Полномочия местных органов социального обеспечения

Автор: | 22.02.2018

Полномочия местного самоуправления в социальной сфере

Местное самоуправление призвано осуществлять многообразные функции в социально-культурной сфере жизни населения. Социально-культурная область деятельности органов местного самоуправления включает в себя вопросы: образования, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения, а также культуры. Основой деятельности органов местного самоуправления в данной области является муниципальная собственность, которая позволяет развивать как муниципальные системы и структуры в области образования, культуры, здравоохранения, коммунально-бытового и иного обслуживания населения, так и такого рода частные системы.

Рассмотрим полномочия местного самоуправления в социальной сфере.

В области образования. В ведении органов местного самоуправления находятся вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального образования.

Органы местного самоуправления формируют местные (муниципальные) органы управления образования, определяют их структуру и полномочия. По согласованию с государственными органами управления образованием органы местного самоуправления назначают и увольняют руководителей местных органов управления образованием. К ведению органов местного самоуправления относится также планирование, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием в целях осуществления государственной политики в области образования.

В сфере образования органы местного самоуправления призваны осуществлять деятельность по регулированию пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, по созданию и ликвидации местных органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определению их структуры и полномочий.

К числу полномочий органов местного самоуправления в сфере образования относятся также их обязанности: по строительству зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий; по контролю за условиями аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательным учреждениям; по использованию государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования; по установлению дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относится формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования.

Органы местного самоуправления в соответствии с действующими нормами принимают меры к обеспечению стипендиями, местами в общежитиях и в интернатах и иными видами льгот и материальной помощи. Они также возлагают организацию питания в образовательных учреждениях на образовательные учреждения и организации общественного питания.

Органы местного самоуправления обеспечивают гражданам возможность выбора общеобразовательного учреждения.

Муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению платные дополнительные образовательные услуги. Органы местного самоуправления оказывают поддержку общественным объединениям, ведущим работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Полномочия в области занятости населения органы местного самоуправления осуществляют в тесной связи с центрами занятости в районах и городах, которые выступают территориальными подразделениями Федеральной государственной службы занятости населения. Органы местного самоуправления в период массового высвобождения рабочих мест призваны: анализировать влияние массового высвобождения на рынок труда; координировать осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников; осуществлять посредническую роль при решении конфликтных ситуации между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников; оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовые высвобождения; разрабатывать мероприятия по содействию занятости в условиях массового высвобождения; готовить предложения по перепрофилированию или приватизации предприятий. Кроме этого, органам местного самоуправления предоставлено право по предложению службы занятости и профсоюзных органов реализовывать решение о приостановке или поэтапном проведении высвобождения или самостоятельно приостанавливать на срок до 6 месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.

У органов местного самоуправления есть право осуществлять квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи.

В настоящее время расширяются полномочия органов местного самоуправления по организации временной занятости несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), а также организации общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

В области охраны здоровья. Охрана здоровья в РФ является важнейшей национальной задачей. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения.

Органы местного самоуправления призваны решать вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения. Органы местного самоуправления ответственны на своей территории за реализацию права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Для осуществления такого рода деятельности законодательство РФ наделяет органы местного самоуправления соответствующими полномочиями: формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие сети муниципальных учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта; создание условий для развития частной системы здравоохранения; формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан.

В сфере здравоохранения органы местного самоуправления выдают лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления соответствующего субъекта РФ. Государство обязывает органы местного самоуправления: осуществлять контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи учреждениям государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицам, занимающимся частной медицинской практикой; обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявлять факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье граждан, информировать о них население и проводить мероприятия по их устранению; осуществлять профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и природоохранительные мероприятия и т.д.

В области молодежной политики. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются правом организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью. Это важная позиция закона, которая определила наконец место молодежной политики в системе разграничения полномочий. Ранее данное полномочие прямо не было закреплено ни за уровнями государственной власти, ни за местным самоуправлением.

Еще одним важным решением законодателей является возвращение органов местного самоуправления в систему социальной поддержки населения.

В области социальной поддержки населения. Конституция РФ, определяя наше государство как социальное государство, гарантирует право на труд, право на защиту от безработицы, на социальное обеспечение по возрасту, в случаи болезни, инвалидности, потери кормильца и т.д.. В РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивающих поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В реализации этих важнейших государственных задач активную роль играют органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, перерасчет, выплату и доставку государственных пенсий осуществляют местные органы социальной защиты. Органа местного самоуправления из собственных и привлеченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям.

Органы местного самоуправления участвуют в организации социального обслуживания населения. К учреждениям социального обслуживания относятся: центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; стационарные учреждения социального обслуживания, иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивает контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Органы местного самоуправления должны создавать муниципальный жилищный фонд социального назначения, который является составной частью муниципального сектора социального обслуживания. Муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут бать перепрофилированы на иные виды деятельности.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в качестве дотации. Социальное обслуживание осуществляется муниципальными социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказывается в порядке, установленном Правительством РФ. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливается ими самостоятельно.

Важное место в деятельности органов местного самоуправления по социальному обслуживанию населения занимает социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемых органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в социальной поддержке семьи, материнства и детства, которые находятся под защитой государства. Деятельность органов местного самоуправления в этой сфере социальной политики предполагает их участие в решении следующих общегосударственных задач: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей; уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям; улучшение охраны здоровья семьи; увеличение помощи семье в воспитании детей; содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда; поддержка деятельности женских, молодежных, детских общественных организаций; развитие сети школьных и внешкольных учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. В целях координации муниципальной деятельности в этой сфере в структуре органов местного самоуправления предусматривается создание комитетов по вопросам женщин, детей и семьи. Органы местного самоуправления вправе принимать местные программы, направленные на решение вопросов социальной поддержки семьи, материнства и детства.

Органы местного самоуправления создают условия и оказывают поддержку развитию малого и семейного предпринимательства, различных форм самозанятости. Они стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности, а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей.

Органы местного самоуправления осуществляют необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Органы местного самоуправления, при наличие уважительных причин, вправе разрешить вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, решать вопросы опеки и попечительства, предусмотренные Семейным кодексом РФ.

В сфере зашиты прав потребителей. Согласно законодательству РФ при местной администрации создаются органы по защите прав потребителей, которые призваны рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам законодательства о защите прав потребителей, анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей, осуществлять сбор информации о причинении вреда здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами) и направлять ее в Госстандарт России (его территориальные органы). При обнаружении потребителями недостатков товаров (работ, услуг) или выявлении опасных товаров (работ, услуг) органы по защите прав потребителей обязаны незамедлительно извещать об этом соответствующие службы Госстандарта России и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), а также предъявлять иски в суды по собственной инициативе или поручению потребителей.

Возвращена практика, когда отраслевые федеральные законы наделяют органы местного самоуправления вопросами местного значения в обход Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Полномочия местных органов социального обеспечения

9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан

Значительная роль в области управления социальной защитой граждан принадлежит органам местного самоуправления. Среди многих вопросов, решаемых ими в процессе своей деятельности, важ­ное место отводится вопросам социального обеспечения и защиты граждан, проживающих на подведомственной территории.

В соответствии с действующим законодательством местная адми­нистрация осуществляет управление учреждениями социального обеспечения. Она назначает и выплачивает пенсии и пособия, осуще­ствляя при необходимости доплаты к ним из собственных и привле­ченных средств.

На местную администрацию возложены функции по выявлению и учету лиц, которым необходима материальная поддержка и кото­рая осуществляется за счет местного бюджета.

В целях социальной защиты граждан она формирует фонд со­циальной защиты населения, распоряжается его средствами в соот­ветствии с его целевым назначением и принимает необходимые меры по его пополнению.

Одним из направлений ее деятельности в данной области являет­ся работа по улучшению жилищных, материальных, бытовых, соци­альных условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престаре­лых граждан; принятие мер по оказанию помощи гражданам, нужда­ющимся в обслуживании на дому. В случае необходимости направля­ет инвалидов, престарелых граждан в соответствующие учреждения социального обеспечения (дома инвалидов, престарелых и т.п.).

Местной администрации законодательством предоставлено право устанавливать за счет местного бюджета различные льготы лицам, нуждающимся в социальной защите, в частности, по оплате жилой площади и коммунальных услуг, проезда на общественном транспор­те, медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению и др.

Читайте так же:  Полномочия защитника по административному делу

В пределах своей компетенции местная администрация предос­тавляет льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей.

Она руководит опекой и попечительством. Осуществляя эту дея­тельность, местная администрация обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интер­наты, интернаты при школах; решает вопросы о передаче таких де­тей на воспитание в семьи граждан, а также вопросы усыновления (удочерения).

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» местная администрация решает задачи в области занятости населения, тесно взаимодействуя с район­ными и городскими центрами занятости населения.

Данная деятельность местной администрации строится с учетом Государственной политики в области занятости и включает в себя:

а) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

б) обеспечение свободного волеизъявления граждан в выборе ви­да занятости;

в) проведении специальных мероприятий, способствующих обес­печению занятости граждан, испытывающих трудности в поисках

г) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы;

д) разработку и реализацию программ повышения уровня заня­тости;

е) организацию с целью обеспечения временной занятости граж­дан общественных оплачиваемых работ (благоустройство, строитель­ство и ремонт дорог, зданий, сооружений, озеленение населенных пунктов и др.) за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств.

Местная администрация вправе получать от расположенных на подведомственной территории предприятий, учреждений, организа­ций сведения о высвобождении работающих и заслушивать по этим вопросам руководителей перечисленных организаций.

В соответствии с Положением об организации работы по со­действию занятости в условиях массового высвобождения,* утверж­денным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года местная администрация по предложению службы занятости и профсоюзных органов может приостановить на срок до шести месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 564.

В период массового высвобождения работников она координируем осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников; осуществляет посредническую роль при решении конфликтных ситуаций между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников; разрабатывает мероприятия по содействию занятости, в том числе по организации временной занятости граждан и др.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Приведем в качестве примера положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г. В нем под социальной защитой инвалидов предлагается понимать систему га­рантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедея­тельности и направленных на создание им равных с другими граж­данами возможностей участия в жизни общества. Социальная под­держка инвалидов определяется как система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенси­онного обеспечения.

Социальная защита населения представляет собой систему мер, направленных на предупреждение и компенсацию социального рис­ка, т.е. таких обстоятельств в жизни человека, которые связаны со снижением уровня и качества жизни, возникают по не зависящим от него обстоятельствам и которые он не может преодолеть само­стоятельно.

Социальное страхование распространяется только на экономиче­ски активное население, предполагает формирование страхового фонда за счет страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной трудовой доход застрахованных лиц и предоставление по­следним при наступлении страховых случаев социально-страхового обеспечения в виде пенсий, пособий или услуг.

Государственное социальное обеспечение распространяется на го­сударственных служащих (гражданских, военных и правоохрани­тельных структур), а также на граждан, которые стали жертвами радиационных и иных катастроф, стихийных бедствий.

Социальное страхование и государственное социальное обеспе­чение носят государственный характер и регулируются норматив­ными актами Российской Федерации (в отдельных случаях — ее субъектов) и по общему правилу не предполагают наделения орга­нов местного самоуправления соответствующими полномочиями.

Социальная помощь оказывается гражданам, имеющим средне­душевой доход в семье ниже прожиточного минимума, установлен­ного в субъекте РФ. Она регулируется нормативными актами субъ­ектов РФ (Федеральный закон «О государственной социальной по­мощи» от 16 июля 1999 г.).

Социальная поддержка предоставляется гражданам вне зависи­мости от уровня их дохода, если они нуждаются в ней в силу со­стояния здоровья, наличия заслуг перед обществом и государством или иных причин.

Законодательство о социальной защите населения развивается по двум основным направлениям:

1) регулирование отдельных форм социальной защиты (например, пенсионного обеспечения, содействия занятости и т.д.);

Полномочия органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к обеим названным группам, зафиксированы в муни­ципальном законодательстве и (или) в законодательстве о социаль­ной защите населения.

Интересно подчеркнуть, что Федеральный закон 1995 г. относил к вопросам местного значения обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения, а Федеральный закон № 131, диф­ференцированно регулируя вопросы местного значения для поселе­ний, муниципальных районов и городских округов, не упоминает о мерах социальной поддержки. Но органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями в области предоставления тех или иных мер социальной поддержки.

Наиболее актуальными в условиях жилищно-коммунальной ре­формы являются полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по предоставлению субсидий на оп­лату жилья и коммунальных услуг, которые следует рассматривать как меру социальной поддержки. В связи с вступлением в силу Жи­лищного кодекса РФ они были наделены полномочиями по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предоставления их гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством.

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были утверждены постановлением Прави­тельства РФ от 14 декабря 2005 г. Право на субсидию возникает у граждан в случае, если их расходы на оплату жилья и коммуналь­ных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандар­тов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищ­но-коммунальных услуг, превышают максимально допустимую до­лю расходов на данные цели в совокупном доходе семьи.

Финансирование субсидий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ в порядке, установленном органами государственной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственного полномочия по предоставлению гражданам субсидий в пределах средств, которые были выделены муниципальным образованиям на эти цели из бюджета субъекта РФ. В случае применения органами местного самоуправления при расчете субсидий местных стандартов, отличных от установленных на региональном уровне, дополнительные расходы на предоставле­ние субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

Право органов местного самоуправления устанавливать допол­нительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан было предусмотрено в ст. 20 Феде­рального закона № 131 (в ред. Федерального закона № 199). Такие меры могут быть установлены за счет средств бюджета муниципаль­ного образования, причем вне зависимости от наличия в федераль­ных законах положений, устанавливающих указанное право. Финан­сирование таких мер социальной поддержки не является обязанно­стью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не может служить основанием для выделения допол­нительных финансовых ресурсов из других бюджетов бюджетной системы РФ. Поэтому право граждан на меры социальной поддерж­ки, устанавливаемые муниципальными образованиями, не может рассматриваться как обеспеченное экономическими и юридическими гарантиями, а указанное полномочие органов местного самоуправле­ния вряд ли реально повлияет на общий уровень социальной защи­щенности граждан.

Наиболее значимыми являются полномочия органов местного самоуправления в регулировании такой формы социальной защиты, как содействие занятости населения. Согласно ст. 7(2) Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» (в редакции Феде­рального закона № 199) органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общест­венных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске ра­боты, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Таким образом, можно выделить две основные формы участия органов местного самоуправления в содействии занятости населения:

1) участие в организации общественных работ;

2) обеспечение временной занятости несовершеннолетних.

Под общественными работами понимается трудовая деятель­ность, как правило, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу (ст. 24 Закона РФ «О занятости населе­ния»). К общественным работам не относится деятельность, свя­занная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квали­фицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

■ осуществление потребностей в выполнении работ, носящих временный и сезонный характер;

■ предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

■ сохранение мотивации к труду у лиц, длительное время не работающих или не имеющих опыта работы.

К основным видам общественных работ могут относиться: озеле­нение территорий, подсобные работы при строительстве жилья и объектов культурно-бытового назначения, ирригационные работы, строительство дорог и коммуникаций, отдельные виды неквалифи­цированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, обслуживание пассажирского транспорта, проведение мероприятий общественно-культурного значения и т.д.

Организация проведения общественных работ возлагается на органы службы занятости. Органы местного самоуправления могут участвовать в организации общественных работ с учетом целей их проведения. Как видно из приведенных выше положений законода­тельства о занятости, основные виды общественных работ связаны с реализацией потребностей населения соответствующей террито­рии в тех или иных услугах. Причем некоторые из названных видов деятельности отнесены Федеральным законом № 131 к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа (в частности, строительство дорог и коммуникаций, созда­ние условий для предоставления транспортных услуг и др.). Поэто­му органы местного самоуправления заинтересованы участвовать в организации общественных работ совместно с органами службы занятости.

Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с измене­ниями от 20 декабря 2003 г.), предусматривает, что отношения ме­жду органами исполнительной власти субъектов РФ, органами ме­стного самоуправления, органами службы занятости и организа­циями регулируются договорами о совместной деятельности по ор­ганизации общественных работ, в которых фиксируются их права и обязанности, количество создаваемых рабочих мест, место проведе­ния работ, сроки начала и окончания, уровень оплаты труда, поря­док финансирования и т.д. Для подготовки предложений по орга­низации общественных работ органы занятости анализируют ситуа­цию на рынке труда, выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах, собирают необходимую информацию. После принятия соответствующего решения органы занятости направляют граждан, зарегистрированных в целях поиска работы, для участия в

Согласно ст. 7 (1) Закона «О занятости населения» (в ред. Фе­дерального закона № 199) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по организации оплачиваемых общественных работ. Средства на их осуществление предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Правовое регулирование организации общественных работ может осуществляться нормативными актами субъектов РФ. Так, Закон Омской области «Об общественных работах в Омской области» от 1 апреля 1999 г. вслед за федеральным законодательством упомина­ет об участии органов местного самоуправления в договорах о со­вместной деятельности в этом направлении.

Характеризуя полномочия органов местного самоуправления в области организации общественных работ, следует разграничить названные работы и предусматриваемые ст. 17 Федерального закона № 131 социально значимые работы для муниципального образова­ния. Возможность привлечения граждан к таким работам впервые закреплена в российском законодательстве. Органы местного само­управления поселений и городских округов вправе привлекать граж­дан на добровольной основе к выполнению социально значимых работ в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций, обеспечения мер пожарной безопасности, созда­ния условий для массового отдыха граждан, проведения мероприя­тий по охране общественного порядка и в некоторых иных случаях. Общественные и социально значимые работы различаются, во- первых, по целям и порядку их организации, во-вторых, по формам участия в них граждан. Участие в таких работах в отличие от обще­ственных работ не оплачивается. Трудовое законодательство и зако­нодательство о социальном страховании на граждан, привлекаемых к социально значимым работам, не распространяется. Тем не менее для предотвращения злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления закон ограничивает время участия граждан в таких работах четырьмя часами один раз в три месяца.

Читайте так же:  Работа таможня требования

Деятельность органов местного самоуправления в области орга­низации временной занятости несовершеннолетних регулируется за­конодательством субъектов РФ. Так, в Омской области для коорди­нации усилий различных субъектов в этом направлении Указом гу­бернатора области от 7 мая 2003 г. была создана областная межве­домственная комиссия по организации оздоровления, отдыха и тру­

Закон о занятости населения в ст. 25 также предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать квоты для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защи­те, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Между тем в федеральном законо­дательстве названа только одна категория граждан, в интересах ко­торой осуществляется квотирование рабочих мест — инвалиды. При этом согласно ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. квота устанавливается зако­нодательством субъектов РФ. Так, Закон Тюменской области от 31 марта 2000 г. предусматривает, что квотирование осуществляется на основе договора, заключаемого между работодателем и органами местного самоуправления, который предусматривает, для каких ка­тегорий населения устанавливается квота, какие рабочие места бу­дут им предоставляться. Устанавливается также ответственность сто­рон за невыполнение условий договора и источники финансирова­ния. В Тюменской области квотирование осуществляется для более широкого круга лиц, включая не только инвалидов и несовершенно­летних, но и одиноких матерей, лиц, освободившихся из мест лише­ния свободы, беженцев и др. Решением Тюменской городской думы от 29 апреля 2003 г. был утвержден Порядок квотирования рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испы­тывающих трудности в поиске работы. Условия обеспечения рабочи­ми местами таких граждан устанавливаются на основании трехсто­ронних договоров, заключаемых между Администрацией г. Тюмени, работодателями и городской службой занятости.

В качестве примера полномочий органов местного самоуправ­ления в области социальной защиты отдельных категорий населе­ния можно привести нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов». Так, согласно ст. 14 государство гарантирует

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий создают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общест­венным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомо­бильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (вклю­чая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движе­ние пешеходов через транспортные коммуникации).

Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения и социальной защиты населения

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, поддержание его долголетия, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья, осуществление программы обязательного медицинского страхования граждан.

К ведению органов местного самоуправления в области охраны здоровья относятся:

  1. контроль за соблюдением законодательства, защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
  2. формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения, развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, создание условий для развития частной системы здравоохранения;
  3. формирование местного бюджета в части расходов на здравоохранение;
  4. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования;
  5. выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению;
  6. осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;
  7. формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию;
  8. лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на территории муниципального образования;
  9. охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, ликвидация последствий катастрофы и стихийных бедствий;
  10. создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения, профессиональной подготовки и трудового устройства;
  11. реализация мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, санитарно-гигиеническое образование населения.

В области социальной защиты населения органы местного самоуправления наделены следующими полномочиями:

  1. назначение и выплата пенсий и пособий, назначение и выплата из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям;
  2. контроль за работой органов врачебно-трудовой экспертизы;
  3. организация учета лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета;
  4. принятие мер по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому;
  5. содействие созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас семей военнослужащих;
  6. предоставление льгот и преимуществ, связанных с охраной материнства и детства, улучшение условий жизни многодетных семей;
  7. решение вопросов опеки и попечительства;
  8. разработка и реализация программ занятости населения муниципального образования.

Полномочия местных органов социального обеспечения

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Закон РФ от 6 июля 1991 г. “О местном самоуправлении в Российской Федерации”
(с изм. и доп. от 24 июня, от 22 октября 1992 г., 28 апреля 1993 г., 28 августа 1995 г.)

Статья 64. Полномочия районной администрации в области социальной защиты населения

1) назначает и выплачивает пенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой экспертизы; назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям;

2) организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии с решениями Совета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;

3) организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым оказывается за счет средств Совета;

4) принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

5) содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;

6) предоставляет в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления (удочерения);

7) руководит опекой и попечительством в районе;

8) разрабатывает и реализует программы повышения уровня занятости населения;

9) организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и тому подобного за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств;

10) получает от расположенных на территории района предприятий учреждений, организаций сведения о высвобождении работающих, заслушивает сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций по этим вопросам.

Закон Российской Федерации
“О занятости населения в Российской Федерации”

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения

3. Законодательством субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться иные не противоречащие настоящему Закону условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации, уточнения приведенного в статье 4 настоящего Закона определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет средств субъектов Российской Федерации.

4. В случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 15. Федеральная государственная служба занятости населения

2. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

3. На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

4. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

Статья 21. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения

2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право: вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;

Статья 24. Организация общественных работ

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — в других организациях.

Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации.
Приложение к постановлению ВС РФ от 8 июня 1993 г. № 5132-1

5. Фонды занятости в городах и районах формируются за счет:

обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов);

обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

ассигнований из городских и районных бюджетов.

18. Контроль за исполнением бюджетов фондов занятости всех уровней осуществляют соответствующие представительные органы власти.

19. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов службы занятости осуществляют ревизионные комиссии. Ревизионные комиссии создаются решениями соответствующих исполнительных органов власти.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ
“Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”

Статья 4. Системы социальных служб

2. К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ
“О погребении и похоронном деле”
(с изменениями от 28 июня 1997 г.)

Статья 4. Места погребения

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших см. Указ Президента РФ от 29 июня 1996 г. № 1001

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, которая может наделяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.

Статья 15. Предложения по созданию мест погребения

2. Решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

4. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения

1. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Читайте так же:  Требования к авторезине легкового автомобиля

4. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Статья 18. Общественные кладбища

1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища могут находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

4. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Статья 19. Вероисповедальные кладбища

1. Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

Статья 20. Воинские кладбища

1. Воинские кладбища предназначены для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, участников войны, лиц, уволенных с военной службы, если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

2. Порядок деятельности воинских кладбищ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.

2. Перед проведением любых работ на территории боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.

3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.

Статья 23. Стены скорби

Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших создаются на специально выделенных участках земли в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших могут находиться в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Статья 24. Крематории

1. Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

2. Порядок деятельности крематориев определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Статья 25. Организация похоронного дела

2. Организация похоронного дела осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Статья 27. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела

Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ
“О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”

Статья 12. Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.

Статья 27. Муниципальный сектор социального обслуживания

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за поступлением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания в соответствии с федеральным и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, предусмотренных в статьях 17, 19, 22 и 23 настоящего Федерального закона, а также выделяют площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.

Статья 28. Муниципальные центры социального обслуживания

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Муниципальные центры социального обслуживания занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.

В целях решения вопросов трудоустройства инвалидов, граждан пожилого возраста и трудовой реабилитации инвалидов муниципальные центры социального обслуживания вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, надомные производства, а также организовывать курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Цехи, производственные мастерские, надомные производства и подсобные хозяйства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания и подлежат льготному налогообложению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации. Доход от их деятельности поступает на развитие социального обслуживания в муниципальные центры социального обслуживания.

При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться магазины по торговле продовольственными и промышленными товарами первой необходимости по льготным ценам для граждан пожилого возраста и инвалидов, в семьях которых среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Муниципальные центры социального обслуживания могут осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям.

Деятельность муниципальных центров социального обслуживания финансируется из средств соответствующих бюджетов, целевых социальных фондов, доходов от их хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законом. Финансирование деятельности муниципальных центров социального обслуживания осуществляется из средств местных бюджетов. Размеры расходов на эти цели определяются органами местного самоуправления при утверждении соответствующих местных бюджетов.

Для оказания помощи в деятельности администрации муниципального центра социального обслуживания могут создаваться общественные (попечительские) советы.

Статья 29. Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 31. Основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Примерное положение О центре социального обслуживания
(утв. приказом Минсоцзащиты РФ от 20 июля 1993 г. № 137)

1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора Центра по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения.

1.3. Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных бюджетами республик в составе Российской Федерации, автономных округов, автономной области, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов и районов на социальное обеспечение, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.

По решению руководства Центра и местной администрации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий и т.п.). Денежные средства, взимаемые за предоставление отдельных видов услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие, улучшение обслуживания и питания пенсионеров и инвалидов в отделении.

Специалистам по социальной работе и социальным работникам выдаются удостоверения, предоставляющие право на внеочередное обслуживание предприятиями торговли, общественного питания, связи и другие преимущества, устанавливаемые местной администрацией.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
“О социальной защите инвалидов Российской Федерации”

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов

Государственная служба реабилитации инвалидов — совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов

Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ
“О ветеранах”

Статья 9. Государственная служба по делам ветеранов

Руководство государственной службой по делам ветеранов осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Статья 10. Финансирование мер социальной защиты ветеранов

Финансирование дополнительно установленных органами местного самоуправления мер социальной защиты ветеранов осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Статья 11. Законодательство Российской Федерации о ветеранах

Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств принимать решения о дополнительных, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, мерах социальной защиты ветеранов.

Статья 26. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах

Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах в соответствии с законодательством Российской Федерации.