоцененной (восстановительной) стоимости основных средств и их справедливой стоимости позволяла предположить, что Минфин России не будет возражать против применения изменяющейся оценки по справедливой стоимости для целей исчисления налога на имущество.

В письме от 30.01.17 г. № 03-05-05-01/4365 Минфин России не дал прямого ответа на вопрос о том, учитывается ли с 1 января 2016 г. изменение справедливой стоимости недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, при формировании остаточной стоимости указанных активов в целях исчисления налога на имущество организаций. При этом в качестве единственного, не учитываемого для названных целей правила бухгалтерского учета о формировании остаточной стоимости основных средств (в том числе учитываемых кредитными организациями на балансовых счетах 619 и 620) по-прежнему названо только не применимое в рассмотренной в данном письме ситуации формирование резервов на возможные потери по указанным счетам. Следовательно, по нашему мнению, можно с высокой уверенностью утверждать, что Минфин России не возражает против учета кредитными организациями изменений справедливой стоимости указанных объектов основных средств, в том числе в сторону ее уменьшения для целей исчисления налога на имущество.

Это означает, что в условиях волатильного и тем более «падающего» рынка недвижимости кредитные организации при разработке учетной политики на 2017 г. должны оценить целесообразность различных способов и моделей учета активов, облагаемых налогом на имущество, возможно, воспользовавшись вариантом, предполагающим их проверку не на обесценение, а на соответствие справедливой стоимости.

Изложенное в равной мере относится и к некредитным финансовым организациям (НФО), так как соответствующие нормы Положения Банка России от 22.09.15 г. № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» аналогичны нормам Положения № 448-П.