Возврат ребенка в детский дом опека

Автор: | 10.09.2018

Как вернуть ребенка, если органы опеки его забрали в детский дом?

Когда находился на работе вахтовым методом у моей жены забрали органы опеки дочь 3 х лет, т.к жена находилась дома в нетрезвом состоянии одна с ребенком и были включены газовые горелки (температура на улице днем (+3-6)Органы посчиталиэто угрозой жизни ребенка и опредилили дочь в срцн. На следующий день жена поехала за ребенком но ей ее не отдали, сказали только после комиссии. Вообщем комиссия состоялась через месяц, кто-то у них там был в отпуску, но и на комиссии дочь не отдали нужна справка от нарколога. Я узнал обо всем этом только неделю назад соседи сказали, жена побоялась и врала что дочь в лагере. Я отпросился с работы и вернулся домой. Съездили и органы опеки и в срцн написали. Я написал заявление что хочу забрать дочь, справку от нарколога жена предоставила и опять нужно ждать комиссию. Комиссии с органов опеки и по делам несовершеннолетних уже были у нас дома, проверяли условия. Условия дома у ребенка все есть. А сегодня когда посещал дочь, соц.работник сказала не знаю отдадут или нет, жена не работает и дочь дет. сад не ходит. Разве это может быть основанием не возвращения дочери? В семье месячный доход выше среднего, жене незачем работать да и работы нет, а дочь не хотим в

садик отдавать, дети часто болеют там. Ограничений в правах у нас нет, да и не рассматрюется такой вопрос? Это единственный случай когда привлекли внимание органов опеки. Подскажите что делать если не отдадут дочь и в этот раз и вообще сколько это может продолжаться.

Ответы юристов (1)

Когда находился на работе вахтовым методом у моей жены забрали органы опеки дочь 3 х лет, т.к жена находилась дома в нетрезвом состоянии одна с ребенком и были включены газовые горелки (температура на улице днем (+3-6)Органы посчиталиэто угрозой жизни ребенка и опредилили дочь в срцн. На следующий день жена поехала за ребенком но ей ее не отдали, сказали только после комиссии. Вообщем комиссия состоялась через месяц, кто-то у них там был в отпуску, но и на комиссии дочь не отдали нужна справка от нарколога. Я узнал обо всем этом только неделю назад соседи сказали, жена побоялась и врала что дочь в лагере. Я отпросился с работы и вернулся домой. Съездили и органы опеки и в срцн написали. Я написал заявление что хочу забрать дочь, справку от нарколога жена предоставила и опять нужно ждать комиссию. Комиссии с органов опеки и по делам несовершеннолетних уже были у нас дома, проверяли условия. Условия дома у ребенка все есть. А сегодня когда посещал дочь, соц.работник сказала не знаю отдадут или нет, жена не работает и дочь дет. сад не ходит. Разве это может быть основанием не возвращения дочери? В семье месячный доход выше среднего, жене незачем работать да и работы нет, а дочь не хотим в садик отдавать, дети часто болеют там. Ограничений в правах у нас нет, да и не рассматрюется такой вопрос? Это единственный случай когда привлекли внимание органов опеки.

Добрый день! Тут конечно сказать сложно. Поскольку органы опеки просто так детей не забирают… В первую очередь запросите в опеке копии актов и постановлений о том, что ребёнка забирают из семьи — это для того что бы вы могли ознакомиться с ситуацией. Далее ждите реакции и ответа на ваше заявление о возврате ребёнка. Я полагаю что всё будет нормально. Главное что бы ситуация не повторялась.

Подскажите что делать если не отдадут дочь и в этот раз и вообще сколько это может продолжаться.

Если поступит отрицательный ответ — то вопрос придётся решать в судебном порядке — оспаривать решение об отказе в возврате ребёнка в семью. С Уважением.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Почему возвращают приемных детей? (Не)детский сюжет из Калининграда

Этот случай – один из многих: после нескольких лет в приемной семье дети вновь оказались в детском доме. Супруги Романчук с 7 приемными детьми перебрались в Москву из Калининграда, но, не получив столичных надбавок, вернули детей на попечение государства. Мы не пытаемся искать правых и виноватых. Наша цель – понять, почему так происходит. Об этом мы поговорили с несколькими экспертами.

Эта история началась четыре года назад: пара из Калининграда усыновила второклассника, год спустя – его маленького брата. Затем – еще двоих детей в Калининграде и троих, братьев и сестер, в Петрозаводске.

Полтора года назад семья переехала в Москву, но получить статус столичной приемной семьи и повышенные выплаты на ребенка (85 000 рублей вместо региональных 18 000 рублей) им не удалось. Получив отказ, супруги вернули детей на попечение государства.

Так дети оказались в московском детском доме. Четверых из них увезут обратно в калининградский детский дом, а ребят из Петрозаводска, возможно, в ближайшее время усыновят.

«ПРИВЕЗТИ И ОСТАВИТЬ ДЕТЕЙ ПОЗДНО ВЕЧЕРОМ – ЭТО О МНОГОМ ГОВОРИТ»

Вадим Меньшов, директор Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом»:

Сама по себе ситуация в России стала взрывоопасной. Массовая передача детей большими группами в семьи – это проблема. Часто людьми движет меркантильный интерес. Не всеми, конечно, но в данном случае произошло именно так, и дети оказались в нашем детском доме. Я очень хорошо отношусь к профессиональным приемным семьям. Но ключевое слово здесь – «профессиональным».

Здесь все иначе. Судите сами: семья из Калининграда берет детей из своего региона, но едет с ними в Москву. На детей дают пособие: в сумме 150 000 руб. в месяц – но семье этого не хватает, потому что они снимают большой особняк. Суд выносит решение не в пользу опекунов – и те привозят детей в московский детский дом. Органы опеки предлагают навещать детей, брать их домой на выходные, чтобы они не чувствовали себя брошенными, а спустя какое-то время забрать насовсем. Но опекуны от этого отказываются.

Ребята ухоженные, воспитанные, но малыши не плакали и не кричали: «Мама!» Это о многом говорит

Детей привезли к нам в детский дом и оставили поздно вечером. Я общался с ними, ребята чудесные: ухоженные, воспитанные, но малыши не плакали и не кричали: «Мама!» Это о многом говорит. Хотя старший мальчик – ему двенадцать – очень переживает. С ним работает психолог. Мы часто говорим о проблеме детей из детских домов: у них нет чувства привязанности. Но эти конкретные дети росли в приемной семье…

«ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ВОЗВРАТОВ ДЕТЕЙ – ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»

Елена Цеплик, руководитель благотворительного фонда «Найди семью»:

Почему приемных детей возвращают? Чаще всего родители сталкиваются с серьезными поведенческими отклонениями у ребенка, не знают, что с этим делать, не получают никакой помощи. Начинается тяжелейшая усталость, эмоциональные всплески. Могут выплыть собственные непроработанные травмы и другие проблемы.

Кроме того, нельзя сказать, чтобы приемное родительство одобрялось обществом. Приемная семья оказывается в социальной изоляции: в школе приемного ребенка прессуют, родственники и знакомые отпускают критические замечания. У родителей неизбежно случается выгорание, они ничего не могут сделать сами, а помощи получить неоткуда. И в результате – возврат.

Необходима инфраструктура, которая будет помогать приемным семьям в реабилитации ребенка. Нужны доступные службы поддержки с социальными кураторами семей, психологами, юристами, педагогами, которые будут готовы «подхватить» любую проблему, поддержать маму с папой, объяснить им, что их проблемы нормальны и решаемы, и помочь с решением.

Есть и еще один «системный сбой»: любая государственная структура неизбежно становится не поддерживающей средой, а контролирующей инстанцией. Понятно, что для сопровождения семьи нужна максимальная деликатность, добиться которой на государственном уровне очень сложно.

Если вернули приемного, значит, это в принципе возможный сценарий – думает кровный ребенок

Надо понимать, что возврат приемного ребенка в детский дом наносит колоссальную травму всем членам семьи. Для самого ребенка возврат – еще один повод потерять доверие к взрослому, закрыться и выживать в одиночку. Поведенческие отклонения у приемных детей вызваны не их плохой генетикой, как у нас принято думать, а травмами, которые ребенок получил в асоциальной кровной семье, при ее потере и при коллективном воспитании в детском доме. Поэтому плохое поведение – это демонстрация огромной внутренней боли. Ребенок ищет способ донести до взрослых, как ему плохо и трудно, в надежде быть понятым и вылеченным. А если происходит возврат, для ребенка это фактически признание того, что никто и никогда не сможет его услышать и помочь.

Есть и социальные последствия: у ребенка, которого вернули в детдом, шансов повторно найти семью гораздо меньше. Кандидаты в приемные родители видят отметку о возврате в личном деле ребенка и представляют себе максимально негативный сценарий.

Для несостоявшихся приемных родителей возврат ребенка в детдом – тоже огромный стресс. Во-первых, взрослый расписывается в собственной несостоятельности. Во-вторых, понимает, что предает ребенка, и у него формируется устойчивое чувство вины. Как правило, тем, кто прошел через возврат приемного ребенка, потом требуется длительная реабилитация.

Читайте так же:  Если второй наследник не оформляет документы на наследство

Конечно, бывают и другие истории, когда родители, защищаясь, перекладывают вину за возврат на самого ребенка (он плохо себя вел, не хотел с нами жить, не любил нас, не слушался), но это всего лишь защита, а травма от собственной несостоятельности никуда не исчезает.

И, конечно, крайне сложно такие ситуации переживают кровные дети, если они у опекунов есть. Если вернули приемного, значит, это в принципе возможный сценарий – так думает кровный ребенок, когда его вчерашний «брат» или «сестра» исчезает из жизни семьи и возвращается в детский дом.

«ДЕЛО В НЕСОВЕРШЕНСТВЕ САМОЙ СИСТЕМЫ»

Елена Альшанская, руководитель БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

К сожалению, возвраты детей в детские дома у нас не единичные: их более 5 000 в год. Это комплексная проблема. В системе семейного устройства нет системности, простите за тавтологию. С самого начала не прорабатываются достаточно все варианты восстановления кровной семьи или родственной опеки, не заложен этап подбора родителей для каждого конкретного ребенка, со всеми его особенностями, темпераментом, проблемами, нет оценки ресурсов семьи, исходя из потребностей ребенка.

Никто не работает с конкретным ребенком, с его травмами, с определением нужной именно ему траектории жизнеустройства: лучше ли ему вернуться домой, в расширенную семью или в новую и какой именно она должна быть, чтобы ему подойти. Ребенка зачастую не готовят к перемещению в семью, а саму семью – к встрече именно с этим ребенком.

Важно именно сопровождение семьи специалистами, но его нет. Есть контроль, но то, как он устроен – это бессмысленно. При нормальном сопровождении семья бы не переезжала вдруг, в ситуации неизвестности, где и на что она будет жить с приемными детьми в другом регионе.

Обязательства есть не только у приемной семьи по отношению к ребенку, но и у государства по отношению к детям

Даже если принято решение, что, например, в силу медицинских потребностей ребенка его нужно перевезти в другой регион, где есть подходящая клиника, то семья должна передаваться с рук на руки органам сопровождения на территории, должны заранее оговариваться все перемещения.

Еще одна проблема – выплаты. Разброс слишком велик: в одних регионах вознаграждение приемной семьи может быть в размере 2 000-3 000 руб., в других – 25 000 руб. И это, конечно, провоцирует семьи переезжать. Необходимо создать такую систему, при которой выплаты будут более или менее равными – конечно, с учетом особенностей регионов.

Естественно, должны быть гарантированные выплаты на территории, куда семья приезжает. Обязательства есть не только у приемной семьи по отношению к ребенку, но и у государства по отношению к детям, которых оно само передало на воспитание. Если даже семья перемещается из региона в регион, эти обязательства с государства не могут быть сняты.

«ДЕТИ ПЕРЕЖИЛИ СЕРЬЕЗНУЮ ТРАВМУ»

Ирина Млодик, психолог, гештальт-терапевт:

В этой истории мы, скорее всего, видим лишь верхушку айсберга. И, видя только ее, легко обвинить родителей в алчности и желании заработать на детях (хотя воспитание приемных детей – не самый легкий способ заработка). За недостатком информации можно лишь выдвигать версии. У меня их три.

— Корыстный умысел, выстраивание сложной комбинации, пешки в которой – дети и московское правительство.

— Невозможность играть роль родителей. При всех стрессах и тяготах это вылилось в психоз и отказ от детей.

— Мучительное расставание с детьми и обрыв привязанности – возможно, опекуны понимали, что не могут заботиться о детях, и надеялись, что у другой семьи это лучше получится.

Можно сказать детям, что эти взрослые не были готовы стать их родителями. Они попробовали, но у них не получилось

В первом случае важно провести расследование, чтобы подобных прецедентов больше не было. Во втором и третьем могла бы помочь работа пары с психологом или психотерапевтом.

Если все же опекуны отказалась только из корыстных побуждений, можно сказать детям, что эти взрослые не были готовы стать их родителями. Они попробовали, но у них не получилось.

В любом случае дети получили серьезную травму, пережили жизненно важный отказ, разрыв значимых связей, потерю доверия взрослому миру. Очень важно разобраться в том, что на самом деле произошло. Потому что одно дело – жить с опытом «тебя использовали мошенники», и совсем другое – «твои родители не справились» или «твои родители старались дать тебе все, но не справились и посчитали, что другие взрослые сделают это лучше».

Усыновленные дети: что они хотели бы нам сказать

Мадлен Мелчер была воспитана приемными родителями. Ей повезло: они стали для нее настоящими родителями, подарили ей любовь, семью и дом. Писательница, блогер, мама вспоминает свою историю, помогает нам понять чувства тех, кого усыновили, и отвечает на те вопросы, которые мы не всегда решаемся задать.

«Да что вы хотите от этого поколения!»: как нам ужиться друг с другом

Впервые в истории России, благодаря увеличению продолжительности жизни, встретились сразу шесть поколений. Так чем же мы отличаемся друг от друга? В каком поколении больше всего миллиардеров, а в каком мизантропов, как современные дети будут обмениваться информацией и создавать семьи.

adoptlaw

Ольга Митирева: за профессионализацию семейного устройства

Возврат приемного ребенка — часть 2 (причины и профилактика)

Моя практика показывает две особые категории возвратов (или вторичных возвратов от приемных детей):
— возвраты в течение нескольких дней или недель после принятия ребенка (для удобства назовем их «преждевременные возвраты»);
— возвраты по истечении полугода-года, вплоть до нескольких лет после принятия ребенка (назовем их «сознательные возвраты»).
У этих двух группу возвратов разные причины и разные способы профилактики.

Начнем с преждевременных возвратов.

Сначала приведу примеры из реальной жизни (из последних писем родителей), в которых отмечу ключевые фразы и моменты, необходимые для понимая специфики преждевременных возвратов. Потом проанализируем причины и возможную профилактику подобных возвратов.

История Марины Н., август 2015 (Калужская обл.)
Я получила заключение о возможности быть опекуном в отношении ребенка без ограничений по здоровью, но в итоге взяла 2х-летнего мальчика с диагнозами эпилепсия и синдром РАС. Инвалидность ему присвоена не была, а сотрудники дома ребенка заверили меня, что проблемы компенсируются с возрастом. О том, что Ване необходимо ежедневно принимать лекарства, я узнала только, когда приехала его забирать. Мне выдали лекарства только на несколько дней, пока я не поставлю Ваню на учет в поликлинику.
Из-за неправильно оформленного личного дела (по словам сотрудников ООП по моему месту жительства) и через 10 дней я не смогла поставить Ваню на учет, лекарства стали подходить к концу. Иван начал вести себя нервно, постоянно истерично плакал. Мне стало страшно, и я отвезла Ваню в органы опеки по месту нахождения его детдома и подала заявления с просьбой освободить меня от обязанностей опекуна. Ребенка я привезла сытого, хорошо одетого, утром дала последнюю дозу лекарств, которая у меня оставалась.
Но сотрудники опеки в категоричной форме сообщили, что я не имею права отказываться и после подачи заявления мне надо ждать неопределенное время, чтобы ребенка забрали. Я объяснила, что не могу ждать, т.к. ребенку нужны лекарства, которые я лично получить не могу. Обстановка в кабинете накалялась, мне стали угрожать вызовом полиции «за оставление ребенка в опасности». Через несколько часов я ушла, не выдержав морального давления и оставив ребенка в кабинете.
Органы опеки приняли решение об «отстранении» меня от обязанностей опекуна в связи с «ненадлежащим исполнением обязанностей опекуна». Теперь я никогда не смогу быть приемной мамой.

История Нины П., сентябрь 2015 года
Добрый день, 2 сентября мы усыновили ребенка, решение вступила в силу 12 сентября. 18 сентября забрали домой. К, сожалению, жить с усыновленным ребенком не сможем, приняли решение вернуть обратно в детский дом 2 октября. Подскажите, как с юридической точки зрения сделать это правильно? Как пройти процедуру разусыновления быстро и правильно, чтобы у ребенка появился шанс как можно быстрее оказаться в семье?

Считаю, что в большинстве случаев причины преждевременных возвратов лежат за пределами личных качеств или предварительной подготовки самих приемных родителей. Преждевременные возвраты – это исключительно показатель неадекватности существующих в России процедур знакомства и выбора детей, особенно младшего возраста, когда брать ребенка на гостевой режим невозможно. В частности:

  • Невозможность реальной проверки диагнозов, поскольку процедура независимого медосвидетельствования ребенка построена таким образом , что приемный родитель не имеет законного права, а также выбирать медучреждение либо конкретных специалистов, которые будут его проводить. Этот вывод подтверждается и результатами опроса среди приемных родителей.
  • Повсеместная практика посещений ребенка в неестественных для ребенка условиях, искажающих его поведение и реакции . «Дни открытых дверей», проходящие в некоторых регионах РФ в порядке эксперимента, не обеспечивают полноценного общения и знакомства кандидатов с детьми .
  • Практика «продавливания» детей младшего возраста, но с неоднозначной диагностикой – возможно, для того, чтобы «не упустить» кандидата и показать хорошую статистику семейного устройства.
  • Искусственные задержки в постановке опекунов и приемных родителей, принявших ребенка из другого региона, на учет по собственному месту жительства. Обычно они связаны с желанием сэкономить на выплатах на содержание подопечных и/или на вознаграждении приемным родителям, но фактически приводят и к задержкам в постановке на учет в местных медицинских и образовательных учреждениях.
  • Отсутствие «профилактического» сопровождения (в т.ч. психологического) в первые дни и недели после появления ребенка в семье.

Соответственно, профилактика преждевременных возвратов заключается в следующем:

  • Общефедеральное видеоанкетирование всех воспитанников детдомов, независимо от возраста и диагноза.
  • «Дни открытых дверей» по честным правилам – то есть (а) без предварительного отбора детей «на показ», (б) не реже раза в квартал и (в) для всех желающих жителей района или города, не только слушателей школ приемных родителей или обладателей заключения о возможности быть усыновителем, опекуном или приемным родителем.
  • Изменение процедуры независимого медосвидетельствования воспитанников детдомов таким образом, чтобы приемный родитель мог запросить освидетельствование ребенка (а) в любом медучреждении по выбору приемного родителя (причем этих медучреждений может быть и несколько – допустим, до трех, — если состояние ребенка требует оценки узких специалистов), (б) у специалистов (допустим, общим количеством до пяти) по выбору приемного родителя и (в) в присутствии приемного родителя.
  • Устройство комнат гостиничного типа при организациях для детей-сирот, особенно в домах ребенка для детей дошкольного возраста, чтобы кандидаты могли получить опыт ежедневного проживания и ухода за конкретным ребенком, еще раз оценили свой выбор.
  • Знакомство с ребенком только в условиях группы, с возможностью наблюдения в группе и сравнения с другими детьми, с правом «переключиться» на другого ребенка без объяснения причин или избыточных формальностей.
  • Сопровождение и помощь с оформлением документов с первого дня после появления ребенка в семье (по аналогии с сопровождением новорожденного и молодой матери).
  • И самое главное, на что всегда «забывают» выделить бюджет, утверждая нововведения — обучение и постоянное повышение квалификации сотрудников ООП, операторов БД и организаций для детей-сирот по новым процедурам знакомства и выбора ребенка.
Читайте так же:  Требования к трудовым договорам в 2018

Теперь о сознательных возвратах.

На мой взгляд, сознательные возвраты – так я называю возвраты через несколько месяцев или даже лет после принятия ребенка – отражают одну или несколько из следующих ситуаций:

(1) по сути отсроченный преждевременный возврат, когда в прошлом органы опеки либо принудили родителей забрать конкретного ребенка (обычно «в довесок» к брату или сестре или в попытке «быстренько» устроить в семью непростого ребенка), либо отговорили от возврата сразу после появления ребенка в семье; родители внешне смиряются, вроде бы принимают ситуацию, но подсознательно выискивают в поведении ребенка малейшие «неадекватности», чтобы вернуться к теме возврата (в начальной школе или в подростковом возрасте эти «неадекватности» сами «падают в руки»);

(2) профессиональное бессилие (а нередко – полное отсутствие) служб по семейному устройству, закамуфлированное под возврат ребенка по инициативе приемных родителей; обычно такие возвраты происходят с подачи органов опеки в период адаптации, т.е. в пределах полугода-года после устройства ребенка;

(3) «непролеченные» проблемы периода адаптации, когда профессиональной помощи приемный родитель не получил, кое-как справился собственными силами (а точнее, решил перетерпеть проблему, «вылечить любовью» и т.п.), но по мере взросления ребенка игнорировать особенности в поведении становится труднее, внутренние резервы приемной семьи истощаются и в какой-то момент, вроде бы очень далекий от появления ребенка в семье, «вдруг» происходит срыв;

(4) реакция на непредвиденное событие в семье, прямо не связанное с ребенком, но обнажившее хрупкость отношений, особенно в условиях отсутствия грамотного сопровождения и поддержки семьи – такие возвраты могут иметь место и через много лет после принятия ребенка.

Примеры из жизни:

История Анны, июль 2015 года (Челябинская область)
Здравствуйте. У нас приемная семья, двое детей, родные брат с сестрой. Мама этих детей лишена родительских прав по решению суда, отец прочерк. Дети в нашей семье с марта 2013 года. С мальчиком много трудностей, приняли решение вернуть его в детское учреждение. Имеем ли мы право разлучать их, оставив девочку в семье? Распоряжения выданы на каждого ребенка.

История Марии, июль 2015 года (Якутия)
У меня под опекой трое детей: две сестры и брат. Средняя сестра меня не слушается, усложняет нам всем жизнь, я с ней не справляюсь и хочу ее отдать в детдом. Но боюсь, что заберут остальных двоих детей. Так это или нет?

История Ольги, апрель 2015
Моя мама 8 лет назад оформила приемную семью над двойней — мальчик и девочка, с девочкой никаких проблем, а вот мальчик совершенно не поддается контролю и воспитанию, учиться не хочет, в школу не ходит, на домашнем обучении, никого не слушает, сбегает, ворует, каждые полгода лежит в психбольнице, но диагнозов, кроме нарушения поведения нет. Хотим отказаться от мальчика, но управление по вопросам семьи и детства утверждают, что по закону не имеют права разделять брата и сестру, действительно ли это так и что можно сделать?

История Марины С., апрель 2015
Возникли проблемы со старшим мальчиком Андреем 14 лет. Он попал ко мне в семью 5 лет назад после расформирования детдома, этакий «кот в мешке». В личном деле мелькали диагнозы 84.8, 91.8, 92.9, ММД, Андрей лежал в детской психиатрической больнице в 2009 году в течение 2-х месяцев «за сексуальные пристрастия» (так написано в личном деле). В декабре 2014 года выяснилась неприятная информация: Андрей неоднократно сексуально домогался до младшего ребенка 9 лет. Сейчас Андрей лежит в детской психиатрической больнице, предварительный диагноз: психопатия. Мною принято решение о возврате Андрея после его выписки.

История Ирины, апрель 2015 года

Девочка 9 лет была в семье полгода, адаптация была тяжелая, кражи, начала уходить из дома, в очередной раз три дня искали с полицией, где она заявила, что в приемной семье жить не желает, т.к. ее обижают, бьют и т.д., желает жить у «бабушки» — это знакомая биоматери, тоже лишенная родительских прав с асоциальным образом жизни. Правда, когда девочке сказали, что она поедет обратно в детский дом, она сразу пошла на попятную и сказала, что согласна жить у приемной мамы, если ей разрешат ходить к «бабушке». Что реально указано в её объяснении, неизвестно (все со слов опеки).
Опека настояла на возврате ребенка в детский дом, мотивируя тем, что почти 10-летний ребенок имеет право выбирать, где и с кем жить. Приемная мама написала заявление о прекращении опеки в связи с нежеланием ребенка жить в семье.

История Елены Г., февраль 2015 года
Полгода назад московская семья забрала из питерского детдома девочку 14 лет. Отношения не сложились. Как говорит мама: «Сама не могу принять, а старшие кровные дети не разговаривают с приемной дочерью, дома невыносимая обстановка». В конце ноября мама пошла в опеку писать возврат от ребенка. Именно в этот момент меня и нашли сотрудники негосударственного фонда, которые курируют этот питерский детдом. В приемную семью приезжала специалист и психолог фонда для разговора о передаче ребенка в нашу семью, я была на этой встрече. Девочка мне понравилась.
Психолог дал приемной маме рекомендации, как поговорить с девочкой, но мама передумала. Мы порадовались, что ребенок все-таки останется в семье, но через некоторое время снова начались разговоры об возврате, «ничего не получается». Потом опять передумали, решили оставить ребенка. И так было уже четыре раза.
В данный момент со мной на связь снова вышла приемная мама с разговором, что все-таки они не смогут жить вместе. Но при этом она предлагает мне взять девочку в гости, чтобы ребенок сам выразил согласие уйти: «Она побудет у вас в гостях, ей понравится, и тогда это уже будет не мой возврат, а наше обоюдное решение». Для меня это неприемлемый вариант, т.к. решение перекладывается на плечи приемного ребенка.
Сама девочка пока из семьи не хочет никуда, у нее сложился очень хороший контакт с приемной папой, но в то же время приемная мама ведет работу с Дашей на тему «сходи к этим хорошим людям в гости, они тебе понравятся». Опека заняла выжидательную позицию, ничего не предпринимает.

История Таисии, август 2015 года (Московская область)
На Вашем сайте я нашла книгу Нэнси Томас «Когда любви не достаточно». В ней на 100 % процентов описан наш ребенок. Женя уже шесть лет с нами (ему скоро исполнится 9 лет). За эти годы, несмотря на некоторые положительные сдвиги, мы не смогли решить главную проблему — оппозиционно-вызывающее поведение (на фоне которого наши ЗПР и СДВГ просто «цветочки»). Понимаю, что многое мы делали не так как надо. Несмотря на то, что в книге подробно описан метод воспитания (излечения) детей с синдромом нарушения привязанности, у меня возникает отчаяние из-за того, что многое мы упустили и страха не справиться (верней, я уже теряю контроль над ситуацией). Моя жизнь превратилась в настоящую битву с Женей (что, как я понимаю, совершенно неправильно, но иначе у меня не получается). Я на грани своих возможностей. Очень нуждаюсь в помощи опытного психотерапевта, находящегося в нашей теме. Пожалуйста, посоветуйте специалиста в Москве, к которому можно обратиться по этой проблеме.

История Олеси, март 2013 года
Девочка с рождения возвратная, в четыре года передана под опеку одинокой женщине примерно 50 лет. Сейчас девочке уже 8 лет.
Недавно умер отец мамы-опекуна. Она это очень переживает. Остальные родственники не поддерживают ее решение быть опекуном, а скорее наоборот. Все это обострилось после смерти отца. Мама не смогла разрешить ситуацию, опека отправила ее в районную поликлинику к психологу, там помощь, по всей видимости, не смогли оказать. В итоге мама отвезла девочку в больницу под видом лечения и тем временем написала возврат от опеки, ребенок пока не знает об этом, мама девочку навещает.
Информация к нам поступила из больницы, т.к. с опекой у нас отношения, прямо скажем, сложные (пишет представитель некоммерческой региональной организации содействия приемным семьям). Мы подключили нашего психолога для работы с мамой. После работы с психологом мама забрала заявление о возврате.

Читайте так же:  Судебная практика по делам о контрабанде в рф

Обобщая, я вижу следующие причины большинства сознательных возвратов:

  • Практика «продавливания» братьев и/или сестер «в довесок» к понравившемуся ребенку (детям). Практика «продавливания» непростых детей ради положительной статистики. Иногда это приводит к тому, что приемные родители подсознательно ищут особенности в поведении ребенка, которые могли бы объяснить возврат подсознательный поиск приемными родителями причин для возврата «навязанного» ребенка. Возврат сдерживает только страх потерять остальных приемных детей-родственников или получить «волчий билет» в виде формулировки «отстраняется от исполнения обязанностей опекуна по причине ненадлежащего исполнения обязанностей» .
  • Неадекватное сопровождения в период адаптации, а в большинстве случаев – полное отсутствие такового. В результате проблемы в поведении ребенка искусственно подавляются, пока возраст позволяет. Внутри семьи возникает «мина замедленного действия» до поступления в школу, до начала подросткового периода или до истощения родительских сил. Кстати, как видно из примеров выше, даже если находятся негосударственные организации, готовые сопровождать семью, они вынуждены работать «подпольно», «на птичьих правах», хотя российский закон предусматривает процедуру сотрудничества и/или делегирования полномочий органов опеки другим организациям .
  • Отсутствие адекватной помощи в переломные или кризисные моменты (поступление в школу, подростковый возраст, внезапные трагедии внутри приемной семьи).
  • Возможность отмены усыновления в любое время вплоть до совершеннолетия ребенка. Например, в большинстве штатов США отменить усыновление возможно только в течение нескольких месяцев после утверждения усыновления судом. По истечении этого срока усыновленный ребенок приравнивается к своерожденному и отказаться от его воспитания только тем же способом, как от кровного. Воссоединение с кровной семьей возможно только через усыновление ребенка кровными родителями. В России тоже действует принцип «усыновленный = своерожденному», но при этом усыновители могут ходатайствовать об отмене усыновления в любой момент и практически по любой причине.

Соответственно, профилактика сознательных возвратов заключается в следующем:

  • Законодательно установить приоритет права ребенка на семейное воспитание (в т.ч. в замещающей семье) над правом на совместное воспитание с братьями и сестрами и одновременно уточнить правила разделения братьев и сестер. К примеру: нахождение в системе детдомов не является «совместным проживанием», если дети воспитываются в разных группах или в разных учреждениях, а значит не должно мешать передаче в семью одного из детей отдельно от остальных; если дети знают друг друга, когда-то воспитывались вместе, то возможно помещение в разные семьи, но в пределах одного города или района, и с конкретным графиком личных встреч и общения по телефону; если дети помещены в семьи в разных субъектах РФ, то органы опеки отвечают за организацию общения по телефону и по переписке, и т.п.
  • Создание центров сопровождения замещающих семей (по образцу центров патронатного воспитания и сопровождения), которые способны оказать реальную и действенную помощь и поддержку.
  • Внедрение специальных программ по психологии сиротства и реабилитации неблагополучных семей в российских ВУЗах, изучение зарубежного опыта и практик, включая теории нарушения привязанности у детей-сирот и терапевтического воспитания.
  • Обучение сотрудников ООП, операторов банков данных и организаций для детей-сирот новым процедурам и практикам, регулярное повышение квалификации.
  • Только после и в сочетании с вышеперечисленными нововведениями – установить предельный срок после утверждения усыновления, когда возможна отмена усыновления. По истечении этого срока «разусыновление» должно быть невозможно, и отказ от воспитания усыновленного ребенка должен проходить по тем же правилам, что и отказ от воспитания кровного – через помещение в учреждение по заявлению и/или лишение родительских прав.

adoptlaw

Ольга Митирева: за профессионализацию семейного устройства

Возврат приемного ребенка — часть 1 (как регулируется и как следовало бы регулировать)

Правовое регулирование возвратов (или вторичных отказов) невелико по объему.

Процедуре отмены усыновления посвящены пять статьей Семейного кодекса РФ (ст.ст. 140-144), все они о судебном этапе отмены и ничего не говорят о том, что предшествует (или могло бы предшествовать) подаче заявления в суд. В Правилах передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ № 275, об отмене усыновления не говорится вообще ничего. Хотя в этом документе есть положения о взаимодействии усыновителей и органов опеки после утверждения усыновления судом (например, о порядке контроля за усыновителями).

Основания прекращения опеки (попечительства) установлены в ст. ст. 29 – 30 Федерального закона РФ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ст. ст. 39 – 40 Гражданского кодекса РФ. В контексте возвратов нас интересуют прежде всего основания для освобождения либо отстранения опекуна от исполнения своих обязанностей.

Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей возможно:

по их просьбе (причины такой просьбы закон не уточняет — прим. О.М.);
— по инициативе ООП – в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя (в том числе временно); либо в случаях усыновления подопечного или возвращения его родителям; либо при помещении подопечного под надзор в образовательные, медицинские, социальные и иные организации, если отмена опеки не противоречит интересам подопечного.

Отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей всегда инициируется ООП и возможно в следующих случаях:

ненадлежащее исполнения возложенных обязанностей;
— нарушения прав и законных интересов подопечного (имеются в виду прежде всего имущественные права и интересы — прим. О.М.), в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
— выявления ООП фактов существенного нарушения опекуном установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Важно отметить, что освобождение от обязанностей опекуна не несет отрицательной коннотации и не является препятствием для принятия другого ребенка в будущем. Напротив, опекун, отстраненный от обязанностей, получает своеобразный «волчий билет» — он утрачивает право принять другого ребенка или детей в будущем, в т.ч. и усыновить.

Порядок отмены опеки, как он описан в нормативных актах, позволяет сделать любопытные наблюдения: перечисляя основания для отстранения опекуна, закон делает явный акцент на имущественные взаимоотношения между опекуном и подопечных. Из нарушений личных прав подопечных – только «оставление подопечного без надзора и необходимой помощи». Возможно, это связано с тем, что опека нередко устанавливается в отношении пожилых граждан или недееспособных взрослых, но тем не менее перекос в «имущественную» плоскость налицо.

И освобождение, и отстранение опекуна от обязанностей оформляется актом ООП. Такой порядок предоставляет сотруднику ООП определенную свободу выбора в выборе формулировок для отмены опеки, ведь сотрудник ООП формально не связан заявлением опекуна и вправе издать акт, где вместо «опекун освобожден от исполнения обязанностей по просьбе опекуна» будет значиться «опекун отстранен от исполнения обязанностей по причине ненадлежащего из выполнения». Учитывая суровые последствия «отстранения», сотрудник ООП получает возможность использовать формулировку в акте об отмене опеке как инструмент репрессий против «несговорчивого» опекуна.

Основания для отказа от исполнения договора о приемной семье перечислены в ст. 153.2 Семейного кодекса РФ. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин:

— болезнь,
— изменение семейного или имущественного положения,
отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми,
наличие конфликтных отношений между детьми,
— другие.

Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае:

— возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей,
— возвращения ребенка или детей родителям либо
— усыновления ребенка или детей.

В отличие от опекунов, у приемных родителей есть возможность указать личные, неимущественные, проблемы в качестве основания для отказа от воспитания ребенка. Однако, и в случае приемной семьи у сотрудника ООП фактически есть выбор: принять отказ приемного родителя и освободить его исполнения договора добровольно или же протянуть время до того момента, когда конфликтные отношение в приемной семье усугубятся до уровня «неблагоприятных условий для воспитания ребенка» и тогда ООП могут инициировать расторжение договора «по причине грубого неисполнения приемным родителем своих обязательств».

Все описанное выше составляет полный комплекс правовых норм, регулирующих возврат усыновленных, подопечных и/или приемных детей в Российской Федерации. Этих норм немного. Надо ли прописать процедуру возвратов более подробно?

Возможно, мой ответ удивит читателей. У нас в России принято искать решения всех проблем в наращивании правового регулирования, во все более подробных административных процедурах, в суровых наказаниях. Но любовь к тотальному контролю и наказаниям не учитывает одного важного обстоятельства: жизнь общества и его успешное развитие предполагает два принципа регулирования.

I. Первый формулируется так: «Все, что прямо не разрешено, запрещено». Такое регулирование преследует цель ограничить или полностью исключить нежелательное поведение, а не стимулировать свободную инициативу. Например, уголовное или административное право. Поскольку ограничительное регулирование буквально «замораживает» любую активность, прямо им не разрешенную, именно оно должно быть максимально подробно и детально, чтобы не зайти в те области человеческой деятельности, где благополучие общества и каждого его члена определяется не сферой запрещенного, а сферой разрешенного.

II. Второй принцип звучит так : «Разрешено все, что прямо не запрещено» . Без регулирования такого рода затрудняется развитие общества буквально во всех значимых областях: экономика, наука и инновации, образование и культура, инновации, социальная помощь (в т.ч. семейное устройство). Дело в том, что в этих сферах жизни каждая отдельная ситуация и потребности ее участников слишком непредсказуемы и уникальны, чтобы их можно было заранее описать в обязательном для всех регламенте. Напротив, в этих областях гарантировать успех могут только свободное творчество и оперативная настройка процессов под конкретного получателя — качества, характерные для профессиональной среды, существующей по законам открытого обмена информацией, профессионального достоинства и престижа.

Вот поэтому я в каждом посте повторяю одно и то же