Имеет ли право инспектор дпс останавливать для проверки документов

Автор: | 18.05.2018

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов?

Нередко водителям приходится останавливаться по требованию инспектора ГИБДД.

Но имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины? Каким законом регулируется остановка?

Рассмотрим подробно, где сотрудники ДПС могут останавливать машину для проверки документов и в каких обстоятельствах.

Причины остановки

На вопрос, может ли сотрудник ДПС остановить без причины, ранее отвечал Приказ №185 МВД России от 02.03.2009 года. В нем говорилось о том, что остановка автомобиля без явных на то причин запрещена.

Теперь этот приказ отменен! 20 октября 2017 года был введен новый Приказ №644, который ввел в действие Административный регламент. Регламент значился увеличился. Ранее он состоял из 270 пунктов, а теперь из 344.

Согласно пункту 84 данного регламента инспектор имеет право остановить ТС только при определенных обстоятельствах.

Причин остановки автомобиля инспектором ДПС множество, более 10:

  1. Если водитель нарушил ПДД (совершил обгон в недопустимых местах и прочее). Сотрудник ГИБДД мог установить нарушение визуально или зафиксировать его с помощью специальных технических средств.
  2. Если водитель или пассажиры причастны к аварии, преступлению или административному правонарушению. У сотрудника обычно есть такие сведения в виде ориентировки или информация дежурного.
  3. Если автотранспортное средство находится в розыске или угнано. Обычно у инспектора есть данные, доказывающие факт угона или розыска.
  4. Чтобы водитель дал показания, если является очевидцем или свидетелем ДТП, совершенного преступления.
  5. Для привлечения водителя в качестве понятого.
  6. Необходимость использования ТС сотрудником ГИБДД.
  7. Для временного ограничения или запрещения движения ТС.
  8. Для предоставления водителем своей машины врачам или сотрудникам ГИБДД.
  9. Чтобы оказать помощь пострадавшим, сотрудникам полиции.
  10. Для проведения мероприятий, которые необходимо исполнять на основании распорядительных актов. В рамках плановой проверки. Автомобиль проверяют на перевозку запрещенных грузов или лиц, находящихся в розыске. Тогда будет проходить проверка каждого автомобиля на выделенном участке.
  11. На дорогах ремонт, произошло стихийное бедствие, техногенная авария, пожар, другие ЧС, создающие угрозу безопасности движения ТС.
  12. Для проверки документов на право пользования и управления автомобилем, документации на ТС и перевозимых грузов.
  13. Проверка документов водителя или его пассажиров, если у инспектора есть подозрение, что лица совершили преступления или находятся в розыске.

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов? Да, имеет. И это обоснованная причина остановки транспортного средства сотрудниками ДПС РФ в 2018 году.

Ранее остановка автомобиля вне стационарного поста запрещалась. Теперь сотрудники могут останавливать машину вне постов.

Если инспектор останавливает машину, чтобы проверить документы, но не озвучивает причину (нарушение ПДД и другие), то автолюбитель имеет право отказаться от предоставления документов.

Зачем обновили регламент?

Документ объясняет, каким образом должен вести себя инспектор ГИБДД в различных ситуациях. Предыдущий был принят в 2009 году, последний в 2014. За последние три года появились новые правила, технологии и инструменты.

Если сотрудник ГИБДД пожелает проверить документы, сделать запрос, заполнить протокол, он должен сделать это по новому регламенту. Изменениям подверглись не только отдельные пункты, а весь документ теперь выпущен в новой редакции.

Но инспекторы должны действовать не только по этому регламенту. Существуют также Закон о полиции, правила освидетельствования, ПДД, оформление ДТП для ОСАГО, и их также необходимо соблюдать.

Многие эксперты заявляют, что некоторое расширение полномочий инспекторов ГИБДД приведет к их злоупотреблению. Но те же эксперты отметили, что отмена прежнего порядка будет способствовать большей выявляемости различных преступлений и их профилактике.

С новым Административным регламентом можно ознакомиться на сайте “Консультант”: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/.

Узнаем, что делать и как себя вести в случае остановки.

Остановка инспектором ДПС

Нельзя игнорировать требование инспектора ДПС об остановке. У него есть право произвести задержание. Сотрудник ДПС специальным жестом останавливает автомобиль.

Требование остановиться он подает через громкоговорящее устройство или жестом руки, может использовать жезл или диск с красным сигналом, который направляется на автотранспортное средство. Инспектор должен указать при этом на место остановки автомобиля.

В темное время суток или при ограниченной видимости инспектор подает сигнал об остановке ТС с применением специальных световых сигналов (если есть такая возможность).

Нельзя останавливать ТС на участках, где остановка запрещена по ПДД. Исключение: остановка связана со стремлением пресечения преступления и других противоправных действий.

Далее сотрудник ДПС обязательно:

  • без промедления подходит к водителю;
  • здоровается, представляется, называет ФИО, должность, звание;
  • при обращении к водителю прикладывает правую руку к головному убору;
  • объясняет причину остановки;
  • если водитель потребует, предоставляет служебное удостоверение (рекомендуется пользоваться этим правом и даже записывать данные сотрудника полиции);
  • излагает требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или излагает права и обязанностей водителя, если необходимо привлечь его в качестве понятного;
  • инспектор не должен требовать от автомобилиста выйти из автомобиля для разговора (исключения: работник ГИБДД находится рядом с ТС, которое создает угрозу его личной безопасности, или в случае, если требуется устранить нарушение или техническую неисправность);
  • остановка должна производиться на короткий срок (если сотрудник Вас остановил, но долго к Вам не подходит, можете продолжать движение);
  • если водитель совершил административное нарушение, сотрудник разъясняет ему, в чем оно заключается.

Нельзя останавливать авто для проверки на темных улицах без освещения, на машинах без специальной окраски. Исключение: есть необходимость пресечения преступления, административного правонарушения, проведения распорядительно-регулировочных действий, причинение вреда жизни, здоровью, имуществу участников ДД.

Если у Вас есть все основания полагать, что перед Вами не сотрудник полиции, сообщите об этом на ближайший пост ГИБДД или в отдел полиции.

Сотрудник ГИБДД может предъявить требование открыть багажник, чтобы проверить состояние газового оборудования. Если такового нет, осмотр должен быть прекращен. Инспектор не имеет право перекладывать вещи, открывать сумки для проверки технического состояния автомобиля.

Осмотр водителя и пассажиров автомобиля, досмотр их вещей, багажа проводится только тогда, когда автомобилиста или его пассажиров подозревают в совершении преступления или административного правонарушения.

Водитель остается сидеть в автомобиле, а выйти из машины водитель должен только в случаях (пункт 93 Административного регламента):

  • если находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • нужно устранить техническую неисправность или нарушения правил перевозки грузов;
  • инспектору необходимо осмотреть автомобиль, груз;
  • нужно произвести процессуальные действия (заполнить документы);
  • нужно сверить номера агрегатов ТС;
  • поведение автомобилиста создает угрозу безопасности сотрудника.

Водитель должен переместить автомобиль в указанное инспектором место, если:

  • авто создает помеху для других участников ДД;
  • создает угрозу безопасности сотрудника.

Водитель может сесть в патрульную машину, если его участие необходимо, чтобы оформить процессуальные документы.

Если сотруднику ГИБДД нужно воспользоваться автотранспортным средством, он должен выдать справку или сделать запись в путевом листе, указав продолжительность поездки, пройденное расстояние, свои ФИО, должность, номер служебного удостоверения, наименование подразделения.

Остановка за управление ТС в нетрезвом виде

Инспектор ДПС имеет полное право остановить автомобиль, если у него есть подозрения, что водитель, который находится за рулем, пьян. Затем сотрудник потребует пройти освидетельствование.

Но требовать этого он в праве только тогда, когда есть веские основания полагать, что автомобилист сел за руль в нетрезвом состоянии. На это обычно указывают следующие признаки:

  • запах алкоголя;
  • автомобилист пошатывается на ногах;
  • его речь нарушена, он путает слова;
  • пальцы рук дрожат;
  • цвет лица изменен;
  • неадекватно себя ведет.

При обнаружении подобных признаков сотрудник ДПС должен провести медицинское освидетельствование, применив соответствующую технику.

Если в выдыхаемом воздухе обнаруживается алкоголь, водителя направляют в медицинское учреждение, где проведут тесты и возьмут анализы.

От обоснованного требования пройти освидетельствование водитель не может отказаться, иначе получит штраф, или его лишат водительских прав.

Но прохождение процедуры в определенном порядке обязательно (статья 25.7 КоАП):

  • привлекаются двое понятых, которые должны подписать протокол и наблюдать за действиями инспектора при проверке;
  • фиксация процесса на видео;
  • понятые должны подтвердить отказ водителя от освидетельствования.

Водитель должен выполнять требования инспектора ГИБДД, если они имеют законную силу.

Наказание за отказ от медицинского освидетельствования (статья 12.26 КоАП РФ):

  • штраф 30 000 рублей, лишение прав на 1,5-2 года;
  • административный арест на 10-15 суток или штраф 30 000 рублей (если у водителя нет прав управлять автомобилем).
Читайте так же:  Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи частной жалобы

Предоставление сотрудником необходимых контактов и документов

Инспектор не должен препятствовать ознакомлению автомобилиста со спецмероприятиями или ориентировками.

Документ может храниться на стационарном посту или в отделении ГИБДД. Инспектор может не носить их с собой постоянно. Но он не должен препятствовать водителю ознакомиться с ними.

Также на борту патрульного автомобиля должен быть номер телефона дежурной части его подразделения. Если такового нет, водитель имеет право потребовать информацию по местонахождению или телефону дежурного или ответственного должностного лица, а сотрудник должен сообщить автомобилисту эти сведения.

Узнать законные основания остановки можно, дозвонившись дежурному. Также дежурный предоставляет данные о прохождении специального мероприятия, о том, какой сотрудник находится на месте, где находится место его дислокации.

Но автомобилисту лучше быть вежливым, так как все телефонные разговоры в полиции записываются автоматически.

Остановка автомобиля инспектором ДПС возможна только при наличии определенных оснований, которые указаны в пункте 84 Административного регламента МВД от 23.08.2017 г., Приказ №664.

Сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автомобиль, если на то имеются основания.

Рекомендация: скачайте, распечатайте и сохраните в бардачке автомобиля актуальный перечень региональных телефонов дежурных частей ГИБДД и телефонов доверия по вопросам нарушения соблюдения законодательства сотрудниками.

Такая «шпаргалка» может не раз выручить участника дорожного движения, попавшего к неквалифицированному сотруднику. Также распечатайте и положите в бардачок Административный регламент МВД.

Будьте спокойны и вежливы во время общения с инспектором ДПС. Не позволяйте ему запугивать Вас. Отстаивайте свою правоту, пользуйтесь своими правами.

Спорьте до последнего, позвольте себе оперировать понятиями из ПДД, даже если Вы не помните все формулировки наизусть (некоторые инспекторы их тоже наизусть не помнят).

Защищайте свои права, но не перегибайте палку и, разумеется, не нарушайте ПДД.

Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС?

20 октября 2017 года вступил в силу обновленный Административный регламент МВД. Был введен в действие Приказом №644 от 23.08.2017 года.

Административный регламент — внутренний приказ МВД, инструкция для инспекторов, который водители не обязаны учить наизусть, но с которым не помешает ознакомиться. Регламент находится в свободном доступе.

Одна из основных новых норм регламента — новое условие для проверки документов вне стационарного поста в 2017—2018 году.

Узнаем, могут ли сотрудники ГИБДД проверять документы вне стационарного поста, на каком основании инспектор может останавливать автомобиль.

Основания для остановки ТС

Новая редакция регламента позволяет сотрудникам ДПС осуществлять остановку ТС вне стационарного поста для проверки документов. Теперь сотрудники имеют право останавливать машины для проверки документов в любом месте.

Но место выбирается не по желанию сотрудника, а по приказу руководства. Остановка автомобиля сотрудником ДПС вне стационарного поста во многом обусловлена резким сокращением постов за последнее время.

А это явление объясняется значительным сокращением кадрового состава в Госавтоинспекции.

По сути, инспекторам ДПС и ранее разрешали останавливать машины вне стационарных постов при проведении различных специальных мероприятий и рейдов. По этой причине нововведение мало изменило фактический порядок, особенно в городах.

Инспектор всегда мог найти повод для остановки. Обычно у автомобилистов возражений не было. Многие считали, что легче показать документы, чем спорить.

Места для несения службы сотрудниками ДПС определяют на основании анализа состояния аварийности в определенной местности, выявления потенциально опасных участков дорог, с учетом возникающих осложнений дорожно-транспортной и оперативной обстановки.

По регламенту инспектор не должен курить в присутствии водителя, но обязан быть вежливым и воздерживаться от разного рода высказываний и действий дискриминационного характера по разным признакам (пола, возраста, национальности и прочее).

Предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений, оскорблений также запрещено.

Основания для остановки (статья 84):

  • если автомобилист нарушил ПДД (инспектор ГИБДД зафиксировал нарушение визуально или применяя специальные технические средства);
  • инспектор получил сведения (от дежурного, по ориентировке) о том, что автомобилист или пассажиры причастны к ДТП, преступлению, правонарушению;
  • если у инспектора есть данные о том, что конкретный автомобиль в розыске или угнан;
  • если водитель стал очевидцем или свидетелем аварии, преступления, его останавливают, чтобы он дал показания;
  • инспектор должен привлечь автомобилиста в качестве понятого;
  • сотрудникам необходимо использовать автомобиль;
  • нужно временно ограничить или запретить движение автотранспортных средств;
  • предоставить безопасный и беспрепятственный проезд машинам специального назначения;
  • есть необходимость остановить автомобилиста, чтобы тот оказал помощь другим участникам дорожного движения или полицейским;
  • если проводятся мероприятия, которые нужно исполнять по специальным распорядительным актам;
  • при проведении плановой проверки (ТС проверяется на перевозку запрещенных грузов, лиц, которые находятся в розыске);
  • если существует угроза безопасности движения, созданная неисправностью технических средств, нарушением правил проведения ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, техногенной аварией, другими чрезвычайными ситуациями.
  • для осуществления проверки документов на право пользования и управления ТС, перевозки грузов;
  • у инспектора имеются подозрения, что лицами было совершено преступление, или они находятся в розыске, а также есть основания задержать их.

Способы остановки ТС

Инспектор ГИБДД останавливает авто специальным жестом. Требование остановиться подается через громкоговорящее устройство или жестом руки, также правомерно использовать жезл или диск с красным сигналом, направляемый на определенную машину.

Инспектор указывает на участок для остановки автотранспортного средства. Если на улице темно, сигнал об остановке подается с помощью специальных световых сигналов (в законе есть дополнение к пункту: «при наличии возможности»).

Нельзя останавливать машины на участках дорог, где это запрещено ПДД (исключение: остановка произошла в связи с необходимостью пресечь преступление, правонарушение, предотвратить реальную угрозу причинении вреда жизни и т.д.).

После остановки инспектор обязан:

  • без промедления подойти к автомобилисту;
  • поздороваться, представиться, назвать ФИО, должность, звание;
  • при обращении к автомобилисту приложить правую руку к головному убору;
  • объяснить причину остановки;
  • предоставить служебное удостоверение после требования водителя (не следует забывать об этом праве и даже фиксировать себе данные сотрудника полиции);
  • изложить требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или изложить права и обязанностей водителя, если необходимо его привлечение в качестве понятного;
  • остановка производится на короткий срок;
  • если водитель совершил административное нарушение, инспектор разъясняет суть такового.

Инспектор имеет право предложить автомобилисту выйти из автотранспортного средства в случаях:

  • у автомобилиста обнаружены признаки опьянения, болезни;
  • в целях проведения досмотра, осмотра (личного, груза или ТС);
  • если нужно сверить номера агрегатов, узлов автомобиля с информацией в регистрационных документах;
  • если необходимо участие автомобилиста в проведении процессуальных действий, для оказания помощи;
  • чтобы устранить техническую неисправность автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
  • если своим поведением водитель создает угрозу безопасности инспектора.

Проверка документов

Как и остановка, проверка документов сотрудниками ДПС также может осуществляться вне стационарного поста. Статья 106 документа регламентирует следующие основания для проверки документов:

  • инспектор выявил признаки нарушения ПДД;
  • есть ориентировки или другие сведения, которые свидетельствуют о причастности автомобилиста или ТС к совершению аварии, преступления, правонарушения, об использовании автомобиля в противоправных целях, если есть основания предполагать, что машина в розыске;
  • в рамках специальных мероприятий по предупреждению аварий и снижению тяжести последствий ДТП.

Закон также регламентирует, что может проверить инспектор. Основания для проверки документов, удостоверяющих личность (статья 107):

  • выявлены признаки нарушения ПДД, а также есть повод возбудить дело об административном правонарушении в отношении конкретного лица;
  • установлены признаки подделки документации, которая устанавливает личность, необходима для управления ТС, подделка документов на перевозимый груз;
  • есть ориентировки или информация, которая дает право подозревать лицо в совершении правонарушения или преступления;
  • нужно привлечь гражданина в качестве свидетеля, понятного.

Основания для проверки лицензии, разрешения или другой документации на совершение определенных действий или деятельности:

  • были выявлены признаки нарушения требований нормативов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • проводятся специальные мероприятия по предупреждению аварий;
  • проводится осмотр автомобиля и груза, также допускаются другие случаи, если это необходимо для выполнения обязанностей полиции.

При проверке документов, маркировок ТС, государственных регистрационных знаков инспектор осуществляет их визуальное исследование. Если есть необходимость, применяются технические средства выявления признаков подделки.

Технические средства используются, если есть следы внешнего воздействия на маркировку, документы, если имеются расхождения в записях с данными централизованных оперативно-справочных и других органов внутренних дел.

Сотрудник может обратиться к розыскным, специализированным федеральным учетам органов внутренних дел.

Если проверяют документы на груз, осуществляются те же действия, но в дополнение проверяется соответствие транспортной накладной и путевого лица, лицензионной карточке, перевозимому грузу.

Читайте так же:  Отчетность ип в 2018 году на енвд

В документах выявляются исправления, потертости, повреждения, изменение маркировочных обозначений и прочие признаки подделки.

У иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ) инспектор проверяет:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • визу, миграционную карту;
  • российское водительские удостоверение или иностранное (международное ВУ предоставляется вместе с национальным);
  • регистрационные документы на автомобиль или документацию, которая предусмотрена Таможенным союзом, с отметками таможенных органов (если машину ввозят в РФ);
  • страховой полис ОСАГО или документ, который подтверждает оформление страховки в рамках международных систем страхования;
  • документы, которые требуются для въезда на территории со специальным разрешением (если водитель осуществляет въезд на эти территории).

У иностранного пассажира или ЛБГ, который является пассажиром или пешеходом, проверяют паспорт, визу, миграционную карту, документы, которые требуются для въезда на территории со специальным разрешением (если осуществляется посещение этих территорий).

Могут ли сотрудники ГИБДД останавливать автомобиль и проверять документы вне стационарного поста? Могут.

В предыдущем регламенте от 2009 года это было запрещено, но новый регламент официально разрешил останавливать машины за пределами поста. Подобная мера мало что изменила, так как инспекторы и ранее останавливали ТС вне постов, ссылаясь на проведение специальных мероприятий и другие поводы.

Водители редко возражали по этому поводу, и теперь добросовестным автомобилистам не стоит переживать при проверке документов вне стационарных постов.

Также сотрудник ГИБДД не должен запрещать водителю ознакамливаться с содержанием специальных мероприятий или ориентировок. Соответствующие документы хранятся на стационарном посту или в отделении ГИБДД.

На борту патрульного ТС должен быть контактный номер телефона дежурного. Если нет, автомобилист может потребовать сведения по местонахождению или номеру телефона дежурного или ответственного должностного лица, а инспектор обязан предоставить водителю такую информацию.

О законных основаниях для остановки или проверки документов можно узнать у дежурного. Также сотрудник должен по соответствующему запросу предоставить сведения о проведении специального мероприятия, информацию о том, какой инспектор остановил его, правомерны ли его действия.

Многих автомобилистов волнует тот факт, что из нового регламента убрали прямое разрешение на фото- и видеосъемку при общении с сотрудником ДПС.

Но съемка по-прежнему разрешена конституционным правом каждого гражданина на поиск, получение, передачу информации любым законным способом. Но автомобилист не должен препятствовать выполнению сотрудником его служебных обязанностей.

Также есть еще одно важное замечание: если у инспектора имеются подозрения, что автомобилист пьян, он может потребовать пройти медицинское освидетельствование.

Но в случае, когда анализы или другие методы освидетельствования показали отрицательный результат, инспектор обязан препроводить водителя обратно к месту отстранения от управления автомобилем или к месту нахождения его автотранспортного средства.

Т.е. тогда, когда анализы не показывают признаков опьянения, Вас доставят обратно к Вашему автомобилю.

Имеет ли право инспектор дпс останавливать для проверки документов

Аварийный комиссар

Авто экспертиза

Техпомощь на дороге

+7 (347) 2998999
Моб: +7 960-80-08-999

ГИБДД теперь не имеет право останавливать автомобили в черте города.

Исходя из положения пункта 20 статьи 13 Закона «О полиции», инспектор ДПС имеет право останавливать транспортное средство (далее — ТС), если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения и в др. случаях (см. полный перечень ниже).

Если инспектор визуально зафиксировал нарушение водителем Правил дорожного движения, то остановить ТС он может на вполне законных основаниях в местах, где остановка Правилами дорожного движения не запрещена (п. 66 Приказа МВД РФ № 185).

Также инспектор ДПС имеет полное право останавливать ТС в случаях, если существует ориентировка на останавливаемое инспектором транспортное средство, которое может использоваться в противоправных целях, либо находится в розыске; во время проведения специальных операций по обеспечению безопасности дорожного движения. У водителя в таком случае есть законное право ознакомиться с имеющимися документами, согласно которым инспектор его остановил. Данная норма, в частности, закреплена статьей 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Остановка для проверки документов

Останавливать транспортное средство только для проверки документов на право пользования и управления им, инспектору ДПС разрешается исключительно на стационарных постах. Данная норма регулируется п. 63 Приказа МВД РФ № 185. Однако в Законе «О полиции» об этом ничего не говорится, поэтому инспектор ДПС может воспользоваться правом проверки документов, которое у него есть (в силу действия пункта 20 статьи 13 Закона «О полиции»), и остановить ТС вне стационарного поста.

Здесь мнения юристов расходятся: часть из них рекомендует водителю следовать пункту 2.1.1 ПДД, то есть по требованию сотрудника полиции передать ему документы для проверки; другая же часть — не рекомендует передавать водительское удостоверение инспектору в случае банальной проверки документов вне стационарного поста ДПС.

Но все же обе стороны сходятся в том, что после остановки ТС с целью проведения проверки документов, водителю следует обращаться с жалобой в прокуратуру и в Управление ГИБДД на действия сотрудника полиции, противоречащие нормам, установленными Приказом МВД РФ № 185 (по смыслу статьи 6 Закона «О полиции», сотрудник полиции осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом).

Инспекторам ДПС разрешат останавливать машины там, где захочется

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

— Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, — приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом порталу «АвтоВзгляд» сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил Черников.

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам госавтоинспекции останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину можно останавливать только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и фееричная по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» автовладельцев основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь дорожная полиция должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.

Основания для остановки транспортных средств сотрудниками ДПС: полицейским опять разрешили делать это

21 июля 2017 14:05 11

Если вы надеялись, что дорожные камеры полностью заменят инспекторов ДПС, то рано обрадовались. Фото: Евгения ГУСЕВАZhenya_Guseva

— Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД , запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов, — заявил замглавы МВД России Александр Горовой в ходе совещания российского президента Владимира Путина с членами правительства.

Мы решили ответить на пять наивных вопросов про возврат к практике останавливать машины, если их водители ничего не нарушали.

1. Опять правила изменились?

В течение последних лет останавливать водителей просто для проверки документов разрешалось только на постах ГИБДД . Но это было прописано не в Правилах дорожного движения, а в полицейском приказе № 185 — их административном регламенте в главе «Остановка транспортного средства», одна из причин остановки машины была сформулирована в нем так: «Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС)».

Читайте так же:  Взять в долг под залог птс

2. Почему тогда гаишники все равно останавливали машины на трассах?

Далеко не все водители знают свои права, и уж точно мало кто знает, о чем написано в полицейских регламентах. А инспектору сделать важный и вид и объяснить причину остановки проведением «специального мероприятия» — как раз плюнуть. Кроме того, в том же приказе МВД указываются и другие причины для остановки вне постов: можно тормозить нарушителей, подозреваемых в совершении аварии, для привлечения водителей и пассажиров в качестве понятых, опроса очевидцев и т. д. Словом, главное — палкой махнуть, а там можно придумать, что сказать.

— Надо понимать, что инспектор ДПС является сотрудником полиции, он и до этого был обязан остановить машину, если проходит рейд, есть ориентировка, идет поиск похищенного автомобиля или есть еще какие-то подозрения в причастности водителя или пассажиров к совершению правонарушений или преступлений. Так что и до этого момента полицейские могли останавливать машины вне стационарных постов. Теперь смогут останавливать чаще, — комментирует Сергей Смирнов , юрист журнала «За рулем».

3. Как узнать, что у них действительно рейд или операция?

«Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу», это тоже прописано в их административном регламенте. На борту патрульной машины написан номер телефона дежурной части его подразделения, даже если нет, то «по требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица». Чтобы узнать основания для остановки транспортных средств сотрудниками ДПС вы всегда можете позвонить дежурному и уточнить, находится ли такой сотрудник на смене, где место его дислокации, проходит ли сейчас названное им специальное мероприятие. Только и вам придется представляться, быть корректным и вежливым, телефонные разговоры в полиции часто автоматически записываются.

4. При чем тут автобусы?

Полицейские объясняют новшество необходимостью останавливать для отдыха водителей грузовиков и автобусов в случае, если нарушается установленный для них Минтрансом режим труда. Уставших гаишники вычисляют не на глазок, а с помощью показаний тахографов. Эти приборы должны быть во всех грузовиках и автобусах вместительностью больше 8 мест. Инспектор определяет по тахографу, может сейчас водитель ехать или должен отдыхать. Но останавливать можно и легковые автомобили — под другими предлогами (см. выше).

5. На дороги вернутся поборы за отсутствие аптечки и прочие провинности?

Водители опасаются, что инспекторы будут останавливать на междугородних трассах не только автобусы и на дороги вернутся засады, просьбы «дыхнуть», попытки придраться к любой мелочи с целью сбора мзды.

— Остановки водителей вне стационарных постов в реальности и не прекращались, я уже устал с полицейскими из-за этого спорить. Поэтому мало что изменится, — считает председатель «Движения автомобилистов России » Виктор Похмелкин . — Вряд ли в результате этих изменений станет больше коррупции, но она и не уменьшится. Не так важно, за что останавливает инспектор, главное, как он общается с водителем и что от него хочет получить. Полицейский не будет проверять аптечку, за ее отсутствие санкций нет. Но при выявлении нарушения, за которое предусмотрено серьезное наказание, исход общения может быть разным.

ВАЖНО!

Засады никто не отменял

Гаишникам нельзя патрулировать на неприметных машинах. «При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается» — это цитата из того же административного регламента ГИБДД. Но даже «раскрашенную» по всем правилам патрульную машину можно спрятать за резким поворотом, пригорком или остановочным павильоном, например «в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». Но ночью инспектор может стоять только на освещенном участке дороги, в светоотражающем жилете и со светящимся жезлом.

Стоять, права не прятать

Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам. Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы. Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.

Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.

Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента. По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.

Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции. Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен. Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.

Истец также считает, что остановка машины для проверки документов — то же самое, что задержание граждан.

Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам «О безопасности дорожного движения» и «О полиции».

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.

Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки. Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена. Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому — несостоятельны, посчитал Верховный суд.

Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.

Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения — это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.

Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона «О полиции» за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.