Регистрация филиала в налоговой по месту нахождения

Автор: | 27.09.2018

Содержание:

Постановка на учет в налоговой инспекции филиалов

Последние новости

Компании, в составе которых имеются самостоятельные территориально удаленные структуры, нередко сталкиваются с трудностями при постановке на учет в ИФНС. Дело в том, что налоговое законодательство, равно как и разъяснения ведомств, не позволяют однозначно ответить на некоторые вопросы, возникающие в ходе создания филиалов и других обособленных подразделений (далее по тексту — ОП. — Прим. редакции). С этого года вступили в силу новые коррективы в налоговое законодательство и появились свежие документы ФНС и Минфина, которые решают одни проблемы предпринимателей, но при этом порождают новые сложности. Для начала рассмотрим, какие регулирующие документы организациям следует теперь иметь в виду при постановке на налоговый учет.

Так, в первую очередь изменения коснулись форм заявлений о постановке на учет (снятии с учета) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений (Приказ ФНС России от 15 февраля 2010 г. N ММ-7-6/[email protected] «О внесении изменений в формы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, утвержденные Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/[email protected]»).

Внесены дополнения в формы заявлений о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе российских организаций по месту нахождения их ОП, а также в Рекомендации по их заполнению. Формы N N 1-2-Учет, 1-4-Учет теперь содержат отдельный раздел «Сведения об обособленном подразделении».

Кроме того, скорректировано заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе. Теперь информация о документе, удостоверяющем личность, отражается в закодированном виде в соответствии с таблицей, которая приведена в Рекомендациях по заполнению формы N 2-2-Учет.

Новые формы заявлений — N N 1-2-Учет, 1-4-Учет и 2-2-Учет — применяются с 11 апреля 2010 г. (рассматриваемый Приказ был опубликован в «Российской газете» 31 марта 2010 г.).

Помимо прочего чиновники разработали и рекомендовали форму сообщения организации о выборе инспекции для постановки на учет нескольких обособленных подразделений. При подготовке уведомления можно руководствоваться Письмом ФНС России от 16 марта 2010 г. N МН-22-6/[email protected] «О применении Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. N 114н» и Приказом ФНС России от 24 марта 2010 г. N ММ-7-6/[email protected] «Об утверждении рекомендуемой формы сообщения организации о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких обособленных подразделений организации, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам».

Ставить на учет или нет?

Итак, в соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах:

— по месту нахождения организации;

— по месту нахождения ее обособленных подразделений;

— по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;

— по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организация, в состав которой входят «обособленцы», расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего филиала. Сделать это следует независимо от того, есть ли у компании обязанности по уплате налогов или сборов. Дело в том, что согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением фирмы понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Последние считаются таковыми, если они создаются на срок более одного месяца. В таком случае рабочие места для работников филиала оборудуются в арендуемом офисе.

Несколько лет назад компаниям нередко приходилось искать ответ на вопрос: является ли обособленным подразделение, находящееся по адресу, отличному от адреса регистрации головного предприятия, но на территории, подконтрольной той же налоговой инспекции, что и само предприятие? Как показывает арбитражная практика, такие структуры и прежде не признавались судами обособленными (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5). Не меняли точку зрения служители Фемиды и в дальнейшем (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2006 г. N А56-31316/03). В конце концов этот вопрос был решен на законодательном уровне. Так, Законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2007 г., внесены изменения в ст. 83 НК РФ. Пунктом 4 данной нормы установлена обязанность юрлица встать на учет в инспекции по месту нахождения своего обособленного подразделения только в том случае, если сама компания не состоит на учете в одной из ИФНС того же муниципального образования.

Таким образом, с 1 января 2007 г. обязанность повторной постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения (в налоговом органе того же муниципального образования) действующим законодательством не предусматривается.

В то же время остается следующая дилемма: что делать налогоплательщику, если ему необходимо зарегистрировать несколько ОП, находящихся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам?

Мнение Министерства финансов по данному вопросу однозначно: подобные структуры являются ОП и их необходимо ставить на учет (Письмо ведомства от 18 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-68).

В целом эту точку зрения вполне можно признать логичной, т.к. в данной ситуации формально обозначены все признаки ОП. Однако можно поспорить с контролерами относительно термина «территориальная обособленность». Ведь признаки муниципального образования — это наличие территории с четко установленными границами и осуществление местного самоуправления непосредственно населением или через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 7 мая 2009 г.)). Получается, что налицо один и тот же территориальный признак, но курируется все другим налоговым органом. Описанный момент, конечно, скользкий, но коль скоро финансисты вполне определенно выразили свое мнение, у компаний, по крайней мере, появился ориентир. Так что в случае, если предприятие создает несколько ОП в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, оно может встать на учет один раз в любой из этих ИФНС по своему усмотрению (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ, п. 4 Приказа N 114н, Письмо Минфина России от 21 апреля 2008 г. N 03-02-07/2-73).

О своем решении организация обязана сообщить письменно в выбранную ею инспекцию. Специально утвержденной формы такого сообщения о выборе подразделения для постановки организации на учет нет. ФНС рекомендует направлять в инспекцию по месту нахождения выбранного подразделения сообщение по форме, содержащейся в Приложении к Приказу от 24 марта 2010 г. N ММ-7-6/[email protected] и в Письме ФНС России от 16 марта 2010 г. N МН-22-6/[email protected]

К слову, в последнем документе даны разъяснения нижестоящим налоговым органам по применению отдельных положений Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. N 114н.

Постановка на учет каждого филиала в налоговом органе, указанном в сообщении организации, производится в течение пяти рабочих дней. В тот же срок инспектор, осуществивший эту процедуру, обязан выдать (направить заказным письмом) компании уведомление о постановке на учет по форме, установленной Приказом ФНС России N САЭ-3-09/[email protected] Сделать это он должен в отношении каждого филиала.

Право или обязанность?

Теперь попробуем разобраться, обязаны ли инспекторы поставить организацию на учет по месту нахождения одного из ее подразделений при наличии соответствующего обращения или это лишь право налоговиков.

Согласно абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то поставить ее на учет может ИФНС по месту нахождения одного из филиалов на выбор компании. Вторым документом, согласно которому фирма вправе определить налоговый орган таким же образом, является Письмо Минфина России от 21 апреля 2008 г. N 03-02-07/2-73.

В Письме от 18 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-68 Минфин отмечает, что организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет ее ОП в приведенном выше случае.

Следовательно, если компания воспользуется своим правом, то налоговый орган не может отказать ей в регистрации филиала в инспекции по ее выбору. Мало того, при наличии соответствующего обращения заявителя налоговики просто обязаны поставить фирму на учет по месту нахождения одного из ее «обособленцев».

И все же формулировка «определяемым организацией самостоятельно» звучит неоднозначно. Как именно следует понимать этот термин — как право организации на учет по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений или как ее право самостоятельно выбрать обособленное подразделение для постановки на учет в налоговом органе?

Напомним, что о своем выборе компания сообщает письменно в тот налоговый орган, в котором намерена поставить на учет такие подразделения на территории одного муниципального образования. Постановка на учет структурного подразделения может быть осуществлена в налоговом органе, находящемся в пределах только данного муниципального образования, поэтому, собственно, выбор невелик.

Будьте бдительными!

К сожалению, несмотря на издание необходимых подробных инструкций по рассматриваемому вопросу, могут возникать проблемы, в том числе на этапе подготовки документов по структурному подразделению, по срокам их подачи и получения из ИФНС.

Читайте так же:  13 возврат за покупку авто

Налогоплательщик при отправке документов в инспекцию по почте, дабы не запоздать с информированием ИФНС, обязан обратить внимание на сроки уведомления налоговых органов. Их отсчет начинается с даты фактического создания филиала. Так, если компания не зарегистрировала в налоговой инспекции свое подразделение в течение месяца после его образования, ей грозит штраф в размере 5 тыс. руб.; при опоздании свыше 90 дней — 10 тыс. руб. (ст. 116 НК РФ). Более серьезное наказание предусмотрено ст. 117 НК РФ — при уклонении организации от постановки на учет своего ОП. В этом случае она обязана будет заплатить 10 процентов от дохода, полученного от данного подразделения, или 20 процентов, когда организация не регистрирует его более 90 дней.

Кроме того, необходимо еще раз проверить все реквизиты в сообщении, а особенно корреляцию дат во внутренних документах, касающихся создания подразделения (например: даты принятия решения о его создании, заключения договора аренды и трудовых договоров с сотрудниками). Очевидно, что работник не может быть принят на работу в филиал ранее даты его создания, но по невнимательности этот момент может быть упущен. В дальнейшем это может повлечь неприятные последствия — датой создания подразделения будет признана ранняя из дат, а следовательно, будет начислен штраф, если дата окажется просроченной.

Примечание. Работник не может быть оформлен на работу в обособленное подразделение ранее даты его создания, но по невнимательности этот момент может быть упущен. В таком случае датой создания ОП может быть признана ранняя из дат, а следовательно, будет начислен штраф, если эта дата окажется просроченной.

Сообщения, подаваемые в налоговую инспекцию, обязательно должны быть подписаны уполномоченным представителем организации — его исполнительным органом в лице руководителя или лицом, действующим на основании доверенности, выданной руководителем предприятия. В последнем случае необходимо также прикладывать копию доверенности. Все копии подаваемых в инспекцию документов также должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью предприятия.

Рекомендуется уточнить телефон, по которому через пять отпущенных на регистрацию дней нужно будет позвонить и выяснить, готовы ли документы, либо узнать номер кабинета (номер окна), куда надо будет обратиться лично. Это важно сделать, когда ОП регистрируется на стыке отчетных периодов, и подавать декларации в этом случае необходимо в выбранный налоговый орган с указанием соответствующих ИНН и КПП в декларации.

О произведенной регистрации фирма должна сообщить в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Это касается момента создания всех ОП, в том числе находящихся в пределах одного и того же муниципального образования (Письма Минфина России от 7 марта 2008 г. N 03-02-07/1-90, от 6 марта 2008 г. N 03-02-07/1-84).

Следует отметить, что Приложение к Приказу от 24 марта 2010 г. N ММ-7-6/[email protected] и Письмо Федеральной налоговой службы от 16 марта 2010 г. N МН-22-6/[email protected] разъясняют многие организационные моменты в работе налоговых органов при осуществлении процедуры регистрации обособленного подразделения. В то же время недавно выпущенные бумаги отнюдь не регламентируют порядок постановки на учет «обособленцев», находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Очевидно, что недостающий порядок стоит разработать и учесть при этом все наиболее значимые моменты и вопросы касательно данной темы. Пока же компаниям остается опираться в работе лишь на те документы ведомств, которые у них имеются.

Филиалы и представительства — что необходимо знать

Многие предприниматели, расширяя бизнес, сталкиваются с вопросами открытия в других городах или субъектах федерации представительства или филиала.

Каким образом правильно построить свои взаимоотношения с налоговыми органами, какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в этой сфере, как оценить необходимость открытия филиала или представительства — ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье Алексея Даутова, директора Департамента юридического консалтинга.

Зачастую, работа предпринимателя не ограничивается ведением бизнеса в пределах родного города, возникают коммерческие интересы в других городах и субъектах федерации, возникают трудовые отношения с работающими там сотрудниками. Соответственно встает вопрос, каким образом правильно построить свои взаимоотношения с государством и налоговыми органами и есть ли необходимость регистрировать филиал либо представительство фирмы, а также понять, что изменится в целом в Вашем налогообложении и какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в этой сфере.

Итак, что же такое филиал либо представительство юридического лица?

В соответствии с Гражданским кодексом РФ обособленными подразделениями общества являются филиалы и представительства, сведения о которых должны быть внесены в Устав общества.

Представительством, согласно ст. 55 ГК РФ, является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Таким образом, филиалы и представительство различаются лишь объемом своих функций, и уже сам предприниматель решает, что из них ему целесообразно создавать для развития своей компании.

Следующий закономерно возникающий вопрос, когда и в каких случаях необходимо регистрировать филиал либо представительство.

Как уже указывалось выше, филиал либо представительство — это обособленное подразделение организации. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового Кодекса РФ (далее НК) обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

НК вводит два основных критерия, наличие которых ведет к признанию обособленного подразделения организации таковым:

  • территориальная обособленность;
  • наличие в таком обособленном структурном подразделении стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного календарного месяца.

Что можно считать территориально обособленным подразделением? Это подразделение организации, которое находится вне ее места нахождения. Местом нахождения юридического лица согласно ст. 54 ГК РФ является место его государственной регистрации. Соответственно, юридическое лицо, зарегистрированное ИМНС г. Москвы, будет иметь место нахождения в г. Москве, а открытие обособленного подразделения в любом другом субъекте Федерации будет попадать под понятие открытия филиала или представительства.

Что можно считать стационарным рабочим местом? Понятие рабочего места раскрывается в Федеральном законе от 17.07.99 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Согласно ст. 1 Закона, рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Под такими «стационарными рабочими местами» могут пониматься, в том числе, один, два или более работника, исполняющих на соответствующей территории, вне места нахождения организации, определенные трудовые обязанности. В том числе и по выполнению каких-либо работ по трудовому договору, заключенному на срок более одного месяца.

Таким образом, при наличии указанных критериев, любое структурное подразделение считается обособленным подразделением организации независимо от того, именуется или нет это подразделение филиалом (представительством), а равно — независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах головной организации, а также независимо от того, какими полномочиями наделено соответствующее структурное подразделение.

В соответствии со ст. 83 НК налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. То есть наличие хотя бы одного сотрудника, постоянно работающего в территориально обособленном подразделении компании, рассматривается действующим законодательством РФ как создание обособленного подразделения. Организация обязана встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения и внести сведения о нем в Устав.

Фактическая деятельность обособленного подразделения, в том случае если Общество не было надлежащим образом поставлено на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, будет расценена налоговыми органами как нарушение ст.116-117 Налогового Кодекса РФ:

  • Согласно ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе:
    • на срок менее 90 дней — взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей;
    • на срок более 90 дней — взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
  • Статья 15.3, п. 1 КоАП РФ за нарушение установленного срока постановки на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  • Согласно ст. 117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Также существуют санкции, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях.

Так, согласно ст. 15.3, п. 1 КоАП РФ нарушение установленного срока постановки на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Необходимо учитывать, что положения Налогового Кодекса распространяются на отношения по установлению, введению и взиманию налоговых сборов и не регламентируют процедуры регистрации юридических лиц и их обособленных подразделений. То есть, в случае, если подразделение организации попадает под определение «обособленного подразделения», его необходимо классифицировать как филиал или представительство, внести сведения о нем в Устав Общества и зарегистрировать изменения в Уставе в порядке, предусмотренном ГК РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О Государственной регистрации юридических лиц», а также встать на налоговый учет по месту его нахождения.

Читайте так же:  Гк купля продажа статьи

В случае если Общество было поставлено на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, но в Устав не были внесены изменения, касающиеся наличия обособленного подразделения, предусмотрена ответственность согласно ст. 14.25. АПК РФ: «Непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».

Где будет произведена налоговая проверка, по месту регистрации головной организации или по месту ведения деятельности (в филиале)?

Цитата (П и с ь м о Минфина от 28.03.2011№ 03-02-08/32): Министерство финансов Российской Федерации
П и с ь м о
28.03.2011
№ 03-02-08/32

Вопрос: В Пунктом 7 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
ЕНВД, как специальный режим налогообложения, относится к федеральным налогам (п. 7 ст. 12 НК РФ) и засчитывается в счет уплаты таких отчислений как налог на прибыль, НДС и других федеральных платежей, перечисленных в ст. 13 НК РФ.
В общедоступном пользовании со ссылкой на регламент ФНС России для служебного пользования имеются разъяснения, согласно которым налоговые органы по месту нахождения обособленного подразделения организации не имеют право проверять обособленные подразделения организаций, перешедших на специальные налоговые режимы.
1. Имеют ли право налоговые органы по месту нахождения обособленного подразделения организации проводить выездные налоговые проверки обособленного подразделения организации (не филиал и не представительство, а просто магазин) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты сумм ЕНВД либо данная проверка относится к компетенции того налогового органа, в котором организация зарегистрирована и состоит на налоговом учете, то есть в рамках выездной налоговой проверки всей организации?
2. Является ли указанный выше Регламент ФНС России действующим нормативным правовым актом?
3. Насколько обязательно для налоговых органов применение указанного выше Регламента ФНС России?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 10.02.2011 о проведении самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения и по вопросу, относящемуся к сфере ведения Департамента, сообщается следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
На основании пунктов 2 и 7 статьи 89 Кодекса налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.
Кодексом не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством организации, а также проведение указанной проверки филиалов или представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами.
По вопросу об указанном в Вашем письме регламенте Федеральной налоговой службы Вы вправе обратиться в Федеральную налоговую службу.

Заместитель директора департамента
С.В. Разгулин

Как открыть филиал ООО

Филиал – это обособленное структурное подразделение. Это не юридическое лицо, поэтому филиал не может выполнять сделки от своего лица, но он может иметь собственную печать, расчетный счет в банке, бухгалтерский баланс. Директор филиала осуществляет свою деятельность по генеральной доверенности.

Процедуру открытия филиала нельзя назвать простой, но ее вполне можно провести самостоятельно, если изучить соответствующую информацию.

Положение о создании филиала ООО

Филиал ООО создается по решению учредителей. Для этого в первую очередь нужно внести изменения в учредительные документы, то есть в устав и в договор. В уставе компании должно быть указано место, где будет расположен филиал, и он должен быть занесен в Единый государственный реестр юридических лиц.

Решение о создании филиала общества с ограниченной ответственностью принимается на Общем собрании учредителей и утверждается в Положении, которое содержит следующую информацию:

  • название филиала и его адрес;
  • цели создания филиала и его функции;
  • территориальная граница, в переделах которой структурная единица может осуществлять деятельность;
  • виды деятельности, которые планирует осуществлять филиал ООО;
  • состав руководителей и их полномочия;
  • описание имущества;
  • порядок предоставления отчета о деятельности головной организации;
  • другие сведения на усмотрение учредителей ООО.

Постановка на учет в налоговой инспекции

После принятия решения о создании филиала и разработки соответствующего Положения на собрании учредителей ООО, необходимо известить об этом налоговую инспекцию. Для этого нужно собрать пакет документов и предоставить их в ИФНС.

Документы для регистрации филиала ООО:

  • заявление установленной формы о постановке на учет филиала в налоговом органе (форма № 1-2-учет);
  • Положение о создании филиала ООО;
  • приказ о назначении руководителя и бухгалтера и наделении их соответствующими полномочиями;
  • уведомление о внесении изменений в учредительные документы;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • копии учредительных документов с внесенными изменениями;
  • свидетельство о регистрации ООО (копия);
  • свидетельство о постановке на учет и присвоении ИНН головной организации (копия);
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • копия паспорта и ИНН генерального директора;

После принятия документов налоговый орган в течение пяти рабочих дней должен внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Постановка на учет в ПФР и ФСС

В случае, если в Положении о создании филиала ООО прописано, что у подразделения будет свой баланс, расчетный счет, будет производиться привлечение наемной рабочей силы, то его необходимо поставить на учет в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования по месту нахождения. Если такие условия не прописаны, все обязательные взносы и отчисления производятся в ПФР и ФСС по месту нахождения и функционирования головной организации.

Для постановки на учет в ПФР и ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) потребуется собрать следующий пакет документов:

  • Заявление установленного образца на регистрацию в соответствующем отделении ПФР;
  • Свидетельство о постановке филиала ООО на учет в налоговой инспекции;
  • Уведомление о регистрации главной организации в ПФР по месту его нахождения;
  • Документы, подтверждающие открытие филиала ООО (копии).

Пенсионный фонд после получения данных документов и их рассмотрения, должен выдать уведомление о регистрации в территориальном отделении ПФР в двух экземплярах, один из которых нужно предоставить в Пенсионный фонд по месту нахождения головной компании.

Для того, чтобы встать на учет в ФСС по месту открытия филиала, необходимо собрать и предоставить следующий пакет документов:

  • Заявление установленного образца на постановку на учет в качестве страхователя;
  • Свидетельство о регистрации ООО;
  • Свидетельство о постановке ООО на учет в налоговой инспекции;
  • Уведомление о постановке на учет филиала ООО;
  • Документы, подтверждающие создание обособленного подразделения;
  • Извещение от регионального отделения ФСС о регистрации в качестве страхователя;
  • Документы, подтверждающие наличие отдельного баланса, расчетного счета в банке, привлечение наемной рабочей силы и обязательных отчислений в их пользу;
  • Коды статистики из Росстата.

После приема заявления и получения всех документов, Фонд социального страхования в течение пяти рабочих дней регистрирует филиал ООО в качестве страхователя.

Налогообложение филиалов ООО

В соответствии с п.1 ст. 83 НК РФ филиал ООО должен быть поставлен на учет в налоговый орган по месту нахождения. В ст. 19 НК РФ указывается, что обособленное подразделение не является налогоплательщиком, но должно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов создавшего его юридического лица. Также важно отметить, что филиалы не платят НДС, однако согласно п. 2 ст. 288 НК РФ ООО, имеющий обособленное подразделение, платит налог на прибыль и по месту регистрации юридического лица, и по месту нахождения филиала.

По закону, налоговый орган по месту нахождения нового открытого филиала ООО должен выдать Уведомление о постановке на учет в течение 5 рабочих дней.

В течение 1 месяца об открытии обособленного подразделения нужно известить налоговую инспекцию по месту регистрации основной организации. Для этого необходимо заполнить бланк формы № С-09-3.

За нарушение сроков подачи заявления на постановку на учет в ИФНС положен штраф в размере 5000 рублей. Если срок нарушения превышает 90 дней – штраф увеличивается до 10 000 рублей.

Намеренное уклонение от постановки на учет обособленного подразделения в соответствии со ст. 117 К РФ карается штрафом в размере 10% от прибыли, которая была получена в период уклонения (но не менее 20 000 рублей). Если же организация вела незаконную деятельность без постановки на учет в налоговом органе более 90 дней, то налагается штраф в размере 20% от полученной прибыли, но не менее 40 000 рублей.

Таким образом, открыть филиал ООО – задача несложная. Эту процедуру можно пройти самостоятельно, или поручить ее исполнение специализированным фирмам, предоставляющим соответствующую услугу. Но в любом случае полезно ознакомиться с законодательством и иметь элементарное представление о последовательности открытия филиала, о порядке и сроках постановки его на учет в ИФНС, ПФР и ФСС, а также об ответственности за нарушение этих сроков.

Регистрация обособленного подразделения — пошаговая инструкция 2018

Что такое обособленное подразделение

У компаний, которые приняли решение о расширении своих коммерческих интересов, может возникнуть необходимость в ведении деятельности через новые подразделения — филиалы или представительства (согласно ст. 55 ГК РФ), к примеру, в другом регионе нашей страны. Они будут преследовать те же цели, выполнять те же задачи, что и головная организация. Также обособленные подразделения наделяются всеми функциями главной компании либо их частью. Это позиция ГК РФ.

Читайте так же:  Договор общественной организации со школой

Позиция налогового законодательства отличается от гражданского. НК РФ выделяет как филиалы и представительства, так и просто обособленные подразделения. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ компания обязана поставить на учет каждое новое подразделение по месту его нахождения. Понятие обособленного подразделения можно найти в п. 2 ст. 11 НК РФ. Это отделение компании, фактическое местопребывание которого отличается от основного юридического адреса. Обособленное подразделение может быть образовано в другом регионе, городе или районе городского округа, то есть в другом муниципальном образовании. Одним из главных условий признания подразделения как обособленного выступает наличие в нем хотя бы одного стационарного рабочего места. При этом место должно быть организовано на срок больше 1 месяца (ст. 11 НК РФ).

В качестве примера можно привести такие структуры, имеющие подразделения, находящиеся в разных регионах страны и разных районах одного города, как:

  • торговые розничные сети;
  • банковские организации.

Обособленные подразделения могут быть разными и создаваться в силу разных причин. При этом регистрация по ГК РФ и НК РФ отличается. По ГК РФ регистрируются только филиалы или представительства, а по НК РФ — любое обособленное подразделение (по месту нахождения имущества, по месту установки ККМ). Для налоговой инспекции достаточно уведомления о том, что на ее территории находится, к примеру, ККМ или объект недвижимости. Это необходимо для контроля за налогообложением. Если ваше предприятие решило регистрировать обособленное подразделение по ГК РФ (как филиал или представительство), приготовьтесь к полномасштабной регистрации по всем правилам. И здесь вам понадобится подробная пошаговая инструкция по регистрации обособленного подразделения в 2018 году.

О том, возможно ли наличие обособленного подразделения у «упрощенца», читайте в статье «Открываем обособленное подразделение при УСН».

Пакет документов для регистрации

Итак, компанией было принято решение о создании обособленного подразделения. Прежде чем его зарегистрировать, ей нужно будет подготовить пакет определенных документов.

На этом этапе действия организации заключаются в следующем:

  1. Решение о создании обособленного подразделения выносит орган управления предприятием — совет директоров, наблюдательный совет, собрание акционеров.
  2. На основании этого решения органа управления, представленного в виде протокола, издается приказ о создании подразделения.

В приказе должно быть отражено:

    • название нового подразделения;
    • основание для его создания, например, протокол общего собрания акционеров (номер и дата);
    • местонахождение подразделения;
    • руководитель, который назначается и снимается с должности решением органа управления головного предприятия, например, решением наблюдательного совета, общего собрания акционеров;
    • в какой срок подразделение должно быть поставлено на учет.

Документ подписывается руководителем головной компании.

  1. На основании приказа разрабатывается внутренний локальный акт — Положение об обособленном подразделении (филиале или представительстве). Оно закрепляет:
    • степень правоспособности и полномочия нового подразделения;
    • виды деятельности;
    • функции;
    • структуру управленческого аппарата;
    • другие аспекты, которые касаются деятельности и действий подразделения.
  2. Также приказ является основанием для внесения изменений в учредительные документы, если речь идет о филиале или представительстве. Их можно оформить в виде:
    • отдельного документа, который прилагается к действующему уставу либо учредительному договору, например, изменения № 1;
    • новой редакции учредительного документа.

После того как необходимая документация была собрана, переходим к следующему этапу.

Регистрация обособленного подразделения — 2018: пошаговая инструкция

На юридическое лицо возложена обязанность сообщить о создании обособленного подразделения в налоговую инспекцию в течение месяца после принятия решения об этом, например после даты протокола общего собрания акционеров. Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ новое подразделение предприятия должно пройти процедуру постановки на налоговый учет и включения в ЕГРЮЛ.

Регистрацию обособленного подразделения проводят налоговые органы. Для этого предприятию необходимо обратиться в ту налоговую инспекцию, в ведении которой будет находиться подразделение по территориальному признаку (муниципальному образованию).

Для регистрации филиала или представительства в налоговые органы необходимо подать документы по следующему перечню:

  • копия решения органа управления о создании обособленного подразделения;
  • копия утвержденного положения об обособленном подразделении;
  • копия учредительной документации и ее изменений (отдельным документом или в виде новой редакции);
  • копия свидетельства о государственной регистрации главного предприятия;
  • копия приказов о назначении на должности руководителя и главного бухгалтера нового подразделения;
  • копия платежного поручения или банковской выписки об оплате пошлины за государственную регистрацию, заверенную печатью и подписью руководителя кредитной организации;

На нашем сайте вы можете скачать образец платежного поручения для уплаты госпошлины «Платежное поручение на уплату госпошлины».

  • выписка из ЕГРЮЛ для головной компании;
  • заявление о регистрации изменений по формам Р13001 (для изменений в уставе) и Р13002 (для изменений в ЕГРЮЛ).

Для прочих обособленных подразделений специального пакета документов не требуется. Согласно приказу ФНС от 09.06.2011 № ММВ[email protected] достаточно представить в налоговый орган сообщение по форме С-09-3-1.

Все копии должны быть заверены в нотариальном порядке. Если обособленное подразделение будет вести свою деятельность в арендованном помещении, то необходимо наличие копии договора аренды площади. Документы можно подать и в электронной форме по соответствующим каналам связи в виде сканов. В этом случае они будут заверены электронной цифровой подписью.

Регистрация проводится налоговым органом в течение 5 дней со дня фактической подачи пакета документов или поступления на сервер через электронный документооборот. В качестве документа, подтверждающего постановку на учет подразделения, выступает соответствующее уведомление.

При регистрации обособленному подразделению не присваивается ИНН, а только код причины постановки (КПП). В своей документации подразделение будет применять ИНН головной компании. При этом оно не является самостоятельным юридическим лицом.

Заявление на регистрацию иного обособленного подразделения по форме С-09-3-1

Само заявление представляет собой бланк на 1 листе. С его заполнением у предприятия не должно возникнуть сложностей.

В заявлении указываются:

  • ИНН/КПП головной компании;
  • ее полное наименование;
  • код налоговой инспекции;
  • ОГРН головного предприятия;
  • количество новых подразделений;
  • Ф. И. О. руководителя компании, его ИНН;
  • контактные сведения (телефон, адрес электронной почты);
  • круглая печать предприятия.

Если заявление подается не лично руководителем, а представителем, то в документе заполняются его данные. При этом его полномочия должны быть подтверждены документально. Обычно для этих целей применяется типовая форма доверенности.

Заявление подается в 2 экземплярах. Можно также в качестве второго экземпляра предоставить копию заявления. Это необходимо для отметки на нем о дате принятия специалистом налоговой инспекции.

Бухгалтерский учет в филиале и представительстве

Обособленное подразделение осуществляет деятельность в соответствии с целями и задачами головной компании. Функции, виды деятельности, уровень правоспособности и полномочий определяются головной организацией и закрепляются в положении об обособленном подразделении. В т. ч. и ведение бухгалтерского учета возможно в 2 вариантах.

  • Вариант 1: подразделение не имеет собственного баланса.

В этом случае отделение не имеет собственного бухгалтерского отдела и расчетного счета. Все расчеты с контрагентами, в том числе с персоналом по заработной плате, осуществляет бухгалтерия головного офиса. При этом подразделение имеет право выписывать, к примеру, товарно-сопроводительные документы, но приниматься к учету они будут в головной бухгалтерии.

  • Вариант 2: подразделение находится на самостоятельном балансе.

Этот вариант предполагает создание бухгалтерской службы и ведение учета внутри подразделения. Оно имеет расчетный счет в кредитной организации и расчеты с контрагентами может осуществлять самостоятельно. Данные из бухгалтерской отчетности подразделения учитываются в общем своде по предприятию. Обособленное подразделение осуществляет учет по правилам учетной политики головной компании.

Как правильно составить учетную политику для своего предприятия, вы узнаете из нашего материала «Как составить учетную политику организации (2018)?».

Закрытие обособленного подразделения: пошаговая инструкция в 2018 году

Порядок закрытия филиала или представительства отличается от закрытия иного обособленного подразделения. Согласно подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ предприятие обязано уведомить налоговый орган о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения в течение 3 дней со дня прекращения деятельности.

Порядок закрытия филиала и представительства похож на порядок открытия. Такие обособленные подразделения снимаются с налогового учета с полным пакетом документов: заверенная копия распорядительного документа о закрытии подразделения (например, протокол собрания совета директоров), изменения в устав и ЕГРЮЛ, заявление по форме Р13002.

Для закрытия иного обособленного подразделения достаточно подать в налоговый орган заявление по форме С-09-3-2, в котором указываются:

  • ИНН и КПП головной организации;
  • полное наименование;
  • код налогового органа;
  • ОГРН головной организации;
  • количество закрывающихся подразделений;
  • Ф. И. О. руководителя предприятия, его личный ИНН;
  • контактные сведения (номер телефона, адрес электронной почты);
  • печать предприятия.

При этом заявления на постановку и снятие с учета подразделения практически идентичны. Отличие состоит только в самом названии документа. Заявление также составляется в 2 экземплярах. Можно предоставить оригинал документа и его копию, на которой специалист налоговой инспекции проставит отметку о принятии.

Если закрываемое ОП было ответственным за централизованную уплату налога на прибыль, то помимо вышеуказанных документов в ФНС следует направить уведомления по форме 1 и 2.

Подробности см. здесь.

Обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом. Решение о создании нового подразделения выносит орган управления предприятием. После этого предприятию необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения подразделение и предоставить необходимый пакет документов в течение месяца после принятия решения (для филиала или представительства). Для регистрации иного обособленного подразделения по налоговому законодательству достаточно уведомить налоговую инспекцию в форме заявления.

После регистрации подразделение получает собственный КПП, а ИНН применяет относящийся к головной организации.