Договор дарения казенные учреждения

Автор: | 14.08.2018

Содержание:

Казенное учреждение заключило муниципальный контракт на оказание услуг по государственной экспертизе проектной документации. Но так как были денежные затруднения, обязательства по оплате взяла на себя организация, которая разрабатывала проект (оплата произведена безвозмездно). Из документов в бухгалтерию представлено письмо, оформленное между организацией, проводившей экспертизу, и казенным учреждением об оплате обязательства подрядчиком — разработчиком проектной документации. Акт о проведении государственной экспертизы оформлен между казенным учреждением и организацией, ее проводившей. Какие бухгалтерские записи должны быть отражены в учете казенного учреждения? Нужно ли отразить операцию на 302-х счетах или только на счете 106 11 как увеличение балансовой стоимости строящегося объекта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В учете казенного учреждения подлежат отражению возникшие факты хозяйственной жизни, оформленные первичными учетными документами. Поскольку контракт заключен между казенным учреждением и экспертной организацией, то расчеты с данной организацией с применением счета 302 00 в учете казенного учреждения подлежат отражению. Бухгалтерские записи по исполнению принятых обязательств сторонней организацией положениями Инструкции N 157н не урегулированы. Их применение должно быть установлено финансовым органом (главным распорядителем бюджетных средств).

Обоснование вывода:
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, данные которого подлежат своевременному отражению и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
В рассматриваемой ситуации контракт на оказание услуг по государственной экспертизе проектной документации заключен казенным учреждением. Казенные учреждения путем заключения контрактов принимают на себя бюджетные обязательства (абз. 2 п. 3 ст. 219 БК РФ). При наличии оформленного между казенным учреждением и экспертной организацией акта в учете казенного учреждения отражается кредиторская задолженность перед контрагентом и, соответственно, принимается денежное обязательство (согласно п. 141 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее — Инструкция N 162н).
Исполнение бюджета по расходам предполагает после принятия денежного обязательства его санкционирование и подтверждение (п. 2 ст. 219 БК РФ). Подтверждение денежного обязательства, в свою очередь, осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета (п. 6 ст. 219 БК РФ).
В рассматриваемой ситуации процедуры санкционирования и подтверждения денежного обязательства в отношении расходов по проведению экспертизы проектной документации не были проведены. Оплату произвела подрядная организация, разработавшая проектную документацию. В случае, когда одна сторона освобождает другую сторону от имущественной обязанности перед третьим лицом, соответствующие отношения признаются договором дарения. К таким отношениям применяются нормы главы 32 ГК РФ.
Исполнение бюджета по доходам, к которым в том числе относятся доходы по договору дарения, регламентировано ст. 218 БК РФ, которая не предполагает неденежный способ исполнения.
Учитывая изложенное, исполнение бюджета по доходам и расходам неденежным способом статьи 218 и 219 БК РФ не предполагают. В то же время ГК РФ такого исполнения не исключает. В ответе правомерность осуществления соответствующих хозяйственных операций не рассматривается.
Что касается бухгалтерских записей, порядок отражения рассматриваемой хозяйственной ситуации положениями Инструкции N 162н не урегулирован. Соответственно, применяемые корреспонденции в таком случае казенному учреждению следует согласовать с финансовым органом и (или) главным распорядителем бюджетных средств (абз. 20 п. 2 Инструкции N 162н). Согласованные бухгалтерские записи не должны вступать в противоречие с положениями Инструкции N 162н.
Согласно положениям п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, проведение государственной экспертизы проектной документации отражается по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Прочие неналоговые доходы, в том числе безвозмездные поступления, отражаются по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ. Расчеты по соответствующим доходам отражаются с применением счета 205 81 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» (п.п. 197, 199 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н). Формирование капитальных вложений в объекты основных средств — недвижимого имущества отражается с применением счета 106 11 (п. 130 Инструкции N 157н).
Учитывая изложенное, а также положения Инструкции N 162н, операции по расчетам за услуги экспертизы проектной документации могут быть отражены бухгалтерскими записями:
1. Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 26 730
— на основании акта между казенным учреждением и экспертной организацией отражены затраты на осуществление капитальных вложений в объект;
2. Дебет КДБ 1 205 81 560 Кредит КДБ 1 401 10 180
— отражено обязательство подрядной организации по оплате расходов;
3. Дебет КРБ 1 302 26 830 Кредит КРБ 1 205 81 660
— отражена оплата расходов по экспертизе проектной документации подрядной организацией.
В рассматриваемой ситуации на счетах санкционирования отражены принятые бюджетные и денежные обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств устанавливается финансовым органом того публично-правового образования, расходы бюджета которого осуществляются (согласно п. 6 ст. 219 БК РФ). Соответственно, вопрос отражения исполнения отраженных в учете казенного учреждения бюджетных и денежных обязательств следует урегулировать с данным финансовым органом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

27 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Какими проводками учитывать новогодние подарки для детей?

Ира75_, Добрый день!

Отражены расходы на приобретение подарков у поставщика
Д 2 401 20 290 К 2 302 91 000 сумма 30 000

Отражена сумма «входного» НДС, предъявленная поставщиком подарков
Д 2 210 12 000 К 2 302 91 000 сумма 5400

Приняты подарки к забалансовому учету
Д Забалансовый счет 07 сумма 35 400

Принят к вычету НДС
Д 2 303 04 000 К 2 210 12 000 сумма 5400

Произведена оплата подарков с лицевого счета, открытого в ОФК
Д 2 302 91 000 К 2 201 11 000 сумма 35 400

Списаны подарки с забалансового учета при выдаче их сотрудникам
К Забалансовый счет 07 сумма 35 400

Начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет
Д 2 401 10 130 К 2 303 04 000 сумма 5400

———————————
Согласно изменениям, внесенным Приказом N 89н в п. 224 Инструкции N 157н, этот счет применяется вместо счета 0 210 01 000 (п. 224 Инструкции N 157н). Эти изменения применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 г., если иное не определено учетной политикой учреждения (п. 2 Приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н).

* * *
Если стоимость детского новогоднего подарка не превышает 3000 руб., заключать письменный договор дарения не обязательно. Подарки детям сотрудников могут быть приобретены как за счет средств бюджета, так и за счет средств, полученных бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности. Главное, чтобы такие расходы были предусмотрены в смете казенных учреждений и в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений. Стоимость переданных сотрудникам детских новогодних подарков:

— не облагается НДФЛ в пределах лимита, равного 4000 руб.;

— не включается в расходы при налогообложении прибыли;

— облагается НДС, поскольку признается реализацией товаров на безвозмездной основе;

— не учитывается при расчете базы по страховым взносам.

Для учета новогодних подарков используется забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
Источник: сайт отрасли-права.рф, статья Приобретение новогодних подарков для детей сотрудников (Мишанина М.); дата публикации10.04.2015

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Может ли администрация получать пожертвования от частных лиц?

    Ответил пользователь, Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт (simonova)

    Дарение вещи или права в общеполезных целях признается пожертвованием. Пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса указано, что они могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, определенным статьей 124 Гражданского кодекса, в соответствии с которой субъектами гражданского права признаются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

    К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

    В соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса юридическое лицо, принимающее пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. В случае оформления поступления в качестве пожертвования учреждению необходимо прописать в учетной политике порядок обособленного учета указанных операций и обеспечить его соблюдение. Например, ввести дополнительные аналитические коды синтетических счетов (п. 1 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).

    Так как пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, то и договор пожертвования будет частным случаем договора дарения. Поэтому при его оформлении следует руководствоваться нормами, регулирующими порядок заключения договора дарения. Указанные нормы определены положениями статьи 574 Гражданского кодекса. Согласно им дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением следующих случаев:

    • дарителем является юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3000 руб.;
    • договор содержит обещание дарения в будущем.
    Читайте так же:  Требования к охране объекта строительства

    То есть исходя из вышеизложенного, если стоимость жертвуемого движимого имущества не превышает 3000 руб., письменный договор можно не заключать. Но, принимая во внимание указания пункта 3 статьи 582 Гражданского кодекса, которые гласят, что пожертвование имущества может быть обусловлено жертвователем его использованием по определенному назначению, письменный договор следует заключать вне зависимости от суммы пожертвования. Если в дар передано недвижимое имущество, то такой договор дарения подлежит государственной регистрации.

    Принимаем к учету

    Чтобы принять пожертвования к учету, должны быть оформлены первичные документы.

    Если пожертвование произошло в имущественной форме, то следует определить его денежную стоимость, так как объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции № 157н), которой признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).

    При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, которая должна быть создана в учреждении, могут использоваться:

    • данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
    • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
    • экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

    Принимая пожертвования, следует учитывать тип учреждения.

    Согласно пункту 20 статьи 30 закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ), источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенными учреждениями, является соответствующий бюджет бюджетной системы. В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе целевых средств.

    Положениями Бюджетного кодекса предусмотрено получение безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение. Так, в пункте 3 статьи 217 указано, что в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Минфин России в письме от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2016 подтвердил эти указания, разъяснив, что при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ целевых средств сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов.

    В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, учет пожертвованных денежных средств отражается следующими записями:

    Дебет 1 201 34 510

    в кассу учреждения»

    Кредит 1 205 81 660

    «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

    — поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;

    Дебет 1 205 81 560

    «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

    Кредит 1 401 10 180

    — отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;

    Дебет 1 210 03 560

    «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

    Кредит 1 201 34 610

    «Выбытия средств из кассы учреждения»

    — отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности;

    Дебет 1 201 11 510

    «Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

    Кредит 1 210 03 660

    «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

    — зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

    Дебет 1 210 02 180

    «Расчеты с финансовым органом по поступившим

    в бюджет прочим доходам»

    Кредит 1 205 81 660

    «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

    — денежные средства, полученные по договору пожертвования, перечислены в доход бюджета.

    Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) учреждения, в котором должен быть прописан такой источник средств, как безвозмездные поступления от граждан и юридических лиц.

    В учете операции поступления пожертвования денежных средств отражаются с учетом положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

    Дебет 2 201 34 510

    в кассу учреждения»

    Кредит 2 205 81 660

    «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

    — поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;

    Дебет 2 205 81 560

    «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

    Кредит 2 401 10 180

    — отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;

    Дебет 2 210 03 560

    «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

    Кредит 2 201 34 610

    «Выбытия средств из кассы учреждения»

    — отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности;

    Дебет 2 201 11 510

    «Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

    Кредит 2 210 03 660

    «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

    — зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

    Положениями статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174н «Об автономных учреждениях» определено, что полный перечень видов деятельности, которые автономное учреждение осуществляет в обязательном порядке, должен быть закреплен в уставе учреждения. Следовательно, в уставе автономного учреждения должна быть указана возможность получения имущества по договору пожертвования.

    Записи, отражающие операции по учету пожертвованных средств, производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.

    Дебет 2 201 34 000

    Кредит 2 205 81 000

    «Расчеты с плательщиками прочих доходов»

    —поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;

    Дебет 2 205 81 000

    «Расчеты с плательщиками прочих доходов»

    Кредит 2 401 10 180

    — отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;

    Дебет 2 210 03 000

    «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»

    Кредит 2 201 34 000

    — отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения;

    Дебет 2 201 11 000

    «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

    Кредит 2 210 03 000

    «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»

    — зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

    После зачисления пожертвований в доход бюджета и внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись учреждение может воспользоваться денежными средствами согласно их целевому назначению.

    Согласно статье 1 Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

    Таким образом, если указанные пожертвования использованы при соблюдении условий, перечисленных в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса, то они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

    Одновременно обращаем внимание, что в случае, если передача в безвозмездное пользование или дарение имущества, приобретенного за счет средств пожертвования, не соответствовали назначению целевого поступления, доход в виде стоимости полученного имущества включается в налоговую базу по налогу на прибыль на основании пункта 14 статьи 250 Налогового кодекса.

    Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

    Дарение имущества: особенности учета (Ларцева Л.)

    Дата размещения статьи: 14.05.2015

    Нередко в образовательных учреждениях встречаются случаи дарения и пожертвования имущества различными юридическими и физическими лицами. В качестве такого имущества могут выступать как объекты нефинансовых активов (основные средства, материалы), так и денежные средства. О порядке бухгалтерского и налогового учета имущества, поступившего по договору дарения (пожертвования), расскажем в данной статье.

    Правовые основы дарения

    Основополагающие нормы, регулирующие взаимоотношения сторон по договору дарения, содержатся в гл. 32 «Дарение» ГК РФ.

    По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

    Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, в которых письменная форма договора является обязательной, а именно:

    — дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 руб.;

    — договор содержит обещание дарения в будущем;

    — имеет место договор дарения недвижимого имущества, подлежащий государственной регистрации.

    Читайте так же:  Образец письменного заявления об увольнении

    Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи либо вручения правоустанавливающих документов.

    Обратите внимание! При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

    Пожертвование как частный случай дарения. В силу ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

    На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

    Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

    Стоит отметить, что если законом не установлен иной порядок, то при невозможности использования пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением вследствие изменившихся обстоятельств оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя — по решению суда.

    Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных п. 4 ст. 582 ГК РФ, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК РФ). Кроме того, к пожертвованиям не применяются ст. ст. 578 «Отмена дарения» и 581 «Правопреемство при обещании дарения» ГК РФ.

    Учет подаренного имущества

    В соответствии с п. 23 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

    Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

    Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции N 157н).

    При этом под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

    Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем.

    При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются:

    — данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

    — сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

    — экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

    При поступлении подаренного имущества комиссия оформляет акт приема-передачи объекта основных средств (ф. 0306001) или акт о приемке материалов (ф. 0315004). На основании таких документов, а также договора дарения (пожертвования), подтверждающих безвозмездность передачи благотворителем имущества и факт получения объектов учреждением, поступившие предметы принимаются к бухгалтерскому учету. При этом производятся следующие бухгалтерские записи:

    1) бюджетными (автономными) учреждениями (п. 150 Инструкции N 174н , п. 178 Инструкции N 183н ):

    Дебет счета 2 100 00 000 «Нефинансовые активы»

    Кредит счета 2 401 10 180 «Прочие доходы»;

    2) казенными учреждениями (п. п. 7, 23 Инструкции N 162н ):

    Дебет счета 1 100 00 000 «Нефинансовые активы»

    Кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы».

    Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

    Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

    Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

    Пример 1. Индивидуальный предприниматель подарил школе (бюджетному учреждению) компьютерную технику. Оценка ее стоимости проведена независимой организацией. По результатам такой оценки стоимость компьютерной техники составила 30 000 руб. Услуги по оценке оплачены за счет собственных доходов учреждения в сумме 3000 руб. Подаренные объекты отнесены к иному движимому имуществу учреждения.

    В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

    Договор дарения казенные учреждения

    И.В. Артемова,
    главный бухгалтер, консультант

    Образовательные и научные учреждения могут получать пожертвования от юридических и физических лиц, а также безвозмездно получать доходы от целевого капитала. Необходимо правильно оформлять такие поступления документально, а также планировать соответствующие доходы и расходы.

    Согласно ч. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться не любым лицам, однако образовательные и научные организации включены в число тех, кто может быть их получателем. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Их получателями могут быть все типы государственных (муниципальных) учреждений (далее — ГМУ).
    Когда осуществляется пожертвование имущества учреждению, жертвователь может предусмотреть его использование по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется учреждением в соответствии с его назначением. Например, гражданин пожертвовал школе набор мебели, указав, что он должен использоваться для учеников младших классов. В этом случае учреждение не вправе использовать его для учеников старших классов. Юридическое лицо, принимающее подобное пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (ч. 3 ст. 582 ГК РФ).
    Вследствие изменившихся обстоятельств использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением может стать невозможным. В этом случае оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя — по решению суда (ч. 4 ст. 582 ГК РФ). Нарушение этих условий дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.
    Договор пожертвования является частным случаем договора дарения и должен совершаться в соответствующей форме.
    Дарение, непосредственно сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно. Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т. п.) либо вручения правоустанавливающих документов (ч. 1 ст. 574 ГК РФ).
    Согласно ч. 2 ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:

    Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

    В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
    Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
    Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

    Пожертвования казенному учреждению от физических и юридических лиц (Салина Л.)

    Дата размещения статьи: 06.10.2015

    Получая в качестве пожертвования имущество, в том числе денежные средства, бухгалтеру казенного учреждения необходимо знать положения гражданского, бюджетного, бухгалтерского и налогового законодательства. Эта статья поможет правильно отразить в бухгалтерском учете операции по заключению и исполнению договора пожертвования.

    Гражданское законодательство о пожертвовании

    Правовые основы пожертвования закреплены в ст. 582 ГК РФ. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом. Кроме того, пожертвования могут делаться также таким субъектам гражданского права, как Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. К муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ ).

    Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Для справки. К субъектам гражданского права, указанным выше, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ).

    Чтобы принять пожертвования, не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

    При пожертвовании имущества юридическим лицам жертвователь может указать назначение использования имущества. При отсутствии такого указания пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с его назначением. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по его использованию.

    Использовать имущество по иному назначению, нежели указано жертвователем, можно лишь с согласия последнего либо по решению суда, в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица.

    К пожертвованиям не применяются ст. ст. 578 и 581 ГК РФ. Статья 578 ГК РФ регламентирует порядок отмены дарения, а ст. 581 ГК РФ — правопреемство при обещании дарения.

    Пожертвование казенным учреждениям в форме целевых взносов

    Как указывалось выше, казенные учреждения могут принимать пожертвования. При этом использование пожертвований в форме целевых денежных средств имеет свои особенности, на которые Минфин России обращает внимание в Письме от 17.05.2011 N 02-03-09/2016.

    Принимая пожертвование, казенное учреждение должно помнить, что принятые от юридических (физических) лиц средства относятся к приносящей доход деятельности казенных учреждений (п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ ). Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. С 1 января 2012 г. доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Это положение закреплено в ст. 298 ГК РФ, а также в ст. 161 БК РФ.

    Читайте так же:  582 н приказ

    Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

    Стоит отметить, что с 1 января 2012 г. источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенным учреждением, является соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).

    В соответствии с положениями ст. 35 БК РФ расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе целевых средств. При этом на основании п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

    Таким образом, учитывая все вышесказанное при поступлении в соответствующий бюджет целевых средств сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения до конкретного казенного учреждения ЛБО для осуществления целевых расходов. Обязательным условием при этом являются положения закона о бюджете (решения), предусматривающие увязку указанных расходов и доходов. Порядок использования ЛБО, полученных за счет целевых поступлений, устанавливается соответствующим финансовым органом.

    Если казенное учреждение является администратором поступлений в бюджет, то в бухгалтерском учете зачисление в доход бюджета пожертвований, поступивших в форме целевых взносов, отражается следующим образом (п. 78 Инструкции N 162н, Письма Минфина России от 27.07.2012 N 02-04-11/2950, от 05.07.2012 N 02-06-07/2561):

    — начисление доходов в виде пожертвования на основании заключенного договора пожертвования:

    Дебет счета 1 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

    Кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы»;

    — поступление в бюджет доходов в виде пожертвования:

    Дебет счета 1 210 02 180 «Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет прочим доходам»

    Кредит счета 1 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

    Если казенное учреждение является администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, то операции по зачислению в бюджет доходов в виде пожертвования отражаются следующим образом (п. п. 78, 104 Инструкции N 162н):

    — начисление доходов в виде пожертвования на основании заключенного договора пожертвования:

    Дебет счетов 1 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

    Кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы»;

    — расчеты по поступлениям в доход бюджета между администратором доходов бюджета, осуществляющим полномочия по администрированию поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленные извещениями (ф. 0504805):

    Дебет счета 1 304 04 180 «Внутриведомственные расчеты по прочим доходам»

    Кредит счета 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;

    — суммы пожертвований, поступивших в доход бюджета от плательщиков (жертвователей), отражаются (на основании Извещения (ф. 0504805)):

    Дебет счета 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

    Кредит счета 1 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

    Пожертвование имущества (нефинансовых активов) казенным учреждениям

    Пожертвования казенным учреждениям могут производиться также в натуральной форме — путем передачи объектов нефинансовых активов. Для таких пожертвований не установлено каких-либо ограничений, то есть их не нужно передавать в бюджет.

    Инструкция N 157н содержит особые правила определения первоначальной (фактической) стоимости нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, которые определены п. 25 указанной Инструкции.

    Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

    Первоначальной (фактической) стоимостью нефинансовых активов, полученных по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

    Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

    Текущая рыночная стоимость нефинансового актива определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем.

    Обязанность определять рыночную стоимость нефинансовых активов, полученных по договору дарения, возложена на комиссию по поступлению и выбытию активов, созданную в учреждении на постоянной основе. При определении рыночной стоимости используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов). Указанные данные должны быть получены в письменной форме. В общем случае и в случае получения объекта нефинансовых активов по договору дарения решение о принятии объекта к учету выдает вышеназванная комиссия. Она же должна оформить акт по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ (п. 34 Инструкции N 157н).

    Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

    Учреждения могут получать в качестве пожертвования как новое имущество, так и имущество, бывшее в употреблении. Срок полезного использования новых основных средств, полученных по договору дарения, определяется на общих основаниях. При получении основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока полезного использования определяется в общем порядке с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта (п. 44 Инструкции N 157н).

    Операции по получению имущества в качестве пожертвования отражаются в бюджетном учете следующим образом:

    1) принятие к учету объектов нефинансовых активов по их первоначальной стоимости:

    Дебет счетов 1 101 00 310, 1 102 00 320, 1 105 00 340 (как увеличение стоимости соответствующих нефинансовых активов)

    Кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы» (п. п. 7, 12, 23 Инструкции N 162н);

    2) если получение пожертвования связано с дополнительными затратами, то первоначальная стоимость таких нефинансовых активов формируется на счете 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (п. п. 7, 12, 23 Инструкции N 162н):

    а) отражение стоимости имущества, полученного по договору пожертвования:

    Дебет счетов 1 106 00 310, 1 106 00 320, 1 106 00 340 (как увеличение стоимости соответствующих нефинансовых активов)

    Кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы»;

    б) отражение дополнительных затрат, связанных с доставкой пожертвованных объектов, их регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования:

    Дебет счетов 1 106 00 310, 1 106 00 320, 1 106 00 340 (как увеличение стоимости соответствующих вложений в нефинансовые активы)

    Кредит счетов 1 302 00 730 (как увеличение соответствующей кредиторской задолженности), 1 208 00 660 (как уменьшение соответствующей дебиторской задолженности);

    в) постановка на учет пожертвованного имущества по сформированной стоимости:

    Дебет счетов 1 101 00 310, 1 102 00 320, 1 105 00 340 (как увеличение стоимости нефинансовых активов)

    Кредит счетов 1 106 00 410, 1 106 00 420, 1 106 00 440 (как уменьшение стоимости соответствующих вложений в нефинансовые активы);

    3) начисление амортизации на объект основных средств и нематериальных активов, полученных в виде пожертвования:

    Дебет счетов 1 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 1 109 00 271 (как увеличение затрат на изготовлении готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов)

    Кредит счета 1 104 00 410, 1 104 00 420 (как уменьшение за счет амортизации стоимости соответствующих нефинансовых активов).

    Обратите внимание! Отражение дополнительных затрат в первоначальной стоимости полученного в качестве пожертвования имущества является обязательным в соответствии с п. 25 Инструкции N 157н. Нарушение данного правила может привести к недоплате налога на имущество организаций. Налоговая база по данному налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (ст. 375 НК РФ).

    Пример. Казенное учреждение получило от ООО «Вектор» в качестве пожертвования легковой автомобиль, бывший в эксплуатации, для ведения уставной деятельности. Легковой автомобиль был передан по остаточной стоимости 340 000 руб., она же была признана по решению комиссии по принятию и выбытию активов рыночной стоимостью. Согласно документам жертвователя оставшийся срок полезного использования автомобиля — 4 года. Дополнительные затраты по доведению автомобиля до состояния, пригодного для дальнейшего использования (оплата услуг автосервиса), составили 20 000 руб.

    Рассчитаем ежемесячную сумму амортизации по автотранспортному средству. Напомним, что расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, учитывающим используемый объект основных средств линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12-й годовой амортизации (п. 85 Инструкции N 157н).

    Для этого определим первоначальную (балансовую) стоимость транспортного средства. Она равна 360 000 руб. (340 000 + 20 000).

    Затем определим годовую норму амортизации. Она равна 25% (100 / 4).

    Годовая сумма амортизационных отчислений составит 90 000 руб. (360 000 x 25%), а ежемесячная сумма амортизации будет равна 7500 руб. (90 000 руб. / 12 мес.).

    В бюджетном учете учреждения операции отразятся следующим образом: