Требования к обслуживанию опо

Автор: | 05.05.2018

Требования к обслуживанию опо

Оформление экспертизы промышленной безопасности по идентификации опасных производственных объектов осуществляется в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

4.5. Регистрация опасного производственного объекта газораспределительной сети в территориальных органах Госгортехнадзора России осуществляется на основании идентификации после окончания строительно-монтажных работ.

Приемка отдельного объекта (участка сети) в эксплуатацию вносится в государственный реестр опасных производственных объектов без переоформления свидетельства о первичной регистрации газораспределительной сети.

4.6. Регистрация опасного производственного объекта системы газопотребления промышленных производств, тепловых электрических станций, районных тепловых станций и котельных в территориальных органах Госгортехнадзора России осуществляется на основании их идентификации после окончания строительно-монтажных работ и приемки объекта в эксплуатацию.

Приемка опасного производственного объекта после реконструкции, модернизации, перевооружения вносится в государственный реестр опасных производственных объектов без переоформления свидетельства о первичной регистрации взрывоопасного объекта.

4.7. Для регистрации систем газораспределения (сети) и систем (объектов) газопотребления организация-владелец представляет:
акт приемки в эксплуатацию объектов газораспределительной сети и газопотребления;
лицензию на право эксплуатации газораспределительной сети и объектов газопотребления.

4.8. При передаче опасных производственных объектов газоснабжения другому владельцу (арендатору) они подлежат перерегистрации.

5. Эксплуатация объектов систем газораспределения и газопотребления

5.1. Общие требования

5.1.1. Организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 N 116-ФЗ*(22), других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также: выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования настоящих Правил; иметь (при необходимости) договора с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту опасных производственных объектов, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечении условий безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов; обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в сроки, установленные настоящими Правилами.

5.1.2. Для лиц, занятых эксплуатацией объектов газового хозяйства, должны быть разработаны и утверждены руководителем организации: должностные инструкции, определяющие обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов; производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение работ, с учетом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполнения работ, методы и объемы проверки качества их выполнения.

К производственным инструкциям по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ГРП, ГРУ и котельных прилагаются технологические схемы газопроводов и газового оборудования.

Технологические схемы пересматриваются и переутверждаются после реконструкции, технического перевооружения опасного производственного объекта.

5.1.3. Порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту газового хозяйства определяются настоящими Правилами, а также нормативными техническими документами, учитывающими условия и требования эксплуатации, согласованными Госгортехнадзором России, инструкциями заводов-изготовителей.

5.1.4. Графики (планы) технического обслуживания и ремонта объектов газового хозяйства утверждаются техническим руководителем организации-владельца и согласовываются с организацией-исполнителем при заключении договора на обслуживание газопроводов и газового оборудования.

5.1.5. Организация-владелец обязана в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации) хранить проектную и исполнительскую документацию.

Порядок и условия ее хранения определяются приказом (распоряжением) руководителя организации.

5.1.6. На каждый наружный газопровод, электрозащитную установку, ГРП (ТРУ) владельцем составляется эксплуатационный паспорт, содержащий основные технические характеристики объекта, а также данные о проведенных капитальных ремонтах.

5.2. Организация технического обслуживания и ремонта опасных производственных объектов систем газопотребления

5.2.1. В каждой организации из числа руководителей или специалистов, прошедших аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности, настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов), назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов систем газопотребления в целом и за каждый участок (объект) в отдельности.

5.2.2. К обязанностям ответственного за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления относятся:
участие в рассмотрении проектов газоснабжения и в работе комиссий по приемке газифицируемых объектов в эксплуатацию;
разработка инструкций, плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций, планов взаимодействий;
участие в комиссиях по аттестации (проверке знаний) персонала в области промышленной безопасности;
проверка соблюдения установленного Правилами порядка допуска специалистов и рабочих к самостоятельной работе;
осуществление производственного контроля за соблюдением требований безаварийной и безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, выполнением планов ремонта газопроводов и газового оборудования, проверкой правильности ведения технической документации при эксплуатации и ремонте;
недопущение ввода в эксплуатацию газоиспользующих установок, не отвечающих требованиям настоящих Правил;
приостановка работы неисправных газопроводов и газового оборудования, а также введенных в работу и не принятых в установленном порядке;
выдача руководителям подразделений, начальнику газовой службы предписаний по устранению нарушений требований настоящих Правил и контроль за их выполнением;
контроль и оказание помощи ответственным лицам за эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления, разработку мероприятий и планов по замене и модернизации газового оборудования;
организация и проведение тренировок со специалистами и рабочими по ликвидации возможных аварийных ситуаций;
участие в обследованиях, проводимых органами Госгортехнадзора России.

5.2.3. Лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления, вправе: осуществлять связь с газоснабжающей (газораспределительной) организацией, а также организациями, выполняющими по договору работы по техническому обслуживанию и ремонту; требовать отстранения от обслуживания газового оборудования и выполнения газоопасных работ лиц, не прошедших проверку знаний или показавших неудовлетворительные знания настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, а также инструкций по безопасным методам и приемам выполнения работ; осуществлять технический надзор при реконструкции и техническом перевооружении опасных производственных объектов газопотребления.

5.3. Наружные газопроводы и сооружения

5.3.1. Природные газы, подаваемые потребителям, должны соответствовать требованиям государственного стандарта, устанавливающего технические условия для горючего природного газа.

Интенсивность запаха газа (одоризация) должна обеспечиваться газотранспортной организацией в конечных точках газораспределительной сети (у потребителя) в пределах 3-4 баллов.

Ростехнадзор разъясняет: Разрешение от Ростехнадзора на ремонт кранов ИЛИ требования к организациям, осуществляющим ремонт подъемных сооружений (ПС)

С 7 марта 2014 г. на территории Российской Федерации действуют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП по ПС), утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992.

В Российской Федерации почти 34 тыс. организаций эксплуатируют опасные производственные объекты (ОПО), где используют более 242 тыс. грузоподъемных кранов, почти 26 тыс. подъемников (вышек) и 4,5 тыс. строительных подъемников.

Заместитель начальника Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора В.В. Чернышёв отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы, поступающие в Ростехнадзор с момента начала действия ФНП по ПС.

Вопрос.

Необходимо ли организации получение какого-либо разрешения от Ростехнадзора на право выполнения ремонтов грузоподъемных кранов?

Ответ. Получение от Ростехнадзора каких-либо специальных разрешений на право осуществления работ по ремонту ПС не требуется. Если уставом организации не установлены ограничения по осуществлению деятельности, связанной с выполнением ремонтов ПС, и она соответствует требованиям пп. 11-22 ФНП по ПС, то такая организация вправе осуществлять работы по ремонту ПС.

Вопрос.

Каким основным требованиям должны соответствовать организации, осуществляющие ремонт подъемных сооружений и работы по техническому обслуживанию приборов безопасности?

Вопрос от 30.08.2017:

По какому наряду-допуску необходимо проводить работы по ремонту электрооборудования подъемного сооружения (грузоподъемный кран)? Наряд-допуск для работы в электроустановках или наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности?

Ответ: В соответствии со ст. 209, 211,212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Соответственно, требования по оформлению нарядов-допусков, установленные нормативными документами, обязательны для исполнения.

Если в нормативных документах приводится только рекомендуемая форма наряда-допуска, работодатель имеет право установить форму наряда-допуска в организации по своему усмотрению, с учетом норм ст. 8 и 372 Трудового кодекса Российской Федерации.

Читайте так же:  Проживание ребенка до трех лет

В случае если в нормативных актах приведена обязательная форма наряда-допуска, то необходимо использовать данную обязательную форму.

Наряд-допуск на проведение работ на высоте оформляется в соответствии с рекомендованной формой, приведенной в Правилах по охране труда при работе на высоте (далее — Правила), утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155н. Соответственно эту форму можно изменять, корректировать применительно к условиям производства.

Согласно п. 23 Правил если работы на высоте проводятся одновременно с другими видами работ, требующими оформления наряда-допуска, то может оформляться один наряд-допуск с обязательным включением в него сведений о производстве работ на высоте и назначением лиц, ответственных за безопасное производство работ, и обеспечением условий и порядка выполнения работ по наряду-допуску в соответствии с требованиями нормативного правового акта его утвердившего.

Таким образом, при работе на электрооборудовании мостовых кранов следует оформлять наряд-допуск на бланке обязательной формы, установленной ПОТЭЭ с указанием дополнительных требований к безопасности при проведении работ на высоте. При этом форма наряда-допуска для работы в электроустановках и указания по его заполнению (согласно приложению № 7 к ПОТЭЭ) предусматривают включение информации о дополнительных мерах безопасности при выполнении работы в электроустановках в строке «Отдельные указания».

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Проверки Ростехнадзора. Что проверяют инспекторы

Какие бывают основания для проверки Ростехнадзора и их виды

Прежде всего, нужно знать, что основанием для проверки работодателя являются:

  • официальные заявления работодателей, которые планируют заняться деятельностью, связанной с промышленной безопасностью;
  • сообщения работодателей об окончании строительства объекта капитального строительства;
  • истечение одного года с момента, когда выдано разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения;
  • информация, содержащая сведения, подтверждающие ввод в эксплуатацию или регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • аварии, инциденты и несчастные случаи на опасных производственных объектах;
  • обращения граждан и организаций с жалобами на нарушения законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области промышленной безопасности;
  • информация, содержащая сведения базы данных разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах;
  • информация, содержащая сведения реестров лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;
  • информация, содержащая сведения, подтверждающие оказание организацией услуг по эксплуатации (обслуживанию) опасного производственного объекта.

Могут быть и другие причины, в зависимости от сферы деятельности работодателя. Они указаны в административных регламентах Ростехнадзора.

Виды проверок Ростехнадзора определены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 294-ФЗ). Они бывают плановыми и внеплановыми, выездными и документарными.

Особенность контрольных мероприятий Ростехнадзора заключается в том, что, помимо Закона № 294-ФЗ, инспекторы должны руководствоваться и другими специальными нормативными актами. Например, для проверки строительной организации руководящим дополнительным документом будет постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54, а также Градостроительный кодекс.

Плановые проверки по общему правилу проводятся не чаще чем раз в три года. Если же в ходе контрольного мероприятия предстоит проверить, как организация соблюдает требования энергосбережения и повышения энергоэффективности, частота проверок может быть выше. Правительство должно установить виды деятельности с более частыми проверками. В настоящее время действует только Перечень для организаций, занятых в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере.

Внеплановая проверка проводится, если:

  • истек срок исполнения предписания;
  • поступили сообщения от граждан о том, что возникла угроза или уже причинен вред здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, возникла угроза или произошла чрезвычайная ситуация техногенного характера.

Проверки Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. Даты предстоящих плановых контрольных мероприятий публикуют на официальном сайте Генеральной прокуратуры. На внеплановые проверки также получают разрешение прокуратуры, но даты проверок, конечно же, не публикуют. В отдельных случаях (когда причинен вред жизни или здоровью граждан) инспекторы не обязаны получать разрешение прокуратуры. Они ее только уведомят о начале проверки.

Выездная проверка проводится на территории работодателя. Инспекторы приходят с решением своего руководителя о проведении контрольного мероприятия. Они не только изучат документы, но и ознакомятся с реальным состоянием объектов повышенной опасности. О начале выездной проверки работодатель узнает не меньше чем за три дня. К нему должно прийти письменное уведомление.

Документарная проверка проводится без выезда к работодателю. Инспекторы направят ему запрос с требованием предоставить копии документов. Их перечень будет указан в запросе. Там же будет обозначено начало и срок проверки.

Каким работодателям стоит ожидать проверок Ростехнадзора

Уже само название этой организации вызывает уважение и заставляет крайне серьезно относиться к проверкам с ее стороны. Трудно составить полный перечень организаций, в которые может наведаться Ростехнадзор, поскольку он контролирует и надзирает за деятельностью работодателей, которые:

  • занимаются разработкой и использованием недр;
  • используют атомную энергию (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);
  • эксплуатируют электрические и тепловые установки и сети (кроме бытовых установок и сетей);
  • эксплуатируют гидротехнические сооружения (за исключением судоходных гидротехнических сооружений);
  • производят, хранят и применяют взрывчатые материалы промышленного назначения.

Ростехнадзор контролирует, как соблюдается промышленная безопасность в организациях, эксплуатирующих особо опасные производственные объекты. Это объекты, на которых:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества (газы, с низкой температурой кипения), окисляющие вещества, взрывчатые и токсичные вещества;
  • используется оборудование, работающее под высоким давлением;
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и т. д.

Полный перечень содержится в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Исходя из этого можно сделать вывод, что инспекторы Ростехнадзора вправе проверить строительные организации, организации, эксплуатирующие котельные, производящие газированную воду, химические производства, нефтедобывающие предприятия, ведущие подземные работы, и многие другие.

Статистика проверок Ростехнадзора

Ростехнадзор за 2013 год провел всего 84 185 проверок 38 264 работодателей
Из них плановых проверок проведено – 40 018.
По результатам проверок выдано 456 768 предписаний.
Общая сумма штрафов за выявленные нарушения составила 1 825 574 руб.
(По данным официального сайта Ростехнадзора http://www.gosnadzor.ru/ )

Что проверяет Ростехнадзор

Как вы уже поняли, Ростехнадзор проверяет многих работодателей, занятых практически во всех отраслях экономики. Поэтому составить единый перечень документов или вопросов, которые будут интересовать инспекторов, затруднительно. Ведь в работе на строительстве тоннеля метрополитена и деятельности магазина нет ничего общего.

В первую очередь проверяющих будут интересовать документы, связанные с эксплуатацией особо опасных производственных объектов (далее – ОПО): различные разрешения, проекты работ, приказы, планы работ, графики обслуживания ОПО, договоры со спасателями и т. д.

Конкретизировать круг вопросов, затрагиваемых проверяющими, помогут административные регламенты Ростехнадзора. В них содержится порядок действий сотрудников службы перед и во время проверок. Всего их существует больше десятка.

Так, организациям, занятым в недропользовании, нужен административный регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. № 712, проектным организациям понадобится регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 г. № 325, а строительные организации заинтересует регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 г. № 38.

Но абсолютному большинству работодателей необходимо ознакомиться с административным регламентом, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 октября 2008 г. № 280. Он касается процедуры проверки правил эксплуатации особо опасных производственных объектов. Там можно найти примерный перечень документов, которые проверяют инспекторы.

Примерный перечень документов, проверяемых Ростехнадзором

  • Учредительные документы и документ о государственной поднадзорной организации в качестве юридического лица – для юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, подтверждающие наличие у поднадзорной организации на праве собственности или на ином законном основании опасного производственного объекта;
  • официальные издания Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
  • свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта;
  • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и изменения к ней;
  • лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта;
  • заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • декларации промышленной безопасности;
  • договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • документы по проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  • документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • эксплуатационная документация, сертификаты или декларации соответствия, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами, в соответствии с установленными требованиями;
  • документы по проведению диагностики, испытаниям, освидетельствованию сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  • документы по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц;
  • распоряжения и предписания Ростехнадзора и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, и документы по их выполнению;
  • мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями или документы об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников;
  • документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
  • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами промышленной безопасности, иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.
Читайте так же:  Полипропиленовые коллекторы для системы отопления

Что еще проверят контролеры

Одним изучением документов по промышленной безопасности дело не ограничится. Инспекторы обязательно пройдут по местам, где находятся ОПО, и осмотрят их. Они обратят внимание на внешний вид объектов и отдельных его частей. Проверят целостность, например, стекол на манометрах баллонов с высоким давлением и т. д.

Особенности охраны труда

Особенности проверки Ростехнадзора в проектных организациях

Первое плановое посещение инспекторов Ростехнадзора может состояться через год после того, как сведения о работодателе появятся в государственном реестре саморегулируемой организации (далее – СРО) ( http://sro.gosnadzor.ru ). Остальные плановые проверки не могут проходить чаще чем один раз в три года.

Для внеплановой проверки существуют особые основания. Инспекторы могут прийти, если:

  • СРО или ее должностные лица нарушили требования Градостроительного кодекса;
  • СРО не возместила вред, причиненный действиями ее членов;
  • СРО не контролирует или недостаточно контролирует своих членов.

Кроме того, существует особый список документов, которые будет проверять Ростехнадзор. В него входят, например:

  1. список (реестр) организаций, в том числе иностранных, и (или) индивидуальных предпринимателей, членов СРО, принятых к началу проверки;
  2. документы, которые послужили основанием для принятия работодателя в члены СРО;
  3. копии договоров страхования членами СРО гражданской ответственности;
  4. документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований технических регламентов;
  5. документы, подтверждающие выплаты из средств компенсационного фонда СРО за проверяемый период, а также документы, указывающие на основание осуществления данных выплат.

Полный перечень документов, которые может потребовать Ростехнадзор, содержится в пункте 9 Административного регламента, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 г. № 325.

Источник: Охрана труда: просто и понятно, №4, апрель 2014

V. Требования безопасности при обслуживании опасных производственных объектов

5.1. Работники организации должны быть обеспечены в установленном порядке средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, спецобувью, специнструментами и другими средствами.

5.2. В помещениях, связанных с перекачкой, хранением и отпуском легковоспламеняющихся нефтепродуктов, необходимо использовать одежду из антистатических материалов и обувь, считающуюся электропроводной (обувь с кожаной подошвой или подошвой из электропроводной резины и др.).

5.3. Запрещается на резервуарах, цистернах оставлять предметы, которые при падении внутрь резервуара, цистерны могут вызвать искру.

5.4. При осмотре резервуаров, колодцев управления задвижками и других сооружений при наличии в них паров нефтепродуктов необходимо использовать изолирующие средства защиты органов дыхания.

5.5. При использовании передвижных средств для перекачки нефтепродуктов и масел при приеме, выдаче и внутрискладских операциях не допускается устанавливать их в закрытых помещениях.

5.6. Сливоналивные эстакады должны быть оборудованы исправными откидными мостиками для переходов на цистерну.

5.7. Торможение цистерн башмаками, изготовленными из материала, дающего искрение, на участках слива-налива не допускается.

5.8. Открывать и закрывать крышки люков резервуаров, железнодорожных, автомобильных цистерн следует осторожно, не допуская их падения и ударов о горловину люка.

5.9. Водителям, подающим автоцистерны под налив легковоспламеняющихся жидкостей, не допускается находиться в одежде, способной накапливать заряды статического электричества.

5.10. Не допускается присутствие посторонних лиц и личных автотранспортных средств в производственной зоне нефтебаз и складов нефтепродуктов.

5.11. Рабочие места должны быть укомплектованы аптечками.

В этом же разделе:

Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Для получения информации об условиях сотрудничества, пожалуйста, обращайтесь к сотрудникам ГК «Газовик».

Бесплатная телефонная линия: 8-800-2000-845

© 2007–2018 ООО «Газ-Сервис». Все права защищены.
Использование материалов сайта без разрешения владельца запрещено и будет преследоваться по закону.

Подготовка специалистов и работников опасных производственных объектов

Порядок подготовки и аттестации специалистов, обучения и про­верки знаний работников опасных производственных объектов регла­ментирован приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Подготовка и аттестация специалистов опасных производственных объектов

Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям. Подготовка может проводиться в очной и дистанционной формах или в режиме самоподготовки.

При аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний:

  • общих требований промышленной безопасности;
  • требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого;
  • требований энергетической безопасности;
  • требований безопасности гидротехнических сооружений.

Проверка знаний проводится отдельным экзаменом. В экзаменационные билеты включается не менее пяти вопросов (тестовых заданий) по каждой из областей аттестации.

Аттестации по вопросам безопасности подлежат следующие специалисты:

  • осуществляющие деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах;
  • разрабатывающие проектную, конструкторскую и иную до­кументацию, связанную с эксплуатацией объекта;
  • осуществляющие предаттестационную подготовку и профес­сиональное обучение по вопросам безопасности;
  • осуществляющие строительный контроль.

Аттестация специалистов осуществляется в комиссиях органи­заций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Ростехнадзора (центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии). Специалисты подряд­ных и других привлекаемых организаций могут проходить аттестацию в аттестационной комиссии организации-заказчика.

Первичная аттестация специалистов ОПО

Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца:

  • при назначении на должность;
  • при переводе на другую работу, если при выполнении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации;
  • при переходе из одной организации в другую.

Периодическая аттестация специалистов ОПО

Периодическая аттестация специалистов проводится не реже чем один раз в пять лет, если другие сроки не предусмотрены иными нор­мативными актами.

Внеочередная аттестация специалистов ОПО

Внеочередная проверка знаний требований безопасности по во­просам, отнесенным к компетенции руководителя организации и специ­алистов, осуществляется:

  • после ввода в действие новых нормативных правовых актов и нормативно-технических документов;
  • по решению руководителя территориального органа Ростехнадзора по предписанию должностного лица при установлении не­достаточных знаний требований безопасности специалистами, аттестованными в аттестационных комиссиях поднадзорных организаций;
  • после аварии или несчастного случая со смертельным исхо­дом по решению председателя центральной комиссии или его заместителя и центральной аттестационной комиссии или в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора.

Результаты проверок знаний по вопросам безопасности оформля­ются протоколом с последующей выдачей удостоверения об аттестации. Результаты внеочередной аттестации оформляются только протоколом. Лица, не прошедшие аттестацию (проверку знаний), должны пройти ее повторно в сроки, установленные аттестационной комиссией.

Обучение и проверка знаний работников опасных производственных объектов

Обучению и проверке знаний по безопасности подлежат: рабочие основных профессий организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций), осуществляющих строительство, эксплуатацию, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; объекта электроэнергетики; объекта, на котором эксплуатируются электрические, тепловые установки и сети, гидротехнические сооружения, изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах, транспортирование опасных веществ.

Читайте так же:  Банкротство мкх

Если для отдельных категорий рабочих основных профессий нор­мативными правовыми актами установлены дополнительные требова­ния к обучению и контролю знаний по безопасности, то применяются также и эти требования.

Обучение рабочих основных профессий включают:

  • подготовку вновь принятых рабочих;
  • переподготовку (переобучение) рабочих;
  • обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
  • повышение квалификации рабочих.

Программы профессионального обучения, разрабатываемые об­разовательными организациями в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, должны предусматривать те­оретическое и производственное обучение, которое осуществляется в учебной группе па соответствующей учебно-материальной базе.

По окончанию обучения проводится итоговый экзамен по проверке теоре­тических знаний и практических навыков обучающихся. По результатам экзамена на основании протокола квалификационной комиссии обуча­емому присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство. Лицам, прошедшим обучение и успешно сдавшим эк­замен по ведению конкретных работ на объектах, кроме свидетельства выдается соответствующее удостоверение для допуска к этим работам.

Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводящей обучение. В состав квалификационной комиссии по согласованию включаются представители территориального органа Ростехнадзора. Не допускается включение в состав квалификационной комиссии лиц, проводивших обучение.

Порядок обучения, предусмотренный при подготовке вновь принятых рабочих основных профессий, распространяется на переподготовку (переобучение), а также обучение рабочих вторым (смежным) профессиям.

Сроки освоения программ переподготовки и обучения вторым профессиям могут быть сокращены, но не более чем на половину срока подготовки вновь принятых рабочих.

Переподготовка (переобучение) рабочих основных профессий организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию. Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям осуществляется с целью получения новой профессии с начальным или более высоким уровнем квалификации.

Повышение квалификации рабочих направлено на совершенство­вание их профессиональных знаний, умений, навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям и реализуется в образовательных органи­зациях в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Перед допуском к самостоятельной работе на объекте рабочие проходят инструктаж по безопасности и стажировку на рабочем месте.

Производственные инструкции

В организациях должны разрабатываться, согласовываться и ут­верждаться производственные инструкции и (или) инструкции для конкретных профессий. Эти инструкции находятся на рабочих местах и выдаются под роспись рабочим, для которых обязательно знание указанных инструкций. Перед допуском к самостоятельной работе по­сле инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций.

Проверка знаний производственных инструкций проводится в комиссии организации или ее структурного подразделения, состав комиссии устанавливается приказом. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний инструкций, выдается удостоверение на право само­стоятельной работы. Рабочие периодически проходят проверку знаний инструкций не реже одного раза в 12 месяцев.

Перед проверкой знаний инструкций организуются занятия, лек­ции, семинары, консультации.

При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев рабочие после проверки знаний инструкций перед допуском к самостоятель­ной работе проходят стажировку для восстановления практических навыков. Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по организации.

Ответственным за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний в целом по организации является работо­датель, а в структурном подразделении – руководитель подразделения.

Ростехнадзор разъясняет: Договор со специализированной организацией на оказание услуг (сервисное обслуживание) по управлению, ремонту и обслуживанию ПС

Организация закупила мостовые краны, которые были смонтированы специализированной организа­цией. Данные подъемные сооружения (ПС) подлежат учету в органах Ростехнадзора.

Прошу разъяснить, вправе ли организация, име­ющая данные ПС, но у которой нет собственных служб по управлению, ремонту и их обслуживанию для дальнейшей эксплуатации, заключать договор со специализированной организацией на оказание услуг (сервисное обслуживание) по управлению, ремонту и обслуживанию ПС, имеющей в своем штате спе­циалистов, ответственных за производственный контроль при эксплуатации ПС и за содержание ПС в работоспособном состоянии, крановщиков, слесарей и электрослесарей?

Гл. инженер С.В. Дмитриев, ООО «Завод по ремонту горного оборудования»

На вопрос читателя отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора М.А. Климова.

С 7 марта 2014 г на территории Российской Фе­дерации действуют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безо­пасности опасных производственных объектов, на ко­торых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП по ПС), утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г № 533, зарегистрированным Мин­юстом России 31 декабря 2013 г, регистрационный № 30992.

Так, ФНП по ПС не запрещено привлечение органи­зациями к обслуживанию подъемных сооружений (ПС) персонала (машинисты кранов, стропальщики и т.п.) других организаций, однако при этом должны соблю­даться требования ФНП по ПС, в частности работники опасного производственного объекта (ОПО), непо­средственно занимающиеся эксплуатацией ПС, долж­ны быть обученными и иметь выданное в установлен­ном порядке удостоверение на право самостоятельной работы (п. 26 «а» ФНП по ПС).

Кроме того, в соответ­ствии с п. 150 «б» ФНП по ПС эксплуатирующие орга­низации обязаны обеспечить содержание ПС в работо­способном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслужи­вания, технического освидетельствования и ремонта.

В этих целях должен быть обеспечен в том числе порядок допуска к самостоятельной работе персонала с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывают тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на котором персонал допущен. Но ФНП по ПС не установлена форма такого удостоверения (фор­му удостоверения на право самостоятельной работы устанавливает организация, эксплуатирующая ПС).

В соответствии с п. 27 Положения об организации обуче­ния и проверки знаний рабочих организаций, поднад­зорных Федеральной службе по экологическому, тех­нологическому и атомному надзору (РД-03-20—2007), утвержденного приказом Ростехнадзора от 29 янва­ря 2007 г № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атом­ному надзору», зарегистрированным Минюстом Рос­сии 22 марта 2007 г., регистрационный № 9133, допуск к самостоятельной работе оформляют приказом по организации.

При этом обслуживающий ПС персонал (машинисты кранов, стропальщики и т.п.) других ор­ганизаций, направленный для работы в организацию, эксплуатирующую ОПО с ПС, может проходить повтор­ную проверку знаний производственных инструкций в комиссии организации, где персонал непосредствен­но обслуживает ПС.

Одновременно в соответствии с требованиями п. 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуати­рующая ОПО, обязана: обеспечивать укомплектован­ность штата работников ОПО в соответствии с уста­новленными требованиями; допускать к работе на ОПО лиц, удовлетворяющих соответствующим квалифи­кационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в об­ласти промышленной безопасности; предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц.

Также ФНП по ПС не установлены ограничения по привлечению для выполнения ремонтов ПС сторонних организаций. Требования к таким организациям изло­жены в разделе II «Требования промышленной безо­пасности к организациям и работникам, осуществля­ющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО». Ор­ганизации, выполняющие ремонт ПС, должны соблю­дать требования, изложенные в ФНП по ПС.

Пунктом 151 ФНП по ПС определено, что числен­ность специалистов эксплуатирующей организации должна определяться распорядительным актом экс­плуатирующей организации с учетом требований подпункта «ж» п. 23 ФНП по ПС, а также с учетом коли­чества и фактических условий эксплуатации ПС.

В со­ответствии с п. 23 ФНП по ПС «организация (индиви­дуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие тре­бования.

ж) разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную бе­зопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;

специалиста, ответственного за безопасное произ­водство работ с применением ПС».

На основании указанного, назначение данных спе­циалистов из числа работников сторонних организаций не допускается.

Однако ФНП по ПС не устанавливают ограничений по привлечению специалистов, работа­ющих по совместительству (статья 282 Трудового ко­декса Российской Федерации). При этом указанные специалисты несут полную ответственность за соблю­дение требований, установленных ФНП по ПС.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)