Содержание:
Транспортировка отходов
Пренебрегать этапом транспортировки отходов в комплексе работ по утилизации как это делалось ранее невозможно. Вывозили отходы производства, как правило, на свалки или направляли в отвалы, и такие действия привели к ухудшению экологической обстановки.
Сегодня от таких методов, к счастью, уже отказались. Кроме того, на сегодняшний день в полной мере осознана значимость самого процесса транспортировки отходов и техники, которая задействована в его осуществлении.
Требования к транспортировке опасных отходов
Перевозка опасных отходов невозможна при несоблюдении следующих правил: транспортное средство обязательно должно быть оборудовано в соответствии с нормами и иметь специальный отличительный знак, а на опасные отходы перевозчики должны иметь паспорт.
Подробные требования к транспортировке отходов изложены в «Правилах перевозки опасных грузов». Поскольку неправильная транспортировка опасных отходов влечет за собой необратимые последствия для окружающей среды.
В силу того что отходы разграничиваются на пять классов опасности, их перемещение требует классификации. Кроме класса опасности, на технологию транспортировки отходов влияет их агрегатное состояние: например, жидкие отходы помещаются, в зависимости от объема, в специальные цистерны, контейнеры, емкости и тары, предотвращающие разливание опасного вещества.
Поэтому при транспортировке отходов следует учитывать, во-первых, класс опасности отходов, во-вторых, их агрегатное состояние, а также состояние сохранности упаковки (если это, к примеру, просроченные пестициды).
Сегодня для утилизации отходы перемещаются на специально оборудованные полигоны, поскольку лимиты хранения в непредназначенных для этого местах ограничены. Поэтому конечным пунктом назначения транспортировки отходов являются специализированные полигоны. Некоторые (особенно жидкие токсичные) отходы перед перевозкой обезвреживаются или обезвоживаются.
Перевозку или перемещение отходов доверяют “ЭкоЛогике”
Компания «ЭкоЛогика» предлагает все необходимое для безопасной транспортировки отходов.
Во-первых, мы имеем все лицензии на деятельность по транспортировке отходов.
Во-вторых, наши транспортные средства оборудованы по всем нормам и предназначены для перевозки отходов 1—5 классов опасности. Перевозку отходов в жидком состоянии мы осуществляем в специальных цистернах. Кроме того, у нас предусмотрена особая тара и герметичные пластиковые пакеты для перемещения других типов отходов.
В-третьих, в нашей команде работают только профессионалы: опытные водители и квалифицированный сопроводительный персонал, имевших опыт со всеми ситуациями, включая трансграничное перемещение отходов.
Телерадиокомпания «Новый Век» является первым спутниковым оператором в Республике Татарстан.
Какие требования предъявляют к компаниям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности?
Организация работы по охране труда
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.02.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, в статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — закон № 89-ФЗ) установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (закон № 99-ФЗ), т.е. рассматриваемые виды деятельности можно осуществлять только при наличии лицензии. Эта норма закона, с учетом внесенных в закон изменений, вступит в силу первого января следующего года, а не первого июля текущего, как предусматривалось ранее. При этом если лицензия была получена до 01.07.2015 ее действие сохраниться до 01.01.2019.
Определения лицензируемых видов деятельности в области обращения с отходами даны в ст. 1 закона № 89-ФЗ.
Сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Т.е. начальный этап обращения с отходами – размещение «мусора» гражданами, сотрудниками организаций в специальных контейнерах.
Транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах (перевозка отходов от места образования к местам переработки или на полигоны специально оборудованным транспортом).
Обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Эта стадия включает в себя, в том числе, выделение полезных фракций (бумага, полиэтилен, стекло), разбор отходов (например, отработанных люминесцентных ламп или аккумуляторов) и прочее.
Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). Например, использование выделенной из отходов бумаги для создания картона.
Обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (например, проведение работ по сжиганию отработанных масел для получения тепла).
Размещение отходов – хранение и захоронение отходов (как правило, размещение отходов на полигонах).
В связи с изменениями в законодательстве Министерством природных ресурсов Российской Федерации был разработан регламент получения лицензий. Правительством Российской Федерации 03.10.2015 принято постановление № 1062 «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности» (далее – Положение).
Правила транспортировки отходов 1-4 класса опасности
Транспортировка отходов 1 – 4 класса опасности – один из наиболее опасных видов деятельности. Неправильно организованный вывоз утильсырья может повлечь за собой большое количество проблем не только для человека, но и для экологии в целом. Для регулирования перевозки опасных отработок 1 — го класса, разработаны правила перевозки, которые необходимо соблюдать региональному оператору и индивидуальным предпринимателям.
Общие правила и положения
Требования к транспортированию опасных отходов специализированной техникой регламентированы Постановлением правительства Российской Федерации от 23 апреля № 372 с приказом Министерства транспорта от 1 января 2001 № 77.
Постановление Правительства РФ от 10 июня 2002 года под № 402 устанавливает дополнительные требования к вывозу опасных отходов, связанные со специализированным транспортом и его оснащением.
- На транспортирование отходов ограниченного объема на одном транспортом средстве
- Для перевозимых опасных и безопасных материалов в цистернах, батареях и баках
Организация транспортировки
Государство установило ряд правил, регулирующих организацию перевозки отходов 1 — го класса опасности, которые предприниматели обязаны следовать:
- Обязанности контроля за деятельность по обращению с утилем (в том числе за транспортировкой) ложатся на плечи инженера по охране окружающей среды, работающего на предприятии.
- Первый начальник предприятия должен назначить ответственное лицо, который контролирует процесс перевозки мусора 1 — го и 2 — го класса опасности.
В должностные обязанности ответственного за вывоз мусора сотрудника входят:
- Контроль соблюдения основных правил по пожарной безопасности
- Осуществление своевременной транспортировки опасных отработок и их отправка лицензированной организации
- Непосредственное наблюдение за погрузкой утильсырья
- Принятие мер для организации безопасности сотрудников, которые занимаются вывозом мусора
Задача грузоотправителя – определить необходимость в сопровождении груза. Если договор перевозки опасных отработок 1 — го и 2 — го класса предусматривает такую процедуру, то отправитель обязан назначить ответственное лицо.
Система безопасности при вывозе утильсырья
Безопасность – главная задача, которая должна быть выполнена при перевозке опасных отходов 1 — го и 2 — го класса. Безопасность должна обеспечиваться ответственным лицом, назначенным от организации, которая осуществляет вывоз мусора.
Основные требования к транспортированию отходов:
- Безопасность гарантируется за счет соблюдения инструкции по обращению с отработками, принятой в организации
- Отправитель и грузополучатель обязаны совместно обеспечить практические мероприятия по безопасности сотрудников
- Непредвиденные инциденты, возникшие в результаты перевозки отходов 1 — го и 2 — го класса мусора, устраняются на основании плана действия при возникновении опасной ситуации.
- Лицо, ответственное за транспортировку, обязано контролировать процесс погрузки и разгрузку утильсырья.
- Строго запрещено использовать грузозахватные механизмы, способные создать дефект тары и падение груза.
Требования к персоналу и правила перевозки
Персонал – ключевое звено, которое осуществляет обслуживание перевозки. Правила вывоза опасных отработок 1 — го класса устанавливают следующие требования для сотрудников:
- Водитель, который перевозит утильсырье, обязуется пройти инструктаж и соблюдать все правила дорожного движения.
- Перед началом рейса водитель пройти медосмотр, который подтвердит пригодность сотрудника к поездке.
- В паспорт транспорта вносятся отметки, которые подтвердят прохождение водителем инструктажа и медицинского осмотра.
- Во время маршрута у водителя должен иметься пакет документов: паспорт на автомобиль, лист с актуальным и альтернативным маршрутом, бланк с действиями во время чрезвычайных ситуаций, товарно — транспортная накладная.
Инструкция подразумевает наличие в машине двух лиц – непосредственно самого водителя и сопровождающего, который отвечает за сохранность тары и качество крепежа.
Ликвидация последствий аварии
Далеко не всегда водитель при вывозе опасных остатков 1 — го и 2 — го класса может избежать аварии. На этот случай организация должна разработать правила, задача которых – исправить последствия возникшей аварии.
Стандартные правила перевозки утверждают:
- Лица, задача которых заключается в транспортировке мусора 1 — го и 2 — го класса, разрабатывают правила и порядок действий. План действий выдается водителю.
- В плане действий утверждены правила сообщения, прибытия и правила действий специализированной бригады и обслуживающих сотрудников.
- При возникновении непредвиденных инцидентов водитель и второй сопровождающий имеют право самостоятельно ликвидировать аварию.
- Правила ликвидации аварий разрешают проводить ремонтные работы по восстановлению поврежденных тар только на пригодных для этого площадках.
- В случае ДТП сотрудник, ответственный за вывоз опасного груза 1 — го и 2 — го класса, на основании установленного порядка оповещает ГИБДД, организацию и вызывает бригаду.
- Для снижения рисков при перевозке правила предусматривают наличие специальной укрепленной тары или приспособлений.
Транспортирование опасных отходов с соблюдением установленных правил – обязательное условие для деятельности организации. Неправильная транспортировка опасных отходов карается штрафом, размер которого зависит от нанесенного ущерба, или приостановить деятельности компании.
Перевозка отходов 4 класса опасности
(Архив) тему, страницу
Оставлять сообщения на форуме могут только зарегистрированные пользователи
Перевозка отходов 4 класса опасности
Подскажите пожалуйста, отменено ли лицензирование на перевозку отходов 4 класса опасности?
Достаточно ли иметь договор на утилизацию с полигоном?
спасибо!
RE: Перевозка отходов 4 класса опасности
extralabs,
нарыл, что вроде как санэпидзаключение все-таки требуется. так?
RE: Перевозка отходов 4 класса опасности
В следующий раз давайте ссылку, где такая бредятина написана. Путевой лист, паспорт опасного отхода, накладная на груз.
RE: Перевозка отходов 4 класса опасности
Почему удалили мое сообщение?
именно тут и написано что СЭЗ необходимо. Можете как-то прокомментировать?
RE: Перевозка отходов 4 класса опасности
Та-а-а-к! Вы куда ссылку даете? Какой нормативный документ упоминается? Никакого. Письмо не есть нормативный документ. Но даже в упоминаемом письме Роспотребнадзора № 01/12592-1-32 от 3 октября 2011 сказано совсем другое.
Вы само письмо читали?
«ОТМЕНЕНЫ требования о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений:
.
— на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности.»
Один пукнул со страху .
RE: Перевозка отходов 4 класса опасности
В соответствии с п.1 ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Требования к транспортированию отходов I — IV класса опасности»:
Статья 16. Требования к транспортированию отходов I-IV класса опасности
1. Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта отходов I-IV класса опасности;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи отходов I-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в пункт 2 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст статьи в предыдущей редакции
2. Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок выдачи специального разрешения на транспортировку опасных грузов утвержден Приказом Минтранса России от 4 июля 2011 г. №179.
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (пункт вступил в силу с 15.04.2012).
Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155.
Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР.
На предприятии обязательно наличие:
Механик, врач, ремонтный персонал (слесарь, электрик, гидравлик,…), диспетчер, логистик.
Место стоянки мусоровозов (теплый бокс), ремонтная яма. Организация системы заправки топливом.
Кроме того:
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641
1. Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы:
г) автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов;
Перевозка отходов требования
Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
• наличие паспорта опасных отходов;
• наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
• соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
• наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузо-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Трансграничное перемещение отходов
Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.
Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.
Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации
Транзитные перевозки опасных отходов осуществляются на основании разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов. Разрешение выдается компетентным органом – Министерством природных ресурсов России.
Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие трансграничную (транзитную) перевозку отходов (уведомители), представляют в МПР России (его территориальный орган) следующие документы:
• заявление о выдаче разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку отходов с указанием количества отходов, кода по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), планируемых сроков перевозки, а также государств — участников трансграничной (транзитной) перевозки отходов;
• уведомление установленного Секретариатом Базельской конвенции образца (в 3-х экземплярах) о трансграничной (транзитной) перевозке отходов (приложение 2) и документ о трансграничной (транзитной) перевозке отходов (приложение 3);
• паспорт отхода для опасных отходов (ст. 14, 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»);
• контракт экспортера и организации государства импорта, отвечающей за использование или захоронение отходов, в котором указаны способы экологически безопасного обращения с соответствующими отходами;
• копии учредительных документов;
• копию лицензии получателя опасных отходов на деятельность по обращению с опасными отходами в случае их импорта в Российскую Федерацию, если необходимость получения такой лицензии устанавливается законодательством Российской Федерации;
• при ввозе опасных отходов в Российскую Федерацию
• согласование территориального органа МПР РФ по месту назначения отходов;
• документ, подтверждающий обеспечение трансграничной перевозки опасных отходов страховыми и другими финансовыми гарантиями, а также иными обязательствами производителя (экспортера, посредника, импортера, перевозчика или организации Российской Федерации, отвечающей за использование отходов), которые призваны обеспечить проведение альтернативных мероприятий в отношении отходов в случае невозможности осуществления поставки, использования отходов согласно контракту или других непредвиденных событий или аварий (пункт 14 раздела III, пункт 17 раздела IV, пункт 22 раздела V Положения о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.96 N 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»);
• документ, подтверждающий оплату за выдачу разрешения на трансграничную перевозку опасных отходов, в соответствии с «Порядком взимания и использования платы за выдачу разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов» (Приказ Госкомэкологии России от 04.03.98 N 127 «О порядке взимания и использования платы за выдачу разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов», зарегистрированный Минюстом России 08.04.98, рег. N 1505 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 9).
Уведомитель, осуществляющий экспорт (транзит) опасных отходов с территории (через территорию) Российской Федерации, представляет дополнительно разрешение компетентного органа государства импорта на импорт опасных отходов.
Документы, при импорте отходов на территорию Российской Федерации представляют на русском языке, а при экспорте с территории (или транзита через территорию) Российской Федерации представляют на русском языке и языке государства импорта.
Правила транспортировки отходов 1-4 класса опасности
Транспортировка отходов 1 – 4 класса опасности – один из наиболее опасных видов деятельности. Неправильно организованный вывоз утильсырья может повлечь за собой большое количество проблем не только для человека, но и для экологии в целом. Для регулирования перевозки опасных отработок 1 — го класса, разработаны правила перевозки, которые необходимо соблюдать региональному оператору и индивидуальным предпринимателям.
Общие правила и положения
Требования к транспортированию опасных отходов специализированной техникой регламентированы Постановлением правительства Российской Федерации от 23 апреля № 372 с приказом Министерства транспорта от 1 января 2001 № 77.
Постановление Правительства РФ от 10 июня 2002 года под № 402 устанавливает дополнительные требования к вывозу опасных отходов, связанные со специализированным транспортом и его оснащением.
- На транспортирование отходов ограниченного объема на одном транспортом средстве
- Для перевозимых опасных и безопасных материалов в цистернах, батареях и баках
Организация транспортировки
Государство установило ряд правил, регулирующих организацию перевозки отходов 1 — го класса опасности, которые предприниматели обязаны следовать:
- Обязанности контроля за деятельность по обращению с утилем (в том числе за транспортировкой) ложатся на плечи инженера по охране окружающей среды, работающего на предприятии.
- Первый начальник предприятия должен назначить ответственное лицо, который контролирует процесс перевозки мусора 1 — го и 2 — го класса опасности.
В должностные обязанности ответственного за вывоз мусора сотрудника входят:
- Контроль соблюдения основных правил по пожарной безопасности
- Осуществление своевременной транспортировки опасных отработок и их отправка лицензированной организации
- Непосредственное наблюдение за погрузкой утильсырья
- Принятие мер для организации безопасности сотрудников, которые занимаются вывозом мусора
Задача грузоотправителя – определить необходимость в сопровождении груза. Если договор перевозки опасных отработок 1 — го и 2 — го класса предусматривает такую процедуру, то отправитель обязан назначить ответственное лицо.
Система безопасности при вывозе утильсырья
Безопасность – главная задача, которая должна быть выполнена при перевозке опасных отходов 1 — го и 2 — го класса. Безопасность должна обеспечиваться ответственным лицом, назначенным от организации, которая осуществляет вывоз мусора.
Основные требования к транспортированию отходов:
- Безопасность гарантируется за счет соблюдения инструкции по обращению с отработками, принятой в организации
- Отправитель и грузополучатель обязаны совместно обеспечить практические мероприятия по безопасности сотрудников
- Непредвиденные инциденты, возникшие в результаты перевозки отходов 1 — го и 2 — го класса мусора, устраняются на основании плана действия при возникновении опасной ситуации.
- Лицо, ответственное за транспортировку, обязано контролировать процесс погрузки и разгрузку утильсырья.
- Строго запрещено использовать грузозахватные механизмы, способные создать дефект тары и падение груза.
Требования к персоналу и правила перевозки
Персонал – ключевое звено, которое осуществляет обслуживание перевозки. Правила вывоза опасных отработок 1 — го класса устанавливают следующие требования для сотрудников:
- Водитель, который перевозит утильсырье, обязуется пройти инструктаж и соблюдать все правила дорожного движения.
- Перед началом рейса водитель пройти медосмотр, который подтвердит пригодность сотрудника к поездке.
- В паспорт транспорта вносятся отметки, которые подтвердят прохождение водителем инструктажа и медицинского осмотра.
- Во время маршрута у водителя должен иметься пакет документов: паспорт на автомобиль, лист с актуальным и альтернативным маршрутом, бланк с действиями во время чрезвычайных ситуаций, товарно — транспортная накладная.
Инструкция подразумевает наличие в машине двух лиц – непосредственно самого водителя и сопровождающего, который отвечает за сохранность тары и качество крепежа.
Ликвидация последствий аварии
Далеко не всегда водитель при вывозе опасных остатков 1 — го и 2 — го класса может избежать аварии. На этот случай организация должна разработать правила, задача которых – исправить последствия возникшей аварии.
Стандартные правила перевозки утверждают:
- Лица, задача которых заключается в транспортировке мусора 1 — го и 2 — го класса, разрабатывают правила и порядок действий. План действий выдается водителю.
- В плане действий утверждены правила сообщения, прибытия и правила действий специализированной бригады и обслуживающих сотрудников.
- При возникновении непредвиденных инцидентов водитель и второй сопровождающий имеют право самостоятельно ликвидировать аварию.
- Правила ликвидации аварий разрешают проводить ремонтные работы по восстановлению поврежденных тар только на пригодных для этого площадках.
- В случае ДТП сотрудник, ответственный за вывоз опасного груза 1 — го и 2 — го класса, на основании установленного порядка оповещает ГИБДД, организацию и вызывает бригаду.
- Для снижения рисков при перевозке правила предусматривают наличие специальной укрепленной тары или приспособлений.
Транспортирование опасных отходов с соблюдением установленных правил – обязательное условие для деятельности организации. Неправильная транспортировка опасных отходов карается штрафом, размер которого зависит от нанесенного ущерба, или приостановить деятельности компании.
Транспортирование опасных отходов автомобильным транспортом
В настоящее время в нормативных актах термин «опасные отходы» заменен на термин «отходы I-IV класса опасности». Помимо общих правил по перевозке на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются требования к транспортированию опасных грузов. Следует подчеркнуть, что далеко не все отходы I-IV класса опасности являются опасными грузами. Опасные грузы имеют собственные критерии опасности и классификацию.
Основным документом международного уровня, регламентирующим перевозку опасных грузов является «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ).
Это Соглашение, разработанное Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в Женеве в 1957 году, многократно пересмотренное и дополненное, в рамках которого большинство европейских государств согласовали общие правила дорожной перевозки опасных грузов через их границы и по их территориям.
Требования к транспортированию опасных отходов
Статья 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим:
- свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы,
- свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов,
- специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов.
Также устанавливается ответственность за перевозку опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов. Статья 247 Уголовного Кодекса России определяет ответственность за нарушение установленных правил при транспортировке отходов, которое повлекло причинение вреда людям или природе. О каких же правилах идет речь?
Статья 16 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает общие требования к транспортированию отходов:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Та же статья устанавливает, что порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, т.е. Министерством транспорта РФ. Однако такого порядка, утвержденного Минтрансом, не существует. В настоящее время применяются «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные Приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73.
В соответствии с п. 1.4 «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Не так давно из законодательства был исключен не только сам термин «опасные отходы», но и определение опасных свойств. Из ФККО и банка данных об отходах исключили сведения об опасных свойствах. В паспорте отходов I — IV классов опасности теперь также не указываются опасные свойства. Таким образом, документально подтвержденная идентификация опасных свойств отходов невозможна. Поэтому, при определении опасных грузов необходимо руководствоваться «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
Классификация опасных грузов
Прежде чем перевозить опасные отходы, необходимо определить их опасные свойства и класс опасности. В этом может помочь ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Различают следующие опасности:
- легковоспламенимость,
- горючесть,
- самовоспламенимость,
- спонтанные реакции (полимеризация),
- опасные реакции с водой или другими веществами,
- взрывчатость,
- повышенная ядовитость, опасность для здоровья,
- разъедающее, коррозийное действие,
- выделение ядовитых газов при горении,
- угроза водным ресурсам,
- давление газов,
- радиоактивность,
- инертность,
- опасность заражения,
- высокая температура и т.д.
В соответствии с рекомендациями ООН для перевозимых опасных грузов была осуществлена классификация, которая предусматривает деление опасных грузов на классы (классы опасности):
- 1 класс — взрывчатые материалы (ВМ);
- 2 класс — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
- 3 класс — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ); легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);
- 4 класс — самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
- 5 класс — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
- 6 класс — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
- 7 класс — радиоактивные материалы (РМ);
- 8 класс — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
- 9 класс — прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы.
Для перевозки особо опасных грузов 1-7 класса может потребоваться разрешение на перевозку (Приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов».
Лицензирование перевозки отходов
В статье 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отмечается, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.
В данном законе также дается определение термину «транспортирование отходов» — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Иначе говоря, лицензирование требуется при перевозке отходов между предприятиями, вне зависимости от права собственности на отходы.
Обязательным условием лицензирования является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.
Санитарно-гигиенические требования к перевозке отходов
Согласно п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» транспортировка промышленных отходов вне предприятия осуществляется всеми видами транспорта — трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм.
Перемещение отходов на территории промышленного предприятия должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к территориям и помещениям промышленных предприятий. При перемещении отходов в закрытых помещениях следует использовать гидро- и пневмосистемы, автокары.
Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.
Требования к таре и упаковке
Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка». Данный ГОСТ предусматривает разную степень стойкости упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность. Кроме того, в п.7а говорится, что все образцы тары и упаковки должны проходить испытания на прочность (в приводимой таблице перечисляются виды испытаний: падение, сдавление и т.д.), что должно быть подтверждено соответствующим сертификатом. Таким образом при транспортировке особо опасных отходов нелишним будет запастись ксерокопией сертификата на используемую упаковку и тару.
Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.
Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично (обеспечивать непроницаемость газов, паров и жидкостей).
Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п.2.1.43, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона. Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками.
Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.
Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).
При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.
Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном транспортном средстве. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество. Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой. Масса брутто такого места не должна превышать 50 кг. Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества. Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы аналогичным образом.
Требования к маркировке
В соответствии с ГОСТом 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» на транспортную тару и транспортные средства с опасными грузами наносят знаки опасности, соответствующие классу и подклассу, к которому отнесен данный груз. На транспортную тару и транспортные средства, содержащие остатки опасных грузов, также наносят знаки опасности. Если груз обладает несколькими видами опасности, на упаковку и транспортные средства наносят все знаки, соответствующие видам опасности.
Согласно статье 2.8 «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» информационные таблицы, устанавливаемые на транспортные средства для обозначения класса перевозимого груза, должны изготавливаться в соответствии с размерами, указанными в приложении 7.4 к Правилам (см. рисунок), и с соблюдением следующих требований:
- общий фон таблицы белый;
- фон граф «КЭМ» и «№ ООН» оранжевый;
- рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом;
- наименование граф (КЭМ, № ООН) и надпись в знаке опасности выполняются белым цветом;
- рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака;
- толщина букв в графах «КЭМ» и «№ ООН» равна 15 мм, а на знаке опасности — не менее 3 мм;
- рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной, равной 15 мм;
- написание буквенно-цифрового кода экстренных мер (КЭМ) производится в любом порядке букв и цифр.
Соответствующие знаки опасности должны быть укреплены:
- на транспортных средствах со встроенными цистернами: с боковых сторон и сзади;
- на транспортных средствах со съемными цистернами: с боковых сторон и сзади;
- на транспортных средствах с батареями сосудов: на боковых сторонах батареи сосудов;
- на транспортных средствах с цистерновыми контейнерами: на боковых сторонах контейнеров-цистерн;
- если знаки не видны снаружи — также на обеих боковых сторонах и сзади транспортного средства.
К маркировке неочищенных порожних транспортных средств применяются те же предписания, что и к груженным. Знаки опасности, которые не соответствуют перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть сняты или прикрыты.
Знаки опасности должны быть расположены таким образом, чтобы они были видны аварийно-спасательному персоналу.
Требования к водителю
В статье 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указываются требования к профессиональной подготовке. Лица, допущенные к транспортированию отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.
Выдача свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, осуществляется в соответствии с «Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы», утвержденной приказом Ространснадзора от 03.09.2013 № АК-966фс.
Требования к сопроводительным документам
Согласно «Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
- лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»(в нашем случае — копия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности);
- путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» N опасного груза по списку ООН;
- свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (Приложение 7.12);
- аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5);
- товарно — транспортную накладную;
- адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.
Идентификация отходов как опасных грузов
Некоторым отходам соответствуют номера ООН. Например:
- № ООН: 3175 Класс: 4.1 СМЕСИ ВЕЩЕСТВ ТВЕРДЫХ (ТАКИЕ, КАК ПРЕПАРАТЫ И ОТХОДЫ), СОДЕРЖАЩИЕ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩУЮСЯ ЖИДКОСТЬ, Н.У.К., с температурой вспышки до 61°С;
- № ООН: 3077 Класс: 9 ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ, ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ , Н.У.К.;
- № ООН: 3082 Класс: 9 ВЕЩЕСТВО ЖИДКОЕ, ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, Н.У.К.;
- № ООН: 3291 Класс: 6.2 (БИО)МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ, Н.У.К.;
- № ООН: 1832Класс: 8 КИСЛОТА СЕРНАЯ ОТРАБОТАННАЯ;
- № ООН: 1826. Класс: 8 СМЕСЬ КИСЛОТНАЯ НИТРУЮЩАЯ ОТРАБОТАННАЯ с содержанием азотной кислоты не более 50%;
- № ООН: 1376 Класс: 4.2 ЖЕЛЕЗА ОКСИД ОТРАБОТАННЫЙ — ОТХОДЫ, полученные при очистке каменноугольного газа;
- № ООН: 1932. Класс: 4.2 ЦИРКОНИЯ ОТХОДЫ;
- № ООН: 1345. Класс: 4.1 КАУЧУК В ОТХОДАХ – порошок или гранулы;
- № ООН: 2809. Класс: 8 Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;
- № ООН: 2814 Класс6.2 Канализационные отходы.
Естественно, что идентификация опасных грузов осуществляется главным образом не по наименованию отходов, а по основным веществам, составляющим отходы.
Актуальный текст Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) можно найти на сайте UNECE.