Требования к оформлению программы дополнительного образования 2018

Автор: | 12.02.2018

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.
  7. Приложение.
  8. Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).

1. Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки дополнительной образовательной программы;
  • Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, регалии.
  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г. ::

    Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ::название учреждения.

    Образовательная программа дополнительного образования детей

    Программа ориентированна на детей от . до :лет.

    Педагог дополнительного образования

    2. Пояснительная записка раскрывает:

    1. обоснование программы:
    2. направленность дополнительной образовательной программы;
    3. новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
    4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
    5. цель и задачи дополнительной образовательной программы;
    6. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
    7. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
    8. организация учебной деятельности:
    9. формы режим занятий;
    10. количество учебных часов в неделю
    11. количество учащихся в группе, объединении
    12. работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
    13. прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;

    Контроль может проводиться в следующих формах:

      собеседование;
    1. зачет; зачетный лист;
    2. вопросник по программе;
    3. реферат; защита работы;
    4. выполнение нормативов;
    5. контрольное упражнение;
    6. участие в конкурсах, выставках;
    7. выступление на концертах, соревнованиях;
    8. КВН, викторина, открытое занятие и др.
    9. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

    Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

    Объёмы учебной нагрузки:

    В соответствии с документами:

    «Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей», М., 2006г.,

    Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616

    1 год обучения — всего 144 часа, в расчёте 1 группа — 15 человек, 4 часа в неделю.

    2 год обучения — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 12 человек, 6 часов в неделю

    3 год обучения — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 10 человек, 6 часов в неделю,

    (3 — ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно — патриотическая направленность, — 324 часа, 9 часов в неделю).

    Форма составления учебно — тематического плана (в расчёте на один год обучения)

    ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    Содержание образовательных программ должно соответствовать:

    — достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

    — определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

    — направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и др.);

    — современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

    Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

    — создание условий для развития личности ребенка;

    — развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

    — обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

    — приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

    — профилактику асоциального поведения;

    — создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

    — интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

    — укрепление психического и физического здоровья;

    — взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

    Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

    Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

    1. Титульный лист.

    2. Пояснительную записку.

    3. Учебно-тематический план.

    4. Содержание изучаемого курса.

    5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

    6. Список литературы.

    1. Титульный лист включает:

    — наименование образовательного учреждения;

    — где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    — название дополнительной образовательной программы;

    — возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    — срок реализации дополнительной образовательной программы;

    — Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

    — название города, населенного пункта;

    — год разработки дополнительной образовательной программы.

    2. Пояснительная записка раскрывает:

    — направленность дополнительной образовательной программы;

    — новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

    — цель и задачи дополнительной образовательной программы;

    — отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

    — возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

    — сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    — формы и режим занятий;

    — ожидаемые результаты и способы их проверки;

    — формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

    3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

    — перечень разделов, тем;

    — количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

    4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

    5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:

    — форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

    — приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

    — форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

    Требования к оформлению программы дополнительного образования 2018

    Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

    К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

    в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

    в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

    Содержание дополнительных образовательных программ.

    Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

    Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

    • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
    • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
    • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
    • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
    • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
    Читайте так же:  Кута проживание

    Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

    Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

    В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

    — достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

    — соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

    — направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

    — современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

    быть направлено на:

    • создание условий для развития личности ребенка;
    • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
    • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
    • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
    • профилактику асоциального поведения;
    • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
    • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
    • укрепление психического и физического здоровья детей;
    • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

    Структура дополнительной образовательной программы.

    Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

    1. Титульный лист.

    2. Пояснительную записку.

    3. Учебно-тематический план.

    4. Содержание изучаемого курса.

    5. Методическое обеспечение.

    6. Список литературы.

    Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.

    1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

    — наименование образовательного учреждения;

    — где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    — название дополнительной образовательной программы;

    — возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    — срок реализации дополнительной образовательной программы;

    — Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

    — название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

    — год разработки дополнительной образовательной программы.

    2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

    — направленность дополнительной образовательной программы;

    — новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

    — цель и задачи дополнительной образовательной программы;

    — отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

    — возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

    — сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    — формы и режим занятий;

    — ожидаемые результаты и способы их проверки;

    — формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

    3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

    — перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

    — количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

    4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

    — краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

    5. Методическое обеспечение может включать описание:

    — форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

    — приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

    — форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

    6. Список использованной литературы.

    Требования к образовательным программам дополнительного образования детей в ДОУ

    Вопрос-ответ по теме

    Каковы нормативные и методические требования к программе кружка в детском саду?
    Какие требования к образовательным программам дополнительного образования детей?

    Обоснование из рекомендации

    Требования к образовательным программам дополнительного образования детей изложены в письме Минобразования России от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «О направлении Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», утвержденных на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 г. (далее – Требования).

    Согласно данным Требованиям образовательная программа дополнительного образования детей должна включать следующие структурные элементы.

    Титульный лист, который должен включать:

    • наименование образовательного учреждения;
    • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
    • название дополнительной образовательной программы;
    • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
    • срок реализации образовательной программы дополнительного образования детей;
    • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
    • название города, населенного пункта;
    • год разработки дополнительной образовательной программы.

    Пояснительная записка, которая должна раскрывать:

    • направленность дополнительной образовательной программы;
    • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
    • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
    • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
    • возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы дополнительного образования детей;
    • сроки реализации образовательной программы дополнительного образования детей (продолжительность образовательного процесса, этапы);
    • формы и режим занятий;
    • ожидаемые результаты и способы их проверки;
    • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

    Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы, который включает:

    • перечень разделов, тем;
    • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

    Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

    Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, которое должно включать в себя описание:

    • форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
    • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
    • форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

    И последним структурным элементом программы дополнительного образования является список литературы.

    Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

    Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

    Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

    Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Обновленное содержание.

    Муниципальное автономное учреждение

    «Центр дополнительного образования»

    по разработке и оформлению

    дополнительных общеобразовательных общеразвивающих

    Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

    Разработаны на основе «Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ/курсов внеурочной деятельности. / Буйлова Л.Н., Филатова М.Н. – Москва, ГАОУ ВО МИОО, 2016. – 25с.

    Составитель: Е.В. Воронина, методист МАУ ДО «ЦДО», 2018. – 22 с.

    Рекомендовано эксперно-методическим советом МАУ ДО «ЦДО»

    1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГАМ

    1.1 Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №273), Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №1008), Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Уставом муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» (Утвержден постановлением администрации городского округа Ревда от 23.10.2017 № 2883), Положением о требованиях к дополнительным общеразвивающим программам в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования».

    Читайте так же:  Заявление в налоговую при смене оквэд

    1.2 Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ 273 ст.2, п.9).

    1.3 Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (ФЗ №273-ст.75).

    1.4 В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ №273 – ст.2, п.14): содержание дополнительных общеразвивающих программ, сроки обучении по ним, формы, порядок и периодичность аттестации определяются образовательной программой, самостоятельно разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ №273 – ст.75, п.4); дополнительные общеразвивающие программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, технологий, культуры, экономики и социальной сферы.

    1.5 Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается ее самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности: порядок разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ, количество учащихся в объединении, формы обучения определяются образовательной организацией в локальных нормативных актах (ФЗ №273 – ст.28, п.1). Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам 9ФЗ №273 – ст.28, п.2).

    2.СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

    Структура дополнительной общеразвивающией программы включает в себя, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации, а именно:

    Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы).

    Раздел 2. Содержание программы

    учебный (тематический) план,

    содержание учебного (тематического) плана

    Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы.

    Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.

    «Титульный лист программы» — первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), направленность и название программы, возраст учащихся, срок ее реализации, ФИО, должность автора(ов) программы, город и год ее разработки).

    Оформление титульного листа программы

    муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

    «Центр дополнительного образования»

    Принята на заседании экспетно-методического совета

    от «__» __________20__года

    Руководитель МАУ ДО «ЦДО» города Ревды

    от «__» _________ 20__ года

    Возраст учащихся: 11-13 лет

    Срок реализации: 1 год (324 часа)

    Щинова Линара Азатовна

    педагог дополнительного образования

    Раздел 1. «Пояснительная записка» Пояснительную записку рекомендуют начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы. Пояснительная записка содержит основные характеристики программы:

    актуальность (современность, востребованность, целесообразность, отличительные особенности программы и т.п.);

    цель и задачи программы;

    группа/категория учащихся, для которых программа актуальна;

    формы (групповые, индивидуальные и др.) и режим (периодичность и продолжительность) занятий;

    срок реализации программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения);

    планируемые результаты (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые учащийся сможет продемонстрировать по завершении обучения по программе).

    1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 предлагает следующий перечень направленностей дополнительных общеобразовательных программ:

    Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы.

    2. Актуальность программы — ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на:

     анализе социальных проблем,

     материалах научных исследований,

     анализе педагогического опыта,

     анализе детского или родительского спроса,

     современных требованиях модернизации системы образования,

     потенциале образовательного учреждения;

     социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

    1. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого имеются только на базе нашего Дома детского творчества.

    2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров –организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

    Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

     Новое решение проблем дополнительного образования;

     Новые методики преподавания;

     Новые педагогические технологии в проведении занятий;

     Нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

    Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.

    1.Новизнаданной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.

    2.Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно

    взаимодействовать с деловыми партнерами.

    В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы:

     методов образовательной деятельности,

     средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),

     организации образовательного процесса.

    Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

    Эффективным для литературного развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению.

    Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ.

    В данном разделе следует указать названия и авторов предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от предыдущих.

    3. ЦЕЛЬ дополнительной общеобразовательной программы.

    Цель -это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

    -Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

    -Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.

    ПРИМЕРЫ формулировок цели:

    1.Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.

    2.Формирование общей культуры личности, привитие обучаемым

    этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.

    3.Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения

    средствами вокального искусства.

    Читайте так же:  Действует ли осаго если водитель пьян

    5.Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.

    7.Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

    8.Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.

    10.Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.

    11 Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием.

    ПРИМЕР перечня существительных для формулирования цели:

    формирование и др.

    ЗАДАЧИ дополнительной общеобразовательной программы

    Задача -это то, что требует выполнения, разрешения.(С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задача -поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

    Задачи должны соответствовать цели и быть:

    — обучающими , то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

    — развивающими , то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

    — воспитательными , то есть отвечать на вопрос, какие ценностные

    ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

    Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы. Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели.

    Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.

    ПРИМЕР перечня ГЛАГОЛОВ для формулирования задач:

    — познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность;

    — формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.

    4. Адресность дополнительной общеразвивающей программы Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение. В этом разделе необходимо указать:

    -для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);

    -какому возрасту детей адресована программа;

    -предполагаемый состав (одного или разных возрастов);

    -условия приема детей, система набора в группы.

    -принимаются все желающие;

    -существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличие базовых знаний в области и т. д.

    В этом разделе могут быть указаны условия дополнительного

    набора детей на вакантные места в коллектив. Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов:

    -собеседования и т.д.

    5. Формы и режим занятий

    Режим занятий–в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).

    1год обучения -2 раза в неделю по 2 учебных часа;

    2 год обучения -3 раза в неделю по 2 учебных часа,

    3 год обучения -1 раз в неделю по 2 учебных часа.

    ПРИМЕРЫ форм организации деятельности детей на занятии:

    -работа по подгруппам,

    -оркестровая и др.

    6.Сроки реализации программы

    В этом разделе указывается продолжительность обучения детей по данной программе и количество часов обучения на каждый год.

    1 год обучения –72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) -108 (144, 216 часов) и т.д.

    Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся.

    1 год обучения –144, или 108, или 72 часа в зависимости от

    -психологической готовности к обучению;

    -физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы;

    -интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др.

    Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяется по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.

    7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

    Ожидаемые результаты – это достижение цели и выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе:

    — личностные (перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать);

    — метапредметные (набор универсальных учебных действий) результаты, которых достигли обучающиеся в процессе освоения данной программы;

    — предметные (набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности).

    Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

    сформированность у детей личностной культуры через приобщение их к богатому культурному наследию родного края;

    проявление осознанного отношения к особенностям народных традиций родного края;

    развитие навыков самопознания, представлений о ценности другого человека и самого себя;

    выработанные коммуникативные способности и навыки эффективного общения;

    проявление творческих способностей детей, навыков исследовательской деятельности;

    проявление позитивных мотивов межличностных отношений

    сформированные вокальные и актёрские навыки через участие в концертной деятельности.

    использование элементов народной культуры в повседневной жизни;

    умение осуществлять сбор и обработка песенного и устного фольклора Ревдинского района.

    Традиционно в объединении проводятся три вида диагностики: входящая, текущая, итоговая, позволяющие проследить динамику развития тех или иных личностных качеств, предметных достижений .

    8. Формы подведения итогов реализации программы

    Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.

    Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.

    формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть: выставка, концерт, открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), зачетная работа, тест, игра и т.д.

    РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Раздел включает учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана)

    1. Учебный (тематический) план содержит перечень разделов (модулей) и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических (лекция, семинар, консультация, лабораторная работа и др.) и интерактивных/практических занятий ( мастерская, самостоятельная работа, концерт, выставка, соревнование, игра, дискуссия, круглый стол, экскурсия и др.), а так же форм аттестации/контроля (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.) ; оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения; количество часов указывается из расчета на одну группу).

    Итоговое количество часов в год зависит от количества и продолжительности занятий в неделю (из расчета 38 учебных недель в году):

    -по 1 часу в неделю -38 часов в год;

    -по 2 часа в неделю –76 часа в год;

    -по 3 часа в неделю –114 часов в год;

    -по 4 часа в неделю –152 часа в год;

    -по 5 часов в неделю –190 часов в год;

    -по 6 часов в неделю –228 часов в год.

    Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практические занятия должны преобладать над теоретическими.

    Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это программа индивидуального обучения).

    В учебно-тематический план включают часы на:

    • вводное занятие(введение в программу);

    • концертную или выставочную деятельность;

    • мероприятия воспитательно-познавательного характера;

    • отчетное мероприятие (при этом указывается не название мероприятия, а его тема)

    Оформление учебного (тематического) плана