Приказ МЧС России от 7 июня 2017 г. N 244 «О дополнительных мерах по повышению социальной защищенности, обеспечению комфортных условий труда и службы личного состава МЧС России»
МЧС России реализует План строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016-2020 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации 22 декабря 2015 года.
В рамках выполнения мероприятий плана ведется целенаправленная работа по развитию структуры МЧС России с учетом современных социально-экономических условий, которые направлены на совершенствование системы управления, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, улучшение качества подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля и всестороннего обеспечения подразделений МЧС России.
В целях реализации решений Президента Российской Федерации о повышении эффективности управления в федеральных органах исполнительной власти и в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 12 января 2017 г. N 8 и N 9, а также поручений Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 года N Пр-1853 и N Пр-1854, от 1 декабря 2016 г. N 13043 в МЧС России организовано планомерное развитие сил и средств, выполняются мероприятия по сокращению текущих расходов и повышению эффективности деятельности Министерства.
Высвободившиеся при этом финансовые средства направлены на меры социальной поддержки сотрудников МЧС России, повышение эффективности деятельности органов управления и подразделений, модернизацию пожарно-спасательных и других подразделений, реагирующих на чрезвычайные ситуации, пожары и бедствия.
Решениями коллегии МЧС России, нормативными и распорядительными документами МЧС России определены задачи по повышению готовности сил и средств МЧС России к выполнению задач по предназначению, повышению эффективности расходования бюджетных средств, исключению в 2017 году дефицита ассигнований на денежное довольствие сотрудников внутренней службы и военнослужащих, заработную плату работников, повышению эффективности деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Наблюдается устойчивая динамика сокращения количества чрезвычайных ситуаций (на 29,3% — с 99 до 70), пожаров (на 5,1% — с 57592 до 54633) и происшествий на водных объектах (на 36,1% — с 840 до 537) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом растет количество спасенных жизней.
В целях принятия исчерпывающих мер по исполнению федерального бюджета с соблюдением принципов выполнения первоочередных задач в части повышения социальной защищенности личного состава МЧС России, создания благоприятных условий для выполнения служебных обязанностей в местах работы (службы), оказания адресной помощи личному составу, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации, эффективного использования денежных средств на приобретение вещевого имущества, содержания техники, финансирования жилищного обеспечения МЧС России, а также повышения престижа службы в МЧС России приказываю:
1. Финансово-экономическому департаменту:
а) направлять высвобождающиеся в результате перевода МЧС России на трёхуровневую систему управления бюджетные средства на:
оказание социальной поддержки и адресной помощи личному составу реагирующих подразделений, пожарным, спасателям и другим категориям лиц, непосредственно привлекаемым к реагированию;
оказание материальной поддержки сотрудникам МЧС России, имеющим четверых и более детей, малоимущим, социально незащищённым или попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию;
улучшение бытовых условий прохождения службы и рабочих мест в реагирующих подразделениях;
приобретение современных, высокотехнологичных, многофункциональных средств спасения;
развитие реагирующих подразделений;
б) обеспечить дополнительное выделение лимитов бюджетных обязательств на поощрение личного состава территориальных органов и казенных учреждений МЧС России в связи с празднованием 85 годовщины Гражданской обороны России и по итогам 2017 года;
в) совместно с руководителями территориальных органов и учреждений МЧС России:
в соответствии с принятыми решениями Правительства Российской Федерации, обеспечить ежемесячное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих с осуществлением выплат в установленном порядке;
продолжить работу по сохранению оплаты труда гражданского персонала спасательных воинских формирований (далее — СВФ) и работников ФПС ГПС казенных учреждений МЧС России центрального подчинения на уровне 2016 года.
довести до подведомственных бюджетополучателей дополнительные лимиты бюджетных обязательств на обеспечение выплат сотрудникам, имеющим четверых и более детей (из расчета 100000 рублей на семью);
г) обеспечить доведение лимитов бюджетных обязательств на предоставление сотрудникам ФПС ГПС единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее — единовременная социальная выплата) до территориальных органов МЧС России;
д) совместно с ФКУ «Финансово-расчетный центр МЧС России» в целях безусловного выполнения утверждаемых подходов к осуществлению инвестиций в срок до 01.07.2017 подготовить необходимые изменения в нормативные и распорядительные документы МЧС России, касающиеся вопросов планирования, координации и осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости МЧС России.
2. Направить в 2017 году дополнительные лимиты бюджетных обязательств на финансирование жилищного обеспечения МЧС России в объеме 1070,0 млн рублей, а именно:
а) военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России в виде субсидии для приобретения или строительства жилого помещения — 290,0 млн рублей, что в 3,3 раза больше, чем в 2016 году;
б) военнослужащим участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения на осуществление выплат денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения — 62,5 млн рублей, что в 1,2 раза больше, чем в 2016 году;
в) сотрудникам федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее ФПС ГПС) на предоставление единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения — 717,5 млн рублей, что в 4,9 раза больше, чем в 2016 году;
г) в рамках федеральной целевой программы «Жилище» в качестве единовременной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации — 42,1 млн рублей (финансирование сохранилось на уровне 2016 года);
д) на проведение текущего неотложного ремонта и приведение в порядок зданий, сооружений, территорий и служебного жилого фонда 1800 пожарно-спасательных частей ФПС ГПС — в объеме 179,0 млн рублей;
е) на проведение капитального ремонта основных фондов в 428 подразделениях МЧС России — в объеме 495,9 млн рублей.
3. Разрешить должностным лицам МЧС России, которым предоставлено право разрешать выезд работников из Российской Федерации, рассматривать соответствующие документы на выезд за границу военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России в установленном порядке с учетом рекомендаций МИД России по иностранным государствам, не рекомендованным к посещению гражданами Российской Федерации при выезде за рубеж.
4. Главному управлению подготовки:
а) завершить переход с 01.09.2017 образовательных организаций на двухуровневую систему высшего образования;
б) совместно с начальником ФГБОУ ВО «Академия ГПС МЧС России», начальником ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» подготовить на рассмотрение коллегией МЧС России:
предложения по внесению изменений в нормативные и распорядительные документы МЧС России, предусматривающих определение объема государственного задания высшим учебным заведениям и учреждениям дополнительного профессионального образования МЧС России на 2018-2022 годы в соответствии с реальными потребностями подразделений системы МЧС России в выпускниках;
план мероприятий по приведению численности постоянного профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала высших учебных заведений МЧС России, работников учреждений дополнительного профессионального образования МЧС России в соответствие с нормативами, утвержденными Министерством образования Российской Федерации.
О результатах доложить до 20.09.2017.
5. Департаменту гражданской защиты организовать:
а) до 30.06.2017 обобщение необходимой потребности в финансовых средствах на предоставление единовременных социальных выплат сотрудникам ФПС ГПС и федеральным государственным гражданским служащим МЧС России, состоящим на учете для получения единовременной выплаты, субсидий военнослужащим, изъявившим желание получить субсидию, на 2017 год;
б) до 15.07.2017 подготовить организационный приказ по организации распределения между территориальными органами и учреждениями МЧС России лимитов бюджетных обязательств на предоставление:
единовременных выплат пропорционально жилой площади, необходимой для обеспечения сотрудников ФПС ГПС, состоящих на учете нуждающихся в территориальных органах и учреждениях МЧС России, с учетом приоритетного права на получение единовременных выплат;
субсидий пропорционально жилой площади, необходимой для обеспечения военнослужащих, изъявивших желание получить субсидию в территориальном органе и учреждении МЧС России, с учетом приоритетного права на получение субсидии;
в) подготовку на основании решений коллегии МЧС России распределения между территориальными органами и учреждениями МЧС России лимитов бюджетных обязательств на предоставление единовременных выплат сотрудникам ФПС ГПС.
6. Департаменту оперативного управления:
а) организовать проверку документов, обосновывающих право граждан — участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее — Подпрограмма) на получение государственных жилищных сертификатов (далее — сертификат), на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации;
б) обеспечить до 01.09.2017 представление государственному заказчику Подпрограммы сведений о необходимом количестве сертификатов с разбивкой по субъектам Российской Федерации на 2017 год;
в) проверить до 30.06.2017 главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации по вопросу обоснования списков граждан — получателей государственных жилищных сертификатов, представленных в 2106# году, и доложить.
7. Департаменту кадровой политики:
а) подготовить проект приказа МЧС России по обеспечению личного состава МЧС России, имеющего четверых и более детей, дополнительной стимулирующей выплатой (из расчета 100000 рублей на семью);
б) совместно с Департаментом готовности сил и специальной пожарной охраны и Финансово-экономическим департаментом обеспечить в 2017 году своевременное увольнение и выплату выходного пособия военнослужащим и сотрудникам внутренней службы, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе (службе), в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
в) оперативно выносить на рассмотрение Центральной аттестационной комиссии МЧС России представленные территориальными органами МЧС России материалы по переводу молодых специалистов в другие комплектующие органы МЧС России по семейным обстоятельствам;
г) в целях повышения престижа службы в МЧС России и социальной поддержки личного состава МЧС России подготовить проекты приказов МЧС России о поощрении всех категорий личного состава территориальных органов и казенных учреждений МЧС России в связи с празднованием 85 годовщины Гражданской обороны России и по итогам 2017 года.
8. Департаменту гражданской обороны и защиты населения подготовить до 30.06.2017 проект приказа МЧС России об организации санаторно-курортного лечения личного состава МЧС России, обеспечению высокотехнологичной медицинской помощью и психологической реабилитации, при этом уделить особое внимание ветеранам и детям сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, личному составу, принимавшему участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального уровня в 2017 году.
9. Департаменту международной деятельности в целях обеспечения безопасности сотрудников МЧС России при выезде за рубеж утвердить в установленном порядке § с учетом рекомендаций МИД России перечень иностранных государств, не рекомендованных к посещению гражданами Российской Федерации при выезде за рубеж, разместить его на официальном интернет-портале МЧС России, а также обеспечить его непрерывную актуализацию.
10. Департаменту готовности сил и специальной пожарной охраны:
а) организовать работу по обучению (при необходимости) личного состава МЧС России узкопрофильным и смежным специальностям;
б) представить на утверждение до 01.07.2017 проекты нормативных правовых актов МЧС России, утверждающих:
устав подразделений пожарной охраны;
боевой устав подразделений пожарной охраны;
порядок проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
порядок подготовки личного состава пожарной охраны;
устав внутренней службы военизированных горноспасательных частей;
положение об организации деятельности военизированных горноспасательных частей, направленной на профилактику возникновения аварий на опасных производственных объектах.
11. Департаменту развития в ходе реализации государственного оборонного заказа и государственной программы вооружения в части МЧС России организовать работу:
а) по соблюдению принципов открытости и прозрачности размещения информации о закупках, использованию конкурентных способов определения поставщиков;
б) по обеспечению своевременной и качественной приемки товаров, сопровождению контрактов, а также контролю качества продукции на предприятиях (организациях) промышленности;
в) по заключению до 15 июня 2017 г. государственных контрактов на поставку технических средств и техники в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 N 668.
12. Предупредить руководителей Административно-правового управления, Главного управления подготовки, Департамента кадровой политики, Финансово-экономического департамента, Управления обеспечения, Управления стратегического планирования и организационной работы, ФГБУ ВНИИПО МЧС России о неудовлетворительной подготовке проектов нормативных правовых актов МЧС России в рамках реализации Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с планом, утвержденным Правительством Российской Федерации от 11.07.2016 N 4992п-П4, и планом, утвержденным решением коллегии МЧС России от 12.07.2016 N 14/IV.
13. Управлению стратегического планирования и организационной работы:
а) до 30.06.2017 завершить работу по установлению численности работников системы МЧС России в территориальных органах и учреждениях МЧС России, а также по подготовке методических рекомендаций о порядке разработки и утверждения штатных расписаний;
б) начиная с 01.07.2017 осуществить ежемесячные проверки выполнения работ по капитальному и текущему# работу в пожарно-спасательных частях, подразделениях поисково-спасательных отрядов, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
14. Управлению обеспечения в целях повышения уровня социальной поддержки сотрудников и работников МЧС России до 01.07.2017 завершить переработку нормативной правовой базы по вещевому обеспечению, исходя из реальной потребности в предметах вещевого имущества, а также с учетом первоочередных задач.
15. Руководителям высших учебных заведений и научных учреждений МЧС России:
а) организовать работу по формированию современных подходов в обучении, конкурсном наборе учащихся, контролю за распределением выпускников в подразделения МЧС России, повышению эффективности хозяйственной деятельности высших учебных заведений в 2017 году;
б) привести штатные расписания в соответствие с нормативами, утвержденными Минобрнауки России;
в) обеспечить за счет собственных источников наличие денежных средств в размере не менее 30% от общего объема средств, необходимых для повышения оплаты труда педагогических работников и научных сотрудников, с целью реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
16. ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. A.M. Никифорова»:
а) осуществлять экспертизу документов, поступающих в адрес МЧС России от военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, для оказания им финансовой помощи в связи с проведением дорогостоящего лечения по причине тяжелого заболевания, с целью определения целесообразности и законности оказания данной помощи;
б) заключение о проведенной экспертизе документов, подтверждающих лечение, направлять в Департамент гражданской обороны и защиты населения, Административно-правовое управление и Финансово-экономический департамент для определения соответствующих источников финансирования и окончательного принятия решения на заседаниях Комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат.
17. ФКУ «Финансово-расчетный центр МЧС России»:
а) подготовить предложения по распределению и доведению лимитов бюджетных обязательств до территориальных органов и учреждений МЧС России на закупку вещевого имущества равномерно из расчета списочной (фактической) численности личного состава;
б) организовать работу по обеспечению реагирующих сил и подразделений горючим и смазочными материалами (далее — ГСМ) в соответствии с выделенными объемами бюджетных ассигнований в 2017 году;
в) осуществлять ежемесячно проверки целевого использования распорядителями и бюджетополучателями средств на выполнение в 2017 году капитального и текущего неотложного ремонта основных фондов объектов недвижимости МЧС России.
18. Руководителям ФКУ «УКС МЧС России», территориальных органов и учреждений МЧС России, начальнику Административно-правового управления:
а) продолжить в соответствии с законодательством Российской Федерации претензионную и судебную работу по допущенным подрядчиками нарушениям условий контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ, строительство, реконструкцию объектов;
б) организовать понуждение подрядчиков к выполнению предусмотренных контрактами работ в полном объеме, расторжение контрактов в случае их стойкого неисполнения, взыскание сумм неотработанных авансов, взыскания штрафных санкций, взыскания ущерба, возникшего в результате невыполнения контрактов.
19. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:
а) исключить незаконные решения о принятии подведомственными казенными учреждениями новых расходных обязательств по выплате денежного довольствия (заработной платы) сотрудникам ФПС ГПС, военнослужащим спасательных воинских формирований, работникам МЧС России сверх доведенных в 2017 году на эти цели лимитов бюджетных обязательств, о результатах доложить;
б) принять меры по усилению социальной защиты сотрудников и работников ФПС ГПС, обеспечить предоставление отгулов сотрудникам внутренней службы при нахождении их на службе в нерабочие выходные и праздничные дни, исключить начисление и выплаты денежных средств на эти цели;
в) запретить сокращение личного состава реагирующих подразделений федеральной противопожарной службы, региональных поисково-спасательных отрядов, спасательных воинских формирований МЧС России, военизированных горноспасательных частей, Государственной инспекции по маломерным судам;
г) организовать работу по усилению социальной защищенности работников и по повышению эффективности расходов на закупки и материально-техническое обеспечение договорных подразделений ФПС ГПС;
д) продолжить работу по содействию в приёме детей сотрудников МЧС России в дошкольные и общеобразовательные организации;
е) продолжить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работу по персональной опеке отдельных категорий граждан (ветеранов, детей и родственников погибших сотрудников), а также санаторно-курортному обеспечению сотрудников МЧС России в ведомственных и иных санаторно-курортных и лечебных учреждениях, принять дополнительные меры по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению личного состава МЧС России, принимавшего участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в 2017 году;
ж) продолжить работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, направленную на обеспечение личного состава реагирующих подразделений жилыми помещениями, предоставляемыми за счет и в рамках соответствующих программ субъектов Российской Федерации;
з) размещать на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о работе территориальных жилищных подкомиссий и списки личного состава МЧС России, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также обеспечить их непрерывную актуализацию;
и) исключить принятие на баланс дополнительного движимого и недвижимого имущества в целях сокращения текущих затрат;
к) организовать закупку техники и оборудования в установленном порядке в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, авансирование закупок осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов;
л) организовать работу по обеспечению качественной приемки товаров, сопровождению контрактов, а также контролю качества продукции на предприятиях (организациях) промышленности;
м) продолжить работу по развитию наставничества, в целях адаптации выпускников образовательных организаций МЧС России 2017 года провести учебно-методические сборы;
н) выявлять причины возникновения жалоб, оперативно принимать исчерпывающие меры по их упреждению, своевременно информировать сотрудников и работников системы МЧС России о результатах рассмотрения обращений и организовать разъяснительную работу;
о) организовать работу по своевременному проведению конкурсных процедур по закупке вещевого имущества, капитальному и текущему ремонту техники и контроль их качества;
п) организовать работу по обеспечению личного состава положенными предметами вещевого имущества;
р) организовать работу по обеспечению ГСМ реагирующих сил и подразделений в соответствии с выделенными объемами бюджетных ассигнований в 2017 году;
с) обеспечение топливом осуществлять в строгом соответствии с целевым финансированием, исключить передачу ГСМ между подразделениями территориальных органов, списания ГСМ на сверхштатную технику, а также сверх установленных норм, содержание которых осуществляется по различным кодам бюджетной классификации расходов;
т) принять дополнительные меры по своевременной выплате в полном объеме заработной платы, денежного довольствия, стимулирующих надбавок и дополнительных выплат, единовременного денежного вознаграждения, премии, положенных компенсаций и иных социальных выплат, в первую очередь рядовому, сержантскому и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований, младшему начальствующему составу и работникам ФПС ГПС, спасателям поисково-спасательных отрядов, инспекторам ГИМС, в том числе относящимся к техническому персоналу, в строгом соответствии с нормативными правовыми документами, решениями коллегии МЧС России;
у) обеспечить прозрачность и справедливость при принятии решений о размерах единовременных выплат, данные решения доводить до всего личного состава на рабочих совещаниях;
ф) организовать разъяснительную работу с личным составом о порядке и размерах дополнительных поощрительных выплат;
х) обеспечивать содержание военнослужащих спасательных воинских формирований и сотрудников ФПС ГПС, находящихся в распоряжении, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия;
ц) не допускать принятие в рамках своей компетенции положительных решений о дополнительном оказании материальной помощи и (или) премировании личного состава при отсутствии лимитов бюджетных обязательств, необходимых для полного обеспечения личного состава обязательными выплатами социального характера в 2017 году;
ч) в срок до 15.08.2017 обеспечить проведение работы по приведению расходов федеральных автономных учреждений МЧС России в 2017 году до размера выделенных субсидий на выполнение государственного задания, а также организовать работу по гарантированному поступлению средств от приносящей доход деятельности;
ш) в срок до 15.08.2017 обеспечить погашение кредиторской задолженности прошлых лет за коммунальные услуги в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2017 год, а также осуществление дополнительных мероприятий по сокращению расходов на коммунальные услуги;
щ) до 01.11.2017 завершить работу по выполнению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (в том числе установке приборов учёта), направленных на экономию коммунальных ресурсов в натуральных объемах и бюджетных средств на оплату коммунальных услуг;
ъ) провести доукомплектование реагирующих подразделений с учётом доведенных лимитов бюджетных обязательств;
ы) при приеме на службу (работу) уделять особое внимание наличию у кандидатов смежных и узкопрофильных специальностей (управление робототехническими комплексами и беспилотными летательными аппаратами, кинолог, водолаз и др.);
ь) завершить в 2017 году работы по передаче муниципальным образованиям, государственным органам исполнительной власти объектов недвижимости и земельных участков, избыточных, неиспользуемых, непригодных для использования учреждениями МЧС России.
20. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений МЧС России обеспечить проведение мероприятий, указанных в настоящем приказе, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2017 год.
21. Не сканирован.
22. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.В. Степанова.
Обзор документа
Ведется целенаправленная работа по развитию структуры МЧС России с учетом современных социально-экономических условий. Выполняются мероприятия по сокращению текущих расходов и повышению эффективности деятельности Министерства.
Высвободившиеся при этом средства направлены на меры соцподдержки сотрудников МЧС России, повышение эффективности деятельности органов управления и подразделений, модернизацию пожарно-спасательных и других подразделений, реагирующих на ЧС, пожары и бедствия.
Выделяются дополнительные лимиты бюджетных обязательств на поощрение личного состава территориальных органов и казенных учреждений МЧС России в связи с празднованием 85 годовщины Гражданской обороны России и по итогам 2017 г.
Нужно обеспечить ежемесячное материальное стимулирование госслужащих. Продолжается работа по сохранению оплаты труда гражданского персонала спасательных воинских формирований и работников ФПС ГПС, казенных учреждений МЧС России центрального подчинения. Производятся выплаты сотрудникам, имеющим четверых и более детей, единовременные социальные выплаты.
В 2017 г. направят дополнительные лимиты бюджетных обязательств на финансирование жилищного обеспечения МЧС России.
С 01.09.2017 должен быть завершен переход образовательных организаций на двухуровневую систему высшего образования.
Даны организационные поручения.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Оптимизация расходов на оплату труда: как изменить размер заработной платы без согласия работника и не оказаться в суде?
На протяжении столетий суть предпринимательской деятельности практически не изменилась – получить максимальную прибыль при минимально возможных издержках. К сожалению, в условиях кризиса порой бывает не до прибыли, на первый план выходит сокращение затрат, в том числе на оплату труда, которая занимает серьезную долю в расходах предпринимателей.
Однако анализ судебной практики показывает, что работодатели зачастую проводят оптимизацию вслепую, с множеством ошибок, несмотря на хорошее освещение данного вопроса в юридической деловой прессе и справочно-правовых системах. В некоторых случаях это вызвано низким уровнем квалификации соответствующих специалистов, но чаще всего – из-за нежелания соблюдать требования закона. В последнем случае сокращение зарплаты может сопровождаться давлением на работников и запугиванием уволить «по статье» (и самое печальное, что нередко это срабатывает). Но вдохновляться подобными примерами не стоит, поскольку работники в последнее время стали активнее отстаивать свои права, а уровень их знаний о содержании трудового законодательства значительно вырос.
Как в таких условиях провести оптимизацию расходов на оплату труда? В каких случаях потребуется согласие работника, а в каких нет?
Хорошее начало – половина дела…
Главная ошибка многих работодателей кроется в непонимании конечного результата оптимизации расходов на оплату труда. Сокращение издержек всегда следует за какой-то причиной, требующей проведения оптимизации, и всегда преследует достижение определенного конечного результата.
Поэтому первый этап при оптимизации – это проведение финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности с определением состояния организации-работодателя. По результатам анализа определяется, необходима ли оптимизация, что от нее ждут и выбирается вариант оптимизации. Например:
- состояние критическое и требуется проведение не просто сокращения оплаты труда, но и сокращение численности или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
- требуется изменение организационных или технологических условий труда с оптимизацией расходов на оплату труда (применение ст. 74 ТК РФ);
- состояние стабильное, но требуется некоторое сокращение издержек на оплату работникам путем ревизии обоснованности выплаты компенсационных и стимулирующих выплат (надбавок) (абз. 5 ч. 2 ст. 57, ст. 129, ст. 132 ТК РФ);
- оптимизация не требуется.
Последний пункт наиболее важен, потому что иногда работодатель затевает сокращение оплаты труда из-за элементарной жадности, не считаясь с побочными эффектами – рисками. Негативные последствия такой жадности можно условно разделить на две группы.
Первая – рост числа трудовых споров в связи с обращением работников в суд и трудовую инспекцию. В случае вынесения решения в пользу работника, работодатель будет вынужден выплатить работнику недоплаченную зарплату, компенсацию морального вреда, возместить понесенные работником расходы, связанные с обращением в суд (расходы на юридические, почтовые услуги, оплата дороги и т. п).
При этом при проигрыше работника работодатель ничего с него получить не сможет, так как работники освобождены от оплаты судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).Отметим и риск привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с вынесением предупреждения или наложением штрафа на него (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).Так, для должностных лиц и ИП он составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб, для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Также возможно привлечение к уголовной ответственности за частичную невыплату заработной платы с назначением наказания вплоть до лишения свободы на срок до одного года (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ).
Второй «побочный эффект» самый болезненный, и учитывать его надо в первую очередь. Сокращение оплаты труда даст эффект лишь в краткосрочной, максимум среднесрочной перспективе. В дальнейшем следует ожидать рост издержек различной природы, поскольку снижение оплаты труда приводит к демотивации сотрудников, снижению продуктивности труда, а, следовательно, и к падению прибыли. Это проявление стандартного психологического эффекта, скрывающегося в разочаровании работника в условиях труда, появлении неуверенности в завтрашнем дне. Многие работники в условиях кризиса готовы согласиться на сокращение зарплаты, но более половины из них задумаются о смене работы. При таком настрое снизится качество труда.
Впрочем, с точки зрения трудового права экономические и психологические мотивы оптимизации не особо важны, определение причины и варианта оптимизации необходимо строго для осуществления процедуры оптимизации (в какие сроки, требуется ли согласие работника, какие действия необходимо совершить).
Рассмотрим подробнее второй вариант оптимизации с применением ст. 74 ТК РФ.
Семь раз отмерь, или Как не попасть в ловушку закона
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) относятся к обязательным для включения в трудовой договор. А согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий договора допускается только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом.
Получается, что трудовое законодательство стоит на стороне работника, и работодатель, который задумал проведение оптимизации оплаты труда должен провести процедуру сокращения размера зарплаты в строгом соответствии с законом и сложившейся судебной практикой, иначе одни судебные издержки перекроют весь эффект от экономии.
Конечно, можно постараться уговорить работников пойти добровольно на сокращение оплаты, и, возможно, они даже согласятся, тем более, если на кон поставлена перспектива потери работы вообще. Тут все зависит от наличия обратной связи между работниками и работодателем, от того как выстроена система корпоративного единства. Опыт показывает, если работники чувствуют внимание со стороны работодателя, его желание слушать и слышать их, они готовы многое простить ему и охотно идут на сокращение (в разумных пределах) оплаты труда, тем более, если это временная мера, которая поможет выжить и работодателю и им. Но это действует только в случае ощущения сопричастности работника к судьбе организации.
В противном случае придется идти «напролом» без согласия работника, и тут работодатели хватаются за «соломинку» – ст. 74 ТК РФ, в соответствии с которой условия трудового договора можно изменить без согласия работника. Загвоздка в том, что это допускается только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. Причем работодатель в случае возникновения спора с работником должен будет обосновать в суде невозможность сохранения прежних условий трудового договора.
К сожалению, работодатели тут допускают множество ошибок, начиная нарушением процедуры изменения условий труда в соответствие со ст. 74 ТК РФ и заканчивая непониманием того какие изменения условий труда можно отнести к организационным или технологическим.
Однозначного закрытого перечня организационных и технологических условий труда не существует, что и вызывает определенные сложности при разрешении трудовых споров (разночтения возникают даже в различных судебных инстанциях).
Немного разобраться в ситуации помогает п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Суд рекомендует относить к изменениям:
- технологических условий труда – изменение технологии работы или производства, введение в производство новых видов продукции, услуг, переоборудование производства и т. п.;
- организационных условий труда – изменения структуры организации, в том числе структуры управления, пересмотр норм труда, внедрение новых форм организации труда, режима труда и отдыха и т. п.
Иначе говоря, технологические изменения всегда связаны с изменением порядка (технологии) производства товаров, выполнения работ, оказанием услуг; а организационные прежде всего затрагивают структуру организации исполнения работниками трудовых функций.
Анализ судебной практики позволяет выделить наиболее распространенные ситуации, при которых работодатели меняют условия оплаты труда (таблица):
Таблица.Типовые споры, связанные с изменением условий труда. Ошибочное и правильное применение ст. 74 ТК РФ
Изменения условий труда, не относящиеся к организационным или технологическим. Изменение оплаты труда признано судом необоснованным
Изменения условий труда, относящиеся организационным или технологическим. Изменение оплаты труда признано судом допустимым
Уточнение или изменение должностных инструкций
(Апелляционное определение Омского областного суда от 29 апреля 2015 г. по делу
№ 33-2668/2015)
Перераспределение должностных обязанностей в связи с изменением структуры организации (например, создание нового отдела, ликвидация существующего), как следствие – изменение должностных инструкций
Перераспределение должностных обязанностей, сокращение штата
Снижение объема продаж товаров, оказания услуг, выполнения работ
(Апелляционное определение Архангельского областного суда от 4 февраля 2013 г. по делу № 33-0632/2013)
Сокращение штата или численности в связи с падением объема работ, с одновременным перераспределением должностных обязанностей, введением новой должности,
и как следствие, изменение размера оплаты труда работников
Влияние внешних факторов
Изменение курса валют, экономический кризис
(Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 ноября 2014 г. по делу № 33-2757/2014)
Отзыв лицензии у работодателя, процедура банкротства в отношении работодателя
Изменение режима работы без каких-либо дополнительных изменений в условиях труда
(Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 26 августа 2015 г. по делу
№ 33-4577/2015)
Изменение графика работы, введение суммированного учета рабочего времени
(был двухсменный стал трехсменный режим,
с уравниванием продолжительности ночной и дневной смен, увеличением продолжительности смен)
(Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2014 г.
по делу № 33-15735/2014)
Принятие муниципального нормативно-правового акта (далее – НПА), изменяющего размер оплаты труда
Принятие муниципального НПА, изменяющего систему оценки эффективности работы учреждений и персонала
Изменение структуры организации только путем смены места размещения сотрудников отдела
Изменение структуры организации путем слияния двух отделов в один с изменением и уточнением должностных инструкций, в том числе c переносом места расположения подразделения в другой населенный пункт
(Апелляционное определение Челябинского областного суда от 5 марта 2015 г. по делу
№ 11-2103/2015)
Локальные нормативные акты
Отмена локального нормативного акта об оплате труда с принятием нового, внесение изменений в него
(Апелляционное определение Тульского областного суда от 2 апреля 2015 г. по делу № 33-969;
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 4 февраля 2015 г. по делу № 33-604/2015)
Изменение технологии работы, использования оборудования при оказании услуг и как следствие, принятие изменений в локальные нормативные акты
Трудовая функция (объем, характер и т.
п.),
перевод, перемещение
Перевод сотрудника в другой отдел с понижением заработной платы
(Апелляционное определение Московского городского суда от 12 мая 2015 г.
№ 33-14301/2015)
Уменьшение количества обучающих и сокращение классов-комплектов с одновременным снижением учебной нагрузки, как следствие, изменение характера и объема трудовой функции работника со снижением размера оплаты труда
Таблицу, конечно, можно еще продолжать, но лучше подробнее остановимся на некоторых примерах.
Так, работникам уменьшили размер оклада, а в дальнейшем и размер заработной платы в целом, включая надбавки. В качестве обоснования работодатель сослался на мировой кризис и как следствие – снижение объема финансирования. За отказ работать в таких условиях работник был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ («Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора»). Между тем суд признал увольнение незаконным, равно как и уменьшение размера оплаты труда. При рассмотрении дела работодатель должен был обосновать необходимость изменения размера оплаты труда, предоставив доказательства изменения организационных или технологических условий труда и невозможности сохранения прежних условий труда. Но этого не было сделано. Само по себе изменение размера оплаты труда не может быть отнесено к организационным условиям труда (см. Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 ноября 2014 г. по делу № 33-2757/2014).
Другой пример: закрытие скважин привело к уменьшению объема работ, из-за чего произошло частичное сокращение штата, перераспределение должностных обязанностей между работниками одного из отделов, передача части трудовых функций истца другому работнику в связи с введением новой штатной единицы. Размер оплаты труда работников отдела после сокращения, в том числе и размер зарплаты истца, был уменьшен. Суд признал такое изменение размера зарплаты обоснованным, поскольку произошли организационные изменения условий труда (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 15 апреля 2015 г. по делу № 33-2829/2015).
Еще пример: на предприятии в целях снижения времени простоя оборудования, оптимизации временных затрат был изменен режим работы (вместо двух смен введены три, была уравнена продолжительность дневной и ночной смен и изменена их продолжительность), введен суммированный учет рабочего времени, из-за чего изменился и размер оплаты труда. Суд признал такие изменения обоснованными, поскольку у работодателя произошло изменение организационных и технологических условий труда (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2014 г. по делу № 33-15735/2014).
В другом деле изменение оплаты труда было обусловлено структурными изменениями в организации, которое выразилось в создании двух самостоятельных единиц-групп – «группа учета» и «ремонтная группа», – при этом произошло перераспределение должностных обязанностей, изменение штатного расписания с введением новых штатных единиц и исключением ряда прежних, переподчинение вновь созданных групп ведущему инженеру. Суд признал такие изменения в качестве организационных, а изменение условий оплаты труда обоснованным (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10 марта 2015 г. по делу № 33-3613/2015).
Но в ином споре увольнение работника было признано судом незаконным, поскольку простое уточнение должностной инструкции работника не относится к изменению организационных или технологических условий труда. А работодатель не смог обосновать необходимость изменения условий труда (Апелляционное определение Омского областного суда от 29 апреля 2015 г. по делу № 33-2668/2015).
Таким образом, изменение оплаты труда должно быть следствием изменения условий труда – организационных или технологических.Невозможно просто взять и изменить размер оплаты труда, в том числе и путем изменения соответствующего локального нормативного акта, поскольку его положения суды расценивают зачастую как согласованные сторонами условия трудового договора.
Например, работодатель изменил систему премирования работников, выплаты персональных надбавок путем изменения соответствующего локального нормативного акта. Работнице на основании нового положения был уменьшен размер оплаты труда, отменена надбавка. Суд признал такие изменения размера зарплаты незаконными, поскольку само по себе изменение локального нормативного акта не относится к изменениям организационных или технологических условий труда (Апелляционное определение Тульского областного суда от 2 апреля 2015 г. по делу № 33-969).
Нередко изменения условий труда происходит под влиянием внешних факторов (экономических, демографических, изменение нормативной правовой базы и т. п.).
Например, суд признал обоснованным уменьшение размера оплаты труда работнице, отмену надбавки, поскольку у банка была отозвана лицензия, назначена временная администрация, в связи с чем объем выполняемой истцом работы уменьшился. Подобные изменения условий труда суд расценил как организационные (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2015 г. по делу № 33-5521).
Некоторую неоднозначность судебной практики можно встретить в вопросе о принятии муниципальных НПА.
Так, например, районным советом депутатов внесены изменения в муниципальный НПА, регулирующий вопросы оплаты работников муниципальных учреждений. На основании этого документа работнику изменен размер оплаты труда, а после его несогласия с изменением работник уволен по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Суд признал такое увольнение незаконным, так как работник не выражал отказа от продолжения работы, а только выразил несогласие с изменением размера оплаты труда. Кроме того работодатель не доказал наличие обстоятельств, повлекших изменение условий оплаты труда работников, поскольку само по себе изменение размера оплаты труда на основании муниципального НПА не относится к организационным или технологическим условиям труда (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 2 февраля 2015 г. по делу № 33-797, А-9).
Противоположный пример: работница просила признать незаконным приказ, дополнительное соглашение (подписанное ею), в соответствии с которыми изменялась система премирования, а также уменьшался размер доплаты от валового дохода. Суд первой инстанции удовлетворил требования работницы частично, в том числе в части признания недействительным одного из пунктов дополнительного соглашения, несмотря на то, что оно было подписано работницей. Однако апелляционная коллегия не согласилась, решение отменила с принятием нового, отказала в удовлетворении требований, указав, что изменение размера заработной платы истца произошло вследствие реформирования системы оплаты труда. Муниципальным НПА введен план мероприятий, которым предусмотрено совершенствование оплаты труда работников учреждений в зависимости от эффективности труда в виде вклада в общие результаты деятельности учреждения, в том числе через разработку (изменение) показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей в соответствии с методическими рекомендациями Министерства культуры РФ, введение эффективного контракта и т. п. (Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 ноября 2014 г. по делу № 33-5019/2014).
При детальном анализе примеров, неоднозначность объясняется различным содержанием НПА. В первом примере НПА просто изменял размер оплаты труда; вовтором – происходили, в какой-то мере, и изменения в системе управления персоналом, введение эффективного контракта, разработка новых показателей эффективности деятельности учреждений и т. п.
В качестве примера влияния социально-демографических процессов можно привести следующее дело: суд признал обоснованным уменьшение объема учебной нагрузки, и, следовательно, размера зарплаты, поскольку в образовательной организации из-за снижения численности учеников сократилось количество учебных классов, что можно расценивать как изменение организационных условий труда (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 16 марта 2015 г. по делу № 33-3713/2015).
И, конечно, в свете последних политических событий невозможно обойти стороной вопрос введения экономических санкций, временных запретов и т. п. Примером, может стать туристический бизнес. Фактическое закрытие египетского и турецкого направления можно расценивать как внешний фактор, который влияет на работодателя. Можно ли использовать его для обоснования уменьшения размера зарплаты работникам туристических компаний? Само по себе введение санкций, падение уровня продаж турпутевок не может расцениваться как самостоятельное основание для изменения размера оплаты труда работникам, но вот, если провести организационные изменения, например, путем создания отдела внутреннего туризма с перераспределением должностных обязанностей, или сократить численность или штат опять же с перераспределением должностных обязанностей, то вполне возможно оптимизировать расходы на оплату труда.
А теперь после разговора о примерном перечне организационных и технологических условий труда, остановимся на существенном моменте, о котором работодатели забывают и из-за этого проигрывают судебные споры.
Проведенные изменения организационных или технологических условий труда не всегда воспринимаются судом как основание для изменения условий трудового договора, в том числе и в части размера оплаты труда. Дело в том, что работодатель должен в суде обосновать невозможность сохранения прежних условий трудового договора. В противном случае суд признает изменение условий трудового договора незаконными. То есть работодатель должен быть готов в суде объяснить какими причинами обусловлено проведение оптимизации оплаты труда, какие изменения организационного и (или) технологического характера произошли, чем были вызваны эти изменения и какую цель преследовали, а также почему нельзя было сохранить прежние условия оплаты труда.Это следует из разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 2, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 11 мая 2012 г. № 694-О.
При этом обосновать необходимость изменений условий труда работодатель обязан и в уведомлении об изменении условий трудового договора, которое направляется работнику.То есть в нем указывается причина изменений, а также существо изменяемых условий труда и их содержание. Отсутствие названных элементов будет расценено судом либо труд инспекцией как нарушение требования закона об уведомлении работника об изменении условий труда по ст. 74 ТК РФ.
Так, например, суд указал на нарушение работодателем порядка уведомления работника (истца) об изменении условий трудового договора в порядке ст. 74 ТК РФ: в уведомлении было указано только о предстоящем изменении условий трудового договора, переводе истца в другой отдел с указанием должности, но отсутствовали условия работы (конкретный вид поручаемой работы), условия оплаты труда, то есть обязательные составляющие содержания трудового договора, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. За отказ работницы продолжать работу в изменившихся условиях, она была уволена. Увольнение Суд признал незаконным, работница была восстановлена на работе из-за нарушения порядка уведомления (Апелляционное определение Орловского областного суда от 14 мая 2015 г. по делу № 33-1066).
Работодателю в суде может также потребоваться доказать, что организационные или технологические изменения условий труда действительно произошли в реальности, и что именно они повлекли необходимость изменения оплаты труда. Так, например, суд признал незаконным увольнение работника по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, поскольку работодатель не представил достаточных и убедительных доказательств, подтверждающих, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных условий труда. На предприятии приказом вводились изменения в организацию производства и труда (пересмотр норм труда и норм выработки, рационализация рабочих мест, внедрение новых системы учета финансовых и хозяйственных показателей деятельности предприятия),вместе с тем доказательств, подтверждающих, что у ответчика были фактически проведены соответствующие изменения условий труда, не представлено (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 23 сентября 2015 г. по делу № 33-10317/2015).
С учетом вышесказанного, процедура оптимизации расходов на оплату труда в соответствии со ст. 74 ТК РФ выглядит следующим образом:
Проведение анализа состояния работодателя и принятия решения о необходимости проведения оптимизации. Определение причин, которыми обусловлена необходимость снижения оплаты труда, а также какие изменения организационных или технологических условий труда возможно провести.
Издание приказа о вводимых изменениях с указанием причин, послуживших изменению определенных сторонами условий трудового договора, и содержания изменений.
Уведомление работников об изменении условий трудового договора не позднее чем за два месяца (работодатель – физическое лицо не менее чем за две недели (ст. 306 ТК РФ), религиозная организация – семь дней (ст. 344 ТК РФ). В уведомлении необходимо указать причину изменений, существо изменений и содержание новых условий трудового договора. Отметим, что работодатель-физическое лицо, которое нанимает работника для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, не должен в уведомлении обосновывать причину изменений (ст. 306 ТК РФ).
В случае согласия работника работать в новых условиях заключение с ним письменного дополнительного соглашения к трудовому договору, издание приказа об изменении определенных сторонами условий трудового договора (например, об установлении нового размера оклада).
В случае отказа работника работать в новых условиях предложение имеющихся вакансий, соответствующих квалификации работника, а при отсутствии таковых – иные нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья. При отказе работника от перевода трудовой договор по истечении срока уведомления об изменениях условий трудового договора должен быть прекращен по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
При выборе ст. 74 ТК РФ в качестве инструмента сокращения расходов на оплату труда требуется тщательное соблюдение процедуры изменения условий трудового договора – малейшая ошибка приведет к признанию изменения размера оплаты труда незаконным.