Кто имеет право участвовать в выборах рф

Автор: | 08.03.2018

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.2

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 5.2 статьи 3 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 1.1

1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 5.2 статьи 3 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 1.2

1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ в подпункт 2 пункта 5.2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ в подпункт 3 пункта 5.2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 196-ФЗ в подпункт 4 пункта 5.2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования результатов ближайших, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона, выборов Президента РФ

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.3

5.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.4

5.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1, 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.5

5.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Участие в выборах — право, долг, обязанность каждого гражданина

Выборы (англ. electivity) – форма реализации избирательных прав путем участия в избирательной кампании. Законодательство Российской Федерации (РФ) понятием выборы обозначает выборы президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, выборы в государственные органы субъектов РФ, выборы в выборные органы местного самоуправления, а также действия граждан РФ, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и др. избирательные действия в соответствии с федеральными избирательными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.[1].

Конституцией РФ предусмотрены права избирателя.[2] Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[3] четко закреплено основное право избирателя принимать участие в голосовании на выборах. Избиратель — тот, кто обладает активным избирательным правом, допускающим возможность принимать участие в выборах. Не имеют право избирать и быть избранными, по Конституции Российской Федерации, граждане, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, либо лишенные дееспособности в соответствии с судебным решением.

Конкретными обязанностями избирателя являются соблюдение всех процедур, установленных действующим избирательным законодательством по реализации его прав, а именно прийти на избирательный участок в день выборов, либо получить заранее открепительное удостоверение, чтобы можно было прийти на любой избирательный участок. Если гражданин не может прийти по уважительной причине (болезнь, инвалидность) на избирательный участок, то для реализации права голоса он обязан уведомить об этом избирательную комиссию. Он может сделать это либо по телефону, либо попросить кого-то оповестить избирательную комиссию, где он обычно голосует, и сделать заявку для голосования. Если заявка сделана, то комиссия обязана приехать и предоставить возможность проголосовать. Принуждать избирателя к голосованию либо запрещать голосовать никто не имеет права. Продекларированные в статье 3 Конституции РФ [1] свободные выборы предполагают принцип избирательного права — добровольность участия в них гражданина. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Читайте так же:  Судебные приставы приокского района нижнего новгорода телефон

Избиратели должны прийти на выборы и сделать свой выбор. Отказ от выбора — это тоже выбор. Но при этом политический выбор за них сделают другие, те, кто пришел и проголосовал. Выбор должен быть сбалансированным и отражать интересы всего населения государства. Значение участия избирателей в выборах на всех уровнях власти огромно. Необходимость участия в выборах обусловлена тем, что от них во многом зависит наша жизнь, жизнь простых граждан, которая, как и во всех демократических государствах, основывается на правоотношениях, регулируемых законами.

Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».[4]

Сегодня в современном обществе каждый гражданин знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи — наблюдают за этим процессом со стороны. Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира, и он не отождествляет государство со своей средой обитания. Участие в избирательном процессе, в выборах не просто возможность выразить свое мнение по важнейшим вопросам жизни страны, но и осознанная ответственность перед обществом за своё решение.

В последнее время некоторые страны и Россия, в том числе, сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей части населения страны. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг.

Долг – категория этики, нравственной обязанности человека, выполняемый из побуждения совести.[5]

В большинстве стран мира считается, что участие в выборах — добровольный выбор каждого гражданина. Однако существуют государства, которые придерживаются иной точки зрения. Выборы они расценивают как гражданскую обязанность, невыполнение которой может повлечь за собой наказание. Власть объясняет, какие аргументы стоят за разными выборными традициями.

Обязательное голосование — концепция не новая. Первой страной, которая ввела соответствующее законодательство, стала Бельгия — в 1892 году. Ее примеру последовала Аргентина (1914) и Австралия (1924). Логика здесь вполне понятна: в течение веков люди боролись (и гибли) за право выбирать свое правительство, свою власть, и теперь это право (и обязанность) — есть основа их общества, то, на чем оно зиждется. Многие страны придерживались принципа обязательного голосования, но затем отменили его. Например, Венесуэла и Нидерланды. Сегодня обязательное голосование на выборах законодательно закреплено всего в 23 странах мира. Апологеты обязательного голосования уверены: чем больше людей участвуют в выборах, тем легитимнее власть. Кроме того, они считают, что голосование дисциплинирует граждан и усиливает в них чувство гражданской ответственности. С точки зрения экономии государственных средств обязательное голосование также оправдано: не нужно тратить деньги на агитирование населения к участию в выборах.

Так что же такое выборы – право или обязанность?На наш взгляд, есть тонкая грань между добровольным и обязательным. С одной стороны, большинство граждан убеждены, что ходить на избирательный участок – это, прежде всего, право. Те граждане, которым не все равно, в каком обществе, в каком государстве они живут и будут жить, считают, что это обязательное право для каждого человека: для ума и сознания – это право, а для совести – обязанность.

И все же возникает вопрос: «Почему люди не голосуют? Почему бывает так низка активность на выборах?». Ответов два.

1.Граждане довольны положением вещей, а человек довольный не видит необходимости ходить на избирательный участок.

2.Люди не идут голосовать потому, что: а) считают это бесполезным и б) таким образом хотят выразить свое отношение к власти. Если массовое бойкотирование выборов приводит к тому, что выборы считаются несостоявшимися, то бойкот есть выражение такой гражданской позиции.

На наш взгляд можно выделить четыре основные причины, которые определяют низкую электоральную активность россиян: это неверие в честность выборов, неверие в то, что выборы реально влияют на жизнь страны, области и города, мнение о том, что результаты выборов являются предсказуемыми, а также то, что россиян не интересует политика. Несмотря на настороженное отношение к результатам выборов, необходимость проведения волеизъявления у граждан не вызывает сомнений. 85% жителей нашего муниципального образования уверено, что президента нужно избирать на всеобщих выборах, 50% настаивает на прямых выборах губернатора и глав городов и районов области.[6].

Считаем, самым важным условием привлечения граждан на выборы это обязательное выполнение депутатами (и политиками вообще) своих предвыборных обещаний, выдвижение понятных и конкретных программ, организация культурно-массовых мероприятий и концертов, транслирование телевизионных молодежных программ, где вместо рекламы показывать научно-познавательные ролики об избирательных правах граждан, о нормах Конституции. Ведь большинство граждан, особенно молодежь (как показал опрос) ни разу не читали российскую Конституцию, не знают, как называются органы государственной власти, и как они формируются. Это говорит о том, что правовое воспитание населения ведется на очень низком уровне и не только в масштабе отдельных муниципальных образований, но и в стране в целом.[6].

В Конституции РФ 1993 года нормы о правах человека содержатся в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст.17-64).[1] Сохраняя в качестве исходных принципов, провозглашенные в декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция точно раскрывает содержание многих прав и свобод.

Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанности граждан, однако в ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст.6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей: платить законно установленные налоги и сборы (ст.57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), воинская обязанность (ст. 59) и др. На наш взгляд в нашей Конституции отсутствует одно очень важное положение об обязанности граждан участвовать в выборах. Считаем необходимым внести дополнение в Конституцию РФ следующего содержания: «Все граждане России, достигшие 18 летнего возраста, не лишенные избирательных прав, обязаны принимать участие в выборах всех уровней власти». Это дополнение позволит сократить возможности фальсификации результатов выборов. Все выборные органы власти будут избраны всенародным голосованием, а не отдельной частью граждан.

Ссылки на источники

  1. Тихомирова Л.В, Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М.Ю. Тихомирова.-М.: 1997,
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // справочно-правовая система «КонсультантПлюс»/ 13/09/2015/..
  3. Федеральный закон от 12.06. 2002 № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//Российская газета от 15 июня 2002 г. N 106/ информационно-правовой портал «Гарант»/13/09/2015/.
  4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) //информационно-правовой портал «Гарант»/ 13/09/2015/.
  5. Советский энциклопедический словарь/научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.).-М.: «Советская энциклопедия», 1981.
  6. Попова Л.Е. Проблемы повышения избирательной активности граждан РФ.//Наука и образование в жизни современного общества: Международная заочная научно-практическая конференция. Тамбов, 2013.

1. Тихомирова Л.В, Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М.Ю. Тихомирова.-М.: 1997,

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // справочно-правовая система «КонсультантПлюс»/ 13/09/2015/..

3. Федеральный закон от 12.06. 2002 № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Российская газета от 15 июня 2002 г. N 106/ информационно-правовой портал «Гарант»/13/09/2015/.

4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) //информационно-правовой портал «Гарант»/ 13/09/2015/.

5. Советский энциклопедический словарь/научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.).-М.: «Советская энциклопедия», 1981.

6. Попова Л.Е. Проблемы повышения избирательной активности граждан РФ.//Наука и образование в жизни современного общества: Международная заочная научно-практическая конференция. Тамбов, 2013.

Избирательные права иностранных граждан

В настоящей статье рассматриваются избирательные права иностранных граждан и лиц без гражданства.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115−ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Статья 12. Отношение иностранных граждан [1] к избирательному праву

1. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.
2. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Читайте так же:  Как оформить стильно кухню

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина (в том числе иностранного) на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признается вид на жительство.

Предъявляемый иностранным гражданином для включения в список избирателей вид на жительство должен быть действителен на день голосования. Срок действия вида на жительство указывается на странице 16, а служебная отметка о продлении срока его действия размещается на страницах 9−12 вида на жительство. Кроме того, предъявляемый вид на жительство должен содержать отметку о регистрации (перерегистрации) иностранного гражданина по месту жительства, которая проставляется на страницах 4−8 и 13 вида на жительство, а место жительства должно находиться в пределах избирательного округа. Только при наличии всех перечисленных требований иностранный гражданин может быть включен дополнительно в список избирателей.

Из аналитической записки ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации :

В качестве примера, электоральная статистика проведенных в единый день голосования 1 марта 2009 года выборов в органы местного самоуправления свидетельствовала об отсутствии каких-либо проблем, связанных с участием в них иностранных граждан. Так, из 78 субъектов Российской Федерации, где проводились выборы, всего лишь 23 иностранных гражданина приняли участие в голосовании на выборах в органы местного самоуправления и то только в шести субъектах Российской Федерации (при этом по данным Федеральной миграционной службы России на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года имели вид на жительство и были зарегистрированы по месту жительства 9262 иностранных гражданина).

Есть некоторые избирательные права в России [  ]

Ранее действовавший Устав Союза Беларуси и России, ратифицированный Федеральным законом от 10 июня 1997 года № 89−ФЗ, содержал положения о праве граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме. Однако он утратил свою силу в связи с подписанием Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Договор о создании союзного государства не содержит прямых указаний на избирательные права ( ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации России до 2016 года трактовал максимально широко содержащееся в Союзном договоре указание на национальный правовой режим в отношении граждан страны-партнера, но после назначения нового состава ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сведений о таком широком толковании не имеется).

Действующее соглашение

  • Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства
  • подписан в городе Москве 8 декабря 1999 года
  • ратификация — Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 25−ФЗ

5. Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.

6. До принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств-участников, договорами между ними в данной области и настоящим Договором.

1. Гражданин одной Стороны, постоянно проживающий на территории другой Стороны, пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором.

2. Гражданин одной Стороны, постоянно проживающий на территории другой Стороны, не пользуется следующими правами:

а) избирать и быть избранными на высшие государственные должности и в представительные органы власти Стороны проживания; б) участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания; в) занимать должности на дипломатической службе, в органах безопасности и в органах внутренних дел Стороны проживания; г) занимать должности в центральных органах исполнительной власти, должности судьи, прокурора в Стороне проживания; д) занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей.

3. Граждане одной Стороны, постоянно проживающие на территории другой Стороны, могут занимать должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций, а также отделов, управлений, комитетов и других организаций, входящих в систему местных органов исполнительной власти, в соответствии с порядком, согласованным Сторонами.

1. Постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, постоянно проживающие на ее территории, за изъятиями, установленными настоящим Договором.

2. Постоянный житель не пользуется следующими правами:

а) избирать и быть избранным на высшие государственные должности и в высшие органы государственной власти Стороны проживания; б) участвовать во всенародном референдуме, проводимом Стороной проживания; в) занимать должности руководителей в системе органов государственной власти, должности на дипломатической службе, в органах безопасности и внутренних дел, а также должности судьи и прокурора в Стороне проживания.

3. Стороны в своем законодательстве могут сократить перечень изъятий, предусмотренных настоящим Договором в отношении правового статуса постоянных жителей.

Нет избирательных прав в России [  ]

1. постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором.

2. Постоянный житель не пользуется следующими правами:

а) избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления Стороны проживания; б) участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания; в) занимать должности, требующие в соответствии с законодательством Стороны проживания наличия ее гражданства.

Право постоянного жителя являться членом политических партий, осуществляющих свою деятельность в Стороне проживания, регулируется законодательством Стороны проживания.

В соответствии со своим законодательством или применимыми нормами международного права каждая из Сторон может предоставить постоянным жителям больший объем прав и свобод, чем предусмотрено настоящим Договором…

1. Гражданин одной Стороны, постоянно проживающий на территории другой Стороны, пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором.

2. Гражданин одной Стороны, постоянно проживающий на территории другой Стороны не пользуется следующими правами:

а) избирать и быть избранным в высшие государственные должности и в представительные органы власти Стороны проживания; б) участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания; в) занимать должности на дипломатической службе, в органах безопасности и в органах внутренних дел Стороны проживания; г) занимать должности в центральных органах исполнительной власти, должности судьи, прокурора в Стороне проживания; д) занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей.

3. Граждане одной Стороны, постоянно проживающие на территории другой Стороны, могут занимать должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций, а также отделов, управлений, комитетов и других организаций, входящих в систему местных органов исполнительной власти, в соответствии с порядком, согласованным Сторонами.

Между Российской Федерацией и Республикой Грузия 15 сентября 1995 года в Тбилиси был подписан Договор о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, однако до настоящего времени он не вступил в силу.

Кто может и кто не может участвовать в выборах президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 декабря 2017 года Центральная избирательная комиссия РФ начнет регистрацию кандидатов в президенты РФ. Прием документов от претендентов на высший пост в стране будет продолжаться до 18:00 31 января 2018 года.

Выборы главы государства состоятся 18 марта 2018 года.

Общие принципы избирательного права

Выборы президента РФ проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Их проведение регулируется конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, а также другими правовыми актами.

Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Читайте так же:  Штраф инвалид ребенок

Кто имеет право голосовать

Принимать участие в выборах главы государства может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда.

По данным на 1 июля 2017 года, Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. 443 избирателя. На выборах 4 марта 2012 года в списки для голосования были включены 109 млн 860 тыс. 331 человек. Из них в выборах приняли участие 71 млн 780 тыс. 800 граждан, явка составила 65,34%.

Кто может стать кандидатом

Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

На пост президента не могут быть избраны лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кроме того, в законе особо отмечается, что на пост президента не могут быть избраны ранее судимые граждане, которые:

  • имеют неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого (особо тяжкого) преступления;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 10 лет до начала избирательной кампании;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 15 лет до начала избирательной кампании;
  • имеют неснятую и непогашенную судимость за преступления экстремистской направленности;
  • находятся под административным наказанием за демонстрацию или распространение экстремистской символики, причем срок наказания истекает после проведения выборов главы государства;
  • приговорены судом к лишению права занимать государственные должности на срок, дата окончания которого приходится на период после проведения выборов президента.

Закон запрещает также баллотироваться лицам, чьи выступления или агитация за шесть последних лет, предшествующих выборам, были признаны экстремистскими.

Условием регистрации кандидатов является требование о закрытии ими счетов или прекращении хранения денежных средств и иных ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Право граждан Российской Федерации участво­вать в управлении делами государства как непо­средственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции России)

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих предста­вителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:

  • право избирать и быть избранным в органы государственной
  • власти и органы местного самоуправления;
  • право участвовать в референдуме;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право участвовать в отправлении правосудия.

Важнейшей формой участия граждан в управлении делами госу­дарства, а также высшим непосредственным выражением власти на­рода являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граж­дан является свободным и добровольным.

Активное избирательное право (право избирать) у граждан Рос­сии возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пас­сивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представи­тельного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по дости­жении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признан­ные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранно­го государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных си­стем — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандат­ным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голо­сов. При пропорциональной — голосование осуществляется за партийные списки, а из­бранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества подан­ных за них голосов. Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государ­ственную Думу Российской Федерации. В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государ­ственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой по­литической партии при условии его выдвижения.

Однако участие граждан в управлении делами государства вы­борами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с изби­рателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

Действенной гарантией надлежащего представительства интере­сов граждан является возможность отзыва должностных лиц избира­телями. Правда такая возможность имеется только в отношении депу­татов представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и обще­ственной жизни, имеющее обязательное значение для органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления.

В зависимости от уровня проведения референдум может быть об­щефедеральным, региональным и местным.

Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямо­го и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют гражда­не Российской Федерации, достигшие 18 лет.

Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума. К при­меру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссий­ского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет неча­стое применение референдума на уровне Российской Федерации.

Важный механизм участия в управлении делами государства свя­зывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государствен­ной должности в соответствии с их способностями и профессио­нальной подготовкой и без какой-либо дискриминации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификацион­ным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалифика­ционные требования включают в себя требования к уровню профес­сионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направ­лению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечива­ется применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификаци­онным требованиям.

Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосу­дия осуществляется следующими способами: участие в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя, арбитражного заседателя.

Введение института присяжных заседателей в судебное разби­рательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном раз­бирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы фак­та, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитраж­ными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоот­ношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профес­сиональными судьями.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О выборах депутатов Гэсударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».