Содержание:
Верховным Судом РФ актуализированы разъяснения по применению норм уголовного закона об ответственности за контрабанду (статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ)
При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, в частности, следующее:
незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством сокрытия от таможенного контроля товаров или иных предметов, то есть путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу;
недекларирование как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров;
использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам. Незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.
Если лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ и статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ;
контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.
В тех случаях когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов в целях их незаконного перемещения через таможенную границу;
если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации в соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 81 УПК РФ.
При прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу должны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе о возможности конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным доказательством.
В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом порядке.
Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Не действующим на территории РФ признано Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 года N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде», а утратившим силу — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 сентября 2010 года N 23 «О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде».
Дела о контрабанде будут рассматриваться по праву ЕАЭС
Еще одна важная информация из Верховного суда для юристов. Пленум ВС РФ разработал проект постановления «О судебной практике по делам о контрабанде», в котором собирается разъяснить нижестоящим судам, что рассматривать такие дела необходимо с учетом решений и распоряжений Евразийской экономической комиссии.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации обсудил на заседании проект своего постановления «О судебной практике по делам о контрабанде». Судьи решили дать рекомендации по рассмотрению дел о контрабанде, в частности, указали, что суды должны учитывать требования и нормы, которые содержатся в решениях и распоряжениях Евразийской экономической комиссии. Это связано с тем, что перемещения товаров и иного имущества через таможенную или государственную границу РФ, а также основные запреты и ограничения установлены правом ЕАЭС.
Разработка этого документа обусловлена кардинальными изменениями в области таможенных отношений, в частности, вступлением России в договор о ЕАЭС, который начал действовать с 1 января 2015 года (Договор о Евразийском экономическом союзе). Предыдущее же постановление Пленума ВС РФ по делам о контрабанде было принято еще в 2008 году, устарело и было отменено в 2011 году. Также судьи учли, что совсем недавно, в апреле 2018 года государства-члены ЕАЭС подписали договор о Таможенном Кодексе ЕАЭС. Таким образом в таможенной сфере был осуществлен переход к трехуровневой системе правового регулирования. Это значит, что в ней действуют и должны учитываться судами:
- национальный уровень;
- наднациональный уровень (право ЕАЭС);
- международный уровень.
Верховный суд напомнил, что регулирование таможенных отношений прямо влияет на уголовно-правовые нормы РФ, которыми установлена ответственность за контрабанду. Теперь суды, рассматривающие дела о контрабанде по статьям 200.1 , 200.2 , 226.1 и 229.1 УК РФ , должны учитывать, что нарушение наступает при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. ВС РФ разъясняет, что именно является таким перемещением товаров через таможенную или государственную границу, а также рассмотрел ситуации, когда контрабанда может считаться оконченным преступлением.
Суды смогут ориентироваться на новое постановление когда оно будет окончательно утверждено Пленумом ВС РФ. Документ должен оказать большую помощь судьям, рассматривающим дела о контрабанде.
МОСКВА, 18 апр — РАПСИ, Олег Сивожелезов. Проект нового постановления Пленума Верховного суда (ВС) РФ «О судебной практике по делам о контрабанде» направлен на доработку в редакционную комиссию, передает во вторник корреспондент РАПСИ с заседания Пленума.
Разрабатываемый документ призван обеспечить единообразное применение судами норм Уголовного кодекса РФ об ответственности за контрабанду, в том числе с учетом актуальных изменений, связанных с образованием в 2014 году Евразийского экономического союза.
Руководитель Федеральной таможенной службы РФ Владимир Булавин выделил следующие важнейшие положения в проекте постановления Пленума: порядок определения размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную либо государственную границу предметов; момент, с которого судам надлежит считать контрабанду оконченной; место совершения преступления; ответственность получателя международного почтового отправления.
Что касается последнего положения, то в случае принятия постановления получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, будет привлекаться к ответственности по соответствующим статьям УК РФ как исполнитель преступления.
В проекте постановления ВС также предлагает уточнить ряд вопросов, связанных с квалификацией контрабанды, в том случае, если она сопряжена с применением насилия (вплоть до убийства) в отношении лиц, осуществляющих таможенный и пограничный контроль.
Некоторые вопросы, затронутые в подготавливаемом ВС обобщении практики, носят дискуссионный характер. Так, профессор Российского государственного университета правосудия Сергей Скляров посчитал, что если владелец контрабандного товара и его перевозчик являются разными лицами, то их роли следует квалифицировать как организатора (подстрекателя) и исполнителя соответственно. Заместитель Генерального прокурора Леонид Коржинек поддержал позицию, согласно которой в данном случае все лица, причастные к контрабанде, будут соисполнителями.
Принятие нового постановления Пленума повлечет за собой признание не действующим на территории РФ постановления Пленума ВС СССР от 3 февраля 1978 года № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде», актуальной редакцией которого в настоящее время руководствуются суды при рассмотрении соответствующей категории дел.
Согласно действующему уголовному законодательству, предметами контрабанды являются наличные деньги и денежные инструменты, алкоголь, табак, оружие и взрывчатка и их компоненты, наркотические средства и их компоненты, а также стратегически важные товары и ресурсы, культурные ценности, особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы. В зависимости от статьи УК контрабанда может осуществляться путем перемещения предметов через государственную границу РФ либо таможенную границу Евразийского экономического союза.
По данным докладчика судьи ВС Олега Зателепина в 2016 году к уголовной ответственности за контрабанду были привлечены 692 лица, большая часть преступлений связана с попытками незаконного ввоза наркотических средств и их компонентов.
ВС приравнял адресатов нелегальных товаров к контрабандистам
МОСКВА, 18 апреля. /ТАСС/. Получатель контрабандного товара по международной почте должен привлекаться к ответственности за контрабанду. Такое разъяснение дал пленум Верховного суда (ВС) РФ в подготовленном постановлении «О судебной практике по делам о контрабанде».
В частности, это касается тех, кто «оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара». При этом, как отмечается, он не может считаться организатором контрабанды.
Если нелегальные товары доставляются заказным письмом, бандеролью, мелким пакетом, то считается, что преступление было совершено в месте международного почтового обмена. В случае отправки предмета контрабанды простым международным почтовым отправлением, установить точное место перемещения через границу невозможно, «то местом совершения преступления следует считать: почтовый адрес получателя — в случае, когда почтовое отправление получено адресатом; адрес почтовой организации — в случае, когда почтовое отправление вручено получателю в почтовой организации или изъято в ней сотрудниками правоохранительных органов».
При этом если законный владелец признан виновным в контрабанде, то предметы контрабанды подлежат конфискации.
Автомобили контрабандистов
Автомобили, специально оборудованные для перевозки контрабанды, согласно постановлению, подлежат конфискации как орудия преступления. «Если принадлежащее виновному (в контрабанде — прим. ТАСС) транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации», — говорится в разъяснении пленума судьям.
В 2011 году общая статья о контрабанде была исключена из Уголовного кодекса и переведена в разряд административных правонарушений. Уголовно наказуемыми остаются контрабанда наличных денежных средств (ст. 200.1 УК РФ), алкогольной либо табачной продукции (ст. 200.2), контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, оружия, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биоресурсов (ст. 226.1) и контрабанда наркотиков и психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ).
О судебной практике по делам о контрабанде
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 12 от 27.04.2017 даны разъяснения по вопросам рассмотрения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ.
При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать их перемещение вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.
Если лицо, владеющее товарами или иными предметами, осуществило их незаконное перемещение через таможенную границу либо государственную границу, использовав в этих целях другое лицо, которое при этом не осознавало незаконности такого перемещения, оно подлежит ответственности по ст. 200.1, 200.2, 226.1 и (или) 229.1 УК РФ как исполнитель данных преступлений. В этих случаях действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми.
Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, подлежит ответственности как исполнитель контрабанды.
Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию Союза или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.
В тех случаях когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например, недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.
Обращается внимание судов также на необходимость применения положений гл. 15 УК РФ о конфискации предметов незаконного перемещения через таможенную границу либо государственную границу, ответственность за которое установлена ст. 200.1, 200.2, 226.1 и (или) 229.1 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.
Указанным постановлением, признано не действующим постановление Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.1978 № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде».
Разъяснения ВС РФ: когда получатель почтового отправления — контрабандист
Чуть больше месяца понадобилось Верховному суду для доработки текста постановления Пленума с разъяснениями, касающимися рассмотрения уголовных дел о контрабанде. После решения вопросов о моменте окончания преступления, квалификации действий получателя международных посылок, применения международного законодательства в конце апреля окончательный текст документа был утвержден Пленумом.
Проект постановления Пленума ВС РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» впервые обсуждался в конце марта вместе с проектом постановления, посвященным упрощенному производству. Второй документ, однако, был принят быстрее (см. подробнее «ЭЖ», 2017, № 15, с. 05), а разъяснения по порядку рассмотрения «контрабандных» дел вызвали очень много вопросов и были направлены на доработку. Прежние разъяснения по этому вопросу были приняты Пленумом ВС РФ довольно давно (постановление от 28.09.2010 № 23 «О внесении изменения в постановление от 27 мая 2008 года № 6 „О судебной практике по делам о контрабанде“»), и новым постановлением от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» (далее — Постановление № 12) отменены.
Если перевозчик товара не знал о преступном замысле, ответственность несет «заказчик»
Уголовный кодекс РФ содержит четыре состава преступлений, связанных с контрабандой: незаконное перемещение через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Союз) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере (ст. 200.1), алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2), предметов, ограниченных или изъятых из оборота (ст. 226.1, 229.1).
В Постановлении № 12 судьи обратили внимание на необходимость учитывать положения УК РФ, предусматривающие основания для освобождения от ответственности обвиняемых в контрабанде. Так, от уголовной ответственности освобождается лицо, добровольно сдавшее денежные средства и (или) денежные инструменты, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Если лицо наряду с контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов обвиняется в совершении иных преступлений, то оно освобождается от ответственности по ст. 200.1 УК РФ независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений (п. 11 Постановления № 12).
При перемещении товаров и предметов через границу с использованием другого лица, которое при этом не осознавало незаконности такого перемещения, заказчик такой «услуги» будет привлечен к ответственности за контрабанду в качестве исполнителя. При этом действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми (п. 14).
Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, может быть привлечен к уголовной ответственности, если он осуществил поиск, заказ, оплату такого товара, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара (п. 15).
Контрабанда регулируется не только национальным законодательством
В пункте 5 Постановления № 12 уточняется, что под контрабандой следует понимать не только незаконное перемещение через таможенную границу, но и через границу государственную, а судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности. Например, несмотря на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории Союза, возможно введение ограничений оборота отдельных категорий товаров. Кроме того, на территории России законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие свободный оборот отдельных веществ или предметов, в частности, представляющих угрозу общественной безопасности.
Способы совершения данных преступлений могут быть различными, в частности, перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, перемещение таких товаров с сокрытием от таможенного контроля, перемещение с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.
Незаконное перемещение через таможенную границу при контрабанде может быть выражено путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) или утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу (п. 6 Постановления № 12).
Непредставление таможенной декларации — тоже контрабанда
Еще одним способом совершения «контрабандных» преступлений является невыполнение требований права Союза и российского законодательства о таможенном деле по декларированию товаров. То есть лицо, осуществляющее перемещение товаров или иных предметов, не заявляет таможенному органу весь товар либо его часть — заявляется только часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации.
Если декларант или таможенный представитель в таможенной декларации заявили не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей, то указанные действия суду следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.
В Постановлении № 12 разъясняется, что необходимыми для таможенных целей сведениями являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений (п. 7).
При контрабанде, совершенной путем использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).
Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам. Составом контрабанды также полностью охватывается незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием изготовленных другим лицом поддельных официального документа, печати. Если же такие документы, печать были изготовлены тем же лицом, которое осуществляет контрабанду, то оно должно быть привлечено к уголовной ответственности как за совершение контрабанды, так и за подделку документов (ст. 327 УК РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. N 12 г. Москва «О судебной практике по делам о контрабанде»
Комментарии Российской Газеты
В целях обеспечения единообразного применения судами норм уголовного закона об ответственности за контрабанду (статьи 200 1 , 200 2 , 226 1 и 229 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), а также в связи с вопросами, возникшими у судов, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:
1. При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор и Союз соответственно), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами — членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года).
Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее — ТК ТС) и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (например, Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза от 24 октября 2013 года).
С учетом положений пункта 2 статьи 101 Договора под используемыми в статьях 200 1 , 200 2 , 226 1 и 229 1 УК РФ терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» («таможенная граница Таможенного союза»), «Государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» следует понимать соответственно «таможенная граница Евразийского экономического союза» (далее — таможенная граница), «Государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза» (далее — государственная граница).
2. Судам следует принимать во внимание, что порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством Российской Федерации (о таможенном деле, о Государственной границе Российской Федерации, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и другим) устанавливаются правом Союза (статьи 6 и 32 Договора).
К праву Союза в том числе относятся решения и распоряжения постоянно действующего регулирующего органа Союза — Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий (например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года N 30 «О мерах нетарифного регулирования»).
При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами — членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.
3. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 200 1 , 200 2 , 226 1 и 229 1 УК РФ, судам необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в этих статьях предметам контрабанды.
Если при установлении принадлежности незаконно перемещенных товаров или иных предметов к предметам контрабанды требуются специальные познания, то суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.
4. При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены; в остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 49 ТК ТС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к статье 200 1 , примечание 2 к статье 200 2 УК РФ).
При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта или специалиста.
5. Перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.
Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.
При установлении факта незаконного перемещения товаров или иных предметов через государственную границу судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности.
В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пункт 3 статьи 29 Договора допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи Договора. При этом порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории Союза определяется в соответствии с Договором, а также международными договорами в рамках этого Союза.
Кроме того, на территории Российской Федерации, исходя из положений пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие свободный оборот отдельных веществ или предметов, в частности, представляющих угрозу общественной безопасности.
6. Незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством сокрытия от таможенного контроля товаров или иных предметов, то есть путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу.
7. Недекларирование как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.
При этом следует учитывать, что сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений.
8. Судам следует иметь в виду, что при контрабанде, совершенной путем использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов, указанных в статьях 200 1 , 200 2 , 226 1 , 229 1 УК РФ, могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).
Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.
Незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.
Если лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ и статьями 200 1 , 200 2 , 226 1 и 229 1 УК РФ.
9. Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию Союза или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.
В тех случаях когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например, недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.
10. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226 1 и 229 1 УК РФ, в тех случаях, когда незаконное перемещение предмета контрабанды осуществлено не только через таможенную границу, но и через государственную границу, содеянное следует рассматривать как одно преступление при наличии единого умысла лица на совершение перечисленных действий. Если у лица, совершившего контрабанду предметов, указанных в статьях 226 1 и 229 1 УК РФ, через таможенную границу, в дальнейшем возник умысел на перемещение этих же предметов через государственную границу, содеянное образует совокупность преступлений.
11. Обратить внимание судов, что в соответствии с примечанием 4 к статье 200 1 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если им добровольно были сданы денежные средства и (или) денежные инструменты и если в его действиях не содержится иного состава преступления. По смыслу закона, добровольная сдача означает выдачу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов представителям правоохранительных органов по своей воле, несмотря на реальную возможность распорядиться ими.
Если лицо наряду с контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов обвиняется в совершении иных преступлений, оно освобождается от ответственности по статье 200 1 УК РФ независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений.
12. Если лицо наряду с незаконным перемещением через таможенную границу либо через государственную границу предметов, перечисленных в статьях 226 1 и 229 1 УК РФ, совершает умышленное противоправное деяние, связанное с незаконным оборотом этих предметов, в том числе их перевозку, то содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 226 1 и (или) 229 1 УК РФ и соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (в частности, статьями 218, 220, 222, 222 1 , 228, 228 1 , 228 2 , 228 3 ,228 4 , 234, 355 УК РФ).
13. В случае признания контрабанды совершенной организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по части третьей статьи 200 2 , части третьей статьи 226 1 , пункту «а» части четвертой статьи 229 1 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ (например, одни участники организованной группы приобретали товар или иные предметы, другие — незаконно их перемещали через таможенную границу, третьи — руководили указанными действиями).
14. Если лицо, владеющее товарами или иными предметами, осуществило их незаконное перемещение через таможенную границу либо государственную границу, использовав в этих целях другое лицо, которое при этом не осознавало незаконности такого перемещения, оно подлежит ответственности по статье 200 1 , 200 2 , 226 1 и (или) 229 1 УК РФ как исполнитель данных преступлений. В этих случаях действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми.
15. Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, подлежит ответственности как исполнитель контрабанды.
16. При решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 200 1 , 200 2 , 226 1 и 229 1 УК РФ, судам следует исходить из положений статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) и при этом учитывать пункт 1 статьи 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза, согласно положениям которого уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления — по месту обнаружения преступления.
В частности, если предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию под видом товара посредством регистрируемого международного почтового отправления (заказным письмом, бандеролью, мелким пакетом), местом совершения такого преступления является место, по которому с таким товаром совершаются операции, связанные с его выпуском (место международного почтового обмена).
Если указанный предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию простым (нерегистрируемым) международным почтовым отправлением и установить точное место перемещения через таможенную границу либо государственную границу такого почтового отправления невозможно, то местом совершения преступления следует считать: почтовый адрес получателя — в случае, когда почтовое отправление получено адресатом; адрес почтовой организации — в случае, когда почтовое отправление вручено получателю в почтовой организации или изъято в ней сотрудниками правоохранительных органов.
17. Обратить внимание судов на необходимость применения положений главы 15 1 УК РФ о конфискации предметов незаконного перемещения через таможенную границу либо государственную границу, ответственность за которое установлена статьями 200 1 , 200 2 , 226 1 и (или) 229 1 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.
18. В соответствии с частью третьей статьи 81 УПК РФ при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды и транспортных средствах, использовавшихся для незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу либо государственную границу.
Если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации в соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 81 УПК РФ.
При прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу должны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе о возможности конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным доказательством.
В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом порядке.
Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Предметы контрабанды, запрещенные к обращению (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, оружие и т.п.), согласно пункту 2 части третьей статьи 81 УПК РФ подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются.
19. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 года N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде».
Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2010 года N 23 «О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде».
Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедев
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В. Момотов