Собственность как базовый элемент экономики

Автор: | 30.10.2018

Собственность как базовый элемент социальных отношений Кемкин Иван Викторович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кемкин Иван Викторович. Собственность как базовый элемент социальных отношений : диссертация . кандидата философских наук : 09.00.11.- Саранск, 2001.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/147-5

Основные понятия институциональной экономики

Главная > Шпаргалка >Экономика

Понятие институтов и их классификация

Институты это создаваемые людьми рамки поведения, регулирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие. Их главная роль-уменьшение неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Институты обеспечивают взаимопонимание между людьми путем формирования согласованных ожиданий при минимальном обмене информацией. Институты включают механизмы принуждения(санкции). Санкции бывают:политические, экономические, моральные

Институты делятся на формальные и неформальные

Неформальные-общепринятые условности, кодексы поведения.

Не фиксируются в письменной форме и защищены иными(не государственными) механизмами принуждения.

Формальные — правила которые создаются целенаправленно, легкофиксируються в письменной форме и выступают как ограничитель набора альтернатив.

По классификации Норта правила делятся на: политические, экономические, правила контрактации.

Политические определяют иерархическую структуру общества и наиболее важные характеристики контроля над политическими процедурами

Экономические устанавливают возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой индивиды конкурируют друг с другом. Устанавливают права собственности, пучок прав по использованию и получению доходов от собственности, ограничения доступа других индивидов к ресурсам

Правила контрактации- определяют способ, порядок и условия конкретного соглашения по обмену.

Формальные и неформальные институты. Природасанкций. Норма как базовый элемент института

Институты делятся на формальные и неформальные

Неформальные-общепринятые условности, кодексы поведения.

Не фиксируются в письменной форме и защищены иными(не государственными) механизмами принуждения.

Основным элементом неформальной институциональной среды явл-ся норма.

Норма-базовый регулятор взаимодействия людей. Норма-предписание определенного поведения, обязательного для выполнения. ЕЕ главной функцией является поддержание порядка во взаимоотношениях

Нормы поведения делятся на :наследуемые, генетически передаваемые и приобретенные.

Формальные-правила которые создаются целенаправленно, легко фиксируются в письменной форме и выступают как ограничитель набора альтернатив, защищены со стороны государства

Формальные правила-юридические нормы(законы)

Формальные могут быть искусственно придуманы и навязанны, а неформальные определяются прошлыми процессами, формируются в процессе исторического развития.

Связь между формальными и неформальными:

Неформ-ые являются источником формирования и измения форма-ых, если система развивается эволюционно

Неформальные могут быть продолжение формальных

Неформальные могут заменять формальные

Координационный и распределительный аспект институтов

Институты обладают двойственной природой. С одной стороны

Уменьшая неопределенность выбора и обеспечивая предсказуемость результатов совокупности действий, они облегчают процесс взаимодействия между людьми. В этом проявляется их координационная функция. Формальные и неформальные правила приобретают признаки общественного блага. Неформальныеявл-ся общественным благом в случае когда их разделяют все или большиснтво, проблема безбилетника исчезает под действием общественного порицания.

Но с другой стороны, институтыогрничивают доступ к ресурсам, как к политическим так и к экономическим. Это распределительный эффект.

Поэтому в обществе идет активная борьба за изменения правил, с целью измения возможностей доступа к ограниченным ресурсам

Существует точка зрения, что координационные аспекты возникают и воспроизводятся как побочные результаты распределительных процессов.

Роль институтов в функционировании экономических систем

В рамках традиционного общества институты ограничивали экономическое развитие. В данной системе преобладали отношения не кокуренции, асотрудничества, определяемые социальными и культурными ценностями. Как механизм принуждения выступало-общественное мнение. Обмен совершался строго в соответствии с нормами поведения и из-за этого практически отсутствовали мошенничество, обман, оппортунизм. Обмен характеризуется повторяемостью и отсутствием контроля и давления со стороны третьих лиц. Издержки заключения сделок низкие из-за плотной социальной сети взаимодействия. Из за персонифицированного обмена возникает ограниченность разделения труда и как следствие высокие производственные издержки, ограничение возможностей экономического роста. По мере увеличения кол-ва субъектов возникла проблема безбилетника и необходимость введения формальных правил. В традиционной системе нормы поведенияопределяют поведение человека, а так же цели и направления экономического развития. Втрадиц. обществе институты работали на поддержание и сохранение сложившегося порядка, направленного на выживание общины, поддержание групповой солидарности, ориентации экономической деятельности на непосредственное потребление.

Огромную роль с становлении рыночной системы сыграло государство и его политика протекционизма(гос-во обеспечивало защиту прав собственности и выполнение контрактов)В рамках рыночной системы происходит реформирование права собственности. неотчуждаемые права индивида:свобода располагать собой, своими действиями и своим имуществом. В основе модель экономического человека. Главная задача государства защита частной собственности. В рыночной становиться выгодным обман и оппортунистическое поведение. Возникает необходимость в установлении институов, как внутреннего элемента побуждений(интернационализация норм)-механизм принуждения к исполнению. Институт конкуренции и предпринимательства освобождали и оправдывали страсть к наживеи как следствие высвобождение коммерческой структуры из религиозных и культурных рамок. что обеспечило экономический взлет в западной европе. важную роль сыграли элементы эволюционного развития, такие как механизм укрепления персональной репутации торговца (является отправной точкой в эволюции деперсонализированного взаимного доверия на рынке) Торговые кодексы и принципы самоуправления в средневековых городах явились элементами становления западноевропейского капитализма

Основные понятия теории прав собственности. Права собственности, их параметры

Собственность можно рассматривать двояко. С одной стороны, как режим собственности, как важнейший институт, с другой — как отдельные права, являющиеся элементами целостной системы. В первом случае собственность выступает как «правила игры», регулирующие отношения между людьми по поводу ограниченных ресурсов. Во втором случае собственность трактуется как пучки правомочий, имеющиеся у того или иного индивида. В последнем качестве она рассматривается как право индивида определять все возможные способы использования активов. Права собственности возникают в связи с существованием относительной редкости благ и касаются их использования. При этом в понятие блага включается обозначение всего, что приносит человеку пользу или удовлетворение. Оно охватывает полномочия как над материальными, так и над нематериальными объектами, вплоть до неотчуждаемых личных свобод, В то же время права собственности являются видом социальных правил. Они представляют собой такие, санкционированные и принятые в обществе поведенческие отношения между экономическими агентами, которые определяют перечень возможных способов использования ограниченных ресурсов как исключительное право отдельных индивидов или групп.

Таким образом, права собственности можно рассматривать как фактически действующую в обществе систему исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Они закрепляются не только государственной властью, но и, традициями, нормами, и поэтому действительно являются «правилами игры», принятыми в обществе. Т. о, права собственности не сводятся исключительно к формальным правовым нормам, действенность которых подкрепляется карательной силой государства, а подкрепляются социальными правилами поведения. Видом социальных правил является и механизм формирования прав собственности на ресурсы. Однако в любом случае права собственности определяются и гарантируются некоторой управляющей структурой (или порядком), т. е. системой законов и норм, а также инструментами, защищающими этот порядок. Обеспечение порядка может быть чисто внутренним, когда соблюдение экономических правил является актом добровольного экономического выбора или же гарантироваться ожиданиями возможных санкций за их нарушение. И именно властные полномочия определяют механизмы формирования прав собственности как механизма исключительного доступа к ресурсам, выступающего основой их рационирования.. Наиболее полное определение прав собственности, предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов, важнейшими из которых являются:

право владения, т. е. исключительного физического контроля над вещью;

право пользования, т. е. личного использования вещи; право управления, т. е. решения, как и кем вещь может быть использована;

право на доход, т. е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею;

право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи.

К элементам, включенным Оноре в полное определение прав собственности, относятся также: право на безопасность, т. е. иммунитет от экспроприации; право на переход вещи по наследству или по завещанию; бессрочность; запрещение вредного использования, т. е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом; ответственность в виде взыскания, т. е. возможность отобрания вещи в уплату долга; ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине. Совокупность всех элементов предполагает определение прав собственности как исключительных. важнейшими являются права, определяющие, какие варианты использования актива законны. Сюда входят как право трансформировать и уничтожать актив, так и право получать доход от его использования и заключать с другими индивидами контракты об условиях. получения дохода, а также на определенное время передавать право собственности на актив другой стороне, т. е. право отчуждать его. права собственности — это вид социальных правил. И потому важным элементом защиты прав собственности является содержание не только органов правопорядка, но и сферы образования в той мере, в какой она обеспечивает информирование людей о существующих правовых и социальных условиях обмена. Иными словами, важен процесс социализации, обусловливающий соответствующее исполнение обязательств, что значительно снижает издержки по их защите

Читайте так же:  Договор переработки на давальческих условиях

Собственность как экономическая категория, сущность собственности, формы собственности

Собственность занимает определяющее место в системе производственных отношений по следующим признакам:

Собственность — фундамент всей системы общественных отношений;

От собственности зависит положение определенных слоев общества и возможность использования ими факторов производства;

Собственность — это главная движущая сила развития производственных сил;

Каждой экономической системе присуща основная специфическая для него форма собственности.

Собственность (как юридическая категория) — это право пользоваться и распоряжаться вещами.

Собственность (как экономическая категория) — это отношение между людьми, выражающее определенную форму присвоения благ, в особенности средств производства.

Субъект собственности — это активная сторона отношений собственности, имеющая право обладать объектом собственности.

Объект собственности — пассивная сторона отношений собственности в виде предметом природы, вещества, энергии, имущества, информации.

Отношения собственности:

  1. Субъектно-объектные отношения.
    Между собственником и объектом собственности различают отношения владения, пользования, распоряжения (высшая форма развития) и ответственности.
  2. Субъектно-субъектгные отношения.

Отношения между субъектами по поводу объекта собственности, которые возникают:

  • когда приходится делить существующую собственность;
  • по поводу создания новой формы собственности.

С 1 января 1991 года в России начал действовать закон о собственности, в котором закреплены 4 формы собственности:

  1. частная;
  2. коллективная;
  3. государственная;
  4. смешенная с иностранными гражданами и государствами.

Разгосударствление — снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача хозяйственных полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Приватизация — это процесс преобразования государственной собственности в коллективную или частную посредством передачи или продажи.

Теория трансакционных издержек

Трансакция как базовый элемент неоинституционального анализа

Категория трансакционных издержек уже использовалась при анализе теории прав собственности. И это не случайно. В неоинститу- циональном анализе трансакционные издержки — базовое понятие, посредством которого дается объяснение и экономических, и политических, и социальных процессов. Однако если издержки являются общеупотребительным термином, то понятие трансакции нуждается в пояснении.

Категория «трансакция» была введена в экономику представителем традиционного институционализма американским экономистом Дж. Коммонсом, по мнению которого трансакция представляет собой не просто обмен товаров, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом.

Не удивительно, что, являясь основателем социально-правового направления в рамках традиционного институционализма, Коммонс обращал внимание на важность правового контроля, определяя суть собственности в законном праве удерживать кем-либо то, что ему необходимо. И именно при совершении трансакции (сделки) осуществляется передача правового контроля над необходимой вещью. В рамках данного подхода трансакции представляют собой сделки или соглашения по обмену правами собственности, выступающие как социальная форма взаимодействия [1] . Следовательно, по мнению Коммонса, трансакция представляет собой базовое отношение в ходе экономической деятельности, так как без нее не могло бы быть производства, потребления, инвестирования и т.д.

Провозгласив трансакцию элементарной частицей экономической деятельности и, следовательно, основной единицей экономического анализа, Коммонс выделил три типа трансакций, неотделимых друг от друга, но различных по функциям участников: торговые, управления и рационирования.

Торговые трансакции предполагают перераспределение прав собственности на взаимовыгодной основе, т.е. признание эквивалентности получаемого и отчуждаемого блага. Таковым является обмен, в результате которого экономические агенты повышают свое благосостояние, передавая права на материальные ценности посредством добровольного соглашения между равными по закону сторонами. Этот тип трансакций характеризуется симметричностью отношений контрагентов, отсутствием оппортунизма, взаимной выгодой.

Отличительным признаком и результатом трансакции сделки (или торговой трансакции) является, по мнению Коммонса, добровольная передача (а не производство) богатства из рук в руки. Торговая трансакция — единственная форма, в которой возможно соблюдение условия симметричности правовых отношений между контрагентами. В качестве примера выступают фьючерсный контракт, переуступка долгов, кредитная сделка.

Примерами торговой трансакции могут служить и действия наемного работника и работодателя на рынке труда, действия кредитора и заемщика на рынке временно свободных денежных средств. Отличительной чертой торговой трансакции является то, что каждая из сторон самостоятельно принимает окончательное решение об участии в обмене. С этой точки зрения торговая трансакция осуществляется между равными в правовом отношении, но (и это следует подчеркнуть) не обязательно равными в переговорной силе сторонами.

Важно отметить, что государство — невидимый участник всех торговых трансакций: оно (в рамках терминологии теории прав собственности) осуществляет спецификацию прав собственности посредством принятия хозяйственного законодательства.

Коммонс обращает внимание на то, что материальные ценности производятся и поставляются с помощью трансакций управления, которые подразумевают отношения власти и подчинения между узаконенными уровнями иерархии. Иными словами, данный тип трансакции построен на отношениях «управление-подчинение», что предполагает принятие окончательного решения только одним из контрагентов, имеющих на это преимущественное право. Такой тип трансакции имеет место в бюрократических организациях, внутрифирменных отношениях, т.е. там, где возможно осуществить передачу права на принятие решения (как право свободы) в обмен на доход больший, чем рыночная ставка заработной платы [2] .

Как типичный пример трансакций управления рассматривается взаимодействие начальника, который готовит приказы о приобретении, отчуждении или использовании блага, и подчиненных, которые должны их исполнять. Заметим, что в трансакции управления, в отличие от торговой трансакции, правовые отношения асимметричны. Кроме того, результатом торговой трансакции является перемещение богатства, а результатом трансакции управления — его производство. Еще одно отличие заключается в том, что объектами торговой трансакции оказываются права на обмениваемые блага, а объектом трансакции управления — поведение одной из сторон правового отношения.

Иными словами, одна из сторон выражает непосредственно свою волю в форме команды (или приказания), которая предполагает одностороннее ограничение набора допустимых действий для другой стороны. В терминах проблемы выбора это означает, что процедура оценки альтернатив как средство их отбора вытесняется для управляемого ограничениями, оставляющими доступной только одну альтернативу. В таком определении трансакция управления не более как чистая модель. В реальности же даже в отношениях раба и рабовладельца трансакция управления дополняется торговой трансакцией.

Что касается трансакций рационирования, то, по мнению Ком- монса, они представляют собой переговоры по достижению соглашения между несколькими участниками, которые имеют права распределять прибыли и убытки, т.е права реального распределения богатства или дохода. Они также подразумевают асимметричность отношений и подчинение между узаконенными уровнями иерархии (это касается и разработки политики дивидендов, и разработки налоговой политики правительственными органами и т.д.).

Таким образом, в трансакции рационирования сохраняется правовая асимметрия, но право принятия решения передается коллективному органу управления, выполняющему функцию спецификации прав. Примером трансакции рационирования является направление расходования средств организации или выбор инвестиционных проектов советом директоров. Это касается и составления федерального бюджета правительством, и утверждения его органом представительной власти. Здесь возможны обращения одной стороны к другой, которые принимают вид переговоров, однако в отличие от торговой трансакции только одна сторона обладает исключительным (формальным) правом принятия окончательного решения. В то же время в отличие от трансакции управления рационирующая сторона вовсе не обязательно обладает возможностью определять все действия рационируемого.

Результатом трансакций рационирования, по мнению Ком- монса, является наделение богатством того или иного экономического агента. Следовательно, трансакции рационирования распределяют прибыли и убытки от создания материальных ценностей по предписанию верхних уровней власти. И, надо обратить внимание, эти стратегические трансакции формируют ограничения на потенциальное содержание торговых трансакций и трансакций управления. Коммонс отмечает, что торговые трансакции, в которых присутствует так любимый неоклассической теорией постулат добровольности и взаимовыгодное™ обмена, производны от трансакций рационирования, которые пронизаны властными полномочиями [3] .

Читайте так же:  Срок полномочия генерального прокурора

Одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые упорядочивают взаимоотношения между экономическими агентами. К примеру, если ограничений на максимальный уровень процента не существует, то кредитные сделки являются торговой трансакцией. Если же они существуют (к примеру, со стороны светских или религиозных властей), то торговая трансакция может дополняться трансакцией управления, предполагающей навязывание заемщикам особых условий.

Однако несмотря на все различия, в общем случае, как уже отмечалось, трансакции выступают как сделки по обмену правами собственности (в любой комбинации тех или иных ее элементов), которые носят социальный характер, т.е. подчиняются определенным правилам.

В экономической теории взаимодействие между людьми рассматривается на фоне таких ключевых допущений, как ограниченность ресурсов и максимизация собственной выгоды участников (или следование собственным интересам). Как следствие, трансакция (подчас в неявной форме) содержит три характеристики, являющиеся отражением трех видов социальных отношений: конфликта, зависимости, порядка. Коммонс определяет конфликт как отношение взаимоисключения по поводу использования ограниченного ресурса. Взаимозависимость — отношение, отражающее взаимное понимание возможностей повышения благосостояния посредством взаимодействия. Порядок же выступает как отношение, посредством которого определяется не только суммарный выигрыш, но и его распределение между заинтересованными сторонами.

При таком подходе сами правила (институты) можно трактовать как результат согласования противоречивых интересов людей, позволяющих им упорядочивать свои отношения, реализовывать свои потенциальные преимущества, определять свой статус и роль, а также границы допустимых действий. И таким образом правила направлены на разрешение неизбежных (в условиях ограниченных ресурсов) конфликтов, обязательный характер разрешения которых диктуется существующей зависимостью людей вследствие разделения и специализации труда [4] . Субъекты могут устанавливать такие правила, которые обеспечивают либо взаимовыгодный, либо принудительный обмен правами и свободами. И именно в зависимости от характера разрешения конфликта — взаимовыгодного или принудительного и выделяются типы трансакций, о которых шла речь выше: торговой трансакции, трансакции управления и трансакции рационирования.

Если использовать категорию «трансакция», то в рамках неоклассической теории рассматривался только тип торговой трансакции, причем осуществляемой без каких-либо издержек. Категория издержек здесь относится к затратам, связанным с преобразованием исходного сырья в готовый продукт [5] (издержки, обусловленные поиском, сопоставлением, сравнением и прочими характеристиками, сопровождающими рыночные сделки, во внимание не принимаются). Что, впрочем, неудивительно при постулате полноты информации, заложенном в неоклассический анализ.

Если подходить совсем строго, то при данных положениях имеет место не трансакция, а просто обмен благами, который осуществляется мгновенно и не имеет пространственно-временной составляющей. И здесь их цена отражает ценность, основанную на физических характеристиках. Торговая же трансакция предполагает и ценность, связанную с набором отчуждаемых и присваиваемых прав; иными словами — не только передачу товара как носителя определенных потребительских характеристик, но и наличие определенной контрактной формы его покупки и продажи. И, как таковая, предполагает наличие трансакционных издержек.

В экономическую науку термин «трансакционные издержки» вошел благодаря Р. Коузу, которого по праву относят к основателям неоинституционализма. В знаменитой ныне статье «Природа фирмы» (1937 г.) Коуз использует эту категорию для объяснения существования таких противоположных рынку «островков сознательного контроля», как фирма. Правда, в этой статье Коуз обозначает трансакционные издержки как «издержки использования механизма цен», или «рыночные издержки». Позднее в статье «Проблема социальных издержек» (1960 г.) Коуз уже употребляет выражение «издержки рыночных трансакций». Их сущность он описывает следующим образом. Для осуществления рыночной трансакции необходимо определить, с кем желательно заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения о том, что условия контракта выполняются, и т.д. Решение этих вопросов требует ресурсов, соответствующие затраты и будут представлять трансакционные издержки, или издержки заключения сделки.

Возникнув при анализе вопросов, связанных с природой фирмы, в дальнейшем инструментарий теории трансакционных издержек стал использоваться для изучения функционирования институциональных систем. Через их изменения объясняются представителями неоинституционального направления возникновение и развитие различных социальных и экономических институтов, в том числе прав собственности, различных типов экономических организаций, государства, конкретных форм хозяйственной деятельности и т.д. Кстати, Р. Коуз выдвигает одну из основополагающих идей неоинституциональной экономической теории, заключающейся в том, что сокращение трансакционных издержек является главной функцией институтов.

В заключение отметим, что трансакционные издержки представляют собой ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций. И для объяснения феномена трансакционных издержек наиболее существенны два момента:

  • • несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом индивидов;
  • • существование неопределенности. Неопределенность существует не только в связи с фрагментарностью, а подчас и искажен- ностью получаемой информации, но и невозможностью ее точной интерпретации в силу ограниченных познавательных способностей индивида. Учитывая эти аспекты, трансакционные издержки можно интерпретировать как издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними. Они имеют определенную структуру и классификацию.
  • [1] Обратим внимание, что эта идея была воспринята представителями неоинституционального направления, рассматривающими обмен товарами как обмен пучкамиправомочий.
  • [2] Как увидим в дальнейшем, трансакция управления лежит в основе такого типаконтрактов, рассматриваемого в рамках неоинституционального анализа, как контракто найме.
  • [3] Уже отмечалось, что проблема власти — центральная проблема исследованийтрадиционного институционализма, и это в явном виде обнаруживается в рассужденияхКоммонса. Классическая же школа, подчеркивая связь экономической свободы и богатства нации, игнорировала то обстоятельство, что богатство представляет собойвласть.
  • [4] Обратим внимание, что именно представители традиционного институционализма выдвинули в качестве предпосылки становления институтов сформировавшиесяв обществе предпочтения и интересы, предположив при этом, что институт есть формасогласования интересов.
  • [5] В рамках неоинституционального анализа они получили название трансформационных издержек.

3.4. Собственность как базовая категория экономической организации общества

Категория собственность занимает центральное место в ряду базовых категорий экономики.

Экономическая мысль 19 века внесла существенный вклад в изучение собственности как центральной экономической категории.

Французский экономист Пьер-Жозеф Прудон (1809-1885) сущность собственности определил следующей фразой: «Собственность – это кража». Хотя это определение и не получило признания, однако в нем есть рациональное зерно. Оно заключается в том, что в основе собственности лежат не природные, а общественные отношения, так как если вещь принадлежит определенному лицу, то она не может принадлежать другому. Следовательно, категория собственность возникает только в обществе людей. Робинзону на необитаемом острове даже мысль не приходит в голову о понятии собственность. Категория собственность имеет место и связана как с людьми, так и с вещами. Нельзя ее рассматривать без вещей и без общества людей.

Таким образом, собственность – это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ (вещей), и в особенности решающих вещей – средств производства.

Роль и место собственности в системе общественных отношений дает о ней наиболее полное представление.

Собственность – основное экономическое отношение, исходное звено выстраивания всей системы хозяйственных связей и различных уровней системы интересов.

Собственность всегда должна быть реализована в доходах или в каких-либо результатах для своего субъекта, без чего она не приобретает характера экономического отношения. Еще А.Смит писал: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов».

Под экономическими интересами понимается стремление людей к удовлетворению своих объективных материальных потребностей.

В любом обществе имеет место сложное сплетение экономических интересов, выступающие чаще всего как социальные противоположности. Так, например, рабочие заинтересованы в увеличении заработной платы, в то время как предприниматели заинтересованы в снижении издержек, в том числе и за счет снижения заработной платы с тем, чтобы увеличить прибыль. Конкурентная борьба является ярким отражением противоречий экономических интересов.

В бывших социалистических странах было принято выделять три линии относительно обособленных интересов: личности, коллектива и общества. Существовала концепция, что все три линии интересов не противоречивы и бесспорно получают наилучшее сочетание.

Но жизнь показала неправомерность такой позиции, т.к. нет тех ресурсов, которые позволили бы обеспечить удовлетворение всех назревших потребностей. Значит, надо определить приоритетность целей.

Читайте так же:  Адвокат пр

В СССР игнорировалась социальная природа человека, которая уходит глубокими корнями в сферу формирования обыденного сознания. Предпочтение отдавалось общественным интересам. Однако тот неоспоримый факт, что в решении проблем обыденной жизни личностные интересы оказываются ближе, чем общественные, привел к очень важному выводу, а именно, что удовлетворение общественных и коллективных потребностей происходит через удовлетворение личных потребностей как движущей силы, как фундамент всех побудительных факторов роста производства. Осознание и признание этого факта позволило нашему обществу коренным образом изменить сложившийся стереотип мышления. Экономика, т.е. ее механизмы поворачиваются лицом к человеку.

В рыночной экономике экономические интересы также приобретают достаточно сложную структуру, которые тесно переплетены и взаимосвязаны. Упрощенно можно выделить следующие уровни интересов:

Рыночная экономика более ориентирована на приоритетность индивидуальных интересов и более приспособлена для оптимального соотношения между их различными уровнями, а следовательно, наиболее стимулирует эффективное использование средств производства.

Собственность – это основа, базис всей системы экономических отношений. От установившихся форм собственности зависят характер распределительных отношений в обществе, а также характер обмена и потребления. Именно от собственности зависят имущественное положение и уровень потребления отдельных социальных групп населения (например: олигархи и пенсионеры).

Собственность – категория историческая. Ее формы меняются с изменением способа производства. Однако переход одних форм собственности в другие может происходить эволюционным путем, т.е. отмиранием неэффективных форм и заменой более жизнеспособными ее формами (например, в РФ при переходе на рыночную экономику). Существует и революционный путь замены форм собственности, т.е. насильственные методы утверждения новых форм собственности (пример России в преобразовании отношений собственности после Октябрьской революции 1917г.).

Теоретические исследования чаще всего направлены на выяснение частной и общественной собственности. Частная собственность выражает присвоение средств производства и результатов труда отдельными лицами – индивидуумами. Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. Она соединяет производителей со средствами производства как общим достоянием.

Историческая миссия общественной собственности на средства производства состоит в преодолении антагонизма между трудом и присвоением средств производства и результатов труда. Общественная собственность ассоциированных трудящихся может состояться лишь в том случае, когда собственники средств производства являются одновременно и собственниками прибавочного продукта.

Отношения собственности предполагают наличие субъектов и объектов собственности.

В качестве субъектов выступают индивид, коллектив, государство.

В качестве объектов собственности – средства производства, предметы потребления, земля, ее недра, воды, леса.

В рыночной экономике преобладает частная собственность, в рамках которой функционируют различные ее формы:

— индивидуальная трудовая частная собственность;

— индивидуальная собственность с применением наемного труда;

— коллективная форма частной собственности (кооперативы, товарищества, акционерные общества).

В рыночной экономике имеет место и государственная собственность (например, в РФ – федеральная, региональная, муниципальная) в подлинном понимании термина, но не отождествленная с общественной, общенародной собственностью, которая имела место в СССР и других социалистических странах.

В экономике США государственная собственность составляет до 10%, в настоящее время в России – около 35%.

Анализ понятия собственности показывает, что она выражает в обществе не только экономические, но и юридические отношения, поэтому она является одновременно категорией и экономики, и права. Без юридического оформления объектов собственности соответствующими субъектами невозможно использование средств производства и произведенных продуктов. Юридические и экономические отношения собственности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В традиционном понимании собственность трактуется чаще всего как юридическое понятие, отражающее законодательное регулирование имущественных отношений. Экономическое содержание определено менее отчетливо. На поверхности явлений собственность выступает как имущественное отношение. Юридическое содержание собственности описывается со времен римского права правомочиями владения, пользования, распоряжения:

— право владения, т.е. право исключительного контроля над благами;

— право пользования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;

— право распоряжения, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ.

Юридические решения, правовые акты могут иметь важное значение в переломные периоды развития общества. С помощью права можно решать экономические задачи по изменению установившихся отношений собственности. Именно этот путь был избран в перестройке отношений собственности в странах, в прошлом строящих социализм и коммунизм. Взамен тоталитарной государственной собственности создаются многообразные формы частной и ассоциированной собственности.

Для эффективного функционирования различных форм собственности в рыночной экономике необходимо законодательное закрепление трех различных видов собственности:

— недвижимое имущество (недвижимость) – производственные и непроизводственные помещения, дороги, транспортные сооружения, объекты инфраструктуры, земля;

— движимое имущество (движимость) – имущество свободно перемещаемое: машины, оборудование, инструменты, мебель, ценные бумаги и т.д.;

— интеллектуальная собственность – изобретения, программное обеспечение электронной техники, рукописи, произведения искусства и т.д. Права интеллектуальной собственности закрепляются патентами, авторскими правами, товарными знаками и т.п.

Переход к рыночным механизмам регулирования экономики предполагает демонополизацию государственной собственности и создание разнообразных форм собственности, взаимно дополняющих друг друга и наиболее приспособленных к конкретной сфере экономики.

В России и других бывших социалистических странах переход к рынку был невозможен без кардинальных реформ в системе отношений собственности. Задача заключалась в том, чтобы путем разгосударствления собственности обеспечить оптимальное сочетание частной, коллективной, государственной и смешанной форм собственности. Проблема приватизации является весьма сложной, она должна ответить на вопрос: как формировать собственность граждан – делить между населением всей страны или безвозмездно передать средства производства трудовому коллективу (см. тему 7).

В условиях Российской экономики проблема усугубляется еще и тем, что к частной собственности сложилось негативное отношение. Многие годы людям внушали, что процесс огосударствления собственности носит объективный характер.

Выбору наиболее оптимального пути приватизации помогает опыт других стран. Процессы национализации и денационализации происходят во всех государствах с целью решения конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.

Большое развитие приватизация получила в западноевропейских государствах. Особенно интересен опыт Великобритании, где около трети занятых в производстве были переведены в частный сектор в результате распродажи государственных предприятий. Были использованы различные методы – распродажа и безвозмездное распределение акций, отчисления со стороны пользователей, продажа государственного жилья квартиросъемщикам и т.д.

Во Франции по закону, принятому в 1986г., было денационализировано 65 государственных компаний и банковских групп в течение 5 лет. Участие иностранного капитала было ограничено до 20%.

В США действует программа по созданию «народных предприятий». Суть ее заключается в том, что работники могут выкупить предприятия в рассрочку в течение 5 лет за счет части прибыли. Установлена и единовременная выплата в размере 10-20% суммы выкупа.

Разнообразные методы приватизации используются в восточноевропейских государствах.

В бывших ГДР и Венгрии принят вариант продажи предприятий по их рыночной стоимости. В бывшей Чехословакии полностью, в Болгарии, Румынии и Польше частично осуществлено бесплатное уравнительное распределение среди взрослого населения купонов, чеков (ваучеров) с последующим обменом на акции приватизированных предприятий. В бывшей Югославии приватизация проводилась путем преобразования государственных предприятий в закрытые акционерные общества. Акции раздавались со скидкой 30% от номинала +1% за каждый год стажа работы. Выкуп осуществляется в рассрочку до 10 лет.

В России с 1992 года до середины 1994 года осуществлялась чековая (ваучерная) приватизация. Каждый житель страны получил приватизационный чек (ваучер) номиналом в 10000 рублей, который он мог поменять на акции приватизированных предприятий или на пай в чековых инвестиционных фондах (ЧИФ), а также продать по рыночному курсу любым частным лицам. Стоимость ваучера была определена делением остаточной стоимости объектов собственности страны на число жителей страны.

Конкретные формы акционирования государственных предприятий определены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год». В ней предусмотрены 3 варианта, которые отличаются методом формирования контрольного пакета акций.

После завершения чековой приватизации осуществляется второй этап приватизации путем продажи на денежные средства с аукционов, а также путем конкурсной продажи.

На рис. 3.4 приведены способы и цели приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах с рыночной экономикой и в Российской Федерации.

Рис. 3.4. Способы и цели приватизации

Как следует из этой схемы, цели различаются в связи с тем, что Российская Федерация находится на этапе преобразования отношений собственности