Учебное пособие по профессии сварщик

Автор: | 07.07.2018

Технология металлов и сварки: Методические указания по выполнению лабораторных работ по металловедению

Токарев А.О., Бацунова Т.П.

Приведены методические указания по выполнению лабораторных работ по металловедению, предназначенные для студентов всех специальностей и форм обучения. Темы работ: определение твердости металлов, испытание на ударную вязкость, макроструктурный анализ, микроструктурный анализ, изучение структуры сплавов системы «железо-карбид железа», изучение углеродистых сталей, изучение структуры и свойств литейных чугунов; термическая обработка углеродистых сталей.

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Сварка металлов: Лабораторные работы

Тялина Л.Н., Федорова Н.В.

Изложена методика проведения лабораторных работ по изучению различных видов электросварки, оценке качества сварного шва и металлографической структуры околошовной зоны. Пособие предназначено для студентов 1-4 курсов специальностей 240801, 260601, 151001, 210201, 110301, 110302, 270102 всех форм обучения.

Тип материала: Лабораторный практикум; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Сварка давлением: Электронный учебно-методический комплекс

Сварка давлением — один из ведущих технологических процессов получения неразъемных соединений с необходимыми эксплуатационными свойствами. Это широкое многообразие способов сварки, при которых металл в зоне сварки может иметь температуру ниже или выше температуры плавления, а образование связей происходит при действии статического, ударного или высокочастотного вибрационного давления. Особое внимание уделено контактной сварке как наиболее широко распространенному способу сварки давлением. Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для студентов всех форм обучения по направлению «Технологические машины и оборудование», специальности «Оборудование и технология сварочного производства», «Профессиональное обучения» и специалистов сварочного производства.

Тип материала: Учебно-методические материалы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее; Переподготовка и повышение квалификации;

Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 150709.04 — «Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках» всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

Тип материала: Образовательный стандарт; | Аудитория: Преподаватель; Менеджер; | Уровень образования: Начальное профессиональное;

Сварные соединения: Учебное пособие

Коновалов А.Б., Кириленко А.Л., Аввакумов М.В.

Приводятся общие сведения об основных способах сварки, применяемых в машиностроении, классификация сварных соединений и швов. Рассмотрены методики расчетов различных типов сварных соединений при постоянных и переменных нагрузках. Приведены примеры расчетов.
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения при выполнении практических заданий по курсам «Детали машин и основы конструирования», «Прикладная механика», а также при изучении теоретических частей этих курсов.
Подготовлено на кафедре основ конструирования машин Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Особенности производство сварных конструкций: Учебное пособие

Казанцев И.А., Ракитин С.Г., Крюков Д.Б.

В пособии представлены учебные материалы и методические указания к практическим и самостоятельным работам, охватывающего основные вопросы технологии производства сварных конструкций, сварочных напряжений и деформаций.
Учебное пособие разработано применительно к учебному процессу по кафедре «Сварочное, литейное производство и материаловедение» и может быть использовано при изучении дисциплин «Технологический практикум по сварке», «Контроль качества сварных соединений», выполнении курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Источники питания для дуговой сварки: Учебное пособие

Брунов О.Г., Солодский С.А., Ильященко Д.П.

В учебном пособии изложены технические и технологические разработки источников питания для дуговой сварки, позволяющие понять принцип действия, устройство и требования, предъявляемые к источникам питания сварочной дуги. Описаны источники переменного тока, выпрямители и генераторы. Приведено устройство сварочных установок для сварки легких сплавов и специальных сталей. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» и инженерно-технических работников, занятых в области сварочного производства.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее; Переподготовка и повышение квалификации;

Институт лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

Тип материала: Подразделения вузов; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;

Кафедра «Сварочное производство и технология конструкционных материалов» Пермского государственного технического университета

Кафедра «Сварочное производство и технология конструкционных материалов» ПГТУ была организована в 1962 г. и сегодня проводит подготовку инженеров-механиков по специальности 120500 — «Оборудование и технология сварочного производства», бакалавров техники и технологии по направлению 551800 — «Технологические машины и оборудование», выпуск магистров техники и технологии по направлению 551800 — «Технологические машины и оборудование» по магистерской программе 551806 — «Машины и технологии сварочного производства». Общие сведения о кафедре, историческая справка, преподаватели и сотрудники, направления учебной и научной работы, партнеры, контактные данные.

Тип материала: Подразделения вузов; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Абитуриент; | Уровень образования: Высшее;

Технология конструкционных материалов. Часть II. Сварка: Лабораторный практикум

Гордиенко В Е., Гордиенко Е.Г., Степанов С.А., Кнышев Ю.В., Жигарь Л.И., Овчинников Н.В.

Целью лабораторных работ является практическое ознакомление с процессами, технологией и оборудованием, используемыми в основных способах сварки, а также изучение характерных дефектов сварных швов и методов контроля качества сварных соединений металлических конструкций и оборудования. Приведены указания по выполнению десяти лабораторных работ. Описаны структурные превращения в железоуглеродистых сплавах после охлаждения с различными скоростями и их влияние на свойства, рассмотрены способы определения механических свойств металлов и сплавов. Пособие предназначено для студентов строительных специальностей.

Тип материала: Лабораторный практикум; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Иллюстрированное пособие сварщика

Пособие предназначено для теоретической подготовки, повышения квалификации и переаттестации рабочих следующих профессий:

  • газосварщик;
  • электрогазосварщик;
  • электросварщик ручной сварки

Пособие может быть использовано при подготовке и обучении рабочих следующих профессий:

  • газорезчик;
  • контролер сварочных работ;
  • наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования;
  • оператор проекционной аппаратуры и газорезательных машин;
  • электровибронаплавщик;
  • электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах

Татьяна Жегалина: Сварщик. Технология выполнения ручной дуговой сварки. Практические основы

Аннотация к книге «Сварщик. Технология выполнения ручной дуговой сварки. Практические основы»

Сварщик. Технология выполнения ручной дуговой сварки. Практические основы профессиональной деятельности. Учебное пособие.
Учебное пособие разработано в соответствие с Государственным образовательным стандартом и является составной частью модульной программы подготовки специалистов по профессии «сварщик».
Пособие включает в себя словарь основных терминов, содержание инструкционно-технологических карт по каждому виду деятельности, задания разного уровня сложности для проведения производственного обучения и материалы оценки профессиональной компетентности, что позволяет обучающимся осуществлять самоконтроль.
Учебное пособие «Сварщик. Технология выполнения ручной сварки» предназначено для подготовки специалистов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, на курсах повышения квалификации и переподготовки.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в специальность по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

Введение в профессию

по профессии 15.01.05

Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки)

Паспорт рабочей программы

Результаты освоения рабочей программы

Структура и содержание рабочей программы

Условия реализации рабочей программы

Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы

1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в профессию

1.1. Область применения рабочей программы

Программа профильной дисциплины (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при освоении программ повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке по профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки) :

электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; сварщик ручной дуговой сварки; электрогазосварщик при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи рабочей программы – требования к результатам освоения программы.

С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения рабочей программы должен:

— организовывать рабочее место;

— включать, выключать и регулировать сварочное оборудование;

— определять пригодность применяемых материалов;

— рассчитывать объём работ и потребности материалов;

— выполнять дуговую наплавку валиков и сварку пластин во всех пространственных положениях шва;

— контролировать качество подготовки поверхности;

— контролировать качество сварных швов;

— соблюдать безопасные условия труда.

— требования техники безопасности, пожаробезопасности, электробезопасности при выполнении сварочных работ;

— названия и назначения сварочного оборудования и материалов;

— основные виды и способы сварки, область применения;

— правила чтения чертежей;

Читайте так же:  Договор передачи полномочий по опеке

— технологическую последовательность выполнения сварочных работ;

— требования, предъявляемые к качеству сварных швов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы:

максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки — часа;

самостоятельной работы – часа.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Чего ты из себя сварщика-то корчишь? — не притворяйся глупым, непонимающим.

Словарь русского арго. — ГРАМОТА.РУ . В. С. Елистратов . 2002 .

Смотреть что такое «сварщик» в других словарях:

Сварщик — Сварщик рабочий, специалист по сварочным работам. Содержание … Википедия

сварщик — сварочник; дурак, тупица Словарь русских синонимов. сварщик сущ., кол во синонимов: 13 • автогенщик (1) • … Словарь синонимов

СВАРЩИК — СВАРЩИК, сварщика, муж. (спец.). Рабочий, занимающийся сваркой металлов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СВАРЩИК — СВАРЩИК, а, муж. Рабочий, занимающийся сваркой. | жен. сварщица, ы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

сварщик — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN welder … Справочник технического переводчика

сварщик — 3.1 сварщик: Лицо, которое вручную осуществляет подачу электрода и его перемещение, а также удерживает электрододержатель или сварочную горелку. Источник: ГОСТ Р 53690 2009: Аттестационные испытания сварщиков. Сварка плавлением. Часть 1. Стали … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

сварщик — СВАРЩИК, а, м Специалист по соединению металлических частей путем сплавления соприкасающихся поверхностей (сварке), рабочий. // ж сварщица, ы. Сварщик закрывает лицо специальной маской с затемненным стеклом, чтобы защитить глаза от термического… … Толковый словарь русских существительных

Сварщик — м. Тот, кто занимается сваркой [сварка 1.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

сварщик — сварщик, сварщики, сварщика, сварщиков, сварщику, сварщикам, сварщика, сварщиков, сварщиком, сварщиками, сварщике, сварщиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

сварщик — св арщик, а … Русский орфографический словарь

Мой секрет

Учебное пособие сварщика. Программа учебной практики по профессии «Сварщик

в этом случае для возвратного движения ползунов служат пружины. В таких машинах получают поковки квадратного, прямоугольного и других сечений.

Поперечно-клиновой прокаткой (рис.14.5.в) получают заготовки валов и осей с резкими ступенчатыми переходами диаметром от 12 до 120 мм. Деформирование может осуществляться инструментом в виде двух валков, валка и сегмента или двух плоских плит. Плоско-клиновой инструмент наиболее прост и обеспечивает получение валов сложной конфигурации с высокой точностью. Заготовка 2 из круглого прокатанного прутка после нагрева автоматически перемещается в рабочую зону клиньев 1 в их исходном положении. Клиновой инструмент, закрепленный в подвижной салазке станка, совершает прямолинейное движение. Заготовка прокатывается между двумя клиновыми плитами.

Раскатка кольцевых заготовок на раскатных станах получила особенно большое распространение при производстве колец подшипников. Схема процесса показана на рис. 14.5.г. Заготовка 1 представляет собой кольцо с меньшим диаметром и большей толщиной стенки, чем у поковки. Заготовки получают штамповкой на молотах или горизонтально-ковочных машинах. При подведении к заготовке 1, надетой на валок 2, быстро вращающегося валка 3 заготовка и валок 2 начинают вращаться. При дальнейшем сближении валков 2 и 3 увеличивается наружный диаметр заготовки за счет уменьшения толщины и происходит ее контакт с направляющим роликом 4, обеспечивающим получение правильной кольцевой формы поковки. После касания поковкой контрольного ролика 5 раскатка прекращается.

Раскаткой получают поковки колец с поперечными сечениями различной формы наружным диаметром 70…700 мм и шириной 20…180 мм.

Штамповка жидкого металла

Штамповка жидкого металла является одним из прогрессивных технологических процессов, позволяющих получать плотные заготовки с уменьшенными пропусками на механическую обработку, с высокими физико-механическими и эксплуатационными свойствами.

Технологический процесс штамповки жидкого металла объединяет в себе процессы литья и горячей объемной штамповки.

Процесс заключается в том, что расплав, залитый в матрицу пресс-формы, уплотняют пуансоном, закрепленным на ползуне гидравлического пресса, до окончания затвердевания.

Сопряжение пуансона и матрицы образует закрытую фасонную полость. Наружные контуры заготовки получают разъемной формой, если деталь имеет наружные выступы, или неразъемной формой – при отсутствии выступов. Внутренние полости образуются внедрением пуансона в жидкий металл.

После извлечения из пресс-формы заготовку подвергают различным видам обработки или используют без последующей обработки.

Под действием высокого давления и быстрого охлаждения газы, растворенные в расплаве, остаются в твердом растворе. Все усадочные пустоты заполняются незатвердевшим расплавом, в результате чего заготовки получаются плотными, с мелкокристаллическим строением, что позволяет изготавливать детали, работающие под гидравлическим давлением. Этим способом можно получить сложные заготовки с различными фасонными приливами на наружной поверхности, значительно выходящими за пределы основных габаритных размеров детали.

«Сормовский механический техникум имени Героя
Советского Союза П.А. Семенова»
ОТЧЕТ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Специальности 15.01.05
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Студент группы 14 СВ Баландин Александр
Мастер: Козина М.И

Храктеристика проедприятия

Характеристика газов

Режимы газовой сварки

Выполняемая работа

Сварка отвода
Резка газом

Рабочее место сварщика

Средства защиты сварщика

Настоящая программа составлена в целях оказания практической помощи мастеру производственного обучения в проведении предвыпускной производственной практики учащихся профессионального училища по подготовке электрогазосварщиков 3-4 разрядов. Программа рекомендует прохождение практики в цехах предприятий, на строительстве и в частных предприятиях, занимающихся выполнением электрогазосварочных работ.

После приобретения умений и навыков, необходимых для усвоения и выполнения программы, учащимся даются конкретные задания, которые помогут им в выполнении пробных квалификационных работ. В связи с совершенствованием условий производства в программу практики могут быть внесены изменения и дополнения.

Направление учащихся на практику оформляется договором с предприятем, в котором отражаются сроки проведения, условия обеспечения безопасности выполнения работ.

По окончании практики на учащихся оформляются характеристики, заверенные печатью, в которых указываются: выполнение норм выработки, умение обращаться с технологическим инструментом, оборудованием и приспособлениями, знание технологического процесса, рекомендуемый разряд.

Учащиеся оформляют дневник производственной практики, в котором указывают виды выполняемых работ, разряд, качество выполнения работ. В конце ставится дата окончания работы, подпись ответственного лица и заверяется печатью.

Общие положения

Учащиеся проходят производственную практику на рабочих местах предприятий, где, по возможности, будут работать после окончания училища.

Фонд времени на производственную практику 540 часов в течение 15 недель. Учащиеся учебной группы согласно договоров распределяются по предприятиям района с учётом специфики профессии.

Режим труда учащихся: работа под руководством наставника или в составе бригад в одну или две смены в соответствии с режимом, действующих в цехах или на участках предприятий.
Продолжительность рабочего дня учащихся определяется Конституцией РФ и законодательством о труде подростков. Для учащихся, достигших 18-летнего возраста – 41 час в неделю, не достигших 18-летнего возраста – 36 часов в неделю.

Выпускникам, освоившим профессию, присваивается третий разряд электрогазосварщика. Лучшим учащимся по решению Государственной экзаменационной комиссии может быть присвоен четвёртый разряд.

Руководство практикой осуществляет мастер производственного обучения с помощью высококвалифицированных рабочих. Контроль за ходом практики осуществляют старший мастер и заместитель директора училища по учебно-производственной работе согласно графика контроля.

Целью предвыпускной производственной практики, как заключительного этапа учебно-воспитательного процесса, является завершение производственного обучения и подготовка будущего рабочего к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии.

Основные задачи предвыпускной производственной практики:
Адаптация учащихся в конкретных производственных условиях.
Воспитание сознательной дисциплины, товарищеской взаимопомощи, уважения к традициям предприятия и стремления приумножить их.
Закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по избранной профессии.
Накопление опыта самостоятельного выполнения работ электрогазосварщика 3-4 разрядов.
Изучение технической документации, новых производственных технологий.
Приобретение навыков работы на современном оборудовании.
Формирование таких профессионально-ценных качеств, как быстрота реакции, аккуратность, согласованность действий, наблюдательность.

Учащиеся должны выполнять работы электрогазосварщика 3-4 разряда.

Инструктаж по безопасности труда, изучение инструкций по организации рабочего места и безопасным приёмам работы. Осмотр рабочего места, проверка наличия и исправности инструментов и приспособлений, сигнальных и защитных приборов, противопожарного инвентаря. Чёткое и правильное ведение дневников.
Выполнение работы на рабочих местах. Соблюдение рабочих параметров, требований, технологического процесса. Периодический контроль качества продукции, работы оборудования.
Соблюдение порядка действий при неисправностях оборудования.
Изучение и применение передовых высокопроизводительных приёмов и методов труда, инструментов, приспособлений, оснастки, применяемых при сварочных работах.
Осуществление мероприятий по наиболее эффективному использованию рабочего времени, предупреждению брака, экономному расходованию материалов.
Подготовка рабочего места к сдаче. Выполнение обязательств по образцовому содержанию рабочего места. Сдача смены. Ведение записей в дневнике.

Тематический план

При каждом перемещении во время прохождения практики необходимо проводить трёхчасовой инструктаж по безопасности труда для выработки и закрепления автоматических навыков по безукоризненному выполнению требований безопасности труда (за счёт времени на каждую тему).

1. Инструктаж по безопасным условиям труда и знакомство с рабочим местом (12 ч)
2. Самостоятельное выполнение работ ручной дуговой сварки (252 ч)
1) Сварка балок и рам
— Заготовительные операции
— Сборка деталей под сварку
— Сварка балок двутаврового сечения
— Сварка балок коробчатого сечения
— Сварка рам
2) Сварка решетчатых конструкций
— Заготовительные операции
— Сборка деталей под сварку
— Сварка решетчатых конструкций
3) Сварка трубных конструкций
— Заготовительные операции
— Сборка деталей под сварку
— Сварка трубопроводов
4) Сварка оболочковых конструкций
— Заготовительные операции
— Сборка деталей под сварку
— Сварка резервуаров
5) Наплавка и резка деталей
— Наплавка деталей под механическую обработку
— Ручная дуговая резка
— Резка и подгонка деталей из профильного металлопроката
— Резка заготовок из легированной стали
4. Контроль сварочных работ (36 ч)
3. Самостоятельное выполнение работ газовой сварки (150 ч)
— Сварка глушителей
— Устранение дефектов деталей автомобилей наплавкой
— Устранение раковин в отливках
— Сварка резервуара для негорючих жидкостей
— Сварка вентиляционных труб
— Сварка безнапорных труб для воды
— Устранение дефектов арматуры из бронз и латуни
— Наплавка сталей на дефектные поковки
— Пайка деталей из ковкого чугуна
— Кислородная резка
4. Контроль сварочных работ (24 ч)
5. Изучение и применение прогрессивной технологии и передовых методов и приёмов труда (30 ч)
— Изучение способов повышения производительности
— Сварка трёхфазной дугой
— Сварка лежачим электродом
— Сварка с глубоким проплавлением
6. Квалификационные экзамены (36 ч)

Читайте так же:  Налог с единовременной выплаты

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра технологии металлов

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

(общие сведения, ручная электродуговая сварка)

к проведению учебной практики по сварке металлов для студентов специальности С03.01.00

«Механизация сельскохозяйственного производства»

Методические указания к проведении учебной практики по сварке металлов по курсу «Технология» конструкционных материалов и материаловедение» для студентов специальности С 03.01.00 «Механизация сельскохозяйственного производства»

(часть I) рассмотрены на заседании методической комиссии пгрпмеханического факультета и рекомендованы к издании на ротапринте ЬАТУ.

Составители: к.т.н., доцент Калиновский В.Р., д.т.н., профессор Капцевич В.М.

2.3.Основные технологические показатели сварочной дуги. . 21 3. Оборудование и материалы для электродуговой сварки. 22

4.1. Основные поражающие факторы и индивидуальные средства

4.2. Правила безопасных условий труда при прохождении прак-

тики в учебных мастерских

5. Техника ручной сварки металлическим электродом

б. 1. Зажигание дуги и движение электрода-

5.2 Техника заложения сварных швов

5.3. Выполнение сварных швов в нижнем положении

5.4.Выполнение сварных швов в вертикальном и горизонталь-

ном пространственных положениях

5.5. Выполнение потолочных сварных швов

5.6. Сварка тонколистовой стали

5 7. Точечная дуговая сварка

5. 8. Злектродуговая резка металла

5. 9. Технологические особенности сварки различных сталей. 48

5. 9.2. Сварка низколегированных и среднелегированных конст-

Цель учебной практики по сварке заключается в получени ретических знаний и практических навыков работы, соответ

чей квалификации электросварщик второго разряда, опира студенты будут лучше подготовлены к изучению курса яехн

шрукциокных материалов « других техшчеашх.Эшлрашш.

По итогам учебной практики студенты представляют отчет и сдают зачет по теории и практике. По окончании изучёния курса ТКИ (раздел «Горячая обработка») студенты сдают экзамен и им присваивается рабочая квалифшсация сварщика., Объем необходимых теоретических знаний и практических навыков в разделе 6 «Порядок присвоения практикантам рабочей квалификации сварщик». План отчета и порядок сдачи зачета преподаватель представляет на вводном занятии при прохождении практики.

На проведение учебной практики запланировано 36 часов практической работы — по 6 часов в день. Содержание занятий и их методическое обеспечение приведены в табл. 1.

|№ главы в методических j

|ся методические реко-|

|мендации по данному)

Ознакомление с техпроцессом изготов| — 1.3;» 1.4.

Правила безопасности при проведении|

Инструктаж по технике безопасности| на3.3;

с оборудованием, его |ос-3.1;

новными регулировками и техническим об-

Демонстрация особенностей сварки на| 2.2.

постоянном и переменном тйке.

Приобретение навыков по зажиганию| ду5.-1;

ги поддержанию её горения;

Приобретение навыков выполнения них-|5.

Приобретение навыков наплавки элек

тродом и дуговой резки.

Приобретение навыков выполнения вер-6|.

тшсальных и горизонтальных швов.

Сварка контрольных образцов или кои- |

Выполнение контрольного задания.

|Сваркой называется процесс получения неразъемных соединенипосредством устаяюеяття межатомных связей междусоединяемыми частя при их нагревании и рааиювяетиили пластическом дефортровсот^

Для установления межатомных связей атомы необходимо приблизить на расстояния, равные параметрам кристаллической решетки металла соединяемых деталей. Однако в реальных условиях сближение поверхностей до межатомного взаимодействия затруднено из-за наличия на них микронеровностей, оксидных пленок и различных адсорбированных веществ, а также из-за отсутствия необходимой ориентации кристаллических решеток зерен, выходящих на эти поверхности Для устранения факторов, препятствующих перемещению атомев соединяемых деталей получаемой конструкции, требуются значительные энергетические затраты. При сварке эта энергия, которую называют энергией активации, вводится путем нагрева (термическая

активация) или пластического деформирования (механическая активация). В зависимости от того, катай вид активации использован в момент образования межатомных связей, различают два вида сварки: плавлением и давлением.

|По физической сущности образования сварного соединения все виды спарки принято делить на три класса: термический, термомеханический, и механический. Отличительным признаком каждого класса является форма энергии, которая используется для образования соединений^

fan термическому классу относятся виды сварки плавлением: дуговая, алектрощлаиовая, электроннолучевая, плазменная, лазерная, газовая, термитная. импульсно

дуговая^|При сварке плавлением, для введения тер-

мической энергии, позволяющей расплавить кромки соединяемых частей, ис — пользуют различные источники нагрева. При дуговой сварке источником нагрева является электрическая сварочная дуга (рис. 1.1. а). При газовой сварке источником нагрева является газовое пламя (рис. 1.1.6).

термомеханическому классу относятся виды сварки, при которых образование соединений осуществляется за счет тепловой энергии и давления, необходимого для обеспечения заданной степени пластической деформации металла*Нагрев металла позволяет снизить давление, уменьшить относительную деформацию, необходимую для выполнения соединения. К термомеханическому классу относят следующие виды сварки: контактная, диффузионная, кузнечная, газопрессовая, сварка прокаткой, высокочастотная, печная.

|к_механическому классу относятся виды сварки, осуществляемые с /использованием механической энергии и давления. К этому^классу относят: взрывом, холодную, ультразвуковую, магнитно-импульсную^

/Во всех случаях в месте i оединениясваркой можно обозначить зону, где происходит образование чбла^мных связей. Зона образования темjmomwx связей соединяемых частя называется сварным шиш (рис.1Jj ^r

три сварке плавлением сварнойшов образуется в результате кристаллизации расплавленного между соединяемыми частями металла(в сварочной ванне) (рис. 1. 2. а). При сварке давлением сварной шов образуется в месте пластической деформации соединяемых частей (рис. 1.2.6)J

Сварные швы, образующиеся при сварке плавлением (а) и давлением (б)

При существующем многообразии способов сварки, выбор способа определяется установленными техническими требованиями на изготовление из делия, его конструктивными особенностями, физико механическими свойствами материала, его толщиной, программой выпуска и производительное

тыо сварочного процесса.

X»Cb»i»iыи шецннешем называемся неразъемное соединение, выполненное сваркой. Основные требования к проектированию, изготовлению, качеству сварных соединений изложены в СТБ 1016-96 (Соединения сварные. Общие технические условия. J^/

Сварные соединения в зависимости от степени ответственности в условиях эксплуатации делятся на три класса (СТБ 1016-96) в соответствии с таблицей 1.1.

1 I Переменная и ударная, аПолная потеря работоспособности. (для сосудов и соединений,Возможна авария либо травма чело-

ш Наг рузка не учитываетсяЧастичная. потеря работоспособ-

ности. Исключена возможность аварии либо травмы человека.

Сварные соединения в зависимости от взаимного расположения в пространстве соединяемых элементов бывают следующие: стыковые, угловые, тавровые, нахлпстпчные (рис. 1.3.).-

^Стыковыми считают сварное соединение двух злеьшнтив, приникающих друг к другу торцовыми поверхностями^рис. 1.3. а). Его образуют элементы одинаковой либо разной Толщины. ГОСТ 5264-80 устанавливает 32 ви-

да стыковых сварных соеди-

нений, которые обозначаются

С1,С2,СЗ, H T . i J

/Угловым является свар-

ное соединение двух элемен

товг расположенных под уг-

лом и сваренных в мес-

те примыкания их краеЁр

(рис1. 3. б.). Угловые соеди-

нения обозначаются У1, У2,

сварное соединение, в ко-

тором торец одного элемен-

та примыкает под углом и

приварен к боковой поверх-

(рис. 1,3.г). Сечение это-

в-нахлесточное;то соединения имеетвид

буквы Т, отсюда и наз-

вание «тавровое». При угловом и тавровом соединениях угол между полкой и стенкой может быть как -прямым, так и отличаться от него. Сочетание толщин также может быть различным. Тавровые соединения обозначаются Т1, Т2, ТЗ.и т.д.

ДНахлесточным является сварное соединение, в котором свари-j ваемые элементы расположены параллельно и перекрывают друг друга/

т. е. один лист металла накладывается на другой. Величина перекрытия берется в пределах 3. 240 мм и зависит от толщины свариваемого металла (рис.1.3.в). Нахлесточные соединения обозначаются НЗ и Н2. Эти соединения могут быть как с односторонними, так и двусторонними швами.

Каждый тип сварного соединения имеет определенные преимущества и недостатки, ^тыковые Соединения широко распрюстршшш а сварны^зделиях, так как они надежны, экономичны, удобны для контроля. Недостатки стыковых соединений — необходимость более точной сборки деталей под сварку, сложность обработки кромок под сварку профильного металла (уголки, швеллеры, тавры)! У угловых и тавровых соединений, также шн-

В первой части рассказал о том, что случилась авария с петлёй от ворот, и был приобретен бытовой сварочный аппарат инверторного типа. Самостоятельные попытки с наскока устранить аварию, приварив петлю, окончились неудачей. Понимая, что рекомендации и советы из интернета ничего не дают, посетил 4-х часовые курсы сварщиков, благо они были бесплатны, как бонус к покупке.

Почему теория никогда не заменит практику

Сразу скажу, по окончании столь скоротечных курсов, сварщиком я не стал. Но после этого мне понадобилось всего два дня, чтобы, потренировавшись, получить первое надёжное сварное изделие. Петлю кстати тоже уже приварил.

Начну по порядку, что именно было не так. Шлем сварщика имеет «транспортировочные защитные пластины». В краткой инструкции ничего про них не сказано, а оказалось их необходимо удалить. На фото ниже видна пластина, которую просто можно выкинуть, и прозрачная, которая защищает глаза при поджиге дуги. При этом затемнённый щиток откинут, он задвигается в момент возникновения дуги. С прозрачной пластины нужно снять ещё и защитную плёнку.

Читайте так же:  Пошлина сми

Место сварки должно быть зачищено. Чем качественнее зачистка, тем надёжнее шов. Мои жалкие попытки варить как есть, дали примерно такой же жалкий результат. Кроме того, по окончании сварки необходимо зачистить шов от окалины. Для этого используется молоток и такая вот очень жёсткая щётка.

Отбили молотком и зачистили щёткой. После этого надо дать шву возможность набрать прочность – несколько часов. Чем толще шов, тем больше времени до нагрузки. Понятно, что ничего из этого я не делал правильно. Правильно – добиться чистого металла шва.

Сама дуга, которая и формирует сварочный шов, в моём представлении оказалась совсем не тем, что она есть на самом деле. На фото видно, что шва не вышло – цепочка капель металла.

Как правильно выбрать диаметр электрода

Теперь о том, как надо делать правильно. Прежде всего – выбор диаметра электрода. Он зависит от толщины свариваемого металла, а также требуемой надёжности соединения. Попытка приварить пруток к балке электродом 3 мм. и дала этот печальный итог. Правильный выбор – электрод диаметром 5 мм.

От диаметра электрода и требуемых характеристик шва зависит правильная установка силы тока.

Посмотрим на это фото внимательнее – мы видим «подсказки» в виде указаний на диаметр электрода. На самом деле это условно-справочное значение максимальной силы тока для нормального (горизонтального) шва этого диаметра электрода. Попытка использовать именно эти установки также ни к чему хорошему не приводит – отключения сети были связаны с неверным выбором этого параметра. Чем выше ток и меньше диаметр, тем вероятнее отключение защитного автомата.

На самом деле, для правильного выбора силы тока при одном диаметре электрода важно: Расположение шва. Для горизонтального и для наклонного (вертикального) шва она будет разной; Наклон электрода. Правильно варить под углом к линии шва, но можно и держать электрод вертикально – изменив силу тока регулятором; * Направление движения электрода. Тут пояснение. Если мы, стоя лицом к шву наклонили электрод на 45 градусов, то можно варить слева направо, и тогда сварочная ванна будет следовать за электродом. Но можно и справа налево, и тогда электрод будет как бы нагнетать волну в сварочной ванне, гоня её перед собой.

Наклон электрода задаёт электрододержатель, фотография вышла не очень, но видно, что фиксатор имеет форму разнонаправленных канавок.

Выбор силы тока и ее регулировка

Теперь практически как это выглядит при работе с электродом, диаметром 5 мм., позволяющим сварку при прямой (электрод в клемме минус) и обратной (электрод в клемме плюс) полярности.

Рекомендуемый интервал в паспорте сварочного аппарата 160 – 220. Для горизонтального шва выбираем значение 200, тренироваться начинаем на толстой пластине металла, ничего к ней не приваривая. Задача поджечь дугу, и удерживая электрод на высоте диаметра (примерно 5 мм.), медленно и равномерно вести сварочную ванну. Перед этим желательно потренироваться на выключенном аппарате, поскольку это самое сложное в процессе – удерживая электрод (который выгорает) на постоянной высоте, обеспечить его равномерное движение.

Включение аппарата производим только после того, как убедились что:

  • Электрод закреплён в электрододержателе;
  • Клемма земли надёжно закреплена на элементе, который варим;
  • Регулятор силы тока установлен на минимум;
  • Только после этого включаем сварочный аппарат!
  • По окончании работ регулятор силы тока возвращаем в минимум и только после этого аппарат выключаем.

Скажу честно, именно научится держать на весу электрод, в условиях ограниченной видимости, да ещё и равномерно его вести над поверхностью оказалось самое сложное.

В нашем примере сила тока 200 оказалась велика, и была понижена до 190. Это позволило сформировать красивый шов на горизонтальной поверхности. Когда начал приваривать к пластине другую железку, пришлось силу тока повысить до 210.

Обратите внимание на фото ниже. Шкала нелинейная, поэтому точное значение установить довольно сложно, плюс очень мягкий регулятор, который легко перекрутить или не докрутить.

В этом и заключается вторая тренировка – научится регулировать силу тока, добиваясь ровного шва. После нескольких попыток можно научится видеть брызги – тока много, или увидеть разрывы в шве, пока он не остыл – это тока мало. Впрочем, это как велосипед, один раз проехал пять метров – уже научился.

В итоге у меня накопилось некоторое количество таких вот железок.

Здесь важно, меняя режимы тока, учась правильно двигать электрод, запоминать, что и в какой момент делаешь. Мне было удобнее делать по три захода, после чего я оценивал что выходит. В итоге освоил (с помощью практики) правильную настройку тока для разных режимов сварки горизонтального шва.

С наклонными швами было сложнее. Ток для такого шва потребовался меньший. Причём прямая зависимость – чем вертикальнее шов, тем ниже ток. В моём случае надёжный сварной шов получился при токе в 170. При практических занятиях самое сложное было поверить, что металл, расплавленный, никуда не стекает, оставаясь в шве. Честное слово, правильнее это увидеть, чем самому себе объяснить, что жидкость никуда не утечёт. На самом деле всё логично, металл расплавлен только в зоне контакта, а при правильном движении электрода не успевает стечь, оплывая каплями, но формируя шов.

На самом деле первый качественный вертикальный шов, по сути, Ваша уверенность, что процесс сварки освоен, и теперь нужно только совершенствоваться.

  1. Контакт минусовой клеммы очень важен. Прицепляя её к элементу, пошевелите крокодилом, чтобы все зубья имели контакт.
  2. Постоянный ток – это очень опасная вещь. Прежде чем начать сварку, убедитесь, что между Вами и свариваемыми деталями нет мостика для тока. Это может быть и влажность, особенно влажность , поэтому несколько раз осмотритесь, и подумайте, всё ли правильно сделали.
  3. Работа с электродом на весу не простое занятие, неровности шва неизбежны, поэтому ведите электрод не прямолинейно, а маленькими (2-3 мм.) зигзагами – рука при таком движении меньше устаёт и расстояние до шва будет точнее.
  4. При сварке тонких пластин металла сварной шов изменит их геометрию при остывании. Чем тоньше металл и длиннее шов, тем важнее делать шов не сплошным, а прерывистым. Если есть возможность обварить такое соединение с двух сторон, то точки сварки должны чередоваться. С одной стороны шов, с другой пропуск, и наоборот.
  5. Разные металлы требуют разного подхода. Прежде чем начинать сварку двух деталей, стоит убедиться, что они из одинакового металла . Ещё лучше понимать из какого именно. Иначе чёрная сталь, приваренная к стали легированной, отвалится сама собой даже при правильном шве.
  6. После того, как сварной шов остыл и набрал прочность, его необходимо покрыть антикоррозионным составом. Дело в том, что металл шва и соединяемых элементов различен, а это приводит к ускоренной коррозии (помните курс школьной химии?).
  7. Не существует идеальной системы против «прилипания электрода». Есть защита по токам, которые облегчают отрыв залипшего электрода. Правильнее всего оторвать прилипший электрод резким боковым движением, иначе он выскочит из держателя.
  8. Чем больше на Вас надето резины (обувь, перчатки и пр. вплоть до куртки), тем безопаснее будет процесс. Меня разок дёрнуло, так я сразу научился под ноги резиновый коврик стелить, а то земля это такое дело, если рядом с источником тока, то проводимости может хватить, чтобы стукнуть.
  9. Последняя кнопка, которая при включении нажимается на сварочном аппарате – кнопка сеть. Эта же кнопка последняя, нажимаемая при выключении.
  10. Если Вам дорога жизнь как память, не пытайтесь менять электрод на включённом аппарате, даже при помощи «хорошо изолированных плоскогубцев».
  11. Меняйте защитное стекло в шлеме до тех пор, пока не подберёте такое, которое позволяет видеть в деталях то, что Вы делаете. Отличная штука, регулируемая яркость пропускания стекла, но стоят такие шлемы больших денег. А вот стандартные стёкла можно купить очень недорого, а заменить его – открутить два винтика. Если плохо видно шов и то, что Вы делаете – откажитесь от работы, смените стекло. Ничего хорошего из работы на ощупь не выйдет.
  12. Прежде чем начать варить – поставьте электрод в держателе под разными углами и с разных сторон. Найдите наиболее удобное для Вашей ладони положение рукоятки и наклона электрода. Я насчитал пять способов, из которых лично мне удобны два.
  13. Не пытайтесь варить левой рукой, если Вы правша и есть другой способ. Из такой работы толка выйдет ещё меньше, чем из-за неопытности.

И главное. Вы сможете сэкономить много времени и даже денег, внимательно почитав эти заметки и потренировавшись предварительно самостоятельно. Но настоятельно рекомендую после того, как освоите эти приёмы, всё же посетить курсы сварки, или внимательно понаблюдать за работой профессионала. Может быть, попросив его «дай попробовать». Практика это прекрасное продолжение любой теории, но наличие наставника – это самое лучшее продолжение практики!