Учебное пособие для поступающих в вузы по биологии

Автор: | 22.03.2018

Биология. Пособие для поступающих в вузы. Под ред. Ярыгина В.Н.

6-е изд., изд. — М.: 2003. — 492 с.

Представляет интерес для учащихся специализированных медико-биологических и естественно-научных классов профилированных средних учебных заведений. Издание предназначено для учеников средних школ, гимназий и лицеев. Обращено внимание на органическую взаимосвязь биологии и медицины. Оно включает основные разделы: цитология, размножение и развитие организмов, основы генетики и селекции, эволюция, ботаника, зоология беспозвоночных и позвоночных, анатомия и физиология человека. Пособие (7-е — 2004 г. ) написано в соответствии с программой вступительных экзаменов. Каждая глава пособия помимо фактического материала включает элементы самоконтроля усвоения знаний. Может быть использовано слушателями подготовительных отделений ВУЗов, а также полезно для широкого круга читателей, интересующихся биологией.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Введение 4
Часть I ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
Глава 1. Жизнь. Ее возникновение на Земле. Свойства и уровни организации живого 5
1.1. Происхождение жизни на Земле 6
1.2. Начальные этапы развития жизни на Земле 12
1.3. Определение, основные свойства и уровни организации живого 14
Раздел I Основы цитологии
Глава 2. Химический состав клетки 18
2.1. Атомный (элементарный) состав клетки 18
2.2. Молекулярный состав клетки 19
2.2.1. Неорганические вещества 19
2.2.2. Органические вещества 21
2.2.2.1. Углеводы 22
2.2.2.2. Липиды 23
2.2.2.3. Белки 24
2.2.2.4. Нуклеиновые кислоты 28
Глава 3. Строение клетки 34
3.1. Типы клеточной организации 35
3.2. Строение эукариотической клетки 40
3.2.1. Клеточная оболочка 40
3.2.2. Цитоплазма. Органоиды и включения 41
3.2.3. Клеточное ядро 45
Глава 4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке 48
4.1. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности живых организмов 48
4.2. Значение АТФ в обмене веществ 51
4.3. Энергетический обмен в клетке. Синтез АТФ 52
4.4. Пластический обмен 55
4.4.1. Фотосинтез 56
4.4.2. Хемосинтез 59
Глава 5. Воспроизведение клеток 61
5.1. Жизненный (клеточный) цикл 61
5.2. Деление клетки . 63
5.2.1. Амитоз 63
5.2.2. Митоз 63
5.2.3. Мейоз , 66
Раздел II Размножение и развитие организмов
Глава 6. Размножение организмов 70
6.1. Бесполое размножение 70
6.2. Половое размножение 72
6.2.1. Образование половых клеток 74
6.2.2. Оплодотворение 76
Глава 7. Индивидуальное развитие организмов 79
7.1. Типы онтогенеза 79
7.2. Периодизация онтогенеза 80
7.3. Эмбриональный период , 80
7.3.1. Дробление 81
7.3.2. Гаструляция 81
7.3.3. Гисто- и органогенез S5
7.3.4. Взаимодействие частей развивающегося зародыша 85
Раздел III Основы генетики и селекции
Глава 8. Генетическая информация 87
8.1. Основные генетические процессы. Экспрессия генов 88
8.2. Репликация ДНК 88
8.3. Синтез белков 90
8.3.1. Транскрипция ДНК 90
8.3.2. Трансляция мРНК 90
8.3.3. Генетический код 91
8.3.4. Процесс синтеза белка 1′ 92
8.4. Элементы регуляции экспрессии генов 94
Глава 9. Основные закономерности наследственности 100
9.1. Моногибридное скрещивание 102
9.1.1. Гибридологический метод изучения наследования 102
9.1.2. Первый закон Менделя (правило единообразия) .Второй закон Менделя (правило расщепления) 103
9.1.3. Гипотеза «чистоты гамет». Цитологические основы наследования альтернативных признаков 104
9.2. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя (правило независимого наследования). Цитологические основы 105
9.3. Анализирующее скрещивание 107
9.4. Взаимодействие генов 108
9.4.1. Взаимодействие аллельных генов. Множественные аллели 108
9.4.2. Взаимодействие неаллельных генов , 111
9.5. Сцепленное наследование ; 117
9.6. Хромосомное определение пола. Сцепление с полом 120
9.7. Нехромосомное наследование 124
Глава 10. Изменчивость 127
10.1. Наследственная изменчивость 128
10.1.1. Комбинативная изменчивость 128
10.1.2. Мутационная изменчивость 128
10.2. Ненаследственная изменчивость 132
Глава 11. Генетика человека и ее значение для медицины 135
11.1. Методы генетики человека 135
11.1.1. Генеалогический метод 136
11.1.2. Популяционный метод 139
11.1.3. Близнецовый метод 140
11Л .4. Цитогенетический метод 140
11.1.5. Биохимический метод 142
11.2. Медико-генетическое консультирование 142
Глава 12. Основы селекции 144
12.1. Методы селекции 145
12.1.1. Отбор и гибридизация 145
12.1.2. Мутагенез и полиплоидия 147
12.1.3. Клеточная и генная инженерия 147
12.2. Селекция растений 150
12.3. Селекция животных 152
12.4. Селекция микроорганизмов 153
Раздел IV Эволюция и экология
Глава 13. Эволюционное учение 156
13.1. Теория эволюции 157
13.1.1. Ламаркизм 157
13.1.2. Дарвинизм. Эволюция путем естественного отбора 158
13.1.3. Развитие дарвинизма 160
13.2. Микроэволюция 161
13.2.1. Критерии и структура вида. Популяция 161
13.3. Факторы эволюции 164
13.3.1. Мутационный процесс г 164
13.3.2. Популяционные волны. Дрейф генов 164
13.3.3. Изоляция 165
13.3.4. Естественный отбор 166
13.4. Образование новых видов 168
13.5. Макроэволюция 170
13.5.1. Направления и пути эволюционного процесса 171
13.5.2. Связь между индивидуальным и историческим развитием организмов 173
13.6. Развитие органического мира 175
13.6.1. Доказательства эволюции органического мира 175
13.6.2. Эволюция клеток 178
13.6.3. Эволюция многоклеточных 178
Глава 14. Происхождение и эволюция человека 183
14.1. Положение человека в системе животного мира 184
14.2. Предшественники человека 187
14.3. Этапы эволюции человека 190
14.4. Факторы антропогенеза 192
14.5. Человеческие расы 194
Глава 15. Основы экологии 197
15.1. Организм и среда. Экологические факторы 198
15.1.1. Абиотические факторы 200
15.1.2. Биотические факторы 204
15.2. Популяция и окружающая среда 207
15.2.1. Регуляция плотности популяции. Емкость среды 207
15.2.2. Ареал обитания и экологическая ниша 209
15.3. Экосистемы 210
15.3.1. Пространственная структура биогеоценоза 211
15.3.2. Функциональная структура биогеоценоза. Пищевые сети 211
15.4. Развитие экосистем 213
15.4.1. Экосистемы, создаваемые человеком 214
Глава 16. Биосфера и человек 217
16.1. Особенности сред обитания 219
16.1.1. Вода 219
16.1.2. Почва 220
16.1.3. Атмосферные условия 220
16.2. Биомасса 221
16.3. Поток энергии и круговорот веществ в биосфере 222
16.3.1. Превращение энергии в биосфере 222
16.3.2. Биогеохимические круговороты 223
16.4. Человек и окружающая среда 224
Часть II МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Раздел V Неклеточные и Доядерные формы жизни
Глава 17. Царство Вирусы 228
Глава 18. Надцарство Доядерные, или Прокариоты 231
18.1. Бактерии 232
18.2. Синезеленые водоросли (цианеи) 234
Раздел VI Ядерные организмы, или Эукариоты. Грибы, Растения
Глава 19. Царство Грибы 235
19.1. Общая характеристика 235
Глава 20. Царство Растения. Особенности растительного организма 239
Глава 21. Низшие растения 243
21.1. Подцарство Настоящие водоросли 244
21.1.1. Отдел Зеленые водоросли 244
21.1.2. Отделы Красные и Бурые водоросли 246
21.2. Отдел Лишайники 248
Глава 22. Подцарство высшие растения 250
22.1. Отдел Моховидные 250
22.2. Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные 253
22.3. Семенные растения 256
22.4. Отдел Голосеменные 257
Глава 23. Отдел покрытосеменные, или цветковые растения 260
23.1. Ткани 261
23.2. Вегетативные органы высших растений 265
23.2.1. Корень 265
23.2.2. Стебель 269
23.2.3. Лист 270
23.3. Репродуктивные органы растений 273
23.3.1. Цветок 273
23.3.2. Опыление. Оплодотворение цветковых растений 276
23.3.3. Семя. Плод 278
23.4. Классификация цветковых растений 280
Раздел VII Эукариоты. Царство Животные
Глава 24. Подцарство Одноклеточные (Простейшие) 283
24.1. Общая характеристика 283
24.2. Тип Саркожгутиконосцы 285
24.2.1. Класс Саркодовые, или Корненожки 285
24.2.2. Класс Жгутиковые 287
24.3. Тип Споровики 289
24.4. Тип Инфузории 291
Глава 25. Тип Кишечнополостные 294
25.1. Общая характеристика 2

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Читайте так же:  Разрешение органа опеки на залог

Учебное пособие для поступающих в вузы по биологии

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Биология. Учебное пособие для поступающих в вуз

Учебное пособие предназначено для самостоятельно повторяющих школьный курс биологии и абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения в области физической культуры и спорта. Содержание курса соответствует программе по биологии для поступающих в высшие учебные заведения. Исходя из опыта работы в приемных комиссиях на вступительных экзаменах по биологии, авторы с разной степенью полноты изложения рассматривают основные разделы курса.

Николай Лемеза: Биология для поступающих в вузы: Учебное пособие

Аннотация к книге «Биология для поступающих в вузы: Учебное пособие»

Пособие написано в соответствии с ныне действующей в Беларуси и России программы по биологии для поступающих в вузы и включает основные сведения по общей биологии для поступающих в вузы и включает основные сведения по общей биологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. Материал изложен в эволюционном плане и дает целостное представление о биологии, как науке. Особое внимание обращается на современное представление о закономерностях строения и жизнедеятельности организмов и их обществ в природе, на практическое использование достижений в биологии в сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях народного хозяйства.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Рецензии и отзывы на книгу «Биология для поступающих в ВУЗы» Билич, Крыжановский

Книгу брала для подготовки к экзаменам. Материала очень много, даже можно сказать есть лишнее. Но книга очень познавательная и полезная, чтобы по ней подготовиться нужно либо заранее прочитать и отметить важное, либо начинать готовиться намного раньше.

Это пособие купили пятикласснику, которому нравится предмет. Учитель объясняет на очень хорошем уровне, но понятно и доступно. Школьный учебник не так подробен и интересен как уроки. Поэтому купили дополнительное пособие. Конечно, читает не все, а выборочно по теме.

книга понравилась , заказ пришел быстро .Рекомендую всем , кто хочет расширить горизонт своих знаний ).

Наиболее ёмкое изложение углублённого курса биологии. Материал изложен логично и последовательно, на высоком теоретическом уровне. Книга не подойдёт тем, кому требуется «что-нибудь, лишь бы сдать»: работа с данным пособием требует определённой теоретической подготовки и знания биологической терминологии. Пособие не ограничивается школьной программой, а даёт теоретическую базу на уровне основ ВУЗовского курса. В ряде случаев материал оказывается избыточным в сравнении с требованиями программы ЕГЭ. Например, приводимая в книге систематика ближе к принятой в современной биологии, но шире предлагаемой в школьном курсе. Иллюстрации черно-белые, но в большинстве случаев доступные для восприятия.
Пособие адресовано преимущественно тем ученикам, которые в изучении предмета не ограничиваются школьными учебниками.

Общая биология. Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы

Биология (от греч. bios– жизнь + logos – слово, учение) – наука, которая изучает жизнь как явление, занимающее особое место в мироздании. Вместе с другими науками, исследующими природу (физикой, химией, астрономией, геологией и т. д.), она относится к числу естественных наук. Обычно выделяют в самостоятельную группу еще и гуманитарные науки (изучающие закономерности существования и развития человека, человеческого общества); к ним относятся социология, психология, антропология, этнография и др.

Феномен человека (как биосоциального существа) интересует и естественные, и гуманитарные науки. Но биология выполняет особенную роль, будучи связующим звеном между ними. Такое заключение основано на современных представлениях о развитии природы, которое привело к появлению жизни. В процессе же эволюции живых организмов возник человек, обладающий качественно новыми свойствами – разумом, речью, способностью к творческой деятельности, общественным образом жизни и т. д.

Существование и развитие неживой природы подчинено физико-химическим законам. С появлением живых организмов начинают осуществляться биологические процессы, имеющие принципиально иной характер и подчиняющиеся иным закономерностям – биологическим. Однако важно отметить, что сохраняются наряду с этим и физико-химические процессы, которые лежат в основе возникающих (качественно иных и своеобразных) биологических явлений.

Специфические качества и социальные свойства человека не исключают его природной принадлежности. В человеческом организме осуществляются (как у всех живых существ) и физико-химические, и биологические процессы. Однако полноценно индивид может развиваться лишь в обществе, в общении с другими людьми. Только так осваивается речь и приобретаются знания, умения, навыки. Коренное отличие здесь заключается в том, что существование и развитие человечества базируется на его способности к познанию, к накоплению знаний из поколения в поколение, к производительной деятельности.

Поистине грандиозные достижения науки, в том числе и биологии, в XX в. существенно расширили и углубили наши представления как о единстве природы и человека, так и о их сложных взаимоотношениях. Например, данные экологии показали, что живые организмы, в том числе и человек, не только зависимы от природы, но и сами выступают в роли мощного фактора, воздействующего и на нее, и даже на космос. Это касается, в частности, атмосферы Земли, формирования обширных геологических пластов, образования островных систем и т. п. Человечество в настоящее время оказывает самое сильное воздействие на живую и неживую природу планеты.

Биология сегодня представляет собой комплекс наук, изучающих разнообразные живые существа, их строение и функционирование, распространение, происхождение и развитие, а также природные сообщества организмов, их связи друг с другом, с неживой природой и человеком.

Помимо общепознавательного значения биология играет огромную роль для человека, издавна служа теоретической основой медицины, ветеринарии, агрономии, животноводства.

Большое значение имеют различные биологические науки и в связи с проблемой взаимоотношений человека и природы. Только на научной основе возможно решать такие задачи, как рациональное использование природных ресурсов, щадящее отношение к окружающему нас миру, грамотная организация природоохранной деятельности.

«Общая биология» – это предмет, представляющий собой важнейший этап биологического образования учеников средней школы. Он опирается на те знания, навыки и умения, которые были уже приобретены при изучении ботаники, зоологии, биологии человека.

Начиная с 6–го класса вы знакомились с разными группами живых организмов: вирусами, бактериями, грибами, растениями, животными. Вы узнали об их строении и функционировании, разнообразии форм, распространении и т. п. В 8–м классе предметом занятий по биологии стали человек и его специфика как биосоциального существа.

Общая биология, в отличие от других специализированных дисциплин, рассматривает, о чем говорит и само название, общие (для всех живых организмов) своеобразные свойства и качества всего живого, общие закономерности организации, жизнедеятельности, развития, присущие всем формам жизни.

Глава 1. Сущность жизни

§ 1. Определение жизни и фундаментальные свойства живого

Одной из задач, стоящих перед любой наукой, служит необходимость создания определений,т. е. кратких формулировок, дающих, однако, полное представление о сущности объекта или явления. В биологии имеются десятки вариантов определений жизни, но ни одно из них не удовлетворяет сразу двум названным выше требованиям. Либо определение занимает 2–3 страницы книги, либо из него оказываются «выпавшими» какие-то важные характеристики живого.

Жизнь в ее конкретных проявлениях на Земле представлена многообразными формами организмов. Согласно современным биологическим знаниям, можно выделить совокупность свойств, которые следует признать общими для всех живых существ и которые отличают их от тел неживой природы. Таким образом, к понятию жизнь мы придем путем постижения специфических свойств живых организмов.

Специфика химического состава. Различие между живым и неживым отчетливо проявляется уже на уровне их химического состава. Очень часто можно встретить словосочетание «органическая природа» как синоним «живой природы». И это совершенно справедливо. Все органические вещества создаются в живых организмах в процессе их жизнедеятельности. Как говорят специалисты, они биогенные (т. е. созданы живыми существами). Более того, именно органические вещества и определяют возможность существования самих живых организмов. Так, например, нуклеиновые кислоты содержат наследственную (генетическую) информацию; белки определяют строение, обеспечивают движение, регуляцию всех жизненных процессов; сахара (углеводы) выполняют энергетические функции и т. д. На Земле не известно ни одного живого существа, которое не представляло бы собой совокупность белков и нуклеиновых кислот.

Читайте так же:  Кто имеет право на налоговые вычеты по ндфл

Органические вещества имеют более сложные молекулы, чем неорганические, и характеризуются бесконечным разнообразием, что в значительной мере, как мы увидим далее, определяет многообразие живых организмов.

Структурная организация живых существ. Еще в младших классах, на уроках ботаники и зоологии, вам рассказывали, что учеными Т. Шванном и М. Шлейденом (1839 г.) была сформулирована клеточная теория строения всех растений и животных. Клетка с тех пор признается структурно-функциональной единицей любых живых существ. Это означает, что их тела построены из клеток (есть и одноклеточные) и осуществление жизнедеятельности организма определяется процессами, протекающими внутри самих клеток. Вспомните также, что клетки всех растений и животных сходны по своему строению (имеют мембрану, цитоплазму, ядро, органоиды).

Но уже на этом уровне проявляется структурная сложность организации живого. В клетке существует множество разнообразных компонентов (органоидов). Такая неоднородность ее внутреннего состава обеспечивает возможность осуществлять одновременно сотни и тысячи химических реакций в столь маленьком пространстве.

То же самое характерно и для многоклеточных организмов. Из множества клеток образуются различные ткани, органы, системы органов (выполняющие разные функции), которые вместе составляют сложную и неоднородную целостную систему – живой организм.

Обмен веществ у живых организмов. Всем живым организмам присущ обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Ф. Энгельс еще в конце XIX в. выделил это свойство живого, глубоко оценив его значение. Предлагая свое определение жизни, он писал:

Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка.

Далее Ф. Энгельс уточнял:

И у неорганических тел может происходить обмен веществ… Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования.

В этом процессе живой организм получает вещества, необходимые ему как материал для роста, восстановления разрушенных («отработавших») компонентов и как источник энергии для обеспечения жизнедеятельности. Образующиеся же вредные или ненужные организму вещества (углекислый газ, мочевина, вода и др.) выводятся во внешнюю среду.

Самовоспроизведение (размножение) организмов. Размножение – воспроизведение себе подобных – важнейшее условие продолжения жизни. Отдельный организм смертен, срок его жизни ограничен, а размножение обеспечивает непрерывность существования видов, с избытком компенсируя естественное отмирание особей.

Наследственность и изменчивость.

Наследственность – способность организмов передавать из поколения в поколение всю совокупность признаков, обеспечивающих приспособленность организмов к среде их обитания.

Она обеспечивает сходство, подобие организмов разных поколений. Неслучайно синонимом размножения служит слово самовоспроизведение. Особи одного поколения порождают особей нового поколения, подобных себе. Сегодня хорошо известен механизм наследственности. Наследственная информация (т. е. информация о признаках, свойствах и качествах организмов) зашифрована в нуклеиновых кислотах и передается из поколения в поколение в процессе размножения организмов.

Очевидно, что при «жесткой» наследственности (т. е. абсолютном повторении родительских признаков) на фоне меняющихся условий внешней среды выживание организмов было бы невозможно. Не могли бы организмы осваивать и новые места обитания. Наконец, исключен был бы и эволюционный процесс – образование новых видов. Однако живым организмам присуща и изменчивость, под которой понимают их способность приобретать новые признаки и утрачивать прежние. Результатом оказывается разнообразие особей, принадлежащих к одному и тому же виду. Изменчивость может осуществляться как у отдельных особей во время их индивидуального развития, так и у группы организмов в ряду поколений при размножении.

Индивидуальное (онтогенез) и историческое (эволюционное; филогенез) развитие организмов. Любой организм в течение своей жизни (с момента его зарождения и до естественной смерти) претерпевает закономерные изменения, которые называются индивидуальным развитием. Происходит увеличение размеров и массы тела – рост, образование новых структур (иногда сопровождающееся разрушением ранее существующих – например, утрата хвоста головастиком и формирование парных конечностей), размножение и, наконец, завершение существования.

Эволюция организмов представляет собой необратимый процесс исторического развития живого, в ходе которого наблюдается последовательная смена видов как результат исчезновения ранее существующих и возникновения новых. По своему характеру эволюция прогрессивна, поскольку организация (строение, функционирование) живых существ прошла через ряд ступеней – доклеточные формы жизни, одноклеточные организмы, все усложняющиеся многоклеточные и так вплоть до человека. Последовательное усложнение организации ведет к повышению жизнеспособности организмов, их приспособительных возможностей.

Раздражимость и движение. Неотъемлемое свойство живых существ – раздражимость (способность воспринимать внешние или внутренние раздражители (воздействия) и адекватно на них реагировать). Она проявляется в изменениях обмена веществ (например, при сокращении светового дня и понижении окружающей температуры осенью у растений и животных), в виде двигательных реакций (см. ниже), а высокоорганизованным животным (включая и человека) присущи изменения в поведении.

Характерная реакция на раздражение почти у всех живых существ – движение, т. е. пространственное перемещение всего организма или отдельных частей их тела. Это свойственно как одноклеточным (бактериям, амебам, инфузориям, водорослям), так и многоклеточным (практически всем животным) организмам. Подвижностью обладают и некоторые клетки многоклеточных (например, фагоциты крови животных и человека). Многоклеточные растения сравнительно с животными характеризуются малой подвижностью, однако и у них можно назвать особые формы проявления двигательных реакций. Активные движения у них встречаются двух типов: ростовые и сократительные. К первым, более медленным, относятся, например, вытягивания в сторону света стеблей растущих на окне домашних растений (вследствие одностороннего их освещения). Сократительные движения наблюдаются у насекомоядных растений (например, быстрое складывание листочков у росянки при ловле садящихся на нее насекомых).

Явление раздражимости лежит в основе реакций организмов, за счет чего поддерживается их гомеостаз.

Гомеостаз – это способность организма противостоять изменениям и сохранять относительное постоянство внутренней среды (поддержание определенной температуры тела, кровяного давления, солевого состава, кислотности и т. д.).

Благодаря раздражимости организмы обладают способностью к адаптации.

Под адаптацией понимается процесс приспособления организма к определенным условиям внешней среды.

Завершая раздел, посвященный определению фундаментальных свойств живых организмов, можно сделать следующее заключение.

Отличие живых организмов от объектов неживой природы состоит не в наличии каких-то «неуловимых», сверхъестественных свойств (все законы физики и химии верны и для живого), а в высокой структурной и функциональной сложности живых систем. Эта особенность включает все рассмотренные выше свойства живых организмов и делает состояние жизни качественно новым свойством материи.

§ 2. Уровни организации живого

К 1960–м гг. в биологии сложилось представление об уровнях организации живого как конкретном выражении усложняющейся упорядоченности органического мира. Жизнь на Земле представлена организмами своеобразного строения, принадлежащими к определенным систематическим группам (вид), а также сообществам разной сложности (биогеоценоз, биосфера). В свою очередь, организмы характеризуются органной, тканевой, клеточной и молекулярной организацией. Каждый организм, с одной стороны, состоит из специализированных подчиненных ему систем организации (органов, тканей и т. д.), с другой – сам является относительно изолированной единицей в составе надорганизменных биологических систем (видов, биогеоценозов и биосферы в целом). Уровни организации живой материи представлены на рис. 1.

Рис. 1. Уровни организации живого

На всех из них проявляются такие свойства жизни, как дискретность и целостность. Организм состоит из различных компонентов – органов, но одновременно благодаря их взаимодействию он целостен. Вид также представляет собой целостную систему, хотя его образуют отдельные единицы – особи, однако их взаимодействие и поддерживает целостность вида.

Читайте так же:  Порядок заполнения с-09-3-1

Существование жизни на всех уровнях обеспечивается структурой низшего ранга. Например, характер клеточного уровня организации определяется субклеточным и молекулярным уровнями; организменный – органным; тканевым, клеточным; видовой – организменным и т. д.

Следует особо отметить большое сходство единиц организации на низших уровнях и все возрастающее различие на высших уровнях (табл. 1).

Характеристика уровней организации живого

Глава 2. Многообразие организмов и основы биологической классификации

§ 1. Принципы классификации живых организмов

Живой мир нашей планеты бесконечно разнообразен и включает огромное число видов организмов, что видно из табл. 2.

Число видов основных групп живых существ

В действительности, как считают специалисты, на Земле сегодня обитает вдвое больше видов, чем известно науке. Ежегодно в научных публикациях описываются сотни и тысячи новых видов.

Человек всегда был окружен множеством разных живых существ. Более того, он был и остается существенно зависимым от организмов, дающих ему пищу, необходимое сырье и материалы, лечебные средства. Но многие виды опасны и вредны для человека – это хищники, ядовитые организмы, паразиты – возбудители заболеваний домашних животных и людей, вредители сельскохозяйственных культур. Поэтому с ранних этапов существования человеку требовалось познавать живые организмы, их специфические свойства, признаки, образ существования. А главное, прежде всего научиться различать виды и уметь ориентироваться в их многообразии.

В процессе познания многочисленных предметов (объектов, явлений), сравнивая их свойства и признаки, люди производят классификацию. Затем сходные (подобные, похожие) объекты объединяются в группы. Разграничение групп базируется на различиях между изучаемыми предметами. Таким образом строится система, охватывающая все изученные объекты (например, минералы, химические элементы или организмы) и устанавливающая отношения между ними.

Систематика как самостоятельная биологическая дисциплина занимается проблемами классификации организмов и построением системы живой природы.

Попытки классифицировать организмы предпринимались еще в античные времена. Долгое время в науке существовала система, разработанная Аристотелем (IV в. до н. э.). Он подразделял все известные организмы на два царства – растения и животные, используя в качестве отличительных признаков неподвижность и нечувствительность первых по сравнению со вторыми. Кроме того, Аристотель разделял всех животных на две группы: «животные с кровью» и «животные без крови», что в целом соответствует современному делению на позвоночных и беспозвоночных. Далее он выделял ряд более мелких группировок, руководствуясь разными отличительными признаками.

Конечно, с позиций современной науки система Аристотеля кажется несовершенной, но необходимо учитывать уровень фактических знаний того времени. В его работе описывается всего лишь 454 вида животных, да и возможности методов исследований были весьма ограниченными.

На протяжении почти двух тысячелетий накапливался описательный материал в ботанике и зоологии, который обеспечил развитие систематики в XVII–XVIII вв., что нашло свое завершение в оригинальной системе организмов К. Линнея (1707–1778), получившей широкое признание. Опираясь на опыт предшественников и новые факты, обнаруженные им самим, Линней заложил основы современной систематики. Его книга, изданная под названием «Система природы», была опубликована в 1735 г.

За основную единицу классификации Линней принял вид; он ввел в научный обиход такие понятия, как «род», «семейство», «отряд» и «класс»; сохранил разделение организмов на царства растений и животных. Предложил введение бинарной номенклатуры (которая используется в биологии до сих пор), т. е. присвоение каждому виду латинского названия, состоящего из двух слов. Первое – существительное – название рода, объединяющего группу близких видов. Второе слово – обычно прилагательное – название собственно вида. Например, виды «лютик едкий» и «лютик ползучий»; «карась золотой» и «карась серебряный».

Позднее, в начале XIX в., Ж. Кювье ввел в систему понятие «тип» как высшую единицу классификации животных (в ботанике – «отдел»).

Особое значение для формирования современной систематики имело появление эволюционного учения Ч. Дарвина (1859 г.). Научные системы живых организмов, созданные в додарвиновский период, были искусственными. Они объединяли организмы в группы по сходным внешним признакам достаточно формально, не придавая значения их родственным связям. Идеи Ч. Дарвина снабдили науку методом построения естественной системы живого мира. Это означает, что та должна базироваться на каких-то сущностных, основополагающих свойствах классифицируемых объектов – организмов.

Попробуем в качестве аналогии построить «естественную систему» таких объектов, как книги, на примере личной библиотеки. При желании мы можем расставить книги на полках шкафов, группируя их либо по формату, либо по цвету корешков. Но в этих случаях будет создана «искусственная система», так как «объекты» (книги) классифицируются по второстепенным, «несушностным», свойствам. «Естественной» же «системой» будет библиотека, где книги сгруппированы в соответствии с их содержанием. В этом шкафу у нас научная литература: на одной полке книги по физике, на другой – по химии и т. д. В другом шкафу – художественная: проза, поэзия, фольклор. Таким образом, мы осушествили классификацию имеюшихся книг по главному свойству, сушностному качеству – их содержанию. Имея теперь «естественную систему», мы легко ориентируемся во множестве разнообразных «объектов», ее образуюших. А приобретя новую книгу, легко найдем ей место в конкретном шкафу и на соответствуюшей полке, т. е. в «системе».

Посоветуйте лучший учебник для подготовки к ЕГЭ по биологии поступающим в вузы?

Для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по биологии я бы порекомендовала пособие Т. А. Шустановой «Репетитор по биологии». Оно подходит и для экспресс-подготовки, и для быстрого повторения материала перед экзаменом.

В пособии Шустановой кратко и очень понятно разобраны все темы школьной программы по биологии. После каждой темы даны задания в формате ЕГЭ и развернутые ответы на них. С этим пособием вы сможете освоить программу по биологии в сжатые сроки.

Если вы планируете поступать в МГУ, СПбГУ, МГМУ им. И. М. Сеченова, то придётся сдавать не только ЕГЭ, но и дополнительные вступительные испытания — ДВИ. Для подготовки к ним необходимо знать биологию на более глубоком уровне. Для изучения ботаники, зоологии и анатомии отлично подходит пособие Г. Л. Билича и В. А. Крыжановского «Биология. Полный курс» в трёх томах. Но в нём нет части тем по общей биологии и разборов заданий ЕГЭ. Билича и Крыжановский также составили «Биологию для поступающих в вузы» со всеми темами школьной программы, но в более краткой форме.

Некоторые темы из общей биологии сложно освоить самостоятельно, например, решение задач по генетике и клеточному метаболизму. Если нужна помощь, лучше вовремя обратиться к репетитору или выбрать занятия на курсах подготовки к ЕГЭ. Опытный преподаватель расскажет, как решать и правильно оформлять задачи. По промокоду QBIOLOG вы получите бесплатный доступ на одну неделю к любому онлайн-курсу Фоксфорда.

Лемеза, Лисов, Камлюк: Биология для поступающих в вузы. Учебное пособие

Аннотация к книге «Биология для поступающих в вузы. Учебное пособие»

Пособие соответствует ныне действующей в России и Беларуси программе по биологии для поступающих в вузы и включает основные сведения по общей биологии, ботанике, зоологии, анатомии, физиологии человека, дает целостное представление о биологии как науке. Особое внимание уделено современным представлениям о закономерностях строения и жизнедеятельности организмов и их сообществ в природе, а также практическому использованию достижений биологической науки в сельском хозяйстве, здравоохранении и других сферах жизни человека.
Рекомендуется для подготовки к экзаменам и тестированию.
12-е издание, переработанное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»