Все законы рф делятся на

Автор: | 24.07.2018

Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные. Особое место среди законов занимает Конституция.

Конституция как основополагающий учредительный юридический

акт страны – это основной, «заглавный» закон, определяющий пра-

Часть третья.

вовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, форму правления и государственного устройства, права и свободы граждан, основы юридической системы, систему правосудия.

В Российской федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской федерации кроме краткой преамбулы содержит основной, первый раздел, состоящий из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. федеративное устройство.

4. Президент Российской федерации.

5. федеральное Собрание.

6. Правительство Российской федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции содержатся заключительные и переходные положения.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные

(органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета федерации. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом Российской федерации в течение 14 дней и обнародованию.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвя-

щенные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.

Государство и право

туции Российской федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.

В составе законов выделяются и на практике обладают преимущественной (первоочередной) силой кодексы (см. § 3).

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы, те, которые принимаются федеральным законодательным органом – федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской федерации;

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы

областей, краев), те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные; граждан-

ские; брачно-семейные; уголовные; земельные; финансово-кредитные; о труде; по социальному обеспечению; процессуальные; природоохранительные.

Кроме отраслевых существуют межотраслевые законы, в которых

содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, содержащие нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Все законы рф делятся на

2. Виды законов федерального уровня в Российской Федерации / Федеральный конституционный закон как источник конституционного права

Дефиниция «закон» известна еще дореволюционному российскому государству и праву. В дореволюционной юридической литературе под законом понимали «всякую норму права, созданную прямым предписанием государственной власти» [1] . «Государственный закон есть совокупность юридических норм, определяющих устройство и деятельность государства. Им определяются, как устройство и деятельность правительственных властей и учреждений, так и права граждан» [2] .

В советский период государства и права, на первом этапе был совершен отказ от термина «закон». Конституция СССР 1936 г. закрепила термин «закон» на конституционном уровне. Формально ее положения провозглашали верховенство закона. В этот период «закон» определялся как «нормативный акт высшего органа государственной власти, выражающий волю господствующего класса, изданный в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой» [3] .

Действующее законодательство не содержит легального определения закона. В теории права предлагается закрепить такое определение в специальном законе «о законах».

В современной юридической литературе, на основе анализа положений Конституции РФ, регламентов палат Федерального собрания РФ, дается следующее определение закона – «это нормативный акт, которые принимается Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ» [4] .

В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ).

Федеральное Собрание – единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т.е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ.

В правовой системе Российской Федерации выделяются следующие виды законов: закон о поправках в Конституцию РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ.

В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж.И. Овсепян выделяет законы на: федеральные конституционные законы: а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции; б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции), а также обычные (федеральные) законы [5] . Обосновывая такую классификацию ученая подчеркивает, что «несовпадения с ФКЗ о поправках к Конституции обнаруживаются в следующем. … по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства».

На наш взгляд, предложенная классификация не точна в сфере названия видов законов. Законы о внесении поправок в конституцию – не являются разновидностью федеральных конституционных законов, в том понимании, какое дает законодатель термину «федеральный конституционный закон». На наш взгляд терминологически правильная классификация законов на: федеральные законы, федеральные конституционные законы и конституционные законы о поправках в Конституцию РФ. Категория «Федеральный конституционный закон» — не является собирательной категорией. Каждый из данных актов – является самостоятельной разновидностью законодательного акта (закона). Сказанное подтверждает и следующее конституционное положение. Статья 137 Конституции РФ устанавливает, что изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ разделяет ФКЗ и поправки как конституции.

В действующем законодательстве и юридической литературе законы различаются по предмету регулирования, юридической силе, способу принятия. Выделяются кодифицированные и не кодифицированные законодательные акты; общие и специальные законы.

При этом не все федеральные законы одинаковы по своей юридической силе. Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г.) прямо закрепляет, что «федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону» (п.6 ст.1 Закона).

Приоритет федеральных законов распространяется не только на законы и иные нормативные акты субъектов РФ, но и конституции и уставы – основные законы субъектов РФ – такой вывод следует из формулировки п. 2 ст. 4 Конституции РФ.

В настоящее время возрастает роль кодифицированных законодательных актов. Как отмечают эксперты, кодексы не отличаются от иных федеральных законов по порядку принятия, не выделяются в Конституции РФ. Однако практика идет по пути наделения кодексов более высокой юридической силой, нежели обычные федеральные законы. Как справедливо отмечается в юридическое литературе, кодексы по отношению к другим, обыкновенным законам занимают куда более высокую ступеньку в иерархии источников права. Кодексы по своему положению среди форм права находятся между федеральными конституционными и федеральными законами [6] . Конечно, говоря о фактическом приоритет норм кодексов над нормами иных федеральных законов, необходимо учитывать, что такой приоритет не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования.

Читайте так же:  Приказ минтруда россии 94н от 11022018

Сферы общественных отношений, регулируемых обычным (неконституционным) федеральным законом в РФ предметно определены в Конституции РФ в связи с осуществлением разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ (республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения – Москвой и Санкт-Петербургом). Согласно п.п. 1,2 ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы принимаются по предметам ведения РФ (их перечень изложен в ст. 71 Конституции) и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (их перечень представлен в ст. 72 Конституции РФ).

Конституция РФ не устанавливает перечня вопросов, правовое регулирование которых может осуществляться только законом. При этом в ряде статей Конституция РФ указывает на необходимость законодательного регулирования тех или иных общественных отношений. Так, например, в соответствии с ч.1 ст.6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [7] (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.)).

Имея в виду особенности предмета правового регулирования среди законов РФ различают, помимо прочих, такие специфические разновидности, как: законы-гарантии (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [8] (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г.)); законы-принципы (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября 2005 г.); Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [10] (с изменениями от 11, 29 декабря 2004 г.)); законы-программы. Возможность законов-программ предусмотрена п. «с» ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению РФ принятие федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. В качестве примера уже принятого закона-программы можно назвать: Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [11] (с изм. и доп. от 31 мая 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

[1] Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. — Москва, Типография Императорского Московского Университета, 1909 г.

[2] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки, 3 тома — Москва, Типография т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1894 г. – Т.1.

[3] Юридический словарь. Второе издание. Т.1. – М.: Государственное издательство юридической литературы. – 1956. – с.320.

[4] Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права. Часть I. // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2003г. — №1. с. 34.

[5] Овсепян Ж.И. Указ. соч. – с.34-36.

[6] Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций в 9т. Т.1 Основы конституционного права. / Авдеенко М.П., Дмитриев Ю.А. – М.: Весь мир. – 2005. – с.150.

[7] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 июня 2002г. — №22. — Ст.2031.

[8] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 июня 2002г. — №24. — Ст. 2253.

[9] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 6 октября 2003г. — №40. — Ст. 3822.

[10] Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 июля 2003г. — №27. — Ст. 2709.

[11] Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 31 мая 1999 г. — №22. — Ст. 2670.

Виды законов в Российской Федерации

Закон — нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
• федеральные законы;
• законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
• федеральные законы;
• федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего.числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе — не ограничены, Советом Федерации — 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ — 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) — преодоление вето Совета Федерации — и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным если и государственная Дума, и Совет федерации вновь примут данный Законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа — то есть сооветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
• о военном положении;
• о чрезвычайном положении;
• о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
• о изменении статуса субъекта РФ;
• о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
• о референдуме;
• о судебной системе;
• о судах основного звена;
• о Конституционном Суде РФ;
• о Верховном Суде РФ;
• о Высшем арбитражном суде РФ;
• о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации. Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

Читайте так же:  Налоговая декларация о продаже имущества

5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Закон: понятие, признаки, виды

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

  • принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
  • обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
  • регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
  • об изменении статуса субъекта РФ;
  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
  • о референдуме;
  • о судебной системе;
  • о судах основного звена;
  • о Конституционном Суде РФ;
  • о Верховном Суде РФ;
  • о Высшем арбитражном суде РФ;
  • о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

Виды законов по сроку действия:

  • постоянные;
  • чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:

  • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
  • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

Законы РФ, их виды и соотношение

Главная > Закон >Государство и право

Основная часть 5

1 Виды законов РФ 5

1.1 Виды федеральных законов 5

1.2 Конституция – основной закон государства 8

2 Соотношение законов в РФ 12

2.1 Законы и подзаконные нормативные правовые акты 12

2.2 Особенности соотношения законов и нормативных правовых актов …14

Список использованных источников 20

Приложение А 21

Дефиниция «закон» известна еще дореволюционному российскому государству и праву. В дореволюционной юридической литературе под законом понимали «всякую норму права, созданную прямым предписанием государственной власти». «Государственный закон есть совокупность юридических норм, определяющих устройство и деятельность государства. Им определяются, как устройство и деятельность правительственных властей и учреждений, так и права граждан».

В советский период государства и права, на первом этапе был совершен отказ от термина «закон». Конституция СССР 1936 г. закрепила термин «закон» на конституционном уровне. Формально ее положения провозглашали верховенство закона. В этот период «закон» определялся как «нормативный акт высшего органа государственной власти, выражающий волю господствующего класса, изданный в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой».

Действующее законодательство не содержит легального определения закона. В теории права предлагается закрепить такое определение в специальном законе «о законах».

В современной юридической литературе, на основе анализа положений Конституции РФ, регламентов палат Федерального собрания РФ, дается следующее определение закона – «это нормативный акт, которые принимается Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ».

В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ). В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж.И.

Овсепян выделяет законы на: федеральные конституционные законы: а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции; б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции), а также обычные (федеральные) законы. Обосновывая такую классификацию ученая подчеркивает, что «несовпадения с ФКЗ о поправках к Конституции обнаруживаются в следующем. … по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства».

1Виды законов РФ

Виды федеральных законов

Виды законов могут выть выделены по разным основаниям. Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.

К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:

основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к гражданам;

общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;

порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;

правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;

федеральные налоги и сборы;

общие вопросы национальной безопасности;

порядок введения режима чрезвычайного и военного положения;

уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;

судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.

Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, законами должны регулироваться законами. 1

Виды федеральных законов. Федеральные законы неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства. 2

Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом – народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

Читайте так же:  Неустойка при рассрочка

Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства – итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов. Это свойство не присуще иным нормативным актам. Косвенно оно сказывается на меньшей требовательности и слову и форме данного акта. Он имеет некоторый пафос и несет эмоциональную нагрузку, что запрещено для иных нормативных актов. 3

Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» — «устанавливаю», «учреждаю». Конституции в современном смысле этого возникли в конце ХV111 в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы Х111 века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

Конституция — это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.

Конституция обладает учредительным характером, что проявляется в том, что она выступает первоосновой, ее положения являются фундаментом, основанием для всех правовых норм страны, а также создают систему государственных органов.

Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов. 4

Конституция имеет особый предмет правового регулирования — наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия. 5

Керимов Д.А. отметил следующие отличительные признаки Основного закона: «Конституция… является наиболее общей, стабильной, юридической базой, незыблемым основанием для всех текущих законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и решений, издаваемых соответствующими органами государственной власти и управления на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР».

1.2 Конституция – основной закон государства

Таким образом, под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Первая Конституция в России была принята в 1918 году. Затем — 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

Российская Конституция, как по форме, так и по содержанию, существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Данное схематичное изложение предпринято нами в целях воссоздания систем, законов, тогда как многие из их не затрагивают гражданско-правовых отношений. 6

Мы рассмотрим следующие виды федеральных законов: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации — это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации». Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона в поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

Подобных законов пока нет. Отметим лишь, что вопрос об изменении Конституции РФ относится к числу тех, которые не теряют своей актуальности. Интерес к ним не постоянный, но в пике политической активности чаще всего происходит и всплеск дискуссий об изменениях текста основного закона. Отметим лишь, что высказанные положения об изменении Конституции пока не касались переопределения форм регулирования гражданско-правовых отношений.

Рассмотрим федеральные конституционные законы. Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.

ВИДЫ ЗАКОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «ВИДЫ ЗАКОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Одобрен Советом Федерации Раздел I . Общие положения Глава 1. Основные положения Статья 1. Осуществление правосудия арбитражным отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом и другими федеральными … Большой Энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИЯ (УСТАВ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — основной закон субъекта РФ, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ статус республики… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Бюджет субъекта Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Понятия бюджет субъекта Российской Федерации и региональный бюджет используются как… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Уголовное право Российской Федерации — Основная статья: Уголовное право Уголовное право Российской Федерации (России) это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных … Википедия

Уголовный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принятие: Государственной Думой 24 мая 1996 Одобрение: Советом Федерации 5 июня 1996 … Википедия

Уголовное законодательство Российской Федерации — федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принят: Государственной Думой 24 мая 1996 Одобрен: Советом Федерации 5 июня 1996 Подписан … Википедия

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года — федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принят: Государственной Думой 24 мая 1996 Одобрен: Советом Федерации 5 июня 1996 Подписан … Википедия

Гражданский кодекс Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданский кодекс. Федеральный закон России «Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая» Номер: 51 ФЗ Принятие: Государственной думой 21 октября 1994 года Подписание: Президентом 30… … Википедия

Гражданский Кодекс Российской Федерации — федеральный закон «Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая» Номер: 51 ФЗ федеральный закон «Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая» Номер: 14 ФЗ … Википедия

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… … Энциклопедический словарь конституционного права