Приказ 161 фз

Автор: | 13.09.2018

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
«О материальной ответственности военнослужащих»

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 2006 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 июня 2014 г., 18 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

12 июля 1999 года

Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, за исключением ущерба, причиненного вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Закон устанавливает случаи ограниченной и полной материальной ответственности военнослужащих, порядок определения размера причиненного ущерба и проведения административного расследования при обнаружении ущерба. Установлено, что ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба в совокупности со всеми другими удержаниями не могут превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (и тем самым — фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

С 1 июля зарплату бюджетникам начнут перечислять на карту «Мир»

Соответствующий закон подписал Президент РФ Владимир Путин (Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16-1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе» 1 ).

Согласно документу с 1 июля карты «Мир» будут выдаваться бюджетникам или пенсионерам, обратившимся за открытием нового счета. Что касается действующих бюджетников, то их планируется перевести на национальную платежную систему с 1 июля будущего года. Нынешним пенсионерам карты «Мир» будут выдаваться по мере истечения срока действия имеющихся у них в платежных карт. При этом вне зависимости от срока действия карты такой обмен завершится до 1 июля 2020 года.

Зависит ли процентная ставка по кредиту от обычаев делового оборота и традиций? Ответ – в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

А российские банки в срок до 1 июля текущего года должны будут обеспечить прием карт «Мир» во всех устройствах, используемых для расчетов с использованием платежных карт, в том числе в банкоматах.

Документ вступил в силу 1 мая. Исключением станут нормы, касающиеся приема карт «Мир» продавцами товаров и услуг. В частности, на бизнесменов возлагается обязанность обеспечить их прием в случае, если их выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб. Однако, если в месте реализации товаров или услуг предпринимателем нет доступа к подвижной радиотелефонной связи и Интернету, а также если его выручка от реализации товаров на определенном торговом объекте за предшествующий календарный год составляет менее 5 млн руб., эта обязанность не действует. Данные правила вступят в силу 1 октября.

«Мир» бюджетникам и пенсионерам!

С 1 июля банки обязаны при обращении работников бюджетных учреждений, госорганов, студентов и пенсионеров за открытием банковского счета, предусматривающего осуществление операций с использованием платежных карт, предоставлять им только национальные платежные инструменты, в частности карту «Мир» (п.5.3 ст. 30.5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ). Однако, несмотря на то, что закон уже вступил в силу, правила использования карты «Мир» имеют много белых пятен. Рассмотрим наиболее злободневные вопросы.

История создания национальной платежной системы «Мир»

Непредсказуемые односторонние действия третьих стран в виде разного рода санкций и ограничений показали, что вопрос необходимости обеспечения надежности и бесперебойности расчетов физических лиц на территории Российской Федерации стал особенно очевидным.

Однако первые попытки создания национальной платежной системы были предприняты в России еще в 1993 году, когда группа частных лиц и банковских организаций запустили платежную систему под названием «Юнион Кард». В этот же период своя платежная система появилась и у Сбербанка, она получила название «СБЕРКАРТ» и к 2000 году объединяла 22 банковские организации, обеспечив работу примерно 3 млн пластиковых карт. Если в августе 2010 года Сбербанк принял решение о закрытии этого проекта, то запущенная в конце 1993 года в Новосибирском Академгородке платежная система «Золотая Корона» действует до сегодняшнего дня. Эмиссионный портфель системы на сегодня насчитывает 24 млн карт, включая ко-бейджинговые «Золотая Корона – MasterCard» и «Золотая Корона – UnionPay».

Но, как рассказал профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Юрий Юденков, в 1990-х годах российские банки неоднократно обращались в Банк России с предложением запустить единую национальную платежную систему. Однако Банк России отклонял их из-за отсутствия бюджетных средств, поэтому на тот момент выгоднее оказалось подключиться к международным платежным системам. «Вместе с тем со временем стало понятно, насколько это ненадежно, когда в самый разгар финансового кризиса международные платежные системы отключили обслуживание российских карт в сети банкоматов и торговых точках», – отметил он.

Так, 5 мая 2014 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами платежных систем, находящимися на территории России, должны привлекаться операционные центры, которые соответствуют требованиям Закона № 161-ФЗ и находятся на территории Российской Федерации.

В связи с чем в июле этого же года было официально зарегистрировано акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»), оператор национальной платежной системы «Мир», 100% акций которого принадлежат Банку России. После чего АО «НСПК» приступило к тестированию собственной технологической платформы для обработки банковских операций, включая транзакции международных платежных систем. Для этих операций использовался операционный и платежный клиринговый центр национальной системы платежных карт. А название «Мир» национальная платежная система получила по результатам всероссийского конкурса.

15 декабря 2015 года Банк России и АО «НСПК» объявили о начале эмиссии карт «Мир». Первыми банками, выпустившими национальные платежные карты, стали Сбербанк России, Газпромбанк, МДМ Банк, Московский Индустриальный банк, РНКБ Банк, Банк «РОССИЯ», Связь-Банк и СМП Банк. В 2016 году более 20 банков успешно завершили тестирование карт платежной системы «Мир» в своей инфраструктуре.

К июлю этого года количество выпущенных российскими банками карт национальной платежной системы «Мир» превысило 10 млн штук.

Читайте так же:  Если одолевают коллекторы что делать

Примером успешного запуска национальной платежной системы является китайская компания UnionPay International. Она основана при поддержке Центрального Банка КНР, в числе ее акционеров входит более 200 финансовых учреждений. Отметим, что на мировом рынке китайская платежная система выступает абсолютным лидером по количеству выпущенных карт – около 4 млрд. Причем они принимаются к оплате во многих странах мира, включая Россию.

Кто и когда получит платежную карту «Мир»?

В мае 2017 года Президент России подписал закон о поэтапном переводе бюджетных выплат на карты платежной системы «Мир» (подп. «з» п. 6 ст. 2 Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе»).

Так, с 1 июля 2017 года первыми банковскую карту «Мир» в обязательном порядке получили новые сотрудники различных госструктур – учителя, врачи, работники министерств и ведомств, а также пенсионеры и студенты, которые впервые обратились за открытием банковского счета с использованием платежной карты в целях получения своих выплат (подп. 1 п. 5.3 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ). Однако, как рассказали порталу ГАРАНТ.РУ наши читатели, многие давно перешли на карту «Мир». Например, уже в декабре прошлого года студентам вузов Республики Крым предложили заменить действующие пластиковые карты на национальные.

Помимо них, до 1 июля 2018 года карту «Мир» получат все те, кто уже работает в бюджетных организация, и все студенты, получающие стипендии (подп. 3 п. 5.3 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ). Пенсионеры, имеющие действующие карты, будут менять их по мере того, как истечет срок действия их старых платежных инструментов, но не позднее 1 июля 2020 года.

Таким образом, к июлю 2020 года национальной платежной картой «Мир» должны быть обеспечены все те, кто получают выплаты за счет бюджетных средств: зарплаты, вознаграждения, выплаты денежного содержания, пенсии и стипендии (п. 5.5 ст. 30.5. Закона № 161-ФЗ). Однако, например, в случае получения разовых выплат, таких как налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц или единовременная выплата, законодатель не обязывает пользоваться только национальным платежным инструментом (п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ).

Однако, клиентами карты «Мир» могут пока не стать все те, кто не получает заработную плату за счет бюджетных средств. Но а некоторым совсем не придется переходить на новую платежную систему. Например, физическим лицам, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств РФ при международных организациях (п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ).

Кроме того, закон сохраняет также возможность получать обязательные перечислению на карту «Мир» выплаты наличными (п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ). Поэтому, если гражданин привык получать пенсию или иные социальные выплаты не на банковскую карту, то он так и будет получать их на руки.

Напомним также, что с переходом на национальную платежную систему у продавцов появляется обязанность обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Однако и их минует такая обязанность, если место оплаты находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи или Интернету. В таком случае продавец освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов (п. 1 ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителя).

О плюсах и минусах платежной карты «Мир»

Учитывая, что в перспективе предполагается полное «импортозамещение» платежной системы, рассмотрим ее преимущества и недостатки.

В первую очередь, первым и главным плюсом карты «Мир» является ее автономность и независимость от иностранных платежных систем, политической обстановки в мире. «Наличие в России собственной платежной системы – это, прежде всего, показатель высокого уровня развития экономики страны, гарант независимости от деятельности зарубежных финансовых организаций. Платежная система «Мир» – это полностью российская разработка, которая дает возможность гражданам Российской Федерации получать услуги по картам на территории нашей страны вне зависимости от внешних факторов, гарантирует развитие национальных платежных сервисов», – отметила пресс-секретарь АО «НСПК» Елена Бочарова.

Во-вторых, карта «Мир» создана на основе отечественных технологий и соответствует российским и международным стандартам безопасности. На карте присутствует российский чип, защищающий копирование карты, а также технология для безопасной оплаты в интернете, аналогичная 3D-Secure. Как рассказал заместитель руководителя Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин для пользователей карт никакой разницы в плане безопасности, в сравнении с международными картами, не будет. «Принципиальных преимуществ или отличий, к сожалению, нет, хотя они могли бы быть. Например, можно было бы выпускать карты «Мир» исключительно в варианте с чипом, без магнитной полосы, и обязать все торгово-сервисные предприятия принимать их и модернизировать свое оборудование. В результате можно было бы победить скимминг [вид мошенничества с банковскими картами — Ред.] как таковой полностью, – считает эксперт. – Национальная платежная система защищает суверенитет страны, чтобы в случае отключения России от международных платежных систем не происходила остановка в обслуживании банковских карт».

Добавим, что интернет-платежи по карте «Мир» защищены также собственной технологией MirAccept, которая позволяет пройти полноценную 3D Secure-аутентификацию. Напомним, что MirAccept – это технология, которая обеспечивает безопасность платежей в Интернете. Держателю карты для операции требуется ввести код из СМС, что дополнительно защищает операции по банковской карте. По словам пресс-секретаря системы, в скором времени будет запущена более современная версия сервиса MirAccept 2.0, которая позволит подтверждать платежи в Интернете не только с помощью СМС-пароля, но и используя более безопасную биометрическую аутентификацию (например, отпечаток пальца) или графический ключ. Кроме того, она также отметила, что если банк, выпускающий карты «Мир», предоставляет дополнительные сервисы защиты, такие как «Личный кабинет», «Мобильный банк», то держателям карт «Мир» они будут также доступны.

Еще одно немаловажное преимущество – это цена. Для пенсионеров карты выпускаются и обслуживаются бесплатно. А в целом, как правило, большинство банков не взимают плату за выпуск карты. Оформить карту «Мир», по словам Елены Бочаровой, можно сегодня уже в 98 банках, в числе которых все крупнейшие банки страны: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВТБ24, Россельхозбанк, Тинькофф Банк, Связь-Банк, Почта Банк, Альфа-Банк и многие другие. Число участников НСПК постоянно расширяется. Их актуальный список можно посмотреть на сайтах www.nspk.ru и www.mironline.ru.

Что касается обслуживания карты, то, как отметила пресс-секретарь, каждый банк самостоятельно формирует для клиентов предложения по стоимости выпуска и обслуживания карты. Как правило, это зависит от типа карты (дебетовая или кредитная), ее уровня (классическая или премиальная) и прочих условий обслуживания. «В среднем годовое обслуживание карты «Мир» обойдется от 90 руб. в год. Точную стоимость можно узнать в банке, в котором планируется получение карты», – добавила она. Например, в ПАО «РНКБ» ежегодное обслуживание дебетовой карты «Мир»-Зарплатная» осуществляется бесплатно. В Сбербанке обслуживание карты «Мир»-Классическая» в первый год обойдется в 750 руб., в последующие – 450 руб. Напомним, что минимальная стоимость обслуживания дебетовых карт с оптимальным набором банковских услуг Visa Classic и MasterCard Standard от 750 руб. в год.

Также, по словам эксперта, сейчас в пилотном режиме работает собственная программа лояльности платежной системы «Мир». В основу программы заложен механизм cash-back – при оплате покупки национальной картой можно будет получить обратно на карту часть потраченных денег. «Средний размер такого возврата составит около 10-15 %, но в рамках отдельных маркетинговых акций сумма может быть увеличена до 50%. Полномасштабный запуск программы лояльности по всей стране запланирован на осень 2017 года», – добавила она.

Так, банкоматы и POS-терминалы для приема карт «Мир» становятся обязательными для всех банков и торговых точек (п. 3 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ, п. 1 ст. 16.1 закона о защите прав потребителя). Таким образом, совсем скоро национальная платежная карта будет доступна везде. Как отмечают разработчики, на сегодняшний день она принимается в миллионах торговых точек в России и в самых популярных интернет-магазинах. «Это такие торговые сети, как Ашан, Карусель, Metro, Окей, Лента; американские сети быстрого питания. Участниками платежной системы «Мир» являются 386 кредитных организаций, все они обслуживают карты «Мир» в своих устройствах – банкоматах и терминалах», – рассказала Елена Бочарова. Добавим, что найти ближайший банкомат, принимающий карты «Мир», банковский офис обслуживания для совершения операций по карте или торгово-сервисное предприятие (магазин, кафе, АЗС и т. д.), можно с помощью сервиса геолокации «Локатор устройств».

Между с тем, стоит учесть, что картой можно расплачиваться пока только в России. Однако, как отметил Александр Артемьев, никто не мешает гражданам перечислять с нее средства на карты других платежных систем. Напомним, что перевод между своими счетами в одном банке по общим правилам осуществляется бесплатно. В ином случае за рубежом вам понадобится ко-бейджинговая карта, совместная карта двух платежных систем. Пока такие карты выпускают не все банки. К примеру, мы выяснили, что карту «Мир»-Maestro и «Мир»-JCB может выдать АО «Газпробанк», при этом годовое обслуживание обойдется в 1000 руб. Также, как пояснила Бочарова, подписаны соглашения о выпуске совместных карт «Мир»-AmEx и «Мир»-Union Pay. В России такие карты работают в платежной системе «Мир», в других странах – как карты международной платежной системы.

Читайте так же:  Иглинский мировой суд участок 1

«В будущем появится возможность использовать за рубежом обычную (не ко-бейджинговую) карту «Мир». В рамках проектов по межсистемному взаимодействию ведется работа по приему национальных карт в локальных платежных системах стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Флагманом в этом направлении выступает проект организации взаимодействия российской и армянской платежных систем, запуск которого планируется осенью 2017 года. После старта проекта карты «Мир» будут приниматься в армянской платежной системе ArCa, а карты ArCa – в устройствах сети обслуживания национальной платежной системы «Мир». Также ведутся переговоры по организации приема карт «Мир» за рубежом – в Турции, ОАЭ и Таиланде», – добавила она.

Помимо этого, в АО «НСПК» порталу ГАРАНТ.РУ рассказали о перспективах развития системы. Так, важное направление, над которым работает сейчас разработчик – создание нефинансовых приложений, которые могут быть интегрированы в банковскую карту. «Это дает возможность пользоваться банковской картой как социальной, получая скидки при оплате товаров и услуг, в качестве проездного билета или пропуска в университет для студентов. В настоящее время некоторые из таких приложений уже работают в регионах России. Среди них – социальная карта москвича, карта жителя Башкортостана, карта студента в Ростовском ЮФУ и другие», – подчеркнула Елена Бочарова.

Напомним также, что счет в банке ведется в рублях. А при выполнении платежной операции в других странах с помощью ко-бейджинговых карт, российская валюта автоматически будет конвертироваться в валюту государства по курсу банка, выдавшего карту, поэтому при расчетах в других видах валют будут потери из-за банковского курса конвертации.

Вместе с тем, заместитель генерального директора консалтинговой компании Berkshire Advisory Group Александра Артемьева считает, что банкам потребуется много времени для активного маркетинга и убеждения граждан в преимуществах карты «Мир» в сравнении с другими платежными системами. «В первую очередь это должны быть финансовые преимущества (стоимость выпуска, стоимость обслуживания, величина взимаемой комиссии при различных операциях и пр.), а также набор всех современных сервисов, опций и возможностей существующих у конкурентов», – считает эксперт. При этом, по мнению председателя правления АО «Риабанк» Бориса Липкина, с внедрением этих карт открытым остается вопрос из чего будет формироваться доход банков. «На чем будет зарабатывать банк – пока непонятно. Не брать же комиссии с бюджетников? А расходы для банков будут немалыми: это и затраты на обновление программного обеспечения, обучение персонала, трудозатраты. Поэтому, что касается сугубо банковского бизнеса, то пока нет понимания в отношении перспектив развития национальных платежных карт».

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 № 203-ФЗ,

от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

  • воинские части — органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
  • командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;
  • имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;
  • реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

  • военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
  • действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)
  • военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, — в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Читайте так же:  Форма апелляционная жалоба гпк

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), — разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, — в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. № 10661-Х «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации