Содержание:
Президент России
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Владимир Владимирович Путин.
Присяга Президента России
Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.
Статус и полномочия Президента
Статус Президента определяется в четвёртой главе Конституции.
Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент определяет основные направления внутренней политики.
Президент определяет основные направления внешней политики.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.
Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.
Президент рф правовой статус полномочия порядок избрания
Правовой статус Президента РФ. Основные функции Президента РФ. Прекращение полномочий Президента РФ.
При досрочном прекращении полномочий Президента РФ выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
§ 8. Президент Российской Федерации
В мире существуют три вида правового положения президента в системе высших государственных органов государства: 1)
президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (например, в ФРГ); 2)
президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США); 3)
президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.
Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего вида. Президент России, обладая реальными и широкими полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.
При последовательном проведении принципа разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.
Такому положению Президента в России есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.
Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии^ Конституцией РФ и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся: 1)
ограниченность периода полномочий Президента (четыре года); 2)
всенародные прямые выборы; 3)
альтернативный характер выборов; 4)
недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд; 5)
возможность отрешения его от должности; 6)
возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда РФ.
Функции Президента России. Они связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Конституции РФ).
/. Президент — гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам. 2.
Президент — гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т. п.). 3.
Президент — гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями. 4.
Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой кандидат в президенты идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию РФ, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства. 5.
Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.
1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо дает согласие на назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их из предложенных Президентом кандидатур. Президент РФ:
а) назначает Председателя Правительства;
б) назначает заместителей Председателя Правительства;
в) назначает министров;
г) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
д) принимает решения об отставке Правительства;
е) представляет кандидатуры для назначения на должности судей (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);
ж) представляет кандидатуру Генерального прокурора РФ;
з) представляет кандидатуру Председателя Центрального банка РФ;
и) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
к) формирует Администрацию Президента РФ;
л) назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах, палатах парламента и т.
м) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
н) назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации. 2.
Полномочия по отношению к законодательной власти:
а) назначает выборы Государственной Думы и референдум;
б) распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией;
в) вносит законопроекты в Государственную Думу;
г) подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;
д) обращается с запросами в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании. 3.
Полномочия в военной области. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении чрезвычайного положения на территории России или в отдельных ее местностях. 4.
Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. -ми к 5.
Полномочия по отношению к гражданам:
а) решает вопросы гражданства; б) предоставляет политическое убежище;
в) награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
г) осуществляет помилование.
6. Правотворческие полномочия. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.
Порядок выборов Президента России. Он определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».
Выборы Президента проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы должны носить альтернативный характер. Президент должен обладать необходимым жизненным опытом, поэтому установлено, что на эту должность может претендовать человек не моложе 35 лет. Конституция в отличие от ранее действовавшей сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт зарубежных стран, и в весьма зрелом возрасте человек может сохранять достаточно высокий уровень здоровья, энергии, интеллектуальных способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт (например, Р. Рейган, Ф. Миттеран и др.). Кандидат в президенты должен быть гражданином России, хорошо знать страну и ситуацию, в которой она находится. Вот почему непременным условием занятия должности Президента является проживание в Российской Федерации не менее 10 лет. ІГ*
Выдвигать кандидата в президенты вправе избирательные объединения. Допускается и самовыдвижение. Для поддержки кандидата в этом случае образуется инициативная группа в количестве не менее 500 человек. Субъекты, вьщвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 2 млн подписей избирателей.
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования.
Прекращение полномочий Президента России. Таковое предусмотрено ст. 92 Конституции. Существует два варианта прекращения полномочий Президента. 1.
Нормальный порядок. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. 2.
Досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь место в случаях:
а) отставки, т. е. инициативы самого Президента;
б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
в) отрешения от должности. Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в государственной измене или совершении иного умышленного тяжкого преступления.
Процедура отрешения, предусмотренная в Конституции (ст. 93), очень сложна. Да это и понятно: речь идет о главе государства, который является лицом страны. Помимо этого смена главы государства — это всегда политическое потрясение для всей страны.
Президент рф правовой статус полномочия порядок избрания
13. Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия
Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования системы органов власти страны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ и суды.
Главой государства является Президент Российской Федерации, которого Конституция ставит на первое место среди федеральных государственных органов. Пост Президента в Российской Федерации был учрежден в соответствии с решением референдума в апреле 1991 г. Президент РФ наделен огромными полномочиями, которые он осуществляет самостоятельно и независимо от других органов власти. Глава государства не несет политической ответственности перед парламентом.
Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим Президент наделен следующими полномочиями:
— отменять постановления и распоряжения Правительства, другие акты органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам;
— приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека;
— обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии федеральных законов, нормативных актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ Конституции РФ;
— использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.
Президент фактически выступает арбитром между различными ветвями власти, не будучи включен ни в одну из подсистем государственных органов (законодательную, исполнительную и судебную).
Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства.
Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором ре большее число голосов избирателей, чем его соперник.
Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных выборов — на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случаях:
1) добровольного ухода со своего поста (отставки);
2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (однако закон, который устанавливал бы процедуру и критерии признания факта наличия стойкой неспособности, до сих пор не принят);
3) отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Полномочия Президента закреплены в четвертой главе Конституции РФ. Условно их можно разделить на несколько групп.
1. Полномочия Президента в законодательном процессе:
а) обладает правом законодательной инициативы (может вносить законопроекты в Государственную Думу);
б) обладает правом вето (может отклонить закон);
в) подписывает и обнародует законы;
г) назначает референдум;
д) назначает выборы Государственной Думы — одной из палат высшего законодательного органа — и может распустить ее (в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ).
2. Полномочия Президента по формированию иных органов государственной власти:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;
б) по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
в) принимает решение об отставке Правительства;
г) представляет Государственной Думе кандидату-для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;
д) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора;
е) формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;
ж) формирует Администрацию Президента;
з) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента;
и) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
к) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
3. Полномочия Президента в области внешней политики и международных отношений:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
4. Полномочия Президента в сфере обеспечения обороны и безопасности страны:
а) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
б) вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
в) утверждает военную доктрину РФ. 5. Полномочия Президента в сфере регулирования правового статуса граждан:
а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории государства. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
9. Президент рф (порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий)
Президент Российской Федерации— высшаягосударственная должностьРоссийской Федерации. Президент России являетсяглавой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти [1][2] ; гарантом Конституции России,прав и свобод человека и гражданинав России;Верховным ГлавнокомандующимВооружёнными Силами Российской Федерации [3] .
Правовой статус
Правовой статус Президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации [11] .
Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную властьгосударства.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью [12] , отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации.
Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешенияПрезидента от должности «на основании выдвинутогоГосударственной думойобвинения вгосударственной изменеили совершении иного тяжкого преступления », который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.
Согласно статье 7 Федерального Закона «О государственной охране» [13] , в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны»
Порядок избрания и вступления в должность
Основная статья:Инаугурация Президента РФ
Изначально (в 1991) Президент Россииизбиралсяна 5 лет. ВКонституции РФ 1993 годасрок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции ПрезидентЕльциносуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до1996 года). Послепоправокк Конституции, вступивших в силу31 декабря2008 годасо следующихвыборовон будет избираться на шестилетний срок полномочий [14] .
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерациина основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [15] .
Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января2003 года№ 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [16] .
Основная статья:Присяга Президента РФ
При вступлении в должностьПрезидент Российской Федерации приносит народу следующуюприсягу [17] :
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судейКонституционного суда Российской Федерации.
Президент Российской Федерации: правовой статус, порядок выборов и отрешения от должности, компетенция
Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80 Конституции РФ).
Президент Российской Федерации избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее десяти лет (ст. 81 Конституции РФ).
Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», иные федеральные законы.
Законодательство о выборах закрепляет альтернативность таких выборов в качестве обязательного требования. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения, при условии поддержки самовыдвижения гражданина группой избирателей (п.1 ст. 6 Закона о выборах Президента РФ). Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок — в поддержку, выдвижения кандидата, соответственно политической партией, избирательным блоком не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительство которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории России, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.
Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, а также избирательный блок, состоящий из тех же политических партий и иных общероссийских общественных объединений, что и избирательный блок, федеральный список кандидатов которого допущен к распределению депутатских мандатов, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. Под федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, понимается федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предшествующих выборам Президента России выборов депутатов Государственной Думы при условии, что официальное опубликование состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов (п. 2 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ).
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (ст. 81 Конституции РФ).
Выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. При повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
После избрания Президента Российской Федерации осуществляется процедура вступления в должность, которая происходит по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента России, избранного на предыдущих выборах, либо на 30-й день после проведения повторных выборов Президента Российской Федерации и заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке.
В соответствии со ст. 91 Конституции Российской Федерации Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что Президент Российской Федерации не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности, пока он находится на посту.
Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение по истечении срока его
пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в ст. 93 предусматривает отрешение Президента России от должности. Отрешение от должности Президента Российской Федерации — это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Для инициации процедуры отрешения требуется поддержка не менее одной трети депутатов Государственной Думы. Государственная Дума образует специальную комиссию, которая в своем заключении формулирует обвинение против Президента. В самой процедуре отрешения участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд и Конституционный Суд Российской Федерации. На основании заключения специальной комиссии, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда, Государственная Дума выдвигает обвинение в отношении Президента России. Конституционный Суд дает свое заключение о соблюдении установленной процедуры выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента Российской Федерации от должности. Эти вопросы решаются двумя третями и более голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией России наделен широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих возможность выполнять закрепленные за ним функции.
Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации, обладает полномочиями по кадровым вопросам в отношении Правительства России, Центрального банка Российской Федерации, федеральных судов, Генерального прокурора Российской Федерации (ст.
19. Президент Российской Федерации: правовой статус, полномочия, порядок избрания и прекращения полномочий.
Президент РФ— высшаягосударственная должностьРФ, а также лицо, избранное на эту должность.ПрезидентРоссии являетсяглавой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент РФ является также гарантомКонституции РФ,прав и свобод человека и гражданинаиверховным главнокомандующимВооружёнными силами РФ. В соответствии сКонституцией РФи федеральными законами президент РФ определяет основные направления внутренней и внешнейполитики. Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Основные функции Президента РФ:
1) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
3) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
5) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Прекращение полномочий Президента РФ:
1) с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ;
3) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
4) отрешение от должности.
Основание отрешения Президента РФ от должности – выдвинутое ГД обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации. Обвинение ГД должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. При этом Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
При досрочном прекращении полномочий Президента РФ выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Порядок избрания Президента РФ
Впервые Президент был избран на 6 лет.
Основные принципы выборов Президента РФ:всеобщность; равенство; свободное и добровольное участие граждан РФ в выборах; прямое волеизъявление; тайное голосование.
Требования к кандидату на должность Президента РФ:гражданство РФ; возраст не моложе 35 лет (возрастной ценз); постоянное проживание в РФ не менее 10 лет (ценз оседлости).
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Не может быть избранным Президентом РФ:
1) гражданин, признанный судом недееспособным;
2) гражданин, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) гражданин, занимающий на день официального опубликования решения о назначении выборов должность Президента РФ второй срок подряд;
4) гражданин, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ. В случае досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента.
Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты:
1) политическими партиями, имеющими принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов,
2) избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения, при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей.
Расходы на подготовку и проведение выборов Президента производятся за счет средств федерального бюджета. Выборы Президента считаются состоявшимися в случае если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Кандидат считается избранным если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах Президента. В случае, если ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания количества голосов проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.