Оформление муниципального имущества в собственность

Автор: | 16.04.2018

Глава 3. Основания возникновения права муниципальной собственности, порядок его оформления и учет муниципального имущества (п.п. 15-29)

Глава 3. Основания возникновения права муниципальной собственности, порядок его оформления и учет муниципального имущества

15. Основания возникновения права муниципальной собственности определяются действующим законодательством.

16. Органы мэрии, ответственные за оформление права муниципальной собственности на имущество, а также за осуществление государственной регистрации прав на движимое и недвижимое муниципальное имущество и сделок с ним, определяются мэром.

17. Право муниципальной собственности на имущество оформляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области, городского округа.

Право собственности городского округа и другие вещные права на муниципальное имущество и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации в случаях и порядке, установленными действующим законодательством.

18. Основаниями для включения объектов в реестр муниципальной собственности городского округа и исключения из него в каждом конкретном случае в зависимости от требований действующего законодательства могут быть:

— законодательство Российской Федерации;

— правовые акты мэрии;

— решения судебных органов.

19. Порядок оформления права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности Российской Федерации и передаче объектов государственной собственности и иных форм собственности в муниципальную собственность регулируется действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа.

20. Право муниципальной собственности на имущество возникает по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

21. В случае возникновения права муниципальной собственности на движимое и недвижимое имущество на основании сделок, судебных решений, правоустанавливающих документов по созданию новых объектов имущества, зарегистрированных в установленном порядке, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, мэрия представляет мэру проект постановления мэрии о включении данных объектов имущества в состав муниципальной собственности городского округа.

На основании постановления мэрии уполномоченные органы мэрии вносят в установленные сроки сведения о правах муниципальной собственности на движимое и недвижимое имущество в реестр муниципальной собственности городского округа.

22. Бесхозяйные недвижимые объекты по заявлению мэрии ставятся на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет мэрия может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект. При отказе в иске бесхозяйная недвижимая вещь может быть приобретена в муниципальную собственность в силу приобретательной давности. В силу приобретательной давности в муниципальную собственность могут быть приобретены и движимые бесхозяйные объекты.

23. Обязанности по проведению государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, по регистрации права муниципальной собственности на объекты движимого имущества в случаях, указанных в законе, возлагаются на мэрию.

24. Право муниципальной собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права. Право муниципальной собственности на движимое имущество, требующее регистрации, возникает с момента регистрации указанного права.

Право муниципальной собственности, не требующее государственной регистрации, возникает с момента подписания документа, подтверждающего приобретение (возникновение) права муниципальной собственности.

25. Учет муниципального имущества осуществляется мэрией.

26. Ведение реестра муниципальной собственности городского округа имеет целью пообъектный учет муниципальной собственности и обеспечивает решение следующих задач:

1) учет объектов муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа;

2) информационно-справочное обеспечение процесса подготовки и принятия решений по вопросам, касающимся муниципальной собственности и реализации прав собственника на эти объекты;

3) централизованное обеспечение информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан при возникновении правоотношений в связи с этими объектами, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок;

4) оперативное решение вопросов приватизации объектов муниципальной собственности в соответствии с Программой приватизации муниципального имущества городского округа;

5) проведение анализа состояния экономической и социальной эффективности использования муниципального имущества по целевому назначению в соответствии с интересами городского округа и проживающих в нем граждан;

6) выработка рекомендаций по более рациональному использованию объектов муниципальной собственности в зависимости от изменения состояния экономики.

27. Муниципальное имущество включается в реестр муниципальной собственности городского округа при наличии документов, подтверждающих права муниципальной собственности, и исключается из него при наличии документов, подтверждающих прекращение прав муниципальной собственности. Включение объектов движимого и недвижимого муниципального имущества в реестр муниципальной собственности городского округа и исключение имущества из него осуществляется с учетом требований действующего законодательства.

28. Все изменения состояния муниципального имущества, связанные с изменением технических характеристик, стоимостных данных, правового статуса, передачей во временное пользование, отчуждением, списанием в связи с амортизацией, уничтожением, гибелью, а также ликвидацией или реорганизацией юридических лиц подлежат обязательному отражению в реестре муниципальной собственности городского округа.

29. Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории городского округа, в двухнедельный срок по запросам мэрии безвозмездно представляют информацию об объектах, являющихся муниципальной собственностью городского округа, необходимую для формирования и ведения реестра муниципальной собственности городского округа.

Оформление муниципального имущества в собственность

решением Совета депутатов

городского поселения Руза

Рузского муниципального района

от 20 декабря 2007 г. N 147/27

О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ БЕСХОЗЯЙНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РУЗА

РУЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. решения Совета депутатов городского поселения

Руза Рузского муниципального района МО

от 24.12.2009 N 38/7)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области (далее — Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», Уставом городского поселения Руза.

1.2. Положение определяет порядок оформления в муниципальную собственность городского поселения Руза бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории городского поселения Руза.

1.3. Положение распространяется на недвижимое имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо имущество, от права собственности на которое собственник отказался.

1.4. Оформление документов для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории городского поселения Руза, осуществляет администрация городского поселения Руза (далее — Администрация) в соответствии с настоящим Положением. Администрация городского поселения Руза является собственником муниципального жилья, ООО «Сантехмонтаж — Руза», ООО «Информационно-расчетный центр г. Руза» являются обслуживающими организациями.

(в ред. решения Совета депутатов городского поселения Руза Рузского муниципального района МО от 24.12.2009 N 38/7)

1.5. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы — отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области в Рузском районе (далее — ГУФРС МО).

2. Порядок оформления документов, необходимых

для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

2.1. Бесхозяйные объекты недвижимого имущества выявляются в результате проведения инвентаризации, при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры городского поселения Руза.

(в ред. решения Совета депутатов городского поселения Руза Рузского муниципального района МО от 24.12.2009 N 38/7)

Обслуживающая организация с момента выявления бесхозяйного имущества направляет письмо балансодержателю, в котором указываются адрес, фамилия, имя, отчество собственника, который проживал в данной квартире, площадь данного бесхозяйного помещения, по возможности, кто был в данной квартире прописан ранее.

(абзац введен решением Совета депутатов городского поселения Руза Рузского муниципального района МО от 24.12.2009 N 38/7)

Обслуживающая организация в конце каждого месяца предоставляет списки о задолженности за жилищно-коммунальные услуги по городскому поселению Руза.

(абзац введен решением Совета депутатов городского поселения Руза Рузского муниципального района МО от 24.12.2009 N 38/7)

2.2. На основании обращения физических и юридических лиц любой формы собственности, структурных подразделений администрации городского поселения Руза по поводу обнаруженных бесхозяйных объектов недвижимого имущества администрация осуществляет проверку указанных сведений.

В целях проведения проверки Администрация запрашивает:

1) документы, подтверждающие наличие собственников обнаруженных объектов недвижимого имущества, либо документы, подтверждающие, что объекты недвижимого имущества не имеют собственников, или собственники неизвестны.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по регистрации прав, подтверждающие, что права на данный объект недвижимого имущества не были ими зарегистрированы;

2) заявление от собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества и согласии на постановку на учет этого имущества в качестве бесхозяйного (представляется в случае отказа собственника от права собственности на это имущество), удостоверенное нотариально;

3) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности;

4) в случае, если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, в заявлении органа местного самоуправления о принятии на учет данного объекта недвижимого имущества должны содержаться данные о правообладателе, указанные в п. 18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219:

а) в отношении физических лиц указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, удостоверяющий личность документ и его реквизиты, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания;

б) в отношении юридических лиц — полное наименование, индивидуальный номер налогоплательщика, дата и место государственной регистрации, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);

5) документы, подтверждающие отсутствие проживающих в жилых помещениях (акты обследования, выписки из домовой книги).

2.3. Если в результате проверки будет установлено, что обнаруженное недвижимое имущество отвечает требованиям пункта 1.3 настоящего Положения, Администрация осуществляет сбор и подготовку следующих документов:

1) заявление Администрации городского поселения Руза в ГУФРС МО о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества;

2) постановление главы городского поселения Руза о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества;

3) документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе техническая документация (извлечение из техпаспорта, план и др.);

4) документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения;

5) иные документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.

3. Порядок постановки на учет бесхозяйного

недвижимого имущества

3.1. Каждое бесхозяйное недвижимое имущество, выявленное на территории городского поселения Руза, принимается на учет в ГУФРС МО на основании постановления главы городского поселения Руза (далее — Постановление).

3.2. Для принятия на учет объектов недвижимого имущества Администрация обращается с заявлением в ГУФРС МО.

3.3. К заявлению должны быть приложены документы, указанные в пункте 2.3 настоящего Положения, а также доверенность на право представления документов.

3.4. Сообщение о выявлении на территории городского поселения Руза бесхозяйного недвижимого имущества и о возможности юридических и физических лиц предъявить свои права на это имущество подлежит опубликованию в средствах массовой информации и на сайте Администрации городского поселения Руза.

3.5. По истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет в ГУФРС МО Администрация может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Читайте так же:  Регистрация ип минск свободы

4. Переход бесхозяйного недвижимого имущества

в муниципальную собственность

4.1. Право муниципальной собственности на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации.

4.2. После принятия недвижимого имущества в муниципальную собственность городского поселения Руза Администрация вносит соответствующие сведения в реестр муниципальной собственности муниципального образования.

4.3. В течение 10 дней после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество Администрация передает копию данного свидетельства для внесения изменений в техническую документацию в орган, осуществляющий технический учет и инвентаризацию.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: чем покрасить оцилиндрованное бревно по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Оформление муниципального имущества в собственность

Настоящие рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ), Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 136-ФЗ), Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) с целью оказания разъяснительной помощи главам администраций муниципальных образований в Республике Карелия по вопросам, возникающим при подготовке документов и оформлении прав на муниципальное имущество, подлежащее передаче при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Карелия.

Вопросы перераспределения полномочий и порядка передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 136-ФЗ, статья 26.3 Закона № 184-ФЗ дополнена пунктом 6.1, согласно которому законами субъектов Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ.

В соответствии с данным порядком предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества. Передача в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.

Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации принимаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений, а также иного имущества.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

Таким образом, в случае принятия закона Республики Карелия о перераспределении полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Карелия, предусматривающего отнесение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия, передаче в собственность Республики Карелия будет подлежать муниципальное имущество, необходимое для исполнения переданных полномочий.

Решение о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Республики Карелия принимает Правительство Республики Карелия с учетом волеизъявления органов местного самоуправления.

II. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче муниципального имущества в собственность Республики Карелия

Для подготовки проекта распоряжения Правительства Республики Карелия о передаче муниципального имущества в собственность Республики Карелия в орган по управлению государственным имуществом (Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок) направляются следующие документы:

  • предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность Республики Карелия (решение Совета либо иного уполномоченного органа местного самоуправления об утверждении перечня муниципального имущества, предлагаемого для передачи, оформленное по установленной форме, в двух экземплярах);
  • выписка из реестра муниципального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в орган по управлению государственным имуществом;
  • кадастровые паспорта предлагаемого к передаче недвижимого имущества;
  • кадастровый паспорт земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче;
  • согласие (письмо) муниципального предприятия, муниципального учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);
  • заверенная в установленном порядке копия устава муниципального предприятия, муниципального учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении муниципального предприятия, муниципального учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
  • бухгалтерский баланс муниципального предприятия, муниципального учреждения — в случае их передачи как имущественных комплексов.

III. Вопросы государственного кадастрового учета недвижимого имущества

Государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет и снятие с кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, а также сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 Закона о кадастре, осуществляются на основании соответствующего заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет является обязательной процедурой при оформлении права собственности.

Особенности государственного кадастрового учета земельных участков

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о кадастре одним из основных документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, является межевой план, оформленный в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

В случаях образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, уполномоченный на распоряжение земельными участками орган утверждает в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (с 1 марта 2015 года подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа).

С 1 марта 2015 года образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется также в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка его местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Согласно части 10 статьи 25 Закона о кадастре особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. На данный момент такие особенности не установлены.

В соответствии с Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередач и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 № 486, воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям населенных пунктов и предназначенных для установки опор указанных линий.

Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (многоконтурный участок) с присвоением одного кадастрового номера.

На период осуществления строительства линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов для которых требуется разрешение на строительство, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, формируются и предоставляются в общем порядке, предусмотренном действующим законодательством.

С 1 марта 2015 года для размещения линейных объектов, для которых не требуется разрешение на строительство, а также для проведения капитального или текущего ремонта линейных объектов, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. Использование таких земель осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа.

На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Особенности государственного кадастрового учета здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства

Согласно статье 22 Закона о кадастре, при постановке на государственный кадастровый учет здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, учете части такого объекта недвижимости или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте недвижимости, помимо прочих документов, предоставляемых в соответствии с названной статьей, вместе с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета необходимо представить технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.

Для оформления технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Информацию о кадастровых инженерах, получивших квалификационный аттестат и осуществляющих кадастровую деятельность, можно получить в сети «Интернет» на портале государственных услуг Росреестра http://portal.rosreestr.ru, в разделе «Реестр кадастровых инженеров».

Читайте так же:  Квартиру под залог в втб 24

Форма технического плана здания и требования к его подготовке утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2010 года № 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» (с изменениями, внесенными приказом от 25 февраля 2014 года № 87).

В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Форма и требования к подготовке декларации об объекте недвижимости утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 декабря 2010 года № 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке» (с изменениями, внесенными приказом от 31 декабря 2013 года № 805).

В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости

Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

При постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета выдает заявителю или его представителю кадастровый паспорт объекта недвижимости.

IV. Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для ее проведения, прежде всего те, которые являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ОФОРМЛЕНИЕ БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления муниципального управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за муниципальной собственностью.

Одной из главных проблем, препятствующих реализации законодательных актов в области регулирования земельно-имущественных отношений, является недостаточная возможность внедрения на практике новых эффективных экономических механизмов в сфере управления недвижимостью в связи с отсутствием достоверных сведений о земельных участках и связанных с ними объектах недвижимости.

Для дальнейшего совершенствования механизмов рационального использования муниципальной собственности и повышения эффективности управления ею необходимо осуществить:

полную инвентаризацию муниципального имущества;

оптимизацию состава муниципального имущества путем поэтапного сокращения непрофильного имущества, не предназначенного для выполнения муниципальных функций;

оформление и регистрацию права собственности муниципального образования на объекты недвижимого имущества и земельные участки в целях дальнейшего распоряжения и управления муниципальным имуществом;

полную инвентаризацию земель муниципального образования во взаимодействии с органами государственной власти в целях обеспечения эффективности управления и рационального пользования земельными ресурсами и повышения поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет;

внедрение новых инструментов, механизмов и современных информационных технологий в процессы управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, способствующих увеличению поступления доходов, экономии бюджетных средств, повышению качества и сокращению сроков оказания муниципальных услуг [1].

6 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.06.2013 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Они уточняют основания принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и прекращения права аренды земельного участка. Также был изменен и порядок изъятия таких земельных участков[2].

Теперь право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право пожизненного наследуемого владения им прекращаются принудительно при ненадлежащем их использовании. А «ненадлежащим» оно признается в случаях:

если устанавливаются грубые нарушения правил рационального использования земли. Например, когда участок используется не по целевому назначению, происходит ухудшение его экологии, а для сельхозземель особенно – в случаях резкого снижения их плодородия.

если выявлена порча земель;

если не выполняются обязанности по рекультивации и обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв;

если игнорируются требования по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

если земельный участок сельхозназначения либо предназначенный для жилищного или иного строительства не используется под эти цели в течение трех лет, а федеральным законом в этом случае не установлен более длительный срок. При этом закон исключает время, которое необходимо для освоения участка и то время, когда в силу объективных причин участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий и прочих серьезных обстоятельств.

Сведения об объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на основании заявлений юридических и физических лиц, в результате проведения инвентаризации или иными способами [3].

На основании поступившего в Администрацию обращения по поводу выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, Администрация осуществляет:

проверку поступивших сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, с выездом на место и составлением соответствующего акта;

определяет целесообразность приема объекта имущества в муниципальную собственность;

сбор необходимой документации и подачу ее в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях постановки на учет выявленного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного;

ведение Реестра выявленного бесхозяйного недвижимого имущества (далее – Реестр);

подготовку документов для принятия бесхозяйного объекта недвижимого имущества в собственность муниципального оюразования в соответствии с действующим законодательством.

В целях проведения проверки возможного наличия собственника выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, Администрация на первом этапе запрашивает:

сведения о наличии объекта недвижимого имущества в реестре муниципальной собственности района в реестрах имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности области;

сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в случае необходимости Администрация подготавливает и направляет запросы в органы ФНС России о наличии в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, а также запрос юридическому лицу, являющемуся возможным балансодержателем имущества.

В случае выявления информации о наличии собственника объекта недвижимого имущества Администрация прекращает работу по сбору документов для его постановки на учет в качестве бесхозяйного и сообщает данную информацию лицу, предоставившему первичную информацию об этом объекте.

При этом Администрация направляет собственнику объекта обращение с просьбой принять меры к его надлежащему содержанию либо отказаться от прав на него в пользу муниципального образования.

Если в результате проверки собственник объекта недвижимого имущества не будет установлен, Администрация организует в установленном порядке работу по проведению технической инвентаризации объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, и изготовлению технического и кадастрового паспортов на объект [4].

Если бесхозяйно содержащийся объект является объектом инженерной инфраструктуры, Администрация направляет заявку в эксплуатирующие организации жилищно-коммунального хозяйства на изготовление на инженерные сети и иные объекты инженерной инфраструктуры первичной технической документации (исполнительной схемы), необходимой для изготовления технических паспортов на данные объекты.

Эксплуатирующие организации жилищно-коммунального хозяйства обеспечивают изготовление данной документации и представляют ее в Администрацию в установленные законодательством сроки.

Администрация осуществляет сбор документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются:

выданные органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объекте недвижимого имущества.

иные документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным [1].

Документом, подтверждающим отказ собственника от права, является:

заявление от собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества и согласии на постановку на учет этого имущества в качестве бесхозяйного, удостоверенное нотариально.

Если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, в заявлении Администрации о принятии на учет данного объекта недвижимого имущества должны содержаться данные о правообладателе, указанные в Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219.

В случае отказа собственника — юридического лица от права собственности на имущество и в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, Администрация запрашивает у него следующие документы:

копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности;

копии учредительных документов юридического лица, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, коды органов статистики, идентификационный номер налогоплательщика.

В случае отказа собственника — физического лица от права собственности на имущество и в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, Администрация запрашивает у него следующие документы:

копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности;

сведения о регистрации либо справку о месте его жительства;

копию документа, удостоверяющего личность гражданина;

кадастровый паспорт (при наличии).

Для принятия на учет объекта недвижимого имущества как бесхозяйного Администрация обращается с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К заявлению должны быть приложены:

документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен;

доверенность лица на право представления документов, оформленная надлежащим образом;

документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества (кадастровый паспорт и др.) [4].

Бесхозяйный объект недвижимого имущества учитывается в Реестре выявленного бесхозяйного недвижимого имущества (далее — Реестр) с даты постановки объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, до момента возникновения права муниципальной собственности на такой объект или до момента установления невозможности оформления имущества в муниципальную собственность.

Основанием для включения бесхозяйного объекта недвижимого имущества в Реестр является постановление Администрации муниципального образования [5].

В целях предотвращения угрозы разрушения бесхозяйного объекта недвижимого имущества, его утраты, возникновения чрезвычайных ситуаций (в части содержания в надлежащем состоянии объектов жизнеобеспечения, инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства) такой объект и находящиеся в его составе бесхозяйные движимые вещи (при наличии) на период оформления их в собственность муниципального образования постановлением Администрации передаются на ответственное хранение и забалансовый учет муниципальным бюджетным учреждениям, осуществляющим виды деятельности, соответствующие целям использования бесхозяйного имущества. Администрация вправе осуществлять ремонт и содержание бесхозяйного имущества за счет средств местного бюджета [1, 10].

Читайте так же:  Знак движение только направо штраф

Если в срок до принятия бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность объявится его собственник, доказывание права собственности на него лежит на этом собственнике.

В случае если собственник докажет право собственности на объект недвижимого имущества, Администрация направляет заказное письмо с предложением о необходимости принятия мер по содержанию данного объекта в надлежащем состоянии в соответствии с действующими нормами (при непринятии мер в срок до 6 месяцев с даты отправки уведомления по почте вопросы его дальнейшего использования решаются в судебном порядке) [1].

В случае если собственник докажет право собственности на объект недвижимого имущества, Администрация имеет право на возмещение затрат, понесенных на ремонт и содержание данного объекта, в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

По истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет Администрация обращается в суд с заявлением о признании права собственности на этот объект и находящиеся в его составе бесхозяйные движимые вещи (при наличии) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

После вступления в силу решения суда о признании права собственности муниципального образования на бесхозяйный объект недвижимого имущества Администрация:

подает документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации права собственности муниципального образования на объект недвижимого имущества;

принимает постановление Администрации о принятии объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность и в состав муниципальной казны;

вносит объект недвижимого имущества в реестр Объектов муниципальной собственности;

принимает постановление Администрации о дальнейшем использовании данного имущества в соответствии с действующим законодательством.

В случае выявления движимой вещи, брошенной собственником или иным образом оставленной им с целью отказа от права собственности на нее на земельном участке, водном объекте или ином объекте, находящемся в ведении Администрации, Администрация в целях установления владельца такой вещи размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации. Если в течение двух месяцев с даты размещения информации об установлении владельца брошенной вещи владелец не будет установлен, Администрация имеет право обратить эти вещи в муниципальную собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в муниципальную собственность (в отношении брошенной вещи, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо в отношении брошенных вещей, указанных в абзаце 1 части 2 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации).

После вступления в силу решения суда о признании права собственности на бесхозяйную движимую вещь Администрация:

принимает постановление Администрации о принятии движимой вещи в муниципальную собственность и в состав казны;

принимает постановление Администрации о дальнейшем использовании данного имущества в соответствии с действующим законодательством [10].

Для эффективного использования, имущество, находящееся в собственности муниципального образования, за муниципальными предприятиями и учреждениями закрепляется на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), а за предприятиями и учреждениями других форм собственности — на праве аренды или безвозмездного пользования (см. рисунок 1) [11].

Рисунок 1 – Формы использования муниципального имущества

Предприятия, принадлежащие органам местного самоуправления обслуживают, прежде всего, жителей конкретной территории, обеспечивая их необходимыми товарами и услугами. Среди муниципальных предприятий выделяются достаточно отчетливо две основные группы:

предприятия прямого управления, жестко контролируемые местными органами власти;

предприятия с делегированным управлением, часть контроля над которыми передана местными властями другим юридическим или физическим лицам [12].

Вторая группа предприятий по признакам управления и функционирования близка к предприятиям частного сектора. Предприятия этой группы ориентируются на рыночные критерии, стремятся повысить свою эффективность и прибыль, имеют определенную степень автономии, но относятся к местным органам управления. Именно такие предприятия в последние годы получают все большее распространение, а их роль как производителей муниципальных услуг возрастает.

Муниципальное предприятие прямого управления является наиболее традиционной формой предоставления муниципальных услуг. Их значение остается важным в целом ряде административных сфер деятельности (коммунальная, похоронная служба, эксплуатация дорог и т.д.). В сфере промышленной и торговой инфраструктуры (газа-, водо- и электроснабжение, отопление, транспорт, рынки и т.д.) предприятия прямого управления встречаются значительно реже [13].

Режим оперативного управления является более жестким по отношению к хозяйственному ведению. Он значительно ограничивает свободу того хозяйствующего субъекта, которому передается муниципальное имущество. В качестве подобного рода субъекта обычно выступают учреждения. В отличие от МУП они являются некоммерческими организациями. Создаются учреждения для осуществления управленческих, социально-культурных, иных функций некоммерческого характера. Учреждения полностью или частично финансируются собственником [14].

В зависимости от того, кто выступает в качестве собственника, различают: государственные, муниципальные, частные учреждения. В зависимости от направления деятельности различают следующие основные разновидности учреждений: государственные органы и органы местного самоуправления; образовательные учреждения; медицинские учреждения; учреждения культуры; научные учреждения; социальные учреждения; благотворительные учреждения [15].

Имущество учреждения закрепляется за ними на праве оперативного управления. Оно позволяет использовать имущество только для выполнения тех функций, ради которых создавалось учреждение. Непосредственную передачу муниципального имущества в оперативное управление учреждению осуществляет муниципальный департамент. Он же контролирует эксплуатацию, сохранность, целевое использование переданного имущества, изымает ту его часть, которая не используется или используется не по назначению.

Предоставление муниципального имущества в аренду — это одна из наиболее преобладающих форм использования муниципального имущества, обеспечивающая значительную часть поступлений денежных средств в муниципальный бюджет. На практике различают 3 основные формы сдачи в аренду муниципального имущества: аукцион; конкурс; краткосрочная аренда.

Аукцион представляет собой такой способ выявления арендатора, когда на публичных торгах право на заключение договора аренды получает соискатель, предложивший наивысшую цену за это право.

Конкурс — такой способ определения арендатора, когда администрация МО заранее определяет условия аренды, и договор аренды заключается с тем претендентом, предложения которого в наибольшей степени отвечают этим условиям.

В случае передачи в краткосрочную аренду (на срок до 11 месяцев), в качестве арендатора, как правило, выступает юридическое/физическое лицо, которое уже арендовало указанное имущество, и к которому нет претензий в части соблюдения действующего договора аренды.

Традиционно под залогом принято понимать такую форму обеспечения обязательств должника перед кредиторами, при которой последние приобретают право получить удовлетворение обязательств за счет заложенного имущества.

В практике муниципального управления передача муниципального имущества в залог предусматривает формирование и использование по мере необходимости специального муниципального залогового фонда. Под таким фондом принято понимать оцененную совокупность объектов муниципальной собственности, предназначенных для покрытия инвестиционных рисков. Основным назначением муниципального залогового фонда является гарантия возврата кредитов, привлекаемых администрацией муниципального образования, а также обеспечение муниципальных инвестиционных программ.

Доверительное управление — такая форма использования муниципального имущества, при которой одна сторона передает другой на определенный срок свое имущество для осуществления управления им в интересах передающей стороны.

Приватизация — смена формы собственности, продажа муниципального имущества в частные руки. Приватизацией местные власти пытаются решить свои бюджетные проблемы, освободиться от обременительных расходов по содержанию малорентабельных и убыточных предприятий, а одновременно расширить налоговую базу и соответствующие доходы за счет приватизированных предприятий. Кроме того приватизация в некоторых случаях позволяет повысить эффективность местной экономики, расширить предложение товаров и услуг на местном рынке. Приватизация открывает новые возможности для эффективного использования оборудования, снижения накладных расходов, найма квалифицированного персонала, изменение структуры занятости в интересах более рационального хозяйствования. В случае, если местные власти в силу определенных причин не могут отдать муниципальные предприятия в частные руки (социальные службы, объекты культуры, образования), они проводят частичную приватизацию. При этом местные власти сохраняют за собой рычаги управления и контроля, оговаривая эти ограничения в рамках соответствующего договора.

Объекты приватизации: здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, незавершенные строительством объекты, МУП, иные объекты. Процесс приватизации муниципального имущества осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемой программой, которая подготавливается департаментом муниципальной собственности или Комитетом по управлению имуществом, рассматривается и утверждается представительным органом. Предложения в проект программы приватизации также вносят и отраслевые департаменты. Различают следующие способы приватизации: аукцион; конкурс; продажа посредством публичного предложения; продажа без объявления цены [12].

Таким образом можно выделить следующие принципы выработки единых правил и процедур по распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости:

безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления участков и иной недвижимости на безвозмездной основе;

использование высокодоходных земельных участков и объектов недвижимости в коммерческих целях;

предоставление в аренду земельных участков и объектов недвижимости путем проведения торгов при наличии двух и более заявителей;

учет при предоставлении земельных участков и объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в регионе;

продажа объектов незавершенного строительства на инвестиционных условиях, исходя из их рыночной стоимости;

отнесение доходов от использования участков и иного недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования, а также от их продажи или иного возмездного отчуждения к неналоговым доходам местного бюджета.

ЛИТЕРАТУРА

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1–4: [принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года]. – М.: Омега-Л – 2017 – 558 с.

Земельный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 16 июля 1998 года]. — М.: Омега-Л. – 2017. — 139 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1–2: [принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года]- М.: Эксмо-Пресс. – 2017. — 960 с.

О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федер. закон: [принят Гос. Думой 21.07.1997 г., с изменениями на 08.03.2015 г.]. – М.: Проспект. – 103 с. – (Актуальный закон).

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон [принят Гос. Думой от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.02.2017)]/ — М.: Россия — 15 с.

О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона: федер. закон: [принят Гос. Думой 07.06.2013 г.: в редакции от 21.07.2014]. – М. : Ось-89. – 46 с. – (Актуальный закон)

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации: федер. закон: [ принят ГД ФС от 30.12.2008 N 311-ФЗ]. — М.:Россия — 10 с.

О внесении в Единый государственный реестр прав записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйного имущества: постановление Правительства РФ [принят от 16.10.2013 N 927 (ред. от 30.06.2014)]. — М.: Проспект. — 29 с.

Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей: постановление Правительства РФ [принят от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004)]. — М.: Проспект. — 15 с.

Ансофф И. Стратегическое управление Текст.: пер. с англ. / И. Ансофф. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 62 с.

Государственное и муниципальное управление: учебно-практическое пособие / В.В. Крупенков, Н.А. Мамедова, А.А. Мельников, Т.А. Кривова. — М.: Евразийский открытый институт, 2012. — 335 с.

Пьянов С.П. Процесс муниципального управления / С.П. Пьянов. — М.: Лаборатория книги, 2016. — 203 с.

Студенческий научный форум — 2018
X Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».