Мое завещание друзьям стих пушкина

Автор: | 01.09.2018

Мое завещание друзьям стих пушкина

А / Александр Сергеевич Пушкин /
К.Я.Грот. Пушкинский Лицей (1811-1817)

Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая Творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — и в тмс ночной их глад и смерть сретают
И с тыла гонит Россов меч.
О вы, которых трепетали
Европы сильны племена,
О Галлы хищные! и вы в могилу пали. —
О страх1 О грозны времена!
Где ты, любимый сын и щастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру и закон,
В гордыне возмечтав мечем низвергнуть троны? —
Изчез, как утром страшный сон!
В Париже Росс! — где факел мщенья?
Поникни Галлия главой. Но что я зрю?
Герой с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленьи,
Москва в унынии, как степь в полночной мгле,
А он идет — несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворной мир земле.
Достойный внук Екатерины!
Почто небесных Аонид,
Как древних лет певец, как лебедь стран Еллины,1
Мой дух восторгом не горит?

1 Сверху надписано карандашом «Славянской бард дружины».
378
О если б Аполлон пиитов дар чудесный
Влиял мне ныне в грудь! Тобою возхищен
На лире б возгремел гармонией небесной
И возсиял во тме времен.
О Скальд России вдохновенный,
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу друзей своих, с душой воспламененной
Взгреми на арфе золотой.
Да снова стройной глас Герою в честь прольется,
И струны трепетны посыплют огнь в сердца
И Ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках браннаго Певца.
Александр Пушкин.
Лл. 5-6 об. «Мое завещание (друзьям)» (1815). На двух листках синей бумаги с водян. знаком 1814.

Мое завещание (Друзьям)
(Нет, полно, полно мне терпеть!
Дорожный посох мне наскучил,
Угрюмый рок меня замучил)1,
Хочу я завтра умереть
И в мир волшебной наслажденья
На тихой берег вод забвенья
Веселой тенью полететь.
Прости на век очарованье,
Отрада жизни и любви,
Приближьтесь, о друзья мои,
Благоговенье и вниманье!
Певец решился умереть.
И так с вечернею луною
В саду не льзя ли дерн одеть
Узорной, белой пеленою?
На темной берег сонных вод,
Где мы вели беседы наши,
Нельзя ль устроя длинной ход
Нести наполненныя чаши?
Зовите на последний пир,

Эти первые три стиха в рукописи перечеркнуты.
379
Спесивой Семелеи сына,
Эрота, друга наших лир,
Богов и смертных Властелина 1,
Пускай веселье прибежит,
Махая резвою гремушкой
И нас от сердца разсмешит
За полной, пенистою кружкой,
Пускай игривою толпой
Слетят родныя наши музы —
Им первый кубок круговой,
Друзья! священны нам их узы;
До ранней утренней звезды,
До тихова лучей разсвета
Не выйдут из руки поэта
Фиалы братской череды. 2
В последний раз мою цевницу
Мечтаний сладостных певицу,
Прижму к восторженной груди.

МОЕ ЗАВЕЩАНИЕ.
ДРУЗЬЯМ

Хочу я завтра умереть
И в мир волшебный наслажденья,
На тихий берег вод забвенья,
Веселой тенью отлететь.
Прости навек, очарованье,
Отрада жизни и любви!
Приближьтесь, о друзья мои,
Благоговенье и вниманье!
Устройте завтра шумный ход,
Нести радостные чаши
На темный берег сонных вод,
Где мы вели беседы наши.
Зовите на последний пир
Семелы радостного сына,
Эрота, друга наших лир,
Богов и смертных властелина.
Пускай веселье прибежит,
Махая резвою гремушкой,
И нас от сердца рассмешит
За полной пенистою кружкой.
Пускай игривою толпой
Слетят родные наши музы;
Им первый кубок круговой.
Друзья! священны нам их узы;
До ранней утренней звезды,
До тихого лучей рассвета

Не выйдут из руки поэта
Фиалы братской череды;
В последний раз мою цевницу,
Мечтаний сладостных певицу,
Прижму к восторженной груди.
И брякнут перстни золотые
В завет любви в последний раз.
Где вы, подруги молодые?
Летите — дорог смерти час.
В последний раз, томимый нежно,
Забуду вечность и друзей,
В последний раз на груди снежной
Упьюсь отрадой юных дней!

Когда ж восток озолотится
Во тьме денницей молодой,
И белый топол озарится,
Покрытый утренней росой,
Подайте грозд Анакреона;
Он был учителем моим;
И я сойду путем одним
На грустный берег Ахерона.
Простите, милые друзья,
Подайте руку, до свиданья!
И дайте, дайте обещанье,
Когда навек укроюсь я,
Мое исполнить завещанье.
Приди, певец мой дорогой,
Воспевший Вакха и Темиру,
Тебе дарю я лень и лиру;
Да будут музы над тобой.
Ты не забудешь дружбы нашей,
О Пущин, ветреный мудрец!
Прими с моей глубокой чашей
Увядший миртовый венец!
Друзья! вам сердце оставляю
И память прошлых красных дней,
Окованных счастливой ленью
На ложе маков и лилей;
Мои стихи дарю забвенью,
Последний вздох, о други, ей!

На тихий праздник погребенья
Я вас обязан пригласить;
Веселость, друг уединенья,
Билеты будет разносить.
Стекитесь резвою толпою,
Главы в венках, рука с рукою,
И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
«Здесь дремлет юноша-мудрец,
Питомец нег и Аполлона».

«Мое завещание друзьям» А. Пушкин

«Мое завещание друзьям» Александр Пушкин

Хочу я завтра умереть
И в мир волшебный наслажденья,
На тихий берег вод забвенья,
Веселой тенью отлететь…
Прости навек, очарованье,
Отрада жизни и любви!
Приближьтесь, о друзья мои,

Благоговенье и вниманье!
Устройте завтра шумный ход,
Нести радостные чаши
На темный берег сонных вод,
Где мы вели беседы наши.
Зовите на последний пир
Семелы радостного сына,
Эрота, друга наших лир,
Богов и смертных властелина.
Пускай веселье прибежит,
Махая резвою гремушкой,
И нас от сердца рассмешит
За полной пенистою кружкой.
Пускай игривою толпой
Слетят родные наши музы;
Им первый кубок круговой.
Друзья! священны нам их узы;
До ранней утренней звезды,
До тихого лучей рассвета
Не выйдут из руки поэта
Фиалы братской череды;
В последний раз мою цевницу,
Мечтаний сладостных певицу,
Прижму к восторженной груди.
И брякнут перстни золотые
В завет любви в последний раз.
Где вы, подруги молодые?
Летите — дорог смерти час.
В последний раз, томимый нежно,
Забуду вечность и друзей,
В последний раз на груди снежной
Упьюсь отрадой юных дней!

Когда ж восток озолотится
Во тьме денницей молодой,
И белый топол озарится,
Покрытый утренней росой,
Подайте грозд Анакреона;
Он был учителем моим;
И я сойду путем одним
На грустный берег Ахерона…
Простите, милые друзья,
Подайте руку, до свиданья!
И дайте, дайте обещанье,
Когда навек укроюсь я,
Мое исполнить завещанье.
Приди, певец мой дорогой,
Воспевший Вакха и Темиру,
Тебе дарю я лень и лиру;
Да будут музы над тобой…
Ты не забудешь дружбы нашей,
О Пущин, ветреный мудрец!
Прими с моей глубокой чашей
Увядший миртовый венец!
Друзья! вам сердце оставляю
И память прошлых красных дней,
Окованных счастливой ленью
На ложе маков и лилей;
Мои стихи дарю забвенью,
Последний вздох, о други, ей!

На тихий праздник погребенья
Я вас обязан пригласить;
Веселость, друг уединенья,
Билеты будет разносить…
Стекитесь резвою толпою,
Главы в венках, рука с рукою,
И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
«Здесь дремлет юноша-мудрец,
Питомец нег и Аполлона».

Анализ стихотворения Пушкина «Мое завещание друзьям»

Сцены дружеского пиршества, типичные для лицейской лирики, созданы под влиянием поэтики Батюшкова. Анакреонтические традиции определяют трактовку образа лирического героя у обоих авторов. Субъект речи молод, воодушевлен и полон сил, окружен верными друзьями. Слух пирующих услаждают песни муз и мелодичные звуки свирели. Безоблачная атмосфера «часов крылатых» осложняется мотивом быстротечности счастья. В батюшковском «Совете друзьям» герой предчувствует свою гибель, однако печальное будущее — не повод для уныния. Он призывает единомышленников следовать «юности забавам», разбавляя шутками приятную беседу о возвышенном.

На пир, изображенный юным поэтом в тексте 1815 г., приглашены не только товарищи и «родные» музы, но Дионис и Эрос. Дружеская беседа и смех, кружки, полные пенистой влаги, свирель, мелодия которой выражает заветные мечтания, — атрибуты сцены традиционны. Они контрастируют с эпатирующим поводом для веселого празднества, о котором сообщается в зачине. Решительный герой желает «завтра умереть» и по этой причине созывает близких людей и божественных персонажей на берег сонной реки.

Важное значение имеют характеристики художественного пространства. Сцена происходит у темных вод, изображение которых перекликается с образом «грустного берега» адской подземной реки, мифологического Ахерона.

Герой-поэт, позиционирующий себя учеником Анакреонта, высказывает намерение совершить еще один символический обряд. Он собирается передать атрибуты поэтического вдохновения, увядший венок из мирта и лиру, присовокупив к последней склонность к ленивому, расслабленному времяпрепровождению. Автор называет фамилии конкретных людей, которым адресованы прощальные дары: Дельвиг и Пущин. Первый из них обозначен при помощи перифразы, второй назван прямо. Заканчивая земное существование, певец намерен расстаться с чувственным миром и воспоминаниями о счастливых «красных днях». Он готов предать забвению и собственные стихи.

Традиционные детали прощального обряда призваны настроить читателя на скорбный лад. Однако пушкинская трактовка образа смерти не столь однозначна: она представляет окончание земного бытия как переход в иное состояние, когда «веселая тень» ушедшего перемещается в «мир наслажденья». Смягчают элегическое настроение и оптимистические ноты финала. Умерший певец попадает не в мрачные стены подземного царства, а бесследно скрывается в рощах, которые по представлениям античных авторов служили традиционным пристанищем для муз и поэтов.

Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.

Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!
Без них мы жить умеем,

писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:

Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.

Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи. ” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:

И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
“Здесь дремлет юноша — мудрец,
Питомец нег и Аполлона”.

Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.

Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить.
И глядь — как раз умрем.

Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный. ”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе — цвести.

Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах.

Бессмертие. Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

Читайте так же:  Купля продажа домов по удмуртии

Мое завещание друзьям стих пушкина

Дружба в жизни и поэзии А. С. Пушкина

Жизнь и Поэзия – одно.

Личность А.С. Пушкина как поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Определяющими факторами для «выбора» Пушкиным друзей были, прежде всего, глубина взаимного духовного воздействия, а также близость душевных побуждений и сокровенных мыслей. Друзья поэта были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоянный ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую поддержку.

Пушкинское окружение неразделимо с его биографией и творчеством, и понимание моим поколением его литературного наследия во многом зависит от знания того редкого отрезка эпохи, когда судьба этого гениального человека была так тесно связана с многими историческими событиями.

Заветная область лирической поэзии Пушкина — дружеская и любовная лирика. В многочисленных стихотворениях , посвящённым друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей. Многие стихотворения написаны поэтом, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания самым близким по духу людям: лицеистам — «первому другу» И.И. Пущину, «парнасскому брату» А.А. Дельвигу, «брату родному по музе, по судьбам» В. Кюхельбекеру, «неизменному другу» П.Я. Чаадаеву , поэтам П. Вяземскому, Н.М. Языкову, Е.А. Баратынскому. Дружба и любовь для Пушкина – спутники юности, они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь.

Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких по судьбе, это «братство», «наш союз», сложившийся ещё в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, в котором изначально планировалось обучать детей государя Александра I.

Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 г. В присутствии царской семьи с государем был прочитан Манифест об учреждении Лицея, а также Устав, в котором было записано, что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены. Это было совершенно необычно по тем временам.

Лицей создавался как место для воспитания будущих сановников государственной службы. Пушкин, сын небогатого дворянина, должен бы был себя чувствовать там не совсем по себе. Но товарищество юных лет скрывало неравенство происхождения. Чувство равенства создавалось в Лицее той общей свободой, которой учащиеся пользовались со стороны преподавателей.

В Лицее Пушкин познакомился с И.И. Пущиным, ставшим его ближайшим другом. По окончании Лицея Пущин определился в гвардейскую Конную артиллерию, а в 1823 году перешёл на гражданскую службу в Московский надворный суд, где занял скромное место судьи. Вспоминая свою первую встречу с А.С. Пушкиным, И.И. Пущин в своём письме к Е. И. Якушкину писал: «Вошёл какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликать по фамилиям. – Я слышу: Ал. Пушкин! – выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный. По сходству фамилий или по чему другому, несознательно сближающему, только я его заметил с первого взгляда. Между тем, когда я достоверно узнал, что и Пушкин вступает в Лицей, то на другой же день отправился к нему, как к ближайшему соседу. С этой поры установилась и постепенно росла наша дружба, основанная на чувстве какой-то безотчётной симпатии».

Подружился Пушкин в Лицее и с А.А. Дельвигом, ставшим впоследствии издателем альманахов «Северные цветы» (1825-1831), «Подснежник» (1829) и «Литературная газета» (1830), и с В.К. Кюхельбекером, преподававшим в послелицейские годы российскую словесность в Главном педагогическом институте. Пушкин познакомился и с А.М. Горчаковым, который по окончании Лицея был определён в Коллегию иностранных дел, а позднее стал министром иностранных дел и государственным канцлером. Горчаков последним из живых лицеистов будет праздновать годовщину открытия этого учебного заведения.

В Лицее у Пушкина начал крепнуть поэтический талант: «Являться муза стала мне…» — напишет он в «Евгении Онегине».

В стихотворениях лицейского периода (1811 – 1817 г.г.) особая группа произведений – послания друзьям, обращения к конкретным лицам: «Моё завещание друзьям», «К Дельвигу», «Друзьям», «Воспоминание (К Пущину)», «В альбом Илличевскому», «Товарищам» и другие. Обращает на себя внимание то, какую значительную часть этих произведений Пушкин посвящает теме дружбы. Слова «друзья» и «товарищи» часто повторяются в названиях: «Моё завещание друзьям», «Друзьям» («Богами вам ещё даны…»), «Опять я ваш, о верные друзья», «Товарищам».

В стихотворении «Друзьям» («Богами вам ещё даны…») всего 8 строчек, но за ними – личность поэта, по сути, ещё мальчика, для которого высшей ценностью является радость и благополучие друзей.

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечер скоротечный;

И вашей радости беспечной

Сквозь слёзы улыбнуся я.

Вот эта удивительная способность сопереживать, радоваться радости друзей останется у Пушкина на всю жизнь. А друзья будут платить ему той же данью – любви, уважения, благоговения перед его восхитительным поэтическим даром.

В 1814 году Пушкин написал стихотворение «К другу стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру. В нем он предостерегал лицейского друга от тяжелой доли пиита:

Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,

Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет…

Подумай обо всем и выбери любое:

Быть славным хорошо, спокойным – лучше вдвое.

Стихотворение было подписано: «Александр Н. к. ш. п.», т.е. Пушкин в обратном порядке. Это стихотворение настолько было необычно, настолько зрело (хотя поэту было всего 15 лет), что его друг Дельвиг тайком решил отправить рукопись в журнал «Вестник Европы». Стихотворение было напечатано в № 13 за 1814 год. Хотя имя автора было зашифровано, Пушкин сначала очень разозлился, что его не спросили, а потом, услышав восторженные отзывы, успокоился. Это было первое стихотворение Пушкина, появившееся в печати. Так Дельвиг открыл для широкого читателя имя нового поэта.

Судьба разведет лицеистов в разные стороны. Прощанию с безмятежными годами, с ясными лицейскими днями посвятит Пушкин стихотворение «Товарищам» (1817):

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум…

В общем и главном облик Пушкина сложился уже в Лицее. Недаром он сохранит на всю жизнь верность преданиям Лицея и своим лицейским товарищам. До конца жизни не может он пройти мимо студента в лицейской форме, не остановив его и не поговорив в дружеской беседе. В стихотворении «Разлука» (1817), посвященном окончанию Лицея, Пушкин напишет:

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я …

На 19 октября – день лицейской годовщины, когда собираются за чашей уцелевшие друзья, — Пушкин обычно пишет стихотворные приветствия. Сопоставив их, можно проследить перемены в его собственной судьбе и смену

его настроения. В первом из них (1825 г.) возвышенные, торжественные строк:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа неразделим и вечен…

Манифестом дружбы можно назвать седьмую строфу этого стихотворения:

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир – чужбина;

Отечество нам – Царское Село.

Поэт подчёркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связи между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей судьбы, ни от переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства – Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба.

В стихотворении «19 октября» (1825) Пушкиным создан романтический портрет умершего в Италии Н. А. Корсакова, бывшего лицеиста. Безвременной кончине друга в стихотворении посвящена одна из строф:

Он не пришёл, кудрявый наш певец,

С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

В этом стихотворении говорится и о других лицейских товарищах: И.И. Пущине, А.М. Горчакове, А.А. Дельвиге, В.К. Кюхельбекере.

Так, обращаясь к Пущину, который в январе 1825 г. посетил опального поэта в Михайловском и который вспоминал позднее, что Пушкин, как дитя, был рад их свиданию, Пушкин пишет:

…Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил!

К А.М. Горчакову Пушкин обращается так:

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе – фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Обратился Пушкин в своём стихотворении и к своему другу А. А. Дельвигу:

Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

В стихотворении «19 октября 1827» поэт вновь обращается к друзьям:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

«В мрачных пропастях земли» — так Пушкин обозначал место ссылки декабристов, где было много его друзей, среди которых – Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер.

Через год Пушкин напишет всего 4 строчки, посвященные лицейской годовщине:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября 1828»)

В этом четверостишии – момент грусти, некоего «распадения» союза друзей, «прощания» с ними.

В стихотворении позднего периода «Чем чаще празднует Лицей…» (1831) настроение поэта сменяется на минорное:

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняются едину…

Многих лицейских товарищей Пушкина уже не было в живых. Умер за границей Н.А. Корсаков; от потрясения умер А.А. Дельвиг.

И мнится, очередь за мной, зовет меня

Мой Дельвиг милый, товарищ юности живой…

Говорят, что гениальные люди гениальны и в своих предсказаниях. Действительно, Пушкин погибнет следующим после Дельвига.

В пушкинских стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает философский мотив судьбы. В стихотворении «19 октября» (1825) размышления о дружбе и друзьях сопровождаются галереей образов, в основе которых — представления поэта о судьбе. Жизнь друзей определяется судьбой: «судьба глядит», «мы вянем», «дни бегут». По мысли Пушкина, судьба всегда держит человека в своей власти, препятствует осуществлению его заветных желаний. Именно в дружбе поэт находит опору в противостоянии «рока самовластью». В стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) поэт написал:

Недаром – нет! – промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон:

Вращается весь мир вкруг человека, —

Ужель один недвижим будет он?

Каждый из лицеистов воспринимался Пушкиным как человек, связанный с ним незримыми нитями. Размышления о друзьях не ограничивались только воспоминаниями о лицейской молодости, о наставниках, о юношеских мечтах и проказах. Они подталкивали поэта к анализу собственной судьбы. Он помнил всех лицеистов, радовался их успехам, жил их тревогами. Разбросанные по свету друзья как бы соединились в лирическом мире Пушкина. Силой поэтического воображения он охватывал и тех, кто наслаждался жизнью, и тех, кто одинок и несчастлив «и в бурях, и в житейском море» («19 октября 1827»). Всем он желал блага, радуясь за одних и огорчаясь невзгодам других.

Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В послании «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»), отправленном в 1827 году в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы, напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское. Теперь сам поэт молит «святое провиденье», чтобы слова его дружеского привета дали Пущину то же «утешенье», а вместе с ним в заточенье дошёл и луч «лицейских ясных дней».

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая ещё в Лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними. Ход времени только подчёркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения – такова главная мысль поэта.

Дружбу Пушкин понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза – творчество, вдохновение:

Они жрецы единых муз;

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

Дружба – одна из величайших ценностей в жизни человека. Настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. А.С. Пушкин, его судьба и его стихи показывают нам истинную ценность дружбы и ее огромное значение для каждого человека.

Анализ стихотворения Пушкина Кюхельбекеру

Дружба в лирике А.С. Пушкина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Читайте так же:  Приказ мо 1956

П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район

Развозжаева Ксения Сергеевна

Научная работа по теме «Дружба в лирике Пушкина»

Цель исследования. выяснить, какое место в жизни и лирике Пушкина занимает тема дружбы, изменилось ли с течением лет отношение Пушкина к лицейскому братству.

Задачи: 1.Показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем не сравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов

2.Удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных дружбе.

Гипотеза: Прошла ли испытание временем дружба Пушкина, родившаяся в стенах Царскосельского Лицея?

Объект исследования – лирика Пушкина.

Предмет исследования – тема дружбы в лирике Пушкина.

Основной метод исследования: анализ, анкетирование, изучение литературы по данной теме.

Вывод:Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина. Бог помочь Вам, друзья мои…

I. Дружба в лирике Пушкина

1.1Что значит дружба для А.С. Пушкина

Всей жизнью и творчеством А.С. Пушкин утверждал такое благородное чувство как дружба. Дружба для А.С. Пушкина « отрадная звезда», « святое братство» единомышленников, для которых любовь к товарищам была неотделима от любви к Отечеству.

Почти во всех стихотворениях, которые относят к лирике дружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер.

Тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.

1.2Лицейский период(1811-1817) (Приложение 1)

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта [12] .

В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма. Пушкинская лирика периода 1813—1815 годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. С 1816 года, вслед за Жуковским, он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Лирика Пушкина ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь [13]

1.3Жанр послания ( Приложение 2)

Жанр послания известен ещё с времён античности (Квинт, Гораций, Овидий).
В древнерусской литературе жанр послания использовался для обращения к деятелям по политическим или общественным вопросам.
В русской поэзии начала XIX века дружеское послание было весьма распространенным жанром (послания В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, А.А.Фета). Популярность его во многом объяснялась малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения мыслей. Дружеское послание напоминает непринужденную беседу, часто это разговор «на равных». Адресат мог быть самый разный: реальное, близкое автору лицо, лицо, с которым автор не был лично знаком, лицо воображаемое.
Формальным жанровым признаком послания является то, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо, то есть основным признаком данного жанра является обращение к конкретному лицу, а также наличие таких элементов, как пожелания, просьбы, увещевания. От первоначального стихотворного размера – гекзаметра – авторы посланий вскоре отказались. Дружеское послание создается с целью обретения единомышленника и союзника.

Пушкин-лицеист использует различные жанры: от оды до романса, элегии и сказки. Но самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С.Пушкина – дружеское послание («К Наталье» – первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» – первое печатное произведение). Многие послания Пушкина берут в качестве образца «Мои пенаты» Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям и друзьям. В обращениях к друзьям ( «Товарищам». «В альбом Пущину». «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая встречается и в более поздних стихотворениях поэта.
Пушкин придает жанру послания особое значение, так как оно открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путем. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний – признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание «К Чаадаеву» .
Пушкин еще не раз обратится к Чаадаеву с дружескими посланиями: в 1821 году – «В стране, где я забыл тревоги прежних лет. «, в 1824-м

В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

1.4 Стихотворение « 19 октября» (Приложение 3)

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Печален я: со мною друга нет,
Вокруг меня товарищей зовёт;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждёт.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют.
Но многие ль и там из вас пируют?
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Друзья мои. прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и безпечен

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой.
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь о́бнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне. пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слёз и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
1825

1.5 Стихотворение А.С. Пушкина « Пирующие студенты» (Приложение 3)

Друзья! досужный час настал; [1]
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным — он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!
Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.

А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее — завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем —
И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,—
Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем —
И пить давайте снова.

Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется.
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?— это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!

Но что. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком.
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради.
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради.
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

1.6 (Из письма к Я.Я.Толстому, 1821) (Приложение 3)

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

Горишь ли ты, — лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

1.7 Послание « К Чаадаеву» (Приложение 3)

И дружбу верную, и милые предметы,
Пленявшие меня в младенческие леты,
В те дни, когда, еще не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.

Но дружбы нет со мной. Печальный, вижу я
Лазурь чужих небес, полдневные края;
Ни музы, ни труды, ни радости досуга —
Ничто не заменит единственного друга.
Ты был целителем моих душевных сил;
О неизменный друг, тебе я посвятил
И краткий век, уже испытанный судьбою,
И чувства — может быть спасенные тобою!
Ты сердце знал мое во цвете юных дней;
Ты видел, как потом в волнении страстей
Я тайно изнывал, страдалец утомленный;
В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой ;
Ты другу заменил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором;
Твой жар воспламенял к высокому любовь;
Терпенье смелое во мне рождалось вновь;
Уж голос клеветы не мог меня обидеть,
Умел я презирать, умея ненавидеть.
Что нужды было мне в торжественном суде
Холопа знатного, невежды при звезде,
Или философа, который в прежни лета

1.8 Послание « Дельвигу» 1821 (Приложение 3)

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

Ты знаешь сам: в минувши годы

Я на брегу парнасских вод

Любил марать поэмы, оды,

И даже зрел меня народ

На кукольном театре моды.

Бывало, что ни напишу,

Все для иных не Русью пахнет;

Об чем цензуру ни прошу,

Ото всего Тимковский ахнет.

Теперь едва, едва дышу!

1.9 Друзьям» Александр Пушкин(Приложение 3)

Вчера был день разлуки шумной,
Вчера был Вакха буйный пир,
При кликах юности безумной,
При громе чаш, при звуке лир.

Так! Музы вас благословили,
Венками свыше осеня,
Когда вы, други, отличили
Почетной чашею меня.

Честолюбивой позолотой
Не ослепляя наших глаз,
Она не суетной работой,
Не резьбою пленяла нас;

Но тем одним лишь отличалась,
Что, жажду скифскую поя,
Бутылка полная вливалась
В ее широкие края.

Я пил — и думою сердечной
Во дни минувшие летал
И горе жизни скоротечной,
И сны любви воспоминал;

Меня смешила их измена:
И скорбь исчезла предо мной
Как исчезает в чашах пена
Под зашипевшею струей.

1.10 Стихотворение « Во глубине сибирских руд. »

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Читайте так же:  Когда день ветерана труда в россии

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район.

Развозжаева Ксения Сергеевна

Проанализировав стихотворения А.С. Пушкина, посвященные теме «дружба» в лирике Пушкина, мы выяснили, что эта пушкинская тема имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.

II. Дух творчества, свободы в Лицее

2.1 История лицейских лет А.С.Пушкина. Дух творчества, свободы поощрялся в лицее начальством. Между преподавателями и лицеистами царили дружеские взаимоотношения, которые строились на принципах уважения, а не палочной дисциплины.

2.2 Анализ стихотворения А.С. Пушкина«Разлука», 1817

Преобладающий лирический жанр – послание. В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через все творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

2.3 Анализ стихотворения А.С. Пушкина«19 октября», 1825

Преданность друзьям Пушкин проносит через всю свою жизнь. Этот мотив вновь и вновь возникает в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам:

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

«19 октября», 1825.

2.4 Анализ стихотворения А.С. Пушкина (« Пирующие студенты»)

С дружбой связаны пиры и веселье (« Пирующие студенты», «Мое завещание друзьям»)

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом пенистом вине?

(«Воспоминание»(К Пущину), 1815)

2.5. Южная ссылка (1820 – 1824)

Поэта не оставляю т воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

(Из письма к Я.Я.Толстому,1821)

2.6 Петербург (1831-1833)

Воспоминание о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов:

Горишь ли ты, — лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому,1821)

2.7 Анализ стихотворения А. С. Пушкина « К Чаадаеву»

Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

2.8 Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Дельвигу»

Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки: Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен, Но признаюсь, барон, я грешен: Стихам я больше был бы рад. («Дельвигу», 1821)

2.9. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Друзьям»1822год.

Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит.

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха буйный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

2.10 Анализ стихотворения А. С. Пушкина (« Чем чаще празднует лицей» 1831)

«1. Меняется пафос дружеской лирики: все больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы.

2. Со временем индивидуальные образы сливаются в обобщенный образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету…

(« Чем чаще празднует лицей» 1831)

2.11 Анализ стихотворения А. С. Пушкина « Во глубине сибирских руд…»

Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. « Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке, Тема о дружбе, надежда – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов: 3. Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. « Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке, Тема о дружбе, надежда – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

2.12Стихотворение В. Кюхельбекера.

После смерти Пушкина Кюхельбекер писал:

И вот опять Лицея день священный;

Но уж и Пушкина меж вами нет!

Не принесет он новых песней вам,

И с них не затрепещут перси ваши.

2.13 Анкетирование ( Приложкение4)

Из 49 опрошенных девятиклассников выяснили, что у 46% есть лучший друг, у 16%- 2 друга,

у 38%-3 друга и более.

Из 60-ти человек, опрошенных мною на улице: 68% удалось сохранить дружбу через года.

Не удалось сохранить дружбу — 32%.

Пушкинская лирика дружбы, несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать нас, живущих в 21 веке, а жизненный его пример, внутренняя крепость, с которой Пушкин противостоял ударам судьбы, являются одним из лучших образцов для подражания каждому новому поколению. Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина.

Бог помочь Вам, друзья мои…

Кюхельбекеру (В последний раз, в тиши уединенья — Пушкин)

‎ В последний раз, в тиши уединенья,
‎ Моим стихам внимает наш Пенат!
‎ Лицейской жизни милый брат,
‎ Делю с тобой последние мгновенья!
Итак, они прошли — лета соединенья; —
Итак, разорван он — наш братский верный круг!
‎ Прости. хранимый тайным небом,
‎ Не разлучайся, милый друг,
‎ С фортуной, дружеством и Фебом, —
10 ‎ Узнай любовь — неведомую мне —
‎ Любовь надежд, восторгов, упоенья:
‎ И дни твои полетом сновиденья
‎ Да пролетят в счастливой тишине!
Прости…. где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
‎ Святому братству верен я!
И пусть…. (услышит ли Судьба мои молитвы?)
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Анализ стихотворения Пушкина Кюхельбекеру

Анализ стихотворения

1.1. Я вижу в этом стихотворении два основных образа: образ верной и преданной дружбы, обещания верности этой дружбе и образ боли при расставании. Мне очень близко по духу это стихотворение, потому что мне не раз приходилось прощаться с близкими для меня людьми.

1.2. Следующие лексические цепочки соотносятся с образом разлуки и делают его глубже и ощутимее:» Делю с тобой последние мгновенья!», «Итак, они прошли — лета соединенья», «Итак, разорван он — наш братский верный круг!».

А строчки, «Моим стихам внимает наш Пенат!Лицейской жизни милый брат» «наш братский верный круг! Не разлучайся, милый друг», создают образ верного и сплочённого лицейского содружества.

1.3. В качестве сопутствующих образов, Пушкин обращается к Фортуне:»Не разлучайся, милый друг с фортуной», Богу Фебу:»Не разлучайся, милый друг с фортуной, дружеством и Фебом» и судьбе:»услышит ли Судьба мои молитвы?»

1.4. Говоря о дополнительных ассоциативных рядах, надо обратить внимание на образы природы в стихотворении:»В огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я!»

1.5. Это стихотворение, как молитва небесам сохранить и уберечь дружбу, которой суждено испытание разлукой.

2.1. В произведении присутствуют средства выразительности, которые расширяют значения ключевых образов, такие как:

инверсия: » Святому братству верен я!»

антитеза: «Прости. где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья»

олицетворение: «хранимый тайным небом»

риторический вопрос: » услышит ли Судьба мои молитвы?»

метафора: «И дни твои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой тишине!»

2.2. В стихотворении используются несколько способов рифмовки.

2.3. Для Пушкина дружба — это ниточка надежды, которая помогает преодолеть разлуку и будет оберегом в жизни. Эта надежда передаётся благодарным восхищённым читателям, и обожателям пушкинских стихов, включая автора этого анализа поэтического текста.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Это стихотворение было написано значительно позже, во время ссылки Пушкина в Михайловском, но и в этом стихотворении дружба остаётся для Пушкина центральным и существенным образом. Только в стихотворении дружба должна была стать лекарством от грядущей разлуки, а в стихотворении к Пущину, друг стал утешением во время ссылки и разлуки.

3.2. Если для Пушкина дружба возвышается над разлукой, то для меня она является опорой для существования.

Кюхельбекер к Пушкину

Счастлив, о Пушкин, кому высокую душу Природа,

Щедрая Матерь, дала, верного друга — мечту,

Пламенный ум и не сердце холодной толпы! Он всесилен

В мире своем; он творец! Что ему низких рабов,

Мелких, ничтожных судей, один на другого похожих,-

Что ему их приговор? Счастлив, о милый певец,

Даже бессильною завистью Злобы — высокий любимец,

Избранник мощных Судеб! огненной мыслию он

В светлое небо летит, всевидящим взором читает

И на челе и в очах тихую тайну души!

Сам Кронид для него разгадал загадку Созданья,-

Жизнь вселенной ему Феб-Аполлон рассказал.

Пушкин! питомцу богов хариты рекли: «Наслаждайся!»-

Светлою, чистой струей дни его в мире текут.

Так, от дыханья толпы все небесное вянет, но Гений

Девствен могущей душой, в чистом мечтаньи — дитя!

Сердцем высше земли, быть в радостях ей не причастным

Он себе самому клятву священную дал!

В контексте национального литературного процесса целесообразно обратиться к стихам одноклассников-лицеистов Александра Сергеевича Пушкина. Они тоже говорили о дружбе, как об одном из основополагающих чувств человека.

3.3. Поэт Роберт Бёрнс (Шотландия) жил почти в это же время и тоже писал замечательные стихи о дружбе:

«Разлука (В последний раз, в сени уединенья…)» А.Пушкин

«Разлука» Александр Пушкин

В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Анализ стихотворения Пушкина «Разлука»

Поэтический текст 1817—1819 гг. относится к группе произведений, посвященных Лицею и друзьям-соученикам. Спустя 7—9 лет автор отредактировал стихотворение, поменяв его первоначальное заглавие — «Кюхельбекеру». «Милому брату» по лицейской юности посвящены и другие пушкинские творения, самое известное из которых — «К другу стихотворцу».

Для ранней лирики Пушкина характерна форма товарищеского послания. Традиционна для его поэтики и главная тема «Разлуки» — высокое понятие дружбы, духовного единства свободных личностей.

Лирический субъект стихотворения констатирует: беспечная и увлекательная «лицейская жизнь» завершается. В первых строках определение «последний»/«последние» встречается дважды, подчеркивая важность момента прощания. Настала пора разорвать тесные духовные связи, метафорически уподобленные «верному кругу». Тема поддерживается на стилистическом уровне с помощью лексической анафоры «прости».

Центральный эпизод «Разлуки» содержит призывы и пожелания адресату. Свобода, творческая одаренность, «неведомая» лирическому «я» истинная любовь и «счастливая тишина» — перечисление жизненных благ звучит подобно заздравному тосту.
Герой сообщает о своих обязательствах, давая обет верности товариществу, «святому братству». Торжественное обещание будет исполнено независимо от внешних причин, которые определяются двумя антитетическими деталями: «огнем смертной битвы» и «мирными брегами» родного ручья.

Финальное двустишие озвучивает заветный помысел героя, желающего счастья для всех друзей адресата. Комментарий в скобках апеллирует к судьбе, оставляя открытым вопрос о ее благосклонности к «молитвам» лирического «я».
Герой Пушкина, наделенный редкой способностью к сопереживанию, трактует радость и успехи товарищей как свои собственные достижения. Трепетное отношение к близким людям отображено в стихотворении «Друзьям», датированном 1816 г. Здесь также звучат добрые пожелания «златых дней, златых ночей».

О разлуке, которая «ждет нас у порога», говорится в стихотворении «Товарищам». Взгляды юношей «с волненьем» устремлены в большой мир, их манит «дальний света шум». Однако этот поэтический текст демонстрирует иное настроение лирического героя: последний иронически изображает военную и статскую карьеру приятелей, а также собственное ленивое существование, свободное от честолюбивых намерений.

Стихотворение Пушкина А.С.
«К Кюхельбекеру»

В последний раз, в тиши уединенья,
Моим стихам внимает наш Пенат!
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья!
Итак, они прошли — лета соединенья; —
Итак, разорван он — наш братский верный круг!
Прости. хранимый тайным небом,
Не разлучайся, милый друг,
С фортуной, дружеством и Фебом, —
Узнай любовь — неведомую мне —
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости. где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я!
И пусть. (услышит ли Судьба мои молитвы?)
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Кюхельбекер Вильгельм Карлович — товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею.

Стихотворение Пушкина А.С. — К Кюхельбекеру

См. также Александр Сергеевич Пушкин- стихи (Пушкин А. С.) :

Клеветникам России
О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Чт.

Клеветник без дарованья
Эпиграмма на Каченовского Клеветник без дарованья, Палок ищет он чуть.

Послушать стихотворение Пушкина Кюхельбекеру