Содержание:
Внесено изменение в статью 25 закона об опеке и попечительстве
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
Федеральный закон принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом в статью 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» вносятся изменения, согласно которым предоставляется право опекуну, который является родителем недееспособного гражданина – инвалида с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, не включать в отчёт сведения о расходовании этим опекуном сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесённого в случае смерти кормильца, а также иных выплачиваемых на содержание подопечного средств, зачисляемых на отдельный номинальный счёт, открытый опекуном в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом исходя из Федерального закона орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного вправе потребовать от этого опекуна отчёта о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счёт, открытый опекуном.
Попечительство 2018
Советуем прочитать наш материал Попечительство, а эту статью разбиваем на темы:
Попечительство 2018
Если вы приняли решение взять в семью приемного ребенка, то намного проще стать для него опекуном, нежели усыновителем. Рассмотрим подробнее, в чем заключаются отличия между опекунством и усыновлением и как начать оформление данного процесса.
Понятие «добровольная опека» относится к тем случаям, когда биологические родители ребенка временно не могут исполнять своих обязанностей перед ним и добровольно дают свое согласие на опеку ребенка третьим лицом, без ущемления своих родительских прав.
Например, добровольная опека может быть установлена в таких ситуациях, как:
• временное проживание родителей в другом городе/стране по уважительной причине (работа, уход за престарелыми родственниками и т.д.);
• длительные командировки, вахтовый метод работы;
• обучение ребенка в другом городе/стране до достижения им 16-летия.
То, что ребенка временно будет опекать другое лицо, не лишает его отца и мать родительских обязанностей и прав. Например, в заявлении о добровольной опеке указывается, что родители должны осуществлять регулярные выплаты на содержание ребенка, а также участвовать в его жизни и воспитании. Соответственно, если родители дают документальное согласие об опеке ребенка, это не значит, что ребенок остался без родителей или лишен их попечения. Однако при добровольной подаче согласия на усыновление, права и обязанности временно передаются опекуну, и именно он несет ответственность за здоровье и безопасность ребенка.
Иногда, если родители не могут выполнять своих обязательств из-за серьезных семейных или бытовых проблем, опекун для ребенка может назначаться по их же заявлению.
В нашем законодательстве не предусмотрен самостоятельный отказ от родительских прав. Однако если есть веские доказательства того, что родители недостаточно заботятся о ребенке или подвергают его жизнь опасности, их могут лишить данных прав в принудительном порядке. Над ребенком, чьих родителей лишили родительских прав, может быть установлена полная опека.
Если вы намерены оформить опекунство в 2018 году, в первую очередь следует подготовить медицинское заключение о состоянии здоровья. Кроме того, необходимо документально заверить то, что вы сможете предоставить ребенку материальные удобства (наличие собственной жилплощади, достаточный доход и т.д.). Оформление опекунства возможно только в том случае, если представители органов опеки после проверки подтвердят, что условия вашего проживания и материальное благосостояние приемлемы для содержания ребенка.
Опекунство и усыновление часто воспринимаются как синонимы, однако в этих процессах существуют несколько важных отличий:
Во-первых, усыновление устанавливается в судебном порядке, а опекунство может быть оформлено по решению органов попечительства и опеки.
Во-вторых, опекунство может быть оформлено только над детьми, младше 14-ти лет.
В-третьих, опекуны берут на себя ответственность за финансовое обеспечение, уход, образование и отстаивание прав опекуна, но вместе с тем, это не означает, что биологические родители не участвуют в обеспечении ребенка.
И, в-четвертых, в отличие от усыновления, при опекунстве у ребенка сохраняется его прежнее имя и фамилия.
Стать опекуном несовершеннолетнего ребенка можно только при соответствии следующим требованиям:
• совершеннолетие и дееспособность;
• отсутствие судимостей за злоумышленное причинение вреда;
• высокие личные, моральные и нравственные качества.
Опекунство невозможно в следующих случаях:
• алкогольная или наркотическая зависимость;
• потенциальные опекуны были лишены родительских прав;
• наличие судимостей за тяжкие преступления;
• отсутствие специальной подготовки (исключение относится к ближайшим родственникам ребенка);
• наличие серьезных заболеваний, препятствующих полноценному уходу за ребенком.
Чтобы начать процесс оформления опекунства в 2018 году, прежде всего, нужно собрать следующий пакет документов:
• заявление;
• паспорт;
• справка с места работы опекуна и его супруга/супруги (в справке указывается должность и размер зарплаты за год);
• документы, подтверждающие наличие жилой площади;
• заключение о прохождении полного медицинского обследования;
• свидетельство о заключении брака (если есть);
• справка о несудимости;
• письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи;
• пенсионное удостоверение (если опекун достиг пенсионного возраста);
• автобиография;
• характеристика с места работы.
Получив и проверив документы от претендентов на опекунство, представители органов опеки в течение трехдневного периода осуществляют обследование жилья, во время которого устанавливается приемлемость условий проживания для ребенка. Кроме того, во время визита ответственные сотрудники изучают мотивацию и личностные качества потенциальных опекунов. Через три дня после посещения в органах опеки составляется акт обследования, который прикрепляется к поданным документам. В течение 10-дневного периода уполномоченная комиссия решает, могут ли заявители выполнять функцию опекунов. Бывают ситуации, когда опекунство может быть оформлено на возмездной основе. В этом случае составляется дополнительный договор, в котором прописываются уточняющие условия.
В течение 3 дней после принятия решения подготовленный акт и поданные документы передаются заявителю, а их копии остаются в органах опеки.
Если уполномоченная комиссия приняла решение о возможности оформления опекунства, то потенциальный опекун может действовать следующим образом:
• попросить в любом органе попечительства или федеральном банке данных информацию о детях, которые в данный момент нуждаются в опеке;
• попросить в органе попечительства направление для посещения ребенка по месту его проживания;
• если опекун не может подобрать подопечного ребенка по месту своего проживания, можно обратиться в федеральный банк данных. Оператор федерального банка данных примет заявление и описание ребенка, которого потенциальные попечители хотят принять в семью, после чего предоставит им информацию о детях, нуждающихся в опеке, по всей стране.
Законодательством установлено: если опекуны хотят взять в семью ребенка, старше 10 лет, опекунство над ним может быть назначено только при его согласии. При оформлении опекунства составляется акт, в котором прописываются условия, права и обязанности опекунов. Если обязанности попечительства будут выполняться на возмездной основе, помимо акта дополнительно составляется договор на опеку.
Если орган опеки отказал в оформлении опекунства, заявители могут обжаловать это решение в судебном порядке.
Опека и попечительство в 2018 году
Федеральным законом в статью 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» вносятся изменения, согласно которым предоставляется право опекуну, который является родителем недееспособного гражданина – инвалида с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, не включать в отчёт сведения о расходовании этим опекуном сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесённого в случае смерти кормильца, а также иных выплачиваемых на содержание подопечного средств, зачисляемых на отдельный номинальный счёт, открытый опекуном в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом исходя из Федерального закона орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного вправе потребовать от этого опекуна отчёта о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счёт, открытый опекуном.
Органы опеки и попечительства являются службами государственного значения, на которых возложены полномочия опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они относятся к органам исполнительной власти или местного самоуправления и осуществляют свои функции на всей территории Российской Федерации. Таким образом, все, у кого есть маленькие дети, иногда сталкиваются с представителями опеки в определенных случаях.
Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем же отличаются два этих понятия? Как известно, и то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно. Однако попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.
Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным. При этом опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, однако выполняют те же функции, что и они.
Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.
Главным отраслевым законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который предусматривает основные права и обязанности органов опеки и круг их полномочий. Кроме того, отдельные вопросы регулируются Семейным и Гражданским кодексами.
Комитет опеки и попечительства также руководствуется следующими Федеральными законами:
• № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
• № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
• № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; • другими.
Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.
Таким образом, в зависимости от региона проживания структура органов опеки может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области. При этом органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.
Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, например, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.
Независимо от названия все учреждения занимаются одинаковыми задачами. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, однако такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо же во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.
Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает непосредственно глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или же по месту жительства ответственного лица.
Вместе с тем несовершеннолетние, лишенные родительской опеки, а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными – это также субъекты опеки и попечительства.
В первую очередь деятельность органов опеки направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.
Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ.
Среди наиболее значимых полномочий выделяют:
• осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
• ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
• организацию попечительства в целом;
• представление интересов подопечных в суде;
• обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
• проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
• мониторинг условий проживания подопечного;
• освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
• выдача разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.
Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру. Заключение имеет определенный срок действия, а именно 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на усыновление. Именно данный документ и является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.
Исходя из вышеперечисленного, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:
• выявление случаев сиротства;
• передача детей, лишенных родительского присмотра, в приемную семью;
• защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
• обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
• защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.
Кроме того, если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, то кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора, а также немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.
Законодательством также предусмотрены и другие полномочия вышеупомянутых органов. Таким образом, перечень того, чем занимаются органы опеки и попечительства, весьма обширный.
Ребенок может лишиться попечения родителей по разным причинам: их смерть, длительное отсутствие, отказ выполнять свои родительские обязанности либо же ограничение в их выполнении и другие. В таких случаях функции защиты несовершеннолетних берут на себя компетентные учреждения.
Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних определяются законом. При выявлении сирот в первую очередь разыскивают имеющихся родственников, обеспечивают их временным жильем.
В дальнейшем Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей:
• усыновление или удочерение;
• передачу под опеку или попечительство;
• передачу на воспитание в приемную семью;
• устройство в различные учреждения (воспитательные, лечебные, социальной защиты).
Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка также направлена на учет детей-сирот и контроль за условиями их содержания.
Государство всячески поддерживает детей, которые остались без родителей. Форма поддержки отличается в зависимости от того, куда устроен несовершеннолетний. Так, гражданам, которые приняли детей к себе на содержание, выплачивается единовременное пособие, ежемесячные выплаты на каждого несовершеннолетнего, а также помощь, которую получают обычно родители (до достижения ребенком трехлетнего возраста, на ребенка-инвалида и так далее).
Защита интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также путем предоставления им льгот на проезд в городском или пригородном транспорте, ежегодных путевок на санаторно-курортное лечение и в оздоровительные лагеря, жилья по договору найма, специализированного жилого помещения, бесплатного места в общежитии и так далее.
Многих интересует, кому подчиняются органы опеки и попечительства. Стоит обратить внимание на то, что на федеральном уровне органов с подобными функциями нет. Все они относятся либо к исполнительной власти области либо же к местному самоуправлению. Поэтому понять, кто кому подчиняется, можно лишь в каждом конкретном случае на местах. Отметим, что единый центр опеки и попечительства, который бы мог решить все вопросы, не существует.
Таким образом, все, что так или иначе связано с защитой прав несовершеннолетних, лишенных родительского попечительства или недееспособных лиц, обязательно будет проходить через органы опеки и попечительства. Их так же в обязательном порядке задействуют, если рассматривается дело про лишение родительских прав. При этом структура органов в каждом регионе может отличаться, однако функции они выполняют одни и те же.
Узнавать все актуальные данные и новости в социальной сфере можно легко и оперативно благодаря интернету. Главное – правильно выбрать источник, содержащий все необходимые сведения. Поможет найти много полезной информации для тех, кому нужна помощь и кого интересует опека и попечительство – официальный сайт РФ (регионального министерства или департамента).
Закон об опеке и попечительстве 2018 года
Федеральный закон №48 определяет порядок опеки и попечительства. Положение с изменениями на этот год имеет некоторое дополнение. Многих интересует, какое право или обязанность дает законодательство в отношение к ключевым понятиям. Стоит подробнее изучить вопрос об опеке, опираясь на этот правовой акт.
Официальный текст положения ФЗ 48 проводит установление единого порядка для общения с ребенком, и будет регулировать задачи, полномочия и обязанности, которые имеет гражданин, как подопечный, ребенок, родитель или опекун. В гражданском праве устанавливается отдельное внимание на такую часть взаимоотношений в обществе, поэтому воспитание детей и их патронаж вошел в гражданский кодекс и в этот закон.
Положение содержит такие разделы:
• Общие понятия;
• Российский орган контроля и полномочия;
• Социальный и семейный статус, который имеет попечитель или опекун;
• Имущество подопечного и ответственность сторон;
• Прекращение отношений;
• Законный порядок поддержки и защиты.
Стоит проявить интерес, чтобы узнать, что это такое, и чем это отличается от попечительства. Первое понятие актуально, если ребенок не будет достигать четырнадцать лет или если он признанный как недееспособный. Внесение вердикта, что сила ребенка ограничена, может устанавливаться только через суд. Защита такого человека полностью переходит в обязанность опекуна. Если же идет о заботе над несовершеннолетними детьми, которые старше 14 лет, и на свой настоящий возраст будут являться частично дееспособными, то по ГК стоит предусматривать осуществление попечительства. В этом случае семья не полностью будет принимать все решения за ребенка, а лишь позаботится, чтобы совершеннолетняя подопечная или подопечный были благополучными силами этой семьи.
Министерство социального развития и его отдел поддерживает постановление правительства в его определении отличий на каждый отдельный вид взаимоотношений. Поскольку цель опеки в РФ – это полный контроль и устройство ребенка в обществе, ее могут назначать, когда ему необходима помощь, в связи с небольшим возрастом или недееспособностью по любым причинам. Если ребенок пребывает в возрасте более 14 лет или не дееспособен по причине злоупотребления алкоголем, можно вступать в попечительские отношения. При этом порядке главная работа попечителей направлена на то, чтобы дать образование, вносить свои советы, сделать подростку хорошее имя и оставаться в близких отношениях.
Новый закон об опеке и попечительстве с изменениями 2018 года – это основной документ, который Федерация будет использовать для регулирования подобных отношений среди населения. На январь и апрель этого года действует последняя редакция положения. Здесь департамент внес несколько дополнений. Например, пункт ст. 14 был изменен в формулировании. Также статья получила новый пункт, в котором упоминаются недееспособные лица под надзором организаций и сироты без попечения. Изменена форма статьи 27 и некоторые пункты.
Чтобы получить разрешение на продажу квартиры, подается заявление администрации службы. Если норма о возможных условиях для ребенка приводится в соответствие к хорошему уровню, можно получить разрешение на договор продажи.
Изменения в опеке и попечительстве в 2018 году
Права и интересы недееспособных или ограниченно дееспособных лиц нуждаются в защите. На законных основаниях осуществлять подобную деятельность могут граждане, назначенные для этого государством. Опека или попечительство устанавливается как над совершеннолетними недееспособными гражданами, так и над лицами, не достигшими возраста 18 лет. Сколько платят за опекунство в 2018 году по договору об опеке или попечительстве и какие средства выплачиваются из иных источников – вопросы, являющиеся актуальными для лиц, осуществляющих подобные обязанности.
Институты, созданные государством для защиты законных прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан – это органы опеки и попечительства. Отношения, которые возникают в связи с опекунством, регулируются законодательно.
Опека — вид правоотношений, когда граждане, не достигшие 14 лет, или совершеннолетние, признанные судом недееспособными, получают назначенных соответствующим органом опекунов, которые, являясь законными представителями подопечных, уполномочены совершать в их интересах и от их имени юридически значимые действия.
Попечительство — правоотношения, касающиеся несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности.
В этом случае назначенные государством попечители обязаны в отношении своих несовершеннолетних подопечных:
• оказывать содействие в осуществлении прав и исполнении обязанностей;
• охранять от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Попечители должны также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ.
Вопросы опеки и попечительства регулируются Семейным и Гражданским кодексами РФ, федеральными законами, а также постановлениями правительства. Перечисленные документы регулируют основные вопросы, возникающие в процессе осуществления опекунской и попечительской деятельности, определяют права и обязанности участников правоотношений. К ним относятся вопросы о принципах назначения опекуна и попечителя, материальном вознаграждении для них, а также о том, как назначается компенсация за опекунство.
Правовое регулирование отношений при осуществлении попечительства и опеки происходит с применением норм ст.31-40 ГК РФ и ст. 145–155 СК РФ, а также Федерального закона № 48 «Об опеке и попечительстве».
Материальное вознаграждение за выполнение обязанностей по опекунству и попечительству отличается для различных категорий граждан. Зарплата опекунам в 2018 году, ухаживающим за взрослыми недееспособными гражданами, регламентирована постановлением Правительства РФ №343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы…». Этим документом определено, сколько платят опекуну, если он не работает, стандартно для всей России, а региональные нормативные акты регулируют сумму выплат в зависимости от района проживания.
Опекуны несовершеннолетних детей могут рассчитывать на то, что выплаты будут производиться им в обязательном порядке на основании ФЗ № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Условия, при которых выплачиваются материальные средства, прописаны в законодательстве и предполагают, что опекуны:
• не работают и не имеют дохода;
• находятся в трудоспособном возрасте (до 55 лет для женщин, до 60 лет – для мужчин);
• осуществляют опекунские обязанности в отношении лиц старше 80 лет, требующих постоянного ухода, или инвалидов 1 группы, а также несовершеннолетних детей.
Для граждан, взявших в семью на воспитание ребенка, существует несколько видов выплат.
К ним относятся пособия:
• ежемесячные;
• единовременные;
• региональные.
За опекунство над недееспособным лицом также выплачивается ежемесячное государственное пособие.
Для того чтобы опекун мог получать положенные ему по закону выплаты, необходимо соблюдать сроки, которые установлены для обращения за ними.
Так, единовременное и ежемесячное пособия будут оформлены, если за ними обратились не позднее полугода после того, как было вынесено решение об установлении опеки:
• единовременное – в течение 10 дней с момента приема заявления и необходимых документов;
• ежемесячное – будет выплачиваться на протяжении всего периода, в течение которого опекун имеет право на его получение.
Вопросы выплат, положенных опекунам, регламентируются и закрепляются ФЗ № 81-ФЗ, а также приказом Минздравсоцразвития РФ № 1012н. Что положено опекунам в 2018 году, установлено соответствующим постановлением Правительства РФ.
В отношении единовременного пособия с февраля 2018 года размер выплат установлен в сумме 16 873 рубля 54 копейки, и может изменяться и дополняться в зависимости от региона проживания. Эти средства выдаются на содержание опекаемых детей и должны быть потрачены исключительно по назначению.
Выплачиваются материальные средства и опекунам (попечителям) лично. Размер выплат опекунам в 2018 году определяется в зависимости от того, получают ли они какой-то доход самостоятельно или не имеют возможности работать в связи с выполнением опекунских обязанностей.
Для тех, кто не трудоустроен, выплаты в 2018 году установлены в размере 3 163 руб. 79 коп. на первого и 6 327 руб. 57 коп. на второго и последующих детей. На часто возникающий вопрос о том, если опекун работает, какие выплаты ему положены, законодатель отвечает назначением выплаты в 40 % от среднего заработка (но не более 24 536 руб. 57 коп.).
Опекунам взрослых недееспособных граждан назначается ежемесячное пособие в размере 1200 рублей.
На содержание ребенка, взятого под опеку (попечительство), ежемесячно выплачивается пособие за счет средств бюджета регионального субъекта Российской Федерации. Выплата осуществляется управлением соцзащиты по месту жительства опекаемого. Размер такого пособия определяется каждым регионом РФ отдельно. К примеру, постановлением правительства Москвы установлено, сколько платят за опекунство над приемным ребенком в месяц в 2018 году.
Суммы подобных выплат в столице составляют:
• на ребенка до 12 лет — 16 500 руб.;
• после достижения 12 лет — 22 000 руб. (если семья воспитывает 3 и более приемных детей, то суммы увеличиваются на 3 300 руб.);
• на ребенка, имеющего инвалидность — 27 500 руб.
Опекунство над ребенком при живых родителях и выплаты за него имеют свои особенности. Пособия будут выплачиваться только если родители лишены своих прав в отношении ребенка. В случаях, когда опека назначена по заявлению родителей ввиду временной невозможности уделять внимание и заботиться о ребенке, пособия выплачиваться не будут. Однако биологические родители будут платить ему алименты независимо от того, лишены они своих прав или нет. Рекомендуем более подробно ознакомиться со всеми нюансами выплат, если оформлено опекунство над ребенком.
Если возникла необходимость установления опекунства над престарелыми родителями, взрослые совершеннолетние дети, решившие на добровольных началах осуществлять эту процедуру, должны иметь в виду, что в этом случае государством не предусмотрено никаких видов поощрений. И только в ситуации, когда опекун не работает и постоянно ухаживает за родителем, ему положена социальная поддержка, в размере минимальной оплаты труда в определенном регионе. Получите более подробную информацию о том, какие нюансы имеет опекунство над родителями.
По закону опека над пожилыми частично дееспособными или недееспособными лицами осуществляется безвозмездно. Это значит, что государством не предусмотрены выплаты лицу, осуществляющему опеку над ними на постоянной основе. Однако в случаях, предусмотренных законодательством (нетрудоустроенные лица, не достигшие пенсионного возраста, вынужденные постоянно ухаживать за опекаемым), выплачивается ежемесячное пособие на содержание пожилого человека. Его размер составляет 1200 рублей. Статья содержит информацию о том, какие еще особенности имеет опекунство над пожилым человеком.
Опекунство над недееспособным гражданином, признанным таковым на основании заключения медкомиссии и решения суда, может быть установлено без его согласия. До назначения опекуна такому гражданину его функции осуществляют органы опеки и попечительства.
Сколько платят за опекунство над инвалидом с детства, определяет указ Президента Российской Федерации № 175. Он устанавливает увеличенную ежемесячную выплату в сумме 5 500 руб. Прежде чем подать заявление на опекунство над гражданином, относящимся к категории лиц с полной или частичной дееспособностью, стоит ознакомиться с информацией о том, какие особенности имеет опекунство над недееспособным.
Оформление опеки над человеком с психическими отклонениями – ответственный и альтруистический выбор, поскольку ни на какие материальные преференции от государства в этом случае опекун рассчитывать не может. Максимальное вознаграждение – это выплата в 1200 рублей, и то в случае, если лицо, осуществляющее опеку, не трудоустроено. Это столько же, сколько платят опекуну недееспособного гражданина по общим правилам.
Более того, стоит принимать во внимание, что по закону опекун не может являться наследником имущества опекаемого, если тот имеет психические отклонения. Перед принятием решения об опекунстве в подобной ситуации рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми нюансами того, что значит оформить опекунство над психически больным человеком.
Выплаты гражданам, взявшим под свою опеку несовершеннолетнего ребенка, недееспособного или психически нездорового человека, не начисляются автоматически вместе с оформлением опекунства. Для этого необходимо совершить ряд предусмотренных законом действий, которые позволят им получать причитающиеся за опекунские обязанности материальное вознаграждение.
Для того чтобы оформить опекунские выплаты, необходимо обратиться в территориальный отдел социальной защиты населения по месту своего проживания. Здесь же можно выяснить, будет ли «добавка» опекунам в 2018 году.
Если речь идет о выплатах за опеку над несовершеннолетним ребенком, то перед походом в отдел социальной защиты нужно посетить отдел опеки и попечительства и оформить договор о приемной семье. Без заключения этого соглашения оформить выплаты будет невозможно.
Компенсации за опекунство над пожилыми людьми назначаются Пенсионным фондом.
Однако обращение в орган попечительства и опеки – не единственный способ оформить пособия. Можно обратиться в ближайший многофункциональный центр предоставления услуг по месту проживания опекуна или воспользоваться интернет-порталом «Госуслуги». В перечень предоставляемых документов входят те же позиции, что и при обращении в отдел опеки и попечительства.
При обращении за назначением выплат за опекунство над несовершеннолетним ребенком к заявлению на получение пособия нужно приложить следующие документы:
• оригинал паспорта опекуна;
• оригинал договора о приемной семье;
• свидетельство о рождении ребенка, который взят под опеку;
• справку о трудоустройстве или его отсутствии;
• справку о заработной плате;
• документ, подтверждающий факт обучения несовершеннолетнего в учебном заведении.
Заявление на получение пособия составляется под руководством сотрудника отдела соцзащиты населения, чтобы избежать отказа из-за его неверного заполнения.
Если за пособием обращается опекун совершеннолетнего недееспособного или частично дееспособного лица, инвалида или других граждан, которым положены опекуны и попечители, то необходимо вместе с заявлением о назначении пособия предоставить базовый пакет документов:
• паспорта сторон;
• трудовые книжки;
• заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости лица в постоянном уходе (он может быть выдан госпиталем, больницей, диспансером, медико-санитарной частью, поликлиникой).
Однако в каждом конкретном случае могут быть затребованы дополнительные документы. Например, выписка из документа, удостоверяющего личность опекаемого лица, содержащая сведения о его возрасте, или копия заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии о группе и причине инвалидности и прочие документы.
Кроме средств, которые по закону выплачиваются за опекунство из федерального бюджета, региональные власти оказывают опекунам дополнительную материальную поддержку.
Например, в Москве для тех, кто взял детей из детдома, назначены выплаты:
• единоразово 10 тысяч рублей для приобретения предметов первой необходимости;
• ежемесячно 800 рублей в качестве компенсации за оплату коммунальных услуг.
В Екатеринбурге ежемесячно выплачивается дополнительная надбавка к федеральным выплатам в размере 1113 руб., которая назначается опекунам, воспитывающим несовершеннолетних детей, в том числе с группой инвалидности.
Вопрос о том, за счет каких средств опекуны должны содержать своих подопечных, всегда был щепетильным и наиболее обсуждаемым среди людей, осуществляющих опекунские обязанности. На основании ФЗ № 302-ФЗ вступили в силу изменения в ГК РФ, касающиеся порядка распоряжения пенсией, пособиями и другими выплатами, поступающими человеку, над которым установлено попечительство или опека. По новым правилам все они зачисляются на номинальный счет, открытый на имя опекуна или попечителя, и могут быть использованы им без согласия органа опеки и попечительства на нужды своего подопечного.
Денежные выплаты – не единственные поощрения, которые получают люди, согласившиеся на опекунство и попечительство. Для них предусмотрен ряд льгот. Граждане, осуществляющие обязанности по отношению к различным категориям опекаемых лиц, имеют различные преференции.
Так, законодательно определено, какие льготы положены опекунам недееспособных. К ним относятся:
• скидка в размере 50% на транспортный налог;
• возможность бесплатного проезда в качестве сопровождающего опекаемого в общественном транспорте;
• освобождение от уплаты госпошлины при подаче иска в суд ценой до 1 млн. руб.;
• скидка 50 % на оплату коммунальных платежей и услуг нотариуса.
Опекунов несовершеннолетних интересует вопрос о том, какие льготы и пособия положены опекунам и детям сиротам в 2018 году. Их перечень включает трудовые льготы (декретный отпуск до достижения ребенком 3 лет, неполный рабочий день и неделю, ежемесячные дополнительные оплачиваемые выходные). Льготы в сфере налогообложения позволяют опекунам не платить 13 % подоходный налог, предполагают налоговые вычеты.
Опекунство и попечительство – способ ухода за несовершеннолетними гражданами и другими категориями лиц, которые не могут в полной мере осуществлять свои права и обязанности самостоятельно. В одних случаях граждане, изъявившие желание и назначенные опекунами и попечителями, осуществляют свои обязанности на безвозмездной основе, в других им положено материальное вознаграждение.
Государством определен ряд выплат, пособий и льгот, на которые лица, выполняющие обязанности по опекунству и попечительству, могут рассчитывать при своевременном и правильном обращении за ними. Ежегодные индексации и региональные доплаты значительно увеличивают размер такой материальной помощи.
Сирота в 2018 году
Мать-одиночка 2018
Малоимущая семья 2018
Малообеспеченная семья 2018
Многодетная семья 2018
Назад | | Вверх
Органы опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства: основные положения
Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.
Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас.
Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .
Спасибо, что посещаете наш ресурс «Семейный консультант».
Права и обязанности, функции таких органов регламентируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года, а также Гражданским и Семейным Кодексами.
Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.
Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.
ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.
Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах, которые есть у ООП.
В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.
Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.
Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес, телефон и время работы.
Задачи органов опеки и попечительства
В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:
- Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
- Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
- Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.
Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:
- защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
- ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.
Полномочия органов
В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
- поиск и регистрация недееспособных граждан;
- ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
- установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
- контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
- возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
- поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
- защита прав, интересов недееспособных лиц;
- предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.
Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:
- разрешение на установление отцовства;
- запрос характеристики на родителя;
- разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
- решать текущие вопросы с недвижимостью;
- соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
- ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
- активная профилактика сиротства;
- выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.
ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.
Обязанности при переезде подопечного
Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.
Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.
В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.
- Являются государственной структурой.
- Обладают полномочиями исполнительной власти.
- Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.
Вас так же заинтересуют следующие статьи: