Федеральный закон п20 ст19

Автор: | 01.03.2018

Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии

1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

2. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. К указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии.

3. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

4. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) — со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) трудовая пенсия по инвалидности — со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца — со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

4.1. Трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости лицу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, извещает данное лицо о назначении ему трудовой пенсии по старости.

5. Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

6. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается на следующие сроки:

1) трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;

2) трудовая пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, при наличии пяти лет страхового стажа, а при отсутствии права на трудовую пенсию по старости — до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.

7. Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами, представляемыми заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Комментарий к Ст. 19 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Комментируемая статья согласно ее названию определяет сроки назначения трудовой пенсии. Предваряя рассмотрение норм данной статьи, представляется целесообразным напомнить, что в соответствии с п. 3 ст. 4 комментируемого Закона обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

В пункте 1 комментируемой статьи 19 закреплено общее правило о сроке назначения трудовой пенсии, согласно которому трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Изъятия из этого общего правила предусмотрены в п. 4 данной статьи для отдельных случаев назначения трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в п. 4.1 данной статьи для случая назначения трудовой пенсии по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости и имеющему не менее пяти лет страхового стажа.

Следует отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС России от 24 марта 2005 г. N 76-О , а затем неоднократно подтвержденной и в других определениях КС России, нормы п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, в соответствии с которыми трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами), а также норма п. 4 этой статьи, устанавливающая случаи назначения трудовой пенсии ранее дня обращения за ней, не нарушают какие-либо права заявителя — напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, они наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии.
———————————
СПС.

В рамках определения порядка обращения за пенсией в разд. II Правил 2002 г. обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую (здесь и далее в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 303н/110п ) предусмотрено следующее:
———————————
РГ. 2010. 7 июля. N 147.

граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства. Граждане РФ, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по своему месту пребывания. Граждане РФ, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего фактического проживания. Граждане РФ, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории РФ и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР (п. 6);

граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию (п. 7);

граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения (п. 8);

в тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок. В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно в соответствии с данными Правилами (п. 9);

граждане подают заявление об установлении доли страховой части трудовой пенсии по старости по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии (п. 9.1);

граждане, которым пенсии установлены в соответствии с Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, при возникновении права на пенсии в соответствии с комментируемым Законом и Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении обращаются за ними в порядке, предусмотренном данными Правилами (п. 10).

В разделе III Правил 2002 г. обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую определен порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии. Так, согласно п. 11 названных Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган ПФР:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;

регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;

истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии;

оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В пункте 12 названных Правил предусмотрено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР:

дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов;

приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

В соответствии с п. 13 названных Правил решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом ПФР на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

2 — 3. В пункте 2 комментируемой статьи содержатся правила, в соответствии с которыми определяется день обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), т.е. дня, с которого по общему правилу назначается трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости):

при личном обращении таким днем считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами;

при пересылке указанного заявления по почте таким днем считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, но при условии, если к заявлению приложены все необходимые документы.

В случае если к заявлению приложены не все необходимые документы, то согласно п. 3 данной статьи орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. При этом предусмотрено, что в случае, если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Соответственно изложенному регулированию в разд. IV Правил 2002 г. обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 303н/110п) указано следующее:

Читайте так же:  Жалоба по статье 8 конвенции

пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в комментируемой статье 19 Закона О трудовых пенсиях РФ и ст. 23 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (комментируемый Закон). Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР (п. 15);

факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом ПФР. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке либо выдается ему на руки (п. 16);

в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за пенсией считается день приема заявления территориальным органом ПФР или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления (комментируемый Закон). Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом ПФР и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в п. 16 данных Правил (п. 17);

гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Законом 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС (п. 19);

в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии с соблюдением условий, определенных ст. 23 комментируемого Закона (п. 20).

Согласно п. 13 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных данным Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами. Там же определено, что в предусмотренных законодательством РФ случаях указанные документы должны быть выданы на бланках установленного образца.

В связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 июля 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ п. 2 комментируемой статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» излагается полностью в новой редакции. Новым же является то, что соответствующее заявление может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ. В этом случае днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (при условии, если к заявлению приложены все необходимые документы). Соответствующее дополнение с 1 июля 2012 г. вносится Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ и в п. 3 комментируемой статьи.

4 — 4.1. Пункт 4 комментируемой статьи содержит три изъятия из общего правила п. 1 данной статьи о возможности назначения трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости). В частности, установлено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) в следующих случаях:

1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) подлежит назначению со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы. Тем самым исключается перерыв даже в один день в получении лицом средств к существованию;

2) трудовая пенсия по инвалидности подлежит назначению со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца подлежит назначению со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

В пункте 4.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, предусматривается еще одно изъятие из общего правила п. 1 данной статьи о возможности назначения трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости).

В рамках этого изъятия трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного п. 1 ст. 7 комментируемого Закона (60 лет для мужчины и 55 лет для женщины), и имеющему не менее пяти лет страхового стажа (иначе говоря, в данном случае выполняются оба установленных указанной статьей условия назначения трудовой пенсии по старости; см. комментарий к указанной статье), назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

При этом закреплена обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости указанному лицу известить данное лицо о назначении ему трудовой пенсии по старости.

Соответственно, в п. 20.1 Правил 2002 г. обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 303н/110п) предусмотрено следующее:

назначение пенсии в случае, предусмотренном п. 4.1 комментируемой статьи 19, социальной пенсии по инвалидности и социальной пенсии по старости в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 22 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, производится территориальным органом ПФР по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии без истребования от пенсионера письменного заявления о назначении пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, с последующим извещением гражданина о назначении ему пенсии способом, позволяющим определить факт и дату направления извещения;

назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 4.1 комментируемой статьи лицу, являвшемуся получателем трудовой пенсии по инвалидности, осуществляется с применением п. п. 19 — 20 данных Правил (см. выше).

Согласно п. 20 ст. 14 комментируемого Закона размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности, при установлении в соответствии с п. 4.1 комментируемой статьи данному лицу страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанному лицу по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности.

5. В пункте 5 комментируемой статьи установлено, что заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой должно быть рассмотрено органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с п. 3 данной статьи.

На случай отказа в удовлетворении указанного заявления в п. 5 комментируемой статьи закреплена обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения известить об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвратить все документы.

Соответственно изложенному регулированию в разд. IV Правил 2002 г. обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 303н/110п) предусмотрено следующее:

заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами (п. 22);

по результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение. В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы (п. 23);

заявление и необходимые документы, расчет размера пенсии и решение территориального органа ПФР приобщаются в пенсионное дело (п. 24);

решение о назначении пенсии или о переводе с одной пенсии на другую принимается территориальным органом ПФР не позднее последнего дня срока, указанного в п. 22 данных Правил (п. 25);

в случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом. Кроме того, решение как территориального органа ПФР, так и вышестоящего органа ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суде (п. 26).

О порядке обжалования и оспаривания решений территориальных органов ПФР см. комментарий к ст. 18 Закона.

6. Пункт 6 комментируемой статьи определяет сроки, на которые назначается трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости). В соответствии с данным пунктом:

1) трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) назначается бессрочно;

2) трудовая пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем:

либо до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной);

либо до дня достижения возраста, предусмотренного п. 1 ст. 7 комментируемого Закона, при наличии пяти лет страхового стажа. При выполнении указанных условий назначается трудовая пенсия по старости в порядке, установленном п. 4.1 комментируемой статьи;

при отсутствии права на трудовую пенсию по старости — до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подп. 5 п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (65 лет для мужчины и 60 лет для женщины). Указанным гражданам согласно п. 1 ст. 23 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) со дня достижения возраста соответственно 65 и 60 лет назначается социальная пенсия по старости;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.

7. В пункте 7 комментируемой статьи определены сроки перевода с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ, на трудовую пенсию: соответствующий перевод производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 23 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении: перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.

В рамках регламентации рассматриваемого вопроса в п. 21 Правил 2002 г. обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую указано лишь то, что перевод с одной пенсии на другую производится по заявлению пенсионера в сроки, установленные комментируемым Законом и Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении.

В соответствии с п. 12 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, к заявлению гражданина о переводе с одной пенсии на другую прилагаются документы о праве на новую пенсию, не учтенные в его пенсионном деле. Там же указано, что в необходимых случаях представляются документы о дополнительных обстоятельствах, влияющих на размер другой пенсии.

Комментарий к статье 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

1. Комментируемая глава в первоначальной редакции регламентировала предоставление государственной или муниципальной помощи. Как отмечалось авторами проекта комментируемого Закона, тем самым, был введен государственный антимонопольный контроль предоставления государственной помощи и признано целесообразным отказаться от требования обязательного предварительного согласования с антимонопольным органом проектов решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам. При этом отмечалось, что одной из наиболее значимых новаций законопроекта является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на ее предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях.

Читайте так же:  Нужен ли договор купли продажи при продаже лодки

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ комментируемая глава изложена полностью в новой редакции, регламентирующей предоставление государственных или муниципальных преференций. Данным Законом, согласно пояснительной записке к его проекту, ужесточены требования к действиям органов власти путем введения запрета на предоставление государственной и (или) муниципальной преференции (ст. 15), за исключением случаев, установленных комментируемой главой. Речь идет о новом п. 7 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, согласно которому запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного комментируемой главой (см. комментарий к указанной статье). При этом внесены изменения в ст. 19 — 21 комментируемого Закона, уточняющие основания и порядок предоставления разрешенных государственных и муниципальных преференций, а также порядок получения органами власти разрешения антимонопольного органа на ее предоставление. Кроме того, уточнено определение понятия «государственная или муниципальная преференция» (ст. 4) в части отнесения к ней предоставления имущественных льгот. При этом определение нового понятия в большей степени соответствует нормам европейского законодательства по сравнению с определением данного понятия в ранее действующей редакции комментируемого Закона. Как отмечалось авторами законопроекта, изменения в части регулирования порядка предоставления государственной или муниципальной преференции направлены на исключение возможности произвольного правоприменения органами власти и органами местного самоуправления, что ограничивает распространение коррупции в данной сфере.

В результате изменений, понятие государственных или муниципальных преференций определено в п. 20 ст. 4 комментируемого Закона, как предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации. В прежней же редакции данной нормы говорилось о возможности предоставления государственной или муниципальной помощи в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления.

При этом в ч. 1 комментируемой статьи определен перечень целей, исключительно в которых могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции. Этот перечень определен как открытый: согласно п. 14 ч. 1 статьи преференции могут быть предоставлены в целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ. В отличие от этого в ранее действовавшей редакции рассматриваемой нормы предусматривался закрытый перечень целей, в которых может предоставляться государственная или муниципальная помощь, но при этом не говорилось об исключительности этих целей.

Для сравнения следует отметить, что согласно прежней редакции ч. 1 комментируемой статьи государственная или муниципальная помощь могла предоставляться в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) проведения фундаментальных научных исследований;

3) защиты окружающей среды;

4) развития культуры и сохранения культурного наследия;

5) производства сельскохозяйственной продукции;

6) поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

7) социального обслуживания населения;

8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.

С учетом разъяснений, данных в п. 5 письма ФАС России от 12 сентября 2007 г. N ИА/16263 «Разъяснения по некоторым вопросам применения гл. 5 Закона о конкуренции» относительно целей предоставления государственных или муниципальных преференций, следует обращаться к соответствующим отраслевым нормативным правовым актам, а именно:

1) обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» ;

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551.

2) развитие образования и науки — Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (полностью изложен в новой ред. Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) , Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ;

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

3) проведение научных исследований — Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» ;

СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

4) защита окружающей среды — Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ;

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

5) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ — Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ;

СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

6) развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей — Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» ;

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

7) развитие физической культуры и спорта — Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» ;

СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

8) обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства — Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» , Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» ;

СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

9) производство сельскохозяйственной продукции — Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» ;

СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 27.

10) социального обеспечения населения – пункт изложен в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно прежней редакции указанная цель была регламентирована, как социальная защита населения.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ от 12.12.1993г., Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 41 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

То есть, в соответствии с целями социального государства Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, в том числе и льготное обеспечение медикаментами через сети аптечных предприятий.

Законодательного определения понятия социального обеспечения нет, однако наука давно выработала понятие социального обеспечения, под которым понимает комплекс мер, направленных на материальное обеспечение определенной категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми.

Понятие социальной защиты значительно шире понятия социального обеспечения, поскольку включает в себя гарантии по охране труда, здоровью и окружающей среде, минимальной оплате труда и другие меры. Данный вывод можно сделать на основе анализа Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ, где в статье 2 определено, что социальная защита – это система гарантированных государством, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностями участия в жизни общества. Отсюда следует, что меры социальной защиты шире и разнообразнее. В связи с чем, определено, что государственная (муниципальная) преференция может быть предоставлена хозяйствующим субъектам исключительно в целях социального обеспечения, а не социальной защиты населения.

11) охрана труда — ТрК РФ;

12) охрана здоровья граждан — Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 ;

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .

СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

Там же, в п. 5 письма ФАС России от 12 сентября 2007 г. N ИА/16263, разъяснено, что в совокупности с вышеуказанным федеральным нормативным правовым актом необходимо также учитывать положения нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ и правовых актов органов местного самоуправления, принятых в рамках установленных нормативными правовыми актами полномочий по вышеуказанному направлению.

Следует также отметить, что ФАС России дан целый ряд разъяснений по вопросам применения норм комментируемой главы в письмах от 3 ноября 2006 г. N ИА/18933 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства», от 16 февраля 2007 г. N ИА/1938 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства», от 23 марта 2007 г. N ИА/3832 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» и от 15 августа 2007 г. N ИА/13955 «Разъяснения по некоторым вопросам применения п. 20 ст. 4, статей 19 — 21 Закона о конкуренции» .

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Пункт 13.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ.

Согласно статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

— социальная поддержка и защита граждан;

подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

— охрана окружающей среды и защита животных;

— охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

— профилактика социально опасных форм поведения граждан;

— благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

— деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

— формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

(данное положение введено Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)

— развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

(данное положение введено Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Пункт введен в действие Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ.

Например, к таким актам можно отнести Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 N 1487 «О предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий по кредитам либо облигационным займам», которое устанавливает, что государственные гарантии субъектов Российской Федерации и муниципальные гарантии могут предоставляться по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых в целях развития инновационных кластеров, особых экономических зон, зон территориального развития, технопарков и промышленных парков.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запрет использования государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям.

Последствия нарушения данного запрета определены в ст. 21 комментируемого Закона: антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме (см. комментарий к указанной статье).

Читайте так же:  Отчетность ржд 2018

3. По общему правилу, закрепленному в ч. 3 комментируемой статьи, государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 данной статьи, может предоставляться только с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Получение такого предварительного согласия антимонопольного органа регламентировано в ст. 20 комментируемого Закона в рамках определения порядка предоставления государственной или муниципальной преференции. Как предусмотрено в ч. 1 указанной статьи, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом, с приложением документов по определенному в этой норме перечню (см. комментарий к указанной статье).

Приказом ФАС РФ № 841 от 16.12.2009 утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.02.2010 № 16361).

Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции разработан в целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679.

Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной антимонопольной службы (далее — ФАС России), территориальных органов ФАС России (далее — территориальные органы), их структурных подразделений, порядок взаимодействия ФАС России и территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, хозяйствующими субъектами при рассмотрении заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.

При этом в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрен исчерпывающий перечень изъятий из установленного в ней общего правила. Так, согласно данной норме не требуется предварительное согласие в письменной форме антимонопольного органа на случаи предоставления государственной или муниципальной преференции:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

В редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ внесены изменения в настоящий пункт. Добавлены основания (правовые акты Президента РФ и правовые акты Правительства РФ), в связи с которыми предоставление государственной или муниципальной преференции не требует предварительного согласия антимонопольного органа в письменной форме.

Следует подчеркнуть, что речь идет о законах субъектов РФ о бюджете и нормативных правовых актах органов местного самоуправления о бюджете, а не о любых нормативных правовых актах субъектов РФ и органов местного самоуправления. В то же время указано на любые федеральные законы, а не только на федеральные законы о федеральном бюджете.

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Создание и использование резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) регламентированы ст. 81 БК РФ, согласно п. 1 которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) — резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций. Создание и использование резервного фонда Президента РФ регламентированы ст. 82 данного Кодекса, в соответствии с которой федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Согласно п. 1 ст. 81.1 БК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ ) законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ) может быть предусмотрено создание резервного фонда субъекта РФ.

СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 18.

3) в размере, не превышающем установленного Центральным Банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в России между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

Предельный размер расчетов наличными деньгами установлен указанием Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» , в соответствии с п. 1 которого расчеты наличными деньгами в России между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб.

Вестник Банка России. 2007. N 39.

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пункт введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. Частью 1 статьи 4 настоящего федерального закона определены условия, которым должны соответствовать хозяйствующие субъекты для признания их субъектами малого и среднего предпринимательства:

— для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

(в ред. Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ)

— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 21 части 2 статьи 50 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться муниципальное имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, хозяйствующим субъектам, отвечающим условиям для признания их субъектами малого и среднего предпринимательства, могут предоставляться государственные или муниципальные преференции без предварительного согласия антимонопольного органа, в связи с принятием соответствующих программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Также, что касается субъектов малого и среднего предпринимательства, то они выделены законодателем в отдельную социально значимую категорию, нуждающуюся в особой защите и развитии.

В частности, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлена обязанность публичных органов власти содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством предоставления мер имущественной поддержки, включая возможность установления льготных ставок арендной платы (часть 4 статьи 18). Однако нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.

То есть, предоставление отдельным категориям налогоплательщиков соответствующих налоговых льгот не будет являться государственной преференцией в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции при соблюдении равных условий их предоставления.

В случае если налоговые льготы будут носить индивидуальный характер и предоставляться отдельным хозяйствующим субъектам, данные льготы будут являться государственной или муниципальной преференцией, согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ в часть 4 комментируемой статьи внесены изменения. Данной статье определен исчерпывающий перечень действий, которые не являются государственной или муниципальной преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных, в соответствии с законодательством РФ, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В ранее действовавших редакциях п. 1 ч. 4 комментируемой статьи указывалось, что не является государственной или муниципальной преференцией:

— предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

-предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проведенных, в случаях предусмотренных законодательством, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Следует отметить, что под иными процедурами, о которых говорится в рассматриваемой норме, согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд является размещение заказа без проведения торгов путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах. При этом следует учитывать, что из названного Закона в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ исключена глава, посвященная размещению заказов на товарных биржах;

СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2283.

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций.

В указанных случаях подлежат применению соответственно нормы Федеральных конституционных законов от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» , а также Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» и от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» ;

СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Гражданским кодексом РФ определен порядок закрепления государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В частности статьей 113 ГК РФ определено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.

Ранее, как указывалось выше, данное положение было закреплено в пункте 1 ч. 4 комментируемой статьи и звучало как предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда.

5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Данный пункт введен в действие Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ.

Как уже говорилось выше, к данной норме можно отнести предоставление отдельным категориям налогоплательщиков соответствующих налоговых льгот.

Начальник отдела контроля

органов власти Иркутского УФАС Г.Н.Тимонова