Претензия образец по договору транспортной экспедиции

Автор: | 19.07.2018

Содержание:

Претензия по договору транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции заключается между клиентом — отправителем или получателем груза — и экспедитором, который обязуется организовать или выполнить самостоятельно определенные услуги, связанные с доставкой груза. Данный документ оформляется в письменной форме и четко регламентирует все обязанности и права сторон.

Чтобы в дальнейшем не столкнуться с необходимостью защищать свои интересы в суде, следует тщательно подойти к составлению договора транспортной экспедиции и четко прописать в нем все важнейшие нюансы.

Обязанности сторон

Договор транспортной экспедиции предполагает, что стороны берут на себя следующие обязанности:

Клиент обязуется:

  • Уплатить экспедитору оговоренную сумму вознаграждения в указанные сроки.
  • Возместить экспедитору расходы, которые он понес, выполняя действия в интересах клиента.
  • Предоставить экспедитору всю необходимую документацию для прохождения санитарного и таможенного контроля, а также достоверную информацию о грузе.
  • При необходимости предоставить доверенность на осуществление транспортировки.

Экспедитор обязуется:

  • Сообщать клиенту о выявленных недостатках информации, полученной от клиента. Если же сведения оказались неполными, экспедитор должен обратиться к заказчику с запросом.
  • Доставить груз по оговоренному или оптимальному маршруту в четко указанные сроки, в целости и сохранности.
  • Выдать клиенту документ о приемке груза, предоставить оригиналы договоров, которые экспедитор заключал на основании выданной клиентом доверенности.
  • Предоставлять клиенту информацию, которую предусматривает законодательство о защите прав потребителей.

Если одна из сторон нарушила взятые на себя обязательства, второй необходимо составить и выдвинуть такой документ, как претензия по договору транспортной экспедиции. Документ следует предъявить в течение шести месяцев с момента оказания услуги.

Претензия может касаться следующих моментов:

  • Возмещения убытков за повреждение, недостачу или потерю всего груза или же его части.
  • Возмещение убытков, связанных с несвоевременной доставкой груза.
  • Требования оплатить оказанные услуги по транспортировке груза и его сопровождению.

К претензии необходимо приложить все документы, которые помогут доказать правоту заявителя. Споры по договорам транспортной экспедиции, впрочем, как и все остальные спорные моменты, лучше не доводить до судебного разбирательства и именно претензия поможет вам добиться от другой стороны исполнения обязательств.

Услуги профессионалов

Наши претензионные юристы помогут вам грамотно составить претензию по договору транспортной экспедиции, решить спор в ходе досудебного разбирательства и компенсировать убытки, связанные с потерей груза или срывом сроков поставки. Помните, что профессиональная юридическая помощь — необходимое условие нормальной деятельности вашей компании.

Претензия транспортной компании

Заключили договор с транспортной компанией на перевоз груза в фуре. Составили договор транспортной экспедиции. Во время транспортировки груза водитель сломался, а потом «забухал», в итоге груз пришел на 2 недели позже, чем обещал менеджер компании. Во время поломки и «пьянства» груз был перемещен в другую фуру. Во время приемки оказалось, что 1 места не хватает. Когда начали разбирать груз, оказалось, что 2 места не наши, а наших нет. Во время разговора с менеджером оказалось, что это места с другого города, а где наши места менеджер не знает. После 2-3 звонка менеджер сказала, что мы плохо смотрели и не увидели наши места и начала грубить. В конечном итоге у меня не весь груз и два места вообще не моих. Менеджер предложила написать претензию. Груз покупался на рынке, поэтому наличия ТОРГ12 нет. Как правильно написать претензию на транспортную компанию?

Ответы юристов (4)

Здравствуйте, Николай! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Есть вопрос к юристу?

Николай, уточните, пожалуйста, что входит в обязанность экспедитора по договору? Можете приложить сам договор? Еще уточните какие сопровождающие документы составлялись на груз и на перевозку? Транспортная накладная? Заказ на перевозку?

Уточнение клиента

я договор от сканирую и отправлю вам завтра , хорошо?

05 Ноября 2014, 17:33

Договор транспортной экспедиции значительно отличается от договора перевозки. Закон регулирует лишь основные вопросы экспедиционной деятельности. Все права и обязанности, ответственность, а также порядок предъявления претензий должен регулироваться договором.

Согласно ст.803 ГК РФ За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Согласно ч.4 ст.4 ФЗ о транспортно-экспедиционной деятельности При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Согласно ст.7 указанного ФЗ 1.Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;2)за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

6.Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.

Согласно ч.1 ст.9 указанного ФЗ Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Согласно ч.3 ст.12 указанного ФЗ Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

То есть, вам необходимо установить рыночную стоимость двух места вашего груза. Желательно запросить три коммерческих предложения у поставщиков такого рода товара (с подписью и печатью). В претензии указывайте требования об уплате стоимости 2х мест груза, возмещении убытков (если такие фактически имели мести). В договоре транспортной экспедиции может быть также установлена неустойка за просрочку доставки груза. К претензии прикладывайте договор ТЭ, документы, подтверждающие отправку груза и документы о приемке груза в месте назначения.

Для более точного ответа на вопрос нужно видеть условия договора.

Уточнение клиента

договор транспортной экспедиции

06 Ноября 2014, 06:47

Николай, в принципе, договора транспортной экспедиции не содержит каких-либо специальных условий. Ответственность по договору несут стороны в соответствии с законодательством. Поэтому предлагаю оформить претензию как я указала выше и требовать уплаты стоимости утраченного груза, возмещению убытков в связи с просрочкой доставки груза.

В следующий раз оформляйте договор перевозки, по нему хоть можно взыскать неустойку за просрочку доставки.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

научная статья по теме ПРЕТЕНЗИИ В ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Читайте так же:  Торги по банкротству приказ 54

Авторы работы:

КУЛЕШОВ ВИТАЛИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРЕТЕНЗИИ В ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ»

Правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности

ПРЕТЕНЗИИ В ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Сторона договора, считающая, что её права нарушены, имеет право на обращение в суд за судебной защитой. Существует ещё и досудебный способ урегулирования разногласий (споров). По общему правилу стороны договора сами определяют форму досудебной стадии. Стороны могут исключить досудебную стадию урегулирования споров и тем самым получить право на иск сразу же, как им станет известно о нарушение их прав по договору.

В отдельных случаях, как, например, в договоре транспортной экспедиции, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности»1 установлен обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров, хотя в ГК РФ нет упоминания об обязательном претензионном порядке при рассмотрении споров, вытекающих из договора транспортной экспедиции, обязательный претензионный порядок установлен только для договора перевозки в ст. 797 ГК РФ. Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» обязательный претензионный порядок установлен в случае нарушения права клиента предпринимателя. В случае нарушения прав экспедитора или прав клиента физического лица, использующего услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, досудебный порядок не является обязательным, стороны в договоре могут предусмотреть его наличие или отсутствие, а также определить свою процедуру урегулирования разногласий в досудебном порядке. Исключение претензионного порядка для физического лица, использующего услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуще-

1 О транспортно-экспедиционной деятельности. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ // Росс. газ. 2003. 3 июля. № 128.

ствлением клиентом предпринимательской деятельности, и применение к нему общих правил по защите нарушенных прав вызвано, видимо, желанием законодателя защитить физическое лицо.

Подобной защиты для физического лица нет в транспортных уставах и кодексах. Также установленный законом претензионный порядок не будет действовать и для предпринимателей, которые хотят получить удовлетворение от экспедитора при нарушении последним прав клиента физического лица. В связи с этим, не совсем понятна цель, с которой законодательно закрепляется обязательный претензионный порядок для части участников договора транспортной экспедиции. Право на предъявление претензии экспедитору имеют: клиент; уполномоченное клиентом лицо; получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции; страховщик, приобрётший право суброгации.

Однако в случае утраты, недостачи и повреждения груза Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрен ещё и предварительный порядок уведомления экспедитора. Это уведомление необходимо сделать до подачи претензии экспедитору, подавая претензию, клиент должен предоставить подтверждение этого уведомления экспедитора. Данное уведомление, по своей сути, уже является предъявлением претензии, Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» тем самым обязывает клиента два раза подавать «претензию» в случае утраты, недостачи или повреждения груза. Так, согласно п. 1 ст. 8 указанного закона, «если во время выдачи груза получатель или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении груза, считается, что они получили груз не повреждённым».

Складывается впечатление, что законо-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2009. № 4(52)

датель не различает понятия утерянный груз, недостающий груз или повреждённый груз, особое возражение вызывает использование термина утерянный в данной конструкции. Законодатель обращает внимание получателя груза, получающего уже утерянный груз, на необходимость сделать уведомление. Можно предположить, что получатель не замечает отсутствие груза, когда он его принимает. А в п. 2 той же статьи устанавливается, что если обычными средствами не удалось установить отсутствие груза при его получение получателем, то закон даёт ещё 30 дней на осознание ситуации и подачи уведомления. Форма этого уведомления законодательно не установлена, видимо, для этого клиент должен отправить заказное письмо с уведомлением о вручении. Аналогичное правоотношение урегулировано уставом автомобильного транспорта1 более конкретно. Так, ст. 38 названого закона устанавливает, что подобные обстоятельства удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах или сопроводительных ведомостях. По аналогии закона можно предположить, что уведомлением экспедитора будет являться отметка о получении груза в экспедиционных документах или транспортных документах с указанием недостачи, повреждение груза, с указанием даты получения. Причём согласно закону экспедитор должен быть уведом-лён в момент передачи груза о составление данного документа. Здесь тоже есть проблема. Если экспедитор или его представитель присутствует при передаче груза клиенту, то согласно логике, уведомление бессмысленно, так как экспедитор уже уведомлён. А в случае если экспедитор не присутствует при сдаче груза клиенту, то тут же уведомить его будет сложно, ведь придётся уведомить лицо в процессе передачи груза, которое не присутствует при передаче груза.

Претензия к экспедитору может быть предъявлена согласно Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» в течение 6 месяцев в письменной форме с приложением документов, подтверждающих

1 Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ // СПС «Консультант-плюс».

право на предъявление претензии. Экспедитор может принять претензию и по истечению 6 месяцев, если пропуск срока будет уважительным на его взгляд.

Экспедитору на рассмотрение претензии и на письменный ответ заявителю законом устанавливается срок 30 дней. По истечению указанного срока, или в случае отказа экспедитора в удовлетворение претензии, или в случае признания претензии не в полном объёме у клиента появляется право на обращение в суд с иском к экспедитору. Соответственно, с момента приобретения права на иск начинает исчисляться срок исковой давности, который составляет один год.

Претензионный порядок установлен законодателем и обязателен для сторон договора транспортной экспедиции. Это избыточное регулирование института транспортной экспедиции и к тому же содержащее явные ошибки, приводит в ряде случаев к невозможности его исполнения и бессмысленности претензионного порядка. В качестве подтверждения нашей мысли приведём пример из указанного закона о моменте, с которого становится возможным предъявление претензии экспедитору для отдельных лиц, для которых претензионный порядок является обязательным. После получения лицом права на предъявление претензии экспедитору претензия должна быть подана в течение 6 месяцев. Законом устанавливается, что в случае не сохранности груза срок начинает исчисляться со дня, следующего за днём, когда груз должен быть выдан, а должен он быть выдан, видимо, по истечению срока доставки.

Во-первых, претензию об утрате или частичной утрате можно подавать в случае, когда груз считается утраченным (иначе нет претензии об утрате груза), а утраченным он считается, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, если такой срок установлен договором. Ведь груз может быть доставлен с опозданием. Иными словами, срок, в течение которого у клиента есть право на претензию за утрату или частичную утрату груза в случае наличия срока доставки, составляет не 6 месяцев, как задекларировано в законе, а 5 месяцев.

Во-вторых, некорректно устанавливать

Правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности

один срок для утраты или частичной утраты груза и для повреждения груза. Смысл предоставления одного месяца экспедитору на доставку груза поверх основного срока доставки состоит в том, чтобы дать возможность экспедитору найти потерянный груз, который может находиться на складах, где осуществлялось хранение груза, или груз может быть ошибочно отправлен в другом направлении, и исправить её, возместив убытки за просрочку, и всё-таки передать груз получателю. В случае повреждения груза такой срок не требуется, если груз уже повреждён, он не станет больше не повреждённым. Логично бы было исчислять срок со дня, когда клиент узнал или должен был узнать о повреждении груза.

В случае нарушения сроков доставки груза срок начинает исчисляться согласно закону, со дня, следующего за последним днём окончания действия договора. Этот принцип особенно «ценен» для экспедитора, если им был заключён долгосрочный договор транспортной экспедиции. Единственно, что договором данный принцип может быть изменён, тогда зачем этот принцип закреплён в законе? Отсрочивая претензию, а как следствие иск клиента, экспедитор может не успеть предъявить иск контрагенту о возмещении убытков, так как у него ещё не будет убытков. Логично бы было иметь право на предъявление претензии с момента получения груза.

В случае иных нарушений договора транспортной экспедиции срок начинает исчисляться с момента, когда клиент узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Это принцип является самым логичным, его на-

до было бы распространить и на два предыдущих случая. Этот принцип является общим в институте гражданско-правовой ответственности.

Иная картина складывается, например, при предъявлении претензии при осуществлении перевозок автомобильным транспортом. Так, ст. 42 Устава автомобильного транспорта устанавливает логичную, в отличие от транспортной экспедиции, процедуру по определению срока, с которого начинает исчисляться срок подачи претензии: со дня выдачи груза — в случаях просрочки доставки, повреждения и недостачи груза; со дня признания груза утраченным — в случае утраты груза.

Читайте так же:  Гражданский кодекс статья 1651

Хотя, по сути, это правило тождественно общему правилу, а именно: «срок начинает исчисл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции

Претензия по договору транспортной экспедиции — обязательный документ для клиента, предъявляющего требования к экспедитору. В нашей статье мы рассмотрим особенности направления претензий и предъявления исков к экспедиторам.

Особенности претензионного порядка по договорам транспортной экспедиции, образец претензии

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон о ТЭД) предусмотрел в ст. 12 обязательность претензионного порядка при наличии претензий клиента к экспедитору, за исключением экспедиции непредпринимательских грузов. Несмотря на введение в Арбитражный процессуальный кодекс РФ правила о необходимости претензионного порядка по большинству споров (ч. 5 ст. 4 АПК), нормы ст. 12 закона о ТЭД по-прежнему имеют важное значение, т. к. детально регламентируют порядок предъявления претензий экспедитору.

Рассмотрим особенности претензионного урегулирования спора клиента с экспедитором:

  1. На отправку претензии дается 6 месяцев:
    • со следующего дня после выдачи груза по спорам об испорченном или пропавшем грузе;
    • со следующего дня после окончания срока договора по спорам о просрочке доставки;
    • с момента, когда клиент узнал (или должен узнать) о нарушении права, для прочих споров.
  2. Правом предъявить претензии обладают грузополучатель, клиент экспедитора или его доверенное лицо либо страховщик, возместивший убытки клиента, причиненные экспедитором, и вставший на место кредитора по правилам суброгации.
  3. Претензия обязательно документально подтверждается (перечень документов см. в п. 3 ст. 12 закона о ТЭД).
  4. На рассмотрение претензии и ответ на нее экспедитору дается 30 дней с момента получения.

В свете детальной регламентации претензионного порядка актуален и вопрос его соблюдения. Проблемы с этим часто возникают на практике, т. к. экспедиторы стараются прекратить судебные дела по причине нарушения претензионных процедур.

Отметим, что суды не признают таким нарушением:

  • недостаточность (по мнению экспедитора) документов, подтверждающих убытки клиента, если накладная на груз была приобщена к претензии по договору транспортной экспедиции (постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда (далее — ААС) от 18.10.2010 по делу № А56-68336/2009);
  • отправку претензии по истечении 6-месячного срока, который, как указывают суды, не является пресекательным в процессуальном плане и влечет лишь право экспедитора отказать в удовлетворении претензии (постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу № А40-111751/12-14-998);
  • направление претензии на юридический адрес экспедитора, хотя в договоре был согласован иной адрес для таких целей, если есть доказательства отправки и получения претензии (постановление 18-го ААС от 27.12.2016 по делу № А07-29774/2015).

Составляя претензию, необходимо точно указать:

  1. Реквизиты договора или накладной экспедитора, а также заявки, на основании которой возникло обязательство.
  2. Сумму и правовые основания требований к экспедитору. Отсутствие в претензии, например, требования уплатить неустойку повлечет в суде оставление его без рассмотрения (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2010 по делу № А73-19760/2009).

Образец претензии по договору транспортной экспедиции, составленный с учетом всех указанных выше нюансов, вы можете скачать на нашем сайте.

Исковая давность по требованиям к экспедитору

Основной особенностью в случае судебного спора с экспедитором является сокращенный срок исковой давности, который составляет 1 год с момента появления права на иск. При этом стоит отметить отсутствие единообразного подхода в практике к определению начального момента исчисления срока.

В частности, суды признают таковым:

  • крайний срок доставки утраченного груза (определение Верховного суда РФ от 06.06.2016 по делу № А43-25051/2014);
  • истечение срока ответа на претензию клиента о возмещении убытков за утраченный груз (определение Верховного суда РФ от 09.01.2017 по делу № А56-95326/2015).

Срок исковой давности для страховщиков суды исчисляют аналогично сроку для клиентов и отказываются признавать начальным моментом день выплаты страхового возмещения (определение Верховного суда РФ от 12.02.2016 по делу № А56-5137/2015).

Особенности доказывания по искам к экспедитору

В предмет доказывания по требованиям к экспедитору входят:

  • наличие обязательства в рамках экспедиционной деятельности, в т. ч. факт принятия груза (доказывается клиентом);
  • соблюдение претензионного порядка (доказывается клиентом);
  • факт нарушения экспедитора (доказывается клиентом);
  • вина экспедитора в случае просрочки доставки (отсутствие вины, согласно п. 1 ст. 9 закона о ТЭД, доказывается экспедитором).

Существует серьезная проблема в доказывании существования экспедиторского обязательства по доставке конкретного груза. Так, зачастую намеренно не оформляются надлежащим образом экспедиторские документы, полагающиеся по п. 5 правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила). Затем экспедиторы успешно мотивируют отказ в возмещении убытков отсутствием подтверждения передачи конкретного груза определенной стоимости экспедитору, причем суды такую мотивацию зачастую принимают (определение Верховного суда РФ от 21.01.2015 по делу № А56-51058/2013).

В таких случаях клиентам-грузополучателям можно использовать сложную схему, установив факт передачи груза в судебном процессе с грузоотправителем (постановление 17-го ААС от 02.10.2013 по делу № А60-11593/2013). Впрочем, в 2016–2017 годах намечается отход от указанной тенденции и далеко не всегда неточности в экспедиторских документах или их форма, не соответствующая п. 5 Правил, признаются судами пороком в доказательствах факта передачи груза (см. постановление АС ДО от 29.11.2016 по делу № А51-3698/2016).

Итак, претензии и иски по договору транспортной экспедиции составляются и направляются по особым правилам, если требования предъявляются клиентом к экспедитору. При этом важно помнить, что в данной сфере действует сокращенный (годичный) срок исковой давности и обязательный претензионный порядок, строго регламентированный законом о ТЭД.

Порядок предъявления претензии

Порядок предъявления претензий и исков Экспедитору – ООО ТЭК «Грузовое путешествие».

В соответствии с Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ, а именно статьей 12 и статьей 13:

1. До предъявления Экспедитору иска, вытекающего из Договора перевозки и транспортно-экспедиционного обслуживания , обязательно предъявление Экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением Клиентом предпринимательской деятельности.

2. Право на предъявление Экспедитору претензии и иска имеет Клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в Договоре перевозки и транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

а) дату и место составления;

б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;

в) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;

г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;

д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;

е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);

ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

4. Претензии к Экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

Указанный срок исчисляется в отношении:

  • возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
  • возмещения убытков, причиненных Клиенту нарушением срока выполнения обязательств по Договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия Договора, если иное не определено сторонами; нарушения иных обязательств, вытекающих из Договора перевозки и транспортной экспедиции, со дня, когда лица, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

При частичном удовлетворении или отклонении Экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока в шесть месяцев, если причина пропуска срока предъявления Претензии будет признана им уважительной.

Читайте так же:  Договор аренды комнат в общежитии

7. Для требований, вытекающих из Договора перевозки и транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

8. Претензии предъявляются Экспедитору по месту его нахождения в письменной форме в течение сроков, указанных выше.

9. Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых отправляется Экспедитору, а другой — остается у лица, подавшего претензию.

Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов

Транспортная экспедиция: нормативное регулирование, общие положения

Договор транспортной экспедиции — разновидность сделки по возмездному оказанию услуг. В отдельную главу эта сделка была выделена с введением существующего Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Среди основных нормативных актов, которыми регулируются возникающие в этой сфере правоотношения, выделяются следующие:

  1. Собственно сам ГК РФ.
  2. Специальный нормативный акт — закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
  3. Иные НПА, регулирующие отношения в сфере транспорта (правила, кодексы, уставы). Подробнее о них можно узнать из статьи Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ .
  4. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

Правовая природа договора:

  • публичный;
  • двусторонний;
  • возмездный;
  • реальный или консенсуальный.

Экспедитором, то есть стороной, предоставляющей услуги, должны быть субъекты предпринимательства, зарегистрированные в установленном порядке, — ИП или коммерческая компания (см. решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.03.2012 по делу № А19-640/2012). При этом экспедитор может быть одновременно и перевозчиком (ч. 2 ст. 801 ГК).

При осуществлении экспедитором своих обязанностей по договору у него также должна быть лицензия, если требуемые к исполнению действия подлежат лицензированию в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. К примеру, лицензия потребуется, если экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице, а перевозка будет осуществляться воздушным или морским транспортом.

Предмет договора

Услуги, которые предоставляет заказчику экспедитор, являются предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующий признак таких услуг — тесная взаимосвязь с перевозкой.

Возлагаемые на экспедитора услуги подразделяются на основные и дополнительные, которые, в свою очередь, могут быть выражены в форме фактических действий или действий юридического характера. Если основные формируют заключаемый договор, обусловливают его предмет, то дополнительные могут как быть включенными в соглашение, так и отсутствовать в его условиях.

Основные

Дополнительные

Непосредственная организация перевозки конкретным или смешанным видом транспорта

Проверка количества отправляемого товара, его внешнего состояния (упаковки, маркировки и т. п.)

Подготовка заявок для подачи транспорта на погрузку

Погрузка и последующая выгрузка

Заключение договора перевозки, фрахтования

Получение необходимых документов для осуществления импорта, экспорта

Осуществление действий по отправке и последующему получению груза

Выполнение таможенных процедур, уплата пошлин, сборов и прочих возможных расходов

Оплата провозных платежей и др.

Совершение с грузом иных действий, в том числе хранение

Представленные в таблице услуги не являются исчерпывающими. В рамках договора транспортной экспедиции стороны могут предусмотреть также участие экспедитора в переговорах с контрагентами, информационные услуги, страховые услуги, услуги по розыску груза и прочее (см. постановление 14-го ААС от 17.07.2017 по делу № А44-9467/2016).

Существенные условия договора

Законодатель не раскрывает, какие условия являются существенными для договора транспортной экспедиции. Единственное, как следует из определения этого договора, данного в ГК РФ, он должен содержать информацию об услуге, которая должна быть оказана.

Учитывая судебную практику рассмотрения споров по делам, возникающим из данного вида правоотношений, можно также выделить следующие условия, которые необходимо согласовывать экспедитору и его клиенту:

  1. Стоимость оказываемых услуг (решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2009 по делу № А45-14031/2009). Стоит отметить, что мнения судов по этому условию расходятся. Так, в решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2014 по делу № А56-57520/2014 указано, что при отсутствии этого условия договор не может быть признан незаключенным.
  2. Условие о предмете (постановление 17-го ААС от 01.03.2011 по делу № А50-17971/2010).
  3. Порядок оплаты по договору (решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2015 по делу № А14-1879/2015).
  4. Сведения о грузе и условиях его транспортировки, в том числе информация о маршруте, получателе и отправителе (постановление 5-го ААС от 04.05.2017 по делу № А51-12257/2016).
  5. Идентифицирующие признаки груза, размер провозной платы (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2017 по делу № А40-225934/2016).
  6. Объем груза (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2009 по делу № А56-57621/2008).

Образец договора транспортной экспедиции можно скачать здесь: Образец договора транспортной экспедиции

Форма договора. Доверенность экспедитору

Ст. 802 ГК РФ требует, чтобы рассматриваемый договор между клиентом и экспедитором был заключен в письменной форме. Однако несоблюдение этого требования законодательства не повлечет за собой одновременное признание такого договора недействительным. У заинтересованной стороны останется возможность доказывать факт его заключения и его условия прочими письменными и иными доказательствами, кроме свидетельских.

Ч. 2 указанной выше статьи ГК РФ предусмотрена обязанность заказчика-клиента выдать экспедитору доверенность, на основании которой тот будет осуществлять действия от имени клиента. Доверенность выдается, только если имеется такая необходимость.

В тех случаях, когда экспедитор действует с третьими лицами, в том числе с перевозчиками, от своего имени, применяются положения ГК РФ, установленные в гл. 51–52. То есть даже если экспедитор заключит договор от своего имени, в обязательстве с перевозчиком он будет являться стороной, однако по отношению к заказчику по соглашению транспортной экспедиции он останется экспедитором и будет продолжать нести соответствующие обязательства перед клиентом.

Экспедиторские документы

Множество споров в судах между клиентами и экспедиторами возникает по причине неправильного оформления необходимой документации, которая является неотъемлемой частью договора и подтверждает его заключение, согласование условий.

Экспедиторскими документами согласно п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), являются:

  • поручение экспедитору, содержащее полный объем и условия оказываемых клиенту услуг;
  • экспедиторская расписка — доказательство получения экспедитором груза от непосредственно клиента или иного грузоотправителя (как ее заполнить, см. в статье Образец заполнения экспедиторской расписки);
  • складская расписка — доказательство принятия экспедитором товара на складское хранение.

Первый документ заполняется самим клиентом, остальные — экспедитором. Форма, содержание и иные нюансы составления перечисленных документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23.

На практике экспедиторские компании используют другие документы. Такую возможность им предоставляет п. 6 Правил, который гласит, что в зависимости от характера предоставляемых услуг стороны могут применять не предусмотренные этими правилами документы. Пользуясь данной возможностью, экспедиторы оформляют:

  • транспортные накладные;
  • курьерские расписки и иные.

Учитывая это, нужно указывать в данных документах всю необходимую информацию, которая в дальнейшем может подтвердить претензии (реквизиты получателя, вес груза, количество мест, сведения, идентифицирующие груз, другие данные).

Ответственность по договору экспедитора

Как и в правоотношениях по иным договорам, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей экспедитор по требованию клиента должен будет:

  • возместить причиненные убытки;
  • уплатить договорную неустойку;
  • если неустойка не предусмотрена договором, уплатить законную неустойку.

Предпринимательский статус экспедитора определяет для него особые нюансы ответственности. В частности, в случае неисполнения условий договора или их ненадлежащего исполнения он не сможет в свое оправдание для снятия ответственности аргументировать это тем, что:

  • не смог исполнить обязательство, так как у него не имелось необходимых для этого денег;
  • на рынке отсутствовали нужные для выполнения обязательства товары;
  • обязательство оказалось невыполненным из-за нарушений со стороны его контрагента — третьего лица (см. решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2016 по делу № А53-8328/2016).

Экспедитор сможет уйти от ответственности, только если представит доказательства того, что невыполнение (ненадлежащее выполнение) было связано с чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Также ответственность экспедитора ограничивается, когда в неисполнении договора виновен перевозчик. Однако если он не проявит осмотрительности в выборе перевозчика или примет на себя ручательство за выполнение перевозки взыскание можно производить с экспедитора (п. 9 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).

Правовая природа рассмотренного в настоящей статье договора довольно сложна, а обусловлено это сочетанием в нем различных видов обязательств (перевозки, поручения, хранения, комиссии, подряда и др.). Вместе с тем следует отметить, что этот договор вполне самостоятельный, а все услуги экспедитора (обязательства), предусмотренные в нем, имеют только одну цель — организацию и осуществление перевозки груза. Примерный шаблон этого документа можно скачать по ссылке: Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов.