Взносы в пфр льготы

Автор: | 13.09.2018

Содержание:

Льготы по страховым взносам

Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по страховым взносам (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Льготы по страховым взносам

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Льготы по страховым взносам

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Льготные тарифы страховых взносов для «упрощенцев»

Некоторые фирмы и предприниматели на УСН, имеющие наемных работников, могут начислять страховые взносы по пониженным тарифам (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ). О размере этих тарифов, а также о критериях, которым должны соответствовать «упрощенцы» в 2017 году, чтобы пользоваться льготой, расскажет статья.

Кто может применять пониженный тариф взносов

В течение 2017– 2018 годов фирмы-«упрощенцы», занятые в производственной и социальной сферах и перечисленные в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, платят страховые взносы только на обязательное пенсионное страхование по ставке 20% (пп. 3. п. 2 ст. 427 НК РФ).

Если у «упрощенца»-льготника сумма выплат в пользу работника, рассчитанная нарастающим итогом с начала года, превысит предельную величину дохода (в 2017 году – 876 000 руб.), на сумму такого превышения страховые взносы не начисляются.

К категории льготников относятся, в частности, компании:

  • производящие пищевые продукты, текстиль, обувь, мебель, транспортные средства и оборудование;
  • осуществляющие научные исследования и разработки;
  • занимающиеся ремонтом бытовых изделий и автотранспортных средств;
  • ведущие деятельность в области образования, здравоохранения, строительства, предоставления социальных услуг, транспорта и связи;
  • торгующие в розницу фармацевтическими, медицинскими товарами и ортопедическими изделиями;
  • производящие мебель;
  • производящие спортивные товары, игры и игрушки.

Такая деятельность должна являться основной, то есть доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг должна составлять не менее 70% от общего объема доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ).

Кроме того, общий годовой доход «упрощенца» не должен превышать 79 миллионов рублей (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ). Величину доходов определяют по правилам статьи 346.15 Налогового кодекса.

И наконец, код вида деятельности по ОКВЭД должен соответствует льготируемому виду бизнеса.

Если доход «упрощенца» от льготируемого вида деятельности составит менее 70% или превысит лимит в 79 000 000 руб., придется перейти на уплату взносов по общему тарифу.

Подтвердить льготу «упрощенцы» могут следующими документами:

  • заявлением о переходе на УСН (форма 26.2-1);
  • копией налоговой декларации по УСН с отметкой налоговой инспекции о принятии;
  • копией книги учета доходов и расходов;
  • расшифровкой доходов по видам доходов (справка организации, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности).

По мнению ФНС, выраженному в письме от 25 сентября 2017 г. № ГД-4-11/[email protected], фирмы и ИП на УСН, управляющие автомобильными парковками, относятся к категории льготников.

Связано это с тем, что согласно ОКВЭД 2 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), деятельность стоянок для транспортных средств имеет код вида деятельности ОКВЭД 52.21.24. Этот вид бизнеса относится к группировке 52.21 «Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом» класса 52 «Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность» раздела Н «Транспортировка и хранение».

Значит, пониженные тарифы страховых взносов вправе применять те фирмы и ИП на УСН, основной деятельностью которых является деятельность стоянок для транспортных средств с кодом ОКВЭД2 52.21.24. При условии, что соблюдаются условия по ограничению годового дохода и доли доходов по основному виду деятельности.

Как учитывают доходы медицинские организации на УСН

Для фирм на УСН, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере здравоохранения и предоставления соцуслуг, до 2018 года включительно установлен пониженный тариф страховых взносов.

Такие организации платят страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в размере 20%. Взносы на медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством не уплачиваются. При условии, что годовые доходы таких медорганизаций не превышают 79 миллионов рублей (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Величину доходов определяют по правилам статьи 346.15 Налогового кодекса. В общую сумму доходов включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ), а также внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, перечислены в статье 251 Налогового кодекса. К ним, в частности, относятся средства, получаемые медицинскими организациями за оказание услуг в рамках договоров обязательного медицинского страхования (ОМС).

Но, по мнению Минфина, это не означает, что средства ОМС исключаются из общей суммы всех доходов организации. Чтобы определить основной вид деятельности медорганизации в целях уплаты пониженных тарифов взносов, в доходы от реализации нужно включить как доходы от оказания платных медицинских услуг, так и услуг в рамках ОМС (письмо Минфина России от 13 мая 2017 г. № 03-15-07/28994).

Кстати, условия для применения льготных тарифов в части доходов от реализации не зависят от объекта налогообложения «упрощенца».

Потеря права на льготный тариф страховых взносов

Фирма-«упрощенец» теряет право на применение пониженных тарифов, если по итогам отчетного периода основной вид ее экономической деятельности не будет соответствовать первоначально заявленному. Либо если ее годовая выручка превысит 79 миллионов рублей.

В этом случае фирме придется пересчитать взносы по общеустановленному тарифу с начала того квартала, в котором допущено данное несоответствие (п. 6 ст. 427 НК РФ).

Восстановленную сумму страховых взносов перечисляют в бюджет. При этом пени платить не нужно.

Объясняется это тем, что восстановленная сумма страховых взносов не является доплатой в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок. Ведь за предыдущие периоды пониженный тариф был применен правомерно. Значит, оснований для начисления пеней нет.

Потеря права на УСН

Если плательщик УСН применял льготный тариф страховых взносов, но утратил право на УСН, он обязан пересчитать взносы по общим тарифам и осуществить доплату. Пени при этом не начисляются (письмо Минтруда России от 21 апреля 2015 г. № 17-4/В-595). Страховые взносы пересчитываются с начала того квартала, в котором допущено нарушение условий по применению УСН (например, доходы фирмы превысили допустимое ограничение).

Как и в случае с потерей права на льготный тариф, такая сумма перерасчета взносов не является доплатой в связи с неполной их уплатой в установленный срок. Поскольку организация в периоде, в котором произошло выявленное нарушение, правомерно перечисляла страховые платежи по пониженному тарифу, соответствуя условиям применения УСН. Поэтому пени при перерасчете взносов не уплачиваются.

Соответствие ОКВЭД

Кроме того, что виды осуществляемой деятельности должны быть основными, они должны еще и классифицироваться на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

До 1 января 2017 года в качестве такого классификатора применялся ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД), утвержденный постановлением Росстандарта от 6 ноября 2001 г. № 454-ст.

С 1 января 2017 года приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст он отменен, и вместо него применяется ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД2).

Имейте в виду, что в новом классификаторе отдельные виды деятельности изменили свою отраслевую принадлежность по сравнению с предыдущим. Поэтому не исключена ситуация, когда до 2017 года «упрощенец» вел виды деятельности, позволявшие применять пониженные тарифы страховых взносов согласно старому классификатору. А в 2017 году согласно новому классификатору они ему уже не соответствуют.

Поэтому всем «упрощенцам», применяющим льготные тарифы страховых взносов, следует сверить свои виды деятельности с учетом тех обновленных отраслевых группировок, которые приведены в ОКВЭД2.

Между тем Минфин и ФНС заверили, что «упрощенцы», ведущие деятельность в социальной или производственных сферах и применявшие пониженные тарифы страховых взносов до 2017 года, могут использовать льготу и дальше. Причем независимо от совпадения или несовпадения кодов ОКВЭД 2 согласно переходным ключам. Правда, при условии, что эти фирмы соблюдают требования о доле доходов в размере годового дохода (письмо Минфина России от 13 октября 2017 г. № 03-15-07/66964 (направлено письмом ФНС России от 25 октября 2017 г. № ГД-4-11/[email protected])).

Тем не менее, в ближайшее время Минфин собирается внести уточнения в подпункт 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса. Чтобы «упрощенцы»-льготники сохраняли право применять пониженные тарифы на законных основаниях, будут скорректированы наименования видов льготируемой деятельности в соответствии с ОКВЭД 2.

Добавим, что для применения льготных страховых тарифов страхователи обязательно должны производить выплаты и иные вознаграждения физлицам, а попросту говоря, иметь наемных работников.

Тарифы страховых взносов в 2018 году: таблица ставок

Какие тарифы страховых взносов в 2018 году закреплены в НК РФ? Изменились ли тарифы в ПФР, ФСС и ФФОМС? Сохранилось ли действие пониженных тарифов страховых взносов для организаций и ИП, применяющих УСН? Приведем таблицу со ставками страховых тарифов на 2018 год.

Подход к начислению страховых взносов в 2018 году

В 2018 году страховые взносы, как и раньше, рассчитывают, исходя из:

  • начислений в пользу физических лиц;
  • установленных лимитов облагаемой базы;
  • тарифов страховых взносов;

При этом процентная ставка тарифа напрямую зависит от суммы, облагаемой страховыми взносами.Таким образом, перед тем как привести таблицы со ставками взносов на 2018 год, прокомментируем вышеупомянутые составляющие.

Начисления в пользу «физиков»

Все работодатели в 2018 году обязаны платить взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование с выплат сотрудникам.

Страховые взносы в 2018 году требуется начислять на вознаграждения, выплачиваемые деньгами и в натуральной форме:

  • сотрудникам в рамках трудовых отношений;
  • руководителю организации – единственному участнику независимо от наличия трудового договора с ним;
  • исполнителям по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
  • исполнителям по авторским договорам.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в 2018 году, приведены в статье 422 НК РФ.

В 2018 году не изменилась облагаемая база по взносам. Чтобы рассчитать базу, надо сначала сложить все выплаты, которые относятся к объекту обложениями взносами. Перечень таких выплат перечислен в пункте 1 статьи 420 НК РФ. Например, зарплата. Отпускные.

Затем из полученного значения нужно вычесть необлагаемые выплаты. Список таких выплат смотрите в статье 422 НК РФ. Например, государственные пособия, материальная помощь в размере до 4000 руб. в год.

Лимиты и облагаемая база в 2018 году

В 2018 году предельная величины базы для начисления страховых взносов стали больше. См. «Предельная база для начисления страховых взносов с 2018 года».

База для начисления страховых взносов в 2018 году: таблица

Тарифы страховых взносов в 2019 году (таблица)

С 1 января 2019 года установлены новые ставки и тарифы по страховым взносам. Льготные тарифы для большинства плательщиков взносов отменены Это следует из Федерального закона от 27.11.2017 № 361-ФЗ. В нашей таблице собраны ставки страховых взносов на 2019 год во внебюджетные фонды.

Прежде всего всем бухгалтерам нужно обратить внимание, что изменились ставки по взносам для УСН и ЕНВД. Из-за чего многим компаниям и ИП придется пересчитать платежи в ФНС, таблицу новых тарифов скачайте в журнале «Упрощенка».

От чего зависят тарифы взносов в 2019 году

В 2019 году страховые взносы перечисляйте в налоговую инспекцию в соответствии с главой 34 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ страховые взносы платят:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения гражданам;
  • индивидуальные предприниматели.

Если предприниматель имеет наемных работников или производит выплаты иным лицам, он одновременно относится и к первой, и ко второй группе плательщиков страховых взносов. А, значит, платит взносы и как работодатель, и за себя лично.

Работодатели исчисляют и уплачивают взносы в налоговую инспекцию:

  • на обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное медицинское страхование.

Также уплачиваются взносы в ФСС по травматизму — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ). В данной статье мы поговорим только о взносах, начисляемых в соответствии с Налоговым кодексом. А по взносам по Закону № 125-ФЗ найдете информацию в отдельном материале правовой энциклопедии.

Размер взносов в 2019 году

Размер тарифов для начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование зависит:

  • от категории плательщика (организация должна начислять взносы по общим тарифам или вправе применять пониженные тарифы взносов);
  • от категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;
  • от суммы выплат, начисленных сотруднику в течение года (более величины предельной базы или менее этой суммы).
Читайте так же:  Отчетность нулевая сроки

Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то в отношении выплат она должна начислять страховые взносы по общим ставкам (ст. 426 НК РФ):

  • взносы на обязательное пенсионное страхование — по тарифу 22% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 1 150 000 руб. Сверх превышения такой базы применяется тариф 10%. Страховые взносы перечисляются одним платежным поручением без распределения взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. При этом КБК указывается тот, который предусмотрен для платежей, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.
  • взносы на обязательное социальное страхование – по тарифу 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 865 000 рублей. Сверх превышения взносы не платятся;
  • взносы на обязательное медицинское страхование — по тарифу 5,1% независимо от величины доходов. То есть взносы начисляются со всех выплат. Предельная база здесь не установлена.

Для льготных категорий плательщиков страховых взносов обложение сумм выплат, превышающих предельную величину базы, не предусмотрено (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Что касается предпринимателей (плательщиков, не производящих выплаты в пользу физлиц), то размер взносов за себя они определяют исходя из минимального размера оплаты труда. А если сумма годового дохода превышает 300 000 руб., то также считается вторая часть личных взносов с суммы такого превышения (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

В таблицах представлены тарифы взносов на 2019 год.

Тарифы по страховым взносам с зарплаты работников (нет льгот)

Общий процент отчислений в фонды остается прежним по сравнению с предыдущим годом – 30%, из них:

  • 20% в Пенсионный фонд
  • 2,9% в Фонд социального страхования
  • 5,1% в Фонд медицинского страхования

Пониженные тарифы страховых взносов при УСН в 2017 году

Упрощенцы, применяющие некоторые виды деятельности, могут в 2017 году платить взносы по пониженной ставке — 20%. Перечень льготных видов деятельности приведен в таблице.

Напомним, с 2017 года действует новые коды ОКВЭД. Из-за смены ОКВЭД компании запутались с льготными тарифами в расчете. В таблице — льготные виды деятельности для пониженной ставки УСН в 2017 году по новому ОКВЭД. Узнать новый код вы можете из нашей сравнительной таблицы кодов ОКВЭД 2016/2017.

При прочтении статьи учитывайте, что упрощенцев освободили от лишних отчетов. Подробности читайте в журнале «Упрощенка».

Кто из упрощенцев может платить взносы по льготному тарифу

Пониженные тарифы страховых взносов (20% вместо 30) установлены для организаций и предпринимателей, чей основной вид деятельности указан в статье 427 НК РФ (в редакции нового закона о взносах в ФНС). Предприниматели также могут применять льготный тариф в отношении выплат наемным работникам.

Упрощенцы, применяющие пониженный тариф, в 2017 году перечисляют взносы только в Пенсионный фонд РФ по ставке 20%. Взносы в ФСС России, а также в ФФОМС им перечислять не нужно. Это установлено пунктом 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Взносы уплачиваются до достижения зарплаты в году предела 876 000 рублей, установленному постановлением Правительства. Суммы превышения 876 000 взносами не облагаются (в том числе в ПФР). Посмотрите, как заполнить расчет упрощенцам с пониженными тарифами.

Внимание! В 2017 году пониженный тариф взносов можно применять до достижения доходов при УСН 79 млн. руб.

Льготные виды деятельности по УСН для пониженного тарифа страховых взносов

Представляем таблицу кодов ОКВЭД по классификатору ОКВЭД-2017 для пониженных тарифов по УСН. С 1 января 2017 года ОКВЭД 1 отменен, и применяется только ОКВЭД 2.

Чтобы платить взносы по пониженным тарифам, необходимо выполнить три условия (п. 2 и 6 ст. 427 НК РФ):

  1. вы нашли код своего бизнеса среди льготников;
  2. льготируемая деятельность приносит вам не менее 70% всех доходов;
  3. ваши годовые доходы не превышают 79 млн. руб.

Общие и льготные тарифы страховых взносов в 2017 году (таблица)

Ставки страховых взносов в 2017 году представлены в нашей таблице. С 2017 года взносы уплачиваются в ФНС России (ст. 425 НК РФ). Для упрощенцев и других льготников все льготы сохранены на уровне прошлого года.

В 2017 году работодатели платят взносы по общим тарифам 30%:

  • На социальное страхование по ставке 2,9%
  • На пенсионное страхование по ставке 22%
  • На медицинское страхование по ставке 5,1%

Основные ставки по страховым взносам для работодателей в 2017 году*

Наименование платежа

Предельная величина базы** для начисления взносов

Ставка взноса

Взносы с выплат российским гражданам, гражданам государств — членов ЕАЭС, а также постоянно и временно проживающим иностранцам (лицам без гражданства), которые не являются высококвалифицированными специалистами

Взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР

До 876 000 руб. в год включительно

Свыше 876 000 руб.

Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС

До 755 000 руб. в год включительно

Свыше 755 000 руб.

Взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС

Взносы с выплат иностранцам (лицам без гражданства), которые временно пребывают в России и не являются высококвалифицированными специалистами, кроме граждан ЕАЭС

Взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР

До 876 000 руб. в год включительно

Свыше 876 000 руб.

Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС

До 755 000 руб. в год включительно

Свыше 755 000 руб.

Взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС

Взносы с выплат иностранцам (лицам без гражданства), которые постоянно и временно проживают в России и являются высококвалифицированными специалистами

Взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР

До 876 000 руб. в год включительно

Свыше 876 000 руб.

Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС

До 755 000 руб. в год включительно

Свыше 755 000 руб.

Взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС

* С выплат иностранцам (лицам без гражданства), которые временно пребывают в России и являются высококвалифицированными специалистами, начислять страховые взносы не нужно. Поскольку они не являются застрахованными лицами (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255- ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

** Предельная величина расчетной базы для начисления страховых взносов на 2017 год утверждена постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255.

Статьи о том, как заполнить единый расчет по взносам

Тарифы личных страховых взносов для предпринимателей, установленные на 2017 год

Наименование платежа

Тариф*

Взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР*

Если доход предпринимателя не превышает 300 000 руб. в год, то тариф взносов составляет 23 400​ руб.

Если доход больше 300 000 руб., то, помимо отмеченной фиксированной суммы, бизнесмен должен уплатить еще 1% с дохода свыше 300 000 руб.***

Взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС

Независимо от величины дохода — 4 590​ руб.

Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС **

Перечислять взносы в ФСС предприниматели не обязаны. Но могут это делать добровольно. Сумма платежа будет 2158,99 руб. Уплата взносов позволит предпринимателю получать пособия по нетрудоспособности и по беременности и родам

* Личные взносы предпринимателей рассчитываются исходя из МРОТ, установленного на начало года, и тарифа страховых взносов, увеличенного в 12 раз .

** Для расчета взносов для ИП берется МРОТ 2017 году равным 7500 руб.

*** Максимальный размер взносов в ПФР не может превышать восьмикратный размер МРОТ, он будет составлять 187 200​ руб.

Пониженные тарифы взносов для определенных категорий работодателей в 2017 году*

Кто может применять пониженные тарифы

Ставка страховых взносов

Взносы в ПФР

Взносы в ФСС

Взносы в ФФОМС

Организации и предприниматели на УСН, применяющие льготные виды деятельности

Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области соцобслуживания населения, научных разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта, за исключением профессионального

Аптеки и предприниматели-фармацевты на ЕНВД, производящие выплаты гражданам, которые имеют право заниматься фармдеятельностью или допущены к ней **

Предприниматели на патенте, за исключением работающих в сфере розничной торговли и общественного питания и занимающихся сдачей в аренду недвижимости

Российские организации, которые работают в области информационных технологий и занимаются разработкой, реализацией, установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ и баз данных

Организации и предприниматели — участники свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя

* Страховые взносы по пониженным тарифам следует начислять только с выплат в пределах расчетной базы за год по каждому работнику. Конкретная база будет установлена постановлением Правительства РФ, как только оно выйдет, мы внесем изменения в таблицу. Пока же указали примерную базу, скорректированную на уровень инфляции.

Дополнительные тарифы взносов в ПФР с выплат сотрудникам, трудящимся на вредных и опасных работах в 2017 году

Кто может применять тариф

Ставка

Вы не проводили спецоценку или действуют результаты аттестации с оптимальными или допустимыми условиями труда

Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (по Списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.06.91 № 10)

Фирмы и бизнесмены, производящие выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 2—18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (по Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.06.91 №10)

Вы проводили спецоценку или действуют результаты аттестации с вредными и опасными условиями труда

Компании и коммерсанты, производящие выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 1—18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ

Для опасного класса, подкласс 4 — 8%

Для вредного класса, подкласс 3.4 — 7%

Для вредного класса, подкласс 3.3 — 6%

Для вредного класса, подкласс 3.2 — 4%

Для вредного класса, подкласс 3.1 — 2%

Для допустимого класса, подкласс 2 — 0%

Для оптимального класса, подкласс 1 — 0%

Спорные ситуации, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов

Вид выплаты

Облагается взносами или нет

Основание

Если вы заключили письменный договор дарения, то начислять взносы вам не нужно. Если же договор оформлен не был, то на стоимость подарка начислите взносы

Письма Минздравсоцразвития России от 05.03.2010 № 473-19 и Минтруда России от 22.09.2015 № 17-3/В-473

Обучение и переобучение работников

Взносы со стоимости обучения начислять не надо.

Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985

Премии, не предусмотренные трудовым и коллективным договорами

Начислить взносы надо, так как премия, выплаченная вами сотруднику, обусловлена трудовыми отношениями и платится в рамках трудового договора

Письмо Минздравсоцразвития России от 10.03.2010 № 10-4/308103-19

Расходы по найму жилья в командировке

Если расходы подтверждены документально, то платить взносы не нужно. Поскольку подобные траты будут компенсацией, а она взносами не облагается. Если документов о расходах на наем жилья нет, то следует начислить взносы. Так как в этом случае компенсационный характер выплаты теряется. Значит, взносы положены

Письмо Минтруда России от 03.07.2015 № 17-3/В-326

Единовременная выплата при выходе на пенсию, прописанная в коллективном договоре

Страховые взносы начислять не нужно. Так как выплата не связана с трудовыми отношениями — носит характер социальной гарантии и не зависит от качества выполняемой работы сотрудником. Следовательно, взносы платить не надо

Постановление ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12

Материальная помощь бывшему (уволившемуся) работнику

С суммы материальной помощи сотруднику вам не следует начислять взносы. Так как он уже не состоит с вами в трудовых (гражданско-правовых) отношениях. А значит, выплаченная материальная помощь не является объектом обложения взносами

Письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 № 426-19

Дивиденды — это не вознаграждение за выполненные обязанности по трудовым или гражданско-правовым договорам. А часть распределенной прибыли. Поэтому страховые взносы платить с дивидендов не надо

Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985

Страховые взносы в 2017 году ставки таблица

Ниже приводим таблицу ставок по страховым взносам. Эти ставки предусмотрены статьями 425 и 426 НК РФ.

Наименование платежа

Основной тариф, %, статья 425 НК РФ

Льготный тариф для упрощенцев, вид деятельности которых указан в пункте 5 статьи 426 НК РФ

Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС до предельной базы социальных взносов

Взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (без ограничения по базе)

Взносы в ПФР с выплат, превышающих предельную базу взносов в ПФР

Взносы в ФСС с выплат, превышающих предельную базу социальных взносов

Тарифы страховых взносов в 2017 году установлены статьей 425 НК РФ

Приводим ее содержание полностью:

В 2017 — 2018 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением плательщиков страховых взносов, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), применяются следующие тарифы страховых взносов:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации:
  1. в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22 процента;
  2. свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 10 процентов;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 2,9 процента;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 процента.

Новый порядок уплаты взносов в ФНС в 2017 году: сроки уплаты, КБК, платежки

Комментирует Светлана Павленко, начальник отдела администрирования страховых взносов ФНС России

Что поменялось в работе бухгалтера после передачи страховых взносов в ФНС

В таблице мы рассказали о главных изменениях по взносам в 2017 году.

Читайте так же:  Льготы ми

Как проверить контрольные соотношения в ЕРСВ

Журнал «Упрощенка» открыл сервис — «Контрольные соотношения для единого расчета по страховым взносам». Программа проверяет расчет по тем же правилам, которые будут использовать налоговики. А значит, можно заранее узнать об ошибках и исправить их. Сервис позволяет проверить контрольные строки в расчете по головному офису и обособкам.

Чтобы использовать сервис, оформите подписку на журнал «Упрощенка».

Страховые взносы: порядок уплаты и льготные тарифы

Комментарий к Федеральным законам: — от 08.12.2010 N 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; — от 28.12.2010 N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

В конце прошлого года законодательство о страховых взносах существенно поменялось, в том числе благодаря двум комментируемым Законам:

— от 08.12.2010 N 339-ФЗ;

— от 28.12.2010 N 432-ФЗ.

Первым из указанных документов изменены и дополнены пять глав Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ). Кроме того, Закон N 339-ФЗ внес уточнения в ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», касающиеся порядка и сроков представления отчетности по этому виду учета. И еще Закон N 339-ФЗ сохранил льготные тарифы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для СМИ до 2014 г. включительно. Соответствующие поправки внесены как в Закон N 212-ФЗ (ст. 58), так и в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 33) (далее — Закон N 167-ФЗ).

Вторым из комментируемых Законов, N 432-ФЗ, также установлены льготные (по сравнению со всеми остальными страхователями) тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Правда, не для всех, а лишь для тех, кто осуществляет деятельность в производственной и социальной сферах. Перечень таких видов деятельности установлен дополнительно введенными нормами: п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ и пп. 8 п. 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ. Страхователи, работающие в «избранных» видах деятельности, будут применять пониженные тарифы в течение текущего и следующего годов.

Полномочия законных представителей

Вновь введенной в гл. 2 Закона N 212-ФЗ ст. 5.1 закреплено право плательщиков взносов участвовать в отношениях с внебюджетными фондами по вопросам, связанным с законодательством о страховых взносах, через законного или уполномоченного представителя.

Необходимость выполнения другим лицом (представителем) разного рода действий, обусловленных законодательством о взносах, может возникнуть в различных обстоятельствах (например, ввиду болезни, занятости, командировки руководителя или гражданина).

При этом участие представителя не лишает плательщика права на личное участие в таких правоотношениях.

Законный представитель плательщика взносов наделяется соответствующими полномочиями на основании закона или учредительных документов, уполномоченный — в силу документа, выданного в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Правовые отношения между представителем и представляемым, а также оформление их полномочий регламентируются гл. 10 ГК РФ.

Согласно ст. 182 ГК РФ полномочия могут иметь различные правовые основания и могут быть основаны, прежде всего, на доверенности, на указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления либо явствовать из обстановки, в которой действует представитель.

Согласно п. 4 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ законным представителем плательщика-организации признается лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. В качестве законного представителя юридического лица выступает его исполнительный орган (коллегиальный (глава дирекции, правления), единоличный (генеральный директор, председатель кооператива и пр.)) (ст. ст. 53, 91, 103, 110 ГК РФ).

Законным представителем плательщика-гражданина признается лицо, выступающее в качестве такового в соответствии с гражданским законодательством РФ. В частности, ст. ст. 26, 28, 29 ГК РФ закреплено, что законными представителями физического лица (малолетнего, несовершеннолетнего, лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства) являются его родители, усыновители, опекуны, попечители, которые осуществляют представительство этого лица на основании закона.

Уполномоченным представителем плательщика взносов может быть как гражданин, так и организация.

Уполномоченный представитель может представлять интересы плательщика взносов в отношениях как с органами контроля за их уплатой (ПФР, ФСС РФ и ФОМС), так и с иными участниками отношений, регулируемых законодательством о страховых взносах (например, банками).

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Законом N 212-ФЗ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ). Подтверждающим документом является законно выданная доверенность.

Доверенность — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (ст. 185 ГК РФ).

Уполномоченный представитель плательщика-гражданина действует на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с ГК РФ.

По общему правилу выдаваемые доверенности не требуют нотариального удостоверения, за исключением тех, которые выдаются на совершение сделок, требующих нотариальной формы.

В соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

— доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

— доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, — также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

— доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

— доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

При оформлении доверенности на уполномоченного представителя в ней указывают:

— дату и место ее составления;

— сведения о лице, выдавшем доверенность (полное наименование, ИНН, место нахождения организации или фамилию, имя, отчество, паспортные данные и адрес физического лица);

— сведения о лице, которому выдается доверенность (полное наименование, место нахождения организации или фамилию, имя, отчество, паспортные данные и адрес физического лица);

— перечень полномочий, которыми наделяется представитель в отношениях с внебюджетными фондами (право подписывать, представлять отчетность и вносить в нее изменения, получать документы в фондах, представлять документы по учету банковских счетов, представлять заявления и запросы на проведение сверки расчетов, подписывать акт сверки и т.п.);

— срок действия доверенности.

Пунктом 10 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ установлен запрет на выполнение полномочий представителя плательщика взносов должностными лицами налоговых инспекций, таможенных органов, органов внутренних дел, судьями, следователями и прокурорами.

Уточненный объект обложения взносами

Оглядываясь назад, отметим, что в прежней редакции п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ было сказано, что организации и индивидуальные предприниматели облагают страховыми взносами денежные выплаты и неденежные вознаграждения физическим лицам:

— по трудовым договорам;

— по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам (за исключением той части взносов, которая подлежит перечислению в ФСС РФ).

Из буквального толкования этой нормы следовало, что объект обложения страховыми взносами возникает, если выплата предусмотрена именно в трудовом договоре. Выплаты, производимые на основании других документов (например, коллективного договора или соглашения), используемых в отношениях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в этом пункте не упоминались. Поэтому отдельные эксперты считали, что на выплаты и вознаграждения, осуществленные по таким документам (конечно, если на них отсутствовала ссылка в трудовом договоре), взносы не должны были начисляться.

Но Минздравсоцразвития России (как лицо, уполномоченное официально толковать положения Закона N 212-ФЗ) в 2010 г. не раз разъясняло, что согласно рассматриваемой норме к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений. Исключение составляют лишь те суммы, которые перечислены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Такие разъяснения содержали, в частности, Письма Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 N 647-19, от 16.03.2010 N 589-19, от 28.10.2010 N 30-19/11437 и др.

А что же представляет собой существо трудовых отношений?

Согласно ст. 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

С учетом этого взносы должны начисляться на все выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.

Чтобы в дальнейшем исключить возможность неосторожной игры словами, чреватую нежелательными последствиями, при принятии Закона N 339-ФЗ законодатель поддержал позицию Минздравсоцразвития, заменив в п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ слова «по трудовым договорам» словами «в рамках трудовых отношений».

Таким образом, все выплаты, производимые работнику согласно коллективному договору, соглашению, отныне безоговорочно подлежат обложению взносами.

Пример 1. Организация на период перевода работника на работу в филиал в другую местность обеспечивает его арендованным жильем, что предусмотрено условиями коллективного договора с данным работником. Организация оплачивает за работника стоимость найма такого жилья. Оплата жилья является частью оплаты труда работника, выплачиваемой в натуральной форме.

Оплата найма жилья работнику, переехавшему в другую местность, не подпадает под действие пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, поскольку данной нормой предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами только сумм возмещения расходов работника по переезду в другую местность. Следовательно, со стоимости права пользования квартирой организация исчисляет страховые взносы.

Следующая поправка внесена Законом N 339-ФЗ в пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. К числу исключений из необлагаемых выплат отнесены компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников.

Напомним, что часть компенсаций, которые до 2010 г. были освобождены от обложения ЕСН, с 2010 г. попали под обложение взносами. К числу таковых были отнесены компенсации за неиспользованный отпуск. Обязанность выплачивать увольняемому работнику компенсацию за все неиспользованные дни отпуска установлена ст. 127 ТК РФ. Такая выплата облагается взносами, так как относится к исключению, указанному в пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9.

А компенсация за часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, предусмотрена ст. 126 ТК РФ. Ее работодатель вправе выплачивать согласно ст. 126 ТК РФ по письменному заявлению работника. Такая компенсация связана с выполнением работником своих трудовых обязанностей, поэтому включается в базу для начисления взносов. Чтобы не возникало сомнений, законодатель внес соответствующее дополнение в пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и квалифицировал эту выплату как облагаемую взносами.

Пример 2. Сотрудник организации (1960 г. р.) принят на работу 1 февраля 2008 г. Согласно трудовому договору работник работает в условиях ненормированного дня, и за такие условия работы ему полагается ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 5 дней. В связи с производственными трудностями до 2011 г. сотруднику очередные отпуска не предоставлялись. В феврале сотрудник подал заявление с просьбой о выплате денежной компенсации за рабочие периоды с 1 февраля 2008 г. по 1 февраля 2011 г. в количестве 15 дней (5 дн. x 3). Работодатель удовлетворил просьбу сотрудника. Оклад сотрудника составляет 30 000 руб. Никаких других выплат работник не получал. В декабре 2010 г. сотрудник болел 5 дней (с 6 по 10 декабря). Оплата пособия по временной нетрудоспособности составила 4931,51 руб. Оплата за отработанное время составила 23 478,26 руб. (30 000 руб. : 23 дн. x 18 дн.). Организация применяет общую систему налогообложения и не относится к числу страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов.

Средний заработок для расчета компенсации за неиспользованный отпуск определяется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922). Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска при определении среднего заработка используется среднедневной заработок.

Среднедневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). Декабрь 2010 г. отработан сотрудником не полностью. Поэтому в этом месяце количество календарных дней рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца (31) и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце (26).

Среднедневной заработок сотрудника составит 1015,57 руб. ((30 000 руб. x 11 + 23 478,26) : (29,4 x 11 + 29,4 : 31 x 26)).

Компенсация за дополнительный отпуск составит 15 233,5 руб. (1015,57 руб. x 15 дн.).

Сумма компенсации подлежит обложению страховыми взносами по ставке 34%. Сумма взносов с этой выплаты составит 5179,39 руб. (15 233,5 x 34%), в том числе:

— в ПФР (26%) — 3960,71 руб. (15 233,5 x 26%) — на страховую часть пенсии;

— ФСС РФ (2,9%) — 441,77 руб. (15 233,5 x 2,9%);

— ФФОМС (3,1%) — 472,24 (15 233,5 x 2,9%);

— ТФОМС (2,0%) — 304,67 руб. (15 233,5 x 2,0%).

Порядок расчета взносов из стоимости страхового года при прекращении деятельности

Плательщики, которые не производят выплаты гражданам, определяют размер взносов исходя из стоимости страхового года. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12.

Читайте так же:  Патент действует до марта

Эта категория плательщиков не платит взносы в ФСС РФ, но может добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивать за себя взносы в ФСС РФ.

С 1 января 2009 г. МРОТ составляет 4330 руб. в месяц. В 2011 г. стоимость страхового года для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов равна:

— в ПФР — 13 509,6 руб. (4330 руб. x 26% x 12);

— ФФОМС — 1610,76 руб. (4330 руб. x 3,1% x 12);

— ТФОМС — 1039,2 руб. (4330 руб. x 2% x 12).

Общая сумма взносов равна 16 159,56 руб.

Для сравнения: в 2009 г. стоимость страхового года составляла 7274,4 руб., в 2010 г. — 12 002,76 руб.

Законом N 339-ФЗ ст. 14 Закона 212-ФЗ дополнена п. 4.1, который отныне определяет порядок расчетов «индивидуалов» с ПФР и ФОМС при прекращении ими деятельности.

Если такие плательщики прекращают предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой.

Пример 3. Индивидуальный предприниматель перестал работать с 1 марта 2011 г. Эта дата зафиксирована записью в ЕГРИП. В этом случае размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2011 г., составит 2693,26 руб. (16 159,56 руб. : 12 x 2), в том числе:

— в ПФР — 2251,6 руб. (13 509,6 руб. : 12 x 2);

— ФФОМС — 268,46 руб. (1610,76 руб. : 12 x 2);

— ТФОМС — 173,2 руб. (1039,2 руб. : 12 x 2).

За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Пример 4. Воспользуемся условиями примера 3, частично изменив их. Скажем, предприниматель прекратил осуществлять свою деятельность 11 марта 2011 г. В этом случае за неполный март сумма взносов составит 477,83 руб. (4330 : 31 дн. x 11 дн. x 31,1%), в том числе:

— в ПФР — 399,48 руб. (4330 : 31 дн. x 11 дн. x 26%);

— ФФОМС — 47,63 руб. (4330 : 31 дн. x 11 дн. x 3,1%);

— ТФОМС — 30,72 руб. (4330 : 31 дн. x 11 дн. x 2,0%).

Таким образом, в связи с прекращением деятельности общий платеж предпринимателя по страховым взносам за неполный расчетный период 2011 г. составит 3171,09 руб. (2693,26 + 477,83).

Согласно другой поправке, внесенной в ст. 16 Закона N 212-ФЗ, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода граждане обязаны представить в ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Расчет нужно составлять за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности. Представить расчет в ПФР необходимо в 12-дневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Напомним, что прежняя норма была несколько расплывчата: расчет требовалось представлять до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности.

Обязанность уплатить страховые взносы, исчисленные в связи с прекращением деятельности физическим лицом на основании представляемых расчетов, должна быть исполнена не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. Если расчет не будет представлен в течение указанных 12 дней, то срок уплаты страховых взносов будет считаться наступившим по истечении 30 календарных дней с даты внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности.

Окончание примера 4. Допустим, что предприниматель, прекративший деятельность 11 марта 2011 г., не представил расчет по взносам в ПФР. В этом случае сроком уплаты будет считаться 9 апреля 2011 г. Но этот день приходится на субботу. Стало быть, днем окончания срока будет считаться 11 апреля 2011 г. После этой даты ПФР начнет начислять пени.

Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).

Зачет в счет предстоящих платежей

Сумму ежемесячного платежа в ФСС РФ плательщики уменьшают на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, осуществленных организацией (ч. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). К соцстраховским расходам относятся: пособие по временной нетрудоспособности (кроме пособия, связанного с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием), пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, социальное пособие на погребение.

Эти виды страхового обеспечения финансируются за счет средств ФСС РФ.

Законом N 339-ФЗ ст. 15 Закона N 212-ФЗ дополнена положением (п. 2.1), уточняющим, что плательщик страховых взносов вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения над суммой начисленных страховых взносов. Но сделать это можно в пределах расчетного периода — календарного года.

Выплаты включаются в расчетную базу по страховым взносам на день начисления вознаграждений в пользу сотрудника (п. 1 ст. 11 Закона N 212-ФЗ). В таком же порядке засчитываются и выплаты социальных пособий (вне зависимости от даты фактической выплаты пособий).

Сроки отчетности

Поправки, внесенные в п. 9 ст. 15, уточняют сроки представления отчетности по взносам.

С 1 января 2011 г. отчитываться в ПФР по взносам необходимо не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Это означает, что последними датами сдачи отчетности в 2011 г. являются 15 февраля, 16 мая, 15 августа и 15 ноября.

Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Вместе с расчетами по взносам с 2011 г. ежеквартально надо сдавать и сведения по персонифицированному учету. Формы:

СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица»;

СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц»;

АДВ-6-3 «Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР»;

АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР»

(утв. Постановлением Правления ПФР от 07.07.2010 N 166п) — за отчетные периоды 2011 г. необходимо будет представить не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 г. и 15 февраля 2012 г. (за 2011 г.).

В 2010 г. такие сведения представлялись раз в полугодие, а ранее — один раз в год. Представление сведений персонифицированного учета более одного раза в год вызвано необходимостью чаще обновлять и пополнять сведения о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это, в свою очередь, будет влиять на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии.

Порядок уплаты взносов гражданами при отсутствии банка

Статья 18 Закона N 212-ФЗ дополнена порядком уплаты взносов гражданами в случае отсутствия банка. Закон N 339-ФЗ установил, что в такой ситуации гражданин может уплатить взносы через кассу местной администрации и через почтовое отделение.

В обязанности этих органов вменены:

— бесплатный прием денег в счет уплаты страховых взносов и их перечисление в ПФР, ФОМС и ФСС на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому плательщику страховых взносов;

— учет принятых средств по каждому плательщику взносов;

— выдача при приеме денег подтверждающих платеж квитанций;

— представление во внебюджетные фонды (должностным лицам) по их запросам документов, подтверждающих прием взносов от граждан и их перечисление.

Принятые от граждан местной администрацией или почтой деньги в уплату взносов должны быть внесены этими структурами в банк в течение пяти дней со дня приема средств. Продление срока предусмотрено только на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. В этом случае срок продлевается до устранения таких обстоятельств. За неисполнение или ненадлежащее исполнение перечисленных обязанностей местная администрация и почтовое отделение несут ответственность в соответствии с законодательством.

Уточнение основания платежа

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком:

— со дня предъявления в банк поручения на перечисление с банковского счета плательщика взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) (при наличии на счете в банке достаточного денежного остатка на день платежа);

— со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению денег в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;

— со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в почтовое отделение наличных денег для их перечисления в бюджет внебюджетного фонда;

— со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с Законом N 212-ФЗ решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.

Поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений. В настоящее время Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ утверждены Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н. Описание полей платежного поручения содержится в Приложении 4 к Положению Банка России о безналичных расчетах в РФ (утв. Банком России от 03.10.2002 N 2-П).

О том, что плательщики взносов при перечислении платежей должны пользоваться этими документами, говорится в Письмах ПФР от 08.12.2009 N 30/187 и от 29.01.2010 N 30-18/871. На эти же регламентирующие документы ссылался и ФСС РФ (Письмо от 15.01.2010 N 02-13/08-13157).

Но эти правила после замены ЕСН страховыми взносами требуют доработки. В связи с чем не исключены ошибки при оформлении платежного поручения.

Дополнительно введенным п. 8 в ст. 18 Закона N 212-ФЗ установлен порядок уточнения платежа в случае обнаружения ошибки, допущенной при оформлении поручения, но не повлекшей неперечисления взносов (пеней, штрафов) в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда.

В такой ситуации плательщик взносов может подать в ПФР, ФОМС или ФСС заявление и уточнить основание, тип и принадлежность платежа, отчетный (расчетный) период или статус плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие уплату страховых взносов.

Фонд может предложить плательщику провести сверку расчетов. Результаты такой сверки должны быть оформлены актом.

Также фонд может затребовать у банка бумажную копию платежного поручения на перечисление взносов плательщиком. Банк обязан представить такой документ в течение пяти дней со дня получения требования.

Этот документ, а также заявление и акт сверки (если она проводилась) являются основанием для принятия фондом решения об уточнении платежа. Одновременно фонд осуществляет пересчет пеней, которые были начислены за период со дня фактической уплаты взносов до дня принятия решения об уточнении платежа. О принятом решении фонд должен сообщить плательщику в течение пяти дней после принятия такого решения.

Пониженные тарифы

Статья 58 Закона N 212-ФЗ устанавливает пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на переходный период 2011 — 2014 гг.

Поправки, внесенные Законом N 339-ФЗ, расширяют круг плательщиков, уплачивающих страховые взносы в ПФР и ФФОМС по пониженным тарифам.

К числу «избранных» категорий отнесены:

— организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск и издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде;

— хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности, применяющие УСН.

Для СМИ установлены ограничения по видам деятельности. Льготы касаются тех плательщиков, основным видом экономической деятельности которых является:

— деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

— издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

Как обычно, пониженные тарифы не распространяются на средства массовой информации, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера.

Установление пониженных тарифов страховых взносов введено в целях создания экономических стимулов, необходимых для деятельности российских средств массовой информации, повышения заинтересованности в создании бюджетными научными и образовательными учреждениями малых инновационных предприятий и создания дополнительных рабочих мест.

Для указанных плательщиков сохраняется совокупный тариф страховых взносов в 2011 г. в размере 26%, в том числе в ПФР — 20,0%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 1,1%, ТФОМС — 2,0%.

В последующие годы тарифы будут постепенно повышаться:

— в 2012 г. — до 27%, в том числе в ПФР — 20,8%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 3,3%;

— в 2013 г. — до 28%, в том числе в ПФР — 21,6%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 3,5%;

— в 2014 г. — до 30%, в том числе в ПФР — 23,2%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 3,9%;

— и переходом к общеустановленному тарифу в размере 34% с 2015 г.

Изменениями, внесенными в ст. 33 Закона N 167-ФЗ, установлено распределение пониженного размера тарифа, зачисляемого в бюджет ПФР, на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

В течение 2011 — 2014 гг. для страхователей, указанных в пп. 7 п. 4 указанной статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов в ПФР: