Сопровождение в органы опеки

Автор: | 05.08.2018

Сопровождение семей и модернизация органов опеки в свете Национальной стратегии

В Москве состоялось очередное заседание Координационного Совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Совет образован Указом Президента РФ от 10.09.2012. На этот раз главной темой обсуждения стала «Профилактика социального неблагополучия семей и их сопровождение. Совершенствование работы органов опеки и попечительства».

Планировалось, что основные доклады сделают Министры труда и образования. Но в последний момент выяснилось, что Дмитрий Ливанов уехал в срочную командировку и его заменил заместитель Вениамин Каганов.

Именно он сообщил, что в целом по России в этом году на 3,4% снизилось выявление детей, оставшихся без попечения родителей. Можно сказать, что в последние пять лет это стало тенденцией и «прирост сиротства» снизился на 40%. По данным Минобрнауки уже 48 536 детей в 2013 году устроено в семьи. И до конца года их количество станет еще больше. На 24% снизилось количество образовательных учреждений для детей-сирот и на 35%- численность детей в них.

Из новшеств, касающихся органов опеки и попечительства, замминистра отметил изменения в форме 103-РИК, которая отражает все, что происходит с детьми в субъекте федерации. Теперь сюда добавится пункт о движении кадрового состава специалистов этих органов.

О скором принятии закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» рассказал Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Там есть термин «социальное сопровождение» и новая статья «Профилактика обстоятельств, вызывающих потребность в социальном обслуживании». Она предполагает организацию обследования условий жизнедеятельности граждан, определение причин, вызывающих потребность гражданина в социальном обслуживании и мониторинг данных государственной статистической отчетности. Также предусмотрено проведение при необходимости выборочных социологических опросов населения. Ну а если профилактика не удалась, и семья признается нуждающейся, то для нее будет составляться индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Детям такие услуги будут обеспечены бесплатно.

Будут утверждены регламенты межведомственного взаимодействия, ведь зачастую семья, оказавшаяся в социально-опасном положении, нуждается в медицинской, педагогической, юридической помощи. В принципе, инфраструктура социальных служб, которая будет заниматься социальным патронатом, уже создана. В России действует 3030 учреждений социального обслуживания семей и детей.

Депутат Государственной думы Ольга Баталина посетовала, что медленно сокращается количество детей, изъятых из семей. (В 2012 году – 4632). Поэтому в ближайших планах законодателей ввести судебный порядок отобрания ребенка. Четче будут прописаны нормы для лишения и ограничения прав родителей (За последние три года на 19% сократилась численность детей, родители которых лишены родительских прав). Есть предложение и о том, чтобы ранее разусыновившие детей семьи, имели возможность восстановиться в родительских правах.

В ст.71 ФЗ «Об образовании в РФ» будут внесены изменения в части установления льгот (в пределах установленной квоты) при приеме в ВУЗы сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

И наверное, главное, на что обратили свои взоры законодатели, это увеличение форм для семейного устройства детей. Но поскольку патронат возвращать в Семейный кодекс они считают невозможным (чтобы не было путаницы с социальным патронатом), они предлагают создавать профессиональные семьи по трудовому договору именно для детей, которых редко принимают замещающие семьи (старшие, сиблинги, с ограниченными возможностями).

Руководитель правозащитного движения «Сопротивление», член Общественной палаты России Ольга Костина сказала собравшимся, что количество социальных сирот уменьшается медленно из-за бедности. Поэтому необходимо принимать меры по поддержке биологической семьи. Пример привела Петербургский Уполномоченный по правам ребенка Светлана Агапитова. Пособие матери-одиночки в Петербурге по уходу за ребенком составляет 1000 рублей в месяц (возраст ребенка от 1,5 до 7 лет). А если она не может устроить ребенка в детский сад из-за очереди? На что жить? И мамы отдают своих детей в сиротские учреждения.

Председатель «Сопротивления» напомнила, что до сих пор не принят внесенный в Госдуму год назад закон о защите жертв, и законодательно не прописан термин «жестокое обращение с детьми».

Заместитель директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Николай Цветков поразил всех предложением лишать прав родителей, если установлен факт употребления ими наркотиков. Правда, цифры, которые он привел перед этим, снизили накал возмущения присутствующих. В России – 18 млн. наркопотребителей, 8 млн. принимают эпизодически, 2 млн. употребляют «тяжелые» наркотики.

Руководитель рабочей группы Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Галина Семья рассказала о стандартах, которые разработаны для сотрудников органов опеки. Вскоре будет оцениваться их профессиональная квалификация, они должны будут сдавать экзамены. Уполномоченные организации при подборе специалистов смогут использовать детектор лжи. Возможно, в ближайшее время в перечне профессий появится воспитатель, поскольку сейчас это должность, а должны быть профессиональные стандарты, потому что воспитывать надо уметь.

Заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец сообщила, что в истекающем году федеральными структурами принято более 70 нормативных документов, касающихся детей, 50 млрд. выделено на помощь регионам для строительства детских садов и перинатальных центров. Власти стараются соответствовать вызовам демографической ситуации. Но сейчас вступают в детородный возраст те немногочисленные дети, которые родились в 90-е годы, а это значит, что вскоре нас ожидает спад рождаемости, а потому их надо поддерживать. Например, молодые мамы могли бы бесплатно посещать курсы по подготовке к поступлению в ВУЗы.

Не может не вызывать тревогу и проблема с абортами – в этом году российские женщины их сделали 250 тысяч.

По-прежнему продолжаются дебаты по поводу создания Алиментного фонда. Задолженность по алиментам в стране составляет 92 млдр. руб. Поэтому в ближайшее время в законы будут внесены запреты для должников на приобретение недвижимости и крупных вещей, а также административные наказания для руководителей предприятий, которые их укрывают.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Координационного Совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, Валентина Матвиенко сказала, что по-прежнему необходимо налаживать взаимодействие всех органов государственной власти, занимающихся профилактикой семейного неблагополучия. В регионах даже органы опеки относятся к разным ведомствам, и это существенно усложняет координацию. Сами органы опеки стоят на пороге изменения структуры, идеологии и штата сотрудников, что должно их сделать не карательными органами, а именно службой ОПЕКИ и ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА.

Валентина Матвиенко тоже почеркнула срочность вопроса с алиментами, и необходимость создания трехзначного федерального телефона доверия для детей и семей. А также предложила проанализировать предоставление жилья специализированного жилого фонда детям-сиротам, чтобы не улучшать за счет государства жилищные условия асоциальным элементам, лишенным родительских прав.

Опытом реализации Национальной стратегии в регионе поделился Губернатор Пермского края Виктор Басаргин. И там действительно много всего, чему стоит поучиться. Например, в крае выпускается журнал «Сфера детства», каждый из номеров которого посвящен одной статье Стратегии. Проходит общественная экспертиза всех законопроектов, а при Губернаторе создан Координационный совет с участием НКО. Принята программа «Семья и дети Пермского края», которая уже приносит первые плоды. В крае изначально высокий уровень сиротства – сказывается специфика региона – большое количество тюрем. Но сейчас уже 94% детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в семьи. Всего 9 тыс. замещающих семей. Они имеют возможность пользоваться различного рода сертификатами, например, на медицинское обслуживание, на приобретение путевки на отдых, на посещение спортивной секции. А специалиста по социальному сопровождению семьи, как считает Губернатор, надо ввести в КДН.

Читайте так же:  Увольнение с отработкой с какого дня считать

«Вообще мы мало знаем о том, что происходит в других регионах, а там все больше становится практик, которые можно было взять на вооружение, — делится впечатлениями Светлана Агапитова. — Жаль, что Санкт-Петербург в последние годы практически потерял лидерство по новациям в социальной сфере. Например, во многих субъектах уже есть Советы или межведомственные комиссии при Губернаторах по семье и детям. У нас же множество комитетов и ведомств этим занимаются, но для координации действий практически не собираются. Думаю, что надо обратиться к Георгию Полтавченко с таким предложением.

Многие вопросы, которые обсуждались на Совете, так или иначе поднимались и нами на разных уровнях. Например, вспомнили годовой давности наше обращение по поводу назначения пенсий по потере кормильца детям-подкидышам. Пока вопрос так и не решен.

Актуальными сочли мои предложения по совершенствованию закона 15 ФЗ в части обеспечения жильем детей-сирот.

Теперь все эти проблемы «добрались» до самого «верха» и, я надеюсь, начнут решаться».

Временная опека и сопровождение несовершеннолетних

Если так случилось, что родители вынуждены проживать раздельно с детьми достаточно длительный срок , например, по причине работы, командировки без возможности забрать детей с собой, временной нетрудоспособности в виде инвалидности , но при этом есть возможность проживания детей с близкими родственниками, например, с бабушкой, тогда возникает вопрос определения правового статуса и юридического оформления ситуации.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ м естом жительства детей признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно ст. 63 СК РФ именно р одители обязаны воспитывать своих детей и нести ответственность за их воспитание и развитие. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Именно р одители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Кроме того, ст. 64 СК РФ предполагает, что з ащита прав и интересов детей также возлагается на их родителей.
Таким образом, закон полагает, что в период длительного раздельного проживания с детьми родители не исполняют свои обязанности.

При этом нормы СК РФ закрепляют возможность лишения родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения родительских обязанностей, а также ограничения родительских прав в случае, когда оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другое).

Защита прав и интересов детей в случаях длительного отсутствия родителей возлагается на органы опеки и попечительства.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание, под опеку или попечительство, в приемную семью либо в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, если ребенок в период длительного отсутствия родителей просто останется с бабушкой без юридического оформления, то формально он может быть помещен под надзор в образовательную, медицинскую организацию или организацию, оказывающую социальные услуги или устроен на воспитание в семью.

Поэтому в соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве» к огда сами отец и мать по любой из причин в какой-то период времени лишены возможности заботиться о своих детях, они имеют право обратиться в органы опеки и попечительства и предложить кандидатуру, например, бабушки на роль опекуна на время своего отсутствия , вынужденного или добровольного.

Так согласно ст. 12 допускается оформление предварительной опеки и попечительства в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя. Орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя . Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени. Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будут назначены опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев.
Согласно ст. 13 указанного закона родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

Опека осуществляется над детьми, возраст которых не достиг 14 лет. Над детьми, которые старше 14 лет, но не достигших совершеннолетия, оформляется попечительство (ст. ст.32-33 ГК РФ).

Ст. 146 СК РФ четко регламентирует, кто может взять ответственность за судьбу ребенка (даже на некоторое время), а кто нет. Например, сами бабушки, в свое время лишенные прав родителей, таких прав по отношению к внукам не имеют.

Если возраст опекуна превышает 60-летний барьер, то передача детей на воспитание становится невозможной.

Для оформления опеки или попечительства потребуются:

1. паспорт опекуна (бабушки);

2. медицинское заключение по поводу оценки здоровья;

3. справку о постоянном доходе ;

4. документ о праве владения жильем;

6. справка об отсутствии судимости;

8. если ребенок достиг возраста 14 лет, то нужно его письменное согласие ;

9. справка о состоянии здоровья несовершеннолетнего;

10. согласие самых близких ребенку людей (из числа родственников) с выбором кандидатуры бабушки на роль опекуна.

Кроме этого, нужен будет акт, составленный представителями ООП после посещения места проживания бабушки , и где будет жить ребенок.

В случае проживания ребенка в своем прежнем жилище потребуется обследование этой жилплощади на предмет ее пригодности.

Оформление опеки над несовершеннолетними детьми бабушкой рассматривается органами опеки и попечительства по месту проживания ребенка. Решение об опеке или попечительстве выносится в течение семи дней. В случае отказа бабушка может оспорить это решение через суд. При положительном решении регистрация опекунства производится в органах ЗАГСа.

О формление сопровождения несовершеннолетних.

В соответствии с законодательством большинства регионов страны несовершеннолетним не следует в определенное время находиться в общественных местах без сопровождения родителей или законных представителей, родственников или ответственных лиц. Поэтому, если ребенок отправляется в поездку без родителей, то сопровождающему его взрослому надо будет при необходимости предоставить доказательства правомерности нахождения с ним.

Нужна ли доверенность на ребенка по России для поездки?
Доверенность на ребенка требуется только в одном случае — если ребенок выезжает за пределы нашего государства. В соответствии с ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из РФ без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд с указанием срока выезда и государств, которые он намерен посетить.
Внутри же России такой документ необязателен.

Таким образом, если опираться на российское законодательство, доверенность на ребенка в путешествиях по России действительно не требуется.

Однако доверенность может оказаться и весьма полезной. Так, если она есть, то ни у проводников в поездах, ни у членов экипажей самолетов или судов, ни тем более у сотрудников транспортной полиции не будет вопросов о том, кто именно сопровождает ребенка и на каком основании. Даже если несовершеннолетний едет с бабушкой или дедом — как им быстро доказать, что они состоят с ним в родстве? Ведь в паспортах или свидетельствах о рождении такого рода сведения не указываются.

Читайте так же:  Войнов адвокат

Именно поэтому для поездки с ребенком сопровождающему крайне желательно иметь следующие документы:

свидетельство о рождении или паспорт ребенка (если он ему уже выдан);

доверенность или разрешение от родителей на сопровождение ребенка в поездке.

Также надо отметить, что по достижении определенного возраста (10 лет — на поездах, 12 — на самолетах или автобусах) ребенок формально может пользоваться междугородним транспортом и самостоятельно. Правда, при этом нужно учитывать, что во многих городах действует так называемое правило о комендантском часе, гласящее, что позже определенного времени несовершеннолетние могут находиться в общественных местах только в сопровождении взрослых. При нарушении ребенок может быть задержан до того момента, когда его заберет кто-то из родных. Сопровождающий же с доверенностью или просто доверенность, выданная самому ребенку, такие вопросы снимает.

Правовое сопровождение установления опеки и попечительства

Установление опеки или попечительства с первого взгляда являются схожими процедурами, так как опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Главным отличием является то, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство – над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
К сожалению, не всегда при установлении опеки и попечительства одно знание норм Семейного кодекса Российской Федерации приводит к положительному исходу. Поэтому консультации юристов по вопросам опеки и попечительства в ряде случаев просто необходимы.
При выборе данной услуги Вы можете получить следующий комплекс мероприятий:

  • Юридическая помощь в подготовке необходимых документов
    Срок оказания услуги: по запросу**
    Стоимость: от 10 000 рублей*
  • Оформление и подача заявлений в орган опеки и попечительства
    Срок оказания услуги: по запросу**
    Стоимость: от 5 000 рублей*
  • Представительство Ваших интересов в соответствующих органах
    Срок оказания услуги: по запросу**
    Стоимость: от 5 000 рублей*

*Состав и расчет стоимости являются примерными и разработаны для типичной ситуации. Если Ваша ситуация отличается, мы разработаем и предложим иной состав услуг и их стоимость.
** Срок устанавливается после уточнения имеющих значение для исполнения поручения обстоятельств.

Сопровождение в органы опеки

Арсланова Юлия Фанисовна
студентка социально-гуманитарного факультета

Научный руководитель:
Квасникова Татьяна Юрьевна
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Уфа

Происходящие на территории РФ реформы социально-экономического характера негативным образом сказались на таком институте социализации, как семья, где наблюдается деформация традиционных семейных устоев и семейного воспитания. Кризис семейных отношений и ценностей привел к тому, что родителей лишают родительских прав из-за аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания малолетних детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и т.д. Указанные причины привели к увеличению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в защите. Как известно, эти дети воспитываются в условиях детского дома, интерната и т.д. Дети, воспитывающиеся в подобных государственных учреждениях, как правило, получают хорошее материальное обеспечение, но, как показывает практика работы, недополучают и лишены самого главного — любви. Исходя из этого, государственная политика в сфере образования стремится к реализации семейной формы воспитания детей. Где одной из приоритетных форм семейного воспитания является приемная семья.

Приемной семьей признается опека и попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями [2,с.64]. Органы опеки и попечительства играет большую роль в организации приемной семьи.

Для осуществления передачи детей на воспитание в приемную семью, необходимо учитывать каких детей можно передать в семью. К таким детям можно отнести следующих воспитанников: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание.

В соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008г. №49-ФЗ определенные лица могут стать приемными родителями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, это совершеннолетние лица обоего пола. В то же время в указанном законе существует положение об ограничении следующих лиц, не позволяющих им участвовать в воспитании подобных детей:

— признанных судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

— лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

— имеющих заболевание, при наличии которого нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью;

— имеющих или имевших судимость;

— лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка [2,с.64].

Граждане, выразившие желание стать приемными родителями (приемным родителем), предоставляют в орган опеки и попечительства по месту жительства документы. В частности в опытной работе мы изучали особенности работы Управления по опеке и попечительству Администрации ГО г. Уфа РБ. Исследуя особенности работы данного управления, нами был изучен алгоритм оформления документов приемной семьи:

1. Первичное консультирование в Управлении по опеке и попечительству Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан; 2. Подготовка документов, психологическое обследование и обучение в МУ «ЦПМСС Семья» по программе подготовки замещающих родителей к приему ребенка в семью; 3. Получение заключения о возможности гражданина быть приемным родителем; 4. Постановка на учет в качестве приемного родителя; 5. Подбор ребенка; 6. Издание постановления главы Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан об установлении опеки над несовершеннолетним; 7. Заключение договора о приемной семье; 8. Контроль за условием жизни и воспитания несовершеннолетнего подопечного и сопровождение [1].

Управление по опеке и попечительству Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан осуществляет контроль над детьми, переданными на воспитание в приемные семьи. В приемной семье плановые проверки проводятся в виде посещения:

· 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении приемного родителя;

· 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении приемного родителя;

· 1раз в 6 месяцев в течение второго и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении приемного родителя.

Для осуществления процесса сопровождения приемной семьи и эффективной работы с приемной семьей специалистами органа опеки и попечительства реализуются различные формы и методы работы. В частности, в практике работы широко используются такие формы, как первичное консультирование, беседа, круглый стол. Основными методами работы – наблюдение, свободное интервью, биографический метод, беседа [1].

Таким образом, роль органов опеки и попечительства в организации приемных семей занимает важную позицию. Ведь непосредственно функцию защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы опеки и попечительства, которые являются исполнительной ветвью власти, т.е. специально уполномоченным органом государственной власти субъекта федерации. В целях защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемную семью, важно обеспечить не только контроль, но и поддержку процесса адаптации детей в приемной семье, комплексный процесс сопровождения замещающей семьи, а это предполагает реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям и их законным представителям, которые могут выполнять соответствующие профессиональные службы, уполномоченные органы опеки и попечительства.

1. Буклет для приемных родителей. Управление по опеке и попечительству Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан. 2. Семейный Кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, КноРус, 2011.-6

Цена вопроса- сопровождение: продажа с разрешения опеки + покупка

Продаем 3 комн. квартиру в Москве 3 собственника из них двое детей по 1/3 75 метров -покупателя нашли , хотим купить 3 комнатную в другом районе Москвы- есть интересующая 79 квартира .

Читайте так же:  Срок подтверждения получения требования по ткс

Задача 1.Взять и отдать авансы 2.Помочь собрать или до собрать документы.3 Помочь пройти опеку (готовы увеличивать детскую долю в новой квартире), помочь пробить новую квартиру.

4.Выйти на сделку -будет разница цены в нашу пользу

Интересует ЦЕНА вопроса?

Участник программы «‎Работаю честно»

где территориально квартиры находятся?
покупатель с ипотекой/альтернативой?
у меня цена вопроса от 120 тыс, зависит от ответов на ву вопросы
Дополнительные расходы будут еще по сделке:
— нотариальный договор — максимум 25тыс
оценка для опеки- 4-5тыс
ячейка/аккредитив- 4-5 тыс, за каждую
регистрация — 10-12тыс
нотариус 2-5 тыс (доверенности/согласия)

О взаимодействии Отдела опеки и попечительства администрации Березовского района со службами сопровождения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей

О взаимодействии Отдела опеки и попечительства администрации Березовского района со службами сопровождения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей

На территории Березовского района деятельность по сопровождению замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Альянс» в пгт. Березово и Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток» в пгт. Игрим.

Так по состоянию на начало декабря 2016 года в службу сопровождения БУ «Альянс» обратились для организации сопровождения 79 замещающих семей (2015 — 77, 2014 – 109) и детей, воспитывающихся в замещающих семьях, 117 человек (2015 — 122, 2014 – 105).

За аналогичный период текущего года в службу сопровождения БУ «Росток» обратилось 53 семьи (2015 — 50, 2014 – 64), подопечных детей в количестве 95 человек (2015 – 93, 2014 – 96).

Необходимая помощь замещающим семьям предоставляется в виде социальных услуг. С учетом индивидуальных потребностей получателям социальных услуг оказывается социально-психолого-педагогическая помощь в создании благоприятной ситуации проживания, воспитания, образования и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные услуги оказываются как в условиях учреждений, так и с выходом в замещающие семьи.

Основные направления деятельности при работе с семьями:

— профилактическое, направленное на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки опекунов, попечителей, приемных родителей, по вопросам воспитания, общения и обучения детей, гармонизацию взаимоотношений между членами семьи, стабилизацию различных ситуаций в семье. По данному направлению проводятся различные мероприятия, тренинги для детей и родителей, семинары для родителей, индивидуальные беседы, родительские собрания, психологические, педагогические, правовые консультации для родителей;

— диагностическое, направленное на выявление комфортности проживания в замещающей семье, выявление причин возникновения проблем в воспитании приемных детей; изучение личностных качеств детей и родителей, изучение внутрисемейного статуса и социальной роли в семье;

— консультативная работа, направленная на решение выявленных проблем, освещения вопросов, связанных с проблемами обучения, развития, жизненного самоопределения приемных родителей;

— коррекционная работа, направленная на оказание психологической помощи и поддержки замещающим родителям в решении личностных проблем приемных детей (по результатам диагностического обследования);

— просветительская работа, направленная на повышение психологической компетенции замещающих родителей, на популяризацию психолого-педагогических знаний среди замещающих семей;

Результаты сопровождения замещающих семей используются в работе органа опеки и попечительства в части осуществления контроля за деятельностью законных представителей по соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных.

В случаях поступления информации о семье (или ребенке) из медицинских, социальных и образовательных организаций (например, о проблемах в обучении ребенка, адаптации, поведении и т.д.), по результатам проверок условий жизни подопечных (нарушение детско-родительских отношений, отклонения в поведении подопечных, конфликтные ситуации и т.д.) инициатором организации сопровождения семей является отдел опеки и попечительства. Для получения необходимых с учетом потребностей социальных услуг замещающим родителям направляются письма с рекомендациями по обращению в службы сопровождения (в обязательном порядке при прибытии семьи на территорию района на постоянное место жительство из других муниципальных образований автономного округа и субъектов РФ).

29.03.2016 БУ «Росток» в пгт. Игрим был организован семинар для приемных родителей на тему «Сопровождение замещающих семей», где были затронуты правовые аспекты организации работы с замещающими семьями, актуальные проблемы, возникающие в семьях, практика и опыт сопровождения замещающих семей, трудности в осуществлении сопровождения и т.д.

В рамках социального партнерства и соглашения о взаимном сотрудничестве 12 сентября текущего года также был организован семинар (с элементами тренинга) в пгт. Березово для замещающих родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) с участием специалиста (психолога) БУ ХМАО-Югры «Северяночка» г.Нягани. Мероприятие проводилось в целях повышения родительской компетенции, возможности получения родителями дополнительной психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания подопечных детей.

Во исполнение приказа Департамента социального развития ХМАО-Югры от 14.12.2012 № 777-р «Об организации проведения ежегодного тестирования подопечных детей на комфортность их пребывания в семье опекунов, попечителей, приемных родителей» с 2012 года БУ «КЦСОН «Альянс», БУ «ЦСПСД «Росток» осуществляется тестирование подопечных детей возрастом от 4-х лет до совершеннолетия на комфортность их пребывания в замещающих семьях.

Так в период 2015-2016 годов организовано и проведено тестирование 200 подопечных детей, воспитывающихся в семьях опекунов, попечителей и приемных родителей, на комфортность пребывания их в семье, где у 9 детей выявлен низкий уровень комфортности пребывания. По результатам тестирования с подопечными с низким уровнем комфортности пребывания и их семьями проводятся индивидуально-профилактическая работа согласно индивидуальному плану, коррекционная работа по профилактике детско-родительских отношений, по снижению выявленных факторов риска, мероприятия по повышению родительской компетенции.

Мониторинг эффективности сопровождения замещающих семей осуществляется по результатам тестирования детей на комфортное пребывание в семье. По информации БУ ХМАО- Югры «Росток», 47 семей находятся с положительной динамикой, в семьях стабильные взаимоотношения; у 6 семей выявлены факторы риска: нарушение детско-родительских отношений, эмоциональная нестабильность, неадекватная самооценка (заниженная либо слишком завышенная), тяжелое переживание возрастных кризисов, отсутствие теплоты и взаимопонимания. По информации БУ ХМАО — Югры «Альянс», 98% подопечных показали наличие комфортности пребывания в семьях и значимость замещающей семьи для детей.

Успешным результатом сопровождения замещающих семей является стабильное положение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающей семье, которое гарантирует соблюдение его права на семью, позитивную социализацию и уверенное будущее.

Однако, как показывает практика, меры принимаемые службами сопровождения, органом опеки и попечительства, в том числе органами и учреждениями системы профилактики несовершеннолетних не всегда предотвращают возвраты детей из замещающих семей. Опасность возврата ребенка из семьи существуют на протяжении всего периода проживания ребенка в семье. Это связано со многими объективными и субъективными причинами. Кроме того, нельзя не отметить и переоценку законными представителями своих возможностей по воспитанию приемных детей (своих воспитали, значит и других сможем воспитать), переходный подростковый возраст (различные последствия для девочек и мальчиков), конфликт «отцов и детей», а иногда и действия, либо бездействия самих родителей, которые приводят к отстранению от обязанностей законных представителей (ненадлежащее исполнение обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, причинение вреда здоровью, физическому и нравственному развитию ребенка и т.д.). Так, за истекший период 2016 года органом опеки и попечительства приняты решения об отстранении 3-х законных представителей (опекунов, попечителей, из них 2 родные бабушки) в отношении 5 несовершеннолетних подопечных (в 2015 году отстранены 3 замещающих родителей в отношении 3 несовершеннолетних, в 2014 году отстранений не было). Меры профилактического характера и административного воздействия в отношении последних положительного результата не имели.

Сопровождение в органы опеки

Сопровождение семьи, которая приняла ребенка и нуждается в психологической, юридической, социальной, педагогической помощи, осуществляют организации, расположенные на территории муниципальных образований, по месту жительства семьи.

2016. Интернет-портал Правительства Архангельской области Министерство науки и образования Архангельской области Отдел опеки и попечительства