1 половина 19 века
2 половина 19 века
1 четверть 20 века
2 четверть 20 века
3 четверть 20 века
4 четверть 20 века
Содержание:
Портсмутский мир
Портсмутский мирный договор (портсмутский мир) – мирный договор между Японией и Российской Империей, завершивший русско-японскую войну 1904-1905 годов.
Мирный договор был заключен в городе Портсмут (США), благодаря чему и получил свое название, 23 августа 1905 года. В подписании договора с российской стороны участвовали С.Ю.Витте и Р.Р. Розен, а с японской стороны – К. Дзютаро и Т. Когоро. Инициатором переговоров был американский президент Т. Рузвельт, поэтому подписание договора и проходило на территории США.
Договор отменял действие предыдущих договоренностей России с Китаем в отношении Японии и заключал новые, уже с самой Японией.
Русско-японская война. Предпосылки и причины
Япония не представляла никакой угрозы для Российской Империи вплоть до середины 19 века. Однако в 60-х годах страна открыла свои границы для иностранных граждан, и начала стремительными темпами развиваться. Благодаря частым поездкам японских дипломатов в Европу, страна переняла зарубежный опыт и смогла за полвека создать мощную и современную армию и флот.
Япония не случайно начала наращивать свою военную мощь. Страна испытывала острую нехватку территорий, поэтому уже в конце 19 века начались первые военные походы японцев на соседние территории. Первой жертвой стал Китай, который отдал Японии ряд островов. Следующим пунктом в списке должны были стать Корея и Маньчжурия, однако Япония столкнулась с Россией, которая также имела свои интересы на этих территориях. На протяжении года велись переговоры между дипломатами с целью разделить сферы влияния, однако они не достигли успеха.
В 1904 году Япония, которая не хотела больше переговоров, напала на Россию. Началась русско-японская война, которая продлилась два года.
Причины подписания Портсмутского мира
Несмотря на то, что войну проигрывала Россия, первой о необходимости заключить мир задумалась Япония. Японское правительство, которому уже удалось добиться в войне большей части поставленных целей, понимало, что продолжение военных действий может сильно ударить по экономике Японии, которая итак была не в лучшем состоянии.
Первая попытка заключить мир состоялась в 1904 году, когда японский посланник в Великобритании обратился к России со своим вариантом договора. Однако мир предусматривал условие, что Россия соглашается в документах значиться инициатором переговоров. Россия отказалась, и война продолжилась.
Следующую попытку предприняла Франция, которая оказывала помощь Японии в войне и также сильно была истощена экономически. В 1905 году Франция, находящаяся на грани кризиса, предложила Японии свое посредничество. Был составлен новый вариант договора, который предусматривал контрибуцию (откуп). Россия отказалась выплачивать Японии деньги и договор снова не был подписан.
Последняя попытка заключить мир прошла при участии президента США Т. Рузвельта. Япония обратилась к штатам, которые оказывали ей финансовую помощь, и попросила выступить посредником в переговорах. На этот раз Россия согласилась, так как внутри страны нарастало недовольство.
9 августа 1905 года в городе Портсмут началась мирная конференция.
Условия Портсмутского мира
Япония, заручившись поддержкой США и заранее договорившись со штатами о разделении влияния на Дальнем Востоке, была настроена на подписание скорого и выгодного для себя мира. В частности, Япония планировала забрать остров Сахалин, а также ряд территорий в Корее и ввести запрет на плавание в принадлежащих стране водах. Однако мир не был подписан, так как Россия отказывалась от подобных условий. По настоянию С.Ю Витте переговоры продолжались.
России удалось отстоять право не выплачивать контрибуцию. Несмотря на то, что Япония остро нуждалась в деньгах и надеялась получить откуп от России, упорство Витте вынудило японское правительство отказаться от денег, так как в противном случае война могла продолжиться, а это бы еще сильнее ударило по финансам Японии.
Также согласно Портсмутскому миру России удалось отстоять право владения большей территорией Сахалина, а Японии отходила лишь южная часть с условием, что японцы не будут строить там военные укрепления.
В целом, несмотря на то, что Россия войну проиграла, ей удалось значительно смягчить условия мирного договора и выйти из войны с меньшими потерями. Сферы влияния на территории Кореи и Маньчжурии были поделены, подписаны договоры о передвижении в водах Японии и торговле на ее территориях. Мирный договор был подписан обеими сторонами.
Последствия мирного договора
Русско-японская война, хоть и была формально выиграна японцами, не принесла ничего хорошего обеим странам. Япония сильно пострадала финансово, а подписание мирного договора в Токио рассматривали как нечто унизительное и позорное. Россия же показала во время войны свою политическую несостоятельность, и росшее и без того недовольство правительством, переросло в революцию.
Портсмутский мирный договор 1905 года, 5 сентября (Вышинский, 1948)
Портсмутский мирный договор 1905 года — подписан 5. IX в Портсмуте (США) С. Ю. Витте и Р. Р. Розеном со стороны России и Комура и Такахира — со стороны Японии; завершил русско-японскую войну 1904-05.
8. II 1904 Япония без объявления войны напала на русский флот в Порт-Артуре и Чемульпо. Правительство Японии было уверено в поддержке Англии (союзницы Японии) и США, стремившихся ослабить позиции России на Дальнем Востоке. Президент США Т. Рузвельт предостерёг Германию и Францию, что если они станут на сторону России, то США выступят против них на стороне Японии. Это предупреждение было излишним. Германия и сама была заинтересована в отвлечении сил России на Дальний Восток. Франция же, опасаясь остаться один на один с Германией в Европе, была против натравливания Японии на Россию, но она не оказала России помощи даже в размерах, допускаемых дружественным нейтралитетом. Япония в первый период военных действий захватила Ляодунский полуостров, Корею и часть Манчжурии. Но эти успехи потребовали большого напряжения всех сил Японии. Она вынуждена была прибегнуть к иностранным займам сразу же после начала военных действий. Потери японцев на фронте были весьма тяжёлыми. В боях под Ляояном они составляли до 20% состава армии. Поэтому Япония неоднократно пыталась выяснить возможность скорейшего заключения мира.
Первая такая попытка была сделана в июле 1904 японским посланником в Англии Хаяси и повторена им же после падения Порт-Артура через германского дипломата Эккардштейна. Хаяси требовал, однако, чтобы официальная просьба о мире была заявлена Россией. Русское правительство отвергло это предложение.
В связи с Марокканским кризисом 1905 года (. ) инициативу в урегулировании русско-японского конфликта взяла на себя Франция. С ведома русского правительства 5. IV 1905 года Делькассе предложил японскому посланнику в Париже Мотоно посредничество Франции, заявив, что Россия согласится на мирные переговоры лишь при условии исключения из требований Японии пунктов об уступке русской территории и уплате контрибуции. 13. IV Мотоно информировал Делькассе об отказе Японии принять это предварительное условие.
Япония предпочитала американское посредничество ввиду прояпонской позиции Т. Рузвельта, оказывавшего ей серьёзную поддержку финансами, поставками сырья и продовольствия. 18. IV 1905 японский посланник в США Такахира просил Рузвельта выступить с предложением мира. Согласившись, Рузвельт предварительно потребовал обязательств Японии соблюдать принцип «открытых дверей» в Китае и эвакуировать Манчжурию после окончания войны. Специальной нотой от 24. IV Япония дала требуемые заверения. Но и американское посредничество не достигло цели, ибо Япония и Россия ожидали результатов морского сражения своих флотов.
После Цусимы и в связи с огромным ростом революционного движения в России русские правительственные круги пришли к твёрдому решению о необходимости скорейшего мира. 31. V Япония обратилась к Т. Рузвельту с официальной просьбой выступить «от своего имени и по своей инициативе» с предложением организации мирных переговоров. Японское правительство просило лишь, чтобы это обращение «ни прямо, ни косвенно» не стало известно России. Рузвельт принял предложение, ибо и сам считал, что необходимо воспрепятствовать дальнейшему усилению Японии на Дальнем Востоке.
На позицию держав повлияла и происходившая в России революция. Европейская буржуазия, боясь за судьбу самодержавия, требовала от царя заключения мира и отказывалась давать деньги на ведение войны.
Николай II согласился принять предложение Рузвельта, ибо, как заявил дядя царя вел. кн. Владимир, царь считал, что «внутреннее благосостояние важнее, чем победа».
Готовясь к мирным переговорам, Япония заручилась поддержкой со стороны Англии и Америки. В январе 1905 года Рузвельт и английский посол Дюранд предрешили вопрос о передаче Японии Порт-Артура и Ляодунского полуострова, а по второму англо-японскому союзному договору 1905 года (см. Англо-японский союз) и по секретному японо-американскому Кацура — Тафта соглашению (см. ) были признаны «права» Японии на Корею.
9. VIII 1905 года в Портсмуте открылась мирная конференция. Со стороны России переговоры вёл С. Ю. Витте. Япония требовала признания свободы своих действий в Корее, отвода русских войск из Манчжурии, передачи ей Ляодуна и ЮМЖД, уплаты военных издержек, выдачи интернированных русских судов, присоединения Сахалина, оккупированного японцами накануне открытия мирной конференции, ограничения русских морских сил на Дальнем Востоке, предоставления права рыбной ловли вдоль русского побережья.
Большие споры вызвал вопрос о суверенитете Кореи. Витте удалось настоять, чтобы в протоколе было записано обязательство Японии не производить мероприятий, затрагивающих суверенитет Кореи, без согласия на то корейского правительства.
Требуя полной эвакуации Манчжурии русскими войсками, Япония на себя брала крайне ограниченные обязательства. Русская делегация, ещё на первом заседании заявившая, что на конференции «нет ни победителей, ни побеждённых», потребовала проведения эвакуации Манчжурии обеими державами параллельно и одновременно. После продолжительных дискуссий это было принято.
По вопросу о ЮМЖД русская делегация соглашалась уступить Японии, но лишь с одобрения Китая, только ту часть дороги, которая находилась в зоне её оккупации. Оговорки России были приняты. Угроза слишком, большого усиления Японии была использована Витте для завоевания общественного мнения США на сторону русской делегации.
Одним из наиболее острых был вопрос о Сахалине. Витте не соглашался на отчуждение острова, указывая, что присоединение Японией Сахалина приведёт к длительной вражде между государствами. Японцы, однако, твёрдо стояли на своём. Не дала Россия согласия и на японские требования о выдаче ей интернированных судов, об ограничении русских морских сил на Дальнем Востоке и о контрибуции. Россия соглашалась лишь возместить расходы за содержание военнопленных. Конференции грозил срыв, но Япония, напуганная перспективой продолжения войны, 18. VIII заявила о готовности отказаться от требования ограничения морских сил, выдачи интернированных судов и уплаты контрибуции, но с условием уступки ей Южного Сахалина и уплаты 1200 млн. иен за возвращение Северного Сахалина России.
Витте считал возможным уступить в сахалинском вопросе, но был против уплаты вознаграждения.
Т. Рузвельт решил оказать давление на Россию. 19. VIII, во время беседы с послом Розеном, он настаивал на принятии японского предложения, а вопрос о контрибуции рекомендовал передать на разрешение нейтральной комиссии.
Не добившись уступки со стороны России, Рузвельт посоветовал, однако, японцам не продолжать войну из-за контрибуции, ибо считал возможным добиться получения некоторой суммы за Северный Сахалин.
США стремились обеспечить Японии как можно более выгодный мир, надеясь таким образом получить господствующие позиции в Манчжурии. После долгого обсуждения японское правительство приняло решение пойти на мир без контрибуции, с оставлением за Японией Южного Сахалина. Япония соглашалась также гарантировать свободу мореплавания в Лаперузовом проливе и не укреплять свою половину острова.
Портсмутский мирный договор состоял из 15 статей. Россия признавала Корею сферой японского влияния (ст. 2), уступала Японии арендные права на Ляодунский п-ов с Порт-Артуром и Дальним (ст. 5), а также ЮМЖД от Порт-Артура до Куань-Чен-Цзы (ст. 6) и соглашалась на заключение рыболовной конвенции (ст. 11). Ст. 9 предусматривала уступку Южного Сахалина. Портсмутский мирный договор обусловливал также исключительно коммерческую эксплуатацию манчжурских дорог обеими державами. Таким образом, Япония получила в собственность Южный Сахалин и приобрела фактически господство в Корее и Южной Манчжурии. Однако ей пришлось отказаться от требований уплаты контрибуции, ограничения морских сил России на Дальнем Востоке и выдачи интернированных судов. Условия договора были значительно ближе к русской программе мира, чем к японской. Поэтому японская буржуазия единодушно выражала своё недовольство Портсмутским мирным договором.
Державы приветствовали заключение мира. Франция перед лицом германской угрозы стремилась привлечь Россию к стабилизации положения в Европе. Англия после ослабления России на Дальнем Востоке рассматривала её в качестве возможного союзника против Германии.
Германия после заключения Бьёркского договора 1905 года (. ) также надеялась использовать Россию в своих целях. А США считали свою задачу выполненной, ибо русское продвижение на Дальнем Востоке было остановлено и в то же время Россия была сохранена в качестве противовеса Японии. Вскоре обнаружилось, что планы Рузвельта — с помощью Японии занять господствующее положение в Манчжурии — рухнули. Япония не выполнила своих обещаний о передаче американцам права на эксплуатацию ЮМЖД. Японцы сразу же после заключения Портсмутского мирного договора начали вытеснять американских промышленников и торговцев из Манчжурии.
В 1925 году, при установлении советско-японских дипломатических отношений, правительство СССР признало Портсмутский мирный договор с оговоркой, что СССР не несёт за него политической ответственности (см. Советско-японская конвенция 1925 года). Несмотря на то, что Советский Союз добросовестно выполнял Портсмутский мирный договор, Япония постоянно нарушала его. В 1931 году она оккупировала Манчжурию, лишила СССР возможности нормально эксплуатировать КВЖД, построила укрепления на Южном Сахалине и корейской границе.
Вступив 8. VIII 1945 года в войну против империалистической Японии, Советский Союз разгромил её вооружённые силы, добился ликвидации Портсмутского мирного договора и смыл таким образом чёрное пятно поражения России в войне 1904-1905 годов. Южный Сахалин и Курильские острова отошли к Советскому Союзу, а Порт-Артур согласно советско-китайскому договору 1945 года (. ) превратился в военно-морскую базу, доступную для использования лишь СССР и Китаем.
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.
Портсмутский мирный договор 1905 года, 23 августа (5 сентября) (СИЭ, 1968)
ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1905 года — договор, завершивший русско-японскую войну 1904-1905 годов. Подписан в Портсмуте (Portsmouth, США, штат Нью-Хэмпшир) 23 августа (5 сентября) со стороны России — председатель Кабинета министров С. Ю. Витте и послом в США Р. Р. Розеном, со стороны Японии — министром иностранных дел Д. Комура и посланником в США К. Такахира.
Напав на русский флот в Порт-Артуре и Чемульпо и захватив Ляодунский полуостров, Корею, южную часть Маньчжурии, Япония вела войну с крайним напряжением сил; поэтому, несмотря на военные успехи, японское правительство начиная с июля 1904 года неоднократно пыталось через Англию, Германию и США склонить Россию к переговорам об условиях мира. Этого же добивалась дипломатия Англии, Франции и США, опасавшаяся окончательного поражения России и связанного с этим резкого усиления позиций Германии в Европе и Японии на Дальнем Востоке. В апреле 1905 года, заручившись поддержкой Англии и США, Япония обратилась к президенту США Т. Рузвельту с официальной просьбой о посредничестве. Русское правительство, отказавшееся до этого идти на уступки, после Цусимы было вынуждено принять предложение Рузвельта о созыве при его посредничестве мирной конференции в Портсмуте. Царизм стремился развязать руки для борьбы с начавшейся в России революцией.
Мирная конференция открылась 9 августа (по новому стилю). Переговоры вели в основном Витте и Комура. Активное участие в них принял Рузвельт. Япония требовала передачи ей права на аренду Ляодунского полуострова, Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД), всего острова Сахалин, признания за ней «свободы действий» в Корее (фактически — превращения ее в японскую колонию), уплаты контрибуции, отвода русских войск из Маньчжурии, ограничения военно-морских сил России на Дальнем Востоке с выдачей Японии интернированных в нейтральных портах русских кораблей, предоставления права рыбной ловли вдоль русского побережья. Россия соглашалась лишь на уступку Ляодуна и той части ЮМЖД, которая находилась в зоне японской оккупации, а также на заключение рыболовной конвенции. Русская делегация, заявив, что на конференции «нет ни победителей, ни побежденных», настаивала на одновременной эвакуации войск обеих сторон из Маньчжурии и обусловила существенными оговорками признание Кореи сферой японского влияния. Остальные японские требования были отвергнуты. После напряженной дипломатической борьбы Япония отказалась от большей части неприемлемых для России требований.
По Портсмутскому мирному договору Россия уступала Японии: арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним; ЮМЖД от Порт-Артура до Чанчуня (Куаньчэнцзы); южную половину Сахалина (до 50-й параллели). Она признавала Корею сферой японского влияния (однако это признание оговаривалось зафиксированным в протоколе конференции обязательством Японии не принимать без согласия правительства Кореи мер, затрагивающих суверенитет последней) и соглашалась на заключение рыболовной конвенции. Обе стороны обязывались: полностью и одновременно вывести свои войска из Маньчжурии; не препятствовать торговле там других стран, эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги только в коммерческих целях; не возводить на Сахалине укреплений; не принимать мер, препятствующих свободе мореплавания в проливе Лаперуза и Татарском. Договор предусматривал порядок обмена военнопленными и установления русско-японских торговых отношений. Условия Портсмутского мирного договора не удовлетворили японские империалистические круги, которые выражали резкое недовольство договором, требовали возобновления войны и добились отставки Комура (1906). Лишь после длительной борьбы в правящих кругах Токио и Петербурга обе стороны пришли к решению закрепить Портсмутский мирный договор (см. Русско-японское соглашение 1907 года). Заключение мира помогло царизму расправиться с революцией.
При установлении в 1925 году дипломатических отношений с Японией Советское правительство признало Портсмутский мирный договор, но с оговоркой, что не несет за него политической ответственности. Японский империализм, оккупировав в 1931 году Маньчжурию, грубо нарушил условия Портсмутского мирного договора. В 1945 году, после разгрома империалистической Японии во 2-й мировой войне, Портсмутский мирный договор был окончательно ликвидирован.
И. В. Бестужев. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ — РЕНУВЕН. 1968.
Протоколы Портсмутской мирной конференции и текст договора между Россией и Японией. СПБ, 1906; Сб. договоров и дипломатич. док-тов по делам Д. Востока. 1895-1905, СПБ, 1906; Сб. договоров России с др. гос-вами. 1856-1917, М., 1952.
История дипломатии, 2 изд., т. 2, M., 1963; Романов Б. A., Очерки дипломатич. истории русско-япон. войны, 1895-1907, 2 изд., М.-Л., 1955; Кутаков Д. Н., Портсмутский мирный договор, М., 1961; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 2, М., 1960; Портсмут. Переписка С. Ю. Витте и др. лиц, «КА», 1924, т. 6-7; Rosen R. R., Forty years of diplomacy, v. 1-2, N. Y., 1922; Dennett Th, Th. Roosevelt and the Russo-Japanese war, N. Y., 1925.
Потсдамский мирный договор 1905
23 августа (5 сентября) 1905 г. в Портсмуте (США, штат Нью-Хэмпшир) был подписан мирный договор, завершивший русско-японскую войну 1904 – 1905 гг. Со стороны России договор подписал председатель Комитета министров С. Ю. Витте и посол в США Р. Р. Розен, со стороны Японии — министр иностранных дел Д. Комура и посланник в США К. Такахира.
Япония вела войну с крайним напряжением сил, поэтому с июля 1904 г. японское правительство неоднократно пыталось через Великобританию, Германию и США склонить Россию к переговорам.
Переговоры начались 9 (21) августа 1905 г. Япония требовала передачи ей прав на Ляодунский полуостров, Южно-Маньчжурскую железную дорогу (ЮМЖД), на остров Сахалин, признания за ней «свободы действий» в Корее, уплаты контрибуции, отвода русских войск из Маньчжурии, ограничения военно-морских сил России на Дальнем Востоке с выдачей Японии интернированных в нейтральных портах русских кораблей, предоставления японцам права рыбной ловли вдоль русского побережья. После напряжённой дипломатической борьбы от части этих требований Япония отказалась.
По договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, ЮМЖД от Порт-Артура до Чанчуня (Куань-чэнцзы) и южную половину Сахалина (до 50-й параллели). При этом Япония обязалась эксплуатировать ЮМЖД только в коммерческих целях, а на Сахалине не возводить укреплений. Корея признавалась сферой японского влияния, при условии непосягательства Японии на суверенитет страны. Россия соглашалась на заключение с Японией рыболовной конвенции. Стороны обязывались вывести войска из Маньчжурии, не препятствовать торговле там других стран. Предусматривалось не проводить мер, препятствующих свободе плавания в проливах Лаперуза и Татарском.
Условия мира были для России тяжёлыми, а подписавший его С. Ю. Витте получил в обществе насмешливое прозвище «полусахалинского». Но заключение мира помогло российскому правительству направить силы на подавление бушевавшей в стране революции.
В 1931 г. Япония, оккупировав Маньчжурию, нарушила Портсмутский мирный договор. После разгрома Японии во Второй мировой войне и её капитуляции 2 сентября 1945 г. Портсмутский договор утратил силу.
Лит.: Кутаков Л. Н. Портсмутский мирный договор. (Из истории отношений Японии с Россией и СССР 1905 – 1945 гг.). М., 1961; Левицкий Н. А. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. СПб., 2003; То же [Электронный ресурс]. URL : http://militera.lib.ru/h/levicky_na/index.html ; Портсмутский мирный договор [Электронный ресурс] // Хронос. 2000. URL : http://www.hrono.info/dokum/portsmut1905.html .
См. также в Президентской библиотеке:
Портсмутский мирный договор
Основной текст договора Править
Божиею поспешествующею милостию Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новогородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Карельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский, и всея Северные страны Повелитель; и Государь Иверские, Карталинские и Кабардинские земли и области Арменские; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский, и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем чрез сие, что, вследствие взаимного соглашения между Нами и Его Величеством Императором Японии, Полномочные наши заключили и подписали в Портсмуте 23 августа 1905 года мирный договор, который от слова до слова гласит тако:
Его Величество Император Всероссийский, с одной стороны, и Его Величество Император Японии, с другой, будучи одушевлены желанием восстановить пользование благами мира для Их стран и народов, решили заключить Мирный Договор и назначили для сего Своими Уполномоченными, а именно:
Его Величество Император Всероссийский:
Его Высокопревосходительство Г. Сергея Витте, Своего Статс-Секретаря и Председателя Комитета Министров Российской Империи, и
Его Превосходительство Барона Романа Розена, Гофмейстера Императорского Российского Двора и Своего Чрезвычайного и Полномочного Поела при Американских Соединенных Штатах; и
Его Величество Император Японии:
Его Превосходительство Барона Комура Ютаро, Юсамми, кавалера Императорского ордена Восходящего Солнца первой степени, Своего Министра Иностранных Дел, и
Его Превосходительство Г. Такахира Когоро, Юсамми, кавалера Императорского Ордена Священного Сокровища первой степени, Своего Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра при Американских Соединенных Штатах.
Каковые, по размене своих полномочий, найденных в надлежащей форме, постановили следующие статьи:
Статья I Править
Мир и дружба пребудут отныне между Их Величествами Императором Всероссийским и Императором Японии, равно как между Их Государствами и обоюдными подданнымии.
Статья II Править
Российское Императорское Правительство, признавая за Япониею в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не пре пятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои Императорское Японское Правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее.
Условлено, что русско-подданные в Корее будут пользоваться совершенно таким же положением, как подданные других иностранных государств, а именно, что они будут поставлены в те же условия, как и подданные наиболее благоприятствуемой страны.
Равным образом установлено, что, во избежание всякого повода к недоразумениям, обе Высокие Договаривающиеся Стороны воздержатся от принятия на русско-корейской границе каких-либо военных мер, могущих угрожать безопасности русской или корейской территории.
Статья III Править
Россия и Япония взаимно обязуются:
1) Эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной 1 статьи, приложенной к сему Договору; и 2) Возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объёме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками, или которые находятся под надзором, за исключением вышеупомянутой территории.
Российское Императорское Правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо преференциальными или исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности.
Статья IV Править
Россия и Япония взаимно обязуются не ставить никаких препятствий общим мерам, которые применяются равно ко всем народам и которые Китай мог бы принять в видах развития торговли и промышленности в Маньчжурии.
Статья V Править
Российское Императорское Правительство уступает Императорскому Японскому Правительству, с согласия Китайского Правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этою арендою или составляющие её часть, и уступает равным образом Императорскому Японскому Правительству все общественные сооруженияи имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда.
Обе Высокие договаривающиеся Стороны взаимно обязуются достигнуть упоминаемого в вышеуказанном постановлении согласия Китайского Правительства.
Императорское Японское Правительство заверяет со своей стороны, что права собственности русско-подданных на вышеупомянутой территории будут вполне уважены.
Статья VI Править
Российское Императорское Правительство обязуется уступить Императорскому Японскому Правительству, без вознаграждения, с согласия Китайского Правительства, железную дорогу между Чан-чупь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу.
Обе Высокие договаривающиеся Стороны взаимно обязуются достигнуть упоминаемого в приведённом постановлении согласия Китайского Правительства.
Статья VII Править
Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в це лях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.
Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова.
Статья VIII Править
Императорские Правительства Российское и Японское, в видах поощрения и облегчения сношений и торговли, заключат, в скорейшем, по возможности, времени, отдельную конвенцию для определения условий обслуживания соединённых железнодорожных линий в Маньчжурии.
Статья IX Править
Российское Императорское Правительство уступает Императорскому Японскому Правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, разно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной 2 статьи, приложенной к сему Договору.
Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском.
Статья X Править
Русским подданным, жителям уступленной Японии территории, предоставляется продавать свое недвижимое имущество и удаляться в свою страну, но, если они предпочтут остаться в пределах уступленной территории, за ними будут сохранены и обеспечены покровительством, в полной мере, их промышленная деятельность и права собственности, при условии подчинения японским законам и юрисдикции. Япония будет вполне свободна лишать права пребывания в этой территории всех жителей, не обладающих политической или административной правоспособностью, или же выселить их из этой территории. Она обязуется, однако, вполне обеспечить за этими жителями их имущественные права.
Статья XI Править
Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом.
Условлено, что таковое обязательство не затронет прав, уже принадлежащих русским или иностранным подданным в этих краях.
Статья XII Править
Так как действие договора о Торговле и Мореплавании между Россией и Япониею упразднено было войною, Императорские Правительства Российское и Японское обязуются принять в основание своих коммерческих сношений, впредь до заключения нового Договора о Торговле и Мореплавании на началах Договора, действовавшего перед настоящей войной, систему взаимности на началах наибольшего благоприятствования, включая сюда тарифы по ввозу и вывозу, таможенные обрядности, транзитные и тоннажные сборы, а также условия допущения и пребывания судов одного Государства в пределах другого.
Статья XIII Править
В возможно скорейший срок по введении в действие настоящего Договора, все военнопленные будут взаимно возвращены. Императорские Правительства Российское и Японское назначат каждое со своей стороны особого комиссара, который примет на свое попечение пленных. Все пленные, находящиеся во власти одного из Правительств, будут переданы комиссару другого Правительства или его представителю, надлежащим образом на то уполномоченному, который примет их в том числе и в тех удобных портах передающего Государства, кои будут заблаговременно указаны последнему комиссару принимающего Государства.
Российское и Японское Правительства представят друг другу, в скорейшем по возможности времени, после окончания передачи пленных, документами оправданный счет прямых расходов, произведенных каждым из них по уходу за пленными и их содержанию со дня пленения или сдачи до дня смерти или возвращения.
Россия обязуется возместить Японии, в возможно скорейший срок по обмене этих счетов, как выше установлено, разницу между действительным размером произведенных таким образом Япониею расходов и действительным размером равным образом произведенных Россиею издержек.
Статья XIV Править
Настоящий Договор будет ратификован Их Величествами Императором Всероссийским и Императором Японии. О таковой ратификации, в возможно короткий срок и во всяком случае не позднее как через пятьдесят дней со дня подписания Договора, будет взаимно сообщено Императорским Правительствам Российскому и Японскому через посредство Посла Американских Соединенных Штатов в С.-Петербурге и Французского Посланника в Токио, и со дня последнего из таковых оповещений этот Договор вступит во всех своих частях в полную силу.
Формальный размен ратификаций последует в Вашингтоне в возможно скорейшем времени.
Статья XV Править
Настоящий Договор будет подписан в двух экземплярах на французском и английском языках. Оба текста совершенно сходны; но в случае разногласия в толковании французский текст будет обязательным.
В удостоверение чего обоюдные Уполномоченные подписали настоящий Мирный Договор и приложили к нему свои печати.
Учинено в Портсмуте (Ньюгэмпшир) двадцать третьего августа (пятого сентября) тысяча девятьсот пятого года, что соответствует пятому дню девятого месяца тридцать восьмого года Мейджи.
Дзютаро Комура, Сергей Витте, К. Такахира, Розен.
Дополнительные статьи Править
Согласно постановлениям статей III и IX мирного Договора между Россиею и Япониею от сего числа, нижеподписавшиеся уполномоченные постановили следующие дополнительные статьи:
I. К статье III Править
Императорские Правительства Российское и Японское взаимно обязуются начать вывод своих военных сил из территории Маньчжурии одновременно и немедленно по введении в действие Мирного Договора; и в течение восемнадцати месяцев с того дня войска обеих Держав будут совершенно выведены из Маньчжурии, за исключением арендной территории Ляодунского полуострова.
Войска обеих Держав, занимающие фронтальные позиции, будут отведены первыми.
Высокие Договаривающиеся Стороны предоставляют себе право сохранить стражу для охраны своих железнодорожных линий в Маньчжурии. Количество этой стражи не будет превышать пятнадцати человек на километр; и, в пределах этого максимального количества, командующие русскими и японскими войсками установят, по обоюдному соглашению, число стражников, которые будут назначены в возможно меньшем количестве, согласно действительным потребностям.
Командующие русскими и японскими войсками в Маньчжурии условятся обо всех подробностях относительно выполнения эвакуации, согласно вышеуказанным началам, и примут, по обоюдному соглашению, меры, необходимые для осуществления эвакуации в возможно скорейший срок и во всяком случае не позднее как в течение восемнадцати месяцев.
II. К статье IX Править
В возможно скорейший срок по введении в действие настоящего Договора, Разграничительная комиссия, составленная из равного числа членов, назначенных каждой из высоких договаривающихся сторон, обозначит на месте постоянными знаками точную линию между владениями русскими и японскими на острове Сахалине. Комиссия будет обязана, поскольку топографические, условия позволят, придерживаться 50-й параллели северной широты для проведения разграничительной линии, и, в случае если отклонения от таковой линии на некоторых пунктах будут найдены необходимыми, должные компенсации будут установлены соответственными отклонениями в других местах. Упомянутая комиссия обязана будет также изготовить перечень и описание прилегающих островов, входящих в состав уступленного, а в заключение комиссия изготовит и подпишет карты, устанавливающие пределы уступленной территории. Работы комиссии будут представлены на утверждение высоких договаривающихся сторон.
Вышеупомянутые дополнительные статьи будут считаться ратификованными путем ратификации Мирного Договора, к коему они приложены.
Портсмут, двадцать третьего августа (пятого сентября) тысяча девятьсот пятого года, что соответствует пятому дню девятого месяца тридцать восьмого года Мейджи.
Дзютаро Комура, Сергей Витте, К. Такахира, Розен.
Того ради, по довольном рассмотрении сего Договора и двух дополнительных статей, Мы приняли таковые за благо, подтвердили и ратификовали, яко же сим за благо приемлем, подтверждаем и ратификуем во всем их содержании, обещая Императорским Нашим Словом за Нас, Наследников и Преемников Наших, что все вышеозначенных актах изложенное соблюдаемо будет ненарушимо. В удостоверении чего Мы, сию Нашу Императорскую Ратификацию Собственноручно подписав, повелели утвердить Государственною Нашею печатью.
Дано в Петергофе октября перваго дня в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же Нашего в одиннадцатый год.
На подлинной Собственною Его Императорского Величества рукою написано тако:
Контрастировал Министр Иностранных Дел, Статс-Секретарь Граф Ламздорф.
Потсдамский мирный договор 1905
В разрушительной эйфории «перестройки» российские дипломаты неосторожно дали повод японскому правительству надеяться на пересмотр итогов Второй мировой войны, и хотя сегодня Токио проявляет тонкое дипломатическое чутье, эти надежды сохраняются. Уступка Курил помимо удара по стратегическим позициям России на Тихом океане стала бы чрезвычайным прецедентом для возобновления территориальных споров во всем мире.
После разрушения ялтинско-потсдамского порядка, делаются активные попытки добиться его юридического пересмотра. В связи с этими спорами мы беремся решительно утверждать, что случившиеся изменения вовсе не влекут за собой возможность оспаривать оставшиеся территориальные результаты ялтинско-потсдамских соглашений. Удовлетворение японских претензий на «возвращение» островов, будет означать подрыв самого принципа незыблемости итогов Второй мировой войны. Это особенно опасно сейчас, когда агрессия США и НАТО против суверенной Югославии сделала карту Европы зыбкой.
Идеологи перестройки почитали нецивилизованным отстаивать исторические достижения России. При коммунистах все явления и достижения объясняли заслугой единственно верного учения, что породило анекдоты вроде: «Партия учит, что газы при нагревании расширяются». При перестройке газы при нагревании столь же анекдотически перестали расширяться, поскольку так учила утратившая власть партия. Русские горе мыслители опять дошли до абсурда, с пафосом отрекаясь от всех отеческих гробов не только советской, но и всей русской истории.
Термин «возвращение» в отношении предмета территориальных претензий послевоенного японского государства должен быть навсегда изъят из официального языка российских должностных лиц. Этот термин является концептуальной ревизией итогов войны, означая косвенное признание новой Японии в качестве правопреемницы (континуитет) того японского государства, которое развязало и проиграло войну.
Политики и государственные деятели должны вспомнить некоторые положения международного права. Ни созданные после войны ФРГ и ГДР, ни Япония, ни даже сегодняшняя объединенная Германия не являются продолжателями субъектности довоенных государств, не обладают по отношении к ним континуитетом. Они являются новыми субъектами международных отношений и международного права. Их правопреемство по отношению к прежним государствам ограничено решениями держав, обладавших четырехсторонней ответственностью. Это вытекает из юридического содержания принципа полной и безоговорочной капитуляции, заложенного в послевоенное устройство.
Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой капитуляции по своим правовым, политическим и историческим следствиям. Простая капитуляция означает лишь признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы. Такое государство, пусть наголову разбитое, сохраняет суверенитет и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. Но полная и безоговорочная капитуляция означает прекращение существования субъекта международных отношений, демонтаж прежнего государства, утрату им суверенитета и всех властных полномочий, преходящих к победителям, которые сами определяют условия мира и послевоенного устройства. На месте прежнего возникает новый субъект международного права, который может по отношению к нему обладать правопреемством. В каком объеме, ограниченном или почти полном — это решают победители. Новые государства ФРГ, ГДР и Япония — были созданы на условиях союзников в новых границах, с новыми конституциями и органами власти. Особенно наглядно это в случае с Германией, которая даже получила новое официальное название. Ни ФРГ, ни ГДР не обладали полным суверенитетом даже через 40 лет. Их суверенитет в терминах международного права имел так называемый производный характер — производный от полномочий союзников, сохранявших часть полномочий в виде четырехсторонней ответственности.
Можно привести пример, как США воспользовались своими полномочиями в отношении ФРГ через два десятилетия после победы. В 1973г. во время арабо-израильской войны Министр иностранных дел Вальтер Шеель официально возразил против отправки с территории ФРГ американского оружия в Израиль и использования ее портов и аэродромов, и заявил, что ФРГ не желает ухудшения отношений с арабским миром и выбирает роль нейтрального государства. Последовала немедленная отповедь со стороны Вашингтона. Государственный департамент в официальной ноте в резких тонах заявил, что ФРГ не имеет полного суверенитета, и США, исходя из своих прав, вытекающих из принципов послевоенного урегулирования, имеют право без уведомления совершать с территории ФРГ любые действия, которые сочтут необходимыми для своих интересов. Отсутствие полного суверенитета и континуитета по отношению к рейху продемонстрировал даже момент объединения Германии. Этому процессу вряд ли кто-либо мог помешать, тем не менее, для того, чтобы новое государство получило суверенитет, четыре державы должны были дать согласие на объединение и формально сложить с себя полномочия, что и было сделано в Договоре «Два плюс четыре».
Концепция японского правительства исходит из непризнания именно этой основы послевоенного урегулирования. В случае с Японией внешние проявления утраты суверенитета и прерывания международной правосубъектности менее наглядны. Япония сохранила прежнего императора. Этот факт используется для утверждения, что правосубъектность Японии не прерывалась, что сохранение прежней императорской верховной власти означает континуитет государства. Однако на деле континуитета не было, а состоялось признание правопреемства императорской власти, но источник сохранения императорской династии совершенно иной — это воля и решение победителей.
Не выдерживает критики позиция Японии, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником. Если признать право нынешней Японии оспаривать территориальные решения победителей, можно ли гарантировать, что в будущем не будет подвергнута сомнению линия Одер-Нейссе, начертанная не немцами, а державами — победительницами, не испрашивавшими на это согласия фельдмаршала Кейтеля. Нынешняя Япония — послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной международно-пpавовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны.
Весь «исторический» пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства, хотя, безусловно, имеет отношение к истории Японии. В этой аргументации особое место занимают ссылки на договоры XIX века — Симодский торговый договор 1855 года, по которому граница была проведена между островами Уpуп и Итуpуп, а Сахалин остался неpазгpаниченным, а также на Санкт-Петеpбуpгский договор 1875 года, по которому за признание Японией всего Сахалина российским все Курильские острова были переданы Японии.
В современной японской литературе приводятся только те официозные исторические исследования и карты прошлого, где так или иначе Курилы обозначены как владения Японии. Однако японские историки прошлого отдавали России бесспорный приоритет в открытии и освоении островов и указывали, что вплоть до середины XIX века Япония не считала своими владениями не только Курилы и Сахалин, который считался там полуостровом, в то время как с российской стороны он был уже подробно исследован, но даже остров Хоккайдо, который не был тогда еще заселен. Но уже в конце XIX в. Япония стремится вытеснить с Курильских островов русских поселенцев, уничтожить их посты, выселить оттуда коренных жителей — айну, которые до появления русских первопроходцев японцев не видели и никому не платили дани.
Специалисты в СССР на основе архивных материалов, зарубежных источников и данных картографии дали убедительный ответ на все необоснованные попытки Японии исказить историю открытия Курильских островов. Эти труды были подготовлены в 60-70-е годы, как правило, для служебного пользования. Они скрупулезно документированы и свободны от пропагандистской заостренности, которая у современного читателя часто вызывает подозрение в тенденциозности.
Японские дипломаты полагают, что в последние годы получили неопровержимое доказательство «изначальной» принадлежности ряда оспариваемых сегодня островов. Речь идет об инструкции адмиралу Путятину, с которой он отправился на переговоры с Японией в 1853 году. Этот архивный документ был при А. Козыреве «любезно» предоставлен Японии из архивов российского МИД сотрудниками козыревской школы — действие, во все времена считавшееся несовместимым со служебной и ведомственной этикой дипломата — попросту предательство. В инструкции к переговорам 1854 г. Николай I полагал возможным при определенных условиях согласиться на настояния Японии и признать, что «из островов Курильских южнейший, России принадлежащий есть остров Уруп». так, чтобы «от нашей стороны южная оконечность сего острова была (как и ныне она в сущности есть) границей с Японией».
Японская сторона, и такие «российские» дипломаты как Г. Кунадзе и дp. трактуют эти слова как доказательство того, что спорные острова и до 1855 г. не принадлежали России, и что само русское правительство это знало и якобы не считало Курилы южнее Уpупа российской территорией. Однако, эти слова означают лишь то, что русское правительство исходило из общепризнанности принадлежности к России островов к северу от Уpупа, и отдавало себе отчет в том, что Япония оспаривает принадлежность островов южнее Уpупа.
Граница между Россией и Японией к этому моменту еще не была формально закреплена в международном двустороннем договоре, что и предстояло сделать. Само построение фразы «как и ныне она в сущности есть», как раз говорит о том, что по мнению Государя имелось расхождение между долженствующей границей в силу принадлежности островов России, и той линией, которую «в сущности», то есть в реальных обстоятельствах приходилось соблюдать, чтобы избежать острых столкновений с Японией, претендующей на территории. У России не хватало достаточного и способного к самозащите населения, хозяйственной инфраструктуры и вооруженных постов на Дальнем Востоке, то есть не было военно-политических возможностей реально осуществлять свой суверенитет над этими островами в условиях постоянных посягательств японцев. Сложнейшая международная обстановка накануне Крымской войны заставляла вести себя так, чтобы не активизировать остроту взаимоотношений, то есть «в сущности» отступить от своих исторических прав.
Упомянутые русско-японские договоры как любые территориальные размежевания являются отражением соотношения сил и международной обстановки. Симодский трактат был заключен в разгар Кpымской войны, когда английские и французские эскадры хозяйничали в Охотском море. Петpопавловск-Камчатский был осажден, и, хотя атака английского десанта была отбита, порт даже был эвакуирован в Николаевск-на-Амуpе. В любой момент англичане могли высадиться на Курилах, которые не были формально разграничены в международном договоре. Для России было безопаснее пойти на такое разграничение, при котором часть островов оказалась бы под юрисдикцией слабой в военно-моpском отношении Японии, зато не подверглась бы оккупации сильнейшей военно-моpской державы — Великобритании. К тому же большим успехом считалось согласие Японии торговать продовольствием с Россией, которая не могла содержать свои военные посты на Сахалине и Курилах из-за хронической нехватки продовольствия. Япония же, проводившая политику полной изоляции, долгое время категорически отказывалась продавать даже соль и муку.
Откровенно антироссийскую роль играли уже тогда США, начавшие массированное внедрение в Дальневосточно-Тихоокеанский регион. Одним из главных препятствий на пути своей экспансии США считали Россию, а инструментом против нее — Японию. Амеpиканские миссии постоянно убеждали Японию не соглашаться на признание южного Сахалина российским и внушали, что Россия стремится захватить Хоккайдо. Русским дипломатам приходилось дезавуировать эти инсинуации, а американцам даже приносить официальные извинения. Американская печать в 70-х гг. XIX в. открыто выражала надежду на то, что в результате сотрудничества Соединенных Штатов и Японии будет достигнуто «уменьшение владений России в восточной части Азии».
Такая же обстановка сохранялась и во время заключения Санкт-Петербургского договора 1875 г. об обмене территориями. Важнее было международно-правовым образом закрепить принадлежность всего Сахалина России и обезопасить его от беззастенчивой военной экспансии западноевропейских держав. Но и после заключения этих договоров Япония практически никогда не соблюдала их, нарушая территориальные воды и высаживаясь на других принадлежащих России территориях, а позднее развязала Русско-японскую войну 1904-1905гг. И эта война вообще перечеркнула все предыдущие решения, ибо международное право гласит: состояние войны между государствами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Следовало бы напомнить это сегодняшней Японии, как и то, что именно это было указанно японской стороной графу С.Ю. Витте, который пытался на Портсмутских переговорах в 1905г. сохранить южный Сахалин, ссылаясь на договор 1875г. По Портсмутскому миру Россия уступала победившей Японии и все Курилы, и южный Сахалин, что русской дипломатией всегда рассматривалось как большое поражение.
Настоящей детективной историей является дипломатическая игра США во время Портсмутских переговоров по итогам проигранной Россией pусско-японской войны. США, разумеется, «принимали близко к сердцу дело всеобщего мира», который мог привести к столь желанному «уменьшению владений России в Южной части Азии». Американский президент Теодор Рузвельт считал, что американская «будущая история больше будет определяться нашей позицией на Тихом океане в отношении Китая, чем нашей позицией на Атлантическом океане в отношении Европы». Саму Японию США не считали серьезным соперником, но всячески стремились воспрепятствовать укреплению российских позиций. Поэтому с самого начала Русско-японской войны симпатии Теодора Рузвельта были на стороне Японии.
К моменту Портсмутских переговоров Рузвельт договорился с японским правительством о разграничении сфер влияния. По секретному соглашению от 31 июля 1905 г. через обмен телеграммами между Т. Рузвельтом и Кацурой — японским премьер-министром, Япония отказывалась от «намерений» в отношении Филиппин, оставляя их на волю США, а США соглашались на право Японии через военную оккупацию установить контроль над Кореей. (На этом фоне неуместно Вашингтону возмущаться пактом Молотова-Риббентроппа, позволившему СССР всего лишь восстановить территорию исторической России, утраченную из-за революции, гражданской войны и интервенции). Имея за спиной такой «американо-японский союз», Т. Рузвельт, взявший на себя роль «честного маклера», не мог быть беспристрастным посредником. Действительную роль США проясняют весьма интересные мемуары крупнейшего японского дипломата начала ХХ в. Кикудзиро Исии, непосредственного участника событий, изданные в блестящем переводе О.А. Трояновского и с превосходным анализом А.А. Трояновского старшего. Исии стал потом министром иностранных дел Японии и автором известного соглашения о специальных правах в Китае «Соглашения Лансинг — Исии» 1917г.
На Портсмутской конференции японская делегация требовала не только все Курилы, но и весь Сахалин, и денежную контрибуцию. Россия в лице графа С.Ю. Витте возражала, проявляя, по выражению Исии, «истерическое упрямство», и отказывалась вообще платить какую-либо контрибуцию. Из мемуаров ясно, что Япония настолько была истощена войной и желала скорейшего заключения мира, что к концу переговоров готова была согласиться на принадлежность всего Сахалина России без всякой денежной компенсации. Это было неизвестно ни Петербургу, ни российской делегации, но решение уступить было принято именно японским правительством. В Портсмут были отправлены соответствующие инструкции, предписывавшие японской делегации в случае дальнейшего упорства русской делегации согласиться на сохранение всего Сахалина за Россией.
В момент, когда японское правительство приняло решение отступить от своих первоначальных требований в отношении Сахалина, Россия пребывала в полном неведении об этих намерениях, Вашингтон же был немедленно кем-то осведомлен об этой не устраивающей его перспективе, и США взялись «помочь». Насколько США хотели бы «уменьшить владения России», явствует из телеграммы Т. Рузвельта Николаю II. Американский «миротворец» пугал непреодолимыми претензиями Японии, и ее решимостью возобновить военные действия, грозя, что «продолжение войны может привести к потере всей русской территории восточнее озера Байкал», то есть прекратить существование России как тихоокеанской державы. В эти дни в Петербурге американский посол в России Майер испросил аудиенцию и стал уговаривать Николая II пойти на уступки, обещая посредничество президента Т. Рузвельта в деле «уговорить» Японию отказаться от контрибуции. Николай II в целом «упорствовал», но потом «мимоходом, как бы про себя заметил, что можно было бы рассмотреть возможность передачи южной части Сахалина Японии. «. Информация о потенциальной готовности России уступить южный Сахалин была немедленно передана президенту Т. Рузвельту, и меньше чем за сутки стала известна японской стороне. Исии в мемуарах всячески отрицает предположение (естественно возникающее у читателя) о том, что американский президент мог передать эти сведения в Токио, тем не менее, факты говорят об обратном.
Счастливым обстоятельством для Японии была и 14-часовая разница во времени между Токио и Портсмутом. Исии успел встретиться с премьер-министром, который сначала усомнился в достоверности сведений. Военный министр предупредил Исии, что тому придется сделать харакири, если информация окажется ложной. Но Исии был уверен в надежности канала связи. Можно предположить, что этот самый канал уже зарекомендовал себя, осведомив Рузвельта о решении японцев смириться с условиями русских. Разумеется, Исии описывает получение этой информации как чистую «случайность» в ходе беседы с «одним другом» «в одной из иностранных миссий в Токио», в которой он «узнал о том, что произошло во время царской аудиенции». Исии настоял, чтобы немедленно были отозваны старые и посланы новые инструкции. Японская делегация отложила очередное заседание, затем, следуя новой инструкции, сделала следующее заявление: «Императорское правительство решило в знак своего миролюбия отказаться от требований на весь Сахалин и делает последнюю уступку, удовлетворяясь южной половиной острова». Из всего видно, что дипломатия Витте, получившего прозвище «графа Полусахалинского», не была удачной. При некоторой твердости Россия не потеряла бы южной части Сахалина.
Единственные действующие и юридически обязывающие международно-правовые документы, которые должны быть основой нынешнего подхода к проблеме Курильской гряды, это решения держав в Ялте, Потсдаме и Сан-Фpанцисский мирный договор с Японией, подписанный в 1951 году 51 государством во главе с Соединенными Штатами. В соответствии с решениями Ялтинской конференции все Курильские острова и остров Сахалин «навечно» возвращались Советскому Союзу. Это же подтвердила Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, к которой позднее присоединился СССР.
В тексте, составленном даже без СССР, говорилось, что «после полной и безоговорочной капитуляции суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем«. Последние слова иллюстрируют правовые следствия принципа полной и безоговорочной капитуляции — утрату Японией международной правосубъектности и права обсуждать условия мира. На основании этих документов военная администрация США в Японии направила директиву N677 от 29 января 1946г. с указанием, что из под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Сикотан и Хабомаи.
СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор с Японией. Международные отношения в Азии после войны были чрезвычайно сложны из-за совершенно новой роли коммунистического Китая, отношения с которым в Азии были для СССР чрезвычайно важны. Запад же, наоборот, признал тайваньское гоминдановское правительство. В результате в этом договоре США удалось навязать многие положения, противоречившие интересам Советского Союза. Этот договор не содержит указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР. Но это не меняет того непреложного факта, что в статье 2 этого договора Япония «отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5-го сентября 1905 г.». Под этим Договором и этим его пунктом стоит подпись США.
Поскольку обойти положения Сан-Францисского договора представляется невозможным, а их прямой подрыв взорвал бы территориальную стабильность в Азии — статус Внешней Монголии, независимость Кореи, и другое, Япония и США изобрели в середине 50-х г. новую аргументацию, которая усиленно навязывается мировому сообществу. Теперь острова Сикотан и Хабомаи якобы относятся к системе острова Хоккайдо, а понятие Курильские острова якобы не охватывает «особую географическую единицу» — «Южные Курилы» (с заглавной «Ю») — Кунашир и Итуруп. Это, безусловно, географическая «новация», даже Британская энциклопедия недвусмысленно указывает на Кунашир и Итуруп как на «крупнейшие из Курильских островов». Любой географический атлас рассматривает Курилы как единое географическое понятие, поскольку Курильская гряда имеет все признаки такой классификации.
Однако полная ясность у США и Японии в отношении того, что в Сан-Францисском договоре Япония отказалась от всех Курильских островов, не вызывает сомнений. Так, книга американского автора Д. Риза «Захват Советами Курильских островов» в японских библиотеках хранится в спецхране — она содержит выдержку из справочника военно-морского флота США, выпущенного в 1943г. на случай военных операций в этом районе. В справочнике перечислены все «Курильские острова» с их описанием с точки зрения военного мореплавания. В их числе и те самые острова, которые теперь Япония объявляет не принадлежащими к Курильской гряде. В книге цитируется запись беседы А. Даллеса с Иосидой — тогдашним министром иностранных дел Японии, который спрашивал, нельзя ли представить дело так, чтобы ялтинско-потсдамское решение не распространялось на южные острова Курильской гряды. Даллес ответил, что такое кардинальное изменение предшествующих согласований потребовало бы многолетних споров, что задержит получение Японией полного суверенитета на неопределенное время. Так что Япония осознавала, каких островов она лишается.
Высокопоставленный японский чиновник Нисимура — директор Отдела мирного договора МИД Японии, представляя условия Сан-францисского договора в японском парламенте, разъяснял, что «понятие Курильские острова, фигурирующее в договоре, включает все острова, как северные, так и южные». В ответ на упреки националистов, Нисимура ответил в парламенте, что «утрата суверенитета влечет для Японии и потерю права высказываться по поводу конечной принадлежности территории».
Спокойно надо относиться и к Советско-японской декларации от 19 октября 1956г., в которой было прекращено состояние войны, а также заявлено о согласии СССР передать Японии острова Хабомаи и Сикотан, но после заключения мирного договора. Декларация отличается от договора и является протоколом о намерениях. За это время Япония заключила договор о военном сотрудничестве с США, закрепивший бессрочное пребывание американских вооруженных сил на ее территории. На островах не преминули бы появиться войска третьей стороны — Соединенных Штатов. При всей недальновидности заявления Хрущева, в нем речь идет не о «возвращении», а о «передаче», то есть готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны. Несостоятельны и заявления о том, что для нормальных взаимоотношений якобы необходим мирный договор. В международном праве есть случаи, когда послевоенное урегулирование обходилось без такового. Не было мирного договора с Германией, состояние войны с которой прекращено односторонне Указом Президиума Верховного Совета СССР и юридическими актами союзных держав.
Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин «возвращение» навеки забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики фантастически разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.