Договор о биологическом оружии

Автор: | 09.06.2018

Договор о биологическом оружии

КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА И НАКОПЛЕНИЯ ЗАПАСОВ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО (БИОЛОГИЧЕСКОГО) И ТОКСИННОГО ОРУЖИЯ И ОБ ИХ УНИЧТОЖЕНИИ (КБТО) – открыта для подписания 10 апреля 1972 г., вступила в силу 26 марта 1975 г. Ее участниками являются более 160 государств. Срок действия Конвенции не ограничен. Депозитариями Конвенции определены Россия (СССР), США и Великобритания.

Участники Конвенции взяли на себя обязательства:

– не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом, не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины (каково бы ни было их происхождение или метод производства) таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах;

– уничтожить или переключить на мирные цели не позднее 9 месяцев после вступления в силу Конвенции все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми они обладают или которые находятся под юрисдикцией или контролем;

– не передавать другим государства., не помогать им и не поощрять их к приобретению любых запрещаемых агентов, токсинов, оружия, оборудования или средств доставки.

Вместе с этим, участники Конвенции обязались способствовать обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании бактериологических (биологических) средств и токсинов в мирных целях. Конвенция явилась важным международным документом, запретившим дальнейшие работы по созданию опасных видов ОМП , став первым договором по разоружению, полностью запретившим целый класс вооружений.

На основе КБТО в 1985 г. была образована Австралийская группа (является результатом австралийской дипломатической инициативы), которая объединяет в настоящее время более 40 государств и международных организаций. Группа представляет собой неформальную ассоциацию государств, в рамках которой разработаны принципы и методы взаимного контроля за торговлей химикатами, биологическими препаратами и соответствующими технологиями двойного назначения, а также определены формы обмена информацией об их экспорте в другие государства. Участники не берут на себя связывающих обязательств, решения Группы носят рекомендательный характер и принимаются на основе консенсуса.

Формирование Группы произошло после заключения специальной миссии ООН в Иране в 1984 г. о том, что в ирано-иракском конфликте применялось химическое оружие, которое создавалось с использованием западного сырья и технологий. Цель работы Австралийской группы заключается в предотвращении распространения химического и биологического оружия посредством контроля за экспортом. В число участников Австралийской группы Россия не входит, однако придерживается ее правил и рекомендаций при осуществлении экспортного контроля.

Конвенция о запрещении биологического оружия. История появления и современное состояние

Наталия Ивановна КАЛИНИНА
д.м.н, проф., главный научный сотрудник ИМЭМО, помощник Председателя Правительства РФ (в отставке)

Тезисы лекции Н.И. Калининой, состоявшейся 17 марта 2005 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
«Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность»

Наталия Ивановна КАЛИНИНА — профессор, доктор медицинских наук. Основной стаж и опыт работы связаны с вопросами обеспечения безопасности и нераспространения оружия массового уничтожения. С 1993 г. работала в центральных органах законодательной и исполнительной власти, до недавнего времени — Помощник Председателя Правительства РФ. Сфера научных интересов — вопросы нераспространения химического и биологического оружия.

Биологическое оружие — одно из самых страшных и непредсказуемых по своим последствиям военных изобретений. И хотя попыток использовать его сугубо в военных целях было не так уж много, среди угроз международной стабильности 21 века это оружие занимает далеко не последнее место.

История использовании биологического оружия в военных целях

Третий век до н.э. Карфагенский полководец Ганнибал поместил ядовитых змей в глиняные горшки и обстреливал ими города и крепости, занятые противником.

1346 год. Первый случай применения биологического оружия. Монгольские войска осаждают город Кафу (ныне Феодосия в Крыму). В ходе осады в лагере монголов началась эпидемия чумы. Монголы были вынуждены прекратить осаду, но предварительно они начали забрасывать трупы умерших от чумы за крепостные стены, и эпидемия распространилась внутри города. Считается, что эпидемия чумы, поразившая Европу, была, в частности, вызвана применением биологического оружия.

1518 год. Испанский конкистадор Эрнан Кортес заразил ацтеков (племя индейцев, образовавших могущественное государство на территории современной Мексики) оспой. Местное население, не имевшее иммунитета к этой болезни, сократилось примерно наполовину.

1675 год. Голландский врач Антон Левенгук создал первый микроскоп, что создало предпосылки приступить к изучению бактерий и микробов.

1710 год. Во время русско-шведской войны российские войска использовали тела умерших от чумы для того, чтобы вызвать эпидемию в стане врага (подтверждающих документов нет).

1767 год. Сэр Джеффри Амхерст, британский генерал, подарил индейцам, помогавшим врагам англичан — французам, одеяла, которыми перед этим накрывали больных оспой. Эпидемия, разразившаяся среди индейцев, позволила Амхерсту одержать победу в войне.

1855 год. Французский ученый Луи Пастер делает первые открытия в микробиологии, которые ученые в последствии использовали не только в мирных целях.

1874 год. Разработана «Брюссельская международная декларация, запрещающая использование яда или отравленного оружия», которая так и не вступила в силу.

1899 год. Разработана «Гаагская специальная декларация, касающаяся запрета применения удушливых газов», которая была подписана рядом стран только в 1907 г., но так не вступила в силу;

1915 год. В ходе Первой мировой войны Франция и Германия заражали лошадей и коров сибирской язвой и перегоняли их на сторону противника.

1925 год. Подписана Женевская Конвенция, запрещающая использование биологического оружия во время военных действий (о ней будет рассказано подробно).

1930-1940-е годы. Япония проводит широкомасштабные эксперименты с биологическим оружием в Китае.

1942 год. Британские войска проводят эксперимент по боевому использованию возбудителей сибирской язвы на удаленном островке близ побережья Шотландии. Жертвами сибирской язвы стали овцы. Остров был настолько заражен, что через 15 лет его пришлось полностью выжигать напалмом.

1943 год. В США, Великобритании, СССР и некоторых других странах начинаются крупномасштабные работы по созданию биологического оружия (по другим источникам информации — с 1941 г.).

1973-1976 год. Большинство стран, ратифицировавших или подписавших Конвенцию сделали заявления о полном уничтожении своих запасов биологического оружия

1979 год. Вспышка сибирской язвы под Свердловском (ныне Екатеринбург). Погибло 64 человека. Предполагается, что причиной стала авария на предприятии, работавшим с особо опасными патогенами.

1980год. ВОЗ объявила, что в мире уничтожена оспа (что в последствии не подтвердилось).

1980-1988 годы. Ирак и Иран применяли биологическое оружие друг против друга (объективных доказательств нет).

1998 год. США начинают программу прививок от сибирской язвы для военнослужащих.

Примечание. Среди приведенных фактов нет сведений о применении биологического оружия в террористических целях, поскольку это будет темой отдельной лекции.

Далее приводятся примеры попыток развязывания биологической войны в разные временные периоды, включая войну США с КНДР и результаты Хабаровского процесса.

Итогом международного признания опасности применения на войне биологических агентов, которые не распознают «своих» и «чужих», стало появление первого международного документа, когда 17 июня 1925 года в Женеве представителями сорока восьми государств (в том числе Соединенных Штатов Америки и Японии) был подписан

«Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств» (и по настоящее время называемый просто «Женевский Протокол».

Абсолютное число государств, ратифицировавших Женевский Протокол, сделали при этом оговорки, которые не исключали возможности использования биологического оружия против стран, не являющихся участниками Женевского Протокола или в качестве ответной меры.

СССР присоединился к указанному международному договору 2 декабря 1927 г. и сдал ратификационную грамоту 9 марта 1928 г. Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР № 136 от 7 марта г. по данному вопросу содержит 2 пункта, первый из них содержит положение о ратификации, второй — уполномочивает Народный Комиссариат по иностранным делам при сдаче на хранение ратификационной грамоты заявить о двух оговорках, суть которых не исключает возможности применения указанных в Женевском протоколе видов оружия против стран, не являющихся его участниками, или в порядке ответного применения. Т.е. СССР сделал те же самые оговорки, что и другие страны.

Наличие этих оговорок по сути нивелировало сущностную сторону международного соглашения и не остановило страны в развитии военно-биологического потенциала.

Читайте так же:  Приказ требования к знаку о запрете курения

Во время 2-ой Мировой войны официально биологическое оружие не применялось, но Нюрнбергский процесс показал, что немцы готовились к бактериологической войне и притом в очень широких масштабах. До последних дней войны во многих немецких концентрационных лагерях продолжались опыты, проводившиеся на военнопленных, которых заражали сыпным тифом, сибирской язвой, малярией, дизентерией, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями.

Исследования по изучению особо опасных биологических агентов, которые могут быть использованы в качестве биологического оружия, не прекращались никогда: ни во время второй мировой войны, ни после ее завершения (далее приводятся примеры развития военно-биологических стран в разных странах).

Приобщение общественного мнения к мысли о подготовке к бактериологической войне становилось все более интенсивным. Чтобы полностью устранить даже видимость каких-либо препятствий международно-правового характера, президент Трумэн в апреле 1947 года изъял из сената не ратифицированный до тех пор Женевский протокол о запрещении использования болезнетворных микробов в военных целях. Смысл этого маневра стал ясен лишь в момент возникновения войны в Корее. В 1949 году Розбери выпустил научно-популярную книгу «Мир или чума». Изданная большим тиражом, эта книга убеждала читателя в том, что применение бактериологического оружия в будущем конфликте будет вполне закономерным и принесет атакующей стороне большие выгоды, чем урона, поскольку в противоположность атомной бомбе и другим взрывающимся средствам, бактериологическая война направлена прежде всего против людей и основу его питания: скот и поля, сохраняя при этом целыми здания, сооружения и, как следствие, — промышленность. И подобной литературы стало появляться все больше и больше.

В порядке отступления, приводятся у некоторые факты, косвенно свидетельствующие о необъявленной биологической войне:

Итог короткого экскурса в историю о нарастании опасности развязывания бактериологической войны, обосновывает необходимость появления нового международного документа «Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении», получившая в последствии более короткое название «Конвенция о запрещении биологического оружия» или «КБТО»

Обобщенная характеристика КБТО

Конвенция о запрещении биологического оружия была открыта для подписания в 1972 году и вступила в силу в 1975 году, когда ее ратифицировали 22 государства-участника, в том числе СССР (Россия).

Депозитариями Конвенции являются три страны: Великобритания, США и Россия. По состоянию на конец 2004 г. к Конвенции присоединилось 151 государство.

После вступления КБТО в силу начался процесс снятия оговорок к Женевскому Протоколу. В настоящее время оговорки сняли Великобритания, Испания, Нидерланды, Канада, Франция, ЮАР и некоторые другие.

После ратификации Россией (СССР) Конвенции о запрещении биологического оружия (1975 год) и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1997 год) оговорки к Женевскому протоколу полностью по мнению России утратили свое политическое и юридическое значение. Публичное заявление об отказе о части оговорок, которые касались возможности ответного использования биологического оружия, было сделано Президентом России еще в 1992 г. (Дипломатический вестник, 1992, № 13-14). Официально Россия сняла оговорки к Женевскому Протоколу Федеральным законом № 143-ФЗ от 6 декабря 2000 г.

Конвенция, содержащая 14 статей, по своей структуре напоминает структуру Конвенции по запрещению химического оружия, но является гораздо более «скромной» и по объему и по содержанию.

Преамбула — включает политические обязательства государств-участников действовать в целях достижения эффективного прогресса на пути всеобщего и полного разоружения, включая запреты на ликвидацию всех видов оружия массового поражения при том понимании, что данная Конвенция является первым шагом на пути запрещения не только биологического, но и химического оружия.

Статья I — отражает обязательства государств-участников «никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять: 1) микробиологические или другие агенты или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей; 2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах».

Статья II — содержит обязательства уничтожить или переключить на мирные цели в срок не позже, чем через 9 месяцев после вступления Конвенции в силу, все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, относящиеся к предмету договора.

Статья III — содержит запреты на передачу биологических агентов и их технологий и предотвращению этих действий со стороны других государств.

Статья IV — обязывает государства в соответствии со своими конституционными процедурами принять меры по реализации основных целей Конвенции.

Статья V — включает положение о сотрудничестве и консультациях между странами участниками по всем вопросам, связанным с реализацией Конвенции.

Статья VI — содержит положения о том, что если какое-то государство считает, что какое-то другое государство нарушает обязательства по Конвенции, то оно должно подать жалобу в Совет Безопасности ООН, а также сотрудничать с ООН при расследовании своей жалобы.

Статья VII — включает положение об обязательствах государства-участника по оказанию помощи другому участнику Конвенции, если он обратился в Совет Безопасности ООН с такой просьбой, считая, что подвергся опасности в результате нарушений Конвенции.

Статья VIII — включает положение о том, что положения Конвенции не должны трактоваться как изменение обязательств по Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанному в Женеве 17 июня 1925 года.

Статья IX — включает положение о том, что государство-участник данной Конвенции подтверждает необходимость запрещения химического оружия и обязуется в духе доброй воли продолжать переговоры по этому вопросу.

Статья X — содержит положения по обмену между участниками Конвенции оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании биологических агентов в мирных целях, а также об ее осуществлении без ущерба экономическому или техническому развитию участника Конвенции.

Статья XI — включает положение о поправках, которые могут предлагаться к Конвенции. Поправки вступают в силу для каждого государства-участника, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств-участников Конвенции.

Статья XII — определяет, что через 5 лет после вступления Конвенции в силу, созывается Конференция государств-участников для рассмотрения того, как действует Конвенция и как продвигается переговорный процесс по запрещению химического оружия.

Статья XIII — устанавливает бессрочность Конвенции, а также право на выход из Конвенции, если государство-участник решит, что связанные с содержанием Конвенции исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны.

Статья XIV — включает положения о подписании, присоединении, ратификации и времени вступления в силу (после ратификации 22 государствами, включая страны-депозитарии).

Короткий анализ Конвенции о запрещении биологического оружия соответствует ее короткому содержанию. По объему этот договор составляет всего несколько страниц (в зависимости от шрифта от 2 до 5), что несопоставимо с Конвенцией о запрещении химического оружия.

По своему содержанию Конвенция о запрещении биологического оружия больше приближается к совместному политическому заявлению стран-участников, чем к полномасштабному договору, поскольку не содержит ни конкретных положений о подходах к ее осуществлению, ни даже перечня биологических агентов, подлежащих запрету.

Именно эти обстоятельства спустя почти 20 лет после вступления Конвенции в силу привели международное сообщество к пониманию необходимости разработки мер по верификации, которые должны были бы четко определить механизм контроля за ее осуществлением.

В этих целях в 1991 г. была создана группа правительственных экспертов от стран-участников, которая в течение 2-х лет разрабатывала предложения о возможных мерах контроля. Результаты ее работы были рассмотрены на Специальной конференции государств-участников КБТО в 1994 году, на которой было принято решение об учреждении Специальной группы государств-участников Конвенции (включая Россию) с целью разработки юридически обязательного для всех государств документа (Протокола) по мерам укрепления Конвенции.

Группа должна была завершить свою работу к сроку проведения 5-ой Конференции государств-участников КБТО, которая состоялась осенью 2001 г. Но этот оптимистический прогноз не оправдался, поскольку по инициативе США государства-участники фактически отказались от рассмотрения подготовленного документа не только на этой Конференции, но и в ближайшем будущем, по крайней мере, до Конференции 2006 года.

Причины, которые прервали разработку Протокола (помимо политической позиции США), содержатся в самом предмете регулирования, поскольку он слишком обширен и затрагивает сферы интересов государств в самых разнообразных направлениях (далее перечисляются основные причины).

Если говорить о перечне биологических компонентов, которые могут попасть под сферу контроля, то по предварительным подсчетам он может включать несколько сотен наименований и тенденция к его увеличению нарастала вместе с приближением завершения времени работы над Протоколом.

Читайте так же:  Имеет ли право дпс проверять на штрафы

КБТО, принятая в период биполярной конфронтации, не могла не отражать и стереотипы стратегического мышления того времени. Отсюда ее слабости.

Тем не менее КБТО является первым международным юридически обязывающим документом, в соответствии с которым государства-участники принимают обязательства полностью отказаться от целого вида ОМУ, хотя до настоящего времени четкого определения понятия «биологическое оружие» не существует.

Анализ основных результатов Пятой обзорной Конференции государств-участников КБТО (статья XII КБТО)

Пятая обзорная Конференция продолжала свою работу 2 года: начало состоялось в сроки, определенные соответствующей резолюцией ООН, т.е. в ноябре-декабре 2001 года, но ввиду незавершенности дискуссии о принятии основополагающего документа Конференции (Заключительной декларации по повестке Конференции, включая решение о мерах верификации КБТО и Мандате Специальной группы по разработке Протокола), Конференция продолжила свою работу через год.

Дискуссия на Конференции с самого начала приобрела жесткий политический характер. В частности, США в жесткой форме подтвердили сделанное в июне 2001 г. заявление об отказе по разработке юридически обязывающего документа по мерам контроля за выполнением Конвенции (Протокола по мерам контроля), работа над которым проводилась в течение 7 лет. И несмотря на то, что большинство государств-участников Конвенции не разделяли позицию США (включая Россию), продолжение работы над Протоколом было остановлено, поскольку решения на Конференции принимаются консенсусом.

Фактически это означает, что Конвенция не будет иметь механизма контроля за ее выполнением, по крайней мере, еще 5 лет, т.е. до следующей обзорной Конференции.

Не было достигнуто единого понимания и в отношении других вопросов, которые рассматривались на Конференции (приводятся примеры).

Разногласия привели к ситуации, близкой к роспуску Конференции и только многочасовые консультации между делегациями в двустороннем и многостороннем формате позволили принять решение о продолжении Конференции в следующем году. (Далее перечисляются ключевые вопросы, которые обсуждались в ходе Конференции).

Продолжение Конференции в 2002 году не принесло существенных результатов ни по одному из ранее обсуждавшихся вопросов. Однако понимание большинством участников КБТО, что отсутствие каких-либо договоренностей по вопросам соблюдения КБТО может привести к развалу договора, в конечном итоге было принято решение о ежегодных встречах государств-участников Конвенции и обсуждении на них основополагающих положений Конвенции вплоть до срока проведения следующей — 6-ой Обзорной Конференции, которая состоится в 2006 году. Также было принято решение, что ежегодным встречам участникам КБТО будут предшествовать встречи экспертов, на которых будут обсуждаться предложения стран по повестке дня и готовиться проекты решений.

Первая такая встреча государств-участников КБТО состоялась в ноябре 2003 года.

В соответствии с принятым Планом действий государств-участников на пятилетний период основными темами состоявшейся встречи были:

  • обсуждение национальных мер по осуществлению запрещений, предусмотренных Конвенцией, включая введение уголовного законодательства;
  • обсуждение национальных механизмов по обеспечению и поддержанию безопасности и надзора над патогенными микроорганизмами и токсинами;
  • рассмотрение процедур и тематики совещаний экспертов и встречи государств-участников в 2004 году.

В ходе проведения встречи многими государствами подчеркивалось, что угроза распространения биологического оружия становится все более серьезной проблемой международной безопасности как в плане вооруженного конфликта, так и в качестве использования опасных биоагентов в террористических целях.

83 государства представили свои законодательные акты по осуществлению Конвенции (включая Россию) и провели презентацию своих национальных органов, контролирующих ее выполнение. (далее приводятся примеры о позициях отдельных и групп стран по тем или иным вопросам)

На обсуждение государств-участников Россией были выдвинуты следующие основные предложения:

  • по принятию Плана действий по универсализации Конвенции (аналог такого документа был принят в октябре 2003 г. Конференцией государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия);
  • о необходимости продолжения многосторонних переговоров по выработке юридически обязывающего механизма проверки Конвенции и возобновлении в этих целях работы Спецгруппы, деятельность которой была прервана из-за позиции США в 2001 году;
  • по расширению числа государств, представляющих в ООН объявления по мерам доверия в области обращения с биопатогенами и национальных программах по соблюдению Конвенции (Россия с 1992 года ежегодно к 15 апреля направляет соответствующую информацию в ООН);
  • о необходимости совершенствования национальных законодательств не только в области уголовного законодательства, но и по вопросам экспортного контроля, лицензирования и другим направлениям, обеспечивающим национальный контроль за выполнением всех статей Конвенции;
  • о необходимости четкого определения понятий биобезопасности и биосохранности, ввиду неоднозначного толкования и смыслового содержания этих терминов разными государствами, и как следствие — разными требованиями к разработке мер контроля по обеспечению биобезопасности и биосохранности в сфере обращения с биопатогенами.

Итогом Конференции стало принятие Заключительного документа встречи государств-участников Конвенции, носящего исключительно фактологический характер, в котором были перечислены обсуждавшиеся вопросы и их важность для выполнения Конвенции, а также приложены тексты выступлений и другие материалы, представленные государствами. Этим же документом определены сроки очередной встречи экспертов (июль 2004 г.) и государств-участников (6-10 декабря 2004 г.).

Основной темой следующей ежегодной встречи государств-участников Конвенции в 2004 году было рассмотрение (развитие и упрочение) национальных потенциалов в плане реагирования, расследования и уменьшения последствий в случаях предположительного применения биологического или токсинного оружия (включая расследование подозрительных вспышек заболеваний).

В конференции 2004 года следующие 89 государств (перечисляются). Кроме фактологического доклада на Конференции, которая носит название «Совещание государств-участников КБТО», никаких юридически обязывающих документов принято не было.

В 2005 в июне состоится совещание экспертов, а с 5 по 9 декабря ежегодная Конференция — Совещание государств-участников Конвенции. По ранее принятому плану (на 5-ой Обзорной Конференции) в 2005 году планируется разработать и рассмотреть Кодекс поведения ученых, что должно уменьшить риск разработки новых видов биологического, токсинного, генетического и других аналогичных по типу воздействия видов оружия массового уничтожения. Поскольку встреча государств-участников в 2005 году будет последней перед следующей Обзорной Конференцией, которая состоится в 2006 году, большое внимание будет уделено вопросам, которые будут рассматриваться на Обзорной Конференции. Напомню, в заключении, что основная цель обзорных конференций в рамках любых многосторонних договоров (КБТО, КХО, ДНЯО) всегда одна и та же — оценить эффективность многостороннего договора и разработать меры по его совершенствованию.

Из приведенного анализа в отношении КБТО очевидно, что об эффективности КБТО, как многостороннем механизме, стоящем на пути распространения биологического оружия, пока судить преждевременно.

Дополнительные сетевые материалы:

  • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, 16 декабря 1971г.
  • Конвенционные проблемы запрещения биологического и токсинного оружия — подборка материалов на сайте Российского агентства по боеприпасам
  • Биологическое оружие и проблемы обеспечения биологической безопасности (В.И. Евстигнеев, 25.03.2003)
  • СНВ-Сайт — Процесс и проблемы сокращения ядерных воооружений — события, факты, комментарии, документы. Интернет-проект Центра по изучению проблем разоружения энергетики и экологии
  • Cтенограммы лекций курса «Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность» (2004/05 уч.г.)
    • осенний семестр 2004 г.
    • весенний семестр 2005 г.
  • Cтенограммы лекций курса «Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность» (2003/04 уч.г.)
    • осенний семестр 2003 г.
    • весенний семестр 2004 г.
  • Cтенограммы лекций курса «Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность» (2002/03 уч.г.)
    • осенний семестр 2002г.
    • весенний семестр 2003г.
  • Cтенограммы лекций курса «Стратегические вооружения и проблемы безопасности» (весна 2002г.)

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-05 гг.

Конвенции и соглашения

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении

Одобрена резолюцией 2826 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1971 года

Государства — участники настоящей Kонвенции,

преисполненные решимости действовать в целях достижения эффективного прогресса на пути всеобщего и полного разоружения, включающего запрещение и ликвидацию всех видов оружия массового уничтожения, и уверенные в том, что запрещение разработки, производства и накопления запасов химического и бактериологического (биологического) оружия и их уничтожение путем эффективных мер будут способствовать достижению всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем,

признавая важное значение Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанного в Женеве 17 июня 1925 года, а также тот вклад, который указанный Протокол уже внес и продолжает вносить в дело уменьшения ужасов войны,

подтверждая свою верность принципам и целям упомянутого Протокола и призывая все государства к их строгому соблюдению,

напоминая о том, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно осуждала все действия, противоречащие принципам и целям Женевского протокола от 17 июня 1925 года,

Читайте так же:  Доверенность на сотрудника на право подписи договоров

желая способствовать углублению доверия между народами и общему оздоровлению международной атмосферы,

стремясь также способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

будучи убеждены в важности и неотложности исключения из арсеналов государств путем эффективных мер такого опасного оружия массового уничтожения, каким является оружие с использованием химических или бактериологических (биологических) агентов,

признавая, что соглашение о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия является первым возможным шагом в направлении достижения соглашения об эффективных мерах также по запрещению разработки, производства и накопления химического оружия, и преисполненные решимости продолжать переговоры с этой целью,

преисполненные решимости ради всего человечества полностью исключить возможность использования бактериологических (биологических) агентов или токсинов в качестве оружия,

будучи убеждены, что такое использование противоречило бы совести человечества и что не следует жалеть никаких усилий для уменьшения этой опасности,

согласились о нижеследующем:

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять:

1) микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей;

2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется уничтожить или переключить на мирные цели как можно скорее, но не позднее девяти месяцев после вступления Конвенции в силу, все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, указанные в статье I Конвенции, которыми оно обладает или которые находятся под его юрисдикцией или контролем. При выполнении положений настоящей статьи должны быть приняты все необходимые меры предосторожности с целью защиты населения и окружающей среды.

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не передавать кому бы то ни было ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, группу государств или международные организации к производству или к приобретению каким-либо иным способом любых агентов, токсинов, оружия, оборудования или средств доставки, указанных в статье I Конвенции.

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется в соответствии со своими конституционными процедурами принять необходимые меры по запрещению и предотвращению разработки, производства, накопления, приобретения или сохранения агентов, токсинов, оружия, оборудования и средств доставки, указанных в статье I Конвенции, в пределах территории такого государства, территории под его юрисдикцией или под его контролем, где бы то ни было.

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются консультироваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов, которые могут возникнуть в отношении цели или в связи с выполнением положений Конвенции. Консультации и сотрудничество во исполнение этой статьи могут также предприниматься путем использования соответствующих международных процедур в рамках Организации Объединенных Наций и в соответствии с ее Уставом.

1. Любое государство — участник настоящей Конвенции, которое констатирует, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, может подать жалобу в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Такая жалоба должна содержать все возможные доказательства, подтверждающие ее обоснованность, и просьбу о ее рассмотрении Советом Безопасности.

2. Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется сотрудничать в проведении любых расследований, которые могут быть предприняты Советом Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций на основании жалобы, полученной Советом. Совет Безопасности информирует о результатах расследования государств — участников Конвенции.

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется предоставлять или поддерживать помощь в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций любому участнику Конвенции, который обратится с такой просьбой, если Совет Безопасности примет решение о том, что такой участник подвергся опасности в результате нарушения Конвенции.

Никакое положение, содержащееся в настоящей Конвенции, не должно толковаться как каким-либо образом ограничивающее или умаляющее обязательства, принятые любым государством в соответствии с Протоколом о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанным в Женеве 17 июня 1925 года.

Каждое государство — участник настоящей Конвенции подтверждает признанную цель эффективного запрещения химического оружия и с этой целью обязуется в духе доброй воли продолжать переговоры для достижения в ближайшем будущем соглашения об эффективных мерах по запрещению его разработки, производства и накопления запасов и его уничтожению и о соответствующих мерах в отношении оборудования и средств доставки, специально предназначенных для производства либо использования химических агентов в качестве оружия.

1. Государства — участники настоящей Конвенции обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании бактериологических (биологических) средств и токсинов в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Государства — участники Конвенции, которые в состоянии делать это, будут также сотрудничать в оказании содействия, в индивидуальном порядке или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшей разработке и применению научных открытий в области бактериологии (биологии) для предотвращения болезней или для других мирных целей.

2. Настоящая Конвенция осуществляется таким образом, чтобы избегать создания препятствий для экономического или технического развития государств — участников Конвенции или международного сотрудничества в области мирной бактериологической (биологической) деятельности, включая международный обмен бактериологическими (биологическими) агентами и токсинами и оборудованием для обработки, использования или производства бактериологических (биологических) агентов и токсинов в мирных целях в соответствии с положениями Конвенции.

Любое государство-участник может предлагать поправки к настоящей Конвенции. Поправки вступают в силу для каждого государства-участника, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Конвенции, а впоследствии для каждого оставшегося государства-участника в день принятия им этих поправок.

Через 5 лет после вступления в силу настоящей Конвенции или ранее этого срока, если этого потребует большинство участников Конвенции путем представления предложения с этой целью правительствам-депозитариям, в Женеве (Швейцария) созывается конференция государств — участников Конвенции для рассмотрения того, как действует Конвенция, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения Конвенции, включая положения, касающиеся переговоров о химическом оружии, осуществляются. При таком рассмотрении должны быть приняты во внимание все новые научно-технические достижения, имеющие отношение к Конвенции.

1. Настоящая конвенция является бессрочной.

2. Каждое государство — участник настоящей Конвенции в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Конвенции, если оно решит, что связанные с содержанием Конвенции исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе оно уведомляет за три месяца все другие государства — участников Конвенции и Совет Безопасности Организации Обёединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые оно рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет Конвенцию до вступления ее в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к ней в любое время.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации государствами, подписавшими ее. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот двадцатью двумя правительствами, включая правительства, назначенные в качестве депозитариев Конвенции.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступит в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящей Конвенции государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу Конвенции, а также о получении ими других уведомлений.

6. Настоящая Конвенция регистрируется правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии Конвенции препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Конвенцию и присоединившихся к ней.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

СОВЕРШЕНО в трех экземплярах в городах . месяца . . дня . года.