Скрылся с место дтп штраф

Автор: | 27.07.2018

Содержание:

Ответственность и наказание за оставление места ДТП

Согласно правилам дорожного движения участники ДТП должны ожидать инспектора ГИБДД (за исключением случаев, которые позволяют оформить случившееся по европротоколу).

Если автомобилист покидает место аварии, ему может грозить серьезное наказание.

В каких случаях нельзя оставлять место аварии, а когда можно оформить ДТП без сотрудников ГИБДД? Какие действия инспекторов считаются неправомерными?

Что грозит водителю в 2018 году, если он скрылся с места ДТП? На сколько лишают водительских прав?

Обязанности участника аварии

Правила дорожного движения регламентируют следующий порядок действий при ДТП:

  • водитель должен остановить свой автомобиль, его место положения менять не следует;
  • включить «аварийку», установить на дороге аварийный знак;
  • не передвигать предметы, которые имеют отношение к ДТП;
  • определить наличие пострадавших.

Если водитель обнаружил пострадавших или погибших, он должен:

  • оказать первую помощь;
  • вызвать скорую помощь и ГИБДД;
  • зафиксировать ФИО, адрес, контакты очевидцев;
  • если случай экстренный, отправить пострадавших на попутном автомобиле в медицинскую организацию;
  • если доставить пострадавших в больницу возможно только на машине участника ДТП, необходимо сделать это, предварительно зафиксировав место аварии на видео, затем показать медработникам свои документы, вернуться на место аварии на своей же машине или на пост ДПС.

Если из-за ДТП поток машин встал, участник должен:

  • зафиксировать место аварии, положение машины, следы, повреждения с помощью фото-или видеосъемки;
  • записать данные очевидцев, если они есть;
  • убрать машину с проезжей части;
  • дождаться сотрудников ГИБДД.

Оставление места означает: водителя можно считать нарушителем, если к прибытию инспектора ГИБДД и оформлению протокола автомобилист отсутствует на месте ДТП.

Что будет, если уехать с места ДТП необходимо, чтобы отвезти пострадавшего в больницу? Ничего, если водитель предварительно зафиксируют место происшествия на камеру или сделает фотографии, а позже оставит сотрудникам больницы свои контакты, ФИО и направится на пост ДПС, чтобы оформить аварию.

Обычно водитель покидает место ДТП по следующим причинам:

  1. Алкогольное опьянение. Пьяные водители ошибочно полагают, что смогут избежать административной ответственности, если сбегут с места происшествия.
  2. Из-за аварии были причинены травмы людям, повлекшие гибель или тяжкий вред здоровью. Автомобилисты могут скрываться из-за страха перед уголовной ответственностью.
  3. Водитель повредил другой автомобиль при движении. Нередко бывает, что при выезде с парковки автомобилист может не заметить, что слегка задел соседнюю припаркованную машину. Подобные случаи одни из самых спорных в судебной практике, так как наличие умысла обычно не всегда удается установить.
  4. Скрываются те автомобилисты, которые рассчитывают на истечение срока давности привлечения к ответственности, который составляет три месяца.
  5. Также уезжают из-за нежелания ожидания инспектора: назначена важная рабочая встреча, необходимо попасть к врачу, по другим причинам.

При помощи многочисленных камер видеонаблюдения разыскать сбежавшего участника ДТП нетрудно. Какое же грозит наказание, если водитель уехал с места ДТП, каковы последствия данного действия?

В Государственную Думу были внесены предложения об изменениях законодательства и тяжести ответственности за оставление места ДТП.

Было предложено ввести новую статью в Уголовный Кодекс за оставление места ДТП, по которой нарушителя лишат свободы на срок 2-5 лет. Подобные действия могут квалифицироваться как оставление человека в опасности.

Также предлагают ввести штрафы до 30000 рублей, так как в КоАП пока не содержится статей о штрафных санкций за оставление места аварии.

Каждый автомобилист должен быть осведомлен о том, что будет, если скрылся с места ДТП. Покидая место аварии, участник нарушает ПДД, и ему грозит административное наказание: лишение прав на срок 1-1,5 года или административный арест на 15 суток (КОАП РФ, статья 12.27).

Но грубым нарушением не считается тот факт, когда автомобилист недалеко отъезжает, потом отходит от стресса, возвращается и успевает к месту аварии до приезда ГИБДД или до подписания протокола.

Некоторое отступление от правил имело место, но наказанием будет штраф в размере одной тысячи рублей (Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием).

Строгое наказание предусматривается для водителей, которые намеренно покинули место происшествие или совершили это из-за незнания законов.

На практике судья иногда не видит состава нарушения, и дело закрывают (например, если автомобилист не заметил, как задел чужую машину).

Но нарушитель должен подкрепить свои заверения в невиновности неоспоримыми доказательствами. Голословное утверждение того, что «не увидел», не имеет юридического веса.

Если случай спорный, некоторые судьи индивидуально подходят в рассмотрению.

Опьянение в момент аварии — обстоятельство, которое значительно отягчает вину. А раскаяние, стремление возместить ущерб, состояние аффекта смягчают ее.

По этой причине некоторые нетрезвые автомобилисты скрываются, а через несколько дней приходят в ГИБДД и признаются в содеянном, чтобы избежать максимально строгого наказания за оставление места ДТП без пострадавших.

Все участники покинули место аварии

Но что будет, если оба участника ДТП уехали с места ДТП? Кто тогда виноват?

Юридически не имеет значения, кто покинул место случившегося, виновник или пострадавший. Статьи КоАП РФ трактуются для всех одинаково, и каждый из нарушителей должен понести ответственность.

Как водителю доказать свою невиновность, если ситуация развивается по следующему сценарию? Участники решили, что не имеют друг к другу претензий, а после разъезжаются. Но затем один из них приезжает обратно, вызывает сотрудников ДПС и оформляет аварию по закону.

При этом ссылается на факт, что другой участник покинул место ДТП. Пусть такой водитель и поступает отвратительно с моральной точки зрения, но к нему не придраться юридически, если другой автомобилист не сможет доказать, что место аварии покинули абсолютно все.

Как второму водителю доказать свою невиновность? ДТП следует оформлять по всем правилам или фиксировать на видео обоюдную договоренность, отсутствие претензий, решение разъехаться «мирно».

Также можно взять друг у друга расписку с подписью и датой, а также описанием всех подробностей.

С пострадавшими

Если водитель скрылся осознанно и бросил людей, которые нуждаются в медицинской помощи, такое деяние может быть квалифицировано в качестве «оставления в опасности» (статья 125 УК РФ).

В таком случае грозит одно из следующих наказаний:

  • штраф от 80 000 рублей до полугодового дохода ответчика:
  • до 360 часов общественных работ или принудительные работы до года;
  • арест на 3 месяца;
  • лишение свободы до года.

Также страховые компании могут потребовать от сбежавшего виновника выплаченную сумму, которая была предварительно выплачена пострадавшему.

У такого нарушения также есть трехмесячный срок давности. Если скрывшегося нарушителя не нашли и не вынесли постановления, по истечению срока его более не могут привлечь к ответственности.

Но в больших городах с огромным количеством камер слежения на подобный срок спрятаться очень сложно.

Назначение наказания

Если одного из участников нет, сотрудником ГИБДД выносится определение о возбуждении административного дела в отношении водителя и начале проведения расследования.

Инспекция должна принять меры, чтобы установить личность уехавшего водителя.

Автомобилист в добровольном или принудительном порядке прибывает в отделение. Здесь, на основании собранных материалов, сотрудники оформляют протокол. На разбор нарушитель имеет право привести адвоката.

О дате и месте рассмотрения дела в суде автомобилист извещается письмом или смс-сообщением, если в протоколе водитель указал контактный номер. Далее выносят постановление.

Наказание в виде ареста приводят в исполнение немедленно. При решении лишить водительского удостоверения нарушитель сдает свой документ в отделение ГИБДД в течение трех дней (но у него есть 10 дней, чтобы подать заявление на обжалование судебного решения).

Оформление ДТП без ГИБДД

Оформить аварию можно без сотрудников инспекции, т.е. по европротоколу, бланку извещения об аварии. Участники своими силами оформляют случившееся и разъезжаются, не создавая помех на дороге для других участников движения.

Условия для европротокола:

  • участников ДТП (ТС) только двое, у обоих имеется действующий полис ОСАГО;
  • отсутствие разногласий между сторонами по вопросам вины и повреждений автомобилей (если конфликт есть, придется вызывать ГИБДД);
  • размер ущерба не более 50 000 рублей (при наличии конфликта также придется вызывать сотрудников инспекции);
  • среди людей нет пострадавших, а пострадали только транспортные средства или прицепы к ним;
  • не причинен вред другому имуществу.

Участники вместе оформляют бланк европротокола, который выдается еще при оформлении страховок ОСАГО или КАСКО, затем предоставляют их в страховые компании с пакетом документов.

Насколько быстро находят сбежавших нарушителей?

Одному участнику ДТП не стоит преследовать того, кто пытается скрыться. Следует постараться запомнить приметы автомобиля — цвет, марку, модель, регистрационный номер, которые значительно облегчат сотрудникам ГИБДД процесс обнаружения виновника.

Если приметы машины зафиксирует регистратор, половину дела можно считать выполненной. База данных ГАИ без труда справится с поиском обидчика.

Также сотрудники ГИБДД опрашивают очевидцев происшедшего. Дополнительным и весомым доказательством являются материалы камер наблюдения. Безвозвратно скрыться в больших городах крайне сложно.

Неумышленное покидание

Неумышленное оставление — покидание места происшествия, если случившееся просто не было замечено.

К таким причинам относят:

  • плохую видимость при погодных условиях;
  • прослушивание громкой музыки в автомобиле, которая мешает расслышать посторонние звуки;
  • ДТП было незначительным, не сопровождалось скрежетом и другими посторонними звуками.

К сожалению, понятие «неумышленное оставление» не предусматривается законом, поэтому ответственность будет аналогичной умышленному правонарушению.

Но если доказать, что отъезд не был умышленным, или самому прибыть в отделение с повинной, есть шанс отделаться штрафом в тысячу рублей. Но правомерность деяния и свою невиновность нарушителю придется доказать в судебном порядке.

Другой способ избежать серьезной ответственности — доказать, что ДТП было незначительным и без пострадавших, а автомобилю нанесли минимальный вред. Независимая экспертиза оценит ущерб.

Если есть пострадавшие, доказать неумышленность действий практически невозможно. Смягчить приговор суда смогут своевременное оказание виновником ДТП первой медицинской помощи, своевременное раскаяние в содеянном, возвращение на место аварии (когда еще не прибыли сотрудники ГИБДД), помощь в расследовании, добровольное возмещение вреда на стадии расследования, состояние аффекта водителя, совершение нарушения беременной женщиной или женщиной с малолетним ребенком.

Полностью нарушитель избежать ответственности не сможет.

Если пострадавший погиб, водитель не может оговорить о неумышленном оставлении, так как к летальному исходу обычно приводят только серьезные аварии. Органы расценят оставление места ДТП как попытку сбежать. Этот факт способствует увеличению срока ограничения свободы.

Если Вы стали виновником аварии, самые верные действия — остаться на месте, вызвать машину скорой помощи или оказать помощь самому, вызвать сотрудников ГИБДД, а если позволяют обстоятельства случившегося, оформить ДТП по европротоколу.

Видео: Что делать, если покинул место ДТП? Как не лишиться водительских прав?

Скрылся с места ДТП — наказание (правовые последствия)

Скрылся с места ДТП — наказание неминуемо. Об этом многие водители знают, но почему-то не придают этому большого значения. А напрасно, так как уезд с места ДТП может повлечь за собой достаточно серьезные правовые последствия. О том, как ответит водитель за то, что уехал с места ДТП, поговорим ниже.

Уезд с места ДТП

Если водитель уехал с места ДТП и об этом стало известно сотрудникам полиции, то в отношении него могут быть применены санкции в виде:

Читайте так же:  Приказ о назначении руководителя коллектива бригады

  • лишения права управления транспортным средством на срок от 1 до 1,5 лет;
  • ареста на 15 суток.

Мера ответственности за оставление места ДТП при этом определяется судом на основании составленного работниками ГИБДД протокола и зависит от тяжести аварии, характеристики водителя, наличия пострадавших и т. п.

Если скрылся с места ДТП (покинул место ДТП), что грозит?

Скрытие с места ДТП (самовольный уезд) является серьезным правонарушением. При этом важно отметить, что даже если оба водителя согласны с причинами произошедшего дорожно-транспортного происшествия, объемом причиненного ущерба и стоимостью восстановления, то до приезда сотрудников ГИБДД им необходимо оставаться на месте аварии. Им надлежит принять все возможные разумные меры к тому, чтобы сохранить место ДТП в том виде, в котором оно было на момент происшествия. При этом должно быть организовано объездное движение других автомобилей.

Перемещение столкнувшихся автомобилей возможно, но для этого должна быть очень веская причина — например, если объехать место аварии иным способом просто невозможно.

Однако перемещать столкнувшиеся автомобили можно только в том случае, если стороны имеют свидетелей произошедшего, которые могут предоставить полную картину случившегося, а владельцы столкнувшихся автомобилей не имеют разногласий относительно произошедших событий и причиненного ущерба. При этом обязательно составление подробной схемы дорожно-транспортного происшествия, заверенной подписями свидетелей и владельцев транспортных средств.

Также нужно помнить, что если не будут оформлены документы, то в дополнение к административной ответственности возможны проблемы с возмещением ущерба. Даже если в аварии виноват другой участник, доказать ущерб в суде и взыскать возмещение может оказаться невозможным.

Когда можно покинуть место ДТП, избежав ответственности за это?

Закон определяет несколько случаев, когда можно покинуть место дорожно-транспортного происшествия:

  1. Если в результате ДТП имеется пострадавший, которому необходима медицинская помощь, водитель имеет право покинуть место аварии с целью доставить его в медицинское учреждение. За оставление места ДТП наказание в этом случае не назначается. Но после этого водитель обязан вернуться на место аварии. Кроме того, он обязан зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, доказательства, следы и иные предметы, которые могут понадобиться для восстановления картины произошедшего, и принять меры по организации объезда места аварии.
  2. В случае если у обоих водителей (а разъехаться без ожидания сотрудников ГИБДД возможно, только если в аварии участвовало не более 2 транспортных средств) в наличии полисы ОСАГО, они не имеют разногласий по вопросам произошедшего ДТП, в аварии нет пострадавших и повреждено только имущество (чуть далее об этом будет рассказано подробнее).
  3. Уехать с места ДТП можно также для того, чтобы самостоятельно добраться до ближайшего поста ГИБДД с целью дальнейшего оформления документов. При этом водители, как и в прошлом случае, должны иметь общее мнение по поводу того, каким образом произошла авария и какие повреждения при этом получили автомобили, а также составить схему и засвидетельствовать ее правильность своими подписями. Кроме того, в данной ситуации не должно быть потерпевших. В противном случае придется действовать либо таким образом, как указано в пункте 1, либо ждать приезда сотрудников полиции и скорой помощи.

Оставление места ДТП при оформлении европротокола

Закон допускает ситуацию, когда можно оформить документы на месте и уехать с места ДТП, не дожидаясь инспектора. Эта процедура получила название европротокола. Она применяется, если участников ДТП только двое, они договорились между собой и никто из людей не пострадал. В этом случае водители обязаны заполнить бланк извещения о ДТП, предусмотренный законом об ОСАГО, — именно этот документ и называется еще европротоколом (подробнее см. Как оформить ДТП без ГИБДД? Процедура оформления ДТП по европротоколу ).

Важно сказать, что выплаты по нему ограничены: с августа 2015 г. сумма выплат составляет не более 50 тысяч рублей (только для водителей, заключивших договор ОСАГО после 2 августа 2014 г.).

Несмотря на то что закон предусматривает исключения из общего правила, лучше потратить время и дождаться сотрудников ГИБДД, чтобы потом не столкнуться с проблемами серьезнее. Исключение, пожалуй, составляет только европротокол, но, с другой стороны, никто не дает гарантию, что потом вам не придется тратить время, если страховая компания решит провести экспертизу вашего авто.

Скрыться с места ДТП: несколько типичных историй с печальным концом

«Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули»

16.06.2016 в 16:39, просмотров: 47781

Наверное, не ошибусь, если предположу, что практически каждый автовладелец хоть раз в жизни попадал в неприятную ситуацию, когда, оставив свою машину без присмотра на час, на два, на ночь, а то и на неделю, обнаруживал на ней свежие повреждения: царапины, вмятины и т.д. Эти «автографы», как правило, анонимны. Ну, есть у наших водителей такая фишка: сматываться с места ДТП, если никто не видел, не думая о последствиях…

У меня нет ни гаража, ни тем более личного шофера, вот и приходится бросать авто где придется. Поэтому сюрпризы где-нибудь на бампере оттого, что кто-то неловко к нему притерся, увы, не редкость. Относиться к этому философски, как, к примеру, во Франции, где принято парковаться впритык, не всегда удается, потому что ремонт — это дорого. Но предъявлять счет обычно некому: не пойман — не вор.

Ясным апрельским вечером, гуляя с собакой, я вдруг услышала визг тормозов, вой клаксона и звук удара в узком проезде с тыльной стороны дома, где жители, и в том числе ваша покорная слуга, паркуют своих «коней». Первая мысль — двое не разъехались, и произошло глупейшее лобовое столкновение из-за того, что никто не хотел уступать. Но, к моему изумлению, водители, громко обменявшись «любезностями», благополучно разъехались. Нехорошее предчувствие заставило меня подойти поближе. Незнакомый мужчина сидел на корточках рядом с моей машиной.

— Извините, что вы тут делаете? — спросила я, думая, что это он меня зацепил и как честный человек не «свинтился», а решил рассмотреть повреждения и вызвать полицию.

— Записываю номер автомобиля, который вас стукнул, — ответил он, старательно выводя пальцем на пыльной двери буквы и цифры, вплоть до региона.

— Может, вы и марку запомнили?

— Запомнил: «Шкода Октавия».

— Боюсь спросить: а на цвет тоже обратили внимание?

— Белый. И еще. За рулем была женщина, наглая такая, даже не остановилась! — наблюдательный свидетель пылал праведным гневом.

Повреждения, на мой взгляд, выглядели скромно — потертости и царапины, но на этот раз я решила довести дело до конца: зря, что ли, свидетель старался!

Экипаж ДПС прибыл довольно быстро. Составили протокол. Предупредили, что если водителя установят — он наверняка будет все отрицать, и вообще надо готовиться к мучительному хождению по инстанциям: в подразделение ГИБДД, в суд, в страховую компанию, на сервис…

По наивности я думала, что виновницу аварии найдут молниеносно. Есть госномер, цвет и марка — что еще надо? К тому же информация была передана в «02», что называется, по горячим следам, и лихачка вряд ли успела покинуть пределы района.

Увы, механизм розыска раскручивается неспешно, особенно когда речь идет о мелком ДТП. Но Ирине П. в тот день отчаянно не везло! Ровно через четверть часа она устроила новое ДТП — на этот раз уже серьезную аварию. Надо ли говорить, что в группе разбора ее ждал неприятный сюрприз, потому что злополучная «Шкода» уже числилась в базе розыска.

«Подумаешь, притерли кого-то»

В таких случаях, что бы ни говорили автоюристы, приемлемой альтернативы лишению прав — в виде, допустим, крупного штрафа — нет, и нарушителю даже в случае мелкого ДТП (та же царапина на бампере) грозит почти то же, что и пьяному за рулем. Короче, сбежал с места аварии — стань пешеходом на год или полтора!

Впрочем, иногда судьи назначают административный арест до 15 суток, и некоторые водители радостно отправляются в спецприемник мести улицы или в настольные игры играть — главное, можно будет сразу сесть за руль.

По статистике, место ДТП оставляет каждый десятый водитель. Реальные цифры, конечно, выше, потому что далеко не все потерпевшие обращаются в полицию, считая, что это бесполезно.

— Каждый день водители скрываются с места аварии. Только за пять месяцев этого года в нашем административном округе произошло 248 случаев ДТП с пострадавшими, 33 человека оставили место аварии, 21 из них удалось разыскать. За этот же период зафиксировано 8690 мелких ДТП, скрылись 650, — рассказывает майор полиции Денис Муравьев, старший инспектор розыска Отдельного батальона ДПС ГИБДД по Западному административному округу. — В основном это достаточно молодые водители, в возрасте 25–35 лет; в последнее время отмечаем, что среди них стало больше женщин. Не потому, что они плохие водители. Просто количество автоледи стремительно растет.

Забавно, что некоторые даже не считают, что совершили ДТП: подумаешь, притерли кого-то на дороге или на парковке. Обычные отговорки: не заметил, не услышал, опаздывал за ребенком в школу, торопился к больному родственнику…

— Многие водители лукавят и в очень редких случаях признают свою вину, — говорит мой собеседник. — Особенно если нет свидетелей. Пытаются узнать, что у нас на них есть, в частности, интересуются видеозаписью с камер наружного наблюдения. К сожалению, часто мы сталкиваемся с плохим качеством записи, расплывчатым изображением. В такой ситуации водитель возмущается: «А где видно, что это я за рулем?!».

Интересуюсь, к каким еще хитростям прибегают люди, чтобы скрыть свою причастность к ДТП.

Около 6 утра на Минской улице водитель совершил наезд на пешехода и скрылся. Человек погиб, машину нашли во дворах. За рулем находился бывший сотрудник полиции. Такое тоже случается, хотя и очень редко, — констатирует майор Муравьев. — Он хотел заявить о якобы угоне своего автомобиля, но не успел: его быстро задержали. А по мелким ДТП часто бывает, что водители, которые покинули место аварии, обращаются в полицию в других округах, чтобы оформить ДТП, если у них КАСКО, и скрыть следы. Ремонтируют даже у официальных дилеров, но тем не менее есть достаточно примеров, когда этих предприимчивых автолюбителей удавалось изобличить.

Виновника вычислили по звонку в «скорую»

Для гаишников все аварии, в которых пострадало только «железо», от едва заметных потертостей во дворе до трассовых ДТП, где другие скорости и последствия, когда машина «в хлам», считаются мелкими. Виновников ищут, но, наверное, с меньшим рвением, чем тех, кто устроил ДТП с пострадавшими. Трещина в бампере или перелом руки — комплекс мероприятий по розыску один и тот же.

Когда пострадавший в результате аварии обращается за медицинской помощью в травмопункт или больницу, информация в обязательном порядке передается в службу 02. Как правило, описываются телесные повреждения и сообщается адрес, где произошло ДТП. Естественно, медики не знают ни номера, ни цвета машины, которая совершила наезд, а пострадавшему тем более не до этого.

— Некоторое время назад произошла такая история, — вспоминает старший инспектор розыска. — Бабушка 90 лет шла из аптеки домой. Во дворе стояла машина, в которой сидели молодые люди. Как нарочно, когда старушка проходила мимо, автомобиль двинулся задним ходом. Бабушка упала — ей много не надо. Перелом тазобедренного сустава. Кто-то из молодых людей вызвал «скорую», дождались приезда и уехали. Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули. Водитель был установлен и привлечен к ответственности.

Читайте так же:  Подобия спор

Оставление места ДТП — тяжелая практика для водителей автобуса. Пожилого возраста пассажиры при резком торможении падают, ломают тазобедренный сустав. Это всегда расценивается как тяжкий вред здоровью, а в таком случае неизбежно наступает уголовная ответственность. Водитель обязан остановиться и вызвать полицию, но многие, передав пострадавшего в руки врачей, продолжают движение по маршруту, как будто ничего не случилось.

Вот человек случайно сбил пешехода и, чтобы не терять время, отвез его в больницу. Неужели это тоже расценивается как оставление места ДТП? Он ведь не просто сбежал, а действовал из лучших побуждений! Может быть, чью-то жизнь спасал. В такие моменты не до формальностей.

Так вот, инициатива наказуема. Даже если водитель лично отвез пострадавшего в медицинское учреждение, он обязан после этого вернуться на место и сообщить в полицию. Все-таки в городе лучше вызывать «скорую», потому что в некоторых случаях бывают такие повреждения, когда пострадавшего нельзя ни трогать, ни перемещать.

Записки на лобовом стекле и шантаж

Дорога в ад, как известно, вымощена благими намерениями. Моя коллега, выезжая из двора, случайно задела припаркованный автомобиль. В результате — трещина на бампере. Ждать приезда полиции журналистка не могла — опаздывала на важное интервью. Но как порядочный человек оставила под «дворниками» на ветровом стекле записку со всеми своими координатами в расчете на то, что владелец с ней свяжется, и они урегулируют вопрос компенсации вреда. Через несколько дней ей действительно позвонили, только из полиции, и сообщили, что она оставила место ДТП. Дальше — суд и лишение прав на год.

Так что записки лучше не писать. Очень часто пострадавшего не устраивает предложенная сумма, он начинает шантажировать честного водителя, выдвигать новые требования и в конечном счете заявляет на него в полицию.

— Я мог бы рассказать не одну историю на эту тему. Вот водитель задел пешехода. Остановился, переговорил с ним, тот махнул рукой: «Езжай, все нормально!», а потом написал заявление в полицию. По-человечески все понятно, водителю можно посочувствовать, но «лирика» в судах не применяется. Нельзя уезжать, даже если в вашу припаркованную машину врезался на велосипеде ребенок. Вы ни в чем не виноваты, но на следующий день мать потерпевшего заявит, что машина двигалась задом. И если происшествие не попало в камеру наружного наблюдения, доказать, что автомобиль стоял, будет практически невозможно.

Или пешеход сам налетел на машину, ушиб ногу или ударился лбом — надо обезопасить себя на месте и вызвать полицию. Лучше опоздать на работу, не успеть на свидание, пропустить визит к стоматологу, чем лишиться водительского удостоверения на год или полтора.

Помню только один случай, когда федеральный судья переквалифицировал такое правонарушение на более легкую часть, — рассказывает Денис Муравьев. — Водитель, останавливаясь на пешеходном переходе, в самый последний момент слегка задел пожилую женщину. Он довез ее до ближайшего медицинского учреждения, дождался, пока ей окажут помощь, и доставил ее домой. Съездил в аптеку, купил лекарства, дал денег и оставил свой телефон. А через три недели старушка обратилась с заявлением в полицию. Она рассчитывала, что мужчина будет и дальше оказывать ей материальную поддержку, а он «пропал и трубку не берет!». Мы этого водителя, конечно, установили, направили материал в суд, но судья учел все обстоятельства и назначил наказание в виде штрафа.

«Иногда машину прячут в соседнем дворе»

Если нарушитель все-таки благополучно скрылся после совершения ДТП и никаких сигналов от правоохранительных органов не получил, не стоит думать, что теперь можно расслабиться и забыть неприятный инцидент, как страшный сон. А вдруг в тот самый момент, когда он быстро сматывал удочки, его засекла местная «мисс Марпл» или чудесным образом сработала камера наружного наблюдения.

По словам моего собеседника, в случае, когда в аварии есть пострадавшие, возможно продлить расследование на срок до 6 месяцев, потому что необходимы временные затраты на истребование медицинских документов. Потом назначается судебно-медицинская экспертиза, и тогда нарушителя могут привлечь к ответственности уже по второму составу — причинение вреда здоровью.

Через какое время информация об оставлении водителем места ДТП появляется в базе? В любом случае — не сразу. Часто это зависит от тяжести последствий. Если на ваших глазах произошел наезд, и пешеходы полетели на крышу, а вы успели «отсканировать» госномер уходящего на скорости автомобиля, дежурная часть по вашему звонку оперативно примет информацию и передаст в управление ГИБДД. В любой камере на дороге, а их сегодня сотни, автомобиль будет «светиться».

— Иногда машину прячут буквально в двух шагах от ДТП, где-нибудь в соседнем дворе, — рассказывает майор Муравьев. — Девушка недавно сбила женщину с собакой, которые переходили дорогу в неположенном месте, да еще и в вечернее время. Удар пришелся на поводок, собака не пострадала, а женщину-пешехода затянуло под колеса. Девушка в панике бросила автомобиль в близлежащем дворе. Его нашли ровно через два часа по разбитому зеркалу и характерным повреждениям на капоте. А недавно удалось разыскать водителя, который, сдавая задом во дворе, задел девочку на самокате. В полицию сообщили только цвет седана, тем не менее мы его нашли.

Мальчики-мажоры тоже иногда фигурируют в сводках. Некоторые торопятся открутить номера, но это не всегда помогает. А шестнадцатилетнего студента МГИМО, который на своем квадроцикле сбил пешехода, от наказания спас возраст. Водительского удостоверения у юноши не было, а административный арест возможен только с 18 лет.

…В назначенное время мы с Ириной П. приехали в подразделение ГИБДД, где инспектор сравнил характер механических повреждений и их высоту на обоих авто — все совпало до сантиметра. На суде Ирина свою вину признала частично, уверяла, что просто не заметила наезда, и звука удара тоже не слышала: в салоне играла громкая музыка. И вообще во всем винила неизвестного водителя встречной машины, который якобы чуть не всадил ей в лоб.

Но суд признал женщину виновной в административном правонарушении и назначил ей наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на один год.

Если бы Ирина не уехала с места ДТП, она не угодила бы в другую аварию и рулила бы себе дальше. После таких историй волей-неволей начинаешь верить в знаки судьбы, которые мы часто игнорируем…

Заголовок в газете: Стукнул. Сбил. Сбежал — свидетели найдутся
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27127 от 17 июня 2016 Тэги: ДТП, Суд, Авто , Компенсации Организации: ГИБДД Полиция Места: Россия

Что грозит, если скрылся с места ДТП и в каких случаях наказания не будет

Привет всем! Иногда, по разным причинам, случается, что скрылся с места ДТП что грозит в зависимости от обстоятельств за это? Готовьтесь распрощаться с правами на полтора года, да ещё и ответить за последствия аварии по полной.

Но безвыходных ситуаций не бывает. Если хотите знать, как избежать наказания, или хотя бы как его снизить, читайте эту статью. Это Кулик Илья, поехали!

Почему не следует покидать место аварии

Тайное становится явным, и в большинстве случаев уехавших участников аварии удаётся найти. В последнее время, всё с большим распространением различных устройств видеофиксации, статистика найденных растёт. Наверняка сами замечали, что с каждым днём на улицах становится всё больше камер, причём не только устанавливаемых ГИБДД, но и на всевозможных магазинах, парковках, да и просто на жилых домах, не говоря уже про видеорегистраторы в авто.

Кроме того, свидетели, которые могут оказаться даже в тёмную полночь в глухом месте, а также современные методы экспертных исследований места происшествия, объектов, связанных с аварией, позволяют установить не только причастность той или иной автомашины к аварии, но и кто вёл авто в момент столкновения.

Скрытие с места ДТП не только само по себе сделает уехавшего на полтора года пешеходом, но и будет поводом к применению более сурового наказания за само ДТП. А когда берёт на себя ответственность другой человек, по просьбе скрывшегося – это уже дача ложных показаний, то есть уголовно наказуемое деяние.

Какое наказание и какой статьёй предусмотрено за оставление места ДТП

По пункту 2 статьи 12.27 КоАП оставление места дорожно-транспортного происшествия наказывается достаточно сурово. Применяемая в 2017 году мера не менялась с 2008 года, это лишение водительских прав. Установленный срок – от одного года до полутора лет. Может быть заменено арестом продолжительностью не больше 15 дней. Это относится не только к виновникам, но и к потерпевшим.

Если авария без пострадавших, что будет за сокрытие

За аварию, где пострадало только «железо» административного наказания не установлено. Поэтому скрывшегося накажут только за покидание места ДТП. Но это только очевидная сторона дела. Помимо этого, скорее всего, будут и другие последствия.

Во-первых, если водитель отсутствует на месте происшествия при заполнении документов сотрудниками Автоинспекции его запросто могут признать виновным, даже если это не соответствует реальности.

Во-вторых, дополнительным неприятным последствием будет регресс от страховщика по ОСАГО, то есть ту сумму, которая пошла на страховую выплату потерпевшему придётся заплатить виновнику.

Если в происшествии пострадали люди, например, сбил человека и скрылся

Если есть раненые или погибшие, наступает административная или даже уголовная ответственность. Поэтому, кроме наказания за уезд с места аварии, придётся понести и установленное законом наказание исходя из тяжести совершённого деяния.

Покидание места ДТП будет учитываться судом при принятии решения о наказании, и станет поводом к применению более строгих мер.

Помимо всего, лицо, которое оставило место аварии, может быть привлечено по ст. 125 УК РФ за оставление раненого в опасности. Наибольшая мера, применяемая по этой статье – 1 год лишения свободы.

И, конечно, не стоит забывать о дополнительных последствиях, вытекающих из сокрытия, о которых сказано в предыдущем подзаголовке.

В каких случаях можно уехать с места происшествия

Есть ситуации, в которых на законных основаниях позволяется покинуть место происшествия. Более того, если это действие прописано в Правилах движения как обязанность водителя, за его невыполнение налагается штраф – 1000 р. Что это за действия я расскажу в нижеследующих подзаголовках.

Если нет раненых и погибших людей

Если люди не пострадали, то водитель не только может, но и обязан согласно п. 2.6.1 ПДД передвинуть автомобиль, если он мешает другому транспорту, перед этим зафиксировав, в том числе используя фотографии и видео (на любой гаджет или телефон), как располагались транспортные средства и другие объекты, связанные с данной аварией.

Также уезжать от места аварии можно:

  • на ближайший пост ГИБДД, чтобы оформить документы там;
  • при оформлении Европротоколасамостоятельно;
  • если решили никак не фиксировать происшествие, совместно с другим участником.

Сейчас зачастую сотрудники ДПС не выезжают на лёгкие аварии, то есть ехать в отделение ГАИ придётся обязательно, если об этом вам прямо скажут при звонке в ГИБДД.

Когда есть пострадавшие

Даже в случае аварии с тяжёлыми последствиями, если проезд других машин никак не возможен, освободить проезжую часть надо. Но делается это в крайнем случае, когда объезд действительно невозможен, и, конечно, сначала надо запечатлеть расположение предметов, возникшее в результате происшествия.

Есть одна ситуация, когда водитель обязан покинуть место аварии. Какая? Когда жизнь потерпевшего явно находится в опасности, а врачи по каким-либо причинам не могут быстро приехать на место происшествия, и нет попуток, то участвовавший в ДТП водитель обязан отвезти раненого в ближайшее медицинское учреждение, а потом вернуться для оформления документов.

Читайте так же:  Виды налогообложения и отчетность

Будет ли наказание, если вернулся на место ДТП

Решающее значение в сложившейся ситуации будет вот что: успел ли человек вернуться до оформления происшествия сотрудниками ГАИ или нет.

Если сотрудники автоинспекции ещё не прибыли, или только что прибыли, и все документы будут оформлены с участием уезжавшего лица, то п.2 ст. 12.27, наказывающий лишением прав или арестом, применяться не может.

Максимум что будет – штраф 1000 р. по п. 1 той же статьи, за нарушение правил, связанных с аварией. Даже тогда, когда водитель не останавливался.

Если же к оформлению не успел, к сожалению, придётся отвечать. Поэтому никогда не уезжайте. Если всё же срочно нужно уехать и причина действительно уважительная, попросите второго участника подождать с вызовом ГАИ.

Если задели припаркованную машину и её владельца не видно, оставьте номер телефона в записке под «дворником», а сами возвращайтесь как можно скорее. Если оппонент будет адекватным, он перед вызовом инспекторов созвонится с вами.

Судебная практика

Обоснованность неприменения наказания по п.2 в случае возвращения водителя подтверждена постановлением Верховного Суда. Классическая ситуация произошла в Крыму – водитель во дворе задел автомобиль, не остановился, возможно, не почувствовав удара. Затем вернулся, почему точно неизвестно, да и неважно, причём раньше полицейских. В заполнении всех документов участвовал.

Районный суд и апелляция лишили его прав. Но ВС отменил их решения, указав, что раз не подлежит сомнению, что на момент прибытия инспекторов он был на месте, то и факт покидания места ДТП отсутствует. А за нарушение п.2.5 ПДД он должен ответить по п.1 ст.12.27 КоАП, то есть уплатить одну тысячу рублей. Впрочем, в рассматриваемом случае водитель этот штраф не платил, так как к моменту окончания судебного разбирательства уже некоторое время был лишён прав.

Если уехал неумышленно, например, потому что не заметил удара

К сожалению, неумышленное оставление оправданием являться не будет. Поэтому отвечать придётся по всей строгости. Конечно же, имеется в виду реальный уезд от места происшествия. Проехал 200 метров, или вернулся – не называется «скрылся».

К неумышленному покиданию можно отнести случай, когда участники происшествия договорились не оформлять его или заполнили Европротокол, спокойно разъехались, а один из них передумал, и вызвал для оформления ГИБДД (или сам поехал в ГАИ). К сожалению, это достаточно сложная ситуация, разбираться придётся в суде. Доказательством, что вы оформили аварию без ГАИ могут быть:

  • расписка об отсутствии претензий или заполненный и подписанный обоими водителями бланк Европротокола;
  • свидетельские показания.

Поэтому позаботьтесь, чтобы вы могли представить вышеназванное, иначе факт умышленного уезда опровергнуть будет трудно.

Если уехал потому, что не заметил столкновения

Если честно, мне кажется, что трудно не заметить контакта с другими авто. Так что редко когда после реального столкновения можно уехать действительно неумышленно. И доказать, что не почувствовал касания и скрылся не специально, практически невозможно. Но есть один нюанс.

Когда человек оставил аварию, не заметив, что ударил машину, как правило, реальных повреждений нет. А ДТП – это когда есть повреждения или нанесён вред здоровью. Нет вмятин, царапин на авто и травм у людей – нет ДТП, значит, и скрытие с него просто невозможно.

«Скрылся» с места ДТП не будучи участником

Такие ситуации возникают, когда владелец не был рядом с автомобилем, например, на работе, и автомобиль помяли, или он самопроизвольно пришёл в движение (не поставил на «ручник»). Были случаи, когда второй участник вызывал ГИБДД, и, так как одного из владельцев не было, то его оформляли скрывшимся.

Но поскольку он не находился в машине за рулём в то время, когда произошло столкновение, то он на тот момент не являлся ни водителем, ни тем более участником движения. Следовательно, и статья Кодекса о сокрытии неприменима к нему. На основании таких рассуждений дела прекращались судом.

Наказывается ли уход с места происшествия?

Бывает, что человек, оставляет машину на месте аварии, а сам уходит от неё. Будет ли в таком случае наказание? Решающим фактом будет, опять же, присутствовал ли такой человек при оформлении или нет. Ничто не обязывает ждать гаишников непосредственно на месте аварии.

Поэтому не считается, что человек пытался скрыться, если он отъезжал по делам, грелся в ближайшем кафе, или ждал сотрудников Автоинспекции у себя дома, во дворе которого ударил машину, но при составлении протокола и прочих документов он был и поставил свои подписи.

А вот если при оформлении документов водителя не было, он считается покинувшим аварию, хотя бы его машина и осталась стоять.

Как можно смягчить последствия

К сожалению, случившегося не вернуть. Представьте, что человек скрылся, потом одумался, но уже поздно. Можно ли как-нибудь уменьшить наказание?

Да, так как дела по ДТП рассматривается судом, решение выносят живые люди, поэтому при наличии уважительных обстоятельств, вполне возможно смягчение наказания, например, до 1-2 дней ареста, или вообще, прекратить дело из-за его незначительности.

Все обстоятельства, смягчающие ответственность приведены в ст. 4.2 КоАП. При уезде с места ДТП подходят:

  • раскаяние в содеянном;
  • явка с повинной, к ней можно отнести и приезд к месту аварии после оформления аварии;
  • добровольное возмещение нанесённого вреда;
  • сильное волнение при совершении правонарушения или тяжёлые жизненные обстоятельства (надо срочно отвезти родственника в больницу и т. п.)
  • нарушитель – несовершеннолетний, беременная или воспитывающая детей женщина (правда, так как к перечисленным лицам арест неприменим, самое малое наказание будет изъятие прав на один год).

Права или свобода?

Помните, что изъятие прав – не единственно возможное наказание. Оно может быть заменено административным арестом. И если лишение назначается самое меньшее на год, то минимальный срок ареста – одни сутки.

Если ситуация спорная, например, вы вернулись после оформления документов, и вторая сторона не предъявляет к вам особых претензий, адекватный судья не будет назначать срок больше 5 дней ареста. Работа большинства адвокатских агентств, когда избежать наказания нельзя, направлена именно по замене лишения минимальным арестом. Конечно, «обезьянник» не самое приятное место для пребывания, но провести там 5 дней, да даже две недели, во многих случаях лучше, чем на год остаться без водительского удостоверения.

Если был пьяным за рулём в момент ДТП, после которого скрылся

За вождение транспорта в пьяном виде полагается строгое наказание, а если тяжко пострадают люди, то нетрезвое состояние серьёзно ужесточит применяемые к виновнику меры.

Человек должен нести ответственность за свои противоправные действия, поэтому, даже если человека задержат через некоторый промежуток после аварии и у него обнаружат опьянение, будет считаться, что и в момент аварии он был «подшофе». Соответственно, это будет учитываться при решении суда о применяемых мерах.

Как правило, скрывшихся с места дорожного происшествия, если есть информация, позволяющая его установить, задерживают быстро.

А что если виновника задержат по прошествии нескольких дней после аварии и весь алкоголь давно уже выведется из организма? Признать его пьяным будет нельзя. Верховный Суд постановил, что признать, что человек был пьяный, можно только по результатам медэкпертизы, но не на основании видеозаписей и показаний участников и/или свидетелей происшествия.

Почему нельзя пить после аварии

Случается, что некоторые люди, скрывшись с ДТП и осознав тяжесть содеянного, особенно если последствия тяжёлые, пытаются забыться употреблением алкоголя, залить свои переживания вином. Это самый неправильный поступок. И не только из-за того, что пить плохо. Просто если такого человека найдут сотрудники полиции, и он будет нетрезв, то доказать, что он напился после аварии будет практически нереально.

Даже если и ответственность за аварию ему не грозит, наказание за нетрезвое состояние после аварии, но до оформления всех документов, будет столь же строгим, как и за пьяное вождение.

Срок давности по дорожным происшествиям

Срок, в который можно привлекать к ответственности по обычным административным делам составляет всего 60 дней (наверняка вы видели этот срок в «письмах счастья»), а если это дело рассматривает суд, а при побеге с места аварии, это обязательно – то три месяца. По окончании этого срока вас к ответственности привлечь уже не могут.

Исключением будет наказание за:

  • причинение вреда здоровью;
  • всё касающееся пьянства, в том числе употребление спиртного после аварии, передача управления пьяному;
  • отказ от медосвидетельствования на опьянение.

За такие правонарушения срок давности равняется одному году.

То есть если виновника, нанёсшего лёгкий вред здоровью, задержат через четыре месяца после происшествия, за сокрытие он наказан уже не будет, а за нанесение травмы – будет.

По уголовной ответственности сроки давности устанавливаются в зависимости от преступления, его тяжести. При тяжких травмах при ДТП в трезвом состоянии период, в который возможно привлечь к ответственности – 2 года, за остальные преступления, связанные с нарушением ПДД – 6 лет.

Гражданская ответственность

Но при совершении ДТП наступает ещё и гражданская ответственность, то есть обязанность отвечать за нанесённый другим ущерб. Сроки давности по ней другие. В течение 3 лет можно обращаться в суд для взыскания материального ущерба, а также морального вреда. А вот срок давности, если причинён вред здоровью вообще неограничен.

Представим ситуацию, что виновник происшествия, в котором потерпевший получил средний вред здоровью, сбежал, и отыскали его только через 2 года. Прав его уже не лишат, но, если потерпевший обратится в суд, расходы на восстановление авто и лечение оплатит виновник.

Другая ситуация, в ДТП погиб человек, но виновника нашли только через 10 лет. К уголовной и тем более административной ответственности привлечь уже нельзя, но взыскать возмещение за потерю кормильца (правда, только за три года) можно.

Полезные советы

  • никогда не скрывайтесь с места ДТП;
  • как можно скорее возвращайтесь к происшествию, если всё-таки уехали;
  • оставьте свои координаты на месте аварии, если очень нужно отъехать;
  • напишите расписку об отсутствии взаимных претензий, если договорились с оппонентом не оформлять ДТП;
  • защищайте в суде свои права вплоть до высшей инстанции;
  • никогда не выпивайте после аварии.
  • наказание за сокрытие после дорожного происшествия достаточно суровое;
  • нет повреждений, значит, не происходило ДТП, а, следовательно, не может быть сокрытия;
  • автомобиль стоит не как при аварии – это не покидание аварии;
  • ДТП оформлено с вашим участием – вы не скрывались с места происшествия.

Теперь вы знаете, что грозит за оставление места происшествия. А также какие действия не могут считаться сокрытием. Поэтому, я думаю, сейчас вы точно представляете, как поступать после аварии или при обвинении вас в отъезде.

Если что-то осталось непонятным, или вы попали в нестандартную ситуацию – задавайте вопросы в форме под статьёй, я постараюсь ответить на всё. А тех, кто имеет опыт по теме, неважно, положительный или нет, прошу поделиться со мной и с читателями.

Как резюме, предлагаю вам посмотреть видео, в котором начальник Хабаровского ГИБДД отвечает на вопросы по рассматриваемой теме:


На этом я с вами прощаюсь. Делитесь ссылкой на статью в социальных сетях, для этого достаточно нажать на соответствующую иконку ниже. Те, кто ещё не подписался на рассылку новых статей, обязательно сделайте это. Всем пока, и ровных дорог!