Службы и ведомства функции и полномочия

Автор: | 21.10.2018

Содержание:

Основные полномочия и функции ФАС

ФАС: создание, основные документы

Антимонопольная служба — это особое ведомство, основными задачами которого являются защита конкуренции и недопущение формирования монопольной власти на современном рынке.

Учреждено это ведомство на основании указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314.

Ключевыми документами, которые устанавливают порядок его работы, являются:

  1. Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.
  2. Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — ФЗ № 135).
  3. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» от 07.04.2004 № 189.
  4. Прочие нормативные акты, содержащие ссылки на необходимость использования антимонопольного законодательства в таких сферах, как:
    • реклама;
    • естественные монополии;
    • заключение контрактов на проведение работ для государственных нужд;
    • торговая деятельность;
    • инвестирование.

Функции ФАС России

Функции ФАС довольно обширны и содержатся сразу в нескольких нормативных актах, например:

  1. Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 22 ФЗ № 135).
  2. Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (ст. 7 закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, ст. 25 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).
  3. Осуществление надзора при проведении государственных закупок (ст. 99 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
  4. Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (ст. 34–37 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
  5. Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.

Деятельность Федеральной антимонопольной службы

Основные полномочия ФАС России, которые она осуществляет в процессе своей деятельности, перечислены в ст. 23 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ:

  1. Возбуждение и рассмотрение административных дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
  2. Оформление предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции.
  3. Оформление и выдача органам власти (исполнительные органы, местное самоуправление, их должностные лица) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции.
  4. Оформление и направление в ЦБ РФ предложений о внесении изменений в акты при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства.
  5. Направление в арбитражные суда исков, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.
  6. Участие в судебных заседаниях по вопросам несоблюдения антимонопольного законодательства.
  7. Ведение реестра хозяйствующих субъектов в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
  8. Ведение и размещение в общедоступной сети интернет решений по вопросам, затрагивающим неопределенный круг лиц.
  9. Установление доминирующего положения компании.
  10. Проверка соблюдения законодательства всеми предприятиями.
  11. Другие полномочия, указанные в иных нормативных актах.

Полномочия ФАС — это обширный перечень действий, которыми наделена эта служба для осуществления контроля и надзора в сфере защиты конкуренции и недопущения формирования монополизации на рынке. Указанные функции содержатся в нескольких нормативных актах.

Исполнительные органы государственной власти: функции, полномочия. Высший исполнительный орган

В России и многих других государствах есть исполнительные органы власти. Они решают широкий спектр задач в области государственного управления и имеют большие полномочия. В чем специфика работы исполнительных структур в РФ и других странах мира? Как они могут взаимодействовать с другими органами власти?

В чем специфика исполнительной ветви власти?

В большинстве современных государств политическая система выстроена по принципу разделения власти на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Первая отвечает за разработку норм, регулирующих различные процессы: социальные, экономические, устанавливает технологические, экологические и иные стандарты.

Исполнительные органы также обладают правом издавать нормативные акты, однако по юридической силе они, как правило, ниже, чем те НПА, которые принимаются на уровне законодательной ветви. Основное назначение соответствующих структур — практическая реализация действующих в государстве законов и иных НПА. Судебная власть, в свою очередь, отвечает за применение норм, принятых законодательной или исполнительной властью на практике.

Все 3 типа государственных органов юридически независимы. Однако в конституции государства и иных нормативных актах может быть закреплено, что деятельность исполнительных органов является подотчетной законодательным структурам, и наоборот. В первом случае страна будет, скорее всего, являться парламентской республикой, во втором сценарии — президентской.

Что представляют собой исполнительные органы власти? Их специфика во многом зависит от политических традиций, сложившихся в конкретном государстве.

Так, в России главным исполнительным органом является правительство. Аналогично — во многих других странах мира.

Но, к примеру, в США правительство как отдельная структура не учреждено. Его функции распределены между секретарями, формирующими Кабинет США, который иногда неофициально рассматривается как аналог правительства, но, строго говоря, им не является.

Секретари США имеют полномочия по принятию решений в сферах, за которые они отвечают. В России они иногда именуются министрами — по аналогии с соответствующими должностями в РФ, которые предполагают выполнение схожих функций.

Как в России, так и в США исполнительные и законодательные органы независимы, и в этом смысле политическая традиция в обоих государствах предполагает следование принципу разделения властей.

Но, к примеру, в КНР подобная классификация ветвей власти не практикуется. Исполнительные и законодательные структуры в КНР входят в состав общего органа — Всекитайского собрания народных представителей. В СССР юридическое разделение властей также не было реализовано.

Изучим особенности российских структур государственной власти, которые относятся к исполнительным. В чем особенности их работы и полномочия?

Органы исполнительной власти в РФ

Высший исполнительный орган в РФ — правительство. В нем предусмотрены должности председателя, его заместителей, федеральных министров.

Глава правительства РФ назначается на должность президентом РФ. При этом его кандидатуру должны утвердить депутаты Госдумы. Если нижняя палата парламента РФ откажется назначать премьер-министра, который предложен президентом, 3 раза, то Госдума распускается главой государства, после чего формируется заново на выборах. При этом президент также получает право утвердить кандидатуру премьер-министра единолично.

Заместители председателя правительства РФ, а также федеральные министры занимают свои посты в силу распоряжения президента, но их кандидатуры предлагаются премьер-министром РФ. Глава государства также отвечает за то, какие именно исполнительные органы власти будут функционировать в правительстве — также по предложению премьер-министра. Но о каких структурах в данном случае может идти речь?

Федеральные ведомства РФ

В РФ учреждены следующие исполнительные органы власти: министерства, службы, агентства. Все указанные ведомства функционируют на федеральном уровне. Также можно отметить, что они классифицируются на те, которые находятся в подчинении президента, и те, которые подотчетны правительству. Изучим теперь особенности работы правительства, министерств, служб и агентств подробнее.

Особенности работы правительства

Прежде всего стоит отметить, что деятельность исполнительных органов власти может осуществляться по коллегиальным принципам. То есть решения в соответствующих структурах могут приниматься только на заседаниях с участием компетентных лиц. К таким органам относится правительство РФ. Все ключевые вопросы, находящиеся в сфере его компетенции, принимаются на заседаниях с участием министров.

Поскольку правительство РФ является высшей исполнительной структурой, в его полномочиях находится обеспечение исполнения положений главного закона государства — Конституции РФ. Кроме того, правительство должно осуществлять мониторинг исполнения различными субъектами правоотношений федеральных законов, указов главы государства, международных правовых актов. В данном направлении деятельности власти могут контролировать работу органов управления как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Решая поставленные задачи, правительство часто взаимодействует с другими властными структурами. Прежде всего — с президентом. Можно отметить, что у главы государства есть право посещать заседания правительства. Обязательными к исполнению соответствующим органом власти РФ являются указы президента.

Кроме того, правительство активно взаимодействует с парламентом РФ. В частности, оно вправе назначать собственных представителей в законодательные органы власти. В компетенции правительства — внесение на обсуждение в Госдуму законопроектов, направление отзывов об НПА в структуры парламента.

Правительство также выстраивает правоотношение с судебными структурами. Так, в Конституционном суде РФ есть представитель от высшей исполнительной структуры. Правительство решает задачи, связанные с исполнением решений, издаваемых судами. В компетенции высшего исполнительного органа — вопросы финансирования деятельности судов РФ.

Основные компетенции правительства РФ

Полезно будет рассмотреть также то, какими компетенциями обладает правительство РФ. Таковые, прежде всего, подразделяются на общие и специальные. Что касается первых, в принципе, они коррелируют с теми полномочиями, о которых мы сказали выше, а также дополняются такими компетенциями, как:

  • обеспечение функционирования единой модели работы всех органов исполнительной власти в РФ;
  • реализация федеральных программ;
  • осуществление контроля над работой отдельных исполнительных структур.
Читайте так же:  Письмо следственного комитета рф

Специальные компетенции правительства РФ можно классифицировать на те, что имеют отношение к таким сферам, как экономика, бюджетная, социальная политика, вопросы развития науки, культуры, сферы образования, вопросы экологии, обеспечение прав и свобод граждан РФ. С отмеченными типами компетенций коррелируют, в свою очередь, рассмотренные нами выше функции исполнительных органов РФ. Изучим теперь особенности работы ведомств, которые входят в структуру правительства России.

В чем особенности работы российских министерств?

Исполнительные органы государственной власти, полномочия которых считаются вторыми по объемам юрисдикции после тех, что характеризуют должность премьер-министра, — это федеральные министерства. Основные их функции — выработка политики, а также нормативное регулирование в конкретной сфере: в экономике, здравоохранении, безопасности. Возглавляются соответствующие ведомства министрами и характеризуются организацией по отраслевому принципу. Руководители федеральных структур соответствующего типа несут личную ответственность за исполнение ведомством поставленных задач и реализацию им полномочий.

Специфика федеральных служб РФ

Каждая федеральная служба находится в прямом подчинении конкретному министерству. Данные исполнительные органы осуществляют деятельность, связанную с контролем или надзором в той или иной сфере, а также с выполнением специальных функций — чаще всего имеющих отношение к решению задач в области государственной безопасности. Можно отметить, что полномочия по контролю и надзору, которые имеют федеральные службы, могут предполагать мониторинг деятельности муниципальных структур. В этом смысле они уже не будут настолько независимыми от государственных органов.

К тем функциям, которые рассматриваемые исполнительные органы власти осуществляют чаще всего, можно отнести:

  • выдачу лицензий гражданам и юрлицам, которые необходимы им для занятия той или иной деятельностью;
  • осуществление регистрации различных актов, прав, объектов;
  • организация исследований, экспертиз;
  • предоставление гражданам и юрлицам разъяснений по поводу применения норм законодательства;
  • пресечение нарушений законодательства в тех или иных сферах правоотношений.

Федеральные службы находятся в непосредственном подчинении руководителя или директора.

Специфика федеральных агентств РФ

Система исполнительных органов РФ включает также такие учреждения, как федеральные агентства. Как и службы, они подчинены конкретным министерствам. Основные функции, которые выполняют агентства, следующие: предоставление государственных услуг в различных сферах (чаще всего в образовании, в социальной защите, здравоохранении), управление имуществом, которое принадлежит государству, функции по применению положений отдельных норм права. Федеральные агентства также возглавляются руководителем или директором.

Региональные ведомства в РФ

Исполнительные органы государственной власти РФ представлены также региональными ведомствами. В числе таковых министерства и комитеты. Они подотчетны выполняющим соответствующие функции федеральным ведомствам. Например, министерства экономического развития в регионах РФ находятся в подчинении Минэкономразвития РФ. Для исполнительных органов власти в российской политической системе, таким образом, свойственна централизация. В свою очередь, законодательные структуры в регионах в общем случае неподотчетны федеральному парламенту.

Какие есть в РФ местные исполнительные органы, функционирующие на территориях муниципалитетов? Прежде всего, стоит отметить, что местное самоуправление в РФ отделено от государственного, и потому те категории, что используются при описании деятельности федеральных и региональных структур, не всегда применимы в отношении местных. С одной стороны, на уровне муниципалитетов может наблюдаться деление органов власти на те, что выполняют законодательные, исполнительные и судебные функции. С другой, их полномочия могут быть существенно ограничены положениями НПА с более высокой юридической силой — федеральных и региональных.

Поэтому, что касается местного уровня власти в РФ, в отношении него справедливо говорить о том, что на нем представлены органы, являющиеся не исполнительными по сути, а выполняющими лишь функции, подобные тем, что осуществляет правительство РФ и подчиненные ему ведомства. То есть те, что связаны с практической реализацией положений действующих НПА, в том числе тех, что приняты на муниципальном уровне. В этом смысле полномочия исполнительного органа в системе местного самоуправления может иметь, к примеру, городская администрация. Или же ее непосредственный руководитель.

Функции и полномочия органов исполнительной власти РФ

Изучим теперь то, какие функции и полномочия характеризуют исполнительные органы в РФ. Касательно функций — к таковым эксперты относят:

  • разработку подзаконных НПА;
  • обеспечение функционирования системы государственного управления в стране;
  • реализацию государственной политики в различных направлениях;
  • применение административных норм;
  • ведение деятельности, связанной с выдачей лицензий, сертификатов, осуществлением регистрационных действий;
  • административный контроль в различных сферах правоотношений;
  • обеспечение правопорядка;
  • содействие информационному обеспечению работы структур власти.

Что касается полномочий правительства РФ, их спектр закреплен в положениях ст. 114 Конституции РФ. Высший исполнительный орган РФ может:

  • осуществлять разработку проекта бюджета страны и представлять его Госдуме;
  • вырабатывать ключевые принципы национальной финансовой политики;
  • формировать заключения по различным инициативам в данной сфере;
  • определять приоритеты государственного участия в социальной, культурной сферах, в здравоохранении, в вопросах экологии, науки;
  • управлять активами, находящимися в федеральной собственности;
  • обеспечивать безопасность страны;
  • выстраивать международные отношения.

Можно отметить, что данный перечень полномочий правительства не следует рассматривать как закрытый. Отдельными НПА для главного исполнительного органа власти РФ могут быть установлены новые полномочия.

Итак, в России реализован принцип разделения власти на 3 ветви. Если говорить об исполнительной, высшим ее органом является правительство. Оно имеет юридическую независимость от законодательных и судебных структур. Формально к исполнительной власти РФ не относится президент, однако его полномочия таковы, что фактически он играет определяющую роль в работе правительства. Он предлагает Госдуме кандидатуру премьер-министра, вправе распустить нижнюю палату парламента РФ, если она откажется назначать председателя правительства, утвердить глав федеральных ведомств.

Структура исполнительной власти РФ представлена министерствами, а также подчиняющимися им службами и агентствами. В регионах РФ учреждены собственные структуры, выполняющие те же функции. Они контролируются органами власти, работающими на федеральном уровне. Органы власти на муниципальном уровне также могут выполнять исполнительные функции — те, что связаны с применением законов, принятых федеральными, региональными и местными властями. Формально местные власти независимы от государственных. Но в ряде случаев их деятельность может контролироваться официальными исполнительными структурами в пределах тех полномочий, которые для них установлены регулирующими нормативными актами.

В других странах мира исполнительные функции, если говорить об общенациональном уровне власти, могут осуществляться иными структурами. Так, в США такой орган, как правительство, не учрежден. Его функции распределены между секретарями, которые формируют Кабинет США. В Китае принцип разделения власти не реализован. Те органы, что решают задачи, свойственные правительству РФ или секретарям США, не имеют юридической независимости от законодательных структур.

Виды унифицированных функций

При осуществлении правоприменительных функций орган исполнительной власти издает индивидуальные правовые акты (ненормативные правовые акты, правовые акты индивидуального применения). В отличие от эксклюзивных функций правоприменительные функции отнесены к ведению как федеральных министерств, так и федеральных служб и федеральных агентств.

Функции системного контроля. Системный контроль проводится федеральным министерством в отношении подчиненных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также государственных внебюджетных фондов, применительно к которым министерство наделено координационными полномочиями. В свою очередь, федеральная служба и федеральное агентство контролируют деятельность подчиненных им территориальных органов; федеральное агентство также осуществляет контроль за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий и государственных учреждений, находящихся в его ведении. При проведении системного контроля федеральные министерства наделены обширными властными полномочиями вплоть до отмены решений федерального агентства, федеральной службы, противоречащих федеральному законодательству.

Содержание публичных полномочий федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств

Любой федеральный орган исполнительной власти осуществляет эксклюзивные функции, установленные для данного вида органов, а также общие функции.

Федеральное министерство осуществляет функции нормативного регулирования, а также координационные функции и функции системного контроля в отношении федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении министерства. Координационные и контрольные функции Минздрава и Минэкономразвития распространяются также на государственные внебюджетные фонды [1] . Из 20 федеральных министерств не имеют подчиненных органов исполнительной власти только МВД России, МЧС, Минвостокразвития, Минспорт и Минэнерго. В ведении федерального министерства могут находиться органы исполнительной власти установленного вида, например федеральные службы – в системах Минюста, Минфина и Минтруда, либо федеральные агентства – в системах МИДа, Минпромторга и Минкультуры. Во всех остальных случаях в структурном подчинении федеральных министерств находятся как федеральные службы, так и федеральные агентства.

Федеральные министерства различаются на основе критерия административного подчинения: в непосредственном ведении Президента РФ находятся МВД России, МЧС, МИД, Минобороны и Минюст, остальные министерства подчинены федеральному правительству.

Федеральное министерство возглавляет федеральный министр, входящий в состав Правительства РФ. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента РФ (п. «д» ст. 83 Конституции РФ), а их заместители – в соответствии с подчиненностью соответствующего федерального министерства – Президентом или Правительством РФ. В зависимости от подведомственности соответствующих федеральных министерств утверждаются также и положения о них.

Федеральная служба осуществляет контрольные, надзорные и разрешительные функции. К ведению федеральных служб, подчиненных Президенту РФ, отнесена реализация специальных функций. Федеральные службы, не подчиненные федеральным министерствам, в том числе и федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ [2] , осуществляют функции нормативно-правового регулирования, а в случаях, предусмотренных указами Президента или постановлениями Правительства РФ, – также и функции по оказанию публичных услуг. Таким образом, статус федеральной службы во многом обусловлен спецификой административного или структурного подчинения, отнесенными к ее ведению полномочиями лицензирующего органа [3] , а также административно-юрисдикционными полномочиями.

Читайте так же:  Методическое пособие сто тпп 21-10-99

Федеральные службы по надзору и федеральные службы, наделенные специальными функциями в сфере административно-политической деятельности, являются коллегиальными органами. Возглавляет федеральную службу руководитель (директор). Руководители федеральных служб, наделенных правомочиями самостоятельного органа исполнительной власти и осуществляющих специальные функции, их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Руководители федеральных служб по надзору назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль их деятельности. Заместители руководителей федеральных служб по надзору назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб.

Федеральное агентство осуществляет функции по предоставлению публичных услуг и по управлению публичным имуществом. Федеральные агентства, к ведению которых отнесены специальные функции, являются самостоятельными органами исполнительной власти; к ним относятся ГУСП и Управление делами Президента РФ – органы, наделенные статусом федеральных агентств. Остальные федеральные агентства, за исключением Рособоронпоставки и Спецстроя, подчинены соответствующим министерствам, находящимся в ведении Правительства РФ. В непосредственном подчинении Правительства находятся только два федеральных агентства – Роскосмос и Росграница.

Подчиненность федеральных агентств можно отнести к универсальным правовым критериям, присущим в основном органам данного вида: в непосредственном подчинении Президента РФ находятся лишь два федеральных агентства [4] .

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральные агентства, в том числе и наделенные специальными правомочиями, относятся к коллегиальным органам. Руководители федеральных агентств, осуществляющих специальные функции, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ; руководители остальных федеральных агентств назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных агентств. Заместители руководителей федеральных агентств (за исключением заместителей руководителей федеральных агентств, осуществляющих специальные функции) назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных агентств.

Правительство РФ, осуществляя главенствующие руководящие полномочия в системе исполнительной власти, тем не менее не входит в ее состав. К ведению федерального правительства отнесено материально-техническое обеспечение деятельности всех органов исполнительной власти, в том числе и органов, находящихся в ведении Президента РФ. Применительно к этим функциям федеральное Правительство наделено властными полномочиями по контролю за расходованием публичных имущественных ресурсов. Таким образом, органы исполнительной власти в сфере административно-политической деятельности находятся в двойном подчинении: Президенту РФ применительно к существу руководства в сферах обороны, безопасности, внутренней и внешней политики и чрезвычайных ситуаций и Правительству РФ – в части осуществления полномочий материально-технического обеспечения [5] .

  • [1] В ведении Минтруда находятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ. На Минздрав возложена координация деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Содержание координационных функций федерального министерства, т.е. их прав и обязанностей, осуществляемых в отношении подчиненного им органа исполнительной власти, устанавливается нормативным правовым актом, поэтому координационная функция представляет собой разновидность функции нормативного регулирования. Таким образом, координационные функции и функции системного контроля осуществляются только в отношении субъектов публичного права.
  • [2] См.: разд. III Структуры федеральных органон исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636.
  • [3] Министерства могут быть наделены такими полномочиями только в случаях, предусмотренных указами Президента или постановлениями Правительства РФ.
  • [4] Рособоронпоставка и Спецстрой находятся в ведении Минобороны, а Рос- сотрудничество – в велении МИДа.
  • [5] В отличие от действующей структуры исполнительной власти аппарат государственного управления Российской империи был компактен. К концу 1894 г. в России действовали 14 центральных органов государственного управления, в том числе 10 министерств: императорского двора, иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, народного просвещения, путей сообщения, финансов, земледелия и государственных имуществ, юстиции, а также четыре ведомства, наделенные правомочиями министерства, – Главное управление государственного коннозаводства. Государственный контроль, Ведомство императрицы Марии, духовное ведомство православного исповедания во главе с обер-прокурором Святейшего синода. Характерной особенностью бюджетного финансирования деятельности министерств и ведомств в императорской России являлось постоянное сокращение расходов на финансирование центрального аппарата. Бюджетные ассигнования, выделяемые на финансирование системы министерств, ведомств, составляли 92% (по Министерству иностранных дел) и 91–93% (за исключением Министерства императорского двора и Государственного контроля).

Службы и ведомства функции и полномочия

  • Статьи
  • Полезное
  • Функции федеральных органов исполните.

Функции федеральных органов исполнительной власти

Государственная исполнительная власть обладает различными функциями. Отличаются полномочия и по типу органов власти: одними обладают министерства, другими службы, третьими наделены федеральные агентства. Отдельно можно выделить функции федеральных министров.

Функции федеральных органов исполнительной власти определяют их руководители. Ими являются президент РФ или председатель правительства (его также называют премьер-министр). Система исполнительной власти на государственном уровне состоит из министерств, федеральных служб и агентств, государственных комитетов.

Функциями (полномочиями) исполнительной власти наделяется каждый из перечисленных органов. Распределение между ведомствами происходит неравномерно. Например, полномочия Министерства печати сформулированы в 15 пунктах, в то время как сумма функций Министерства транспорта и Минэкономразвития переваливает за 150. Если брать среднее число, то каждое министерство наделено приблизительно 70 функциями, нижестоящие ведомства насчитывают их около 40 каждое.

Какие функции у власти

При таком большом количестве функций определенную проблему составляет попытка их типологизировать. Этому отчасти была посвящена деятельность Правительственной комиссии по проведению административной реформы, которая работала в 2003 году. Комиссия выделяет следующие типы функций исполнительной власти:

  • политическая – определение приоритетов и направлений политики государства;
  • международная – разработка и заключение международных договоров, участие в международных переговорах, контролирование соблюдения договоров контрагентами;
  • нормативно-регулятивная – создание законов и нормативно-правовых актов;
  • исполнительно-распорядительная – принятие распоряжений и публикация распорядительных актов, выполнение функций госзаказчика;
  • контрольно-надзорная – контроль за законностью, надзор за работой организаций и их аккредитация, а также аттестация, лицензирование, учет;
  • управления госимуществом – осуществление права собственника (учредителя);
  • оказания услуг – оказание внешним пользователям госуслуг;
  • обеспечивающие функции – позволяют обеспечивать саму работу ведомства.

Функции федеральных министерств

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции политические и регулятивные, является министерство. В этом смысле министерство уподобляется правительству в целом – ведь именно для правительства эти функции являются основными.

Рассмотрим, как в конкретном случае реализуются перечисленные функции. Сделаем это на примере Министерства экономического развития. До 2008 года оно носило название «Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации», затем было переименовано. Политическая и регулятивная функции в сфере торговли были переданы Министерству промышленности и торговли (Минпромторгу РФ).

На данный момент за Минэкономразвития закреплены полномочия по разработке программ социально-экономического развития страны (политическая функция), создания законов и нормативно-правовых актов (нормативно-регулятивная функция), формированию заказа на обязательную поставку сельхозпродукции в период войны (исполнительно-распорядительная функция), делегированию членов для представления интересов России в международных организациях туризма (международная), организационно-методическая помощь органам туризма (функция оказания услуг). Обеспечивающей функцией Министерства экономического развития является освоение правил гражданской обороны и пожарной безопасности в самом министерстве.

Функции федеральных служб

Основная функция федеральных служб (ФС) – контрольно-надзорная. Они следят за соблюдением правовых норм в рамках своих сфер деятельности. Подчиняются они министерствам, кроме некоторого количества напрямую подчиненных президенту или председателю правительства федеральных служб. Например, президенту напрямую подчинены Федеральная служба охраны (ФСО) и Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия). Контрольно-надзорная функция осуществляется через проверки, ревизии, ознакомление с отчетами о финансово-хозяйственной деятельности и проектов финансовых планов. Контроль реализуется через процедуры регистрации, аттестации, выдачи лицензий и другие.

Попросту говоря, ФС, на которые возложены функции контроля и надзора, должны выявлять, соответствует ли деятельность контролируемых органов и структур стоящим перед ними задачам и правильно ли они их исполняют. Если ФС находят нарушение в работе, им нужно установить, чем оно вызвано.

Функции федеральных агентств

Федеральные агентства (ФА) выполняют функции правоприменения, оказания госуслуг, управления госимуществом. Они так же, как и федеральные службы, подчиняются министерствам, кроме исключительных случаев, когда некоторые агентства поднадзорны президенту и премьеру. Агентства выполняют правоприменительные функции, кроме контрольно-надзорной, которую выполняют службы. Агентства не сами оказывают государственные услуги. Чаще всего они только организуют их оказание подведомственными государственными учреждениями.

ФА должны обеспечивать качественное управление государственным имуществом, осуществлять приватизационную политику. Если государственной собственностью грамотно управлять, это позволит увеличить бюджет страны и рост ее экономики.

Функции федеральных министров

Главы различных российских министерств наделены собственными полномочиями, которых довольно много. Перечислим только основные. Как руководители, они утверждают ежегодные планы работы и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, принимают отчеты. Министры вносят проекты положений о федеральных службах и федеральных агентствах в правительство. Они же предлагают установить определенную численность и размер фонда оплаты труда работников федеральных служб и агентств.

Главы министерств предлагают в Минфин проект бюджета страны. Они же вносят в правительство проекты различных актов и документов, относящихся к их работе. Министры предлагают правительству претендентов на должность руководителей государственных внебюджетных фондов, а также предлагают убрать с поста того или иного человека. Министры предлагают свои проекты организации деятельности внебюджетных фондов и способы отслеживания их работы. Они высказывают идеи о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств и т. д.

Читайте так же:  Нотариус кулешова одинцово

Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» председатель Правительства Российской Федерации имеет девять заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов[1]:

1 блок — органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (так называемые политические органы):

    • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);
    • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России);
    • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество);
    • Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России);
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
    • Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России);
    • Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России);
    • Федеральная служба судебных приставов (ФССП России);
    • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) (ГФС России);
    • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России);
    • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
    • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации;
    • Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);
    • Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);
    • Федеральное архивное агентство (Росархив);
    • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП);
    • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

2 блок — федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

    • Министерство здравоохранения Российской Федерации;
    • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
    • Федеральное медико-биологическое агентство(ФМБА России);
    • Министерство культуры Российской Федерации(Минкультуры России);
    • Федеральное агентство по туризму (Ростуризм);
    • Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России);
    • Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь);
    • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
    • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России);
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
    • Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);
    • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
    • Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра);
    • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России);
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);
    • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;
    • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Микомсвязь России);
    • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);
    • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать);
    • Федеральное агентство связи (Россвязь);
    • Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа;
    • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России);
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
    • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство);
    • Министерство спорта Российской Федерации;
    • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
    • Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
    • Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
    • Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
    • Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор);
    • Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот);
    • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
    • Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);
    • Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России);
    • Федеральная налоговая служба (ФНС России);
    • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь-регулирование);
    • Федеральная таможенная служба (ФТС России);
    • Федеральное казначейство (Казначейство России);
    • Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России);
    • Федеральная служба по аккредитации;
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество);
    • Федеральная служба государственной статистики (Росстат);
    • Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России).

3 блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

    • Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребндзор);
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор);
    • Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв);
    • Федеральное агентство по делам национальностей;
    • Федеральное агентство научных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, называют административными органами. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти

Правительство по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей. Федеральный министр назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.

Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

[1] Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».