Приказ о бухгалтерском учете на предприятии

Автор: | 10.08.2018

Содержание:

Организация бухгалтерского учета на предприятии (12)

Главная > Курсовая работа >Бухгалтерский учет и аудит

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра «Бухгалтерский учет»

по дисциплине: Бухгалтерский учет

«Организация бухгалтерского учета на предприятии».

студент группы БЗ-21

Основные нормативные документы……………………………………………..6

Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета

1.1. Значение и основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета и его аппарата…………………………………………….9

1.2. Формы бухгалтерского учета……………………. ……………………….18

1.3. Методическое обеспечение бухгалтерского учета в организации…. ….22

1.4. Порядок составления положения учетной политики………. …………..25

Глава 2. Ведение бухгалтерского учета в ООО «Пирс»

2.1. Экономическая характеристика ООО «Пирс»…………..………………. 30

2.2. Учетная политика ООО «Пирс»……………………………………………37

2.3. Форма бухгалтерского учета ООО «Пирс», организация документооборот…………………………………………………………..…….40

2.4. Организация налогового учета на предприятии…………………………..43

2.5. Организация бухгалтерского учета………………………………………..46

Достижения любого коллектива, будь то крупное промышленное предприятие или субъект малого предпринимательства, во многом зависят от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем больше возможностей для эффективного управления предприятием. Наиболее важную, достоверную систематическую экономическую информацию дает бухгалтерский учет. В процессе учета разрозненные данные систематизируют и обрабатывают, после чего они становятся основой для принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет – одна из важнейших функций управления предприятием.

В этих условиях эффективность бухгалтерского учета во многом зависит от правильной его постановки на предприятии.

Актуальность настоящей работы заключается в том, что в динамично меняющихся условиях организация бухгалтерского учета должна соответствовать современным требованиям, бухгалтерский учет должен быть максимально результативным, оперативным и достоверным.

Цель данной работы:

Изучить теоретические основы организации бухгалтерского учета на предприятии и оценить организацию бухгалтерского учета в конкретной организации.

Для достижения поставленной цели, попытаемся решить следующие задачи:

Изучить основные элементы и средства организации бухгалтерского учета, а также формы бухгалтерского учета на предприятии.

Изучить правовые основы организации бухгалтерского учета.

Исследовать организацию бухгалтерского учета на предприятии, определить методику составления положения по учетной политике.

Учитывая значимость организации бухгалтерского учета для деятельности предприятий и ее роль, не стоит удивляться тому, что вопросам организации бухгалтерского учета в экономической литературе традиционно уделялось большое внимание. Об этом свидетельствует масса опубликованных работ известных ученых – экономистов.

При подборе материалов для написания курсовой использовались различные журналы и учебные пособия.

Книга Ворониной Л.И. «Теория бухгалтерского учета». В нем подробно рассматривается теоретическая часть бухгалтерского учета, его основные элементы, средства системы организации бухучета и рассмотрен учетный процесс. «Теория бухгалтерского учета» — книга, написанная сотрудниками аудиторской фирмы «ЦБА» под ред. Александрова Е.В., широко освещает принципы построения бухгалтерского учета. В учебнике Ключникова С.В. «Учет на предприятиях малого бизнеса» были выделены организационно-технологические особенности организации при ведении бухучета. Из книги Кондракова Н.П. «Бухгалтерский учет» были взяты типы организации структуры бухгалтерии. В учебнике «Принципы и основы бухгалтерского учета» под редакцией Алборова Р.А. была взята информация о понятие централизации и децентрализации бухгалтерского учета. Вся информация по формам бухгалтерского учета была взята из книги Чая В.Т., Латыповой О.В. «Бухгалтерский учет и его особенности».

Из наиболее часто используемых журналов можно выделить следующие: «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Консультант».

Широко были использованы следующие статьи:

Статья «Составление учетной политики» написанная Яковлевым А.С. (Главбух № 2.), в которой подробно отражен порядок составления положения учетной политики;

Из статьи Петрова В.В. «Основные принципы ведения налогового учета» (Консультант № 5.) был взят порядок организации налогового учета на предприятии;

Из статьи Сотниковой Л.В. «Принципы ведения налогового учета» (Бухгалтерский учет №10) также была взята информация об организации налогового учета на предприятии.

Самое большое количество информации было взято из книги Грибкова Ю.А. «Бухгалтерский учет в организации». Из данной книги была взята информация о экономической характеристике ООО «Пирс», организации её учетной политики и бухгалтерского учета.

Помимо перечисленных были использованы и другие учебные пособия и журналы, благодаря чему удалось в полной мере раскрыть тему «Организация бухгалтерского учета на предприятии».

Основные нормативные документы.

1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129- ФЗ.

2. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н).

4. «Бухгалтерская отчетность организации». Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. 18.09.2006).

5. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н).

6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. 18.09.2006).

7. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности (в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ).

8. «Учет расчетов по налогу на прибыль». Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.

9. «Учет финансовых вложений». Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н (ред. 27.11.2006).

10. «Доходы организации». Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. 27.11.2006).

11. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), утв. Приказом МФ РФ от 09.12.98 № 60н, в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99 №107н).

12. Гражданский кодекс РФ часть I от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред.

федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 N 111-ФЗ, от

08.07.1999 N 138-ФЗ, от 16.04.2001 N 45-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ).

13. Гражданский кодекс РФ часть II от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. федеральных законов от 12.08.1996 N 110-ФЗ, от 24.10.1997 N 133-ФЗ, от

17.12.1999 N 213-ФЗ).

14. Налоговой кодекс РФ часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от

05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001)).

15. Налоговой кодекс РФ часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 30.05.2001 N 71-ФЗ, от 07.08.2001 N 118-ФЗ).

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, т.е. государства. Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство предоставляет право своим отдельным органам разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом, складывается система законодательных и нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет. Всю систему нормативного регулирования можно подразделить на четыре уровня документов: законы и иные акты законодательства РФ; положения по бухгалтерскому учету; методические указания по ведению бухгалтерского учета; рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В данной работе были использованы нормативные документы, позволяющие максимально полно раскрыть тему «организация

бухгалтерского учета на предприятии».

Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета?

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель фирмы. В большинстве случаев он передает ключевые полномочия по ведению бухучета самому квалифицированному финансовому специалисту — главному бухгалтеру. Подробнее об этом — в нашей статье.

Какие хозяйствующие субъекты обязаны вести бухучет

В соответствии с положениями ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ бухгалтерский учет обязаны вести все типы хозяйствующих субъектов, кроме:

  • ИП (при условии учета собственных доходов и расходов иными методами, предусмотренными налоговым законодательством);
  • структурных подразделений иностранных фирм, работающих в России (при условии ведения учета выручки и издержек в соответствии с нормами налогового законодательства).

Организация должна вести бухучет с момента государственной регистрации и до прекращения деятельности. Невыполнение этой установленной законом обязанности грозит фирме юридическими последствиями в виде мер, установленных в ст. 15.11 КоАП РФ (штрафами либо дисквалификацией должностных лиц).

В интересах фирмы — вести корректный бухучет. Кто же должен отвечать за его организацию?

На ком лежит ответственность за организацию бухучета

Законодатель не раскрывает понятие «организация бухгалтерского учета», несмотря на то, что это словосочетание приведено, в частности, в одном из основных нормативных актов, регулирующих бухучет, — приказе Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Ответственность за организацию бухучета несет руководитель хозяйствующего субъекта (п. 6 приказа № 34н). Из опыта практической деятельности под организацией учета правомерно понимать:

  • юридическое оформление системы бухгалтерского учета (например, учреждение положения о бухгалтерии, издание приказов о включении в штатное расписание должностей ответственных за бухучет, оформление на работу специалистов на соответствующие должности);
  • техническое обеспечение системы бухгалтерского учета (закупку компьютеров, бухгалтерского ПО и иной инфраструктуры, необходимой для работы специалистов);
  • организацию непосредственно ведения бухгалтерского учета.

Кто отвечает за ведение бухучета

За организацию ведения бухучета также отвечает руководитель (п. 1 ст. 7 закона № 402-ФЗ). Если иное не предусмотрено законом, руководитель фирмы обязан возложить функции по бухучету на компетентное лицо (п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ). Им может быть:

  • главный бухгалтер или иной компетентный сотрудник компании (в банковских учреждениях — только главный бухгалтер);
  • сторонняя организация или физлицо, оказывающие услуги по договору.

Вести бухучет сам, без привлечения других лиц, штатных или внештатных, может только:

  • руководитель хозяйствующего субъекта, который по закону имеет право применять упрощенные способы ведения бухучета;
  • руководитель предприятия, классифицируемого как субъект среднего бизнеса.

В случае если хозяйствующий субъект зарегистрирован как АО, имеет статус НПФ, является участником торгов или ведет деятельность в страховом бизнесе, бухучет в нем должен вестись лицом, имеющим определенный законодательством уровень квалификации, опыта и компетентности.

Читайте так же:  Куплю дом в сельской местности на материнский капитал

Требования к ответственному за ведение бухучета

Квалификационные требования к лицу, претендующему на позицию, подразумевающую выполнение функций по ведению бухучета, зависит от правового статуса и отраслевой принадлежности предприятия.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ главный бухгалтер, оформляемый на работу в АО, страховую фирму, НПФ, управляющую финансовую компанию и иные фирмы, которые участвуют в торгах (но не являются банками), должен соответствовать одному из следующих квалификационных требований:

  • наличие высшего образования в сфере бухучета и аудита, а также стажа работы на должности, связанной с ведением бухучета, длительностью не менее 3 лет из 5, предшествующих назначению на позицию ответственного за бухучет;
  • наличие высшего образования по любой специализации, а также стажа работы, связанной с бухучетом, длительностью не менее 5 лет из 7, предшествующих назначению.

Кроме того, в обоих случаях у бухгалтера не должно быть неснятой либо непогашенной судимости за экономические преступления.

Отдельные квалификационные требования установлены для главного бухгалтера банковской организации (п. 7 ст. 7 закона № 402-ФЗ).

В общем случае руководителю фирмы или менеджеру по кадрам, оформляющему главного бухгалтера на работу, следует ориентироваться на квалификационные требования, установленные профстандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н.

Содержание работы ответственного за ведение бухучета

Главный бухгалтер или иное лицо, отвечающее за бухучет в компании, в процессе выполнения своей работы решает такие задачи, как:

  • обеспечение корректного ведения бухучета (с точки зрения документооборота, указания в отчетности достоверных данных);
  • обеспечение своевременного ведения бухучета (представления отчетности);
  • принятие в оборот первичных и прочих документов, удостоверяющих хозяйственные операции, в соответствии с законом;
  • сверка хозяйственных расчетов с контрагентами;
  • проведение своевременной инвентаризации имущества фирмы;
  • обеспечение сохранности бухгалтерских документов.

Должностные обязанности главного бухгалтера прописываются в трудовом договоре. Что же будет, если человек, занимающий данную должность, их нарушит?

Нарушение бухгалтером трудовых обязанностей: последствия

Если главный бухгалтер нарушит свои обязанности, типичные для его должности, он может быть привлечен к ответственности в соответствии с трудовым, административным и уголовным законодательством.

К ответственности по трудовому законодательству главный бухгалтер может быть привлечен на основании:

  • ст. 192 ТК РФ (возможные санкции — замечание, выговор, увольнение);
  • п. 9 ст. 81 ТК РФ (возможная санкция — увольнение);
  • ст. 243 ТК РФ (возможная санкция — взыскание компанией компенсации за материальный вред).

Положения ст. 192 ТК РФ могут быть применены работодателем в случае прямого неисполнения бухгалтером обязанностей, установленных трудовым договором или его должностной инструкцией.

Нормы п. 9 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе применить, если бухгалтер примет то или иное решение, которое повлечет за собой ущерб имуществу фирмы либо неправомерное использование данного имущества.

Санкции, предусмотренные ст. 243 ТК РФ, могут быть применены в отношении главного бухгалтера, если он:

  • нанес компании материальный ущерб по причине неисполнения обязанностей;
  • допустил недостачу материальных ценностей, которые были ему вверены;
  • причинил ущерб фирме умышленно;
  • причинил ущерб в фирме под воздействием алкоголя, наркотиков;
  • причинил ущерб, совершая преступление, административный проступок;
  • допустил разглашение коммерческой тайны;
  • нанес фирме ущерб вне периода исполнения трудовых обязанностей.

Кроме того, трудовым договором могут быть установлены иные критерии возникновения материальной ответственности главного бухгалтера.

ВАЖНО! Материальная ответственность в полном размере может быть возложена на главного бухгалтера при условии, что это установлено трудовым договором. Если трудовым договором не предусмотрено, что главный бухгалтер в случае причинения ущерба несет материальную ответственность в полном размере, то ответственность за причиненный ущерб может быть взыскана только в размере его среднего месячного заработка (п. 10 постановления Пленума ВС от 16.11.2006 № 52).

Если говорить об административной ответственности, то, исходя из положений ст. 15.11 КоАП РФ, бухгалтер как должностное лицо в случае грубого нарушения ведения бухучета (в соответствии с критериями, установленными п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ) может быть:

  • оштрафован на сумму 5 000–10 000 руб.;
  • оштрафован на сумму 10 000–20 000 рублей или дисквалифицирован на 1–2 года, если нарушение будет повторным.

Главный бухгалтер может быть привлечен к уголовной ответственности на основании ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ. Нормы, установленные данными статьями, применяются, если по причине действий бухгалтера компания была признана уклонившейся от уплаты налогов, страховых взносов. Возможные санкции:

Более строгими санкции становятся, если доказано, что преступление совершено несколькими сотрудниками фирмы по предварительному сговору, либо выявлена неуплата налогов в особо крупном размере.

Ответственность по ст. 199 УК РФ главный бухгалтер несет, только если будут доказаны махинации с крупными суммами, осуществленные умышленно или в сговоре с руководителем (пп. 7, 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Нарушения в бухучете: ответственность руководителя или главбуха

Безусловно, просчеты в бухучете могут иметь последствия и для руководителя фирмы. В каких случаях именно он может быть привлечен к ответственности?

В федеральном законодательстве пока отсутствуют нормы, на основании которых можно однозначно разграничить ответственность главного бухгалтера и руководителя организации. Определяющую роль в данном случае играет правоприменительная практика, прежде всего судебная.

Так, в постановлении пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 высказана позиция, в соответствии с которой разграничение ответственности бухгалтера и руководителя следует осуществлять исходя из разности возложенных на них обязательств: руководитель отвечает за организацию учета, в то время как бухгалтер — за его корректное ведение.

ВАЖНО! Можно сделать вывод, что руководитель в общем случае может нести ответственность за неосуществление или некорректную организацию бухучета. Подобные действия или же, наоборот, бездействие руководителя фирмы могут привести к тому, что именно он, а не главный бухгалтер, будет оштрафован или дисквалифицирован по ст. 15.11 КоАП РФ.

Если допущены просчеты непосредственно в ведении бухучета, правомерно говорить о том, что бухгалтер и директор могут нести совместную ответственность за правовые последствия ошибок или осознанных действий.

Кроме того, формулировки ВС РФ позволяют сделать вывод о том, что отвечать за последствия ошибок в ведении бухгалтерии будет только руководитель, если выяснится, что бухгалтер был вынужден осуществлять незаконные действия вследствие прямого письменного распоряжения руководителя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 8 ст. 7 закона № 402-ФЗ бухгалтер имеет право запросить соответствующее распоряжение по своей инициативе. Например, если посчитает, что вследствие проставления им подписи на том или ином финансовом документе фирме не избежать неприятных последствий.

Так или иначе, следует признать, что разграничение ответственности главного бухгалтера и руководителя фирмы исходя из норм закона и правоприменительной практики — вопрос крайне неоднозначный. Многое зависит от обстоятельств конкретного прецедента, доказательной базы, степени серьезности правонарушения, а также оценки фактов, имеющих отношение к делу, со стороны компетентных исполнительных или судебных органов.

Бухгалтерский учет относится к важнейшим с точки зрения управления бизнесом направлениям деятельности компании. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель фирмы. Ключевые функции по ведению бухучета в фирме выполняет опытный и квалифицированный специалист уровня главного бухгалтера. Он отвечает за свою работу в соответствии с нормами закона, а также условиями трудового договора.

Узнать больше об особенностях бухгалтерского учета вы можете в статьях:

Ведение бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета

Похожие публикации

Согласно российскому законодательству о бухучете, прежде всего Закону № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г., все предприятия обязаны обеспечить достоверное ведение бухгалтерского учета по установленным стандартам. Ответственным лицом за организацию признается руководитель компании (ст. 7 ч. 1 № 402-ФЗ). При установлении соответствующих принципов бух учета в компаниях различной отраслевой принадлежности следует руководствоваться методическими указаниями и рекомендациями по ведению бухгалтерского учета в РФ.

Основные принципы бухгалтерского учета

Принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии обозначены в ст. 20 № 402-ФЗ. Они устанавливают, как вести бухучет по общим методам и стандартам в целях единообразного отражения операций/фактов, имущества и обязательств хозяйствующих субъектов. Среди наиболее важных необходимо выделить следующие принципы:

  1. Соответствие разработанных применяемых стандартов федерального и отраслевого уровня потребностям заинтересованных пользователей финотчетности, включая бухгалтерскую, и уровню развития правил практического ведения бухгалтерского учета.
  2. Единая система требований к ведению бухучета на предприятиях.
  3. Возможность применения упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета организациями СМБ и отдельных видов НКО, имеющими такое специальное право.
  4. Разработка стандартов федерального/отраслевого уровня на основе международных.
  5. Единообразное использование федерального и/или отраслевых стандартов.
  6. Недопустимость одновременного совмещения полномочий по госконтролю в области бухучета и утверждению стандартов федерального уровня.

Согласно ПБУ 1/2008 (п. 5 гл. II) выделяются следующие принципы бух учета:

  • Имущественной обособленности – с учетом активов/пассивов предприятия раздельно по собственному и другим предприятиям.
  • Непрерывности деятельности – без намерения ликвидировать предприятие или сократить деятельность в ближайшее время.
  • Последовательности практического применения рабочей учетной политики – из года в год.
  • Определения фактов деятельности на основе метода начисления – с отнесением хозяйственных операций к тем отчетным периодам, в котором были совершены.

Нормативное регулирование бухучета в 2016

Регулирование основных правил ведения бухгалтерского учета в организациях ведется с помощью 4-уровневой правовой системы.

К основным законодательным актам 1 уровня относятся: Закон № 402-ФЗ; Кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой); Закон № 208-ФЗ от 27 июля 2010 г.

К основным нормативным документам 2 уровня относятся: Положение № 34н от 29 июля 1998 г. по особенностям ведения бухгалтерского учета в организациях, План счетов № 94н от 31 октября 2000 г. вместе с практической инструкцией по применению; различные ПБУ, регулирующие правила ведения бухучета по отдельным объектам/видам операций; МСФО (Приказ № 217н от 28 декабря 2015 г.); Положение по документообороту (№ 105 от 29 июля 1983 г.); прочие приказы, постановления и указания ФНС, Минфина, Правительства, Президента и др.

К основным методическим рекомендательным документам 3 уровня относятся практические разъяснения и указания по организации ведения бухгалтерского учета на предприятии. Это комментарии, письма, инструкции Минфина, ФНС, других ответственных ведомств. К примеру, методические рекомендации по учету МПЗ (№119н от 28 декабря 2001 г.); Методические указания по порядку ведения регистров бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях (приказ № 52н от 30 марта 2015 г.).

К основным локальным документам 4 уровня относятся конкретные методы, как вести бухгалтерский учет в зависимости от специфики организации. Это учетная политика, график документооборота, положение по оплате труда, по премированию, коллективные договора, распорядительная документация и пр.

Приемы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет ведется на предприятии согласно обязательным нормативным требованиям. Если законом предусмотрено несколько способов отражения операций, фактов хоздеятельности, выбранный метод необходимо утвердить в приказе об учетной политике в целях налогового/бухучета. При этом существуют общие отличия, обусловленные разницей в организационной форме ведения бухгалтерского учета, используемой системе налогообложения.

Читайте так же:  Льготы беременным по трудовому кодексу

Раздельное ведение бухгалтерского учета следует обеспечить:

  • В части доходов/расходов при наличии нескольких видов деятельности (более 1) на предприятии. Не применяется, если сумма доходов менее 5 % от общей величины доходов организации за период.
  • В части имущества/обязательств, прочих операций при осуществлении деятельности по ЕНВД и иных видов деятельности.
  • В части НДС при осуществлении операций, попадающих под налогообложение и освобождаемых от него; при применении разных ставок.
  • В части затрат, относимых к текущему периоду и капитальным или финансовым вложениям.

Выбранную раздельную методику, включая применение 5-процентного барьера, следует закрепить в рабочей учетной политике. Если используется аналитическое разделение, в прилагаемом плане счетов следует отразить необходимые субсчета.

Бухгалтерский учет

Определение термина «бухгалтерский учет»

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основные задачи бухгалтерского учета

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности— руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, на основании которой становится возможным:

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

контроль целесообразности хозяйственных операций;

контроль наличия и движения имущества и обязательств;

контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Основные элементы метода бухгалтерского учета

Задачи бухгалтерского учёта решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учёта, который включает в себя следующие основные элементы:

— документирование — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;

— оценка – способ выражения денежных средств и их источников в денежном измерении;

бухгалтерские счета- способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций;

— двойная запись — взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму ;

— инвентаризация – проверка наличия числящегося на балансе организации имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнении полученных данных с данными бухгалтерского учета;

— калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении, то есть расчет себестоимости ;

— бухгалтерский баланс — является источником информации и представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу, размещению и источникам формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату;

— бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение организаций за отчетный период.

Основные принципы бухгалтерского учета

Основными принципами бухгалтерского учета можно считать следующие принципы:

Принцип автономности – любая организация существует как самостоятельное юридическое лицо. В бухгалтерском учете отражается только то имущество, которое признано собственностью данной конкретной организации или предприятия.

Принцип двойной записи — все хозяйственные операции отражаются одновременно по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Принцип действующей организации организация функционирует и планирует сохранять свои позиции на экономическом рынке в будущем, в указанные сроки и в установленном порядке погашая обязательства перед своими партнерами.

Принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт.

Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов.

Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:

принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата;

принцип соответствия — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены.

Принцип периодичности регулярное составление бухгалтерского баланса и отчетности за следующие периоды: год, полугодие, квартал, месяц. Этот принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.

Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.

Принцип денежного измерения — единицей количественного денежного измерения фактов хозяйственной деятельности выступает валюта страны.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Новый закон «О бухгалтерском учете»: обязанность ведения учета и его организация

Обязанность ведения бухгалтерского учета

Специальная статья 6 «Обязанность ведения бухгалтерского учета» нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон 2011 года) посвящена определению круга лиц, которые обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с предписаниями действующего в России законодательства. Положения данной статьи дополняют содержание статьи 2 Закона 2011 года и существенно изменяют порядок определения лиц, обязанных вести бухгалтерский учет, определявшийся статьей 4 «Сфера действия настоящего Федерального закона» Закона 1996 года.

«экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона 2011 года, под экономическими субъектами для целей применения норм Закона понимаются следующие лица:

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

При этом текст рассматриваемой нормы указывает на то, что исключения из определяемого ей правила может определять только Федеральный закон «О бухгалтерском учете», и никакой иной нормативно-правовой акт. Это следует из формулировки: «если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

Исключения из правил

Далее пункт 2 статьи 6 Закона 2011 года определяет закрытый (!) перечень лиц, которые «могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом». Здесь также необходимо обратить внимание на формулировку нормы Закона. Речь, как мы видим, идет о возможности не вести учет именно в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», то есть не вести внешний финансовый (официальный) бухгалтерский учет. Эта норма, таким образом, не имеет, например, отношения к обязанности ведения организацией бухгалтерского налогового учета.

«бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством».

Ранее пунктом 1 статьи 4 Закона 1996 года устанавливалось, что все положения закона распространяются «также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации». Теперь, независимо от наличия таких международных договоров, ведение налогового учета доходов и расходов в установленном российским законодательством порядке освобождает «находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства» от ведения финансового учета по российским правилам.

Финансовый учет и упрощенная система налогообложения

Вместе с тем, новации в области регулирования обязанности ведения бухгалтерского финансового учета состоят отнюдь не только в «послаблениях» отдельным категориям участников экономической деятельности. Новый российский закон «О бухгалтерском учете» лишается положения, согласно которому бухгалтерский финансовый учет могли не вести организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Напомним, что согласно пункту 3 статьи 4 Закона 1996 года, организации, «перешедшие на упрощенную систему налогообложения», освобождались «от обязанности ведения бухгалтерского учета». Такие организации должны были лишь вести «учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете». В Законе 2011 года это положение отсутствует. Из этого можно сделать вывод о том, что переход организации на упрощенную систему налогообложения не означает теперь освобождения от обязанности ведения организацией финансового учета.

Нет теперь такой возможности и для организаций, получивших «статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ Об инновационном центре „Сколково»».

Однако это не означает, что Закон 2011 года устанавливает обязанность по ведению финансового учета в одинаковом объеме для всех юридических лиц независимо от масштабов их деятельности.

Фактически в соответствии с МСФО, содержащими специальные стандарты, определяющие порядок ведения бухгалтерского финансового учета субъектами малого и среднего бизнеса, Закон 2011 года в статье 20 «Принципы регулирования бухгалтерского учета» в числе принципов, в соответствии с которыми должно осуществляться регулирование практики бухгалтерского учета в России, называет принцип «упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций».

Читайте так же:  Евросеть некачественный товар

Именно согласно этому принципу регулирования учетной практики пункт 4 статьи 6 Закона 2011 года устанавливает, что «организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства».

Требование непрерывности

Общим для всех организаций, обязанных в соответствии с Законом 2011 года вести бухгалтерский финансовый учет, является требование пункта 3 статьи 6, согласно которому: «бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации».

Эта норма Закона 2011 года воспроизводит содержание одного из «основных требований к ведению бухгалтерского учета», определявшегося пунктом 3 статьи 8 Закона 1996 года, согласно которому бухгалтерский учет должен вестись «организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Таким образом, пункт 3 статьи 6 Закона 2011 года не содержит в себе никаких новаций.

Обязанности руководителя

Обращаясь к предписаниям статьи 7 Закона 2011 года, мы от рассмотрения обязанностей юридических лиц переходим к рассмотрению обязанностей лиц частных, а именно — руководителей, ведущих бухгалтерский учет организаций, их главных бухгалтеров и иных работников.

Статья 7 Закона 2011 года носит название «Организация ведения бухгалтерского учета». Аналогичную статью содержал и Закон 1996 года, это статья 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях».

Название статьи и место ее в структуре норм федерального закона «О бухгалтерском учете» остались практически неизменными, а вот содержание претерпело существенные изменения.

Пунктом 1 статьи 6 Закона 1996 года устанавливалось следующее: «ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций».

Следует отметить, что такая формулировка выглядела несколько странной. Прежде всего, прочтение данной нормы Закона не давало ответа на вопрос о том, о какой ответственности идет речь в данном случае. Так как речь идет о норме закона «О бухгалтерском учете», можно предположить, что здесь имеется в виду ответственность, определяемая статьей 18 Закона 1996 года «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете». Напомним, что согласно статье 18 Закона 1996 года, «руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Однако статья 18 Закона 1996 года совершено справедливо определяла ответственность не именно руководителей организаций, но «руководителей организаций и других лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета».

Вместе с тем, пункт 1 статьи 6 Закона, обратим внимание, говорит не об ответственности «за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете», а об ответственности за «соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций». Из такой формулировки текста закона можно было сделать вывод о том, что такого рода ответственность здесь несет только и именно руководитель организации, что, конечно представляет собой абсолютную нелепость. Соблюдать законодательство «при выполнении хозяйственных операций» должны все работники организаций и любой работник организации, нарушивший закон, должен нести ответственность в соответствии с действующим законодательством. Это простое утверждение основывается на содержании пункта 2 статьи 15 Конституции РФ, согласно которому «граждане. обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Любопытно, что к данной норме Конституции РФ нам необходимо будет вернуться чуть позднее при обсуждении предписаний Закона 2011 года относительно прав и обязанностей главного бухгалтера организации.

В отличие от процитированных нами предписаний Закона 1996 года, пункт 1 статьи 7 Закона 2011 года гласит следующее:

«ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта».

По указанным выше причинам, это, безусловно, более корректная по сравнению с положениями Закона 1996 года, формулировка.

Пункт 2 статьи 7 Закона 2011 года специально оговаривает обязанности индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, для случаев, когда они, не воспользовавшись возможностью не вести бухгалтерский финансовый учет, которую им предоставляет пункт 2 статьи 6 Закона 2011 года, будут его вести. Законом устанавливается, что

«в случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта».

Пунктом 2 статьи 6 Закона устанавливалось, что «руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично».

При этом никаких критериев такого «объема учетной работы» Закон не устанавливал. Конечно, практика, всегда делающая необходимым выполнения требования рациональности, естественным образом регулировала вопрос выбора варианта организации ведения учета в конкретных организациях, однако формально Закон таких ограничений не устанавливал.

Пункт 3 статьи 7 Закона 2011 года меняет это положение дел. Согласно данной статье Закона 2011 года:

«руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя».

Таким образом, возможность ведения бухгалтерского учета самостоятельно руководителем организации сохраняется исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

В настоящее время понятия субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии отнесения экономических субъектов к малому и среднему предпринимательству определяет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, в частности, его статья 4 «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно данному закону, «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). соответствующие следующим условиям:

1). суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно пункту 2 статьи 4 «Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» такие «предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов» должны устанавливаться Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет «с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно пункту 5 статьи 4 данного закона, «вновь созданные организации. в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают» указанные выше «предельные значения».

Согласно пункту 6 статьи 4 этого закона, «средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия».

Пунктами 7 и 8 статьи 4 данного закона определяется, что «выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации », а «балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете».

Кредитные организации и иные субъекты, не относящиеся к малому и среднему предпринимательству

Заканчивая обзор положения статьи 7 Закона 2011 года в части определяемых ею обязанностей руководителя в части организации системы бухгалтерского учета, следует отметить, что для кредитных организаций Закон определяет обязательность наличия должности главного бухгалтера.

Что же касается экономических субъектов, не являющихся кредитными организациями и не относящихся при этом к субъектам малого и среднего предпринимательства, то здесь обязанность руководителя состоит в том, чтобы «возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета», который на практике, как правило, называют «договором аутсорсинга».

В следующей статье мы рассмотрим положения Закона 2011 года, определяющие права и обязанности главного бухгалтера организации.

От редакции
С другими статьями М.Л. Пятова о положениях нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно ознакомиться в рубрике «Наши комментарии» № 2 (февраль) «БУХ.1С», стр. 4; № 3 (март) «БУХ.1С», стр. 13; № 4 (апрель) «БУХ.1С», стр. 9; № 5 (май) «БУХ.1С», стр. 7 за 2012 год.