Логические требования к ответам

Автор: | 21.07.2018

Логические требования к ответам

Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход представляет собой последователь­ность следующих этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.

Грамматической формой вопроса является вопросительное пред­ложение .

Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса; реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в со­ответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск от­вета предполагает Обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска от­ветов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исход­ную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу во­просно-ответную форму развития знаний . Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родо­начальник индуктивной логики Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобре­тается исходная информация в социологии, экономике, правоведе­нии, медицине и других областях.

В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е. в вопросе не говорят как об истинном или ложном.

Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логичес­кий статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки.

1) Правильно поставленным, или корректным, считается во­прос, предпосылка которого представляет собою истинное непро­тиворечивое знание.

2) Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером непра­вильно поставленного может быть следующий вопрос: «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объек­тах)?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании НЛО. О таком вопросе говорят как о непра­вильно, или некорректно, поставленном. Прежде чем выяснять вид используемой энергии, следует установить факт существования самих НЛО.

Если неправильно поставленный вопрос умышленно использует­ся с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки — древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него — и «да», и «нет» — приводит к признанию, что ты бил своего отца.

Функции вопросов.

По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: уточняющие , или ли- вопросы , и 2) восполняющие , или что-вопросы.

1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявле­ние истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария чле­ном НАТО?».

Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что. »; «Является ли. »; «Дей­ствительно ли, что. » — и другие синонимичные выражения. Отсю­да название уточняющего вопроса — «ли -вопрос».

2) Восполняющим называется вопрос, направленный на выясне­ние новых свойству исследуемых явлений . Например: «Где состоял­ся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?».

Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? — и дру­гих, с помощью которых стремятся получить дополнительную ин­формацию о том, что представляет собой исследуемый объект. От­сюда и название восполняющего вопроса — «что-вопрос».

Область поиска ответов на что-вопрос представляет собою мно­жество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах: месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос— это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.

Структура вопросов.

По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть 1) про­стыми или 2) сложными .

1) Простым называют вопрос, не включающий в качестве со­ставных частей других вопросов .

2) Сложным называют вопрос, включающий в качестве состав­ных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками . В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть; а) соединительными (конъюнктивными); б) разделительными (дизъюнктивными); в) смешанными (соединительно-разделительными).

а) Соединительный вопрос — это два и более простых вопроса, вязанные союзом и.

б) Разделительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанных союзом или.

Схема разделительного ливопроса имеет следующий вид:

Схема разделительного что-вопроса, как и в случае соединитель­ного, также имеет три разновидности.

4. Отношение к обсуждаемой теме.

В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, су­допроизводстве или деловых беседах практически важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы. Один тип — это вопросы по существу темы, другой — не по суще­ству темы.

1) Вопрос по существу темы — это запрос мысли, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию. Такие вопросы допустимы и правомерны в любом информационном общении. При этом оценка вопроса как релевантного, или по существу темы — это не формально-структурная, а информационно-содержательная за­дача, решение которой определяется знанием существенных харак­теристик обсуждаемой проблемы.

2) Вопрос не по существу темы — это вопрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обыч­но такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с постав­ленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию.

Вопросы «не по существу», как правило, не принимаются к об­суждению в рационально организованной дискуссии. Стороны вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не имею­щих отношения к делу.

Виды ответов

Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного сужения ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае он расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неопределен­ную либо доставить новую информацию.

Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как: ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотре­ния. Появление таких ответов в дискуссии— либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысла вопроса, но все же пытается как-то отвечать на него, либо сознатель­ное стремление уйти от невыгодного ответа.

Среди ответов различают: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие «развернутые; 4) полные и неполные; 5) точ­ные (определенные) и неточные (неопределенные).

1. Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выражен­ное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в дей­ствительности.

2. Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различаю­щихся областью их поиска.

Прямым называется ответ, взятый непосредственно из облас­ти поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на что-вопрос «В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение: «Русско-японская война закончилась в 1904 году». Прямым ответом на ли-вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой».

Косвенным называется ответ, который получают из более ши­рокой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война?» кос­венным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончи­лась за один год до Первой русской революции». На вопрос «Явля­ется ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к мле­копитающим животным».

При конструировании косвенного ответа на первый вопрос отве­чающий располагал не только информацией о времени окончания русско-японской войны, но и о времени совершения Первой русской революции (1905 г.), а также информацией о том, что она произошла через год после окончания русско-японской войны. Во втором слу­чае отвечающий располагал дополнительной информацией о том, что кит это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.

3. Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие— это односложные утвердительные или отрица­тельные ответы: «да» или «нет».

Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяют­ся все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кенне­ди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: крат­кий — «Да»; развернутый— «Да, Дж. Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы будут такими: краткий — «Нет»; разверну­тый — «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком».

Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми отве­тами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказы­ваются двусмысленными.

4. Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный ли-вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидо­ров — соучастники преступления, а Петров — исполнитель». На сложный что-вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» полным будет следующий ответ:

«Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

Неполный ответ включает информацию относительно отдель­ных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведен­ный выше вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являют­ся соучастниками преступления?» — неполным будет ответ: «Нет, неверно, Петров является исполнителем».

На вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотво­рение «На смерть поэта»?» неполным будет ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в связи с трагичес­кой гибелью А.С. Пушкина».

Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации о форме участия Иванова и Сидорова в совершений преступления, а второй ответ не указывает время написания стихотворения.

Читайте так же:  Учебное пособие критическое мышление

5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы. Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмыс­ленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определен­ный вопрос.

Под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выра­жается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов.

Неточность вопросов выражается в двусмысленном употребле­нии понятий и вопросительных слов.

Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софис­ты. Один из них — софизм «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера отве­та — «да» или «нет» — отвечающий в обоих случаях неявно призна­ет, что у него есть или были раньше рога.

Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный софизм «куча». Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?» На вопрос отвечают: «Да». Софист продолжает: «А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча?» Снова ответ: «Да». Отвечающий будет, по-видимому, говорить «да» до тех пор, пока от кучи ничего не останется.

Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Со­фист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качест­венные характеристики, как форма и относительная величина объ­екта.

Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определеннос­ти вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т.п., которые сами по себе, без учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

В вопросе «Кто открыл Америку?» под словом кто имеется в виду личность, но не ясно, по какому признаку она должны быть выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по воз­расту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: когда — эпоха, век, год, месяц, число; где — континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.

Особые трудности возникают при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Был ли Аристотель греком и автором «Одиссеи»?» краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возмож­ных ответа:

1) «Аристотель был греком, но не был автором «Одиссеи»;

2) «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи»;

3) «Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи». Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверж­дения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Куре­ние вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:

1) «Курение вредно и аморально»;

2) «Курение вредно, но не аморально»;

3) «Курение не вредно, но аморально».

Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае развернутым отрицательным, а во втором — развернутым утверди­тельным ответом.

Логическая характеристика вопросов и ответов

Главная > Реферат >Логика

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Университет)

МИД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по курсу логики на тему:

«Логическая характеристика вопросов и ответов»

студента 1-ого курса

факультета МП 1-й академической группы

Глаголев Владимир Сергеевич.

Введение. Определение вопроса и ответа — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 3

Логическая структура вопроса — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 4

Виды вопросов — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 6

Логическая структура ответов — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 11

Виды ответов — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 11

Список литературы — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 15

Вопрос и ответ в познании играют очень важную роль, так как все познание мира заключается в поиске ответов на поставленные вопросы и насущные проблемы. Проблемы же перед познанием, в том числе перед различными науками, ставит сама жизнь. Поэтому этот процесс можно рассматривать как механизм постоянного взаимодействия с окружающим миром, характеризирующегося спецификой восприятия реальности. Следовательно, в широком смысле вопрос и ответ можно определить как непосредственных мировоззренческие категории конкретного социума на данном историческом этапе.

В узком же, повседневном понимании, вопрос и ответ – две противоположности единого целого: вопрос – это логическая форма, включающая исходную, или базисную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа, уточнения или дополнения исходного, базисного знания; ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее исходное знание в соответствии с поставленным вопросом, предназначение которого состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов.

Вообще, развитие научных и практических знаний протекает как непосредственный переход от раннее установленных суждений к новым, более богатым и точным по содержанию, который представляет собой последовательность следующих этапов:

— поиски новой информации в определенной области;

— конструирование ответа на поставленный вопрос.

Поэтому постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний. И как необходимое и неотъемлемое звено в мышлении и общении людей данное логико-языковое образование выполняет две важнейшие функции:

— фиксация и выражение развития знаний человека о внешнем мире (познавательная функция);

— целенаправленная передача знаний и представлений от одного человека другому (коммуникативная функция).

При этом необходимо обратить внимание на то, что согласно теории красноречия, вопросы обладают сильным активизирующим воздействием на аудиторию, оживляя речь, заостряя внимание слушателей, создавая своеобразные условия для коллективного размышления.

Однако в логике долгое время вопросо-ответный комплекс развивался только как наука об утверждениях и отрицаниях. Но этот взгляд был далеко не единственным. Так, знаменитый английский мыслитель и философ Р. Коллингвуд писал, что «свод знания состоит не из предложений, высказываний, суждений и других актов утвердительного мышления… и того, что ими утверждается… Знание состоит из всего этого, вместе взятого, и вопросов, на которые оно дает ответ».

И отнюдь не случайно то, что в последнее время вопросо-ответный комплекс становится объектом изучения многих исследователей, пытающихся создать логическую теорию, более содержательную, нежели ее классический вариант. При этом необходимо заметить, что логическая теория, обогащенная знанием о различным вопросо-ответных комплексах, называется эротематической (греч. erotematikos– в форме вопроса), или инеррогативной (лат. interrogativus – вопросительный) логикой.

В процессе общения вопрос играет значительную роль. Благодаря вопросам отдельные высказывания отвечающего приобретают смысл, оказавшись же за рамками вопросов, они его теряют (например, в случае ответов невпопад). С помощью вопросов выражается стремление к устранению сомнения, неопределенности в знании, к получению нового, более полного и точного знания. Вопросы фиксируют различного рода потребности, которые возникают в процессах познания или общения между людьми, их постановка связана с различными трудностями и противоречиями в познании и общении.

Способом выражения вопроса и его синтаксического оформления выступает вопросительное предложение, которое не выражает суждений и, следовательно, не является истинным или ложным (В каком году родился Александр Сергеевич Пушкин?). Однако между вопросом и вопросительным предложением не существует взаимнооднозначного соответствия, так как внушительная группа вопросительных предложений не содержит в себе непосредственно вопроса. Так, риторические вопросительные предложения обладают всеми признаками вопросительных предложений, однако ни в коей мере не содержат побуждения к ответу или выражения суждения («А судьи кто?»). Кроме риторических есть целый ряд других вопросительных предложений, которые, также не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они, например, могут выражать просьбу (Не нальете ли мне молока?), резкое побуждение (Может быть, отодвинетесь от меня?), увещание как некую разновидность призыва (Солдаты, не Родина ль за нами?), угрожающее запрещение (Что за шепот?) и т.д.

Логическая структура вопроса в общем виде такова:

— в нем, хотя часто и весьма неопределенно, обозначено искомое;

— в нем в виде предпосылок (базиса) содержится некоторое знание;

— в нем содержится требование перехода от данного к искомому, от незнания к знанию.

Так, задавая вопрос «Кто был первым древнерусским князем?», мы ставим задачу указать неизвестное нам имя человека, который был первым древнерусским князем.

Однако ошибочно было бы утверждение, что искомое в данном случае является абсолютно неизвестным. Оно выступает в вопросе в виде неопределенного знания, имеющего категориальный, предельно обобщенный характер. Вопросительное местоимение «кто» употреблено для обозначения того, что то, о чем мы спрашиваем, представляется нам как предмет, а не как качество или признак, то есть поиск ответа должен быть ограничен именами людей.

Также в данном вопросе содержится весьма определенное знание, так как с его помощью не только что-то спрашивается, но и сообщается. В частности, из вопроса мы можем узнать, что существовал такой человек, который впервые в Древней Руси как едином государстве установил институт княжеской власти. Неявно утверждается и то, что не всякого человека можно считать первым древнерусским князем.

Читайте так же:  Государственные полномочия понятие

Необходимо заметить, что вопрос является требованием найти или уточнить некоторые неизвестные сведения. В этом плане он выступает как результат осознания разности между данным и должным и необходимости устранения этой разности.

Основные виды вопросов разделяются с учетом:

— отношения к обсуждаемой теме.

С позиции семантики вопросы, которые по определению не содержат ни утверждения, ни отрицания и поэтому не могут быть оценены в терминах истинности и ложности, разделяются на основании качества базисного, исходного знания, являющегося предпосылкой, на правильно или неправильно поставленные.

Правильно поставленный, или корректный – вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное непротиворечивое знание. Критериями корректного вопроса являются: 1)осмысленность, позволяющая установить истинность или ложность предпосылки; 2)истинность предпосылки; 3)ясность формулировки, позволяющая установить, что надо выяснить; 4)возможность получения ответа, снижающего познавательную неопределенность; 5)предусмотрение альтернативности ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы; 6)необходимость смыслового отделения обычного вопроса от риторического.

Неправильно поставленный, или некорректный – вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером такого вопроса может быть следующий: «На каком языке разговаривали жители Атлантиды?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании Атлантиды. О таком вопросе можно сказать как о неправильно, некорректно поставленном, ибо прежде чем выяснить вид употреблявшегося языка, следует установить факт существования самой Атлантиды.

Умышленное употребление неправильно поставленного вопроса используется с целью запутывания отвечающего, поэтому такой вопрос рассматривается как провокационный («Из скольких томов состоит роман Гоголя «Братья Карамазовы»?).

По познавательной функции обычно различают два типа вопросов: уточняющие, или ли-вопросы (направленные на выявление истинности выраженных в них суждений), и восполняющие, или что-вопросы (направленные на выяснение новых свойств у исследуемых явлений).

Во всех уточняющих вопросах присутствует или подразумевается частица «ли», включенная в такие словосочетания, как «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д. Схема ли-вопроса выражается в символической записи — ?(р), где ? – оператор вопроса, р – суждение, истинность которого выясняется.

Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Простые в свою очередь делятся на условные («Верно ли, что если сократить выброс в атмосферу углекислого газа, то процесс глобального потепления замедлится?») и безусловные («Верно ли, что лягушка относится к отряду земноводных?»).

Сложные уточняющие вопросы подразделяются на:

— конъюнктивные (соединительные), (p^q), т.е. «верно ли p и верно ли q?» («Любите ли вы мясо и рыбу?»);

— дизъюнктивные (разделительные), ?(pvq), т.е. «верно ли p или верно q» («Является ли радий металлом или неметаллом?»);

— смешанные, ?((p^q)v(m^n)), т.е. «верно ли p и q или m и n?» («Академик Сахаров был ученым и правозащитником или киноактером и сторонником тоталитаризма?»),

включающие в себя строгую или нестрогую дизъюнкцию. При этом каждый сложный вопрос можно разбить на два или несколько простых.

Вопрос типа: «Если я сдам все экзамены хорошо, мы поедем в Париж?» — относится к простым, а не сложным, так как его нельзя разбить на два самостоятельных вопроса.

Область поисков в ли-вопросе ограничена выбором из альтернатив: p vp. Отсюда другое название этого вопроса – альтернативный, закрытый.

Все восполняющие вопросы включают в свой состав вопросительные слова «где?», «когда?», «как?», «что?» и т.д. Схема что-вопроса заключается в символической записи — ?Q(p), где ? – оператор вопроса, Q – переменная для вопросительного слова, р – исходная, нуждающаяся в дополнении информация.

Что-вопросы вопросы могут быть простыми («Сколько Государственных Дум было созвано в дореволюционной России?», «Какой город является столицей Алжира?») и сложными, которые можно разбить на два или несколько простых восполняющих вопроса:

?Q(p^q), т.е. «где имело место p и q?» («Где были подписаны договоры о капитуляции Германии и Японии в конце Второй мировой войны?»)

?(Q1^Q2) (p^q), т.е. «где и когда имело место p и q?» («Кем и когда были присоединены к территории Русского государства Казань и Астрахань?»);

?(Q1vQ2)(p), т.е. «где или когда имело место р?» («Где или когда произошло подписание Брестского мирного договора?»)

?Q(pvq), т.е. «Q относится к p или q?» («Суриков изобразил на одной из картин боярыню Морозову или царицу Софью?»)

Область поисков ответов на что-вопрос представляет собой множество высказываний, определяемых вопросительным словом. Найденный ответ дополняет базисное неопределенное знание новой информацией о свойствах: месте, причинах, количестве и т.д. А поскольку ответ на что-вопрос требует выбора истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом. Постановка открытого вопроса, как правило, отличается значительной неопределенностью в своих требованиях к структуре и содержанию ответов и предоставляет возможности для «маневра», дополнения материала новой информацией.

В процессе обсуждения в науке, судопроизводстве, науке спорных проблем практически важно различать два вида вопросов по их отношению к существу обсуждаемой проблемы:

вопрос по существу темы – запрос мысли, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию. При этом оценка вопроса рассматривается как информационно-содержательная задача, решение которой определяется знанием существенных характеристик обсуждаемой проблемы;

вопрос не по существу темы – вопрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Подобные вопросы нередко используют с целью затянуть дискуссию, так как принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи.

Классификация вопросов происходит еще по нескольким признакам. Согласно одному из них, вопросы могут быть явными (выражаются полностью со всеми своими предпосылками и требованием установить неизвестное) и скрытными (выражаются лишь своими предпосылками, а требование установить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок). Так, прочитав текст: «В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией. На территории СССР с июня 1941 года развернулись военные действия», — мы не обнаружим явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного возникает желание спросить: «Почему СССР оказался вовлеченным в военные действия только в 1941 году?», «Почему на территории СССР развернулись военные действия?» и т.д.

Также вопросы делятся на частные (вопрос классификации различных типов государств) и общие (вопрос об определении понятия «государство»). Причем уяснение общего вопроса необходимо для рассмотрения частного.

По отношению к цели диалога вопросы могут быть подразделены на узловые (ответ на который служит непосредственному раскрытию темы диалога) и наводящие (верный ответ на который приближает собеседников к пониманию узлового вопроса, которое, в большинстве своем, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов). Между тем очевидно, что четкой разницы между ними не существует.

Вопросы могут иметь творческий, ответ на который требует умственного напряжения и сопровождается выработкой и использованием новых, пока неизвестных знаний, методов («Что такое счастье?»), и нетворческий, который подразумевает ответ, известный слушателю, либо легко отыскиваемый, например, с помощью словаря («Что такое политеизм?»), характер.

Также существует подразделение на вопросы-задачи (решение которых осуществляется логическим или практическим путем) и вопросы-проблемы (решения которых прежде всего необходимо дополнить необходимыми сведениями, сведя их к задачам, и затем решить эти задачи).

Познавательная функция как основное предназначение ответа состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. В этом случае он расценивается как релевантный («Как дела? – Нормально»), т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий основное свое предназначение – уточнение неопределенной информации. Нерелевантным ответом является тот, который по содержанию или структуре не соответствует вопросу («Сколько вам лет? – Это крайне неприлично задавать подобные вопросы девушке!»).

В ряде случаев функция ответа заключается в указании на неправильную постановку вопроса. Например, ответ «К данному моменту СССР как государство прекратило свое существование» на вопрос «Сколько республик входит в состав СССР к данному моменту?» может быть дан в качестве неявного обвинения вопрошающего в некомпетентности относительно соответствующего положения дел и, следовательно, указания на неуместность поставленного вопроса.

Релевантные ответы можно классифицировать по целому ряду признаков. По своему семантическому статусу (т.е. по отношению к действительности), они могут быть истинными, если выражаемое в них суждение верно, или адекватно отражает действительность («Как называлась главная песня времен Великой Французской революции? – «Марсельеза»), в противном случае ответ признается ложным («Кто такой Сальвадор Дали? – Великий шведский физик-ядерщик»).

По области поиска ответы подразделяются на прямые и косвенные. Так, множество высказываний, которые получаются из основы вопроса путем постановки вместо переменной х имен из области неизвестной вопроса, образуют класс прямых ответов. Например, на вопрос «Кто из великих русских писателей был дворянином по происхождению?» можно дать прямые ответы, подставляя вместо неизвестной в основу «х из великих русских писателей был дворянином по происхождению» следующие имена: Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др., но не М. Горький, Н.С. Лесков, С.А. Есенин. Из этого следует, что прямой ответ не является обязательно истинным.

Косвенный ответ можно определить как ответ, не являющийся прямым, но связанный с ним некоторым логическим отношением по истинности. Так, на вопрос «Есть ли жизнь на планете Венера?» можно ответить: «Температура этой планеты примерно равна -480 ◦ С, при которой все живое гибнет». Он, как и схема его построения, т.е. его основа, не содержится под вопросительным знаком, однако из него логически следует прямой ответ: «На Венере жизни нет».

Также ответы бывают полными и частичными. Полный ответ – это ответ, без остатка устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность и делающий неизвестное известным («Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе»).

Частичный ответ – ответ, в некоторой степени устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность и приближающий превращение неизвестного в известное («Кто-то из советских летчиков является первым космонавтом»).

Множество прямых и косвенных ответов составляют класс подходящих и неподходящих ответов. Подходящие ответы соответствуют основе вопроса или области его неизвестной. Например, подходящим ответом на вопрос «Кто из великих русских писателей был дворянином по происхождению?» является Л.Н. Толстой, поскольку он входит в область неизвестной вопроса. Неподходящим будет ответ «Санкт-Петербург является культурной столицей РФ» на вопрос «Какой город является столицей РФ?», т.к. он не соответствует основе вопроса.

Читайте так же:  Дет пособие 2018г

По степени точности ответы бывают определенными (точными), в которых подразумевается логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса, и неопределенными (неточными), в которых выражается двусмысленное употребление понятий и вопросительных слов. Двусмысленность понятия нередко используется в улавливающих, провокационных вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам, в частности, часто прибегали древнегреческие софисты («Продолжаешь ли ты бить своего отца?»).

В целом, вопросо-ответный комплекс играет громаднейшую роль во всеобщем процессе познания. Велика роль вопросов и ответов в процессе социологических исследований, проводимых в форме интервью, анкетирования, при массовом или выборочном опросе. В процессе передачи все большего числа интеллектуальных функций электронно-вычислительным машинам умение правильно поставить вопрос для введения его в ЭВМ, способность четко, корректно его сформулировать содействует быстрейшему информационному поиску нужных сведений, цифрового материала и др. Велика роль правильной, однозначной постановки вопросов в судебно-следственной практике и эффективных полемических выступлений в политике. Не менее важна и роль ответов в процессе научной деятельности, обучения и повседневной жизни.

Естественно, что и формирование самого человеческого характера и ментальности происходит при непосредственном участии вопросов и ответов. Ведь будучи существом непостоянным, крайне переменчивым, человек беспрестанно ищет ответы на волнующие его вопросы. И именно в этом поиске заключается его истинная цель, именно в этом противоборстве двух полярных начал проявляется его внутренняя сущность, именно в этом умении находить неизвестное и заключается то основное, что делает его неповторимым и непревзойденным, то, что дает ему право называть себя гордым именем ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.

Список используемой литературы

1. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Бартон В.И. Логика. Логические основы общения. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

2. Гетмонова А.Д. Логика. М.: «Добросвет», 1999.

3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Под ред. Кириллова В.И. М.: ООО «Антей 2000», МЦУПЛ, Профобразование, 2000.

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник. М.: изд-во «Юристъ», 2002.

5. Скорик Е.Ф. Логика в схемах. М.: изд-во «Прометей», 2004.

1Семантика — раздел логики, изучающий отношения логических знаков к понятиям.

8. Логический анализ вопросов и ответов вопрос Определения. Структура вопроса

Логика не только изучает определенные утверждения, предметом ее анализа является также вопрос. Вопрос существенно отличаются от других видов высказываний. Они представляют собой завуалированные требования определенной информации и поэтому применяются для выяснения обстоятельств, уточнение информации, решение проблемной ситуации. В связи с этим вопрос можно определить таким образом.

Вопрос — это высказывание, в котором содержится требование определенной информации от человека, к которому обращаются.

Логическая природа вопроса такова, что в отличие от утверждений, которые могут быть охарактеризованы как истинные или ложные, вопрос так оценить невозможно. Скорее всего они могут быть корректными или некорректными, правильными или неправильными, целесообразными или нецелесообразными.

Исследование любого вопроса обязательно предусматривает необходимость учета:

♦ предпосылки (пресупозиції) вопросы;

♦ контекста его произнесения.

Предпосылка вопроса (или его пресуппозиций) — это исходное знание, которое содержится в вопросе.

ЕЕ можно выразить с помощью простого или сложного дескриптивного или модального высказывания. Именно она предопределяет множество ответов на определенный вопрос.

♦ Например, вопрос «Какую оценку ты получил на экзамене

из логики?» предполагает, что человек, к которому обращаются, когда стекла

дала экзамен по логике.

Если предпосылка вопроса непонятна для человека, к которому обращаются, то диалог вообще не состоится.

♦ Например, если вы спрашиваете собеседника: «Как вы голосовали на последних выборах Президента Украины?» с целью установления, за которое лицо голосовал собеседник, а в ответ слышите описание процедуры голосования: «Пошел на избирательный участок, получил бюллетень, заполнил его и бросил в урну», то вряд ли можно утверждать об успешности такого общения.

Контекст вопроса — это место, время и другие условия, при которых происходит диалог.

Именно контекст вопроса предопределяет его пресупозицію.

♦ Например, вопрос: «имеете Ли вы часы?», которое ставят прохожему на улице, может означать желание узнать время. Тот же вопрос, но в подарочном магазине, будет означать совсем другое.

♦ Другой пример: вопрос «Как дела?» в зависимости от разных ситуаций может быть справочным (когда действительно хотят узнать о жизни другого человека) или просто любезностью (согласно правил этикета).

Установления предпосылки (пресупозицГі) вопросы и контекста его проговаривание является важным фактором успешного общения людей.

Существуют различные виды вопросов. Так, например, все вопросы разделяют на:

Открытые вопросы — это вопросы, которые предполагают возможность неограниченного количества ответов.

Закрытые вопросы — это вопросы, на которые можно дать ограниченное количество ответов.

♦ Например, вопрос «каково Ваше отношение к деятельности Верховной Рады?» является открытым, поскольку каждый человек может высказать свое собственное мнение по этому поводу.

♦ Тот же вопрос можно сформулировать в закрытой форме, если добавить к нему перечень возможных ответов. Например, «каково Ваше отношение к деятельности Верховной Рады?» (положительное, отрицательное, не могу ответить).

Вопросы также можно разделить на:

Логически корректными называют такие вопросы, на которые можно дать правильные ответы, с помощью которых исчезает познавательная неопределенность вопросы. На логически некорректные вопросы такие ответы дать невозможно.

Отметим несколько случаев логической некорректности вопросов.

1. Семантическая некорректность вопроса.

а) вопрос будет семантически некорректным, если его формулировка содержит термины, значения которых неизвестны собеседнику.

б) вопрос будет семантически некорректным, если не все термины, встречающиеся в нем, являются четко определенными и из контекста не понятно, что именно эти термины означают. Такие вопросы называют недостаточно определенными вопросами.

♦ Например, вопрос «Вы «за» или «против» введения частной собственности?» может вызвать большие трудности, поскольку неизвестно, что именно имеет в виду вопрошающий, употребляя определенные сроки.

Необходимо выяснить, по крайней мере, наиболее очевидное: «Что такое частная собственность?», «Каким именно образом она будет внедряться?», «Что является предметом частной собственности: земля, недра, заводы. » т.д., а потом уже давать ответ.

2. Синтаксическая некорректность вопроса Вопрос будет синтаксически некорректным тогда, когда его составляющие части не согласуются между собой (хотя они могут быть четко определены).

♦♦♦ Примерами таких вопросов могут быть вопросы, в которых отсутствует согласованность времени («будете Вы находиться в Украине последние пять лет?»). Такие вопросы составляют разновидности вопросов, лишенных смысла.

3. Вопрос будет некорректным, если его предпосылкой является ложное высказывание. На такой вопрос вообще невозможно дать ответ.

♦ Еще со времен античности обращали внимание на вопросы вроде: «ты перестал бить своего отца? Да или нет?» Если кто-то отвечает «да», то получается, что он действительно когда бил своего отца, хотя сейчас уже не бьет. Если же кто-то отвечает «нет», то получается, что

он не только бил, но и продолжает бить своего отца. Сложность ситуации обусловлена именно погрешностью предпосылки вопрос, а именно: *Ты бил своего отца».

Вопрос указанного сорта иногда называют провокационными. Каким же образом надо на них отвечать? Прежде всего нужно выяснить предпосылку (пресупозицію) таких вопросов и сообщить собеседнику о ее ложности.

4. Вопрос будет некорректным, если в нем утверждаются характеристики предмета, которые противоречат друг другу.

♦♦♦ Например, «может Ли всесильный Бог создать такой камень, который не смог бы поднять сам?» В этом вопросе утверждают, с одной стороны, что Бог — это всесильная существо, тот, кто может сделать все, а с другой стороны, что Бог — это существо, которое не может поднять камень.

Таким вопросом присуща внутренняя противоречивость. Возможность правильного ответа на них исключена. Именно поэтому их называют абсурдными.

5. Вопрос будет некорректным, если на него невозможно дать ответ, что уменьшала бы познавательную неопределенность вопросы (причина — элементарное отсутствие последней). Вопросы такого типа называют тавтологічними.

Различают такие виды тавтологічних вопросов:

♦ логично тавтологические вопросы;

♦ фактически тавтологические вопросы.

Вопрос является логически тавтологічним, если информация, о которой в нем спрашивают, выраженная с помощью логической формы самого вопроса.

♦> Например: «является Ли этот человек такой, какой она на самом деле есть?» На такие вопросы практически невозможно дать ошибочный ответ, которая не была бы при этом логично противной.

Вопрос есть фактически тавтологічним, если информация, о которой в нем спрашивают, имеющаяся в терминах, которые входят в состав этого вопрос.

♦ Например: «В каком городе был подписан Брестский мирный договор?» или «Между какими странами происходила русско-турецкая война?»

Ответы делятся на:

Правильный ответ — это ответ, который полностью или частично устраняет познавательную неопределенность, имеющуюся в вопросе.

Тот, кто спрашивает, получает информацию, что удовлетворяет его.

Правильные ответы могут быть:

Сильная ответ — это ответ, который предоставляет полную информацию относительно определенного вопроса.

Слабый ответ — это ответ, который лишь частично устраняет незнания: информация, предоставляемая таким ответом, является неполной.

Среди двух слабых ответов одна может оказаться сильнее.

♦ Например, на вопрос: «Чье имя присвоено Киевскому национальному университету?» можно дать как сильную ответ:

«Имя Тараса Шевченко», так и слабые ответы: «Имя украинского поэта», «Имя выдающегося украинского общественного деятеля» и т.д.

Слабые ответы являются правильными, однако не во всех случаях они будут удовлетворять того, кто спрашивает. Например, преподаватель во время экзаменов требует от студентов сильнейшей ответа (именно от этого и будет зависеть экзаменационная оценка).

Неправильный ответ — это ответ, который не предоставляет новой информации по проблеме, которой интересуется тот, кто спрашивает.

Такие ответы отнюдь не уменьшают познавательную неопределенность вопросы и, следовательно, не устраняют незнание того человека, который его ставит.

Неправильные ответы могут быть:

Отметим, что «неправильный ответ» и «ошибочный ответ» — это разные понятия. Неправильный ответ может быть истинной.

♦ Например, тавтологические ответы могут быть истинными лишь благодаря своей собственной логической форме (так называемые логично тавтологические ответы). Вспомним Богомола из «Золотого ключика», который на вопрос Мальвины: «Что случилось с Буратино?» ответил: «Пациент или жив, или мертв». Такой ответ будет неправильным, ибо она не содержит новой информации, но все же является истинной, ибо опирается на закон исключенного третьего.

Фактически тавтологические ответы также могут быть истинными, поскольку они выражают информацию, которая уже содержится в самом вопросе.

♦♦♦ Например, вопрос: «Что представляет собой логика как наука?» и ответ: «Логика — это наука».

Нерелевантные ответы — это ответы, которые совсем не касаются поставленных вопросов. Естественно, что нерелевантные ответы также могут быть истинными.