Содержание:
Спор России и Японии по поводу островов вряд ли будет выведен из тупика
Конфликт по поводу Курильских островов начался задолго до Второй мировой войны.
Спор по поводу самых южных Курильских островов — Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи — является точкой напряженности в отношениях между Японией и Россией с того момента, когда они были захвачены Советским Союзом в 1945 году. Спустя более 70 лет российско-японские отношения все еще нельзя назвать нормальными из-за продолжающегося территориального спора. В значительной мере именно исторические факторы помешали решению этого вопроса. К их числу относятся демография, ментальность, институты, география и экономика — все это стимулирует проведение жесткой политики, а не готовность к компромиссу. Первые четыре фактора способствуют сохранению тупиковой ситуации, тогда как экономика в виде нефтяной политики связана с определенной надеждой на разрешение.
Претензии России на Курилы восходят к 17-му веку, что происходило в результате периодических контактов с Японией через Хоккайдо. В 1821 году была де-факто установлена граница, в соответствии с которой Итуруп стал японской территорией, а российская земля начиналась с острова Уруп. Впоследствии по Симодскому трактату (1855 год) и Санкт-Петербургскому договору (1875 год) все четыре острова были признаны территорией Японии. В последний раз Курилы сменили своего владельца по результатам Второй мировой войны — в 1945 году в Ялте союзники, по сути, согласились передать эти острова России.
Спор по поводу островов стал частью политики холодной войны во время переговоров по заключению Сан-Францисского мирного договора, статья 2c которого заставляла Японию отказаться от всех своих претензий на острова Курильской гряды. Однако отказ Советского Союза подписать это соглашение оставил эти острова в состоянии неопределенности. В 1956 году была подписана совместная Советско-японская декларация, которая де-факто означала завершение состояния войны, но не смогла разрешить территориальный конфликт. После ратификации в 1960 году американо-японского Договора безопасности дальнейшие переговоры были прекращены, и так продолжалось до 1990-х годов.
Однако после окончания холодной войны в 1991 году, казалось, появилась новая возможность для разрешения этого вопроса. Несмотря на бурные события в мировых делах, позиции Японии и России по вопросу о Курилах не претерпели особого изменения по сравнению с 1956 годом, и причиной подобного положения были пять исторических факторов, находившихся за рамками холодной войны.
Первый фактор — демографический. Население Японии уже сокращается из-за низкого уровня рождаемости и старения, тогда как население России уменьшается с 1992 года из-за избыточного употребления алкоголя и по причине других социальных недугов. Этот сдвиг вместе с ослаблением международного влияния привел к появлению обращенных в прошлое тенденций, и обе нации, в основном, пытаются теперь разрешить этот вопрос, глядя назад, а не вперед. При наличии подобных установок можно сделать вывод о том, что стареющее население Японии и России лишают премьер-министра Синдзо Абэ и президента Владимира Путина возможности вести переговоры из-за прочно укоренившихся взглядов в отношении вопроса о Курилах.
Россия готова вернуть два острова?
Военное строительство на Курилах
Можно ли договориться о Курильских островах?
Восприятие Японии в России во многом формировалось под воздействием вопроса о Курильских островах, и так продолжалось вплоть до окончания холодной войны. Антияпонская пропаганда стала обычным явлением после русско-японской войны 1904-1905 годов, и она была усилена в результате японской интервенции во время гражданской войны в России (1918-1922 гг.). Это заставило многих русских поверить в то, что в результате все заключенные ранее договоры были аннулированы. Однако победа России над Японией во Второй мировой войне покончила с предыдущим унижением и укрепила символическое значение Курильских островов, которые стали олицетворять (1) необратимость результатов Второй мировой войны и (2) статус России как великой державы. С этой точки зрения, передача территории рассматривается как пересмотр итогов войны. Поэтому контроль над Курилами сохраняет важное психологическое значение для русских.
Япония пытается определить свое место в мире в качестве «нормального» государства, расположенного рядом с набирающим все большую силу Китаем. Вопрос о возвращении Курильских островов непосредственно связан я национальной идентичностью Японии, а сами эти территории воспринимаются как последний символ поражения во Второй мировой войне. Российское наступление и захват «неотъемлемой территории» Японии способствовали укреплению ментальности жертвы, что стало преобладающим нарративом после окончания войны.
Подобное отношение усиливается японскими консервативными средствами массовой информации, которые часто поддерживают внешнюю политику правительства. Кроме того, националисты нередко используют средства массовой информации для ожесточенной атаки на представителей академического мира и политиков, которые намекают на возможность достижения компромисса по этому вопросу, и в результате остается мало пространства для маневра.
Это, в свою очередь, оказывает влияние на политические институты как Японии, так и России. В 1990-х годах позиции президента Бориса Ельцина были столь слабыми, что он опасался возможного импичмента в том случае, если Курильские острова были бы переданы Японии. Одновременно центральное российское правительство было ослаблено в результате усиления влияния региональных политиков, в том числе двух губернаторов Сахалинской области — Валентина Федорова (1990 — 1993 гг.) и Игоря Фахрутдинова (1995 — 2003 гг.), которые активно выступали против возможной продажи Курил Японии. Они делали ставку на националистические чувства, и этого оказалось достаточно для того, чтобы воспрепятствовать завершению работы над договором и его реализации в 1990-е годы.
После прихода к власти президента Путина Москва подчинила своему влиянию региональные правительства, однако другие институциональные факторы также способствовали сохранению патовой ситуации. Одним из примеров может служить идея о том, что ситуация должна созреть, и тогда какой-то вопрос или проблема могут быть решены. В первоначальный период своего правления президент Путин имел возможность, но не имел желания вести переговоры с Японией по поводу Курил. Вместо этого он решил потратить время и энергию на то, чтобы разрешить китайско-российский пограничный конфликт за счет вопроса о Курильских островах.
После возвращения на пост президента в 2013 году Путин стал все больше зависеть от поддержки националистических сил, и маловероятно, что он будет готов уступить Курилы в каком-то значимом смысле. Недавние события в Крыму и на Украине ясно демонстрируют то, как далеко готов Путин пойти для защиты национального статуса России.
Японские политические институты, хотя они и отличаются от российских, также поддерживают жесткий вариант поведения на переговорах в отношении Курил. В результате реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны, доминирующее положение в Японии занимает Либерально-демократическая партия (ЛДП). За исключением периода с 1993 года по 1995 годы и с 2009 года по 2012 годы ЛДП имела и продолжает иметь большинство в национальном законодательном собрании, и по сути ее партийная платформа по поводу возвращения четырех южных островов Курильский гряды с 1956 года является составной частью национальной политики.
Кроме того, в результате краха рынка недвижимости в 1990-1991 годах Либерально-демократическая партия выдвинула лишь двух эффективных премьер-министров — Коидзуми Дзюнъитиро и Синдзо Абэ, и оба они для сохранения своих позиций опираются на поддержку националистов. И, наконец, региональная политика в Японии играет важную роль, а избранные политики на острове Хоккайдо подталкивают центральное правительство к тому, чтобы оно занимало напористую позицию в этом споре. Взятые вместе, все эти факторы не способствуют достижению такого компромисса, который предусматривал бы возвращения всех четырех островов.
Сахалин и Хоккайдо подчеркивают важность географии и региональных интересов в этом споре. География оказывает влияние на то, как люди видят мир, а также на то, как они наблюдают за формированием и реализацией политики. Наиболее важные российские интересы относятся к Европе, затем следуют Ближний Восток и Центральная Азия, и только после этого Япония. Вот один пример — значительную часть времени и усилий Россия посвящает вопросу о расширении НАТО на восток, в восточную часть Европы, а также негативным последствиям, связанным с событиями в Крыму и на Украине. Что касается Японии, то для нее альянс с Соединенными Штатами, Китай и Корейский полуостров имеют больший приоритет, чем отношения с Москвой. Японское правительство должно также учитывать давление общественности, которая требует решения вопросов с Северной Кореей относительно похищения людей и ядерного оружия, что Абэ несколько раз обещал сделать. В результате вопрос о Курилах часто отодвигается на второй план.
Вероятно, единственным фактором, способствующим возможному разрешению вопроса о Курилах, являются экономические интересы. После 1991 года и Япония, и Россия вступили в период длительного экономического кризиса. Российская экономика достигла самой низкой точки во время кризиса своей национальной валюты в 1997 году, а в настоящее время она сталкивается с серьезными трудностями из-за обвала цен на нефть и введенных экономических санкций. Однако разработка нефтяных и газовых месторождений в Сибири, в процессе которой происходит объединение японских капиталов и российских природных ресурсов, способствует сотрудничеству и возможному разрешению вопроса о Курилах. Несмотря да введенные санкции, 8% потребленной Японией нефти в 2014 году было импортировано из России, а увеличение потребления нефти и природного газа в значительной мере связано с последствиями катастрофы на атомной электростанции в Фукусиме.
В своей совокупности исторические факторы в значительной мере обусловливают продолжение застоя в решении вопроса о Курильских островах. Демография, география, политические институты и отношение граждан Японии и России — все это способствует формированию жесткой позиции на переговорах. Политика в области нефти предоставляет некоторые стимулы обеим нациям для разрешения спорных вопросов и нормализации отношений. Однако пока этого оказалось недостаточно для того, чтобы выйти из тупика. Несмотря на возможную смену лидеров во всем мире, основные факторы, загнавшие этот спор в тупик, вероятнее всего, останутся без изменений.
Майкл Бакалу является членом Совета по делам Азии (Council on Asian Affairs). Он получил степень магистра в области международных отношений в Сеульском университете, Южная Корея, а также степень бакалавра в области истории и политических наук Университета Аркадии (Arcadia University). Взгляды и мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно ее автору как частному лицу и не обязательно отражают взгляды какой-либо организации, с которой у него имеются связи.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Спор из-за Курил не влияет на российско-японские экономические отношения
«Схема «острова в обмен на инвестиции» не только не нужна, но и опасна
К такому выводу пришли специалисты Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Поездка Дмитрия Медведева на Курилы поможет сыграть на контрасте, чтобы затем упростить переговоры об экономическом сотрудничестве с Токио для Владимира Путина.
Показатели российско-японских экономических отношений остаются стабильными, независимо от состояния переговоров о статусе Курильских островов. «На это влияют не мягкая или жесткая позиция России, а особенности экономики обеих стран», — отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Рынок сбыта японских высокотехнологичных товаров в России ограничен в силу их высокой стоимости. Обязательства по экспорту российских углеводородных ресурсов в Китай не позволяют слишком заметно расширить аналогичные поставки в Японию. В наиболее привлекательной для японских инвестиций сфере, нефтегазовом комплексе, Россия сама пошла на ужесточение государственного контроля над деятельностью иностранного бизнеса, введение ограничений по работе иностранцев на шельфе и освоению крупных месторождений.
России сейчас даже из самых прагматичных соображений не выгодно идти на уступки по территориальному спору из-за Курил. «Схема «острова в обмен на инвестиции» не сработает. Напротив, опыт 1970-х годов показал: жесткая позиция Москвы об отказе от территориальных уступок не помешала экономическому сотрудничеству двух стран и японским инвестициям в инфраструктурные проекты в СССР», — отмечает Михаил Нейжмаков, руководитель Центра анализа международной политики ИГСО. Говоря о визите Дмитрия Медведева на Курилы, не стоит забывать, подчеркивает эксперт, что Япония традиционно была сферой особого внимания для Владимира Путина. Возможно, российское руководство хочет сработать на контрасте. После демонстративного шага Президента РФ Токио скорее пойдет переговоры с российским премьером по вопросам экономического сотрудничества.
1 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев посетил остров Кунашир. Это было первым визитом руководителя российского государства на Курильские острова. «Япония убеждена, что эти четыре острова являются частью ее территории, поэтому визит президента (Медведева) достоин сожаления», — заявил японский премьер-министр Японии Наото Кан, выступая в парламенте. 14 ноября, выступая на пресс-конференции, премьер Японии выразил надежду, что развитие экономического сотрудничества с Россией и Китаем пойдет на пользу решению территориальных споров.
The National Interest: спор из-за Курил решат тихо
Москва и Токио держат в тайне переговоры по Курильским островам, которые в Японии предпочитают именовать «северными территориями». Секретность соблюдается из-за «националистов», которым русско-японский компромисс может не понравиться.
Издание «National Interest» пишет, что переговоры по Курильским островам держатся в секрете. Россия и Япония приближаются к решению старого территориального спора, однако переговоры о Курильских островах они ведут «в тайне», дабы избежать гнева «ярых националистов», отвергающих по этому вопросу любые компромиссы.
Россия и Японии движутся к улучшению отношений, приводит материал «National Interest» сайт «ИноТВ». Москва и Токио в последние дни обсуждают развитие военно-морского сотрудничества. Со временем два государства могут решить и спор вокруг Курильских островов.
По итогам встречи с адмиралом Кацутоси Кавано начальник Генштаба Вооружённых сил РФ Валерий Герасимов заявил: «Мы готовы наращивать связи между военными ведомствами на основе договорённостей лидеров, достигнутых в ходе серии встреч на высшем уровне за прошедший год».
Разумеется, сотрудничество Москвы и Токио не ограничивается военными вопросами. Как полагает издание, Кремль может попытаться окончательно решить курильский спор.
«Мы вели стратегический диалог с Японией до украинского кризиса (министры иностранных дел и обороны), но сейчас он возобновился», — сказал в интервью журналу Василий Кашин, ст. научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований при Высшей школе экономики.
Как считает эксперт, стороны сейчас пытаются укрепить экономические связи и искренне надеются, что будет решён и территориальный вопрос.
Возможным итогом переговоров, отмечает «The National Interest», может стать возвращение Курил Японии. В обмен Страна восходящего солнца пойдёт на расширение экономического и технологического сотрудничества с Россией. Также японцы согласятся с тем, что на островах не появятся американские войска.
Однако, как полагает Кашин, подобное условие Москвы станет камнем преткновения для Токио, потому как японцы опасаются, что признание такого рода сделки подорвёт их отношения с США.
Есть и ещё одна большая проблема: националисты.
Судьба островов беспокоит «ярых националистов» из обеих стран. Эти люди выступают против любого компромисса. И вот поэтому-то власти Японии и России ведут переговоры «в тайне». По словам Кашина, они хотят избежать вмешательства «националистических элементов».
Если поверить этому эксперту, а также американскому изданию, то можно прийти к выводу, что вопрос принадлежности Курильских островов где-то уже обсуждается, а то и обсуждён окончательно, и в нём поставлена точка. И лишь «националисты» мешают озвучить это решение, открывающее большую дорогу «экономическому и технологическому сотрудничеству» Японии с Россией.
А может быть, выборы-2018 мешают? Эх, вот отдадим острова — и заживём технологично!
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Спор из-за Курил не помешает встрече лидеров РФ и Японии
Поделиться сообщением в
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Японии Наото Кан проведут двустороннюю встречу в рамках саммита Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который состоится 13-14 ноября в Иокогаме, сообщила в пятницу пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова.
«В настоящее время согласовывается график, в ходе встречи планируется обсудить развитие российско-японских отношений», — сказала Тимакова.
Она предположила, что японская сторона, по всей вероятности, традиционно затронет в ходе переговоров вопрос о Южных Курилах, а Медведев еще раз повторит известную российскую позицию по этой проблеме.
«Позиция России неизменна», — подчеркнула Тимакова.
Тем временем Япония отказалась от запланированного на пятницу подписания протокола о сотрудничестве между министерством экономического развития России и министерством экономики, торговли и промышленности Японии.
Глава аппарата японского кабинета Йошито Сенгоку заявил журналистам, что задержка с подписанием договора об экономическом сотрудничестве между Россией и Японией не связана с недавним визитом российского президента Дмитрия Медведева на Курильские острова.
Исторический спор
Токио, опираясь на Симоносекский трактат о торговле и границах 1855 года, которым впервые была установлена международно признанная граница между Россией и Японией, считает своей территорией острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
Москва ссылается на то, что они вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, по итогам Второй мировой войны.
На протяжении последних 20 лет Россия предлагала различные варианты урегулирования, сводившиеся к той или иной форме раздела Южных Курил.
В ходе визита в Японию в мае 2009 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что стороны «будут обсуждать любые варианты решения территориальной проблемы и заключения мирного договора».
Однако в июле того же года парламент Японии принял закон, в котором Южные Курилы именуются «исконными территориями» страны, после чего Россия также заняла бескомпромиссную позицию.
Многолетний спор снова обострился после поездки Дмитрия Медведева на остров Кунашир 1 ноября.
Премьер-министр Японии Наото Кан назвал визит «достойным сожаления». Глава МИД РФ Сергей Лавров в ответ заявил, что президент «посещал российские земли».
В знак протеста Япония заявила о временном отзыве своего посла из Москвы, однако 7 ноября дипломат вернулся.
Оптимизм Москвы
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов в пятницу выразил мнение, что «последний всплеск в Японии по поводу поездки российского президента в один из регионов Сахалинской области самими же японцами и погашен».
«Посол Японии был возвращен в Москву как раз перед поездкой российского президента в Южную Корею и в Японию. На дипломатическом языке это означает только одно: по мнению японцев, судя по всему, инцидент если и до конца не исчерпан, то напряженность в двусторонних отношениях дальше нагнетаться не будет», — заявил он Интерфаксу.
«Ничто не может и не должно помешать продолжению российско-японского диалога и развитию сотрудничества. Понятно, что для островного государства территориальная проблема важна. Но важно также, чтобы почвенничество не мешало стратегическому мышлению. Надо двигаться вперед, а если держать голову все время повернутой назад, то можно споткнуться», — считает Маргелов.
На инвестиционном форуме в Токио, где планировалось несостоявшееся подписание протокола об экономическом сотрудничестве, глава Минэкономики РФ Эльбира Набиулина сообщила, что объем накопленных японских инвестиций в России составляет 8,6 млрд долларов, а товарооборот в январе-сентябре почти удвоился по сравнению с тем же периодом прошлого года и достиг 18,8 млрд долларов.
«Костюмная дипломатия»
Между тем, вопрос о Южных Курилах — не единственная спорная проблема на Дальнем Востоке.
Как стало известно, главы государств-участников АТЭС на саммите в Иокогаме вопреки обычаю не будут фотографироваться в национальной одежде страны-хозяина.
начало традиции было положено в 1993 году, когда участники саммита в Сиэтле оделись в кожаные куртки.
О причинах такого решения официально не сообщается, однако, по данным СМИ, инициатива исходила от президента КНР Ху Цзиньтао, который не захотел позировать в кимоно из-за территориального спора с Японией вокруг островов Дяоюйдао. Пекин считает, что Япония владеет ими незаконно.
История территориального спора России и Японии
ТАСС-ДОСЬЕ. 12 сентября 2018 года президент России Владимир Путин выступил с предложением подписать мирный договор с Японией до конца года без предварительных условий. Вопрос о заключении этого документа обсуждается со времен окончания Второй мировой войны.
Основным препятствием для достижения соглашения является спор вокруг нескольких островов в южной части Курильского архипелага (Итуруп, Кунашир, Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды — все в составе Сахалинской области; в Японии их называют «северными территориями»).
Редакция ТАСС- ДОСЬЕ подготовила материал об истории территориального спора и попытках заключения мирного договора.
Курильский архипелаг — это цепь островов между Камчаткой и островом Хоккайдо. Изначально они были населены племенами айнов. Первая информация о Курилах была получена японцами в ходе экспедиции 1635-1637 годов, в 1643 году острова обследовали голландцы во главе с Мартином де Фризом. Первая российская экспедиция (руководитель — В. В. Атласов) достигла северной части гряды в 1697 году. В 1786 году указом Екатерины II Курильский архипелаг был включен в состав Российской империи.
7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали Симодский трактат, по которому к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а северная часть Курил осталась под контролем России. Сахалин был объявлен совместным владением — «неразделенной» территорией. Однако двоевластие на Сахалине приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями. В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.
5 сентября 1905 года по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.
Наследие Второй мировой войны
На завершающем этапе войны в Европе на Ялтинской конференции лидеры государств антигитлеровской коалиции выработали совместный план войны с Японией. Тогда же было принято решение, что после поражения императорской армии к СССР отойдут все острова Курильской гряды («Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока», принято 11 февраля 1945 года).
5 апреля 1945 года СССР объявил о денонсации советского-японского Пакта о нейтралитете (1941 год; должен был действовать до апреля 1946 года). 9 августа 1945 года советская армия начала военную кампанию на Дальнем Востоке. Ее частью была Курильская десантная операция (18 августа — 1 сентября 1945 года), в результате которой все острова были освобождены.
После поражения в войне Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции (2 сентября 1945 года) и приняла условия Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года. Японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага (по решению союзников). Все Курильские острова указом Президиума Верховного Совета СССР были включены в состав Советского Союза (2 февраля 1946 года). В течение трех лет большая часть японского населения была депортирована на Хоккайдо.
Сан-Францисский мирный договор
Япония, которая была оккупирована войсками США, получила возможность заключить мирный договор с победителями на международной конференции в Сан-Франциско в сентябре 1951 года. Токио подписал мирный договор с 48 странами — участницами антифашистской коалиции, тем самым отказавшись «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова». Однако в документе не оговаривалось, в пользу какого государства Япония отказывается от территорий. Кроме того, на конференцию не были приглашены представители некоторых стран, пострадавших от японской агрессии (прежде всего КНР), в результате чего приехавшая на конференцию советская делегация отказалась подписывать мирный договор, посчитав его неправомочными.
Совместная декларация 1956 года
После провала переговоров в Сан-Франциско СССР и Япония пытались выработать мирный договор в ходе двусторонних консультаций. 19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В 9-й статье документа советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды (в Японии их называют Хабомаи), с условием, что фактический их переход под контроль Японии будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована обоими государствами 8 декабря 1956 года.
Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории.
Признание территориальной проблемы
В годы холодной войны Москва официально не признавала существования территориальной проблемы, а Токио придерживался «принципа нераздельности политики и экономики», который предполагал, что Япония не будет осуществлять крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество с СССР до тех пор, пока не получит уступок в споре вокруг островов.
Признание советской стороной наличия территориальной проблемы произошло в апреле 1991 года во время официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева.
Во время визита в Японию президента РФ Бориса Ельцина существование этой проблемы было подтверждено в Токийской декларации о российско-японских отношениях (13 октября 1993 года). В ней говорится, что стороны провели «переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи» и согласились продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора, «исходя из исторических и юридических фактов» и на основе выработанных двусторонних документов, а также принципов законности и справедливости.
В ноябре 1997 года под Красноярском Борис Ельцин и премьер-министр Рютаро Хасимото договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор между Россией и Японией к 2000 году. В январе 1998 года была учреждена комиссия по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел обеих стран.
Борис Ельцин изложил свое видение решение курильского вопроса в ходе визита в Москву премьер-министра Японии Кэйдзо Обути (ноябрь 1998 года). Он предложил создать условия для «совместной хозяйственной и иной деятельности» на южных Курильских островах без ущерба юридическим позициям обеих сторон. При этом российская сторона призывала заключить отдельное соглашение по территориальной проблеме после подписания двустороннего договора о мире, дружбе и сотрудничестве. В принятой по итогам визита Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией стороны подтвердили свою решимость приложить все усилия для заключения мирного договора к 2000 году».
Попытки решения вопроса с начала 2000-х годов
Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Иосиро Мори подписали в Токио Совместное заявление по проблеме мирного договора (5 сентября 2000 года). В нем высказывалось намерение разрешить вопрос «о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи», опираясь на все достигнутые договоренности, в том числе Токийскую и Московскую декларации. Желание сторон ускорить переговорный процесс и заключить мирный договор вновь было отмечено в Иркутском заявлении, принятом 25 марта 2001 года после переговоров между Владимиром Путиным и Иосиро Мори. 10 января 2003 года в ходе визита в РФ премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми было подписано Совместное заявление, в котором стороны подтвердили «решимость посредством энергичных переговоров по возможности скорее заключить мирный договор «. 29 апреля 2013 года на переговорах в Москве между Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ было принято Совместное заявление, в котором стороны «согласились, что ситуация, при которой — спустя 67 лет после окончания Второй мировой войны — между Россией и Японией не заключен мирный договор, является ненормальной».
В августе 2013 года и январе 2014 г.одав Москве и Токио состоялось два раунда консультаций по мирному договору на уровне заместителей министров иностранных дел РФ и Японии. Детали проходящих переговоров не разглашались. Однако 9 мая 2014 года правительство Японии приостановило консультации в связи с ситуацией на Украине.
В марте 2012 года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что по территориальному вопросу необходимо «добиться приемлемого компромисса или чего-то вроде «хикивакэ» («ничья», термин из дзюдо)». В мае 2016 года Владимир Путин и Синдзо Абэ договорились о необходимости развивать диалог в «конструктивном ключе, без эмоциональных всплесков, публичной полемики» и согласовали «новый подход» к решению двусторонних проблем. В декабре 2016 года лидеры двух стран заявили о готовности совместно проводить хозяйственную деятельность на спорных островах. Для этого в феврале 2017 года правительство Японии сформировало с Россией особый межведомственный совет. Он рассматривает проекты кооперации в зоне южных Курильских островов, включая рыболовство, разведение морепродуктов, туризм, охрану окружающей среды и здравоохранение.
Россия всегда заявляла, что южные Курильские острова вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. При этом российская сторона признает Совместную декларацию 1956 года как документ, ратифицированный Верховным Советом СССР.
Япония претендует на все острова и увязывает решение о признании японского суверенитета над этими территориями с подписанием мирного договора. Токио опирается на подписанный двумя странами Симодский трактат (1855).
В чем суть спора вокруг южных Курил?
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент России Владимир Путин встречались уже 15 раз, но до сих пор ни разу — в Японии. И вот — новая глава в отношениях: в четверг, 15 декабря, Путин проведет с Абэ переговоры в префектуре Ямагути на юге страны — малой родине японского премьера. А на следующий день пройдет двусторонний экономический саммит в Токио. Одной из главных тем повестки дня станет обсуждение судьбы четырех Курильских островов, остающихся предметом территориального спора соседей.
Немецкий сценарий: как Москва и Токио поделят Курилы
В ожидании прорыва
Речь идет о группе островов между российским полуостровом Камчатка и японским островом Хоккайдо, российский суверенитет над которыми оспаривает Япония. Проблема осложняется еще и тем, что формально заключить между Москвой и Токио мирный договор — спустя 71 год после окончания Второй мировой войны — станет возможно лишь после урегулирования этого спора. Из-за неопределенного статуса Курильских островов СССР в 1951 году отказался подписать Сан-Францисский мирный договор с Японией.
Синдзо Абэ и Владимир Путин в Сочи в мае 2016 года
Ожидания прорыва по территориальному вопросу резко возросли после того, как в ходе встречи с Путиным в Сочи в мае 2016 года Абэ объявил о «новом подходе» к решению спора. Вдаваться в подробности он, правда, не стал, но имеются предположения, что речь идет о формуле «два плюс альфа».
Конкретно это означает передачу Москвой Японии суверенитета над двумя островами Малой Курильской гряды — Шикотаном и Хабомаи — и продолжение переговоров о судьбе двух других, более крупных островов — Кунашира и Итурупа. После этого, мол, подписание мирного договора стало бы возможным.
Япония надеется разрубить «курильский узел»
Но что такое «альфа»? Это могло бы означать создание на островах общей экономической зоны или совместное управление Кунаширом и Итурупом. В качестве дополнительного стимула Япония готова предложить России щедрую экономическую помощь. Тем не менее многие наблюдатели не ожидают, что компромисс будет достигнут уже на нынешней встрече. «Для этого вопрос слишком сложен», — подчеркивает один из отставных японских дипломатов.
Почему найти решение так сложно?
До сих пор отдельные попытки найти компромисс блокировались националистами в обеих странах. Россия считает, что получила законные права на Южные Курилы по итогам проигранной Японией Второй мировой войны. Японские же националисты настаивают на полной передаче суверенитета над северными территориями Токио.
В то же время на островах проживают десятки тысяч россиян. С 2007 года в регионе осуществляется специальная программа социально-экономического развития, на которую выделяют крупные суммы. Кроме того, на Кунашире и Итурупе размещены военные объекты — к примеру, береговые ракетные комплексы. Без сомнения, Путину было бы тяжело отказаться от части российской территории. Абэ же в свою очередь должен опасаться гнева национал-радикалов, если Япония получит лишь два малых острова.
Аудио- и видеофайлы по теме
Мощное землетрясение в Японии: обошлось без жертв (22.11.2016)
В чем суть спора?
Четыре южных острова Курильской гряды были заняты советскими войсками в 1945 году. В Московской декларации, принятой в 1956 году, СССР согласился передать Японии два острова (Хабомаи и Шикотан), но лишь после подписания мирного договора. Однако после того, как Япония заключила договор о безопасности с США, СССР аннулировал свои обязательства.
Дети на острове Итуруп
По данным ряда СМИ, в 1992 году Россия тайно предложила вернуть Японии два из четырех островов и начать переговоры о судьбе двух остальных. Однако в Токио отвергли этот вариант из-за отсутствия гарантий возврата всех четырех островов.
В марте 2001 года Владимир Путин и тогдашний премьер-министр Японии Ёсиро Мори в ходе встречи в Иркутске подтвердили, что Московская декларация от 1956 года является законным основанием для начала мирных переговоров. Два японских дипломата и политик Мунэо Судзуки разработали вариант урегулирования спора по формуле «два плюс альфа». Однако в то время им не удалось переубедить представителей японского МИДа, выступавших за возвращение всех без исключения спорных территорий.
Дмитрий Медведев
Базы ПРО в Восточной Европе
Беларусь и Россия
Грузия и Россия
Казахстан и Россия
Оппозиция в России
Саммит G8 (саммит «большой восьмерки»)
Таможенный союз
Украина и Россия
Российская Федерация, Россия
Японское кладбище на острове Кунашир
Тем не менее, Судзуки удалось стать главным советником премьер-министра Абэ по проблеме Курильских островов. «Если мы хотим найти решение вопроса, то должны думать о возможных итогах переговоров и выступать с реалистичными предложениями», — подчеркнул Судзуки в сентябре 2016 года. Его мнение разделяет и бывший дипломат Кадзухико Того — один из участников переговоров 2001 года. «Если Япония продолжит настаивать на полном отказе России от суверенитета над всеми четырьмя островами, переговоры окончатся ничем», — предупредил Того, выступая в Университете Киото Сангё в начале декабря.
Почему вопрос о статусе Курил снова стал актуальным?
Синдзо Абэ с момента вступления в должность премьера в 2012 году пытается установить более тесные отношения с Россией. Это позволило бы усилить позиции Японии в противовес растущему влиянию Китая в регионе. Однако для этого вопрос о статусе Курил должен быть снят с повестки дня. В свою очередь Владимир Путин в марте 2012 года заявил о необходимости улучшить экономические связи между обеими странами и о своей готовности к поиску компромисса. При этом он использовал слово «хикиваке» — термин в дзюдо, обозначающий ничью.
Переговоры, однако, были заморожены после аннексии РФ Крыма и присоединения Японии к западным санкциях против Москвы. В конце 2016 года Токио неожиданно возобновил диалог, хотя санкционные ограничения остаются в силе.
Возможно, в ходе переговоров с Абэ Путин надеется добиться смягчения жесткой позиции стран, выступающих против отмены санкций. Правда, после избрания Дональда Трампа президентом США мотивация Путина может ослабеть: ведь новый хозяин Белого дома явно не намерен следовать жесткому курсу Барака Обамы в отношении Кремля.
Впрочем, у Японии и России еще есть время, чтобы найти приемлемое для обеих сторон решение, ведь главные игроки остаются прежними. «Пока Абэ и Путин находятся у власти, существует возможность заключения мирного договора», — полагает бывший замминистра иностранных дел РФ Александр Панов, который в 2001 году в качестве посла России в Токио участвовал в разработке формулы «два плюс альфа».
Однако он не думает, что на декабрьском саммите будут приняты кардинальные решения. «Ни та, ни другая страна пока еще не готова к необходимым радикальным шагам», — подвел итог Панов.
Спор из-за Курил не влияет на российско-японские экономические отношения: эксперты
Конфликты из-за Курильских островов не влияют на российско-японские экономические отношения. К такому выводу пришли специалисты Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО), сообщает корреспондент ИА REX. По их словам, поездка президента Дмитрия Медведева на Курилы поможет сыграть на контрасте, чтобы затем упростить переговоры об экономическом сотрудничестве с Токио для премьера Владимира Путина.
Директор ИГСО Борис Кагарлицкий отмечает, что показатели российско-японских экономических отношений остаются стабильными, независимо от состояния переговоров о статусе Курильских островов: «На это влияют не мягкая или жёсткая позиция России, а особенности экономики обеих стран». По его словам, рынок сбыта японских высокотехнологичных товаров в России ограничен в силу их высокой стоимости. Обязательства по экспорту российских углеводородных ресурсов в Китай не позволяют слишком заметно расширить аналогичные поставки в Японию. В наиболее привлекательной для японских инвестиций сфере, нефтегазовом комплексе, Россия сама пошла на ужесточение государственного контроля над деятельностью иностранного бизнеса, введение ограничений по работе иностранцев на шельфе и освоению крупных месторождений.
Руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков считает, что России сейчас даже из самых прагматичных соображений не выгодно идти на уступки по территориальному спору из-за Курил. «Схема «острова в обмен на инвестиции» не сработает. Напротив, опыт 1970-х годов показал: жёсткая позиция Москвы об отказе от территориальных уступок не помешала экономическому сотрудничеству двух стран и японским инвестициям в инфраструктурные проекты в СССР», — отмечает эксперт. По его словам, говоря о визите Дмитрия Медведева на Курилы, не стоит забывать, что Япония традиционно была сферой особого внимания для Владимира Путина и не исключено, что российское руководство хочет сработать на контрасте. После демонстративного шага президента РФ Токио скорее пойдет на переговоры с российским премьером по вопросам экономического сотрудничества.
Напомним, то 1 ноября 2010 года Дмитрий Медведев посетил остров Кунашир, который Япония, на ряду с Итурупом, Шикотаном и Хабомаи, считает своим.