Федеральный закон 323 статья 70

Автор: | 20.03.2018

Федеральный закон 323 статья 70

Главный врач N 8, 2013 год
Романовский Г.Б.
Заведующий кафедрой «Уголовное право»
Пензенского государственного университета, д.ю.н.

Правовой статус лечащего врача*

________________
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта N 13-03-00132.

В статье рассматривается правовой статус лечащего врача, определены его основные права и обязанности. Особое внимание уделено возможности отказа от оказания медицинской помощи конкретному пациенту и правилам установления диагноза. Анализируются подзаконные акты, этические документы, рекомендации Международной организации труда.

Статья 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»* (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) закрепляет правовой статус лечащего врача. Закон определяет: лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача. Лечащий врач является центральной фигурой во взаимоотношениях «врач — пациент», поскольку именно он организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента.
________________
* Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

Анализ статьи 70 Закона об основах охраны здоровья граждан позволяет прийти к определенным выводам. Во-первых, лечащим врачом может быть только дипломированный специалист. Ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан специально закрепляли, что студент медицинского вуза не может быть лечащим врачом (хотя он проходит специальную практику во время обучения). Сейчас аналогичный запрет вытекает из логики содержания статьи 70 Закона об основах охраны здоровья граждан. Во-вторых, Закон не предъявляет требований к форме оказания медицинской помощи: лечащий врач может оказывать помощь в государственной, муниципальной или негосударственной медицинской организации, работая по трудовому договору, либо выступая индивидуальным предпринимателем. В любом случае лечащий врач несет персональную ответственность за качество и полноту оказываемой медицинской помощи.

Закон об основах охраны здоровья граждан устанавливают альтернативу: лечащий врач назначается либо по выбору пациента, либо по выбору руководителя медицинской организации (ее подразделения). По общему правилу в случае выбора руководителя лечащий врач не может отказаться от пациента. Кодекс врачебной этики, одобренный III (XIX) Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 года, устанавливает: «Врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение врач обычно получает при личном разговоре с больным». Пациент же может требовать замены лечащего врача. В этом случае руководитель медицинской организации (ее подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача. Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 года N 407н*. Порядок закрепляет, что требование пациента оформляется в виде письменного заявления с указанием причины замены лечащего врача. После получения такого заявления руководитель медицинской организации в течение трех рабочих дней информирует пациента в письменной или устной форме (посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи указанными врачами. На основании данной информации пациент осуществляет выбор врача. Аналогичный порядок действует и при оказании специализированной медицинской помощи.
________________
* Российская газета. 2012. N 127. 6 июня.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Статья 70. Лечащий врач

Комментарий к статье 70 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

  1. Лечащий врач – это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в медицинской организации, независимо от формы собственности. Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время порядок выбора врача определен Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 407н “Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача”.

Для замены лечащего врача (за исключением случаев оказания специализированной медицинской помощи) пациент обращается к руководителю медицинской организации (ее подразделения) с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача.

Руководитель медицинской организации (ее подразделения) в течение трех рабочих дней со дня получения заявления информирует пациента в письменной или устной форме (посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи указанными врачами. На основании данной информации пациент осуществляет выбор врача.

В случае требования пациента о замене лечащего врача при оказании специализированной медицинской помощи пациент обращается к руководителю соответствующего подразделения медицинской организации с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача. Руководитель подразделения медицинской организации в течение трех рабочих дней со дня получения заявления информирует пациента в письменной или устной форме (посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о врачах соответствующей специальности, работающих в подразделении медицинской организации. На основании данной информации пациент осуществляет выбор врача.

Возложение функций лечащего врача на врача соответствующей специальности осуществляется с учетом его согласия.

  1. Частями 2, 4, 5 комментируемой статьи устанавливаются обязанности лечащего врача:

– организация своевременного квалифицированного обследования и лечение пациента;

– предоставление информации о состоянии здоровья пациента;

– организация консультаций врачей-специалистов;

– организация консилиума врачей для целей изъятия органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия;

– предоставление информации о получении лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированного продукта лечебного питания без взимания платы в соответствии с ФЗ “О государственной социальной помощи”;

– установление диагноза заболевания пациента на основании всестороннего обследования и составления медицинского заключения о заболевания, в т.ч. явившегося причиной смерти.

  1. Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.

Частью 3 комментируемой статьи утверждаются условия, при которых лечащий врач может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения.

Лечащий врач медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, при условии:

– если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих;

– по согласованию с руководителем.

При условии согласования руководителем отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и его лечения на главного врача возлагается обязанность организовать замену лечащего врача.

  1. Лечащий врач, как уже было отмечено, устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента. В силу ч. 6 комментируемой статьи диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием.
  2. В ч. 7 комментируемой статьи законодатель предусмотрел передачу отдельных функций лечащего врача при оказании первичной медико-санитарной помощи и скорой помощи руководителем медицинской организации фельдшеру или акушерке.

Порядок передачи отдельных функций лечащего врача регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 23 марта 2012 г. N 252н “Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты”.

Статья 71. Клятва врача

Комментарий к статье 71

  1. Лица, завершившие освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации дают клятву врача. Клятва врача дается в торжественной обстановке.

Торжественные клятвы, обещания являлись обязательным атрибутом в ритуале посвящения во врачи у большинства древнейших народов. Наибольшую известность получила так называемая Клятва Гиппократа. По мнению историков, первая запись клятвы относится к 3 в. до н.э. Затем “Клятва Гиппократа” была положена в основу “Факультетского обещания”. “Факультетские обещания” давались выпускниками медицинских университетов и входили в ритуал празднеств, которые посвящались выпускам врачей. Данный ритуал посвящения во врачи был принят и в России, однако в 1918 году был отменен.

В 1948 году Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию, которая является современной клятвой. Часто принятую декларацию называют Женевской. В 1949 году декларация вошла в Международный кодекс медицинской этики.

“Клятва” содержит 9 этических принципов или обязательств:

– обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

– принцип непричинения вреда;

– обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

– принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

– принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

– принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

– обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

– обязательство личного совершенствования;

– врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

В Советском Союзе в 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден текст “Присяги врача Советского Союза”. В соответствии со ст. 13 Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении присягу приносили граждане СССР, окончившие высшие медицинские учебные заведения и медицинские факультеты университетов. Текст присяги подписывался выпускником и хранился в его личном деле.

  1. В середине 90-х годов прошлого века “Присяга врача Советского Союза” сменилась на “Клятву российского врача”. В 1999 году Государственной Думой был принят новый текст “Клятвы врача России”:
Читайте так же:  Ходатайство об исследовании доказательств образец

“Перед лицом своих Учителей и сотоварищей по великой науке и искусству врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права Врача, торжественно клянусь:

– чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие и не причиняя зла людям;

– никогда и никому не отказывать во врачебной помощи и оказывать ее нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений;

– никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью человека, даже врага;

– в какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего неправедного, пагубного и несправедливого;

– направлять лечение больных к их выгоде сообразно с моими силами и возможностями;

– не давать никому просимого у меня смертельного средства и не показывать пути для осуществления подобного замысла;

– умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной;

– почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, помогать ему в его делах и нуждах;

– постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, передавая свои знания, умения и опыт врачевания ученикам;

– в необходимых случаях прибегать к советам коллег, более меня опытных и сведущих, отдавая должное их заслугам и стараниям;

– быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует польза больного.

Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в работе. Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслуженная кара”.

Комментируемая статья утвердила новый текст клятвы врача, которая произносится при получении диплома. Необходимо отметить, что основные принципы клятвы Гиппократа в ней сохранены.

Клятва врача является традиционным корпоративным морально-этическим ритуалом, не влекущим для врача никаких юридических последствий.

Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования

Комментарий к статье 72

  1. В комментируемой статье закреплены основные права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования.

В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей.

Случаи предоставления гарантий и компенсаций утверждены в том числе ст. 165 ТК РФ. К ним, в частности, относятся гарантии:

– при направлении в служебные командировки;

– при переезде на работу в другую местность;

– при исполнении государственных или общественных обязанностей;

– при совмещении работы с получением образования;

– при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

– при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

– в некоторых случаях прекращения трудового договора;

– в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника и др.

Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе гарантии, закрепленные в ч. 1 комментируемой статьи.

  1. Законодатель в ч. 2 комментируемой статьи определил, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В данном отношении можно указать на следующие акты:

– Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. N 1607 “О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях”;

– Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1476 “О единовременном денежном поощрении лучших специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием”;

– Постановление Правительства РФ от 13 января 2011 г. N 2 “О единовременном денежном поощрении лучших врачей”;

– Постановление Правительства Ленинградской области от 29 апреля 2013 г. N 127 “О социальной поддержке медицинских работников дефицитных специальностей в Ленинградской области”;

– Постановление администрации Ступинского муниципального района МО от 27 февраля 2015 г. N 482-п “Об утверждении Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Московской области, оказывающих медицинские услуги в Ступинском муниципальном районе” и др.

Статья 70. Лечащий врач

1. Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

3. Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.

4. Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента.

6. Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием.

7. Отдельные функции лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи могут быть возложены на фельдшера, акушерку в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Отказ от пациента: строго по правилам

Может ли медицинский работник отказаться от пациента? Ведь случаи, когда больные не соблюдают лечебно-охранительный режим, игнорируют рекомендации врача и ведут себя агрессивно – не редкость. Найти ответ на этот непростой вопрос порталу Medvestnik.ru помогает советник специализированной юридической компании «Росмедконсалтинг», практикующий адвокат по медицинским делам, магистр медицинского права Алексей Горяинов.

Горяинов Алексей Михайлович

Закон и здравый смысл

— Алексей, так все-таки: может врач отказаться от пациента или нет?

— Может. Другое дело, что тут много нюансов, в которых далеко не каждый способен разобраться. Хотя законодательством РФ и правоприменительной практикой этот вопрос уже давно разрешен. В соответствии с 7 статьей Конституции Российская Федерация — социальное государство, охраняющее здоровье людей. Статья 41 Конституции РФ указывает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Очень важно, что в нашей стране с точки зрения закона здоровье человека признается высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. Такое понимание здоровья является официальной позицией высшей судебной инстанции – Конституционного суда РФ. Который указывает, что, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.

Эта позиция нашли отражение в ставшем уже хрестоматийным определении Конституционного суда от 6 июня 2002 года №115-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Е.З.». Женщина жаловалась, что ей необоснованно было отказано медицинской организацией в продолжении лечения и требовала возмещения причиненных убытков. В определении по жалобе Мартыновой КС указал на недопустимость отказа в медицинской помощи и возможность компенсации убытков. При этом важно, что при полном возмещении убытков учитываются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. В указанном определении Конституционный суд разъясняет, что отказ в медицинской помощи не согласуется также с существом медицинской профессиональной деятельности, врачебным долгом, морально-этическими и юридическими нормами, определяющими обязанности врача во взаимоотношениях с больными и права пациентов.

— То есть получается, что «государственный» врач не имеет права отказаться от пациента?

Спустя почти 9 лет после появления данного определения КС был принят Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно п. 7 ст. 4 этого закона одним из основных принципов охраны здоровья является «недопустимость отказа в оказании медицинской помощи». Недопустимости отказа в оказании помощи посвящена статья 11, в соответствии с которой:

  1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии спрограммойгосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
  2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
  3. За нарушение предусмотренныхчастями 1и2настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии сзаконодательствомРФ».

Таким образом, медицинская организация, которая участвует в системе ОМС, не имеет права отказать пациенту в медицинской помощи. И это так называемое императивное (не подлежащее изменению) требование закона. Причина данного обязательного требования заключается в том, что программа госгарантий является механизмом реализации заложенной в Конституции РФ гарантии охраны здоровья и бесплатной медицинской помощи. Допущение возможности отказа пациенту в оказании медицинской помощи по программе государственных гарантий противоречило бы конституционным правам граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Читайте так же:  Исполнительное производство замена должника

Все под судом

— У частников в этом смысле свободы больше?

— Медицинские организации, которые предоставляют платные медицинские услуги, также не могут отказать в помощи пациенту, поскольку они заключают публичный договор (п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ). И эта позиция также нашла отражение в вышеупомянутом определении КС по жалобе Мартыновой Е.З. Как указал Конституционный суд, возмездное оказание медицинских услуг представляет собой реализацию гарантируемой в РФ свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 8, ч. 1; ст. 34, ч. 1, Конституции РФ) и производится медицинскими учреждениями в рамках соответствующих договоров. К таким договорам, как следует из п. 2 ст. 779 ГК РФ, применяются правила главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ. В свою очередь деятельность по оказанию платной медицинской помощи российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем. Договор о предоставлении платных медицинских услуг (медицинского обслуживания) согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ признается публичным, то есть соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается, и при уклонении от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (п. 3 ст. 426 и п. 4 ст. 445 ГК РФ). Обязательность заключения публичного договора, каковым является договор о предоставлении платных медицинских услуг, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Очень важный тезис Конституционного суда в определении от 6 июня 2002 года — указание на то, что такое ограничение свободы договора для одной стороны — исполнителя (в данном случае — медучреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь. КС также указал, что рассматривая дела, суды должны исходить из того, что законными причинами прекращения договора платных медицинских услуг не могут признаваться такие, которые обусловлены исключительно волей лица, оказывающего данные услуги.

Правило трех

— Где тогда право врача на отказ от лечения и как оно соотносится с конституционными правами и принципами охраны здоровья?

— Ч. 3 ст. 70 Федерального закона «Об охране здоровья граждан» указывает, что лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. Таким образом, правовая возможность отказаться от лечения и наблюдения за пациентом есть. Но, как мы с вами выяснили, она не должна противоречить конституционным правам и общим принципам.

В правовой взаимосвязи с конституционными нормами о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь, общим принципом недопустимости отказа в медицинской помощи реализация права врача на отказ от лечения имеет важные условия: «В случае отказа лечащего врача от наблюдения и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача». Таким образом, лечащий врач имеет право отказаться от пациента, но при трех условиях: 1) отказ должен быть согласован с должностным лицом медицинской организации; 2) отказ не должен создавать угрозу жизни пациента и здоровью окружающих; 3) медицинская организация должна немедленно организовать замену лечащего врача.

Облико морале

— Выходит, что врач «как бы» отказывается от пациента, но на практике отказ «не настоящий». Все равно пациент в приоритете…

— Конечно, не всем медицинским работникам это может понравиться. Особенно в системе частного здравоохранения. Но надо напомнить, что каждый медицинский работник дает клятву врача в соответствии со ст. 71 закона №323-ФЗ. Кроме того, первым национальным съездом врачей РФ 5 октября 2012 года был принят Кодекс профессиональной этики врача. Данный документ не содержит указания на безусловную возможность отказа врача от пациента. Наоборот, в нем прописаны обязательства врача добросовестно исполнять профессиональный долг.

Ранее в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года лечащий врач мог отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения больным предписаний или правил внутреннего распорядка ЛПУ (ст. 58 и 59). Однако, как понятно из изложенного выше, данная норма не в полной мере соответствовала конституционным основам и общим принципам охраны здоровья. Сейчас отказаться от ведения пациента можно только строго в соответствии с ч. 3 ст. 70 закона №323-ФЗ, соблюдая условия для отказа, указанные выше. Пренебрежение данными положениями приводит к гражданским искам и административным штрафам. Например, за отказ в оказании медицинской помощи Роспотребнадзор привлекает медорганизации к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП.

Всем, кто работал с пациентами, известно, что лечить человека, который не доверяет врачу, очень сложно. Порой просто невозможно. Поэтому при таких обстоятельствах целесообразно — в своих же собственных интересах — произвести замену. Найти врача, который сумеет выстроить коммуникацию с пациентом. Недавно министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, комментируя обсуждавшуюся возможность вывода из системы ОМС безработных граждан, указала, что это противоречит конституционным нормам об охране здоровья. Это очень позитивное утверждение не только по сути, оно наглядно демонстрирует, что принимающиеся решения в системе здравоохранения должны соотноситься с конституционными основами и общими принципами законодательства. В том числе и в отношении отказа врача от оказания медицинской помощи пациенту.

Статья 70. Закона РФ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Лечащий врач

1. Лечащий врач назначается руководителем медицинскойорганизации (подразделения медицинской организации) или выбираетсяпациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента озамене лечащего врача руководитель медицинской организации(подразделения медицинской организации) должен содействовать выборупациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти.

2. Лечащий врач организует своевременное квалифицированноеобследование и лечение пациента, предоставляет информацию осостоянии его здоровья, по требованию пациента или его законногопредставителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, принеобходимости созывает консилиум врачей для целей, установленныхчастью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендацииконсультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом,за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

3. Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностнымлицом (руководителем) медицинской организации (подразделениямедицинской организации) может отказаться от наблюдения запациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме оботказе от проведения искусственного прерывания беременности, еслиотказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровьюокружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения запациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления вписьменной форме об отказе от проведения искусственного прерываниябеременности должностное лицо (руководитель) медицинскойорганизации (подразделения медицинской организации) должноорганизовать замену лечащего врача.

4. Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат,медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питанияили заменитель грудного молока, обязан информировать пациента овозможности получения им соответствующих лекарственного препарата,медицинского изделия, специализированного продукта лечебногопитания или заменителя грудного молока без взимания платы всоответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Лечащий врач устанавливает диагноз, который являетсяоснованным на всестороннем обследовании пациента и составленным сиспользованием медицинских терминов медицинским заключением озаболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причинойсмерти пациента.

6. Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основномзаболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях илисостояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеваниеми сопутствующим заболеванием.

7. Отдельные функции лечащего врача по непосредственномуоказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним иего лечения, в том числе по назначению и применению лекарственныхпрепаратов, включая наркотические лекарственные препараты ипсихотропные лекарственные препараты, руководителем медицинскойорганизации при организации оказания первичной медико-санитарнойпомощи и скорой медицинской помощи могут быть возложены нафельдшера, акушерку в порядке, установленном уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти.

Может ли врач отказаться лечить больного?

Казалось бы, клятва Гиппократа и статья 124 УК РФ (неоказание помощи больному, при тяжелых последствиях – до четырех лет лишения свободы плюс запрет на право занятия профессиональной деятельностью). Однако есть случаи, когда врач вправе отказаться от лечения больного.

Известно, что больной имеет право выбрать врача по своему усмотрению. Лечащего врача может назначить руководитель медицинской организации, но если больной категорически отказывается лечиться именно у этого врача, то он вправе потребовать замены и руководитель медицинской организации обязан помочь выбрать другого врача (ст. 21, 70 Федерального закона от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Однако мало кто знает, что и согласие врача имеет значение. И лечащий врач вправе – пусть и по согласованию со своим руководителем, — отказаться как от наблюдения за пациентом, так и вообще от лечения.

Интересно: в клятве Гиппократа говорится о том, что врач клянется никогда не вручать «никакой женщине абортивного пессария», т. е. не делать аборт. Так вот таким же образом врач вправе отказаться производить искусственное прерывание беременности – но только при условии, что отказ непосредственно не угрожает жизни пациентки (ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Причем формально, в законе нет четкого перечня случаев, когда врач вправе отказаться от лечения больного – иными словами, врач вправе сделать это по любым основаниям, но при соблюдении двух условий:

  • отказ согласован с руководителем (который обязан заменить пациенту лечащего врача, см. выше);
  • нет угрозы жизни пациента и здоровью окружающих.

Очевидно, что если пациент не соблюдает предписаний врача, то и это может быть основанием для отказа от лечения. Пожалуй, это наиболее распространенный случай.

И, само собой, отказ от лечений у какого-то конкретного специалиста не означает отказа от лечения вообще. Больного нельзя лишать права на оказание ему медицинской помощи (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Читайте так же:  Мировой суд г кемерово судебный участок 1

Отказ от пациента: строго по правилам

Подпишись на нас в Telegram

Может ли медицинский работник отказаться от пациента? Ведь случаи, когда больные не соблюдают лечебно-охранительный режим, игнорируют рекомендации врача и ведут себя агрессивно – не редкость. Найти ответ на этот непростой вопрос помогает советник специализированной юридической компании «Росмедконсалтинг», практикующий адвокат по медицинским делам, магистр медицинского права Алексей Горяинов.

Закон и здравый смысл

– Алексей, так все-таки: может врач отказаться от пациента или нет?

  • Может. Другое дело, что тут много нюансов, в которых далеко не каждый способен разобраться. Хотя законодательством РФ и правоприменительной практикой этот вопрос уже давно разрешен. В соответствии с 7 статьей Конституции Российская Федерация – социальное государство, охраняющее здоровье людей. Статья 41 Конституции РФ указывает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Очень важно, что в нашей стране с точки зрения закона здоровье человека признается высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. Такое понимание здоровья является официальной позицией высшей судебной инстанции – Конституционного суда РФ. Который указывает, что, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.

Эта позиция нашли отражение в ставшем уже хрестоматийным определении Конституционного суда от 6 июня 2002 года №115-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Е.З.». Женщина жаловалась, что ей необоснованно было отказано медицинской организацией в продолжении лечения и требовала возмещения причиненных убытков. В определении по жалобе Мартыновой КС указал на недопустимость отказа в медицинской помощи и возможность компенсации убытков. При этом важно, что при полном возмещении убытков учитываются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. В указанном определении Конституционный суд разъясняет, что отказ в медицинской помощи не согласуется также с существом медицинской профессиональной деятельности, врачебным долгом, морально-этическими и юридическими нормами, определяющими обязанности врача во взаимоотношениях с больными и права пациентов.

– То есть получается, что «государственный» врач не имеет права отказаться от пациента?

Спустя почти 9 лет после появления данного определения КС был принят Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно п. 7 ст. 4 этого закона одним из основных принципов охраны здоровья является «недопустимость отказа в оказании медицинской помощи». Недопустимости отказа в оказании помощи посвящена статья 11, в соответствии с которой:

  1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии спрограммойгосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
  2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
  3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».

Таким образом, медицинская организация, которая участвует в системе ОМС, не имеет права отказать пациенту в медицинской помощи. И это так называемое императивное (не подлежащее изменению) требование закона. Причина данного обязательного требования заключается в том, что программа госгарантий является механизмом реализации заложенной в Конституции РФ гарантии охраны здоровья и бесплатной медицинской помощи. Допущение возможности отказа пациенту в оказании медицинской помощи по программе государственных гарантий противоречило бы конституционным правам граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Все под судом

– У частников в этом смысле свободы больше?

  • Медицинские организации, которые предоставляют платные медицинские услуги, также не могут отказать в помощи пациенту, поскольку они заключают публичный договор (п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ). И эта позиция также нашла отражение в вышеупомянутом определении КС по жалобе Мартыновой Е.З. Как указал Конституционный суд, возмездное оказание медицинских услуг представляет собой реализацию гарантируемой в РФ свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 8, ч. 1; ст. 34, ч. 1, Конституции РФ) и производится медицинскими учреждениями в рамках соответствующих договоров. К таким договорам, как следует из п. 2 ст. 779 ГК РФ, применяются правила главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ. В свою очередь деятельность по оказанию платной медицинской помощи российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем. Договор о предоставлении платных медицинских услуг (медицинского обслуживания) согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ признается публичным, то есть соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается, и при уклонении от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (п. 3 ст. 426 и п. 4 ст. 445 ГК РФ). Обязательность заключения публичного договора, каковым является договор о предоставлении платных медицинских услуг, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Очень важный тезис Конституционного суда в определении от 6 июня 2002 года – указание на то, что такое ограничение свободы договора для одной стороны – исполнителя (в данном случае – медучреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь. КС также указал, что рассматривая дела, суды должны исходить из того, что законными причинами прекращения договора платных медицинских услуг не могут признаваться такие, которые обусловлены исключительно волей лица, оказывающего данные услуги.

Правило трех

– Где тогда право врача на отказ от лечения и как оно соотносится с конституционными правами и принципами охраны здоровья?

  • Ч. 3 ст. 70 Федерального закона «Об охране здоровья граждан» указывает, что лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. Таким образом, правовая возможность отказаться от лечения и наблюдения за пациентом есть. Но, как мы с вами выяснили, она не должна противоречить конституционным правам и общим принципам.

В правовой взаимосвязи с конституционными нормами о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь, общим принципом недопустимости отказа в медицинской помощи реализация права врача на отказ от лечения имеет важные условия: «В случае отказа лечащего врача от наблюдения и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача». Таким образом, лечащий врач имеет право отказаться от пациента, но при трех условиях: 1) отказ должен быть согласован с должностным лицом медицинской организации; 2) отказ не должен создавать угрозу жизни пациента и здоровью окружающих; 3) медицинская организация должна немедленно организовать замену лечащего врача.

Облико морале

– Выходит, что врач «как бы» отказывается от пациента, но на практике отказ «не настоящий». Все равно пациент в приоритете…

  • Конечно, не всем медицинским работникам это может понравиться. Особенно в системе частного здравоохранения. Но надо напомнить, что каждый медицинский работник дает клятву врача в соответствии со ст. 71 закона №323-ФЗ. Кроме того, первым национальным съездом врачей РФ 5 октября 2012 года был принят Кодекс профессиональной этики врача. Данный документ не содержит указания на безусловную возможность отказа врача от пациента. Наоборот, в нем прописаны обязательства врача добросовестно исполнять профессиональный долг.

Ранее в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года лечащий врач мог отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения больным предписаний или правил внутреннего распорядка ЛПУ (ст. 58 и 59). Однако, как понятно из изложенного выше, данная норма не в полной мере соответствовала конституционным основам и общим принципам охраны здоровья. Сейчас отказаться от ведения пациента можно только строго в соответствии с ч. 3 ст. 70 закона №323-ФЗ, соблюдая условия для отказа, указанные выше. Пренебрежение данными положениями приводит к гражданским искам и административным штрафам. Например, за отказ в оказании медицинской помощи Роспотребнадзор привлекает медорганизации к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП.

Всем, кто работал с пациентами, известно, что лечить человека, который не доверяет врачу, очень сложно. Порой просто невозможно. Поэтому при таких обстоятельствах целесообразно – в своих же собственных интересах – произвести замену. Найти врача, который сумеет выстроить коммуникацию с пациентом. Недавно министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, комментируя обсуждавшуюся возможность вывода из системы ОМС безработных граждан, указала, что это противоречит конституционным нормам об охране здоровья. Это очень позитивное утверждение не только по сути, оно наглядно демонстрирует, что принимающиеся решения в системе здравоохранения должны соотноситься с конституционными основами и общими принципами законодательства. В том числе и в отношении отказа врача от оказания медицинской помощи пациенту.

Автор: Светлана Петрова, medvestnik.ru

Как сообщалось ранее, вопрос о том, можно ли в медицинской организации осуществлять видеозапись в последнее время приобретает все большую актуальность. Подробнее читайте: Комментарий юриста: можно ли установить камеру в кабинете врача.