Закон для переселенцев из ато и какие пособия

Автор: | 01.03.2018

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ДЕНЕЖНОГО ПОСОБИЯ ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ И БЕЖЕНЦАМ» (утв. ФМС РФ 01.11.93 N 2585)
  • «Российские вести», N 222, 16.11.93,
  • «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ», N 1, 1994,
  • «Нормативные акты ФНС», 1994, N 1

«ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ДЕНЕЖНОГО ПОСОБИЯ ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ И БЕЖЕНЦАМ» (утв. ФМС РФ 01.11.93 N 2585)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 ноября 1993 г. N 382

Утверждаю
Руководитель Федеральной
миграционной службы России
Т.РЕГЕНТ
1 ноября 1993 г. N 2585

Согласовано
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.А.КОРОЛЕВ
15 сентября 1993 года

Вице — президент
Сберегательного банка
Российской Федерации
В.И.МУРАВЛЕВ
15 сентября 1993 года

Заместитель Министра экономики
Российской Федерации
М.Ю.ЮСУПОВ
29 октября 1993 года

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законами Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах» и устанавливает правила выдачи единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам на территории Российской Федерации.

2. Единовременное денежное пособие выплачивается вынужденным переселенцам и беженцам, особо нуждающимся в помощи и зарегистрированным в соответствии с установленным Порядком.

К категории лиц, особо нуждающихся в помощи, относятся одинокие пенсионеры по возрасту, одинокие инвалиды, одинокие матери, имеющие одного или нескольких детей до трехлетнего возраста, многодетные семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет.

Территориальным органам миграционной службы в исключительных случаях предоставляется право принимать решения о выплате единовременного денежного пособия и другим зарегистрированным вынужденным переселенцам и беженцам, остро нуждающимся в помощи.

3. Для получения единовременного денежного пособия представляются следующие документы:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность,

удостоверение вынужденного переселенца или беженца установленного образца,

другие документы, необходимые для рассмотрения вопроса: свидетельство о рождении, пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида и пр.

4. Рассмотрение вопроса о выплате единовременного денежного пособия и оформление необходимых документов осуществляет орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования, городов федерального значения при регистрации лица вынужденным переселенцем или беженцем.

В случаях, когда на территории республики в составе Российской Федерации, административно — территориального образования отсутствует орган миграционной службы, его функции, предусмотренные настоящим Порядком, осуществляются другим органом исполнительной власти, с которым Федеральная миграционная служба России или ее местный орган заключили соответствующий договор.

5. Размер единовременного денежного пособия определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1992 г. N 135 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» и составляет:

размещаемым в городах — в размере минимальной оплаты труда, установленной действующим законодательством, на каждого члена семьи;

размещаемым в сельской местности — в двукратном размере минимальной оплаты труда, установленной действующим законодательством, на каждого члена семьи.

6. Выплата единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам, размещаемым в сельской местности, производится в два срока: первые 50 процентов пособия выплачиваются при получении лицом соответствующего статуса, остальные 50 процентов — после размещения на постоянное жительство в сельской местности и регистрации (прописки) в органах внутренних дел.

7. Единовременное денежное пособие выплачивается в бухгалтерии территориального органа миграционной службы или по его поручению — в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации.

Обслуживание вынужденных переселенцев и беженцев по выдаче единовременного денежного пособия производится учреждениями Сберегательного банка на основе соглашения, заключаемого между Федеральной миграционной службой России и Сберегательным банком Российской Федерации.

8. Территориальные органы миграционной службы делают отметки в карточках регистрации и в удостоверениях вынужденных переселенцев и беженцев о выдаче пособия с указанием даты и суммы.

9. Средства на выплату единовременных денежных пособий ежеквартально перечисляются Федеральной миграционной службой России на бюджетные счета территориальных органов миграционной службы.

Отчет о произведенных выплатах единовременных денежных пособий представляется в Федеральную миграционную службу России ежеквартально и по итогам за год по утвержденной форме.

10. С принятием настоящего Порядка утрачивает силу Временный порядок выплаты единовременного денежного пособия беженцам и вынужденным переселенцам, утвержденный 5 июня 1992 г. Министерством экономики Российской Федерации (N МЮ-251/10-52), Министерством финансов Российской Федерации (N 37), Министерством труда и занятости населения Российской Федерации (N 1147-СШ) по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Сберегательным банком Российской Федерации.

На сайте «Zakonbase» представлен «ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ДЕНЕЖНОГО ПОСОБИЯ ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ И БЕЖЕНЦАМ» (утв. ФМС РФ 01.11.93 N 2585) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете «ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ДЕНЕЖНОГО ПОСОБИЯ ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ И БЕЖЕНЦАМ» (утв. ФМС РФ 01.11.93 N 2585) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать «ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ДЕНЕЖНОГО ПОСОБИЯ ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ И БЕЖЕНЦАМ» (утв. ФМС РФ 01.11.93 N 2585) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Переселенцы на Украине и в Россию: справки и документы, социальные выплаты, устройство на новом месте

С начала военного конфликта на Донбассе в Россию были вынуждены переехать миллионы украинских граждан. Миграция происходила и внутри Украины, когда люди из зоны АТО массово переезжали в другие регионы страны. Россияне, проживавшие на Украине, также оказались в ситуации, когда оставаться в этом государстве стало невозможным. Все эти люди столкнулись со множеством сложностей, ведь зачастую у переселенцев не было с собой не только документов, но и элементарных вещей и одежды. Всем им требовалась помощь — людям нужно где-то жить, кормить свою семью, работать и учиться, пользоваться медицинскими услугами. На какую поддержку в такой катастрофической ситуации могут рассчитывать переселенцы, как в России, так и на Украине?

Вынужденные переселенцы на Украине

В связи со сложной ситуацией на Донбассе многие его жители были вынуждены переехать в другие регионы Украины. По оценкам ООН, внутренняя миграция в этой стране весьма велика, что связано с военными действиями на юго-востоке страны. По данным украинской статистики, на начало 2016 года на Украине зафиксировано больше 1,7 млн вынужденных переселенцев, включая около 20 тысяч выходцев с Крыма. На фоне этого остро встали социальные вопросы: как переоформить пенсию переселенцам, получить детские пособия и другие государственные выплаты? Людей волнует проблема трудоустройства и обучения своих детей.

Чаще всего, люди спасаются от войны, отправляясь в те города, где живут близкие или друзья, кто-то переезжает в Россию. Сложности усугубляются бюрократическими проволочками и экономической нестабильностью на Украине.

С декабря 2014 года украинское правительство прекратило пенсионные выплаты жителям ЛНР и ДНР, уточнив, что любые пособия будут начисляться только после возвращения Новороссии под контроль властей Украины. Для пенсионеров это стало настоящей катастрофой, и единственный выход в этой ситуации — переезд в другие регионы Украины или эмиграция в Россию.

Массовое переселение украинцев происходило не только с юго-востока страны, но и с Крыма, когда полуостров вошел в состав России. При переезде в другие города Украины такие люди должны были оформить справку переселенца, без которой нельзя получить ни пенсию, ни социальное пособие.

Статус переселенца

Справка переселенца выдается в Управлении соцзащиты по месту настоящего проживания. Еще один вариант — обратиться в промежуточный пункт помощи, если такие есть в принимающем городе. Например, в Киеве промежуточный пункт располагается на вокзале «Киев-Пассажирский». С собой нужно иметь паспорт с пропиской в зоне АТО. После проверки документов переселенца зарегистрируют и выдадут справку о статусе ВПЛ (вынужденно переселенное лицо). С этим документом нужно обращаться в соцзащиту для переоформления выплат по новому месту проживания.

Если гражданин сразу обращается в соцзащиту, то заполняется заявление, где указываются:

  • ФИО и паспортные данные;
  • дата и место рождения;
  • информация о семье;
  • сведения и месте регистрации;
  • адрес настоящего местожительства;
  • номер ИНН;
  • причины переезда;
  • наличие жилья, кроме имеющегося в зоне АТО;
  • данные о работе и возможном трудоустройстве по новому месту.

Обратиться в госорган может только один член семьи и оформить справку на всех своих близких. С собой нужно иметь паспорт, ИНН, свидетельства о рождении детей. После передачи всей документации переселенец получает справку ВПЛ (пример — на фото справа), которая действует 6 месяцев, но затем возможно ее продление на аналогичный период.

Если документы отсутствуют, переселенец должен обратиться в органы внутренних дел и пройти процедуру установления личности. Для этого нужны 3 свидетеля, которые подтвердят факт знакомства с гражданином. Также понадобятся фотографии, бумаги о родстве и другие бумаги, которые помогут идентифицировать человека.

Переоформление пенсии

Получение пенсионных выплат — это один из важных вопросов и сложная проблема для людей, покинувших восток Украины. Вопросами возобновления выплат занимается Пенсионный фонд, куда нужно подать заявление о запросе пенсионного дела. В прошении указывается способ получения пенсии, необходимые банковские реквизиты и прикладываются справка переселенца, копии паспорта, ИНН и пенсионного удостоверения. Выплата возобновится со следующего месяца после прекращения начисления пенсии. Получать пенсию переселенцы могут как через почтовые отделения, так и через банковские учреждения.

Важный нюанс: пенсионер должен обратиться в госоран самостоятельно, перевод пенсионного дела невозможен по заявлению его близких.

Помимо пенсий для переселенцев в Украине предусмотрена господдержка малоимущим семьям, одиноким матерям, инвалидам. Льготные выплату также оформляют в соцзащите. Процедура похожа на ту, которую проходят пенсионеры. С собой нужно иметь паспорт, ИНН и документ, подтверждающий право на льготы.

Адресная помощь ВПЛ

Переселенцы могут рассчитывать на денежную помощь для оплаты расходов на обустройство. Ее сумма составляет:

  • Для работоспособного населения — 442 гривны для одного человека;
  • Для неработоспособных лиц — 884 гривны.

Суммарно материальные выплаты не могут превышать больше 2400 гривны в месяц на семью. Для трудоспособных переселенцев есть ограничения. Если такие лица в первые два месяца не устроились на работу, то следующие два месяца размер пособия уменьшается ровно на половину, а дальше выплаты останавливаются. Однако это требование не касается:

  1. Лиц в декретном отпуске;
  2. Родителей, имеющих больше 3 детей;
  3. Граждан, которые ухаживают за инвалидами.

Адресную помощь оформляют в соцзащите, куда нужно передать:

  • Заявление;
  • Справку ВПЛ;
  • Паспорт и ИНН;
  • Копии свидетельств о браке и рождении детей;
  • Банковские реквизиты для получения помощи.

Видео: о справке переселенца на Украине

Переселение в Россию

Хотя украинцы въезжают в Россию в безвизовом порядке, проживать в стране они могут только на протяжении 90 дней. Для легализации своего положения можно выбрать один из вариантов:

  1. Оформление статуса беженца;
  2. Получение временного убежища;
  3. Участие в Госпрограмме добровольного переселения.

Кроме этого, украинцы могут на общих основаниях оформить РВП, потом ВНЖ и в дальнейшем претендовать на получение гражданства.

Госпрограмма переселения

Переселенцы из зоны АТО могут принять участие в Госпрограмме по переселению. Соискатели должны отвечать одному из требований:

  • Рождение в России или в бывших республиках СССР;
  • Есть близкие родственники в РФ, к которым относятся супруг, супруга, родители, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки.

Соотечественники обязаны знать русский язык и особенности жизни в России. Это люди, которые заинтересованы в постоянном проживании и трудоустройстве в РФ с дальнейшим вступлением в гражданство. Принять участие в программе смогут только совершеннолетние лица.

Программа переселения ориентирована не только на украинцев, попавших в сложную ситуацию на Донбассе, но и на иностранцев, проживающих в других государствах постсоветского пространства и дальнего зарубежья.

Участие в программе дает ряд льгот и преимуществ:

  1. Возможность привести собственное имущество без таможенных ограничений и госпошлин.
  2. Получение компенсации затрат на переезд в один из субъектов РФ.
  3. Выплата подъемных средств для обустройства в России.
  4. Вступление в гражданство по упрощенной схеме без получения ВНЖ. В некоторых ситуациях российский паспорт выдается уже спустя 4 месяца после оформления всех бумаг.
  5. Выдача РВП вне квот для участника программы и членов его семьи.
  6. Получение материальной помощи в течение первых 6 месяцев после переезда до устройства на работу.
  7. Для трудоустройства не понадобится патент или разрешение на работу. Участники программы освобождены от оформления этих бумаг.

Беженец — личный статус, который присваивается людям, подвергшимся в своем государстве преследованиям по религиозным, расовым, гражданским и другим признакам. Здесь важно уточнить, что статус беженца присваивается только при условии, что имеют место личные преследования, и иностранец может доказать, что есть угроза его жизни и здоровью.

Среди лиц, не имеющих юридического образования, распространено мнение, что беженцы — это люди, которые спасаются от войны, а это не совсем так. В России люди, уезжающие, например, с Донбасса из-за военных действий на этой территории не смогут в России получить статус беженца, так как нет личного преследования. Другое дело, если в РФ пытается найти защиту человек, который воевал на стороне ДНР или ЛНР и теперь опасается за свою жизнь.

Беженцы могут рассчитывать на социальные льготы, по сравнению с другими иностранцами. Для этих людей организовано временное проживание в специальных пунктах, они получают питание и предметы первой необходимости. В дальнейшем беженцы могут работать на общих с россиянами условиях без патента или разрешения на работу, бесплатно получать медицинскую помощь. Дети таких людей посещают сады и школы.

Процедура легализации

Уже после приезда в Россию иностранцы должны пройти регистрацию по месту проживания в ближайшем отделении ФМС (с апреля 2016 года — ГУВМ МВД). Если человек не имеет родственников в РФ и остановился в лагере беженцев, вопросами регистрации занимается лагерная администрация. В 2018 году продолжает действовать специальная госпрограмма, предполагающая упрощенный порядок легализации беженцев. После регистрации выдается удостоверение беженца и на его основании оформляется РВП на 3 года, что позволит легально устроиться на работу. С РВП беженцы смогут лечиться и отправлять детей в школы или детские сады. Статус беженца дает право на получение социальных пособий и пенсий наравне с россиянами.

Временное убежище

Вопросами оформления временного убежища (ВУ) занимается ФМС. Необходимая документация:

  • Заявление, куда вписываются данные о самом заявителе и членах его семьи, с которыми он прибыл в Россию;
  • Паспорт своей страны;
  • 4 фотографии;
  • Документы о родственных связях, если украинец приезжает с семьей.

Также придется пройти дактилоскопию и медицинское освидетельствование. На время проверки документации заявитель и члены его семьи получают временную справку, подтверждающую легальное нахождение в России. После проверки (эта процедура занимает 3 месяца, но для украинцев сделано исключение — прошение на ВУ рассматривается за 3 дня), выдается свидетельство о предоставлении ВУ, действующее на протяжении одного года (потом его можно продлить на аналогичный период). Эта бумага станет удостоверением личности иностранца в РФ. По ней можно устроиться на работу или зарегистрировать брак, получить медполис или отправить ребенка в школу. Паспорт все это время будет храниться в ФМС. Часто этот момент вызывает сложности, ведь выехать из России не получится. Если иностранец, который получил ВУ, покинет пределы РФ, то его статус аннулируется.

Читайте так же:  Иск о признании договора действующим

Что дает статус ВУ?

Иностранцы с ВУ, согласно закону «О беженцах», могут рассчитывать:

  1. На компенсацию проезда и транспортировки имущества:
  2. На бесплатную медпомощь;
  3. На получение образования в школах и садах;
  4. На поддержку в трудоустройстве;
  5. На денежную помощь, ее размер установлен индивидуально для каждого региона РФ.

Пенсии иностранцам со статусом ВУ не начисляются. Для получения пенсионных выплат, необходимо оформить ВНЖ или, например, принять участие в Госпрограмме по добровольному переселению.

Видео: о предоставлении временного убежища в РФ

Вынужденные переселенцы в РФ

Вынужденными переселенцами в России считаются:

  • Граждане России, вынужденные переехать из одного субъекта РФ в другой;
  • Граждане России, проживающие за рубежом и вынужденные переехать в РФ. Например россияне, проживавшие на Донбассе и вынужденные уехать в РФ после начала боевых действий;
  • Иностранцы, постоянно проживающие в РФ на легальных основаниях (то есть имеющие ВНЖ) и переезжающие из одного региона РФ в другой;
  • Выходцы из республик СССР, имевшие статус беженца в РФ и утратившие его после получения гражданства.

Переезд таких граждан всегда вынужденный. Он связан с насилием по отношению к ним и членам их семей или преследованием в разных формах по религиозным, расовым, национальным или политическим признакам.

Часто понятия «вынужденные переселенцы» и «беженцы» путают или отождествляют. Здесь главное отличие заключается в гражданской принадлежности. Переселенцы в РФ — это всегда граждане России или иностранцы с ВНЖ. Беженцы — выходцы из другого государства, которые также были вынуждены покинуть свою родину из-за опасения за жизнь и здоровье. Стоит добавить, что переселенцами считают не только жертв дискриминации и насилия, но и массовых беспорядков или военных действий, происходящих в их регионе. Здесь в качестве примера можно привести жителей Чеченской Республики, которые покинули ее из-за ведения боевых действий, независимо от политических или религиозных преследований.

Получение статуса

Для оформления документа, подтверждающего правовой статус вынужденного переселенца, граждане РФ или иностранцы с ВНЖ должны подготовить документацию:

  1. Письменное заявление (выдается при обращении в ФМС);
  2. Паспорт;
  3. Две фотографии размером 3,4х4,5 см;
  4. Любые бумаги, подтверждающие социальный статус (свидетельства о браке, о рождении, пенсионное удостоверение и так далее);
  5. Проездные документы, подтверждающие дату приезда в РФ.

Придется доказать, что для переезда имелись веские основания. В случае с Донбассом, например, причина — боевые действия.

После рассмотрения ходатайства выдается свидетельство переселенца, которое действует 5 лет и продлевается в дальнейшем. Права переселенцев аналогичны тем, которыми пользуются другие граждане РФ, им выплачиваются все предусмотренные пособия и начисляется пенсия. Кроме этого, расходы по переезду компенсируются из государственного бюджета, малоимущим выплачивается дополнительные денежные средства. Оказывается помощь переселенцам и в трудоустройстве, и получении комнаты в общежитии, если есть сложности с жильем.

Переселенцы из Крыма и зоны АТО: статус и льготы

«Все о бухгалтерском учете»

Всеукраинская профессиональная газета

Награждена Почетной грамотой и памятным знаком Кабинета Министров Украины за значительный вклад в развитие экономического и правового образования граждан Украины

Временная оккупация Крыма и Севастополя, боевые действия в отдельных районах Луганской и Донецкой областей стали серьезным испытанием для Украины и ее граждан. Эти трагические события, среди прочего, повлекли небывалую для нашей страны вынужденную внутреннюю миграцию. Сотни тысяч людей сменили места жительства и труда. Соответственно, в национальном законодательстве появилось понятие «внутренне перемещенные лица», начала формироваться соответствующая правовая база относительно их прав, обязанностей и льгот.

Стремясь защитить интересы тех, кто вынужден был оставить собственный дом, газета «Все о бухгалтерском учете» предлагает вашему вниманию советы о получении статуса переселенцев, государственной поддержке таких лиц, механизмах реализации законных прав и круге их обязанностей.

Учет и регистрация переселенцев

Кто является внутренне перемещенным лицом?

Такой статус установлен для гражданина Украины, который по стоянно проживает в Украине, которого заставили или который самостоятельно оставил свое место жительства в результате либо с целью избежания негативных последствий вооруженного кон фликта, временной оккупации, повсеместных проявлений насилия, массовых нарушений прав человека и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (абз. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о переселенцах ).

При этом необходимо, чтобы соответствующее лицо имело регистрацию места жительства (по-простонародному — прописку) на территории, где возникли указанные обстоятельства, на момент их возникновения. Такое условие выдвигает ч. 2 ст. 4 Закона о переселенцах.

Далее по тексту мы будем использовать для обозначения такого лица также аббревиатуру ВПЛ и термин «переселенец».

Как переселенцу стать на учет?

Дабы подтвердить свой статус ВПЛ, лицо должно получить справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица. Для получения такого документа совершеннолетний переселенец лично или через законного представителя обращается в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае создания) советов по месту фактического проживания с заявлением о получении указанной справки (ч. 3 ст. 4 Закона о переселенцах, п. 2 Порядка № 509).

От имени детей, детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, недееспособных лиц или лиц, дееспособность которых ограничена, заявление подает законный представитель, то есть один из родителей, опекун или попечитель.

Что касается студентов, которые учились и имели регистрацию места жительства в общежитии на территории, не охваченной чрезвычайными обстоятельствами, то после снятия с указанной регистрации они вправе получить справку о постановке на учет ВПЛ в случае, если не желают возвращаться на предыдущее место жительства в силу определенных обстоятельств.

В случае. когда перемещаемое лицо размещается региональным штабом по вопросам, связанным с социальным обеспечением граждан Украины, которые перемещаются с временно оккупированной территории и районов проведения АТО, заявление подают должностному лицу уполномоченного органа, привлеченному в установленном порядке к участию в работе регионального штаба.

Кроме того, прием заявлений и выдача справок о постановке на учет могут осуществляться в местах проживания переселенцев работниками жилищно-эксплуатационных организаций или уполномоченными лицами, определенными исполнительными органами сельских и поселковых советов, по согласованию с соответствующим уполномоченным органом.

С 13.05.15 г. благодаря постановлению КМУ от 15.04.15 г. № 264 на учет в качестве переселенцев берут не только лиц, которые перемещают с временно оккупированной территории Украины или районов проведения антитеррористической операции, но и тех, кто перемещает из населенных пунктов, расположенных на линии столкновения.

Каким должно быть заявление о постановке на учет переселенца?

Форма заявления утверждена Приказом № 738. В ней надлежит указать следующую информацию (ч. 6 ст. 4 Закона о переселенцах, п. 3 Порядка № 509):

  • фамилию, имя, отчество;
  • гражданство (подданство);
  • реквизиты паспорта;
  • дату и место рождения;
  • пол;
  • сведения о составе семьи, в том числе о несовершеннолетних внутренне перемещенных лицах, которые прибыли вместе с заявителем (при необходимости);
  • сведения о зарегистрированном и фактическом месте жительства;
  • адрес, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручение официальной корреспонденции, и контактный номер телефона;
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (кроме физлиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от принятия такого номера и уведомили об этом соответствующий орган Государственной фискальной службы, а также имеют отметку в паспорте или которые не являются гражданами Украины);
  • обстоятельства, повлекшие внутреннее перемещение с временно оккупированной территории Украины или района проведения АТО;
  • декларацию лица о непричастности такого лица к совершению преступлений или соучастию в преступлениях;
  • данные о наличии у любого из членов семьи во владении жилого помещения, расположенного в регионах иных, нежели временно оккупированная территория Украины или районы проведения АТО;
  • сведения о месте работы и времени, с которого лицо там трудится;
  • сведения о жилищных, социальных, медицинских, образовательных и прочих нуждах;
  • согласие на обработку персональных данных.

Вместе с заявлением подают:

  • граждане Украины — документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Украины (паспорт), или временное удостоверение, которое подтверждает личность гражданина;
  • иностранцы или лица без гражданства — паспортный документ, вид на постоянное жительство или другой документ, удостоверяющий личность;
  • при наличии — документ, подтверждающий факт проживания на территории административно-территориальной единицы, с которой осуществляется внутреннее перемещение в связи с чрезвычайными обстоятельствами (это может быть документ, подтверждающий гражданство Украины, удостоверяющий личность или ее специальный статус с отметкой о регистрации места жительства, военный билет со сведениями о прохождении военной службы, трудовая книжка с записями об осуществлении трудовой деятельности, документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество);
  • при необходимости — свидетельство о рождении детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (если заявитель представляет их интересы и желает, чтобы такие дети получили статус ВПЛ).

В случае подачи заявления законным представителем (опекуном или попечителем) дополнительно предоставляют:

  • документ, удостоверяющий личность законного представителя;
  • документ, подтверждающий полномочия лица как законного представителя, кроме случаев, когда законными представителями являются родители (усыновители).

Приведем пример заполнения такого Заявления о постановке на учет лица, перемещаемого с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции.

Кто и как выдает справку о постановке на учет ВПЛ?

Ее выдает тот же орган, в который обращаются с заявлением — структурное подразделение местной госадминистрации или исполкома горсовета по вопросам соцзащиты населения в день подачи заявления. Справку подписывает и заверяет уполномоченное должностное лицо этого структурного подразделения. При этом заявитель освобожден от уплаты каких-либо платежей и сборов как при первой выдаче такой справки, так и при повторной ее выдаче в случае потери, повреждения или с целью продления ее действия.

Справку выдают по форме, приведенной в приложении к Порядку № 509, она будет распечатана на бумаге формата А4 и подписана должностным лицом уполномоченного органа, а также скреплена печатью такого органа.

При этом сведения о несовершеннолетних лицах, которые перемещаются вместе с родителями или членами семьи, указывают в справке одного из заявителей (п. 6 Порядка № 509).

С 18.03.15 г. благодаря постановлению КМУ от 04.03.15 г. № 79 при выдаче справки должностное лицо уполномоченного органа информирует лицо, которое перемещается, об:

  • обязанности уведомить в течение 10 дней соответствующее территориальное подразделение ГМС о фактическом месте жительства;
  • изменении фактического места жительства или возвращении в оставленное место жительства.

В свою очередь, территориальное подразделение ГМС в трехдневный срок после уведомления лица, которое перемещается, о фактическом месте жительства должно проводить проверку приведенных в справке сведений. При подтверждении таких сведений указанное подразделение проставит на обратной стороне справки отметку о регистрации места жительства лиц, указанных в документе. Обратите внимание: справка недействительна без проставления на ее оборотной стороне указанной отметки.

Более того, территориальное подразделение ГМС с привлечением работников милиции и представителей органов власти осуществляет ежемесячно выборочную проверку приведенных в справках сведений о фактическом месте жительства лиц, которые перемещаются. Если по результатам проверки указанные сведения не подтвердятся, территориальный орган ГМС извещает об этом уполномоченный орган для принятия решения по снятию с учета перемещающихся лиц.

Могут ли отказать переселенцу в выдаче справки о постановке на учет?

Да, заявителю могут отказать в выдаче справки или продлении ее действия (ч. 11 ст. 4 Закона о переселенцах, п. 8 Порядка № 509). Это произойдет по одному из следующих оснований:

  1. отсутствуют обстоятельства, повлекшие внутреннее перемещение (то есть речь идет не о переселенцах из зоны АТО или Крымского полуострова), или обстоятельства, существовавшие ранее, существенно изменились (скажем, соответствующий населенный пункт уже не находится в районе проведения АТО и нет других препятствий для возврата, таких как разрушенное жилье и пр.);
  2. у государственных органов имеются сведения о предоставлении заведомо неправдивых сведений для получения справки;
  3. заявитель потерял или у него украдены документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие гражданство Украины. В таком случае справку выдадут после их восстановления.

При наличии одного из указанных оснований заявителю в день подачи заявления выдадут решение об основаниях отказа за подписью руководителя органа социальной защиты, который осуществляет учет внутренне перемещенного лица. Этот отказ можно обжаловать в суде.

Что делать, если не выдают ни справки, ни отказа в ее выдаче?

В случае неполучения справки или письменно оформленного решения об отказе в течение одного дня с такого обращения лицо вправе обратиться в суд относительно обжалования противоправных действий или бездеятельности такого органа и его должностных лиц. Это следует сделать, подав в местный (городской, районный или горрайонный) суд административный иск.

Как быть, если справка утеряна или испорчена?

В случае потери или порчи справки вместо нее бесплатно выдают дубликат на основании заявления, в котором следует объяснить фактические обстоятельства утери или порчи справки (ч. 12 ст. 4 Закона о переселенцах).

Нужно ли продлевать срок действия справки о постановке на учет ВПЛ?

Да, ведь он составляет шесть месяцев с момента ее выдачи (ч. 8 ст. 4 Закона о переселенцах). Если чрезвычайные обстоятель ства, такие как проведение антитеррористической операции (касается отдельных районов Донецкой и Луганской областей) или временная оккупация (в случае с АР Крым и г. Севастополем), продолжаются, то срок указанной справки может быть продлен на последующие шесть месяцев. Для этого переселенец должен повторно обратиться по фактическому месту своего жительства в соответ ствующее структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения.

При каких обстоятельствах отменят действие справки о постановке переселенца на учет?

Часть 1 ст. 12 Закона о переселенцах предусматривает, что решение об отмене действия справки о постановке на учет ВПЛ могут принять, если переселенец:

  1. подал заявление об отказе от справки;
  2. совершил преступление, а именно — действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя либо на захват государственной власти; посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины; террористический акт; вовлечение в совершение теракта; публичные призывы к совершению теракта; создание террористической группы или организации; содей ствие в совершении теракта; финансирование терроризма; осуществление геноцида, преступления против человечности или военного преступления;
  3. вернулся на оставленное место постоянного жительства;
  4. выехал на постоянное местожительство за рубеж;
  5. предоставил заведомо недостоверные сведения.

В случаях, озвученных под номерами 2 и 5, также будут приняты меры по возмещению экс-переселенцем израсходованных на него средств государственного и местного бюджетов.

Как регистрируют место жительства внутренне перемещенного лица?

Самим получением справки дело не заканчивается. Необходимо обратиться в территориальное подразделение ГМС, которое в народе именуют просто паспортным столом. Оно проставит в справке отметку о регистрации места жительства. Вместе с тем отметку о регистрации места жительства переселенца не вносят в его паспортный документ (ч.ч. 1, 2 ст. 5 Закона о переселенцах). Если же ВПЛ решит переехать, то в течение 10 календарных дней должно уведомить об этом ближайшее территориальное подразделение ГМС.

Как регистрация, так и перерегистрация места жительства ВПЛ — процедуры бесплатные и не предусматривают уплаты суммы государственной пошлины, других платежей и сборов.

Какие фактические обязанности установлены для переселенцев?

Во-первых, при каждой смене места жительства они должны извещать о своем фактическом месте проживания ближайшее территориальное подразделение ГМС в течение 10 дней (п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона о переселенцах). А о возвращении на оставленное место жительства в течение 10 дней переселенцы уведомляют аналогичный орган.

Во-вторых, при выявлении предоставления переселенцем заведомо неправдивых сведений для получения справки о постановке на учет ему придется возместить фактические расходы, понесенные за счет государственного и местных бюджетов для реализации прав, предусмотренных Законом о переселенцах.

В-третьих, ВПЛ обязано один раз в шесть месяцев являться в соответствующее структурное подразделение уполномоченного органа ГМС (п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона о переселенцах).

Читайте так же:  Леруа мерлен возврат ламината

Конечно же, переселенец имеет и другие обязанности, определенные Конституцией и законами Украины.

Защита законных прав и интересов переселенцев

Какие права переселенцев установлены законодательством?

Из числа прав, названных в ч. 1 ст. 9 Закона о переселенцах, нужно отдельно выделить следующие:

  • обеспечение органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и субъектами частного права возможности бесплатного временного проживания (при условии оплаты лицом стоимости коммунальных услуг) в течение шести месяцев с момента постановки на учет ВПЛ. При этом для многодетных семей, инвалидов, лиц преклонного возраста указанный срок может быть продлен;
  • обеспечение лекарственными средствами в случаях и порядке, определенных законодательством;
  • предоставление необходимой медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения;
  • устройство детей в дошкольные и общеобразовательные учебные заведения;
  • получение социальных и административных услуг по месту пребывания;
  • проведение государственной регистрации актов граждан ского состояния, внесение изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановление и аннулирование по месту пребывания;
  • бесплатный проезд для возвращения на свое оставленное постоянное место жительства во всех видах общественного транспорта при исчезновении обстоятельств, повлекших такое перемещение.

С 04.03.15 г. благодаря Закону Украины от 12.02.15 г. № 189-VIII откорректировали положение о месте открытия наследства. Речь идет о случае, когда последнее местожительство наследодателя — населенный пункт, на территории которого органы госвласти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия, или такой населенный пункт расположен на временно оккупированной территории. В таком случае местом открытия наследства считают место подачи первого заявления, что свидетельствует о волеизъявлении в отношении наследственного имущества, наследников, исполнителей завещания, лиц, заинтересованных в охране наследственного имущества, или требования кредиторов.

Если место жительства наследодателя неизвестно, а недвижимое имущество или основная его часть (при отсутствии недвижимости — основная часть движимого имущества) находится в уже указанном населенном пункте, то место открытия наследства определяют аналогично. То есть по месту подачи первого заявления, которое свидетельствует о волеизъявлении в отношении наследственного имущества или требования кредиторов.

Детальнее об этих новациях читайте в газете «Все о бухгалтерском учете» № 23 за 2015 г., стр. 17.

С 11.03.15 г. благодаря постановлению КМУ от 04.03.15 г. № 81 работодатели — юрлица государственной формы собственности вправе не применять в отношении работников, которые перемещают из районов проведения антитеррористической операции, ограничения, установленные п.п. 2-4 Постановления № 245. Последнее предусматривает следующие ограничения для совместителей, которые работают на государственных предприятиях или в учреждениях (организациях), содержащихся из государственного бюджета:

  • продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день. При этом общая продолжительность работы по совместительству означенной категории в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени;
  • на работе по совместительству отпуск предоставляют одновременно с отпуском по основному месту работы;
  • не вправе работать по совместительству руководители государственных юрлиц, их заместители, руководители структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий и т.д.) и их заместители (за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности).

Вместе с тем подчеркнем: ограничения, установленные постановлением № 245, действуют в отношении совместителей, которые работают на предприятиях (в учреждениях или организациях) государственной формы собственности. Аналогичных или подобных ограничений для юрлиц частной формы собственности нормативка не предусматривает, но они могут быть определены учредительными документами, колдоговором и/или локальными актами соответствующего предприятия.

В решении каких вопросов должны оказывать содействие местные органы власти?

Местные госадминистрации в рамках своих полномочий обеспечивают, в частности (ч. 8 ст. 11 Закона о переселенцах):

  • прием граждан и предоставление им безвозмездной первичной правовой помощи по вопросу постановки на учет внутренне перемещенных лиц;
  • предоставление информации переселенцам о возможных местах и условиях для их временного проживания/пребывания с учетом предложений органов местного самоуправления, общественных объединений, волонтерских, благотворительных организаций, других юридических и физических лиц, о состоянии инфраструктуры, окружающей среды в таких местах;
  • оказание при необходимости ВПЛ медико-психологической помощи;
  • бесплатное питание ВПЛ согласно законодательству на период до получения такими лицами статуса безработных или их трудоустройства, но не более одного месяца и т.п.

В свою очередь, органы местного самоуправления в рамках своих полномочий, среди прочего (ч. 9 ст. 11 Закона о переселенцах), предоставляют во временное безвозмездное пользование внутренне перемещенным лицам из коммунальной собственности жилые помещения, пригодные для проживания (при условии оплаты лицом в соответствии с законодательством стоимости коммунальных услуг).

19.06.15 г. вступил в силу Порядок № 356. Он регулирует обеспечение деятельности приемных семей, детских домов семейного типа, которые переместились с временно оккупированной территории или района проведения антитеррористической операции. В частности, этот акт решает вопросы материального обеспечения таких приемных семей и детских домов семейного типа.

Какие льготы установлены для жителей зоны АТО?

Во-первых, на время проведения антитеррористической операции запрещено начисление пени и/или штрафов на основную сумму задолженности по обязательствам по кредитным договорам и договорам займа с 14.04.14 г. и до завершения АТО гражданам Украины, которые зарегистрированы и постоянно проживают или переселились в период с 14.04.14 г. из населенных пунктов, определенных в утвержденном КМУ перечне, где проводилась АТО, а также юрлицам и физлицам-предпринимателям, осуществляющим (осуществлявшим) свою хозяйственную деятельность на территории указанных населенных пунктов (ст. 2 Закона об АТО).

Во-вторых, отменили пеню за несвоевременное внесение платежей за жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электро- и теплоэнергия, водоотвод, содержание и эксплуатация жилья и придомовых территорий, уборка мусора, лифтовое хозяй ство), начисленную с 14.04.14 г. гражданам Украины, проживающим в населенных пунктах, где проводилась АТО (согласно перечню, утвержденному правительством). Этот мораторий действует до окончания АТО (ст. 8 Закона об АТО).

В-третьих, на период действия Закона об АТО его ст. 9 ввела мораторий относительно недвижимого имущества, расположенного на территории проведения соответствующей операции, которое принадлежит гражданам Украины и находится в ипотеке. Мораторий действует относительно:

  • реализации права ипотекодержателя на получение права собственности на предмет ипотеки;
  • реализации права ипотекодержателя на продажу предмета ипотеки (в т.ч. на публичных торгах);
  • выселения жильцов из жилых домов и помещений, переданных в ипотеку, относительно которых есть судебное решение об обращении взыскания на такие объекты.

Получение переселенцами услуг социального характера [1]

07.02.15 г. вступил в силу Закон № 85. Он предусматривает до 31.12.15 г.:

  • погашение задолженности по выплатам заработной платы, стипендий, пенсий, образовавшейся вследствие проведения антитеррористической операции, гражданам, которые проживают на территориях, где проводится антитеррористическая операция, и гражданам, которые временно переселены в другие населенные пункты Украины с территорий, на которых проводится антитеррористическая операция;
  • мораторий на применение принудительной реализации жилья (жилых домов, частей жилых домов, квартир, комнат в квартирах, комнат, жилых секций или блоков в общежитиях, других жилых помещений) указанных граждан;
  • мораторий на начисление и взыскание пени и других штрафных санкций энергопоставляющими компаниями в случае несвоевременного осуществления платежей за потребленные энергетические ресурсы предприятиями — исполнителями или производителями жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляют такие услуги в районе проведения антитеррористической операции.

Где переселенцу получать документы, подтверждающие гражданство Украины, удостоверяющие личность или его специальный статус?

Получить паспорт, вклеить в него фотографии по достижению 25 или 45 лет, получить паспорт для выезда за рубеж и т.д. переселенец сможет в органе ГМС по месту своего фактического жительства (ч. 1 ст. 6 Закона о переселенцах).

В случае утери паспорта гражданина Украины советуем подготовить для предъявления (при наличии):

  • документы (в том числе удостоверяющие личность), то есть паспорт гражданина Украины для выезда за рубеж, свидетельство о рождении, водительское удостоверение, военный билет, пенсионное удостоверение, удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, удостоверение инвалида и т.п.;
  • документы, которые подтверждают регистрацию места жительства (справка о составе семьи или извлечение из домовой книги);
  • копии утерянного паспорта гражданина Украины и/или других документов;
  • фотографии 3,5 х 4,5 см (3 шт.);
  • квитанцию об уплате госпошлины (34 грн) или документ об освобождении от ее уплаты.

На время подготовки нового паспорта (а это может длиться месяц и больше) переселенцу выдают временное удостоверение гражданина Украины. В случае утери свидетельства о рождении следует обратиться в отдел регистрации актов гражданского состояния по месту пребывания.

Если утеряна справка о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика (о присвоении идентификационного кода), то ВПЛ должно обратиться в орган Государственной фискальной службы Украины по месту своего пребывания, то есть в местную государственную налоговую инспекцию. При этом подают заявление на бланке установленного образца с просьбой о выдаче дубликата указанной справки. Его должны выдать уже в день обращения.

Как переселенцу стать на учет в качестве безработного?

Для получения статуса безработного и соответствующего пособия переселенцу необходимо предоставить документы в любой удобно расположенный для него центр занятости:

  • паспорт гражданина Украины (или другой документ, удостоверяющий личность);
  • справку о присвоении идентификационного кода (при наличии);
  • трудовую книжку (ее дубликат или справку архивного учреждения о приеме и увольнении с работы, либо документ, подтверждающий периоды занятости, скажем, гражданско-правовые договоры);
  • диплом или другие документы об образовании (при наличии);
  • военный билет (при необходимости).

Переселенец, зарегистрированный в качестве безработного, получает пособие по безработице, социальные и другие услуги по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы согласно действующему законодательству (ч. 4 ст. 7 Закона о переселенцах).

А вот как быть, если переселенец не уволился с работы (не прекратил другого вида занятости), но не имеет возможности продолжать работу (иной вид занятости) по предыдущему месту жительства? Для получения статуса безработного и пособия по безработице, а также социальных услуг по общеобязательному государ ственному социальному страхованию на случай безработицы он может прекратить трудовые отношения, предоставив нотариально удостоверенное письменное заявление о прекращении работником трудовых отношений с подтверждением того, что это заявление таким гражданином направлено работодателю заказным письмом (с описанием вложенного в него такого заявления).

Более того, ВПЛ, которое не имеет документов, необходимых для предоставления статуса безработного, получает такой статус без требований, которые применяются при обычной процедуре. До получения документов и сведений о периодах трудовой деятельности, заработной плате (доходе), страховом стаже пособие по безработице этим лицам назначают в минимальном размере.

Согласно постановлению КМУ от 08.07.15 г. № 473 для регистрации в качестве безработных, которые обращаются за содействием в трудоустройстве, внутренне перемещенные лица, уволившиеся с работы (прекратившие занятость), при отсутствии документов, которые подтверждают факт увольнения (прекращения занятости), предъявляют:

  • паспорт гражданина Украины или временное удостоверение гражданина Украины;
  • учетную карточку налогоплательщика;
  • справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица;
  • заявление о прекращении трудовых отношений, подлинность подписи на котором нотариально удостоверена, или документ, подтверждающий факт прекращения занятости (гражданско-правовой договор, извлечение из Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей), либо соответствующее решение суда — в случае прекращения трудовых отношений (прекращения занятости) в судебном порядке;
  • расчетный документ (квитанцию), который подтверждает отправление указанного заявления работодателю заказным письмом с описанием вложения.

Указанное постановление содержит еще ряд упрощений процедуры получения статуса зарегистрированного безработного лицами из состава внутренне перемещенных. В частности, оно предусматривает возможность зарегистрироваться в службе занятости внутренне перемещенным лицам, которые являются членами личных крестьянских хозяйств, без предоставления справки о прекращении ведения такого хозяйства или выходе из него. В свою очередь, выпускники высших и профессионально-технических учебных заведений — внутренне перемещенные лица, при обращении в центры занятости справку о направлении на работу или о самостоятельном трудоустройстве не будут подавать.

Как переселенцу лишиться статуса самозанятого лица?

Прекращение самозанятости переселенца осуществляют по его заявлению и упрощенной процедуре (без требований, применяемых при обычной процедуре) по месту фактического жительства такого лица в соответствующем территориальном органе ГМС на основании справки о постановке на учет с отметкой о регистрации (ч. 5 ст. 7 Закона о переселенцах).

Предусмотрен ли упрощенный порядок регистрации переселенцем юрлица или получения им статуса физлица-предпринимателя?

Да, согласно ч. 6 ст. 7 Закона о переселенцах регистрацию ВПЛ юридического лица (при условии его вхождения в состав учредителей такого юрлица) или регистрацию таким переселенцем физического лица — предпринимателя осуществляет госрегистратор по его заявлению и упрощенной процедуре (без требований, применяемых при обычной процедуре) по месту фактического жительства. Основанием служит та же справка о постановке на учет с отметкой о регистрации.

В свою очередь, ст. 4 Закона об АТО уточняет, что для лиц, которые зарегистрированы и переселились с территории проведения АТО в период ее проведения, регистрацию физлица-предпринимателя осуществляет госрегистратор по адресу временного проживания без требования наличия регистрации места жительства по месту проведения регистрационных действий.

При этом проведение регистрационных действий относительно смены местонахождения юрлиц и места жительства физлиц-предпринимателей, местонахождением (местом жительства) которых является территория проведения АТО, осуществляют госрегистраторы в других областях и г. Киеве. Вместе с тем запретили на время проведения АТО осуществление регистрационных действий, связанных со сменой состава учредителей (участников) и руководителя юрлица, местонахождением которого является территория проведения указанной операции.

Может ли переселенец рассчитывать на предоставление реабилитационных средств и услуг?

Зарегистрированное ВПЛ имеет право на обеспечение техническими и другими средствами реабилитации, получение реабилитационных услуг согласно законодательству по месту нахождения. Такие обеспечение и предоставление осуществляют при наличии необходимых документов, подтверждающих право на эти услуги и средства, а при их отсутствии — по данным Централизованного банка данных по проблемам инвалидности (для лиц, которые обращаются повторно) и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ч.ч. 7, 8 ст. 7 Закона о переселенцах).

Как переселенцы реализуют право на образование?

Переселенец, поставленный на учет, вправе продолжить получение определенного образовательного уровня на территории других регионов Украины за счет средств госбюджета или других источников финансирования (ч. 9 ст. 7 Закона о переселенцах).

С 05.07.15 г. благодаря Закону Украины от 14.05.15 г. № 425-VIII дети, если они зарегистрированны как внутренне перемещенные лица, получают до окончания учебных заведений, но не дольше чем до достижения ими 23 лет, право на особую социальную защиту в области профессионально-технического образования (ст. 41 Закона о профтехобразовании).

Государство обеспечивает для детей-переселенцев государственную целевую поддержку для получения профессионально-технического и высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях (ст. 19 Закона об охране детства, ст. 44 1 Закона о профтехобразовании, ст. 44 Закона о высшем образовании). Указанную поддержку предоставляют в виде:

  • полной или частичной оплаты обучения за счет бюджетных средств;
  • льготных долгосрочных кредитов для получения образования;
  • социальной стипендии;
  • бесплатного обеспечения учебниками;
  • бесплатного доступа к сети Интернет, системам баз данных в государственных и коммунальных учебных заведениях;
  • бесплатного проживания в общежитии;
  • других мер, утвержденных Кабмином.

Какие льготы по уплате ипотечных кредитов имеют переселенцы с Крымского полуострова?

В течение срока временной оккупации ВПЛ с временно оккупированной территории АР Крым освобождается от обязанности погашения основной суммы ипотечного кредита и начисленных процентов по ним, если объектом ипотеки является имущество, расположенное (зарегистрированное) на территории, которая после заключения такого ипотечного договора была временно оккупирована (п. 14.2 Закона о СЭЗ «Крым»).

Вместе с тем это правило не работает:

  • относительно жилья, общая площадь которого превышает показатели, установленные нормами НКУ;
  • для гражданина Украины, который выезжает с временно оккупированной территории АР Крым за пределы государ ственной границы Украины на место постоянного житель ства или меняет свое гражданство.
Читайте так же:  Удо по ст 105 ук рф

Можно ли переселенцу сохранить свое рабочее место в зоне АТО при условии переезда в другой регион?

Да, для этого можно воспользоваться нормой п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона об отпусках. Она предусматривает предоставление в обязательном порядке работнику отпуска без сохранения заработной платы (который в народе именуют «за свой счет») на период проведения АТО в соответствующем населенном пункте. Продолжительность такого отпуска должна устанавливаться с учетом времени, необходимого для возвращения к месту работы, которое не может быть больше семи календарных дней после принятия решения о прекращении АТО. То есть работники из зоны АТО могут находиться в отпуске за свой счет в течение всего времени, рассчитанного по формуле «невозможность приступить к работе вследствие проведения АТО в соответствующем населенном пункте + время на возвращение».

Обратите внимание: работодатели, действующие в зоне АТО, однозначно обязаны предоставлять работникам отпуска без сохранения зарплаты в случае подачи соответствующего заявления такими подчиненными.

Как действовать, если трудовая книжка осталась у предыдущего работодателя в зоне АТО?

Переселенец, который намерен трудоустроиться по месту своего нового, фактического, жительства, но не имеет на руках оригинала трудовой книжки, может воспользоваться нормой п. 5.6 Инструкции о трудовых книжках. Согласно ей дубликат трудовой книжки может быть выдан по новому месту работы в связи с отсутствием доступа к трудовой книжке работника вследствие чрезвычайной ситуации, предусмотренной КГЗ, или проведения АТО на территории, где трудился работник.

Дубликат выдает новый работодатель на основании заявления работника и полученной им в письменном виде информации Антитеррористического центра при СБУ о проведении АТО на территории, где трудился работник. А вот при восстановлении доступа к трудовой книжке записи из дубликата о периодах работы переносят в нее.

Справка АТЦ при СБУ тем более важна, поскольку Кабмин сначала утвердил перечень населенных пунктов, где проводят АТО (см. распоряжение от 30.10.14 г. № 1053-р), а потом оперативно приостановил его действие (см. распоряжение от 05.11.14 г. № 1079-р). То есть сейчас подтверждение того, что в определенный промежуток времени в конкретном населенном пункте происходила АТО, носит не общий, на уровне нормативного акта, характер, а индивидуальный — путем получения вышеупомянутой справки. Как подсказывает письмо Минсоцполитики Украины от 12.01.15 г. № 103/0/14-15/06, для получения последней нужно подать в СБУ запрос на получение в письменном виде информации (в произвольной форме) о проведении АТО на территории, где работал заявитель.

В свою очередь, письмо Штаба АТЦ при СБУ от 16.12.14 г. № 33/8428 гласит: ответ на такое заявление предоставят официальным письмом Штаба по результату рассмотрения обращения гражданина. При этом уточнили: обращения граждан относительно предоставления информации о проведении АТО на определенной территории будут рассматривать согласно требованиям Закона об обращении граждан и Инструкции № 44.

Часть 1 ст. 20 указанного Закона говорит: обращения рассматривают и решают в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения — безотлагательно, но не позднее 15 календарных дней со дня их получения. По нашему мнению, предоставление информации о проведении АТО относится ко второму случаю, посему, будем надеяться, с ответами не станут тянуть.

В свою очередь, п. 1.3 Инструкции № 44 устанавливает следующие требования к обращениям граждан, которые подают в СБУ:

  • указание ФИО, места жительства гражданина;
  • изложение сути поднятого вопроса;
  • подписание заявителем с указанием даты.

Несоблюдение этих простых параметров приведет к возврату обращения заявителю без рассмотрения.

Само же заявление может выглядеть следующим образом:

Публикуется на языке оригинала

Штабу Антитерористичного центру при Службі безпеки України
01034, м. Київ, вул. Володимирська, 33
Петренка Станіслава Костянтиновича
місце реєстрації: Донецька область, м. Дебальцеве, вул. Червоного козацтва, буд. 115, кв. 21
місце фактичного проживання: м. Київ, вул. Чорних запорожців, буд. 15-А, кв. 14

Звернення щодо надання інформації про проведення АТО
на певній території України

Прошу надати мені довідку про проведення антитерористичної операції на території м. Дебальцеве Донецької області.

Довідка необхідна для оформлення дубліката трудової книжки за новим місцем роботи в м. Києві на підставі п. 5.6 Інструкції про порядок ведення трудових книжок працівників, затвердженої наказом Мінпраці України, Мін’юсту України, Мінсоцзахисту населення України від 29.07.1993 р. № 58.

Довідку прошу надати відповідно до вимог Закону України «Про звернення громадян» від 02.10.1996 р. № 393/96-ВР та надіслати її за місцем мого фактичного проживання.

Выплата переселенцам денежной помощи

Предусмотрено ли предоставление переселенцам регулярной денежной помощи на проживание?

Да, соответствующие процедуры урегулировал Порядок № 505. Ежемесячную адресную помощь предоставляют с целью покрытия затрат на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг, со дня обращения за ее назначением и выплачивают по месяц снятия с учета в качестве ВПЛ включительно, но не более шести месяцев.

Денежная помощь вынужденным переселенцам

Каким переселенцам предоставляют ежемесячную адресную помощь для покрытия затрат на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг?

Рассчитывать на такую помощь вправе граждане Украины, ино странцы и лица без гражданства, которые одновременно соответ ствуют следующим признакам (п. 2 Порядка № 505):

  • постоянно проживают на территории Украины и перемещаются с временно оккупированной территории Украины или районов проведения АТО либо вынуждены были оставить свое постоянное место жительства в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия;
  • переместились в населенные пункты, на территории которых органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме;
  • состоят на учете в структурных подразделениях по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, структурных подразделениях по вопросам социальной защиты населения исполнительных органов городских, районных в городах советов.

С 15.05.15 г. благодаря постановлению КМУ от 08.04.15 г. № 257 на ежемесячную адресную помощь для покрытия затрат на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг, вправе претендовать лица, которые перемещаются не только с временно оккупированной территории Украины или районов проведения антитеррористической операции, но и из населенных пунктов, расположенных на линии столкновения.

Каков размер ежемесячной адресной денежной помощи переселенцам?

Пункт 3 Порядка № 505 предусматривает ее выплату в следующих размерах:

  • для нетрудоспособных лиц (пенсионеров, инвалидов, детей) — 884 грн на одного человека (члена семьи);
  • для трудоспособных лиц — 442 грн на одного человека (члена семьи).

При этом общая сумма помощи на семью, которую рассчитывают как сумму размеров помощи на каждого члена семьи, не может превышать 2400 грн.

Обратите внимание: если в составе семьи, которой назначена денежная помощь, произошли изменения, размер помощи пересчитывают с месяца, следующего за месяцем возникновения таких изменений, по заявлению уполномоченного представителя семьи или на основании информации компетентного органа.

С 17.03.15 г. благодаря постановлению КМУ от 11.03.15 г. № 95 размер соответствующей помощи для инвалидов установлен на уровне прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность. По 30.11.15 г. эта сумма составляет 949 грн, а в декабре 2015 г. — 1074 грн.

Влияет ли ежемесячная помощь на получение социальной помощии налогооблагаемый доход?

Нет, размера полученной денежной помощи не учитывают при исчислении совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, которые предоставляют согласно законодательству. Кроме того, этот размер не включают в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход в соответствии с пп. 165.1.1 НКУ. Оба эти исключения установлены п. 4 Порядка № 505.

Как получить ежемесячную адресную денежную помощь?

Ее назначают на семью и выплачивают одному из ее членов при условии предоставления письменного согласия произвольной формы о выплате денежной помощи этому лицу от других членов семьи. Такой получатель будет в вопросах получения помощи уполномоченным представителем семьи.

Итак, уполномоченный представитель семьи обращается в орган власти по фактическому месту жительства (нахождения) с соответствующим заявлением и предъявляет паспорт гражданина Украины или другой документ, удостоверяющий личность, и справки всех членов семьи о постановке на учет в качестве ВПЛ.

В заявлении нужно указать следующие сведения о всех членах семьи, претендующих на получение денежной помощи:

  • фамилию, имя и отчество;
  • число, месяц, год рождения;
  • серию, номер паспорта гражданина Украины, кем и когда выдан, для иностранцев или лиц без гражданства — серию, номер паспортного документа и вида на постоянное жительство;
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (его не указывают физлица, которые в силу своих религиозных убеждений отказываются от принятия такого номера и уведомили об этом соответствующий орган Государственной фискальной службы, а также имеют отметку в паспорте);
  • зарегистрированное и фактическое места жительства (нахождения);
  • реквизиты счета уполномоченного представителя семьи в уполномоченном банке, на который будет перечисляться денежная помощь;
  • наличие у любого из членов семьи во владении жилого помещения, расположенного в регионах иных, нежели временно оккупированная территория Украины и районы проведения АТО;
  • наличие во владении всех членов семьи транспортных средств (механизмов), подлежащих государственной регистрации и учету в Госавтоинспекции (с указанием срока эксплуатации с даты выпуска);
  • наличие у любого из членов семьи на депозитном банковском счете средств в размере, превышающем 10-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудо способных лиц;
  • место работы лиц трудоспособного возраста и время, с которого лицо там работает.

Заявление и приложенные к нему документы рассматривают в течение 10 календарных дней (п. 8 Порядка № 505). За это время орган власти назначит денежную помощь или откажет в ее назначении. В последнем случае об этом предоставляют соответствующее уведомление уполномоченному представителю семьи.

Заявление о назначении ежемесячной адресной помощи для покрытия затрат на проживание может выглядеть следующим образом:

Публикуется на языке оригинала

Управлінню соціального захисту населення виконавчого комітету Станіславівської міської ради Прикарпатської області
Сердюка Бориса Сергійовича
місце реєстрації: м. Донецьк, вул. Червоних гайдамаків, 172, кв. 5
фактичне місце проживання: м. Станіславів, вул. Січових Стрільців, 32, кв. 14

ЗАЯВА
про призначення щомісячної адресної допомоги для покриття витрат на проживання

Відповідно до Порядку надання щомісячної адресної допомоги особам, які переміщуються з тимчасово окупованої території України та районів проведення антитерористичної операції, для покриття витрат на проживання, в тому числі на оплату житлово-комунальних послуг, затвердженого постановою КМУ від 01 жовтня 2014 р. № 505, прошу призначити щомісячну адресну допомогу для покриття витрат на проживання моїй сім’ї у складі 4 (чотирьох) осіб як таким, що переміщені з району проведення антитерористичної операції.

Відомості про членів сім’ї, які претендують на отримання грошової допомоги:

Прізвище, ім’я та по батькові: Сердюк Борис Сергійович;
— число, місяць, рік народження: 07 липня 1970 р.;
— серія, номер паспорта громадянина України, ким і коли виданий: СА 541908, виданий Ворошиловським РВ Донецького МУ ГУ МВС України в Донецькій області 20.09.1996 р.;
— реєстраційний номер облікової картки платника податків: 2701234971;
— зареєстроване місце проживання (перебування): м. Донецьк, вул. Червоних гайдамаків, 172, кв. 5;
— фактичне місце проживання (перебування): м. Станіславів, вул. Січових Стрільців, 32, кв. 14;
— реквізити рахунку вповноваженого представника сім’ї в уповноваженому банку, на який перераховуватиметься грошова допомога: р/р 26004576133298 у Станіславівській філії ПрАТ «Комерційний банк «Пуляресінвестбанк»», МФО 339078;
— житлове приміщення, розташоване в регіонах, інших ніж тимчасово окупована територія України та райони проведення антитерористичної операції, — у володінні відсутнє;
— транспортний засіб (механізм), що підлягає державній реєстрації та обліку в Державтоінспекції, у володінні — легковий автомобіль «Єдиноріг-112», дер жавний номер КН 9614 СС, строк експлуатації з дати випуску — 4 роки;
— на депозитному банківському рахунку кошти в розмірі, що перевищує 10-кратний розмір прожиткового мінімуму, встановленого для працездатних осіб, — відсутні;
— місце роботи та час, із якого там працює: Станіславівська міська станція швидкої допомоги, водій, з 01 вересня 2014 р.

Прізвище, ім’я та по батькові: Сердюк Галина Іванівна;
— число, місяць, рік народження: 23 квітня 1971 р.;
— серія, номер паспорта громадянина України, ким і коли виданий: СА 552138, виданий Ворошиловським РВ Донецького МУ ГУМВС України в Донецькій області 24.12.1996 р.;
— реєстраційний номер облікової картки платника податків: 2908341922;
— зареєстроване місце проживання (перебування): м. Донецьк, вул. Червоних гайдамаків, 172, кв. 5;
— фактичне місце проживання (перебування): м. Станіславів, вул. Січових Стрільців, 32, кв. 14;
— житлове приміщення, розташоване в регіонах, інших ніж тимчасово окупована територія України та райони проведення антитерористичної операції, — у володінні відсутнє;
— транспортний засіб (механізм), що підлягає державній реєстрації та обліку в Державтоінспекції, — у володінні відсутній;
— на депозитному банківському рахунку кошти в розмірі, що перевищує 10-кратний розмір прожиткового мінімуму, встановленого для працездатних осіб, — відсутні;
— місце роботи та час, із якого там працює: тимчасово не працює.

Прізвище, ім’я та по батькові: Сердюк Марина Борисівна;
— число, місяць, рік народження: 14 травня 1996 р.;
— серія, номер паспорта громадянина України, ким і коли виданий: МК 184408, виданий Ворошиловським РВ Донецького МУ ГУМВС України в Донецькій області 14.02.2012 р.;
— реєстраційний номер облікової картки платника податків: 2801452822;
— зареєстроване місце проживання (перебування): м. Донецьк, вул. Червоних гайдамаків, 172, кв. 5;
— фактичне місце проживання (перебування): м. Станіславів, вул. Січових Стрільців, 32, кв. 14;
— житлове приміщення, розташоване в регіонах, інших ніж тимчасово окупована територія України та райони проведення антитерористичної операції, — у володінні відсутнє;
— транспортний засіб (механізм), що підлягає державній реєстрації та обліку в Державтоінспекції, — у володінні відсутній;
— на депозитному банківському рахунку кошти в розмірі, що перевищує 10-кратний розмір прожиткового мінімуму, встановленого для працездатних осіб, — відсутні;
— місце роботи та час, із якого там працює: не працює, студентка денного відділення геологорозвідувального факультету Станіславівського національного технічного університету нафти, газу і сланцю.

Прізвище, ім’я та по батькові: Сердюк Юрій Борисович;
— число, місяць, рік народження: 05 грудня 2001 р.;
— серія, номер паспорта громадянина України, ким і коли виданий: відсутній (малолітня особа);
— реєстраційний номер облікової картки платника податків: не отримувався (малолітня особа);
— зареєстроване місце проживання (перебування): м. Донецьк, вул. Червоних гайдамаків, 172, кв. 5;
— фактичне місце проживання (перебування): м. Станіславів, вул. Січових Стрільців, 32, кв. 14;
— житлове приміщення, розташоване в регіонах, інших ніж тимчасово окупована територія України та райони проведення антитерористичної операції, — у володінні відсутнє;
— транспортний засіб (механізм), що підлягає державній реєстрації та обліку в Державтоінспекції, — у володінні відсутній;
— на депозитному банківському рахунку кошти в розмірі, що перевищує 10-кратний розмір прожиткового мінімуму, встановленого для працездатних осіб, — відсутні;
— місце роботи та час, із якого там працює: не працює, учень Станіславівської загальноосвітньої школи І—ІІІ ступенів № 12 ім. Олександра Тисовського.

Додатки до заяви:

1) копії довідок усіх членів сім’ї про взяття на облік осіб, які переміщуються (на 4 арк.);

2) копія свідоцтва про одруження Сердюка Б. С. і Сердюк г. І. (на 1 арк.);

3) копії свідоцтв про народження Сердюк М. Б. і Сердюка Ю. Б. (на 2 арк.);

4) письмова згода про виплату грошової допомоги уповноваженому представнику сім’ї від інших членів сім’ї (на 1 арк.);

5) згода на обробку персональних даних (на 1 арк.).