Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»
В связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и изменением уголовно-процессуального законодательства, в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1.1. В полной мере использовать имеющиеся полномочия для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены.
1.2. В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материалов проверки. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере. Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.
Обращать внимание на выполнение требований закона об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщения о преступлении, соблюдении сроков его рассмотрения.
При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.
1.3. Обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел. Требовать своевременного направления прокурору копий постановлений о возбуждении уголовного дела.
В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (приложение N 1), о возбуждении уголовного дела и материалов к ним (приложение N 2), поступивших из следственных органов. Указывать в книгах дату и время их передачи прокурору или его заместителю.
Копии постановлений о возбуждении уголовного дела рассматривать в срок не позднее 24 часов с момента их поступления к прокурору. Тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ.
В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения.
Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление.
При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.
1.4. Своевременно принимать меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях несоблюдения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока сообщения прокурору о произведенном задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.
Проверять законность задержания подозреваемых по уголовным делам, принимать меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего. Незамедлительно проверять жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных. Учитывать, что согласно ч. 4 ст. 96 УПК РФ сохранение в тайне факта задержания (за исключением задержания несовершеннолетнего) может осуществляться только с согласия прокурора.
Пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.
Руководствуясь ч. 2 ст. 10 УПК РФ, своим постановлением немедленно освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.
1.5. Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.
Тщательно готовиться к судебному заседанию. С целью своевременной выработки обоснованной позиции по заявленному ходатайству предлагать руководителю следственного органа одновременно с направлением ходатайства в суд направлять в прокуратуру копию согласованного с ним ходатайства следователя, а также копии материалов, подтверждающих его обоснованность. Обращать внимание на соответствие постановления следователя требованиям о законности, обоснованности и мотивированности.
В каждом случае прокурору, участвующему в судебном заседании, составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения к рассмотренным судом материалам и надзорному производству. Вывод об отсутствии оснований для поддержания ходатайства согласовывать с руководителем прокуратуры.
Излагая в суде свое мнение при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения и о продлении сроков содержания под стражей, исходить из положений ст. 97, 100, 106-109 УПК РФ, а также позиции Европейского Суда по правам человека о разумных сроках содержания под стражей, учитывая при этом тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.
При наличии предусмотренных законом оснований в каждом случае принимать меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке решений суда, принятых по ходатайствам следователя об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.
По каждому случаю освобождения из-под стражи лиц, в отношении которых избиралась такая мера пресечения, а затем уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, не позднее 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу проводить проверку и составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддержавшего в суде ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей. Кроме того, рассматривать в таких случаях вопрос о необходимости принятия мер реагирования на допущенные нарушения следователя, руководителя следственного органа, прокурора, утвердившего обвинительное заключение.
1.6. Требовать своевременного направления прокурору уведомления о каждом случае производства без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, наложения ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, а также материалов по результатам их производства для правовой оценки.
При этом учитывать, что указанные следственные действия производятся без судебного решения лишь в том случае, если промедление может повлечь за собой утрату следов преступления и других доказательств, позволит скрыться лицам, его совершившим, негативно повлияет на возмещение причиненного преступлением ущерба.
1.7. Обеспечивать надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ, особое внимание уделять вопросам квалификации содеянного.
При необходимости предлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела для изучения.
1.8. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, направлять руководителю соответствующего следственного органа мотивированное требование об устранении нарушений.
В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства при наличии оснований проект требования и подтверждающие его обоснованность материалы представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о его направлении вышестоящему руководителю следственного органа.
Учитывать, что требования об устранении нарушений федерального законодательства руководителям следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, руководителям следственных органов федеральных органов исполнительной власти (при федеральных органах исполнительной власти) по субъектам Российской Федерации уполномочены направлять прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители.
Указанные требования в адрес Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и его заместителей, а также руководителей следственных органов федеральных органов исполнительной власти (при федеральных органах исполнительной власти) направляются заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.
При несогласии Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с предъявленным требованием об устранении нарушений федерального законодательства материалы докладываются Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.
1.9. Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.
1.10. Полномочия прокурора о передаче уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, предусмотренные п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, использовать с целью обеспечения объективного, полного и качественного производства предварительного следствия, а также с учетом общественной значимости расследуемого уголовного дела.
1.11. Контролировать поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ. В течение месяца после получения этих процессуальных документов проверять законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел.
В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя.
Учитывать, что решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 25 и 28 УПК РФ, принятое с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого следственного органа. В том случае, если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, материалы о его отмене направлять вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении постановления руководителю вышестоящего следственного органа.
В случае признания незаконным или необоснованным постановления о приостановлении предварительного следствия направлять руководителю следственного органа требование об устранении выявленного нарушения федерального законодательства.
1.12. При утверждении обвинительного заключения изучать соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.
При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ выносить мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения.
В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.
1.13. В соответствии с ч. 5 ст. 439 УПК РФ утверждать постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера только после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.
1.14. В соответствии со ст. 124 УПК РФ рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные в обращении заявителей доводы. При необходимости истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок.
При получении заявления о применении незаконных методов расследования в ходе проверки сообщения о преступлении или производства предварительного следствия незамедлительно проверять все доводы, приведенные заявителем. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, мотивированным постановлением направлять материалы в соответствующий следственный орган Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации для решения вопроса об уголовном преследовании.
Не допускать необоснованного направления адресованных прокурору жалоб на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов для разрешения в следственные органы.
По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.
Копию постановления об удовлетворении жалобы направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
В том случае, если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных действий, в постановлении о разрешении жалобы отражать свое мнение об обоснованности данных ходатайств.
При уведомлении заявителя о принятом решении разъяснять ему право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, предусмотренном ст. 119 и 120 УПК РФ.
1.15. Обеспечивать обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
В целях объективного рассмотрения жалоб обеспечивать получение от руководителей следственных органов необходимых материалов для выработки правовой позиции. При участии в судебном заседании давать заключения по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся в прокуратуре материалов.
В случае удовлетворения судом жалобы рассматривать вопрос о необходимости внесения в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» представления и постановки вопроса перед руководителями следственных органов об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.
1.16. Не реже одного раза в полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований и представлений прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования. По результатам анализа принимать меры, направленные на совершенствование организации надзора.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ, выносить на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний.
О спорных или вызывающих затруднения вопросах применения положений УПК РФ, требующих решения на федеральном уровне, информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
3. В связи с изданием настоящего приказа признать недействующими приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 18.06.1997 N 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» и от 05.07.2002 N 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
4. Приказ опубликовать в журнале «Законность».
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»
Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ в Internet (http://genproc.gov.ru)
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Требования к актам реагирования военного прокурора как составляющие принципа законности уголовного судопроизводства (Коломеец Е.В.)
Дата размещения статьи: 16.11.2017
Требования к актам прокурорского реагирования в уголовном досудебном производстве представляют собой совокупность обязательных условий, основанных на предписаниях уголовно-процессуального закона, принципах уголовного судопроизводства, конкретизированных организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, постановлениями высших судебных инстанций и научными рекомендациями, которым для достижения задач уголовного судопроизводства должны отвечать как сами процессуальные действия, так и процессуальные документы военного прокурора.
Следует отметить, что понятие «требование» нетождественно понятию «признак» или «свойство» акта прокурорского реагирования, значение которого сводится к его отличительной особенности, черте, характерному признаку. В этой связи нельзя согласиться с мнением авторов, смешивающих данные категории, называющих законность актов прокурорского реагирования и их убедительность признаками указанных правовых средств . Представляется необходимым также разграничить понятия «требования к актам реагирования» и «принципы их подготовки и реализации». Последнее используется рядом авторов применительно к характеристике критериев, которым должны отвечать подготовка и принесение актов реагирования прокурором. М.В. Бызова называет принципы законности, адекватности, убедительности, срочности, превентивности, неизбежности восстановления законности, опосредованности актов прокурорского реагирования . Упомянутая правовая категория является более широкой в сравнении с исследуемой и не отражает императивность указанных правовых средств. Представляется более верным при характеристике обязательных для исполнения военным прокурором условий использовать понятие «требования», которое подчеркивает их неукоснительность, а также обязательное распространение на все без исключения акты реагирования военного прокурора.
———————————
Филипенко С.В. Признаки актов прокурорского реагирования // Рос. юрид. журн. 2014. N 6. С. 139 — 141.
Бызова М.В. Принципы подготовки и реализации актов прокурорского реагирования // Рос. юрид. журн. 2009. N 6. С. 232 — 235.
Анализ уголовно-процессуального закона позволяет выделить требования законности, обоснованности и мотивированности, своевременности, применимости, эффективности и достаточности, а также полноты названных правовых средств.
В ч. 4 ст. 7 УПК РФ указано, что постановления прокурора должны быть законными, обоснованными и мотивированными. В данной статье, посвященной принципу законности уголовного судопроизводства, сформулированы сразу три основных требования к постановлениям прокурора: законность, обоснованность и мотивированность. Как абсолютно верно замечает Н.В. Буланова, положения ч. 4 ст. 7 УПК РФ также должны распространяться на решения прокурора в уголовном судопроизводстве, выраженные в иной процессуальной форме (требование, представление) .
———————————
Буланова Н.В. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона, допущенные органами дознания и органами предварительного следствия в досудебных стадиях уголовного процесса // Вестн. Акад. Генер. прокуратуры Рос. Федерации. 2014. N 4(42). С. 36 — 44.
Главным из перечисленных является требование законности актов военного прокурора. Основы этого требования заложены в ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. В связи с этим справедливым является высказывание М.В. Бызовой о том, что прокурор вправе реализовывать свои полномочия только посредством законодательно закрепленных актов реагирования .
———————————
Бызова М.В. Указ. соч. С. 232 — 235.
Кроме того, требование законности означает соответствие закону самого акта прокурорского реагирования по содержанию и форме. При подготовке актов реагирования в уголовном досудебном производстве прокурором должны соблюдаться предписания закона о субъекте, правомочном совершать процессуальные действия, и процессуальной форме, под которой понимается порядок производства процессуальных действий и в целом порядок производства по делу (сроки, последовательность, соблюдение условий производства, процесс обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, равно как и исполнение ими своих процессуальных обязанностей) .
———————————
Уголовный процесс современной России. Проблемные лекции: Учеб. пособие / Науч. ред. В.Т. Томин, А.П. Попов, И.А. Зинченко. Пятигорск, 2014. С. 84.
Военным прокурором также должны учитываться назначение и принципы уголовного судопроизводства. Акты прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса должны быть направлены на защиту прав и законных интересов потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного уголовного преследования, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ), обеспечение возможности реализации прав участникам процесса (ст. 11 УПК РФ). Они не должны унижать честь и достоинство участников уголовного судопроизводства, создавать опасность для их жизни или здоровья, а также нарушать неприкосновенность личности (ст. ст. 9 — 10 УПК РФ), жилища и тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. ст. 12 — 13 УПК РФ).
Для обеспечения законности актов реагирования военному прокурору надлежит правильно применять нормы материального права. На единство двух сторон законности уголовно-процессуальных актов — процессуальной и материально-правовой указывала в своих работах Н.Г. Муратова . Вопрос о правильности применения норм материального права может возникнуть, если акт прокурорского реагирования касается, к примеру, юридической оценки действий совершившего преступление лица либо оснований принятия процессуальных решений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), при решении вопроса о гражданском иске.
———————————
Муратова Н.Г. Процессуальные акты органов предварительного расследования. Вопросы теории и практики. Казань, 1989. С. 54.
С соблюдением требования законности тесно связано требование обоснованности актов прокурорского реагирования в уголовном досудебном производстве. В уголовно-процессуальной науке ведутся споры относительно соотношения понятий законности и обоснованности. Высказываются мнения о том, что обоснованность является одной из сторон законности, наличие оснований для внесения акта реагирования относят к внутреннему аспекту реализации принципа законности . С изложенным можно согласиться, если рассматривать обоснованность в качестве составляющей принципа законности уголовного судопроизводства. Однако при рассмотрении их в качестве требований к уголовно-процессуальным актам следует отметить самостоятельность каждого.
———————————
Бызова М.В. Указ. соч. С. 232 — 235.
Что же понимается под обоснованностью процессуальных решений? М.С. Строгович, рассуждая об обоснованности приговора, связывал названное требование с соответствием уголовно-процессуального решения установленным фактическим обстоятельствам . Применительно к уголовно-процессуальным актам в целом Н.Г. Муратовой предложено связывать данную категорию с наличием оснований для их вынесения . Обоснованность актов военного прокурора в уголовном досудебном производстве в первую очередь выражается в наличии объективного основания для принятия им уголовно-процессуального решения, производства процессуального действия.
———————————
Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 2. М. С. 325.
Муратова Н.Г. Указ. соч. С. 58.
Наряду с указанием в ст. 7 УПК РФ, требование мотивированности постановлений военного прокурора в уголовном досудебном производстве содержится в иных нормах УПК РФ. К примеру, предусмотрено требование мотивированности постановления о направлении материалов в орган расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), решений прокурора об отмене постановления о приостановлении расследования по уголовным делам (ч. 1.1 ст. 211, ч. 3.2 ст. 223 УПК РФ) и др. Отсутствие в законе соответствующего указания в отношении иных уголовно-процессуальных актов прокурора не означает, что применяемые военным прокурором правовые средства могут быть немотивированными.
Что же является основой мотивированности актов прокурорского реагирования? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к значению термина «мотивировать» в русском языке. «Мотивировать» — приводить мотивы, доводы в пользу чего-нибудь ; подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами . Таким образом, мотивированным является только акт прокурорского реагирования, содержащий совокупность доводов, обосновывающих правильность и необходимость принятия прокурором процессуального решения, совершения процессуального действия, аргументацию изложенных выводов со ссылкой на нормы процессуального или материального закона, подлежащего применению. Как верно отмечает П.А. Лупинская, мотивированность решений в уголовном судопроизводстве является выражением их обоснованности, а поэтому соблюдение требования мотивированности решения дает возможность проверить его законность, обоснованность и справедливость . Безусловно, мотивированность является гарантией законности и обоснованности при принятии решения .
———————————
Ожегов С.И. Словарь русского языка. 16-е изд., испр. М., 1984. С. 311.
Даль В. Толковый словарь [Электронный ресурс]. URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=16033.
Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Петров А. Мотивированность как гарантия законности и обоснованности // Законность. 2014. N 2. С. 3 — 4.
К актам прокурорского реагирования в уголовном досудебном производстве предъявляется также требование своевременности. В уголовно-процессуальной науке указанное требование именуется также срочностью, которую предлагается делить на нормативную и необходимую . О нормативной срочности речь идет при внесении прокурором актов реагирования, сроки применения которых законодательно установлены. Последствия принятия прокурором процессуальных решений по истечении сроков, установленных уголовно-процессуальным законом, неоднозначны. К примеру, срок отмены постановления о возбуждении уголовного дела считается пресекательным. Пропуск установленного ч. 4 ст. 146 УПК РФ срока лишает прокурора права отменять незаконное или необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела, поскольку любое процессуальное решение, принятое вне установленных законом сроков, является незаконным . Иным образом обстоит дело в случае пропуска срока, установленного, к примеру, ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 УПК РФ, когда процессуальное решение об отмене постановления следователя о приостановлении, прекращении уголовного дела принимается военным прокурором — по истечении 14 суток с момента получения материалов уголовного дела. Его несоблюдение не влечет незаконность процессуального решения. В указанном случае речь может идти лишь о недостаточной эффективности деятельности военного прокурора.
———————————
Бызова М.В. Указ. соч. С. 232 — 235.
Малов А.А., Буланова Н.В., Парфенова М.В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: метод, рекомендации. М., 2008. С. 19.
Отсутствие в законе срока применения актов прокурорского реагирования не означает, однако, что они могут применяться произвольно. Как справедливо замечает Н.Г. Муратова, «в таких случаях своевременность уголовно-процессуального акта предполагает немедленное его производство после установления основания для этого» . М.В. Бызова пишет, что при подготовке актов прокурорского реагирования, сроки применения которых не установлены, следует руководствоваться принципом необходимой срочности . В указанном случае речь идет об оперативности и своевременности действий прокурора.
———————————
Муратова Н.Г. Указ. соч. С. 67.
Бызова М.В. Указ. соч. С. 232 — 235.
При выборе акта реагирования военному прокурору надлежит руководствоваться требованием его применимости к сложившимся процессуальным отношениям. За исключением случаев прямого указания закона о применении конкретного акта прокурорского реагирования выбор его зависит от усмотрения военного прокурора. Правильный выбор акта прокурорского реагирования, подлежащего применению, нередко имеет ключевое значение в достижении законности при производстве по уголовному делу и материалу проверки. В ряде случаев правоприменителями допускаются ошибки в выборе подлежащего применению в конкретном случае акта прокурорского реагирования. К примеру, при выявлении факта необоснованного направления постановлением следователя сообщения о преступлении по подследственности прокурор, в соответствии с ч. 8 ст. 151 УПК РФ, выносит постановление об определении подследственности, хотя должен потребовать устранения допущенных нарушений путем отмены незаконного процессуального решения следователя.
Безусловно, акты прокурорского реагирования в уголовном досудебном производстве должны отвечать требованиям достаточности, эффективности и полноты. Требования достаточности и эффективности обусловлены необходимостью соблюдения установленного ст. 6.1 УПК РФ принципа разумных сроков уголовного судопроизводства. Указанные требования означают, что принятые военным прокурором процессуальные решения, произведенные процессуальные действия должны быть достаточными для эффективного решения задач уголовного судопроизводства, в том числе для устранения допущенных органами расследования нарушений, обеспечения движения по уголовному делу.
Неполнота уголовно-процессуальных актов прокурора ведет к поверхностному установлению им фактических обстоятельств дела, к неэффективности и недостаточности акта реагирования для устранения нарушений закона. О полноте актов прокурорского реагирования свидетельствует и наличие в указанных процессуальных документах необходимых реквизитов, т.е. соблюдение требований к форме актов прокурорского реагирования. Н.П. Дудин, характеризуя требования к форме постановлений прокурора в уголовном досудебном производстве, указывает на наличие его обязательных структурных элементов: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей . Представляется, что данное требование применимо и к иным актам прокурорского реагирования в уголовном досудебном производстве.
———————————
Правовые акты прокурорского надзора: Учеб. пособие / Т.А. Васильева [и др.]; Науч. ред. Н.П. Дудин. СПб., 2011. С. 124.
Рядом авторов указывалось, что уголовно-процессуальные акты должны отвечать также требованиям определенности, грамотности, логичности, высокой культуры их оформления . Между тем указанные требования, относящиеся главным образом не к содержательной, а к документальной стороне указанных процессуальных документов, представляются составляющими их мотивированности и полноты.
———————————
Муратова Н.Г. Указ. соч. С. 77 — 86.
Безусловно, соблюдение военным прокурором приведенных выше требований к актам реагирования при реализации его полномочий в уголовном досудебном производстве отвечает принципу законности, содержание которого не ограничивается положениями ст. 7 УПК РФ. Все приведенные требования представляют собой составляющие данного принципа, обеспечение которого является основополагающим для прокурора в уголовном судопроизводстве.
Библиографический список:
1. Буланова Н.В. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона, допущенные органами дознания и органами предварительного следствия в досудебных стадиях уголовного процесса [Текст] / Н.В. Буланова // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 4(42). С. 36 — 44.
2. Бызова М.В. Принципы подготовки и реализации актов прокурорского реагирования [Текст] / М.В. Бызова // Российский юридический журнал. 2009. N 6. С. 232 — 235.
3. Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс] // ИПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: локальный.
4. Малов А.А., Буланова Н.В., Парфенова М.В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях [Текст]: Методические рекомендации / А.А. Малов, Н.В. Буланова, М.В. Парфенова; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2008. С. 19.
5. Муратова Н.Г. Процессуальные акты органов предварительного расследования. Вопросы теории и практики [Текст] / Н.Г. Муратова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. 118 с.
6. Петров А. Мотивированность как гарантия законности и обоснованности [Текст] / А. Петров // Законность. 2014. N 2. С. 3 — 4.
7. Васильева Т.А., Дудин Н.П., Дытченко Г.В., Никитин Е.Л., Скачкова А.Е. Правовые акты прокурорского надзора [Текст]: Учеб. пособие / Т.А. Васильева, Н.П. Дудин, Г.В. Дытченко, Е.Л. Никитин, А.Е. Скачкова; Науч. ред. Н.П. Дудин. Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. СПб., 2011. 256 с.
8. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 2. [Текст] / М.С. Строгович. М.: Наука. 1970. 616 с.
9. Уголовный процесс современной России. Проблемные лекции [Текст]: Учеб. пособие / Науч. ред. В.Т. Томин, А.П. Попов, И.А. Зинченко. Пятигорск: РИА-КМВ, 2014. 412 с.
10. Филипенко С.В. Признаки актов прокурорского реагирования. [Текст] / С.В. Филипенко // Российский юридический журнал. 2014. N 6. С. 139 — 141.
ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2 июня 2011 г. N 162 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ»
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 июня 2011 г. N 162
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ
Вступление в законную силу изменений, внесенных в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием работы органов предварительного следствия, требует корректировки организации прокурорского надзора за их процессуальной деятельностью.
В целях обеспечения единообразного применения положений уголовно-процессуального закона, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
1.2. Считать приоритетным направлением своей деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения. Взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.
1.3. Систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В этих целях не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру.
Во всех случаях обращать внимание на наличие в сообщениях данных, указывающих на признаки преступления.
Принимая решение о передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК РФ.
При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.
Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.
По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.
Обеспечить проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение установленного ч. 4 ст. 148 УПК РФ срока направления постановления заявителю и прокурору. Считать существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, представление указанного документа прокурору в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения. Организовать незамедлительное представление в прокуратуру проверочных материалов по поступившему постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.
Раздельно по ведомствам вести книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, фиксируя в них решения, принятые в ходе осуществления надзорных полномочий (приложение N 1).
Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращать внимание на объективность и полноту их проведения, в том числе путем опроса заинтересованных лиц и специалистов.
Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором указывать обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, ставить вопрос о возбуждении уголовного дела.
В целях предупреждения вынесения незаконных постановлений по результатам дополнительных проверок брать на контроль их проведение и принятие процессуального решения. При установлении неоднократных фактов игнорирования законных требований прокурора принимать исчерпывающие меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добиваться вынесения законного и обоснованного процессуального решения по сообщению о преступлении. Извещать вышестоящего прокурора, прилагая проекты актов прокурорского реагирования в адрес вышестоящего руководителя следственного органа, о выявлении нарушений разумного срока уголовного судопроизводства при рассмотрении следственными подразделениями сообщений о преступлениях.
В случае несогласия с решением нижестоящего прокурора о признании законным постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в полном объеме использовать полномочия, предусмотренные п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, и не позднее 5 суток с момента поступления проверочных материалов при наличии оснований отменять решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Вести строгий учет всех направленных в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ постановлений с отражением результатов их рассмотрения следственными органами.
Проверяя законность и обоснованность процессуальных решений, принятых по результатам рассмотрения постановлений прокурора, вынесенных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, обращать внимание на соблюдение положений ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ, предусматривающих вынесение следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела только с согласия руководителя следственного органа.
На постоянной основе анализировать практику рассмотрения следственными подразделениями указанных постановлений, а также причины их неудовлетворения.
1.4. Обеспечить надлежащий надзор за исполнением органами предварительного следствия требований ч. 4 ст. 146 УПК РФ о незамедлительном направлении прокурору копии процессуального решения о возбуждении уголовного дела, а также за законностью вынесенного постановления.
В необходимых случаях истребовать у следственных органов материалы, на основании которых были приняты указанные процессуальные решения.
Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление.
Акцентировать внимание на соблюдении следственными органами особого порядка привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц, предусмотренного ст. 448 УПК РФ. В случае выявления нарушений требований закона незамедлительно принимать меры к их устранению.
При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проверки указывать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению в ходе проведения дополнительных проверочных мероприятий. Обеспечить контроль за их выполнением в полном объеме.
Раздельно по ведомствам вести книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов к ним согласно приложению N 2.
1.5. Своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях нарушения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока направления сообщения прокурору о произведенном задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.
В ходе проверки обращать внимание на соблюдение следственными подразделениями порядка задержания, соответствие сведений, изложенных в протоколе, материалам уголовного дела. При выявлении нарушений безотлагательно принимать меры к их устранению.
Пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.
Организовать незамедлительное рассмотрение жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных. Проверять все изложенные в них доводы с изучением соответствующих материалов уголовного дела, при необходимости опрашивать заявителя.
При обнаружении лиц, незаконно задержанных или лишенных свободы, незаконно помещенных в медицинский или психиатрический стационар либо содержащихся под стражей свыше срока, определенного уголовно-процессуальным законом, использовать полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 10 УПК РФ.
1.6. Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.
При подготовке к судебному заседанию изучать приложенные к ходатайству материалы. Обращать внимание на соответствие постановления следователя требованиям УПК РФ, установленным в ходе расследования обстоятельствам.
Давая оценку заявленным ходатайствам об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и о продлении сроков содержания под стражей, руководствоваться положениями ст. 97, 100, 106 — 109 УПК РФ, а также требованиями уголовно-процессуального закона о разумном сроке уголовного судопроизводства, учитывая при этом тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.
Обращать особое внимание на законность и обоснованность избрания меры пресечения несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым), при этом исходить из требований ч. 2 ст. 108 УПК РФ о том, что к несовершеннолетнему заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и лишь в исключительных случаях ее избрание допускается в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, совершившего преступление средней тяжести.
Исходить из того, что исключительный характер этих обстоятельств должен быть подтвержден конкретными фактами.
Прокурору, участвующему в судебном заседании, составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства об избрании меры пресечения, которое согласовывать с соответствующим руководителем либо его заместителем.
Осуществляя надзор за законностью применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, руководствоваться перечнем тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N 3, а также правилами медицинского освидетельствования указанных лиц. В целях пресечения необоснованного уклонения от избрания данной меры процессуального принуждения или незаконного ее изменения проверять, имеется ли в материалах дела медицинское заключение установленной формы о наличии (отсутствии) у лица тяжелого заболевания. При выявлении нарушений федерального законодательства незамедлительно принимать необходимые меры реагирования.
В каждом случае установления предусмотренных законом оснований принимать меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке решений суда, принятых по ходатайствам об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.
При освобождении из-под стражи лиц, в отношении которых избиралась такая мера пресечения, а затем уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, не позднее 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу проводить проверку и составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддержавшего в суде ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей.
Рассматривать вопрос о необходимости принятия мер реагирования на нарушения, допущенные следователем, руководителем следственного органа и прокурором, участвовавшим в рассмотрении ходатайства об избрании (продлении) меры пресечения, а также утвердившим обвинительное заключение.
Требовать от органов предварительного следствия своевременного направления уведомления о проведении в случаях, не терпящих отлагательства, осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также иных следственных действий, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ. При несоблюдении следственными органами установленного законом срока направления уведомления принимать надлежащие меры прокурорского реагирования.
Давая правовую оценку постановлению следователя, руководителя следственного органа о проведении следственных действий без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства, изучать соответствующие материалы, обосновывающие его вынесение. Акцентировать внимание на данных, свидетельствующих об исключительности обстоятельств, требующих безотлагательного производства следственных действий, при этом исходить из того, что указанные следственные действия производятся без судебного решения, а промедление может повлечь за собой утрату следов преступления, других доказательств, позволит скрыться лицам, его совершившим, негативно повлияет на возмещение причиненного преступлением ущерба.
1.7. При поступлении копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого обращать внимание на своевременность их направления, соответствие изложенных в них обстоятельств требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Выявляя нарушения законодательства, требовать их устранения согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
1.8. Следить за соблюдением руководителями следственных органов сроков рассмотрения требования прокурора.
В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства и при наличии оснований проект данного документа и подтверждающие его обоснованность материалы представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа.
Обеспечить контроль за производством органами предварительного следствия следственных и иных процессуальных действий, необходимость выполнения которых предусмотрена внесенным требованием об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования. В случаях формального подхода к устранению выявленных нарушений, в том числе путем частичного выполнения указанных в требовании следственных и процессуальных действий, принимать меры прокурорского реагирования.
1.9. Раздельно по ведомствам завести книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (приложение N 3) и постановлений о приостановлении предварительного следствия (приложение N 4) согласно ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ.
Не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо о приостановлении предварительного следствия, обеспечив проверку и изучение материалов всех приостановленных, прекращенных производством уголовных дел в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.
1.10. При проверке законности постановлений о приостановлении предварительного следствия по основаниям пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с соответствующими делами оперативного учета.
Оценивая законность и обоснованность процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, принимать во внимание лишь объективно сложившиеся обстоятельства, подтверждающие выводы следователя о невозможности участия указанных в законе лиц в производстве по уголовному делу.
Проверяя решения о приостановлении предварительного следствия в связи с временным тяжелым заболеванием обвиняемого (подозреваемого), исходить из того, что такие процессуальные решения могут приниматься только при наличии медицинского заключения о невозможности участия лица в следственных и процессуальных действиях по уголовному делу.
Не реже одного раза в полугодие проводить анализ обоснованности приостановления предварительного следствия в соответствии с пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с изучением материалов всех уголовных дел данной категории, уделяя внимание наличию оснований для возобновления расследования.
1.11. При осуществлении надзора за законностью прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования обращать внимание на фактическое обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав участников уголовного судопроизводства: подозреваемого (обвиняемого) при несогласии с прекращением уголовного дела — на доступ к правосудию (судебное исследование уголовного дела) и потерпевшего — на компенсацию причиненного преступлением ущерба. Не допускать прекращения уголовного дела ввиду истечения сроков давности, если подозреваемый (обвиняемый) по делу установлен и против этого возражает.
1.12. В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо приостановлении производства незаконным или необоснованным выносить постановление согласно требованиям ст. 211 и 214 УПК РФ с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направлять руководителю следственного органа.
При несогласии с решением нижестоящего прокурора о признании законным постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановления о приостановлении предварительного следствия в соответствии с п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ не позднее 14 суток с момента поступления материалов дела отменять незаконное процессуальное решение.
Обращать внимание на факты неоднократного вынесения следственными органами постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановлений о приостановлении предварительного следствия после возобновления производства по делу, оценивая при этом объем проведенных по делу следственных, а также иных процессуальных действий в период его возобновления.
Производство дополнительного расследования по таким делам ставить на контроль, добиваться принятия законного и обоснованного процессуального решения. В необходимых случаях обращаться к вышестоящему прокурору с проектами актов прокурорского реагирования, адресованных руководителю вышестоящего следственного органа.
1.13. Наладить действенный надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевременным принятием процессуальных решений по уголовным делам. Обеспечивая надзор за соблюдением положений, предусмотренных ст. 6.1 УПК РФ, о разумном сроке уголовного судопроизводства, ориентировать руководителей следственных органов на незамедлительное представление прокурору копий постановлений о продлении срока предварительного расследования, а также принятых по делу процессуальных решений. В необходимых случаях запрашивать соответствующие сведения.
В ходе осуществления надзора за соблюдением установленного законом порядка продления процессуальных сроков в случае возобновления предварительного следствия по приостановленному или прекращенному производством уголовному делу руководствоваться положениями определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 352-О и другими его решениями по данному вопросу. Безотлагательно принимать меры реагирования по фактам неоднократного установления срока предварительного следствия одними и теми же руководителями следственного органа, если общая его продолжительность будет более чем на один месяц превышать срок, установление которого относится к их компетенции.
1.14. При поступлении к прокурору копий постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), постановлений о приостановлении производства по делу, а также соответствующих статистических карточек осуществлять сверку содержащихся в них сведений с данными, фиксируемыми в книгах учета. Особое внимание обращать на невнесение в статистический учет информации о возобновлении производства по уголовным делам после отмены указанных процессуальных решений.
1.15. На стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, проверять соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.
Выносить согласно ч. 3 ст. 88 УПК РФ мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения. Постановления приобщать к материалам уголовного дела.
В случае установления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного, неполноты проведенного расследования возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или пересоставления обвинительного заключения и устранения иных выявленных недостатков, при этом постановление прокурора должно быть аргументированным, содержащим сведения о допущенных нарушениях, подлежащих устранению.
При невозможности принять решение в порядке ст. 221 УПК РФ в 10-дневный срок ввиду сложности уголовного дела либо его больших объемов не позднее чем за 3 суток до истечения указанного срока обращаться к вышестоящему прокурору с мотивированным ходатайством о продлении срока рассмотрения уголовного дела до 30 суток. Исходить из того, что вышестоящими прокурорами по отношению к прокурорам городов, районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также их заместителям являются прокуроры соответствующих субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур либо лица, их замещающие. При утверждении обвинительного заключения прокурором субъекта либо его заместителем ходатайство о продлении возбуждать перед заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
Направляя указанное ходатайство вышестоящему прокурору, рассматривать исключительно объективные причины невозможности принятия решения в течение 10 суток. Процессуальное решение по результатам рассмотрения такого ходатайства оформлять в виде постановления, в котором в зависимости от сложности и объема уголовного дела устанавливать подчиненному прокурору срок в пределах не более 30 суток. Постановление приобщать к материалам уголовного дела.
В случае избрания в отношении обвиняемого меры пресечения, связанной с изоляцией от общества, заблаговременно принимать исчерпывающие меры, обеспечивающие изучение уголовного дела и утверждение обвинительного заключения до истечения срока содержания лица под стражей, принимая во внимание выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 22.03.2005 N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан».
1.16. В силу требований ч. 5 ст. 439 УПК РФ утверждать постановление следователя о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера только после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.
1.17. Рассматривая в порядке ст. 124 УПК РФ жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные доводы. При необходимости изучать материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб.
При выявлении фактов нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебных стадиях уголовного процесса и удовлетворения жалобы, поданной согласно ч. 2 ст. 123 УПК РФ, в постановлении прокурора указывать процессуальные действия, необходимые для ускорения рассмотрения дела, и срок их осуществления.
При поступлении заявлений о применении незаконных методов расследования, сопряженных с применением насилия, а равно иных обращений, содержащих достаточные данные, указывающие на признаки преступления, незамедлительно направлять их в соответствующие следственные подразделения для проведения проверки в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ.
Установив в ходе осуществления надзора достаточные данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, выносить мотивированное постановление о направлении материалов в органы Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса об уголовном преследовании.
По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.
Копию постановления об удовлетворении жалобы направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.
Если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, в постановлении о разрешении жалобы отражать свое мнение об обоснованности данных ходатайств.
При уведомлении заявителя о принятом решении разъяснять ему право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, установленном ст. 119 и 120 УПК РФ.
1.18. Обеспечить обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
При подготовке к участию в судебном заседании изучать материалы проверки либо уголовного дела, решение или действия следственных органов по которым обжалуются. В случае выявления нарушений закона незамедлительно принимать меры к их устранению, отмене незаконных процессуальных решений до представления в суд указанных материалов.
Участвуя в судебном заседании, давать заключение по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся материалов, в том числе полученных в ходе рассмотрения аналогичных жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.
1.19. Каждое полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований и представлений прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования.
Наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ, выносить на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний, научно-консультативного совета.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обязать нижестоящих прокуроров:
2.1. Незамедлительно представлять копии отклоненных актов прокурорского реагирования и организовать их изучение на предмет соответствия требованиям действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
В случаях некачественной подготовки процессуальных документов ставить вопрос об ответственности исполнителей. Анализировать наиболее распространенные нарушения, результаты отражать в информационных письмах, обсуждать на семинарах и межведомственных совещаниях.
2.2. О спорных или вызывающих затруднения вопросах применения положений УПК РФ, требующих решения на федеральном уровне, лично информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
4. Приказ опубликовать в журнале «Законность».
5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.