Приказ о школе здоровья

Автор: | 17.03.2018

Содержание:

Приказ о школе здоровья

12 декабря 2018 года прошла областная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медицинской профилактики». Подробнее.
12-12-2018

С 4 по 5 декабря в Москве проходит Федеральная школа по обществен Подробнее.
05-12-2018

Подробнее о проекте рассказала главный акушер-гинеколог министерства здравоохранения Свердловской области Наталья Зильбер Основная цель, стартовавшего в г. Первоуральске пилотно Подробнее.
04-12-2018

Об организации и проведении школ здоровья

Приказом МЗ РБ от 19.07.99г. №445-Д «Об организации и проведении образовательных программ для больных хроническими заболеваниями» было. рекомендовано до 01.10.99 года открыть астма-школы, гастро-школы, школы сахарного диабета, школы здоровья для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, коронарные клубы и школы здоровья для больных с аллергологическими заболеваниями в амбулаторно-поликлинических учреждениях, дневных стационарах поликлиник и стационарах дневного пребывания больниц, стационарах МО.

Проведение занятий в школах здоровья для лиц, входящих в группу риска и страдающих хроническими заболеваниями («Кардиоклуб», «Липидный центр», «Астма-школа», «Сахарный диабет», «Здоровый образ жизни». «Здоровье и спорт», «(Культураи здоровье» и др.) предусмотрено также Республиканской комплексной программой по формированию здорового образа жизни у населения Республики Башкортостан на 2002-2008 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров PБ№284 от 26 сентября 2002 года.

Отчет о деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики с указанием числа пациентов, обученных в «школах», включен в ф.30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 года №175.

В данную таблицу (4809) включены наименования школ, проведение которых ранее не предусматривалось: школа для больных на хроническом диализе, школа для больных с заболеванием суставов и позвоночника. Школа здоровья для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы разделена на школу для больных с сердечной недостаточностью и школу для больных с артериальной гипертонией. Без изменения остались названия шко­лы для больных бронхиальной астмой, школы для больных сахарным диабетом, школы для беременных. Все другие школы включены в раздел прочих.

«Школой» называется цикл занятий для одной и той же группы слушателейпо утвержденной программе. Программа «школы» должна включать в себя как лекции, так и практические занятия. Содержание программы основывается на методических рекомендациях, в том числе изданных ГБУЗ БЦМП МЗ РБ и распространенных в МО в 1999-2000 годах. Программа включает в себя не менее 5-8 занятий.

Для организации «школы» в МО необходимо издать соответствующий приказ, в котором будут названы ответственные лица за проведение «школы», утверждены программа занятийи расписание работы «школы». Контроль за проведением «школы» должен осуществиться путемвыборочного посещения ее занятий.

Целесообразно проводить занятия в условиях поликлиники 2 раза в неделю в удобное для большинства пациентов время. Для лиц пожилого возраста это будет в диапазоне от 11 до 16 часов, то есть во время светлого промежутка суток. Для работающих — с 18 часов. Продолжительностьзанятия в группах должна составлять 1-1.5 часа в зависимости от характера обучающего материала и состоять из двух частей — теоретической в виде лекции 20-30 минут и практического занятия 30-60 минут для закрепления теоретического мате­риала и обучением навыкам самоконтроля состояния или коррекции патогенною поведения. Для работающих также эффективны «школы выходного дня» с продолжительностью занятий 4-5 часов. Занятия (кроме школы беременных, школы будущей матери и некоторых других) следует проводить осенью, зимой и весной, исключая лето, как период отпусков и проведения населением садово-огородных работ.

Желательно приглашать слушателей школ для больных хроническими заболеваниями через 6-12 месяцев после окончания школы для оценки эффективности проведенных занятий в каждом конкретном случае и, при необходимости, назначения новых консультаций. Мотивация больных на использование полученных при обучении в «школе» практических навыков должна поддерживаться при каждом визите больного к врачу с анализом опыта пациента но их применению и с дополнительными советами в связи с различными ситуациями в жизни больного.

Для повышения эффективности проводимых занятий необходимо иметь наглядные пособия в виде муляжей, таблиц, рисунков, слайдов, видеофильмов, памяток, санбюллетеней и прочих материалов. Если их нет или недостаточно для того, чтобы вручить каждому слушателю, надо следить за тем, чтобы пациенты записывали основные положения в тетрадь или блокнот, о необходимости наличия которых на занятиях следует слушателей заранее предупредить. Конференц-залы не являются оптимальным помещением для проведения «школ», так как пациентам трудно в таких условиях записывать излагаемый им материал.

Для занятий в школах, проводимых в поликлиниках, необходимо привлекать не только больного, но и членов его семьи, особенно тех, от которых зависит его режим питания и режим дня.

Наряду с исходным уровнем готовности к сотрудничеству с врачом большое значение для поддержания последующего интереса к занятиям в школе и обеспечению хороших результатов имеет значение соблюдение следующих рекомендаций, разработанных в институте клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова.

  1. Впечатление от первого занятия во многом определяет успех всей реабилитационной программы.
  2. В процессе обучения следует формировать и корректировать несоответствие ожидаемых и реальных результатов программы.
  3. Необходимо подчеркивать «баланс затрат и выгод», которые оценивает больной. При этом затраты время, усилия, хлопоты, средства, направленные на коррекцию поведения, выгоды-перспективы сохранения качества жизни.
  4. Осуществлять постепенное вмешательство в патогенное поведение, подчеркивая эмоциональную привлекательность сапрогенного поведения.
  5. Соблюдение принципа сотрудничества с больным, при котором на больною возлагается личная ответственность за свое здоровье.
  6. Положительное постоянное подкрепление. Следует отмечать любые желательные сдвиги в состоянии больных, хвалить их за прилагаемое усердие.
  7. Желательно обеспечить социальную поддержку, которую участники группы могут оказать друг другу.
  8. Рекомендации должны быть простыми по изложению и несложными для исполнения в повседневной жизни.
  9. Не следует перегружать занятия трудными терминами, сложными научными знаниями.
    Очень важно помнить о том, что главная цель проводимой профилактической работы -это повышение мотивация по коррекции поведения.

Ученый хирург-кардиолог США Майкл Дебейки рекомендует дать следующие рекомендации больному реабилитационной группы перед началом занятий «школы»:

  • не бояться задавать вопросы. Ни один ваш вопрос не будет сочтен глупым, банальным или неподходящим;
  • заранее написать интересующие вопросы;
  • записать отпеты на вопросы или попросить родственников или членов реабилитационной группы записать их;
  • не стесняться спрашивать о значении аббревиатур, технических и незнакомых терминов.

Занятия в «школах» должны проводиться группами по 10-15 человек. Индивидуальные занятия проводятся только с немобильными больными, при этом члены их семей должны приглашаться на занятия в общую группу. Занятия в группе позволяют больным и родственникам, помимо обучения у медицинских работников, обмениваться опытом между собой, получать психологическую поддержку, видя, что с аналогичной проблемой кто-то сумел удачно справиться и т.д.

Объявление о начале работы «школы» должно быть вывешено в доступном для больных и членов их семей месте, в поликлинике за 7-10 дней до открытия «школы», чтобы с информацией ознакомилось большое количество людей. Хороший эффект дает индивидуальное приглашение пациентов как на приеме у врача, так и по пригласительным билетам, распространенным по месту жительства больных.

Обычно на первое занятие приходит самое большое количество слушателей, что надо учитывать при выборе помещения для проведения «школы». С каждым занятием число слушателей может уменьшаться, если их не будет удовлетворять форма изложения и качество приводимой информации.

Учет слушателей «школы» должен вестись по журналу, в котором записываются фамилия, имя, отчество слушателя, его адрес, домашний телефон, причина, по которой он стал слушателем «школы» (пациент, родственник, сосед (пациента) и так далее), дата проведения занятия, его тема, фамилия лектора и фамилия лица, проводящего тренировочное занятие. В журнале отмечается каждое посещение слушателя.

В процессе занятий не рекомендуется включать новых слушателей, надо работать с тем составом, который пришел па первое занятие, выяснять, по возможности, причину отсутствия слушателя и стараться привлечь его к занятиям вновь.

Если есть возможность, для слушателей изготавливаются карточки с фамилией, именем и отчеством каждого пациента, которые устанавливаются на стол перед ним во время занятия.

Заключительное занятие «школ» желательно проводить в форме дискуссии с обсуждением мнения пациентов о проведенных занятиях, выслушать их советы и пожелания. Благодаря вторичной профилактике в школах для больных хроническими заболеваниями повышается качество жизни пациентов, увеличивается ее продолжительность.

Конституцией РБ предусмотрено, что «человек, чьи права и свобода являются высшей ценностью в Республике Башкортостан» (статья 2). В число основных прав входит право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 44), а в статье 47 говорится, что «каждый имеет право на образование. », «Республика Башкортостан поддерживает различные формы образования и самообразования».

В Кодексе РБ «Об охране здоровья граждан» в статье 2 «Основные принципы охраны здоровья» указан приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан. В соответствии со статьей 19 «Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье», «Граждане РБ имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом и экологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, другим факторам».

Статья 30 «Права пациента» предусматривает право пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства, на получение пациентом информации о своих правах и обязанностях.

Статья31 «Право граждан на информацию о состоянии здоровья» предусматривает, что «каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, о диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведения лечения».

Статья 68 предусматривает ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья.

Работа «школ» является одним из механизмов реализации прав пациента на здоровье, на получение необходимой ему информации и является одним из видов образования населения, поэтому организация и работа « школ» должны проводиться в обязательном порядке в каждом МО.

Липецкий областной Центр медицинской профилактики

Официальный сайт ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики»

Деятельность Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области

Все достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. Ведь в конечном итоге только сам пациент выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарственных препаратов или изменить привычный образ жизни.

Одним из путей формирования партнерства врача и пациента является обучение граждан в Школах здоровья (Школах пациента). Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, диспансерах, санаториях и т.д.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Цель создания данных Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений.

Обучение ориентировано на помощь пациентам и их семьям в понимании своего заболевания, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

К приоритетным задачам школ здоровья относятся:

  • повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;
  • повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
  • формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
  • формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
  • формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
  • формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Преимущество группового профилактического консультирования

  • Усиливается действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт.
  • При групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого населения с учетом психологии изменения поведения и поведенческих привычек.
  • Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и пр.
Читайте так же:  С пенсии вычли штраф

Принципы организации Школ здоровья

  • в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл);
  • занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий;
  • продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;
  • периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;
  • продолжительность занятий 1-1,5 часа.

Структура занятий

Комплектация групп

  • занятия проводятся в группах по 8-10 человек;
  • контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;
  • набранная группа пациентов должна быть «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;
  • критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хронических заболеваний в стадии декомпенсации.

Деятельность «Школ здоровья» на территории Липецкой области регламентировано следующими основными нормативными документами:

  • Приказ управления здравоохранения области № 357 от 18.06.2009 «О совершенствовании деятельности Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области»;
  • Методическое письмо управления здравоохранения области № 1-07/3624 от 25.06.2009 «Организация Школ здоровья в системе первичного звена здравоохранения».

Ведение учетно-отчетной документации

  • ведется учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденная приказом МЗРФ от 23.09.2003г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»;
  • ежегодно заполняются отчетные формы о деятельности Школ здоровья: годовая отчетная форма №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденная приказом Росстата от 04.09.2015г. №412 (раздел V, пункт 10. «Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики» (4809));
  • «Журнал обучения пациентов в Школе здоровья» по установленной форме.

Всего на территории Липецкой области функционирует более 200 «Школ здоровья» как для взрослого населения, так для детей и их родителей.

Согласно форме №30, утвержденной приказом Росстата от 04.09.2015г. №412, выделяют 8 основных «Школ здоровья»:

  1. «Школа для беременных»;
  2. «Школа для больных сердечной недостаточностью»;
  3. «Школе для больных на хроническом диализе»;
  4. «Школа для больных артериальной гипертензией»;
  5. «Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»;
  6. «Школа для больных бронхиальной астмой»;
  7. «Школа для больных сахарным диабетом»
  8. «Школа здорового образа жизни».

Из них на территории Липецкой области организованы 7 основных «Школ здоровья», а также функционируют более 50 школ по альтернативным направлениям .

Уважаемые жители Липецкой области!

Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья необходимо обращаться к специалистам кабинетов (отделений) медицинской профилактики медицинских организаций региона.

Положение о Школе здоровья для пациентов

1 Положение о Школе здоровья для пациентов Хронические неинфекционные заболевания (сердечно сосудистые, онкологические, хронические бронхо легочные заболевания, сахарный диабет) в России являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. Эти заболевания тесно связаны с образом жизни и факторами риска (курение, неправильное питание, низкая физическая активность, артериальная гипертония, стресс и др.). В этих условиях возрастает роль профилактики заболеваний и их осложнений, что может существенно продлить жизнь пациента и повысить ее качество. Решению указанных задач способствует создание в системе первичного звена здравоохранения Школ здоровья для пациентов (далее Школа). Обучение в Школе определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни (беременность, кормление новорожденного). Это лечебнообразовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Терапевтическое обучение сориентировано на пациента, создано с целью оказания помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом, что, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента. Основная цель Школы оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению. Результатом обучения в Школе является прогрессивное изменение представлений пациента о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.. Общие положения.. Школа создается на базе медицинской организации приказом главного врача (для каждого вида Школ). В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год..2. Руководство Школой осуществляет врач, имеющий сертификат специалиста или удостоверение государственного образца о тематическом усовершенствовании..3. Работа Школы осуществляется в соответствии с настоящим Положением..4. Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра.

2 .5. Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы: обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др..6. В Школу направляются пациенты, не прошедшие обучение (первичный цикл) или пациенты, уже прошедшие обучение, на повторный цикл (поддерживающий цикл)..7. Обучение проводится по унифицированной программе, разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации или главным внештатным специалистом министерства здравоохранения Волгоградской области..8. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы. 2. Основные цели и задачи Школы 2.. Повышение информированности пациентов о заболевании и его фактах риска Повышение ответственности пациента за сохранение его здоровья Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризисов Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек) Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления. 3. Организация занятий в Школе 3.. Контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клиникоинструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;

3 3.2. Не привлекаются к занятиям в Школе пациенты с нарушением когнитивных функций, наличием острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения или декомпенсации; 3.3. Занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме Численность пациентов в группе 8 2 человек, в процессе обучения не рекомендуется присоединение новых пациентов; 3.5. Продолжительность обучения пациентов 2 месяца, рекомендуемое число занятий 6 8, продолжительность занятия,5 часа; 3.6. Структура занятия: 20-30% лекционный материал; 30-50% практические занятия; 20-30% ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия; 0% индивидуальное консультирование Организация самоконтроля во время занятий обучаемые ведут записи и Дневнике самоконтроля в соответствии с направлением Школы здоровья. 4. Оборудование помещения для проведения занятий 4.. Обязательное оборудование Школы: помещение для занятий площадью 4 м 2 на место, не менее 24 м 2 ; столы и стулья в количестве 5 штук; доска (большой блокнот флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши; информационные материалы для пациентов (муляжи, дневники, брошюры, памятки, буклеты, плакаты и пр.) Дополнительное (желательное) оборудование Школы: проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран; принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов; аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы; зал ЛФК Специальное оборудование, необходимое для проведения занятий в Школе в зависимости от патологии: тонометры, пикфлуометры, глюкометры, сантиметровые ленты, гимнастические коврики, инвентарь для лечебной физкультуры. 5. Обязанности руководителя Школы здоровья 5.. Обеспечение регулярной деятельности Школы Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе Оценка организации и качества обучения в Школе Координация деятельности со специалистами других подразделений Ежегодное представление отчета о работе Школы.

4 Фамилия Имя Отчество Дата рождения Адрес Место работы, телефон Страховой полис Клинический диагноз Осложнения Сопутствующие заболевания Перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья. Учёт пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий (табл. ). Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам таблицы (2-4). Таблица Образец заполнения журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья Занятия* *В журнале указывается дата и тема проведенного занятия 2. Медицинская карта амбулаторного больного. В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и темы каждого занятия, заверенные медицинским работником, проводившим занятие. Для тех, кто прошел обучение в Школе здоровья, на лицевой стороне медицинской карты амбулаторного больного ставится отметка «Школа (наименование Школы)», с указанием даты завершения занятий в Школе 20 г. 2. Учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденная приказом МЗ РФ от года 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации». 3. Годовая отчетная форма 30 «Сведения о лечебнопрофилактическом учреждении», утвержденная постановлением Госкомстата России от года 75 (раздел IV, пункт 0. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики (4809).

5 4. Ежеквартальный отчет о работе Школ здоровья: Форма отчета о работе Школ здоровья Показатель. Количество проведенных за год Школ 2. Общее число обученных пациентов, из них: мужчин женщин 3. Число обученных больных: впервые повторно 4. Возрастной состав пациентов: менее 8 лет трудоспособный возраст нетрудоспособный возраст 5. Стаж заболевания: до 5 лет до 0 лет более 0 лет 6. % больных, имеющих стойкую утрату трудоспособности, от общего числа обученных в школе здоровья 7. Число обученных пациентов: из района обслуживания ЛПУ из других районов обслуживания Школа здоровья по профилю. Оценка эффективности работы Школ здоровья. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах здоровья. Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно за прошедший год, и, начиная со второго года, за весь период с начала функционирования Школы: количество пациентов, обученных в Школе; % обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для учреждений, имеющих прикрепленное население). 2. Оценка организации и качества обучения в Школах здоровья. Оценка организации и качества обучения в Школе здоровья проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. Ниже приводится пример вопросника, позволяющего выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи.

6 ВОПРОСНИК по оценке обучения в Школе Здоровья Дата 20 г. Уважаемый(ая) слушатель Школы, просим Вас заполнить эту анкету. Ваши ответы помогут определить, насколько полезным и интересным было для Вас посещение Школы, а Ваши советы и пожелания помогут нам улучшить качество дальнейшего обучения. В соответствии с Вашим личным мнением дайте оценку по пятибалльной системе: от (низшая оценка) до 5 (высшая оценка), напротив каждого утверждения. На последний вопрос дайте, пожалуйста, развернутый ответ. Утверждения Баллы (оценка). Организация обучения в Школе в целом 2. Численность группы 3. Время проведения занятий 4. Продолжительность занятий 5. Частота занятий 6. Было много новой информации 7. Обучение в Школе было для Вас полезным 8. Вы удовлетворены обучением в целом 9. Заниматься было интересно 0. Советы, полученные в Школе, выполнимы для Вас. Ваши пожелания по обучению в Школе Благодарим за участие! Желаем доброго здоровья! Критерии оценки организации и качества обучения в Школе по мнению пациента: менее 30 баллов неудовлетворительная оценка удовлетворительная оценка более 40 баллов хорошая оценка 3. Оценка уровня знаний в Школах здоровья. Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. Для такой оценки применим метод опроса. В качестве примера могут быть использованы приведенные ниже вопросники, содержащие ключевые позиции обучающих программ по артериальной гипертонии, бронхиальной астме, сахарному диабету 2 типа, психологической подготовке семьи к рождению ребенка. Желательно предложить

7 слушателям заполнить вопросник в начале первого занятия перед началом обучения (исходные знания) и в конце последнего занятия после завершения обучения, в дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения. ВОПРОСНИК по оценке знаний слушателей Школы здоровья по артериальной гипертонии Дата 20 г. Уважаемый(ая) слушатель Школы, пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»). Утверждение Повышенным считается уровень АД 40/90 мм рт.ст. и выше 2 АД нужно измерять только при ухудшении самочувствия При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку 3 (каптоприл или клофелин) и вызвать врача 4 Если гипертония хорошо переносится, то она не требует лечения 5 Избыточная масса тела не влияет на уровень АД 6 Повышению АД способствует курение 7 Низкая физическая активность способствует понижению АД 8 Наследственность повышает риск повышения АД Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для 9 здоровья, особенно при гипертонии При гипертонии необходимо ограничить потребление соли до 3-5 г 0 в сутки ( чайная ложка без верха) Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном темпе (с ускорением) не менее 30 минут в день Для снижения риска осложнений гипертонии достаточно 2 контролировать только уровень АД Утверждения,3,6,7,8,0, правильные, 2,4,5,9,2 неправильные. Да Ответ Нет Не знаю ВОПРОСНИК по оценке знаний слушателей Школы здоровья по бронхиальной астме Дата 20 г. Уважаемый(ая) слушатель Школы, пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»). Утверждение Бронхиальную астму нельзя вылечить, но ее можно Да Ответ Нет Не зна ю

Читайте так же:  Налоговый вычет за детский сад 2018

8 контролировать Пикфлоуметрию желательно проводить ежедневно для того, 2 чтобы определить, насколько хорошо контролируется астма Пикфлоуметр необходимо использовать только при ухудшении 3 самочувствия Во время приступа бронхиальной астмы необходимо сделать 2 ингаляции бронхорасширяющего препарата короткого действия 4 (сальбутамол, вентолин, беротек) и при отсутствии эффекта вызвать врача 5 Если астма хорошо переносится, то она не требует лечения 6 Физическая нагрузка может вызвать приступ астмы 7 Простуда может вызвать обострение бронхиальной астмы Присутствие животных в доме может ухудшать течение 8 бронхиальной астмы При бронхиальной астме каждый день нужно принимать 9 профилактическое лекарство для защиты легких и предотвращения приступов астмы Ежедневное использование профилактического лекарства от 0 астмы небезопасно для здоровья Ингаляторы для лечения астмы эффективнее и безопаснее таблеток Частое (больше четырех раз) ежедневное использование бронхорасширяющего лекарства обычное явление при 2 бронхиальной астме и не является поводом для обращения к врачу Утверждения,2,4,6,7,8,9, правильные, 3,5,0,2 неправильные. ВОПРОСНИК по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету 2 типа Дата 20 г. Уважаемый(ая) слушатель Школы, пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»). Утверждение Повышенным считается уровень сахара выше 5,5 ммоль/л Повышение сахара крови всегда сопровождается ухудшением 2 самочувствия При резком снижении сахара крови лучше всего принять стакан 3 сладкого напитка Если организму не хватает инсулина, то уровень сахара крови 4 понижается Самоконтроль уровня сахара желательно проводить перед едой и 5 через -2 часа после еды 6 Лишний вес способствует повышению сахара крови 7 Физические нагрузки способствуют снижению сахара крови Да Ответ Нет Не зна ю

9 Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при сахарном диабете, так как способствует снижению сахара крови При сахарном диабете пища должна содержать большой объем клетчатки (растительных волокон) в основном в виде овощей Для улучшения здоровья при сахарном диабете необходимо ходить пешком в умеренном темпе не менее 30 минут в день Нормальные показатели сахара крови можно поддерживать только с помощью сахароснижающих таблеток Для снижения риска осложнений сахарного диабета достаточно контролировать только уровень сахара крови Утверждения,3,5,6,7,9,0 правильные, 2,4,8,,2 неправильные.

ОБУЗ «Центр медицинской профилактики»

комитета здравоохранения Курской области

Баннеры здоровья

8 (800) 200 0 200

— рисков потребления алкоголя
— рисков потребления наркотиков

Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

Вы интересуетесь или хотите пройти диспансеризацию?

Диспансеризация на экране монитора, планшета, смартфона!

Начните диспансеризацию прямо сейчас!

Вы можете ответить на вопросы анкеты и получить информацию о Ваших факторах риска и возможных заболеваниях на электронную почту.

Если Вам от 40 до 65 лет, внесите данные артериального давления и холестерина и узнайте абсолютный сердечно-сосудистый риск.

Распечатайте заполненную анкету и запишитесь на прием к врачу через региональный портал онлайн записи или обратитесь в поликлинику, к которой Вы прикреплены для прохождения диспансеризации или профилактического осмотра.

Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

1. Основание для разработки.

Настоящее организационно-методическое письмо разработано в рамках реализации Федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года № 540.

Документ подготовлен в соответствии с пунктом 3 «Подготовка и издание для медицинских работников новых методических разработок, справочных и информационных материалов по профилактике, диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и лечению больных артериальной гипертонией» раздела 1 приложения 1 «Система мероприятий Федеральной целевой программы».

2. Определение

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (далее Школа) – является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам с артериальной гипертонией (АГ) в первичном звене здравоохранения.

Медицинская профилактическая услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление[1].

3. Цель Школы

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,

Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению, в частности пациентам с АГ:

  • повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и его факторах риска (ФР);
  • повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
  • формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
  • формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
  • формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
  • формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в Школе.

После окончания обучения в школе пациенты должны знать:

— причины, симптомы повышения артериального давления и обострений заболеваний (кризов, преходящих нарушений мозгового кровообращения, стенокардии, инфаркта миокарда)

— факторы, определяющие риск развития осложнений заболеваний

— основы самоконтроля артериального давления

— средства доврачебной самопомощи при повышении артериального давления

— основы здорового питания, питания при АГ

— принципы диеты при ожирении

— влияние поведенческих факторов риска на здоровье

— основные группы гипотензивных препаратов, показания и основные побочные действия лекарств, понижающих артериальное давление

После окончания обучения в школе пациенты должны уметь:

— применять полученные знания для самоконтроля за состоянием здоровья,

— вести дневник пациента

— проводить самооценку и контроль за уровнем артериального давления т и факторами, влияющими на течение заболевания

— следовать назначениям врача, не заниматься самолечением

— применять средства доврачебной помощи и самопомощи

— контролировать вес тела

— контролировать основные факторы риска осложнений

— (для курящих) принимать решение бросить курить, уменьшить вред курения на собственное здоровье и здоровье окружающих

— контролировать уровень стресса, стрессовое поведение и отношение к нему

— использовать все возможное и зависящее от самого пациента для повышения приверженности к лечению, соблюдению рекомендаций врача, оздоровлению.

4. Нормативная база.

Школа Здоровья для пациентов с АГ включена в отраслевой классификатор (ОК) «Сложные и комплексные медицинские услуги» (СКМУ) 91500.09.0002-2001 (приказ Минздрава России № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»), который разработан с учетом принципов, правил и требований:

  • Государственной системы стандартизации РФ (ГОСТ Р 1.0-92 – ГОСТ Р 1.5-92);
  • Решения Коллегии Минздрава России, Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования от 03.12.97 г. №14/43/6-11 «Об основных положениях стандартизации в здравоохранении»;
  • Приказа Минздрава России и ФФОМС от 19.01.98 г. № 12/9 «Об организации работ по стандартизации в здравоохранении»;
  • Приказа Минздрава России от 31.07.2000 г. № 302 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и введения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении;
  • Приказа Минздрава России от 31.07.2000 г. № 301 «О введении в действие отраслевого стандарта «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения».

При составлении ОК СКМУ использованы рекомендации экспертов ВОЗ по Международной классификации процедур в медицине (ICPM, 1978г.), резолюции ВОЗ 29.35, принятой Всемирной ассамблеей в 1976 г., МКБ-10.

В соответствии с ОК СКМУ Школа Здоровья для пациентов с АГ имеет шифр 04.015.01: 04 – медицинские услуги по профилактике;

01 – вид услуги (Школа).

5. ПОРЯДОК ОрганизациИ Школы

5.1. Условия организации работы Школ.

Школы Здоровья организуются в перечисленных выше медицинских учреждениях (п.3).

Школа организуется приказом руководителя медицинского учреждения, в котором утверждаются ответственные лица за выполнение этой медицинской услуги, инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, статистические формы регистрации и учета, план и график работы закрепленного помещения для проведения занятий, перечень оборудования. Руководитель учреждения обеспечивает подготовку специалистов для выполнения этой работы, рассматривает возможности поощрения за работу, ее объем и качество.

5.2. Целевая группа пациентов

Пациенты с артериальной гипертонией, 1-3 степени, с низким, средним, высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.

Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов, имеющих близкие уровни артериального давления, уровень риска. Пациенты с осложненным течением заболевания (инфаркт миокарда, мозговой инсульт в анамнезе и др.), не включаются в обучение по общей программе. Для таких пациентов Школы организуются по специальной программе реабилитации.

Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).

Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.

В случае, если формирование группы пациентов для обучения и занятия в Школе проводит участковый (семейный) врач, он, зная своих пациентов, подбирает сходных по течению заболевания пациентов. Если обучение проводится командой врачей при координации со стороны специалиста кабинета медицинской профилактики, то при направлении на обучение для формирования групп сходных пациентов необходимо предварительное обследование (или выписка из амбулаторной карты), которое проводится лечащим врачом. Образец направления представлен ниже. Перечень процедур и результатов обследования должен быть содержать минимум медицинской информации, которая поможет при формировании пациентов в группы для обучения.

Примерный образец направления на обучение в Школе здоровья

(утверждается приказом главного врача учреждения)

Диагноз (из амбулаторной карты)

Результаты обследования, дата

АД (дата последнего измерения)

Наличие АГ в анамнезе (сколько лет)

Сахарный диабет, с какого года

Хроническая обструктивная болезнь легких

Заболевания почек (уточнить)

Другие заболевания (уточнить)

Степень артериальной гипертонии

Уровень суммарного риска

Общий холестерин крови (дата)

Холестерин ЛВП ( дата)

Сахар крови натощак (дата)

Данные ЭКГ (дата)

Другие исследования (ЭХО-КГ и пр.)

Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией может проводиться в учреждениях первичной медико-санитарной помощи различными специалистами — участковыми или семейными (общей практики) врачами, врачами-кардиологами, с участием психологов (при их наличии), инструкторов ЛФК.

К проведению Школ могут быть привлечены кардиологические диспансеры, территориальные центры медицинской профилактики при наличии необходимых ресурсов.

Непосредственно в учреждении, где организуется Школа, организатором и инициатором должны быть специалисты кабинетов медицинской профилактики.

5.3. Программа обучения пациентов.

Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников[2].

Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.

Читайте так же:  Как оформить в налоговой возврат налога при покупке квартиры

Для врачей, проводящих занятия подготовлено и издано информационно-методическое пособие «Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией», которое поможет им в проведении занятий и является необходимым инструментом обучения.

Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.

Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов с артериальной гипертонией (см. п.4.3.1.), включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом) и при интересе пациентов и возможности организации включение дополнительных тем и практических занятий (аутотренинг, оздоровительная гимнастика, фитобар, самомассаж и пр), что может проводиться на коммерческой основе.

5.3.1. Образец типовой программы обучения.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Цель:

  • информирование пациентов о заболевании и факторах, влияющих на развитие заболевания, осложнения и прогноз;
  • обучение пациентов самоанализу индивидуальных ФР и составлению плана оздоровления;
  • обучение пациентов методике измерения артериального давления (АД) и самоконтролю.

Содержание.

Что такое АД и какой его уровень принято считать нормальным. Что такое АГ? Наиболее частые жалобы больных при повышении АД. Течение заболевания, гипертонические кризы. Провоцирующие факторы развития повышения АД. «Органы-мишени» — основные понятия. Степень АГ – основные понятия. Понятие о суммарном риске сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы, определяющие суммарный риск. Факторы, влияющие на степень АГ. Понятие об управляемых, контролируемых ФР. Выявление индивидуальных управляемых ФР. Составление индивидуального плана действий по оздоровлению для каждого пациента. Как правильно измерять АД? (приборы, условия, методика.). Дневник пациента с АГ.

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Цель:

  • информирование пациентов об основных принципах здорового питания
  • информирование пациентов об особенностях питания при АГ
  • обучение пациентов методике расчета энергетической сбалансированности пищевого рациона
  • обучение пациентов самоанализу собственных ФР, связанных с привычками и характером повседневного питания и рациональному составлению индивидуального плана оздоровления

Содержание.

Каким должно быть питание здорового человека? Энергетическая ценность рациона, энерготраты (основные понятия). Сбалансированность рациона по пищевым компонентам. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона. Принципы здорового питанияПолноценные пищевые вещества. Жиры, белки, углеводы, витамины, клетчатка, минеральные вещества. Режим питания, кулинарная обработка. Алкоголь и здоровое питание. Питание и АД. Как влияет питание на АГ? Связь между характером питания и АД. На что направлена диета при АГ? Как ограничить потребление поваренной соли? Как обогатить рацион калием и магнием? Как обогатить рацион разными полиненасыщенными жирными кислотами? Как увеличить потребление витаминов? Самооценка привычек питания, составление индивидуального плана оздоровления питания (методика самооценки и принятия решений). Составление суточного меню для пациентов с АГ. Какие изменения нужны в диете при повышенном АД? Что рекомендовать дополнительно при гиперхолестеринемии? Как быть с алкоголем? Какие продукты ограничиваются и какие разрешаются? Основные требования к построению рациона питания при АГ. Дневник питания (описание, инструктаж).

Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония.

Цель:

  • информирование пациентов о критериях оценки избыточной массы тела и ожирения;
  • информирование пациентов об основных принципах питания для профилактики избыточной массы тела и ожирения;
  • информирование пациентов об основных принципах питания для профилактики избыточной массы тела и ожирения;
  • информирование пациентов об особенностях питания при АГ и ожирении;
  • обучение пациентов принципам сохранения энергетической сбалансированности пищевого рациона, включая повышение повседневной физической активности

Содержание.

Что такое ожирение. Почему важно при АГ знать об избыточной массе тела? Ожирение — это болезнь обмена веществ. Почему нарушается характер питания при ожирении? Какие органы и системы поражаются при ожирении? Расчет нормальной массы тела. Что нужно знать для контроля массы тела? Степени ожирения. Типы ожирения? Различные типы диет при ожирении. Какие принципы диетотерапии ожирения известны? С чего начать похудение? Модные диеты. Как относиться к модным диетам? (критический анализ). Методы лечения ожирения. Основные принципы построения рациона при избыточной массе тела. Как относиться к «раздельному питанию»? Вегетарианство. Среднеземноморская диета. Как менять диету в зависимости от сопутствующей патологии и факторов риска (гиперхолестериемия, дискинезии желчного пузыря и толстого кишечника, мочекислый диатез, подагра, остеохондроз, воспалительные изменения в желудочно-кишечном тракте)? Физическая активность и ожирение. Фитотерапия. Нужны ли биологически активные добавки? Другие методы лечения ожирения.

Занятие 4. Физическая активность и здоровье.

Цель:

  • Формирование у пациентов с АГ и членов их семей мотивации к повышению физической активности через, повышение информированности пациентов о роли и значении физической активности (ФА) для здоровья человека, для функционирования сердечно-сосудистой системы и обучение методам повышения физической активности и контроля интенсивности физических нагрузок

Содержание.

Что такое физическая активность. Какова физическая активность нашего населения. Что такое физическая работоспособность? Оценка уровня физической активности. Как оценить физическую тренированность? Тест 12-минутный (Купера). Цель повышения физической активности. Как аэробная физическая активность влияет на здоровье? Как избежать осложнений при физических тренировках? Есть ли противопоказания для занятий физической активностью и какой уровень нагрузки допустим? Как повысить повседневную физическую активность? Как одеваться для занятий физкультурой. Как контролировать интенсивность физической нагрузки? Как построить занятие по повышению физической активности? Как построить всю программу тренирующих занятий по повышению физической активности?

Как оценить эффективность тренирующего воздействия физической активности? Каковы основные мотивы повышения физической активности в пожилом возрасте. Есть ли особенности для лиц с ожирением?

Занятие 5. Курение и здоровье (занятие для курящих)

Цель:

Формирование у пациентов с АГ и членов их семей мотивации к оздоровлению и отказу от курения через осознанное, индивидуально ориентированное информирование (о влиянии курения табака на здоровье человека, влияние отдельных компонентов табачного дыма на различные органы и системы, в частности на сердечно-сосудистую систему; об особенностях «активного» и «пассивного» курения) и обучение (самоанализу причин и факторов курения, «почему человек курит?»; самооценке типа курительного поведения, степени табачной зависимости, стадии курения, готовности к отказу от курения; выбору способа и метода отказа от курения).

Содержание.

Влияние курения на индивидуальное здоровье. Компоненты табачного дыма. Миф о легких сигаретах. Пассивное курение. Типы курительного поведения. Самооценка типа курительного поведения. Стадии курения. Индекс курения (общие понятия). Причины закуривания и курения. Никотиновая зависимость. Почему люди курят? Почему курят дети? Почему курят взрослые? Оценка степени никотиновой зависимости. Самооценка степени никотиновой зависимости. Современные методы лечения табакокурения. Позитивная установка. Индивидуальный подход. Оценка степени мотивации и готовности к отказу от курения. Питание и курение. Профилактика рецидивов и негативных последствий отказа от курения.

Занятие 6. Стресс и здоровье

Цель:

  • повышение знаний пациентов с АГ о природе стресса, стрессорах, управляемых и неуправляемых факторах стресса.
  • информирование пациентов о эмоционально- и проблемно ориентированных методах преодоления стресса.
  • обучение пациентов методам самооценки уровня стресса и управления стрессом.
  • обучение методам преодоления стресса, связанного с поведенческими привычками, влияющими на здоровье.

Содержание.

Что такое «стресс». Природа стресса. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. работа, стресс и артериальная гипертония. Оценка уровня социальной адаптации. Самооценка уровня стресса. Тест Ридера. Определение стрессового поведения, которое необходимо изменить. Методы преодоления стресса. эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы преодоления стресса. Когнитивные стратегии. Самоанализ. Метод глубокого дыхания. Метод аутогенной тренировки. Стресс и вредные привычки (курение и др.). Преодоление стресса, связанного с вредными привычками. Стресс и алкоголь. Контролируемое потребление алкоголя.

Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность к лечению?

Цель: повышение знаний пациентов с АГ об основах медикаментозного лечения, формирование активного осознанного их отношения к приему медикаментов для повышения приверженности к лечению.

Содержание.

Правовые основы информирования больных в РФ. (Почему нужно информировать пациентов?). Цель лечения и контроля АГ. Что влияет на успешное лечение АГ? До какого уровня и как быстро необходимо снижать повышенное АД? Когда начинать и как долго проводить медикаментозное лечение? Что такое немедикаментозное лечение?В чем принципы медикаментозной терапии и как выбрать гипотензивный препарат? Какими побочными эффектами обладают лекарства? Какие существуют современные лекарства, снижающие АД? Что такое приверженность к лечению и почему она важна? Что влияет на приверженность лечения? Еще раз о гипертоническом кризе. Что такое гипертонический криз? Доврачебная помощь и самопомощь.

5.4. Персонал и организационные модели Школ

Врачи, медицинские сестры с высшим сестринским образованием, фельдшера, прошедшие специальную подготовку по программе «Организация Школ Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения» на базе Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска МЗ РФ (программа обучения прилагается).

Возможны различные схемы организации Школ в зависимости от конкретных условий и возможностей учреждения:

Схема 1: Обучение пациентов в Школе по всем занятиям курса обучения проводит участковый (или семейный) врач с медсестрой.

Схема 2: Обучение пациентов в Школе проводятся различными специалистами в зависимости от их наличия, квалификации и пр.:

1 занятие – участковый (семейный) врач или кардиолог

2 занятие – участковый (семейный) врач или диетолог

3 занятие – участковый (семейный) врач или диетолог

4 занятие – участковый (семейный) врач или методист ЛФК

5 занятие – участковый (семейный) врач или пульмонолог

6 занятие – участковый (семейный) врач или психолог

7 занятие – участковый (семейный) врач или кардиолог

5.5. Помещение.

Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении, оборудованном для ведения семинаров, предпочтительно за круглым столом. Занятия проводится с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек).

Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, желательно удобной формы, располагающие к полуторачасовым занятиям. Желательно, чтобы во время занятий на столах была питьевая вода. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам. Список и образцы материалов прилагаются.

5.6. Оборудование.

Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе Здоровья должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное):

Обязательное оборудование Школы Здоровья:

  • Тонометр, фонендоскоп (желательно несколько комплектов)
  • Весы, ростомер, таблицы для определения индекса массы тела, калькулятор для подсчетов
  • Демонстрационный материал
  • Раздаточный материал (памятка, дневники, брошюры, листовки и пр.)
  • Оверхет, проектор, доска (большой блокнот — флип-чарт), бумага, фломастеры, ручки, карандаши.

Дополнительное (желательное) оборудование для Школы Здоровья:

  • Компьютер, принтер, программное обеспечение (регистрация, база данных на прошедших обучение пациентов, программы определения риска и др.)
  • Прибор для суточного мониторирования АД
  • Комплекты тонометров и фонендоскопов для самоконтроля АД в период проведения занятий в Школе Здоровья
  • Экспресс-анализаторы для определения в крови уровня холестерина
  • Экспресс-анализаторы для определения в крови уровня сахара
  • Тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой

5.7. Факторы успеха обучения в Школах Здоровья.

¨ Деятельность Школы обязательно должна быть направлена на решение проблем, наиболее значимых для конкретного контингента (территории) в текущий период времени и обязательно должна преследовать конкретный, видимый результат за достаточно небольшой отрезок времени. Поэтому очень важно, чтобы первые шаги принесли ощутимый результат, что даст стимул для дальнейшего развития.

¨ Учителя (медицинские работники) Школы должны научиться работать в команде. Специалисты, не умеющие работать в команде, даже если они имеют более высокую квалификацию по сравнению со сложившейся командой единомышленников, не должны приглашаться для ведения занятий в Школе.

¨ Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть:

  • красочной
  • демонстративной
  • запоминающейся
  • понятной
  • заинтересовывающей
  • доступной

¨ Занятия в Школе следует проводить в интерактивной форме, избегать больших информационных блоков в структуре занятий.

¨ Занятия должны быть предварительно четко структурированы, хронометрированы. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 мин.).

5.8. Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья.

Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья неразрывно связаны с качеством профилактической помощи в целом. Эти факторы можно разделить на несколько групп:

  • факторы отношений и взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентами, их межличностные отношения
  • факторы профессиональной компетентности медицинских работников
  • факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество.

Эти же факторы влияют на приверженность пациентов к сохранению и укреплению здоровья, а также к выполнению рекомендаций врача, в том числе и соблюдение режима лекарственной терапии. Среди этих факторов важно дифференцировать положительные влияния (факторы способствующие результативности и эффективности профилактической помощи и факторы, негативно влияющие на профилактическую помощь и ее качество (факторы препятствующие результативности и снижающие эффективность профилактики). Основные группы этих факторов перечислены в нижеследующей таблице.

Положительное влияние (содействие)

Отрицательное влияние (препятствие)