Содержание:
Закон об индивидуальном предпринимательстве: изучаем современные нормы
Деятельность бизнесменов малого и среднего уровня невозможна без правовой поддержки. Государственные власти пытаются регулировать действия индивидуальных предпринимателей через законодательство, начиная еще со времен Советского Союза.
Самим предпринимателям обязательно нужно владеть информацией о законах в области малого и среднего бизнеса, чтобы избежать неприятных ситуаций и подводных камней при ведении своих дел.
Основы законодательства в области ИП
Без правовой поддержки деятельность ИП невозможна
Одной из главных проблем индивидуального предпринимательства является отсутствие единого закона, регулирующего деятельность бизнесменов «от А до Я». Попытки объединить юридическую практику в единое целое были предприняты еще в СССР.
В то время господствовала плановая экономика, постулаты которой препятствовали предпринимательской активности. Но в последние годы перед развалом Союза возникла тенденция к изменению ситуации.
«Первыми ласточками» закона об индивидуальном предпринимательстве стали следующие документы:
- Закон СССР 6050-XI, изданный в 1986 году 19 ноября и носивший название «Об индивидуальной трудовой деятельности. Его положениями разрешалось ведение бизнеса без найма рабочих.
- Закон СССР 8998-XI, изданный в 1988 году 26 мая под названием «О кооперации в СССР». Акт был разработан для регулирования деятельности кооперативов.
- Закон СССР 2079-1, вышедший в 1991 году 2 апреля под названием «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР».
Последний документ наиболее полно определял порядок взаимодействия индивидуальных предпринимателей со структурами государственной власти, между собой, с другими организациями. Но кроме достоинств он имел и некоторые недочеты.
В частности Закон СССР 2079-1 входил в противоречие с законом СССР 1529-1 «О предприятиях в СССР». В соответствии с первым документом руководитель предприятия рассматривался как самостоятельное структурное образование по отношению к самому предприятию.
Следуя логике закона, выходило, что в результате действий руководителя возникают обязанности и права именно у него и что он несет ответственность своим имуществом.
В соответствии с законом о предприятиях, директор рассматривался в качестве должностного лица, в результате деятельности которого возникали обязанности и права предприятия. Таким образом, возникали сложности в определении юридического статуса лиц, занимающих руководительские должности на предприятиях.
Следующей попыткой создать юридическую основу для деятельности бизнесменов стал закон РСФСР от 25 декабря 1990 года под названием «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Данный закон был более последовательным. В нем четко давались понятия предприятия и индивидуального предпринимателя, определялся порядок их отношений и взаимоотношений с государственными структурами, устанавливались гарантии для предпринимателей.
С введением в действие Гражданского Кодекса РФ Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года утратил силу, вследствие чего законодательство в области индивидуального предпринимательства снова приобрело расплывчатые очертания.
Сколько времени занимает процедура регистрации индивидуального предпринимателя, какие системы налогообложения для него существуют? На эти и не менее важные вопросы ответы вы найдете в видеосюжете:
Закон о государственной регистрации
ИП могут рассчитывать на государственную поддержку
В настоящее время правовые аспекты ведения предпринимательской деятельности регламентируются совокупностью нормативных актов, одним из которых является федеральный закон № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года.
Данный документ устанавливает порядок государственной регистрации предпринимателей, требования к органам, занимающимся регистрацией, принципы ведения и суть реестров, порядок обжалования решений уполномоченного органа.
Для того чтобы инициировать процедуру регистрации, будущий индивидуальный предприниматель подает заявление в уполномоченный орган, к которому прилагает комплект документов, подтверждающих его личные данные, адрес проживания, факт оплаты государственной пошлины и др. Копии документов, подаваемых для рассмотрения заявления, должны быть нотариально заверены.
В течение трех рабочих дней заявление физлица должно быть рассмотрено и по нему вынесено разрешение о регистрации либо решение об отказе. Сведения об ИП (виды деятельности, наличие лицензий, ФИО и адрес проживания предпринимателя, категория бизнеса, код по ОКВЭД) вносятся в Единый госреестр индивидуальных предпринимателей.
Туда же вносится информация о произошедших изменениях и о прекращении физлицом деятельности в качестве ИП.
Ответственность за неправомерные действия в отношении процедуры государственной регистрации несут как предприниматель, так и регистрирующий орган.
В отношении предпринимателя применяется наказание, установленное законами РФ в случае непредоставления им требуемых документов или фиксации грубых нарушений в ходе своей деятельности.
Орган, проводящий рассматриваемую процедуру, ответственен за неправомерный отказ в госрегистрации, непредоставлении сведений из своих реестров, а также другие нарушения порядка осуществления процедуры.
Закон о развитии малого и среднего бизнеса
Данные об ИП вносятся в единый реестр
Следующим документом, нормирующим понятия субъектов бизнеса, порядок их государственной поддержки, взаимодействия между собой и с государственными структурами является федеральный закон № 203-ФЗ от 24 июля 2007 года.
В соответствии со статьей 4.1 данные об индивидуальных предпринимателях должны вноситься в единый реестр, содержащий сведения о:
- ФИО бизнесмена;
- его ИНН;
- адресе проживания;
- дате внесения информации в реестр;
- категории;
- указании на то, что ИП зарегистрирован вновь;
- коде по ОКВЭД;
- сведениях о лицензиях;
- сведениях о производимой продукции и др.
Данная информация вносится в реестр на основании Единого государственного реестра ИП уполномоченным на это органом.
Участники малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на поддержку федеральных и местных властей, а также корпорации развития малого и среднего предпринимательства. Процедуры поддержки должны быть доступны и прозрачны.
Поддержка оказывается предпринимателям на основании их обращения и предоставления требуемых документов. Для того чтобы рассчитывать на помощь со стороны, индивидуальный предприниматель должен соответствовать ряду условий.
При обращении предприниматели могут получить консультационную, информационную, финансовую и имущественную поддержку. В число организаций, осуществляющих поддержку ИП, входят:
- ремесленные палаты;
- инвестиционные фонды;
- микрофинансовые компании;
- технологические парки;
- лизинговые организации;
- центры стандартизации и сертификации;
- маркетинговые организации;
- центры осуществления консультаций и многие другие.
В обязанности корпорации развития малого и среднего бизнеса входит составления плана оказания поддержки ИП на один год, три года и долгосрочный период. По итогам выполнения ежегодного плана представители корпорации отчитываются перед Президентом, Государственной Думой, Правительством и Советом Федерации.
Советы предпринимателям
Вид налогообложения зависит от вида деятельности ИП
Первоочередной задачей при планировании деятельности в качестве индивидуального предпринимателя необходимо выбрать вид налогообложения. Он будет зависеть от видов занятий ИП.
В случае, если не ожидается крупного оборота средств, подойдет упрощенная система налогообложения. Ее плюсами является:
- малая процентная ставка;
- освобождение от НДС;
- освобождение от НДФЛ.
Большинство индивидуальных предпринимателей выбирает именно эту систему налогообложения. Далее необходимо спланировать рост дохода прибыли, хотя бы на первое время. В этих целях нужно предусмотреть проведение аудитов, составление плана маркетинговых исследований и решений, оптимизацию бизнес-процессов.
Чтобы уверенно чувствовать себя в роли индивидуального предпринимателя, необходимо четко знать правовые основы своей деятельности. Современное законодательство изобилует противоречиями в отношении регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, но придется научиться разбираться в этих нюансах, чтобы успешно развивать свое дело.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Индивидуальный предприниматель
Подборка наиболее важных документов по запросу Индивидуальный предприниматель (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты: Индивидуальный предприниматель
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Индивидуальный предприниматель
Формы документов: Индивидуальный предприниматель
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Федеральный закон индивидуальном предпринимательстве
По общему правилу индивидуальные предприниматели (далее – ИП) осуществляют образовательную деятельность наряду с образовательными организациями и организациями, осуществляющими обучение (ч.1 ст.21 Федерального закона № 273-ФЗ) и приравниваются к таким организациям (п. 20 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
На ИП, на их обучающихся и на занятых у них педагогов распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких организаций (ч.2 ст.21 Федерального закона № 273-ФЗ).
ИП несут административную ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование, прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности, однако в отличие от образовательных организаций не как юридические лица, а как должностные лица (ст.2.4 КоАП РФ).
Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности (ст.331 Трудового кодекса РФ), не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (ч.3 ст.32 Федерального закона № 273-ФЗ).
Орган государственной регистрации юридических лиц и ИП уведомляет орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные ему полномочия РФ в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность (ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 273-ФЗ).
Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ч.1 ст.32 Федерального закона № 273-ФЗ) на основе трудовых договоров. Вывод о наличии между ИП и привлекаемыми педагогическими работниками именно трудовых, а не гражданско-правовых отношений, вытекает из предоставляемых педагогам гарантий и определения понятия педагогический работник (п. 21 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
ИП вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 Федерального закона № 273-ФЗ). Как следует из данной нормы, ИП не могут осуществлять образовательную деятельность по профессиональным программам, как основным, так и дополнительным.
Образовательная деятельность ИП подлежит лицензированию, за исключением случаев, когда ИП осуществляют образовательную деятельность непосредственно (т.е. без привлечения педагогических работников) (ч.2 ст.91 Федерального закона № 273-ФЗ).
Образовательная деятельность ИП по основным образовательным программам подлежит государственной аккредитации, опять же за исключением случаев, когда ИП осуществляют образовательную деятельность непосредственно (ч.1 ст.92 Федерального закона № 273-ФЗ) .
Основанием возникновения образовательных отношений ИП с заказчиком является договор об образовании (ч.1 ст.53). Наряду с договором об образовании образовательные отношения регулируются локальными нормативными актами, которые принимает ИП согласно требованиям ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ.
ИП до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве ИП, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью. В случае привлечения для осуществления образовательной деятельности педагогических работников – информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы (ч.4 ст.32).
При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности (ч.5 ст.32 Федерального закона № 273-ФЗ).
Если ИП наряду с собственной предпринимательской деятельностью работает в должности педагогического работника в какой-либо организации, осуществляющей образовательную деятельность, он не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту его интересов как педагогического работника (ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ).
Федеральный закон об ИП
ФЗ-129 был принят для урегулирования процесса государственной регистрации. В его статьях описывается ее порядок, размер гос пошлины и мотивы для отказа в ней. Заявление на гос регистрацию рассматривается в течение 5 рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов в регистрационный центр.
Законы, регламентирующие деятельность ИП
Индивидуальное предпринимательство в РФ регулируется следующими законами:
- Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
- Федеральный закон от 04 января 1999 года №4 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 ноября 1996 года №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 22 ноября 1995 года №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
- Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года №128 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральный закон от 30 декабря 2007 г. №271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
- Федеральный закон от 02 мая 2006 г. №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. №374 «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу
- Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
- Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Также ИП в России регулируется Налоговым Кодексом РФ и Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Описание закона о регистрации ИП
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был принят 13 июля 2001 г. Одобрен законодательный акт был 20 июля того же года. Вступил в силу ФЗ-129 8 августа 2001 г. Последние поправки в ФЗ 129 были внесены 31 июля 2017 г и вступят в силу 31 августа этого же года.
ФЗ-129 регулирует отношения, которые возникают в процессе работы юридических лиц с учредительными документами, а также в процессе регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Для регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходимо:
- подписанное заявление от гражданина о государственной регистрации по форме, которая утверждается Правительством РФ;
- копия удостоверения личности физического лица, которое хочет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;
- копия удостоверения личности иностранного гражданина;
- копия свидетельства о рождении или иного документа, подтверждающего место рождения регистрируемого лица;
- копия документа, который подтверждает временное или постоянное проживание лица, подавшего заявку на регистрацию индивидуального предпринимательства на территории РФ;
- документ, подтверждающий адрес проживания лица;
- чек об уплате госпошлины;
- справка о наличии или отсутствии судимости.
Согласно закону №129 государственная регистрация должна быть осуществлена в течение трех дней с момента подачи документов в регистратуру.
Заинтересованный человек вправе обжаловать решение регистрационного органа, если считает, что его права были нарушены. Для обжалования гражданин обращается в вышестоящий территориальный орган или в федеральный орган исполнительной власти. Жалоба подается в течение трех месяцев с момента вынесения решения об отказе в ИП гражданину.
Жалоба должна содержать:
- ФИО и место проживания физического лица или наименование и место нахождение юридического;
- данные об обжалуемом решении регистрационной палаты;
- название гос органа, чье решение обжалуется;
- основания, на которых гражданин считает, что его права были нарушены;
- требования человека, подающего жалобу.
Согласно закону №129 в своей жалобе пострадавший человек может указать номера телефонов, факса или адрес электронной почты. К жалобе также прикладываются документы, доказывающие, что регистрационный орган нарушил права гражданина.
Изменения в законе об индивидуальном предпринимательстве
Как уже было обозначено в статье, последние поправки в Федеральный закон №129 вносились 30 июля 2017 г. Но новая редакция вступит в силу только 31 августа этого же года. В ходе последних изменений поправки были внесены только в 7 статью ФЗ -129 об ИП.
Пункт 7 статья 7
В подпункт н пункта 7 статьи 7 было добавлено предложение «государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической» и «.
Ниже будут раскрыты статьи, в которые не были внесены поправки, но они важны для рассмотрения.
Статья 22.3 ФЗ-129 об ИП
Ст 22.3 регламентирует порядок гос регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП. Необходимые документы для прекращения гос регистрации:
- чек об уплате государственной пошлины;
- заявление от лица, решившего прекратить действовать на рынке РФ в качестве ИП;
- документ, который подтверждает своевременные взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Статья 23
В ст 23 обозначены случаи, когда допускается отказ от государственной регистрации:
- предоставление в гос регистрацию неполного пакета документов;
- документы были предоставлены не в тот регистрирующий орган;
- в случаях, предусмотренных п 3 ст 13.1, п 2 ст 20, п 4 ст 22.1 и п 5 ст 22.2 ФЗ-129 об ИП;
- нотариальная форма документов не была соблюдена;
- заявление подписано не уполномоченным лицом;
- название юридического лица не соответствует требованиям, обозначенным в Федеральном законе;
- указаны ошибочные данные в удостоверении личности ИП и другие.
Решение об отказе должно быть подкреплено одной из причин, обозначенных в ст 23. Решение должно быть озвучено в течение 1 рабочего дня.
Статья 25
Ст 25 регламентирует ответственность заявителя и юридического лица, индивидуального предпринимателя за некорректные действия. Законодательство РФ устанавливает ответственность для предпринимателей, которые не предоставляют или подают с опозданием необходимые для регистрации документы.
В случае, если юридическое лицо допускает грубые нарушения, то регистрирующий орган вправе подать на него в суд. Согласно закону №129, процедура с физическими лицами такая же, как и с юридическими. Если регистрирующий орган обнаружит грубые нарушения при подаче документов, то он подает иск в суд на лишение прав физического лица на продолжение предпринимательской деятельности.
Федеральный закон №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» состоит из 9 глав и 27 статей. ФЗ разделяется на две части: порядок государственной регистрации и правила для ИП. Гос регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Если хотите подробнее изучить последнюю редакцию ФЗ-129, скачайте его по ссылке.
Что говорит закон об ИП и предпринимательской деятельности?
Начинающий предприниматель или уже опытный и длительное время работающий бизнесмен всегда испытывает правовой информационный голод. Если он не является по специальности юристом, и не имеет правовой практики, то ему достаточно трудно разобраться во всем многообразии законодательных актов которые регулируют положение индивидуальных предпринимателей и вопросы предпринимательской деятельности.
Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях, о принятии которого говорили одно время, так и не был принят и единого нормативного акта объединяющего в себе все нормы направленные на регулирование деятельности предпринимателей в настоящее время в России не существует.
В предлагаемой статье постараемся восполнить данный пробел и объединить все, что говорит закон об ИП, его статусе и деятельности, которую он ведет.
Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей
Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.
Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.
Расшифровка понятия предпринимательской деятельности содержится в Гражданском кодексе РФ. Данный нормативный акт, по мнению многих экспертов правоведов, является вторым по значимости законом в нашей стране. Предпринимательская деятельность, согласно статье 2 Кодекса, характеризуется следующими признаками:
- данная деятельность осуществляется самостоятельно, на основе автономной воли субъекта,
- она осуществляется на свой риск, и вся ответственность за результаты деятельности лежит на лице её осуществляющем,
- направленность деятельности – получение прибыли, причем систематическое,
- источники такой прибыли – использование имущества, продажа производимых или перепродаваемых товаров, оказание (выполнение) услуг (работ),
- осуществляется при обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
На предпринимательскую деятельность физических лиц распространяются те же нормы Гражданского кодекса РФ, что и на деятельность коммерческих организаций – юридических лиц.
Одновременно Гражданским кодексом РФ, установлено прямое условие, выполнение которого необходимо для возможности занятия гражданином предпринимательской деятельностью. Статьей 23 Кодекса установлено, что физическое лицо вправе заниматься предпринимательством только с момента его государственной регистрации. При этом если гражданин не осуществил предписываемой законом регистрации, но, тем не менее, такой деятельностью занимается, то к нему также будут применяться эти нормы.
Регистрация граждан в качестве предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон устанавливает, что для сбора информации обо всех гражданах ведущих предпринимательскую деятельность ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Государственным органом уполномоченным регистрировать индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ. Именно в территориальный орган налоговой инспекции по месту своего постоянного жительство и требуется обращаться гражданину, если он желает зарегистрироваться в качестве предпринимателя.
Налоговые вопросы деятельности ИП
Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.
Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.
Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.
Лицензирование деятельности ИП
Другим нормативным актом, с которым стоит ознакомиться, гражданину перед началом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Обратите внимание: Некоторые требования для лиц желающих заняться лицензируемыми видами деятельности являются трудновыполнимыми. Предпринимателю стоит заранее ознакомиться с тем, какие требования предъявляются законом и оценить свои возможности.
В законе установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых предпринимателям, как и юридическим лицам, одной только государственной регистрации будет мало. Для того что бы заниматься такой деятельностью требуется разрешение (лицензия) специально уполномоченного на это органа.
В законе указываются, куда следует обращаться, в случае если предприниматель желает осуществлять лицензируемые виды деятельности и в каком порядке. Так же определены условия оформления и переоформления лицензий и сроки, в течение которых лицензии действуют.
Проверки индивидуальных предпринимателей
Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности. Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия — проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении контроля. Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.
Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.
Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года. Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий. Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.
Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет. Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, ИНН предпринимателя, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.
Информацию о проверках контрольных надзорных органов, запланированных на 2017-2018 года, можно получить у нас на сайте: https://ipshnik.com/vedenie-ip/otchetnost-ip/kak-provodyatsya-proverki-individualnyih-predprinimateley.html
Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.
Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?
Анализ законодательной базы, существующей на 2015 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.
Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.
Что говорит закон об ИП и предпринимательской деятельности?
Начинающий предприниматель или уже опытный и длительное время работающий бизнесмен всегда испытывает правовой информационный голод. Если он не является по специальности юристом, и не имеет правовой практики, то ему достаточно трудно разобраться во всем многообразии законодательных актов которые регулируют положение индивидуальных предпринимателей и вопросы предпринимательской деятельности.
Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях, о принятии которого говорили одно время, так и не был принят и единого нормативного акта объединяющего в себе все нормы направленные на регулирование деятельности предпринимателей в настоящее время в России не существует.
В предлагаемой статье постараемся восполнить данный пробел и объединить все, что говорит закон об ИП, его статусе и деятельности, которую он ведет.
Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей
Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.
Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.
Расшифровка понятия предпринимательской деятельности содержится в Гражданском кодексе РФ. Данный нормативный акт, по мнению многих экспертов правоведов, является вторым по значимости законом в нашей стране. Предпринимательская деятельность, согласно статье 2 Кодекса, характеризуется следующими признаками:
- данная деятельность осуществляется самостоятельно, на основе автономной воли субъекта,
- она осуществляется на свой риск, и вся ответственность за результаты деятельности лежит на лице её осуществляющем,
- направленность деятельности – получение прибыли, причем систематическое,
- источники такой прибыли – использование имущества, продажа производимых или перепродаваемых товаров, оказание (выполнение) услуг (работ),
- осуществляется при обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
На предпринимательскую деятельность физических лиц распространяются те же нормы Гражданского кодекса РФ, что и на деятельность коммерческих организаций – юридических лиц.
Одновременно Гражданским кодексом РФ, установлено прямое условие, выполнение которого необходимо для возможности занятия гражданином предпринимательской деятельностью. Статьей 23 Кодекса установлено, что физическое лицо вправе заниматься предпринимательством только с момента его государственной регистрации. При этом если гражданин не осуществил предписываемой законом регистрации, но, тем не менее, такой деятельностью занимается, то к нему также будут применяться эти нормы.
Регистрация граждан в качестве предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон устанавливает, что для сбора информации обо всех гражданах ведущих предпринимательскую деятельность ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Государственным органом уполномоченным регистрировать индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ. Именно в территориальный орган налоговой инспекции по месту своего постоянного жительство и требуется обращаться гражданину, если он желает зарегистрироваться в качестве предпринимателя.
Налоговые вопросы деятельности ИП
Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.
Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.
Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.
Лицензирование деятельности ИП
Другим нормативным актом, с которым стоит ознакомиться, гражданину перед началом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Обратите внимание: Некоторые требования для лиц желающих заняться лицензируемыми видами деятельности являются трудновыполнимыми. Предпринимателю стоит заранее ознакомиться с тем, какие требования предъявляются законом и оценить свои возможности.
В законе установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых предпринимателям, как и юридическим лицам, одной только государственной регистрации будет мало. Для того что бы заниматься такой деятельностью требуется разрешение (лицензия) специально уполномоченного на это органа.
В законе указываются, куда следует обращаться, в случае если предприниматель желает осуществлять лицензируемые виды деятельности и в каком порядке. Так же определены условия оформления и переоформления лицензий и сроки, в течение которых лицензии действуют.
Проверки индивидуальных предпринимателей
Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности. Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия — проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении контроля. Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.
Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.
Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года. Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий. Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.
Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет. Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, ИНН предпринимателя, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.
Информацию о проверках контрольных надзорных органов, запланированных на 2017-2018 года, можно получить у нас на сайте: https://ipshnik.com/vedenie-ip/otchetnost-ip/kak-provodyatsya-proverki-individualnyih-predprinimateley.html
Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.
Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?
Анализ законодательной базы, существующей на 2015 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.
Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.