Содержание:
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N 1708-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пономаревой Елены Борисовны на нарушение ее конституционных прав статьей 3511 Трудового кодекса Российской Федерации"
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N 1708-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пономаревой Елены Борисовны на нарушение ее конституционных прав статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Е.Б. Пономаревой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Е.Б. Пономарева, в отношении которой в 2006 году в связи с деятельным раскаянием было прекращено уголовное дело, возбужденное по части первой статьи 238 УК Российской Федерации (производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей), и которая в связи с этим в 2013 году была уволена с должности сторожа детского сада, оспаривает конституционность статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
По мнению Е.Б. Пономаревой, оспариваемая норма противоречит статье 54 ( часть 1 ) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет распространить ее действие на лиц, совершивших преступление до введения в действие указанной нормы, что ограничивает право заявительницы на труд и выбор рода деятельности.
Оспариваемая норма была применена в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Е.Б. Пономаревой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Вопрос, поставленный заявительницей, разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2013 года N 19-П по делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83 , абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 13 части первой статьи 83 , абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данные законоположения — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — означают, что к занятию педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются (а работавшие на момент вступления в силу Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» — подлежат увольнению) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации преступлений; лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; лица, имевшие судимость за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, а также лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных в данных законоположениях преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, — постольку, поскольку на основе оценки опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних обеспечивается соразмерность введенного ограничения целям государственной защиты прав несовершеннолетних.
Этим же Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал указанные нормы в их взаимосвязи не соответствующими статьям 19 ( части 1 и 2 ), 37 ( часть 1 ), 46 ( части 1 и 2 ) и 55 ( часть 3 ) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данные законоположения вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей.
В Постановлении от 18 июля 2013 года N 19-П также указывается, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование надлежащих изменений к педагогической деятельности, а также иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних во всяком случае не могут допускаться (а работающие — подлежат увольнению) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации преступлений, лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
При применении положений пункта 13 части первой статьи 83 , абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении лиц, совершивших иные преступления из числа указанных в этих положениях, притом что их судимость снята или погашена, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.
При таких обстоятельствах нет оснований считать, что нарушено право заявительницы на выбор рода деятельности, поскольку Е.Б. Пономарева не лишена возможности обратиться с заявлением о приеме на работу в учреждение, осуществляющее деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних; вопрос о возможности осуществления ею деятельности в таких сферах, как следует из указанного Постановления , должен разрешаться с учетом правовых позиций, выраженных в этом Постановлении, которое в соответствии со статьей 79 Федерального закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Разрешение же вопроса о том, была ли связана деятельность заявительницы с непосредственными и регулярными контактами с детьми и представляла ли она опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, что не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40 , пунктом 3 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пономаревой Елены Борисовны, поскольку по поставленному заявительницей вопросу Конституционным Судом Российской Федерации ранее было принято постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
Трудовой кодекс рф ст3511
8(495)912-63-37
[email protected]
Содержание, цели и структура трудового кодекса Российской Федерации
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013).
Трудовые отношения регулируются с помощью Трудового Кодекса, который является основным законодательным актом и основан на общепризнанных принципах и нормах международного права и Конституции РФ, он регулирует отношения в трудовой сфере.
В Трудовом Кодексе определены основные цели трудового законодательства — это:
•гарантии трудовых прав и свобод гражданина;
•создание благоприятных условий труда для работников;
•защита прав и интересов работника и работодателя.
В Кодексе определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений:
•запрет принудительного труда;
•защита от безработицы;
•равенство прав всех работников;
•обеспечение права каждого работника на своевременную заработную плату и др.
Структура трудового кодекса РФ:
1. Первая часть включает в себя 2 главы, где раскрываются понятия, принципы и цели трудового законодательства и отношений.
2. Вторая часть состоит из 29 глав. Они посвящены социальному партнёрству в сфере труда. Особое внимание уделено коллективным переговорам, договорам и соглашениям.
3. Треть часть содержит 5 глав, где отражены основные положения, понятие, сроки и содержание трудового договора..
4. В четвёртой части размещены 15 глав, которые определят регулирование труда отдельных категорий работников: женщин; лиц, не достигших 18 лет; лиц работающих вахтовым методом и т.д.
5. Главы пятой части посвящены защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров.
6. Шестая часть — это заключительные положения данного Кодекса, сроки и порядок введения его в действие.
Ознакомиться с текстом Трудового Кодекса Российской Федерации можно на сайте правовой навигационной системы «Кодексы и законы РФ».
На заметку! Виды кодексов Российской Федерации:
Кодекс — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.
Арбитражный процессуальный кодекс — регулирует ведение арбитражного судопроизводства, т.е. по делам, связанным с предпринимательской деятельностью.
Бюджетный кодекс — содержит правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней.
Водный кодекс — регулирует отношения по поводу использования водных ресурсов.
Воздушный кодекс — регулирует отношения по перевозке воздушным транспортом.
Градостроительный кодекс — регулирует деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений.
Гражданский кодекс — регулирует широкий круг имущественных и личных неимущественных отношений между гражданами, их объединениями и государством на основе равенства всех субъектов.
Гражданский процессуальный кодекс — регулирует отношения, возникающие при рассмотрении дел судами общей юрисдикции.
Жилищный кодекс — регулирует отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан.
Земельный кодекс — регулирует отношения по поводу использования и оборота земельных ресурсов.
Кодекс внутреннего водного транспорта — регулирует отношения по поводу перевозки на внутреннем водном транспорте.
Кодекс об административных правонарушениях — регулирует отношения по привлечению к административной ответственности, в т.ч. общие начала, перечень всех административных правонарушений (может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.
Кодекс торгового мореплавания — регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания (перевозок грузов, пассажиров и их багажа,промысла водных биологических ресурсов, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр и т.д.).
Лесной кодекс — регулирует отношения по поводу использования лесных ресурсов.
Налоговый кодекс — регулирует отношения по поводу налогообложения.
Семейный кодекс — регулирует семейные отношения (брак, права супругов и детей, алиментные отношения и устройство детей, оставшихся без попечения родителей).
Таможенный кодекс — регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенный кодекс Таможенного союза — регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.
Трудовой кодекс — регулирует трудовые и возникающие из трудовых отношения.
Уголовно-исполнительный кодекс — регулирует отношения по исполнению уголовных наказаний.
Уголовно-процессуальный кодекс — регулирует порядок привлечения к уголовной ответственности.
Уголовный кодекс — регулирует общие положения уголовной ответственности, устанавливает наказания, и содержит закрытый перечень деяний, признаваемых преступлениями.
Трудовой кодекс рф ст3511
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Статья 351.1 ТК РФ. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания.
Трудовой кодекс Российской Федерации:
Статья 351.1 ТК РФ. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних
К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.
Комментарии к статье 351.1 ТК РФ, судебная практика применения
Работники с судимостью в сфере образования, воспитания …
КС РФ о том, кто может, а кто не может с судимостью быть допущен к педагогической деятельности – см. комментарии к статье 331 ТК РФ «Право на занятие педагогической деятельностью»
Работа с несовершеннолетними: ограничения, запреты, обязанности
Почти два года действуют изменения в законодательстве, установившие дополнительные требования к лицам, чья трудовая деятельность связана с несовершеннолетними. В нашей статье мы поговорим об итогах практики применения этих ограничений и дадим рекомендации работодателям, занятым в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
7 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Закон № 387-Ф3), которым в Трудовой кодекс РФ были внесены изменения, связанные с трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания и других сферах с участием несовершеннолетних.
Изменение 1. В ТК РФ введена ст. 3511 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних». Согласно данной статье к трудовой деятельности в указанных сферах не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Изменение 2. Часть 2 ст. 331 ТК РФ дополнена ограничениями для осуществления педагогической деятельности.
Изменение 3. В части 1 ст. 65 ТК РФ перечислены документы, предъявляемые при приеме на работу. После вступления в силу Закона № 387-ФЗ, помимо документов, указанных в ч. 1 ст. 65 ТК РФ, лицо, поступающее на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Изменение 4. Статья 83 ТК РФ дополнена новым основанием увольнения — возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Изменение 5. В статье 84 ТК РФ появился новый абзац, согласно которому трудовой договор прекращается в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
На сегодняшний день можно говорить об определенной практике применения указанных норм и возникающих в связи с этим проблемах.
СПРАВКА ОБ ОТСУТСТВИИ СУДИМОСТИ ИЛИ ФАКТА УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
Чтобы понять, какие проблемы могут возникнуть с предоставлением справки об отсутствии судимости или факта уголовного преследования в случае осуществления деятельности, связанной с работой с несовершеннолетними, необходимо выяснить, какие виды работ относятся к такой деятельности, а также на какие должности или виды работ распространяется указанное ограничение.
Согласно формулировке ст. 3511 ТК РФ к работам с участием несовершеннолетних относится деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства. Таким образом, законодатель очерчивает весьма широкую сферу видов деятельности, на которые распространяются данные ограничения, не конкретизируя виды организаций, работники которых должны предоставлять справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования за соответствующие преступления, что на практике может создавать определенные сложности.
Я работаю в отделе кадров городской администрации, в ведении которой находится художественный музей. В связи с необходимостью приема на работу на вакантные должности гардеробщика и смотрителя зала возник вопрос: нужно ли требовать у кандидатов на эти должности справки об отсутствии судимости? Ведь посетителями музея могут быть и несовершеннолетние?
Думается, исполнительный орган государственной власти должен разработать и принять перечень конкретных видов деятельности и организаций, работа в которых требует представления соответствующей справки. На сегодняшний день следует руководствоваться Перечнем видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 № 285. Помимо педагогической и медицинской деятельности, этот перечень включает также производство и показ фильмов, иную зрелищно-развлекательную деятельность и т. п. Следует иметь в виду, что данный перечень содержит весьма широкие формулировки, например, «прочая деятельность в области культуры». Из чего следует, что практически любая деятельность в области культуры, участниками или адресатами которой могут являться несовершеннолетние, подпадает под установленные ограничения, а значит, справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования необходимо истребовать и от кандидатов на работу на должности гардеробщика и смотрителя зала музея.
Надо заметить, что в отношении педагогических работников данное ограничение вводится независимо от возраста обучаемых.
Если гражданин принимается на работу, например в центр переподготовки, слушателями которого являются совершеннолетние специалисты, руководители, служащие, он должен представить справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования за соответствующие преступления.
Обратите внимание! В отношении педагогических работников ограничения действуют независимо от возраста обучаемых
Обратите внимание! Справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования должен представить любой работник организации, осуществляющей работу с несовершеннолетними, независимо от конкретной трудовой функции
Что касается должностей и видов работ, на которые распространяется ограничение, то до внесения изменений Законом № Э87-ФЗ существовал запрет на осуществление педагогической деятельности, например, лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Данный запрет распространялся исключительно на тех работников, которые непосредственно осуществляли педагогическую или воспитательную деятельность. К таким работникам, как завхоз, гардеробщик, повар и т. д. эти ограничения не относились. Обратите внимание: в действующей редакции ТК РФ ограничение сформулировано не в отношении конкретной трудовой функции, а по сфере деятельности.?
Означает ли это, что любой работник организации, которая в той или иной степени осуществляет работу с несовершеннолетними, должен представлять справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования? Из буквального толкования закона следует именно такой вывод.
Д. обратилась в суд с иском, в котором просила отменить приказ об увольнении, восстановить ее на работе гардеробщиком 1 разряда участка младшего обслуживающего персонала МБУ «Дворец спорта «Арктика»». На основании данного приказа она была уволена по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ — в связи с возникновением установленных ТК РФ исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Основанием для увольнения послужили сведения о наличии у нее судимости.
Где и каким образом можно получить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, которую лицо обязано представить в числе документов при поступлении на работу?
Процедура выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости подробно изложена в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 (далее — Административный регламент). Там же представлены форма заявления для обращения за получением данной справки, а также форма самой справки (приложения 2 и 6 Административного регламента).
Непосредственное исполнение заявлений о выдаче справок справок о наличии (отсутствии) судимости осуществляет федеральное казенное учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ «ГИАЦ МВД РФ») или информационный центр (ИЦ) территориальных органов МВД России.
Обратиться за справкой можно в территориальный орган МВД России (областной, районный, городской) по месту жительства (за исключением управлений, отделов МВД России по ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте), которые сами делают запрос в территориальный ИЦ и на основании его результатов выдают требуемую справку.
Для получения справки заявителем представляются следующие документы.
1. Заявление о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости;
2. Копия всех заполненных страниц документа, удостоверяющего личность;
3. Копия доверенности на право получения справки о наличии (отсутствии) судимости, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, — при подаче заявления доверенным лицом;
4. Копия документа, подтверждающего родство или факт усыновления (удочерения), — при подаче законным представителем (родителем, усыновителем) заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении несовершеннолетнего лица, достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
5. Копия документа, подтверждающего факт установления опеки, — при подаче опекуном заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении лица, находящегося под его опекой;
6. Копия документа, подтверждающего факт установления попечительства, — при подаче попечителем заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении лица, находящегося под его попечительством.
Истец, помимо прочего, указывала, что согласно рабочей инструкции гардеробщика никакого отношения к воспитанию, развитию несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания она не имела и не имеет.
Представитель ответчика ссылался на то, что из содержания ст. 3511 ТК РФ следует, что устанавливаемый запрет распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними, но и на весь персонал таких организаций и подразделений, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный (в сфере образования — административно-хозяйственный, инженерно-технический, производственный, учебно-вспомогательный, иной персонал), поскольку они также формально осуществляют трудовую деятельность в сфере работы с детьми. Основными видами деятельности ответчика в соответствии с учредительными документами является: физкультурно-оздоровительная деятельность для жителей города; организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (праздников); обеспечение проведения учебно-тренировочных занятий детей, посещающих муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования.
10 февраля 2012 г. в адрес ответчика поступило представление прокурора «Об устранении нарушений трудового законодательства», в котором был приведен перечень лиц, работающих в Учреждении и осужденных по статьям УК РФ, с приложением к представлению справок о результатах проверки на судимость в ИЦ ГУВД. В представлении также было указано, что Д. осуждена мировым судьей за совершение преступления против жизни и здоровья, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ (побои) и ей назначено наказание в виде штрафа. Одним из требований указанного представления являлось принятие конкретных мер по устранению допущенных нарушений федерального законодательства. 10 февраля 2012 г., учитывая, что ст. 3511 ТК РФ предусматривает ограничение на занятие определенным видом осуществляемой Учреждением деятельности, а не определенных должностей (выполнение определенных работ), которое связывается с содержанием трудовой функции, с истцом был расторгнут трудовой договор по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
В этой связи ссылку истца на то, что ее работа не связана с воспитанием, развитием несовершеннолетних, а также с организацией их отдыха и оздоровления, суд посчитал необоснованной.
На основании буквального толкования закона, сложившейся судебной практики рекомендуем работодателям, осуществляющим деятельность в рассматриваемых сферах, истребовать справки об отсутствии судимости или факта уголовного преследования за названные преступления у всех работников, включая технический и административный персонал.
В нашем учебном заведении организован спецкурс, лекции на котором читают приглашенные преподаватели. С ними мы заключаем гражданские договоры. Нужно ли требовать справку об отсутствии судимости у преподавателя, с которым заключается не трудовой договор, а договор возмездного оказания услуг?
В части 1 ст. 65 ТК РФ речь идет о документах, в том числе и справке, которые лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю при заключении трудового договора. Казалось бы, можно сделать вывод о том, что справку необходимо требовать только в целях заключения трудового договора. Но такой вывод будет преждевременным.
В статье 331 ТК РФ содержатся специальные требования для осуществления педагогической деятельности. Так, в ч. 2 ст. 331 ТК РФ речь идет о праве лица на занятие педагогической деятельностью. Осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).
Педагогическая деятельность также запрещена лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Таким образом, следует признать, что справка о наличии (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования должна предъявляться лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, не только при замещении соответствующей должности по трудовому договору, но и в случае заключения гражданско-правового договора, в том числе и договора возмездного оказания услуг.
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Еще одна проблема, которая возникла в связи с изменениями, внесенными в законодательство Законом № 387-ФЗ, касается учредительных документов организаций.
Сегодня судами по требованиям прокуроров рассматривается огромное количество дел об обязании юридических лиц (как правило, это школы, детские сады и т. п.) привести свои уставы в соответствие с обновленным законодательством. Большинство таких исков судами удовлетворяются.
Прокурор Суровикинского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад (далее — МДОУ ДС) о понуждении к определению в уставе порядка комплектования работников образовательного учреждения, гарантирующего защиту законных прав несовершеннолетних обучающихся, на том основании, что прокуратурой Суровикинского района была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в деятельности дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории района.
Проведенной проверкой установлено, что МДОУ ДС реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, действует на основании Устава, утвержденного главой администрации Суровикинского муниципального района.
Согласно постановлению Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» установлено, что порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется его уставом и предусматривает перечень лиц как допускаемых, так и не допускаемых к педагогической деятельности.
Действующим в настоящее время Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562, перечень лиц, не допускаемых к педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, существенно расширен. Однако изменения в Устав МДОУ ДС до настоящего времени не внесены, порядок, гарантирующий защиту законных прав и интересов несовершеннолетних обучающихся, надлежащим образом не установлен.
В этой связи прокурор просил обязать МДОУ ДС в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу определить в Уставе порядок, предусматривающий запрет на занятие педагогической деятельностью, в соответствии с действующим законодательством.
Суд посчитал иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Нужно сказать, что такие обращения имеют системный характер. В данной ситуации рекомендуем руководителям учреждений, деятельность которых связана с работой с несовершеннолетними, провести проверку своих учредительных документов и привести их в соответствие с изменившимся трудовым законодательством.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ СУДИМОСТИ
Обратите внимание! Работодатель обязан организовать сбор сведений, подтверждающих отсутствие судимости или факта уголовного преследования у всех работников, в том числе принятых на работу до 07.01.2011
Следующая проблема связана с наличием у работодателя сведений об отсутствии судимости у сотрудников, которые приняты на работу до внесения изменений в трудовое законодательство Законом № 387-ФЗ. Понятно, что, если с работником заключался трудовой договор после 07.01.2011, он должен был представить справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования. Однако как быть, если работник принимался в организацию тогда, когда такого ограничения еще не предусматривалось действующим законодательством? Нужно ли истребовать у него такую справку post factum?
На этот счет складывается вполне однозначная судебная практика, связанная с признанием обязанности работодателя осуществлять проверку фактов судимости или факта уголовного преследования в отношении всех своих сотрудников.
Прокурор г. Апатиты обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеобразовательного вида № 68 (далее — МБДОУ) в лице заведующей об обязании организовать сбор сведений в отношении работников. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Апатиты проведена проверка исполнения трудового законодательства, направленная на профилактику совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, в деятельности МБДОУ. В ходе проверки установлено, что в учреждении осуществляют трудовую деятельность 16 лиц педагогического состава, 14 лиц иной категории: технический, медицинский персонал, принятые на работу до 07.01.2011, т. е. до вступления в силу изменений, внесенных в ст. 65 ТК РФ.?
В нарушение ст. 331 и 3511 ТК РФ администрацией МБДОУ не проведены соответствующие проверки, что не позволяет выяснить, имеют ли работники право осуществлять трудовую деятельность в дошкольном учреждении. В результате отсутствия сведений о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности могут быть нарушены права детей на обучение и воспитание в условиях, гарантирующих охрану их жизни и здоровья.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд удовлетворил исковые требования. При этом суд обязал работодателя организовать сбор сведений (документов), подтверждающих отсутствие у работников МБДОУ, принятых на работу до 07.01.2011, судимости, фактов привлечения к уголовной ответственности, уголовного преследования за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Таким образом, исходя из существующей судебной практики работодатель обязан организовать сбор сведений, подтверждающих отсутствие судимости или факта уголовного преследования у всех работников, в том числе принятых на работу до 7 января 2011 г.
Каким образом работодатель должен осуществлять сбор таких сведений?
Как было указано выше, подать заявление о выдаче справки могут граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства либо их уполномоченные представители. Кроме того, обращаться за соответствующими сведениями могут государственные или муниципальные органы, имеющие право на обработку персональных данных о судимости в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством РФ, либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством РФ, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с другими органами исполнительной власти при предоставлении государственных услуг.
Как видим, работодателей, т. е. организаций или индивидуальных предпринимателей, в числе заявителей нет.
Однако работник службы кадров или иной представитель работодателя может обратиться с запросом о предоставлении сведений о судимости как уполномоченное работником лицо, т. е. на основании доверенности. Предоставление персональных данных, связанных с наличием (отсутствием) судимости и (или) факта уголовного преследования либо с прекращением уголовного преследования, осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Таким образом, можно порекомендовать работодателям обязать работников, принятых на работу до 07.01.2011, представить справку об отсутствии судимости либо, что несколько сложнее, оформить доверенность на ее получение иным лицом.
В связи с изменением в законодательстве мы в своем образователь ном учреждении запросили справки об отсутствии судимости у всех сотрудников, принятых на работу до 7 января 2011 г. Большинство работников такие документы предоставили, однако есть два сотрудника, которые отказались оформить и принести справку. Просим оформить доверенность на получение справки на любого инспектора отдела кадров — тоже отказываются. Как поступить в этой ситуации?
Нам представляется, что в данном случае можно привлечь работников к дисциплинарной ответственности.
Так, в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 1 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сказано, что в качестве дисциплинарного проступка может рассматриваться отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе. В данном случае нет нарушения непосредственно трудовых обязанностей, однако, такой отказ препятствует допуску работника к работе, а соответственно, и надлежащему исполнению им трудовых обязанностей.
В рассматриваемой ситуации отказ представить справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования также препятствует выполнению работником его трудовой функции.
Также рекомендуем еще раз обратиться к этим сотрудникам с просьбой представить справку об отсутствии судимости, но уже оформив соответствующее письменное уведомление. А в случае повторного отказа представить документ можно составить акт.
УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКА В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ
Много практических проблем связано с расторжением трудового договора с работником вследствие выявления факта наличия у него судимости.
Проблема 1. Если работник был принят на работу после 7 января 2011 г., но по каким-либо причинам не представил справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования за перечисленные в законе преступления, то при выявлении указанных обстоятельств трудовой договор с ним может быть прекращен по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (в связи с нарушением установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы). При этом работника нельзя уволить только за непредставление справки об отсутствии судимости (как в рассмотренной выше ситуации), поскольку необходимо, чтобы нарушение правил заключения трудового договора препятствовало продолжению работы. Трудовой договор должен быть прекращен только в том случае, если выявится факт наличия у такого работника судимости.
Проблема 2. В случае, если работник будет осужден в период работы у данного работодателя, трудовой договор с ним должен расторгаться по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Согласно данной норме трудовой договор прекращается в случае возникновения установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Следует заметить, что расторгнуть такой трудовой договор работодатель сможет лишь после вступления в законную силу приговора суда, поскольку ограничением является факт уголовного преследования за названные в законе преступления.
Нельзя в данном случае и отстранить работника, в отношении которого возбуждено уголовное дело, от работы исключительно на основании приказа работодателя, поскольку ст. 76 ТК РФ такого основания для отстранения от работы не предусматривает. Работодатель может в данном случае отстранить работника от работы только по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Что является реабилитирующими основаниями освобождения от уголовного преследования?
Ни УК РФ, ни УПК РФ не содержат термина «реабилитирующие основания». Однако ст. 133 УПК РФ закрепляет основания возникновения права на реабилитацию, в том числе права на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием.
В правоприменительной практике именно данные основания рассматриваются в качестве реабилитирующих.
С. и директором школы был заключен трудовой договор, в соответствии с которым она была принята на работу на должность заместителя директора по учебной работе. 19 марта 2007 г. в отношении С. было прекращено уголовное преследование по ч. 1 ст. 116 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ — в связи с истечением сроков давности.
Прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к школе о понуждении к расторжению трудового договора с С.
Суд, рассмотрев данное дело, указал, что прекращение уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования реабилитирующим не является, и на этом основании удовлетворил иск прокурора.
Цитируем документ
1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.
2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.
3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
Статья 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ
Словарь кадровика Декриминализация — юридическая переквалификация части уголовно наказуемых деяний и перевод их в разряд административных, дисциплинарных и иных правонарушений либо правомерных действий
В судебной практике есть примеры восстановления на работе работника, уволенного по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в связи с декриминализацией деяния.
Учитывая, что ограничение, установленное Законом № 387-ФЗ, носит «пожизненный» характер, т. е. распространяется на лиц когда-либо имевших судимость или факт уголовного преследования за названные преступления, декриминализация деяния может и должна рассматриваться как отмена данного ограничения в отношении лица, осужденного за такое деяние.
Ч. обратился в суд с исковым заявлением к Норильскому колледжу искусств о восстановлении на работе.
Истец был уволен на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Основанием для увольнения послужило то, что истец подвергался уголовному преследованию и был осужден по ч. 1 ст. 228 УК РФ.
В судебном заседании истец свои исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, показав, что вмененный ему состав преступления был декриминализирован и он считается не судимым по ч. 1 ст. 228 УК РФ. Из показаний представителя ответчика следует, что в связи с изменениями в трудовом законодательстве, а именно с введением в ст. 351 ТК РФ запрета на осуществление трудовой деятельности в сфере образования лицам, имеющим или имевшим судимости, из прокуратуры в адрес колледжа поступило разъяснение о том, что с Ч. необходимо расторгнуть трудовые отношения, иначе прокурором будет поставлен вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности.
Рассмотрев данное дело суд указал, что декриминализация уголовно наказуемого деяния, совершенного истцом, исключает и устраняет все правовые последствия судимости по данной статье УК РФ и в силу ст. 10 УК РФ улучшает положение осужденного, поэтому на истца не распространяется запрет на осуществление трудовой деятельности в сфере образования, как на лицо, имеющее или имевшее судимости или как на лицо, подвергающееся или подвергавшееся уголовному преследованию за преступление против здоровья населения и общественной нравств