Содержание:
В 1972 году в Москве подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), который стал важным шагом на пути разрядки и спасения мира от угрозы ядерной войны
Может быть, сейчас это кажется невероятным, но мир однажды уже стоял на пороге атомной катастрофы. В октябре 1962 года противоречия между СССР и США, когда американское ядерное оружие было размещено в Турции, а советское — на Кубе, вполне могли привести к реальному военному конфликту. Но тогда стороны достигли компромисса.
Уже в следующем, 1963 году, между Советским Союзом, Соединенными Штатами и Великобританией был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в воздухе, космическом пространстве и под водой. Постепенно к политическим руководителям противоборствующих блоков приходило осознание бессмысленности дальнейшей гонки вооружений. Так, в 1967 году министр обороны США Роберт Макнамара публично признал, что Советский Союз останется способен уничтожить США даже после первого американского атомного удара. Советские руководители также пришли к выводу о необходимости мирного сосуществования стран с различными социально-экономическими системами. В 1971 году официальная газета ЦК КПСС «Правда» писала: «Мы исходим из того, что улучшение отношений между СССР и США возможно. Наша принципиальная линия в отношении капиталистических стран, в том числе США, состоит в том, чтобы последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования; развивать взаимовыгодные связи, а с теми государствами, которые готовы к этому, сотрудничать на поприще укрепления мира, придавая максимально устойчивый характер взаимоотношениям с ними».
США сделали попытку договориться с Советским Союзом при президенте Ричарде Никсоне. Первая встреча советской и американской делегаций началась 17 ноября 1969 года в столице Финляндии. Обсуждения были непростыми, переговоры еще несколько раз проходили в Хельсинки и Вене. Поиск взаимоприемлемых решений шел вокруг двух вопросов: ограничения количества «дальнобойных» баллистических ракет и «замораживания» создания новых средств противоракетной обороны. В результате в Москве 26 мая 1972 года было подписано два документа: договор об ограничении систем противоракетной обороны и «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений» (известное как «ОСВ-1»).
Одно время в ходе переговоров обсуждали даже полное запрещение противоракетных систем, однако в итоге сошлись на том, чтобы оставить возможность ввода в строй противоракет, которые были на стадии строительства.
Ограничения были наложены и на систему ПВО. В соответствии с договоренностями, СССР и США не стали создавать системы противовоздушный щит по периметру своих границ. Стороны могли иметь не более двух территориальных группировок ПВО, каждая из которых предполагала не более 100 зенитных ракет. Ограничивал договор количество и точки размещения радиолокационных станций. В 1974 году был подписан дополнительный протокол к договору по ПРО, по которому СССР и США могли развертывать не две, а только одну систему противоракетной обороны.
С принятием договора ОСВ-1 нельзя было увеличивать общее число пусковых установок наземных баллистических ракет и ракет, установленных на подлодках, а также само количество подводных ракетоносцев. Соглашение не позволяло создавать новые шахтные пусковые установки баллистических ракет. Вместе с тем договор разрешал окончить строительство уже находящихся в производстве подлодок и ракетных шахт. Поэтому СССР смог, не нарушая условий договора, достроить 62 подводные лодки, которые были способны нести до 740 ракет.
Хотя к концу 1970-х годов советско-американские отношения испортились, договор ОСВ-1 сыграл важную роль в обеспечении мира, стал базой для дальнейших договоренностей по ограничению вооружений. Этот договор можно считать победой советской дипломатии, поскольку его заключение позволило сберечь ресурсы страны в гонке ядерных вооружений.
Подписание договора ОСВ-1 между СССР и США: дата. Переговоры об ограничении стратегических вооружений
Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) – серия двусторонних соглашений между СССР и США по вопросу безопасности от ядерного вооружения. Раундов переговоров было несколько. В результате были подписаны договоры ОСВ-1 и ОСВ-2. Первый — в 1972 году, второй – в 1979 году.
Предпосылки и концепция «достаточности» в СССР
Если говорить о предпосылках и причинах того, почему произошло первое подписание договора ОСВ-1, то здесь необходимо упомянуть про концепцию «достаточности» в ядерном вооружении. Данный термин неоднозначно воспринимался на Западе, но этот факт совсем не влиял на поведение советской стороны. На XXVI съезде КПСС была озвучена наша официальная ядерная концепция. Суть ее в том, что СССР и США имеют равновесие, которое объективно служит сохранением мира, и на вооружении имеется достаточное количество ядерных боеголовок, которые распределены равномерно между Ракетными войсками стратегического назначения, ВМФ и ВВС. Никакого превосходства в количественном отношении над американцами нам не нужно. Фактически руководство СССР объявило о том, что никакой гонки вооружения больше не будет. Еще Н. Хрущев в свое время заявлял Д. Кеннеди о том, что для нашей страны не имеет значения то, сколько раз США может ее уничтожить — восемь или девять. Нам достаточно знать то, что СССР может уничтожить США хотя бы один раз. Фактически это и есть вся суть «концепции достаточности», которую оформили на съезде партии уже официально.
Соединенные Штаты относились к этому иначе: они с нежеланием шли на подписание договора ОСВ-1. Причина кроется во внутриполитической борьбе: в США соревнуются две партии на выборах. Одна всегда должна критиковать другую. В шестидесятых годах прошлого века Демократическая партия была солидарна с советской стороной и сделала так, чтобы новый срок республиканец Никсон начал свое правление с вопроса об ограничении вооружений. Для нового президента эта была серьезная головоломка, так как он на протяжении всей предвыборной кампании критиковал возможный ядерный паритет СССР и США. Он всё время заявлял о том, что нужно добиваться тотального превосходства в вооружениях над нашей страной. Этим и воспользовались проигравшие демократы, подложив «свинью» под кресло нового президента.
Никсон попал в патовую ситуацию: с одной стороны, он раскритиковал идею паритета СССР и США, был сторонником ядерного количественного превосходства. А с другой стороны, наращивание гонки вооружения в одностороннем порядке — при официальном объявлении СССР об ограничении численности своего ядерного вооружения — подрывало имидж Штатов как «силы добра», которая борется с «Империей зла». Получается то, что стороны меняются ролями в глазах всего западного капиталистического мира. В этой связи Никсону пришлось идти на уступки и согласиться на подписание договора ОСВ-1.
Концепция США при Никсоне
Заявить о том, что США и СССР подписывают новые договоры, и устанавливается паритет, естественно, президент от Республиканской партии не мог. Именно поэтому и была выбрана «стратегия достаточности» и в США. Т.е. для избирателей она являлась чем-то между концепцией тотального превосходства и концепцией ядерного паритета. На самом деле, эта точка зрения вовсе не популистская: США действительно обладали большим запасом ядерного вооружения, чем СССР.
Показательна реплика заместителя министра обороны Д. Паккарда: «Достаточность означает лишь то, что это слово удобно употреблять в выступлениях. Кроме этого она ничего не значит». Скорее всего, президент Никсон расценивал «концепцию достаточности» как некий компромисс между своей предвыборной программой и политикой предшествующих до него демократов.
Принципы по развитию американских стратегических сил
Итак, администрация Никсона объявила о «концепции достаточности». Официально были предложены следующие принципы:
- Поддержание достаточного числа стратегических вооружений для ответного удара даже после «внезапной ядерной атаки».
- Устранение любого стимула для «внезапной атаки».
- Лишение возможности предполагаемого противника возможности нанести ущерб США больше, чем могут нанести ущерб Соединенные Штаты в ответном ударе.
- Обеспечения защиты США от ядерных ударов.
Как и всегда бывает в американской дипломатии, этот проект можно «подогнать», как для «концепции достаточности», так и для доктрины «тотального превосходства», так как четких планов и конкретных цифр в ней не предусмотрено. Многие военные эксперты заявили, что любая сторона может посчитать эту концепцию так, как ей вздумается, и будет права. Однако прямой отказ от тотального превосходства уже некий прогресс политики США, без которого абсолютно невозможным становится подписание договора ОСВ-1.
Проблема противоракетной обороны
Вся суть американской политики проявилась при обсуждении противоракетных систем. Дело в том, что СССР ушел вперед по технологиям противоракетной обороны. Мы научились на 23 года раньше американцев сбивать ядерные ракеты неядерными ракетами за счет кинетической энергии от взрыва тротилового эквивалента. Фактически у нас был безопасный щит, который позволял не взрывать на нашей территории ядерных боеголовок. Американцы же могли сбивать ядерные ракеты только другими ядерными ракетами с меньшей мощностью. В любом случае избежать ядерного взрыва на территории США не получалось. Поэтому американцы настояли на отказе от создания системы ПРО при обсуждении ОСВ-1 и ОСВ-2.
США объясняли отказ от развития ПРО тем, что якобы нет смысла ограничивать гонку наступательных вооружений, если не запретить гонку оборонительных. По словам американцев, продолжение развитие ПРО советской стороной дестабилизирует установившееся деликатное равновесие между двумя сверхдержавами. В этом вопросе США как будто забыли о своем превосходстве в наступательных вооружениях и о предвыборных обещаниях Никсона.
Советская сторона категорически была против такого подхода, справедливо заявляя о том, что развитие обороны – это морально, а развитие нападения – безнравственно. К тому же, американцам предложили решить вопрос о сокращении наступательных вооружений, также справедливо заявляя то, что у США было по ним преимущество.
Развертывание американских ПРО – угроза предстоящих соглашений
В 1967 году Администрация США в одностороннем порядке развертывает свою систему противоракетной обороны. Они объясняли это тем, что система не направлена против СССР, а имела своей целью нейтрализовать угрозу КНР. Последняя и вовсе имела к тому времени лишь номинальное ядерное оружие, которое никак не могло угрожать США. Удивительным образом история повторяется с противоракетной обороной США в Восточной Европе, которая направлена якобы против Ирана, хотя он не угрожает ни США, ни странам Восточной Европы. Военные специалисты отмечали тогда, как и отмечают сейчас то, что целью американцев является наша страна.
К 1972 году Правительство и министерство обороны США уже не могли себя оправдывать перед антимилитаристскими силами в западном мире. Ядерный запас США увеличивался, оружие совершенствовалось, а никаких предпосылок для этого не наблюдалось. Наша страна назло американцам вела дружелюбную политику, соглашаясь на любые соглашения – незадолго до этого всё же было подписано соглашение об ограничении развития системы ПРО.
Визит Никсона в СССР и подписание договоров
В мае 1972 года состоялся исторический визит Никсона в Москву. Предварительный договор об ограничении стратегических вооружений был подписан 29 мая 1972 года. Он назывался «Основа взаимодействия между СССР и США». Обе стороны признали, что мирное сосуществование обеих великих держав является единственной приемлемой основой взаимоотношений. Также обе страны взяли на себя ответственность по предотвращению локальных конфликтов, взяли на себя обязанность проявлять сдержанность и решать разногласия мирными средствами.
В мае также был подписан другой договор – «Договор об ограничении систем противоракетной обороны». Стороны должны были выбрать определенные участки на своей территории, на которых будут расположены объекты ПРО. СССР оградил Москву от ядерных атак. США – несколько объектов с ядерным оружием.
Подписание договора ОСВ-1: дата, основные положения
ОСВ-1 – это совокупность договоренностей между Америкой и СССР с 1969 по 1972 год. Всё началось в Хельсинки. И многие считали, что он так и останется в проекте. Однако всё же состоялось подписание советско-американского договора ОСВ-1 Никсоном в Москве в 1972 году. Ядерное оружие СССР и США с этого времени строго фиксировалось. Рост количества боеголовок запрещался. Также вводился мораторий на испытание ядерного оружия в СССР, но это не значило, что наша страна готова была отказаться от продолжения работы по развитию ядерной энергетики вооружения.
В это время Советский Союз развертывал до 200 новых ракет. У США было 1054 Межконтинентальных баллистических ракет, 656 ракет на подводных лодках. Ядерное оружие СССР и Соединенных Штатов с этого времени оставалось неизменным. Однако американцы брали на вооружение новый тип ракет – РГЧ (ракеты с разделяющимися частями). Особенность их в том, что номинально это одна ракета, но она поражает несколько стратегических объектов.
ОСВ-1 и ОСВ-2 – это единая система договоров. Второй являлся логическим продолжением первого. Отличие лишь было в том, что ОСВ-2 – единый договор, подписанный 18 июня 1979 года в Вене на встрече Л. Брежнева и Д. Картера.
Основные положения
ОСВ-2 ограничивал количество стратегических носителей до 2400 штук. Обе стороны также договаривались уменьшать этот объем. Только 1320 единиц могли быть оснащены боеголовками с заданным объектом поражения. В это количество входили все разновидности ядерного вооружения. Помимо этого ограничения коснулись количества боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях: кораблях, самолетах, подводных лодках.
ОСВ-2 запрещал и ввод в эксплуатацию новых ракетных шахт, ограничивал модернизацию. Каждая из сторон, например, могла развернуть не более одной новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая могла быть оснащена 10 боезарядами.
ОСВ-2 не был ратифицирован в США, так как Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. Однако неофициальный договор соблюдали обе стороны.
История ограничительных договоров на ОСВ-2 не закончилась. 31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательный вооружений Советского Союза и США (Договор СНВ-1). Это один из последних договоров СССР, подписанный М. Горбачевым. Срок его действия составлял 15 лет. Цель договора – сокращение вооружения до 30 процентов от всех имеющихся сил ядерного вооружения. Исключение лишь было сделано для морских крылатых ракет с дальностью свыше 600 км. Это и неудивительно: США располагали огромным количеством таких ракет, а у нашей страны их не было совсем.
После распада СССР необходимо было вновь переподписать договор уже с Россией, так как возник риск того, что наша страна не будет исполнять условия СНВ-1. В январе 1993 года был подписан новый договор – СНВ-2 Б. Ельциным и Дж. Бушем. В 2002 году наша страна вышла из договора в ответ на то, что США вышли из договора по ПРО. В 2009 году Д. Медведев и Б. Обама в Женеве вели переговоры о новом договоре по СНВ, однако республиканский американский Конгресс блокировал все инициативы демократа Б. Обамы в этом вопросе. Официальная формулировка конгрессменов – «США опасаются «жульничества» со стороны России по исполнению договора».
В 2010 году президенты России и США подписали новый договор. Каждая сторона по нему может иметь не более 1 550 единиц ядерных боезарядов. Число стратегических носителей не должно превышать более 800 единиц. Этот договор ратифицировали обе стороны.
Стратегические ядерные силы СССР и России
Представляемый раздел составлен на основе материалов, опубликованных в книге Стратегическое ядерное вооружение России (под. ред. П.Л. Подвига, Москва, ИздАт, 1998 г.) а также публикаций Центра. Он адресован слушателям курса «Стратегические вооружения и проблемы безопасности» в качестве учебного пособия.
- Создание ядерного оружия
- Создание стратегических средств
- Обеспечение количественного паритета
- Ограничение вооружений: Договор ОСВ-1 и Договор по ПРО
- Модернизация стратегических сил в начале 70-х годов
- Договор ОСВ-2
- Программа модернизации конца 70-х годов
- Начало разоружения: Договор СНВ-1
- Распад Советского Союза
- Договор СНВ-2
- Современное состояние и перспективы развития
Ограничение вооружений: Договор ОСВ-1 и Договор по ПРО
Первые консультации о возможности начала переговоров об ограничении вооружений были начаты в 1967 г., а конкретная договоренность о начале переговоров была достигнута в июле 1968 г. После задержки, вызванной вводом советских войск в Чехословакию и президентскими выборами в США, переговоры были начаты в ноябре 1969 г. Первоначально предполагалось, что предметом переговоров станет всеобъемлющее соглашение, касающееся как наступательных так и оборонительных вооружений. Однако, в процессе обсуждения наступательных вооружений Советский Союз последовательно настаивал на обязательном учете средств передового базирования США, расположенных в Европе. В итоге было решено, что соглашение о наступательных вооружениях не будет иметь всеобъемлющего характера и не будет включать ограничений на бомбардировщики. В то же время, стороны согласились заключить полномасштабное соглашение об ограничении оборонительных средств.
Прогресс в области ограничения оборонительных противоракетных систем стал возможен прежде всего благодаря тому, что к моменту начала переговоров как в СССР так и США была продемонстрирована невозможность создания эффективной системы ПРО, способной обеспечить защиту ограниченного района или территории страны. В связи с этим на одном из этапов переговоров стороны были готовы пойти на полное запрещение противоракетных систем, однако в итоге было решено сохранить возможность развертывания систем, находившихся в процессе разработки и строительства.
В основу соглашения об ограничении наступательных вооружений был положен принцип, в соответствии с которым ограничению подлежало количество пусковых установок баллистических ракет как наземного, так и морского базирования. Количество бомбардировщиков, а также количество боезарядов соглашением никак не ограничивалось. На ранних стадиях переговоров СССР и США обсуждали возможность запрета на оснащение баллистических ракет боеголовками индивидуального наведения, однако сторонам не удалось найти взаимоприемлемого решения этой проблемы.
Ставшие результатом переговоров документы — Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-1) — были подписаны 26 мая 1972 г. и вступили в силу 3 октября 1972 г. Срок действия Договора ОСВ-1 составлял 5 лет, Договор по ПРО обладал неограниченным сроком действия.
Основным положением Договора ОСВ-1 стало обязательство СССР и США не начинать с 1 июля 1972 г. строительства новых стационарных пусковых установок баллистических ракет наземного базирования, а также не увеличивать количество подводных лодок и пусковых установок баллистических ракет морского базирования. Кроме этого, соглашение запрещало создание новых шахтных пусковых установок тяжелых ракет, а также переоборудование существующих ШПУ в пусковые установки тяжелых ракет. В результате установления этих ограничений была фактически заморожена структура группировок баллистических ракет наземного базирования. На момент подписания соглашения в СССР были построены или находились в процессе строительства 1416 шахтных пусковых установок, 308 из которых предназначались для размещения тяжелых ракет Р-36 (SS-9) и Р-36М (SS-18 Mod 1). Кроме этого, к числу тяжелых ракет относились 18 орбитальных ракет Р-36, развернутых на полигоне Байконур.
Установленные ОСВ-1 ограничения на количество подводных ракетоносцев относились только к подводным лодкам построенным после 1964 г. и, таким образом, не касались советских подводных лодок проектов 629 (Golf), 658 (Hotel) и 701 (Hotel III). Поскольку Договор разрешал завершение строительства подводных лодок и шахтных пусковых установок, начатого к моменту его заключения, определение строящейся подводной лодки было сформулировано таким образом, чтобы дать СССР возможность построить 62 «современных» подводных ракетоносца, на которых могло быть развернуто не более 740 ракет. В дополнение к этому СССР мог дополнительно развернуть 210 баллистических ракет морского базирования за счет уничтожения такого же количества наземных пусковых установок ракет Р-16У и Р-9А. Это положение давало СССР возможность иметь до 950 ракет морского базирования, так как пусковые установки типа «групповой старт», в которых размещались ракеты Р-16У и Р-9А, не могли быть использованы для размещения новых ракет наземного базирования и любом случае должны были выводиться из боевого состава. В целом, Договор ОСВ-1 никак не ограничивал советскую программу создания стратегических ракетоносцев.
Советско американский договор осв-1
ПАРИТЕТ ОСВ-1 и Договор по ПРО
Впечатляющие успехи СССР в создании стратегических систем оружия сделали возможными в конце 60-х проведение переговоров по их ограничению, так как стало ясно, что отныне ни одна из сверхдержав не сможет достичь в будущем сколько-нибудь значительного военного превосходства без нанесения ущерба собственной безопасности. Советский Союз в 1970 году располагал внушительным стратегическим арсеналом – 1600 ПУ МБР, 316 ПУ БРПЛ на 20 РПК СН и около 200 стратегических бомбардировщиков, а Соединенные Штаты – более 1000 ПУ МБР, 656 ПУ БРПЛ на 41 ПЛАРБ и порядка 500 стратегических бомбардировщиков. Несмотря на значительную асимметрию стратегических сил обеих сторон эксперты и в СССР, и в США признали военные возможности сверхдержав как примерно равные. Так был достигнут Паритет, который в то время обозначался более простым определением – равновесие страха.
Начало переговоров по ОСВ (ограничению стратегических вооружений) между СССР и США было положено в 1969 году – в самом разгаре войны во Вьетнаме. Переговоры касались всего спектра стратегического оружия и преследовали цель установки определенного потолка в наращивании его количественных и качественных характеристик. Бесконтрольная гонка вооружений не отвечала интересам ни СССР, ни США, поглощая огромные материальные ресурсы и грозя выйти за рамки любой разумной достаточности. Наибольшую обеспокоенность в США вызывали в первую очередь огромные масштабы развертывания в Советском Союзе межконтинентальных баллистических ракет в высокозащищенных шахтных пусковых установках, которые в перспективе, как полагали в Вашингтоне, могли дать Кремлю соблазн нанести внезапный упреждающий удар. Американцы вполне отчетливо сознавали бесперспективность соперничества с СССР в наращивании количества наземных стратегических ракет, хорошо понимая, что советская сторона делает на них основную ставку. Советские МБР по достижении определенного количественного рубежа могли обесценить все те усилия Америки, которые она предпринимала в других областях обороны, в первую очередь в развитии авиации и флота.
Огромное беспокойство администрации США вызвал доклад ЦРУ о планах развертывания в СССР большого количества новых тяжелых МБР, известных в США как SS-9 (Р-36 разработки ОКБ-586, серийное производство которых, развернутое на заводе №586 (Днепропетровский машиностроительный завод, или НПО «Южное»), велось очень быстрыми темпами). США могли в принципе создать ракеты подобного класса, но состязаться с Советским Союзом в разработке и развертывании таких ракет означало принять их правила игры и направить русло стратегического соперничества в направление, более выгодное Москве. Руководствуясь именно такими соображениями США сели за стол переговоров, чтобы в первую очередь добиться установления потолка в наращивании советских МБР, особенно тяжелого класса, которые они объявили как самый «дестабилизирующий» вид оружия.
В преддверии переговоров по ОСВ-1 особую актуальность приняло успешное испытание в США стратегических ракет (МБР и БРПЛ) с разделяющейся головной частью с ядерными боеголовками индивидуального наведения. В марте 1968 года компании «Локхид» и «Аутонетикс» получили подряд на производство БРПЛ «Посейдон С-3» с РГЧ ИН, а фирма «Дженерал дайнэмикс» заключила контракт на производство боеголовок индивидуального наведения для МБР «Минитмен-3». В следующем году производство новой техники было уже поставлено на поточные линии, полным ходом шла работа в сборочных цехах. Обладая временной монополией на РГЧ ИН, США предложили запретить их испытания в обмен на такой же шаг СССР, сопроводив это условие обязательной инспекцией соблюдения этой договоренности. СССР категорически отказался от этого, посчитав, что таким образом США возьмут под контроль разработку подобной техники в СССР и проникнет в святая святых – в разработку новых боеголовок советских ракет.
В Советском Союзе разработка этой технологии уже шло интенсивными темпами, и временное превосходство США в этой области не вызывало большой озабоченности у советского военно-политического руководства. США в июне 1975 года закончили развертывание 550 ПУ МБР «Минитмен-3», а последняя, 31-я ПЛАРБ «Дэниэл Вебстер», оснащенная БРПЛ «Посейдон С-3» вышла из дока весной 1978 года. Таким образом, американская прграмма МИРВ была реализована в полном объеме. В Советском Союзе наибольшую озабоченность вызывало превосходство Америки в морском компоненте стратегических сил, а также в стратегической авиации. Огромные усилия СССР достичь баланса сил в этих видах вооружений не давали должного эффекта. В этой связи совершенно правильным является решение (об этом уже говорилось в книге) политического и военного руководства страны об обеспечении опережающего развития наземных стратегических ракет как наиболее действенного и вместе с тем сравнительно дешевого ответа на угрозу со стороны США.
Первый этап переговоров завершился 26 мая 1972 года подписанием Договора ОСВ-1 (Временное соглашение, ратифицировано 3 октября 1972 года), согласно которому стороны взяли на себя определенные ограничения по развитию своих стратегических сил. Стороны обязались: 1) не начинать с 1 июля 1972 года строительство дополнительных стационарных ПУ МБР наземного базирования, 2) не переоборудовать ПУ легких МБР наземного базирования, а также МБР наземного базирования старых типов, развернутых до 1964 года, в ПУ тяжелых МБР наземного базирования типов, развернутых после указанного срока, 3) ограничить ПУ БРПЛ и современные подводные лодки с баллистическими ракетами числом, находящихся в боевом составе и в стадии строительства на дату подписания договора. Таким образом, СССР согласился заморозить количество своих тяжелых МБР в рамках 308 ПУ, а американцы – не наращивать количество своих стратегических морских систем. Срок действия соглашения был ограничен пятью годами с момента обмена ратификационными грамотами о вступлении в силу Договора по ПРО (о ней речь ниже) и письменными уведомлениями о принятии Временного соглашения.
Стороны также подписали Договор по противоракетной обороне (ПРО, подписан в Москве 26 мая и вступил в силу 3 октября 1972 года), взяв на себя обязательство ограничить развертывание систем ПРО двумя районами – вблизи одной из баз МБР и столицы страны (в пределах 150 км от центра прикрываемого объекта) и ограничив количество ПУ противоракет 200 единицами. Участники договора обязались не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, а также ПУ для пуска более одной противоракеты одновременно и устройства для автоматического перезаряжания ПУ противоракет (ст. V). Не развертывать системы ПРО или их компонентов сверх количества или вне зон, определенных договором, а также систем, запрещенных им (ст. VIII). СССР и США обязались не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные договором (ст. IX).
В 1974 году вновь была затронута тема ПРО и подписан дополнительный Протокол, согласно которому стороны сократили районы размещения этого вида оружия с двух до одного – СССР оставил систему ПРО вокруг Москвы, американцы – вблизи базы МБР Гранд-Форкс (не более 100 противоракет с каждой стороны). СССР и США обязались также не создавать противоракетные системы космического и наземно-мобильного базирования, и не предпринимать усилий по созданию системы ПРО всей страны. В будущем. Договор по ПРО, в отличие от ОСВ-1, носил бессрочный характер, однако содержит положение о праве каждой из сторон выйти из него, если она решит, что связанные с содержанием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Успех советско-американских переговоров по ОСВ и ПРО стал наиболее значительным событием того года и положил начало новому политическому процессу в мире – политике разрядки. Льды «холодной войны» начали понемногу таять и во взаимоотношениях двух стран стали проявляться нотки добрососедства, хотя глобальное противоборство продолжало сохраняться и временами даже усиливаться.
ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ
ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ — один из ключевых принципов и направлений современной мировой политики, который заключается в ограничении стратегических вооружений определённым количественным лимитом.
ОСВ имеет целью упрочнение международной безопасности и предотвращение военной угрозы и представляет собой средство противодействия соперничеству государств в области накопления и совершенствования вооружений. Установление такого лимита может быть осуществлено путём непревышения существующего или сокращения стратегических вооружений до нового, более низкого уровня ОСВ; по своему характеру может быть не только качественным, но и количественным (например, установление запрета на новые типы стратегических вооружений). Как наиболее радикальную форму ОСВ можно представить ликвидацию на взаимной основе тех или иных согласованных видов вооружений. По назначению стратегического вооружения подразделяют на стратегические наступательные (ударные) и стратегические оборонительные. В состав стратегических наступательных вооружений (СНВ) входят наземные ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) стационарного и мобильного базирования, ракетные ПЛ стратегического назначения с баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) и стратегические (тяжёлые) бомбардировщики (ТБ), оснащённые стратегическими крылатыми ракетами (КР) и авиационными бомбами. К стратегическим оборонительным вооружениям относятся комплексы и системы противоракетной обороны (ПРО), средства ПВО, противолодочной обороны и ракетно-космической обороны, предназначенные для поражения стратегических ракет и средств их базирования. Основу современных стратегических вооружений составляет ядерное оружие (ЯО). Иногда к стратегическим вооружениям относят и высокоточное оружие в обычном снаряжении, применяемое для поражения стратегически важных объектов.
Необходимость процесса ОСВ была предопределена, с одной стороны, сложившимся к началу 1970-х годов паритетом в области стратегических ядерных сил между СССР и США, а с другой — осознанием катастрофических, самоубийственных для всего человечества последствий возможного применения ЯО. Понимание бессмысленности и опасности постоянного наращивания арсеналов ЯО привело к началу переговоров и выработке соглашений об ОСВ. В 1972 году СССР и США подписали Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (оно обязывало стороны не начинать строительство дополнительных стационарных ПУ МБР и ограничить количество ПУ БРПЛ и самих ПЛ, соглашение также содержало некоторые качественные ограничения; например, запрещалось переоборудование ПУ лёгких ракет в ПУ тяжёлых) и Договор об ограничении систем ПРО 1972 года (пакет из этих двух документов принято называть Договор ОСВ-1). В 1974 году в развитие этого договора стороны приняли Протокол, зафиксировавший их согласие иметь по одному из двух предусмотренных договором по ПРО районов размещения противоракетных систем и их компонентов. В связи с истечением срока действия Временного соглашения в октябре 1977 года стороны заявили о намерении не предпринимать каких-либо действий, противоречащих ему, до заключения нового соглашения. В 1979 году СССР и США подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, так называемый Договор ОСВ-2 (смотри Договоры об ограничении стратегических вооружений 1972, 1979 годов). Учитывая сложные отношения между СССР и США в конце 1970-х годов, ОСВ-1 и ОСВ-2 были значительным достижением, поскольку обеспечивали большую предсказуемость развития стратегических наступательных вооружений. Первым договором, ознаменовавшим качественно новый этап ограничения ядерных вооружений, стал подписанный в декабре 1987 года Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который положил начало реальной ликвидации ЯО. За 3 года реализации его положений (июнь 1988 — июнь 1991 годов) стороны полностью ликвидировали и не создают ракеты средней и меньшей дальности. 31 июля 1991 года СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который вступил в силу в 1994 году. Договор СНВ-1 впервые устанавливал ограничения на количество боезарядов в группировках СНВ сторон (тогда как Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 предусматривали лишь ограничительные меры применительно к носителям ЯО), поскольку за счёт развития технологии разделяющей головной части количество боезарядов у сторон продолжало расти. В соответствии с положениями Договора СНВ-1 группировки стратегического наступательного вооружения ограничивались следующими параметрами: не более 6 тысяч единиц на развёрнутых носителях, в том числе не более 1,1 тысячи на МБР для мобильных ПУ и не более 1,54 тысяч боезарядов на тяжёлых МБР, не более 1,6 тысяч развёрнутых носителей, в том числе не более 154 тяжёлых МБР, при этом впервые был установлен предел на суммарный забрасываемый вес баллистических ракет.
После распада СССР Республика Беларусь, Республика Казахстан, Украина (на их территории размещалось ЯО, которое подлежало ликвидации или выводу), РФ и США в 1992 году подписали Протокол к Договору СНВ-1 (так называемый Лиссабонский протокол), по которому Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя обязательства этого договора. Одновременно данные страны обязались в кратчайшие сроки присоединиться к Договору о нераспространении ЯО в качестве государств-участников, не обладающих ЯО. Лиссабонский протокол обеспечил жизнеспособность Договора СНВ-1 и послужил вкладом в укрепление режима нераспространения. РФ, остававшаяся единственным полноправным участником переговоров, в 1993 году подписала с США Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). По нему планировалось сократить количество ядерных боезарядов более чем в 2 раза (до 3-3,5 тысяч единиц). Кроме того, он запрещал целый класс систем — наземные МБР с разделяющей головной частью, которые традиционно составляли главный компонент отечественной ядерной триады (условное наименование наземных, воздушных и морских составляющих отечественных ядерных стратегических сил). РФ ратифицировала этот договор в 2000 году с некоторыми оговорками. Однако США его не ратифицировали и формально он в силу не вступил.
В сентябре 1997 года в Нью-Йорке подписан ряд российско-американских документов, призванных способствовать процессу дальнейшего сокращения СНВ РФ и США: Протокол о продлении сроков выполнения Договора СНВ-2 до 31 декабря 2007 года, Меморандум о придании Договору СНВ-l бессрочного характера; соглашения по разграничению стратегических и нестратегических систем ПРО, а также (совместно с Белоруссией, Казахстаном и Украиной) Меморандум о правопреемстве бывших советских республик в отношении Договора по ПРО. В июне 2002 года США официально вышли из Договора по ПРО, объяснив это необходимостью создания защиты от гипотетических ракетно-ядерных угроз со стороны КНДР и Ирана. Почти в то же время (24.05.2002) был подписан российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП), предусматривавший дальнейшее сокращение стратегических наступательных вооружений России и США до уровня 1,7-2,2 тысяч оперативно развёрнутых стратегических ядерных боезарядов к 31 декабря 2012 года. Этот договор утратил силу в связи с вступлением в силу нового Договора о СНВ 5 февраля 2011 года. Новый Договор о СНВ предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои МБР и ПУ МБР, БРПЛ и ПУ БРПЛ и ядерного вооружения ТБ таким образом, чтобы через 7 лет после вступления в силу настоящего договора и в дальнейшем их суммарные количества не превышали следующих величин: 700 единиц для развёрнутых МБР, развёрнутых БРПЛ и развёрнутых ТБ; 1,55 тысяч единиц для боезарядов на развёрнутых МБР и БРПЛ, а также ядерных боезарядов, засчитываемых за развёрнутыми ТБ; 800 единиц для развёрнутых и неразвёрнутых ПУ МБР, ПУ БРПЛ и развёрнутых и неразвёрнутых ТБ.
В результате реализации положений договоров по ОСВ стратегические ядерные силы СССР (с 1991 года РФ) и стратегические наступательные силы США претерпели значительные сокращения, что способствовало поддержанию стратегической стабильности в мире на более низком уровне ядерного противостояния. Целесообразный уровень сокращений стратегических вооружений определяется многими политическими, экономическими и военными факторами. При этом главное условие, которое должно соблюдаться для сохранения стратегической стабильности, — поддержание на более низком уровне ядерного баланса с США, выражающегося в примерном количественном равенстве ядерных вооружений и их боевых возможностей (которые гарантировали бы нанесение заданного ущерба агрессору в любой обстановке). Дальнейшие шаги по ОСВ должны предусматривать включение в этот процесс, кроме РФ и США, также и других стран, обладающих ЯО (Великобритания, Китай, Франция и др.).