Курсовая требования к уроку в современной школе

Автор: | 12.05.2018

Урок — основная форма организации обучения

Главная > Курсовая работа >Информатика, программирование

Учитель, если он не «урокодатель», а творец, создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

— значение того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока;

— умение планировать, проводить и анализировать урок.

Урок – это живая клетка учебно – воспитательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника происходит на уроке, поскольку за годы своего обучения он посещает почти 10 тысяч уроков и не меньше как 98% рабочего времени учителя будет посвящено уроку (его планированию, проведению, рефлексии над ним).

Становление форм организации системы обучения происходило с развитием общества. Первым возникло индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально – групповой способ обучения. В конце ХVI – в начале XVII ст. как индивидуальная, так и индивидуально – групповая формы организации обучения уже не соответствовали нуждам общества. В братских школах Украины возникло групповое обучение, которое стало основой классно-урочной формы обучения, которую усовершенствовал Я.А. Коменский.

В 20-х годах ХХ ст. в Украине возник новый способ обучения – коллективный. Обучение происходило без уроков и расписания в форме организованного диалога пар учеников, которые, выучив разные темы, по очереди обучали друг друга. Полностью на этот способ обучения не перешла ни одна современная школа, но элементы этой формы широко используются.

Основным подходом к организации системы обучения в современной школе остается классно – урочная система, а основной формой организации учебного процесса является урок.[17,3-4]

Время вносит коррективы в структуру и типологию урока, в методы и способы обучения, однако авторитет самого урока настолько высокий и мощный, что не подчиняется сомнениям даже самых смелых критиков. Именно поэтому и мы обращаемся сейчас к уроку как основной форме обучения.

Проблема исследования урока, как основной формы организации учебного процесса, в украинской педагогике в последнее время приобрела большую актуальность. Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединятся? Как в сегодняшнем уроке соседствует традиционное и новое? Сегодняшний день ставит требования не простого планирования и подготовки к уроку, иногда хаотичных и свободных, а технологического подхода, т.е. четкой, системной, логической, научно подтвержденной деятельности. Исходя из определенной актуальности, безусловно теоретической значимости проблемы, определяем тему исследования: «Урок, как основная форма организации учебного процесса».

Объект исследования – урок, в системе обучения.

Цель исследования – рассмотреть всю многогранность и многоаспектность урока как единой процессуальной системы. Рассмотреть возможности урока, отметить возможность воспитания и развития учащихся на уроке, а также возможности индивидуальной работы с учащимися.

Соответственно к цели и предмету исследования определяем такие задания:

Рассмотреть типологию и структуру урока.

Охарактеризовать систему уроков по теме.

Проанализировать подготовку учителя к уроку.

Определить формы организации учебной деятельности.

Охарактеризовать нестандартные формы урока.

Рассмотреть и проанализировать другие формы организации обучения.

Сложность феномена под названием «урок» заключается в том, что он, происходит в школе, очень крепко связан с педагогическими процессами, которые имеют место в семье. Последнее же не всегда усиливает результативность успехов, наоборот, она часто – густо снижает их эффективность, особенно в воспитательном и развивающем аспектах. Урок, как и весь учебно – воспитательный процесс в школе, обусловлен социально – экономическими потребностями общества, уровнем его развития, конкурентности его экономики, моральными ценностями этого общества.

Урок – не самоцель. Это только инструмент воспитания и развития личности. Урок – система социальная, которая может существовать только при взаимодействии учителя с учениками и учеников – друг с другом. Урок на современном этапе может успешно функционировать не столько на основе передачи учебной информации ученикам от учителя, сколько на основе организации учителем деятельности учащихся для усвоения этой информации. Причем приоритетной должна быть самодеятельность учеников в учебном процессе, их самоорганизация ( знают свои обязанности, принимают их, реализуют, контролируют их выполнение).

В современном уроке особенно важно продумать каждый отдельный его элемент. Необходимо уметь определять педагогические ситуации, которые ведут к распознанию, упорядочению и систематизации знаний, выявления и появления сущности , применения знаний на практике.

УРОК КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА.

I.I. Типология и структура урока.

При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с по­стоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основ­ных ее чертах в настоящее время принята как в украинской шко­ле, так и в школах других стран.

Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обуче­ния учебная работа проводится со всеми учащимися одновремен­но. Она может носить общеклассный, групповой или индивиду­альный характер.

Клаcсно-урочная система, принятая в украинской школе, поз­воляет:

1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части—уроки, кото­рые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного вре­мени;

2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся;

3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с фор­мированием личности;

4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в ра­боту школы;

5) формировать коллективистические отношения.

Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего ученика». От этого страдают сильные и слабые ученики. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас стано­вятся неуспевающими и второгодниками. Устранение указанно­го недостатка — задача первостепенной важности в условиях все­общего среднего образования. [ 17, 15-16]

По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий».

Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. [12,9]

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.[3, 103-107]

Какова же структура урока и как она влияет на определения типологий уроков?

Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.

Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей систе­ме уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой орга­низационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определен­ное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протя­жении учеников умело, организуют на работу, время распреде­лено четко и рационально.

Логическая целостность находит свое выражение в определен­ном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, рас­крывающие план темы, ее логическую структуру.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных резуль­татов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Ина­че говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интел­лектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологи­ческая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдают­ся факты, когда урок организационно закончен, а логически и психологически не закончен (несделан вывод, не сформулировано правило; учащиеся не были активными на уроке, у них не возник­ло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.[ 8, 14]

Современные требования к уроку иностранного языка

Методика преподавания иностранного языка: общее понятие. Современный урок и требование к нему. Моделирование и требования к современному уроку в условиях введения стандарта второго поколения. Сравнение современного и традиционного уроков в школе.

Подобные документы

Современный урок истории и требования к нему. Ключевой компонент классно-урочной системы — урок — как целостная система. Примерные требования к уроку истории. Методика проведения классических и инновационных типов уроков и их практическое применение.

Читайте так же:  Договор переработки на давальческих условиях

реферат, добавлен 23.11.2008

Особенности федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Программа модернизации содержания образования. Основные требования, предъявляемые к современному уроку. Современные стандарты и технологии обучения.

статья, добавлен 22.10.2017

Проблема влияния знания первого иностранного языка на изучение второго иностранного языка в высших учебных заведениях. Факторы, оказывающие влияние на изучение иностранного языка, разработка методов работы, позволяющих уменьшить отрицательное влияние.

статья, добавлен 14.10.2018

Особенности системы современного образования. Профессиональные компетенции учителя иностранного языка. Его роль и современные подходы к обучению. Эффективность преподавания и практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка.

дипломная работа, добавлен 14.06.2015

Планирование урока иностранного языка как составляющая часть в работе преподавателя. Виды уроков иностранного языка, практические рекомендации по их анализу и планированию. Анализ учебно-методического комплекса по иностранному языку (английскому).

курсовая работа, добавлен 14.03.2015

Важнейшая задача современной системы образования. Системно-деятельностный подход в организации учебного процесса. Требования, предъявляемые к современному уроку. Эффективность воспитательной деятельности преподавателя. Типы уроков. Моделирование ситуаций.

презентация, добавлен 18.07.2014

Диагностика влияния интегрированных уроков истории и иностранного языка на развитие мотивации учащихся. Анализ опыта работы учителей практиков по организации интегрированных уроков иностранного языка и истории, диагностика обучающихся 5 «А» класса.

дипломная работа, добавлен 25.07.2017

Проблема обучения грамматике английского языка на начальном этапе изучения. Рассмотрение методик преподавания иностранного языка. Требования к построению системы обучения иностранным языкам у школьников начальной школы в условиях Республики Узбекистан.

статья, добавлен 25.03.2018

Предмет, задачи и основные понятия методики преподавания русского языка. Цели изучения русского языка в средней школе. Способы подачи нового материала в учебнике. Классификации методов обучения. Классификация уроков русского языка, требования к ним.

курс лекций, добавлен 13.05.2015

Основы организации и проведения урока математики в начальной школе. Типы, структура и требования к современному уроку. Сопоставление традиционного и современного урока математики в начальной школе. Разработка технологической карты современного урока.

Урок в современной школе

Основные пути совершенствования урока в современной школе. Типология и структура современного урока. Наблюдение за уроком. Общие требования к современному уроку. Современные теории и концепции обучения. Эффективность процесса обучения.

Подобные документы

Исторические аспекты возникновения урока как организационной формы обучения. Теории и методологии учебно-воспитательного процесса в современной школе. Основные педагогические условия организации и проведения урока, его традиционные и нетрадиционные формы.

курсовая работа, добавлен 09.06.2012

Урок как форма организации учебной работы в школе и часть педагогического процесса. Характеристика частей, составляющих урок. Требования к уроку, виды оценки знаний. Дополнительные формы урока, особенности его тематического, поурочного планирования.

презентация, добавлен 10.01.2015

Анализ и самооценка урока как необходимый элемент педагогического творчества; процедура и уровни самоанализа. Критерии оценки урока: соблюдение принципов обучения, построение учебного процесса, оптимальность задач, рациональность форм и методов обучения.

контрольная работа, добавлен 16.09.2013

Структура педагогического процесса, его содержание и элементы. Средства обучения как компонент процесса обучения. Идеальные и материальные средства обучения. Характеристика средств обучения истории в современной школе. Концептуальные модели обучения.

курсовая работа, добавлен 22.02.2013

Урок в истории педагогики. Современный урок в начальной школе: понятия, структура, классификация. Особенности проведения урока по Федеральным государственным образовательным стандартам. Требования к условиям реализации нового стандарта образования.

реферат, добавлен 29.04.2014

Анализ школьного урока с точки зрения целостной системы образовательного процесса. Характеристика современного урока химии: методы, структура, типология. Структура урока и формы организации учебной работы. Этапы урока по электролитической диссоциации.

курсовая работа, добавлен 24.02.2012

Урок в школе как целостная система. Типология и структура разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку. Анализ общих требований к современному уроку истории и этапы подготовки учителя к его проведению. Практические рекомендации.

курсовая работа, добавлен 18.09.2008

Пути совершенствования урока в современной школе. Инновационная направленность педагогической деятельности (в химическом образовании). Разработка задач нового поколения. Развитие демонстрационного эксперимента. Интерпретация некоторых положений химии.

дипломная работа, добавлен 20.05.2015

Теоретические и методические основы урока физической культуры в школе как учебно-воспитательного процесса. Психологические основы обучения: фактор активности, дидактические принципы. Практические аспекты организации и проведения современного урока.

курсовая работа, добавлен 20.12.2009

Уроки индивидуального вождения трактором, требования к уроку обучения, пути его совершенствования. Эффективность методической разработки урока и четкая постановка перед учащимися учебно-воспитательных задач, создание безопасных условий обучения.

Современный урок истории и требования к его проведению

Глава I. Характеристика современного урока.

1. Урок как целостная система

2. Типология и структура урока

3. Требования к современному уроку

Глава II. Особенности уроков истории.

1. Урок истории как учебное занятие

2. Общие требования к современному уроку истории. Особенности

3. Подготовка учителя к уроку истории

Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению А.А. Вагина, урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (классов ) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников [4, С. 36].

И.П. Подласый считает, что урок – это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить [24, С. 147].

Требования к уроку достаточно многогранны. Существует ряд подходов к сущности урока. Исходя из этого, нами выбрана указанная тема.

Проблема урока интересовала многих методистов, психологов, педагогов. Такие авторы как — Я.А. Коменский, И.Ф. Гербард, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.В. Давид предлагали различные формы урока. Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения Я.А. Коменского. В дальнейшем она усовершенствовалась. Сущность системы Я.А. Коменского состоит в разделении учащихся на классы. При этом программа изучения каждого предмета состояла из разделов, а они в свою очередь делились на темы, прорабатываемые на 40-50 минутных уроках под руководством учителя. Такая система преподавания используется и в наше время.

Цель данной курсовой работы заключается в систематизации подходов к современному уроку.

Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать урок как целостную систему.

2. Рассмотреть типологию и структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку.

3. Проанализировать общие требования к современному уроку истории и определить этапы подготовки учителя к уроку истории.

Гипотеза данной работы: качественно проведенный урок является показателем уровня развития учителя.

Объектом исследования является современный урок истории.

Предмет данного исследования: структура, содержание и этапы подготовки урока истории.

Данная работа может быть использована на уроках методики преподавания истории, для студентов, которые проходят практику, приложения могут использоваться в качестве наглядного пособия на уроке методики преподавания истории по специальности 0304 «История» для педагогического колледжа.

Глава I. Характеристика современного урока.

1. Урок как целостная система.

В условиях существующих организационных форм обучения применяется многообразный арсенал различных методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания. Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей.

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, творцом которой считается Я. А Коменский. В течение 300 лет эта система поверглась дальнейшему совершенствованию с участием тысяч учителей, методистов и таких выдающихся педагогов-мыслителей, как И. Ф. Гербард, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Я. В. Давид, Б. Наврочиньский и другие. Существо системы Я. А. Коменского состоит в разделении учащихся на классы, реализующие соответствующие программы обучения. При этом программа изучения каждого предмета состояла из разделов, а они в свою очередь делились на темы, прорабатываемые на 40 — 45 — минутных уроках под руководством учителя.

Классно-урочная система выдержала испытание в течение нескольких столетий и, несмотря на острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Но в то же время эта система в ряде европейских стран и США в настоящее время претерпевает значительную эволюцию.

Ключевым компонентом классно — урочной системы организации обучения является урок.

Что такое урок? Однозначный ответ на этот вопрос затруднителен. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

В этой форме урока представлены все компоненты учебно-познавательного процесса: цель, содержание, средства, методы деятельности по организации и управлению и все его дидактические элементы. Его сущность и назначение в процессе обучения как целостной динамической системы сводятся, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителей и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также педагогического мастерства учителя.

Дидактика дает и другие аспекты понятия «урок»:

Урок — это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения[6, С. 42].

В ряде методических пособий по истории отмечается:

1. Урок истории — это занятия, которые учитель ведет с классом в школе. Они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпывать изучение программы [10, С. 71].

2. Урок — часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой [19, С. 83].

В приведенных выше определениях можно также выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся, руководство деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них и овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмет и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

Следует отметить, что преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:

1) благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

2) позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;

3) стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;

Читайте так же:  Российско китайский договор

4) на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.

Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся [25, С. 163].

Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.

В настоящее время в условиях перехода с линейной (5-11 классы) на концентрическую (5-9, 10-11) систему изучения предметов образовательной области «Общественные дисциплины» содержание исторического и обществоведческого образования формируется так, чтобы обеспечить целостную и завершенную систему знаний о человеке и обществе на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе).

В соответствии с Базисным учебным планом начальной школы в образовательном компоненте «Окружающий мир» предусматривается изучение элементов исторических и обществоведческих знаний, предварительное пропедевтическое ознакомление учащихся с историей Отечества, родного края (по 2 часа в 3 и 4 классах).

Урок истории является частью содержания исторического и обществоведческого образования, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу; события и явления представлены в комплексе на каждом отрезке времени. Сквозные взаимосвязи процессов и закономерностей устанавливаются из урока в урок учащимися под руководством учителя по проблемам экономического, социально-политического, историко-культурного и других аспектов содержания [13, С. 52].

Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.

Усвоение логически завершенной части содержания курса осуществляется в процессе взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на их обучение, воспитание и развитие.

Урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок — дело непростое даже для опытного учителя.

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации педагогического процесса. Это дополнительные формы (экскурсии, консультации, дополнительные занятия) и вспомогательные формы, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре исторического образования имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, выставки [8, с. 95].

При умелом использовании основной, дополнительной и вспомогательной форм обучения достигается высокая эффективность в изучении истории.

В методической литературе по истории можно встретить различное толкование сути урока. В одних учебных пособиях значительная часть текста посвящена типам уроков, в других — изложению исторического материала учителем или организация самостоятельной работы учащихся на уроке истории, рекомендациям по использованию средств наглядности.

Возникает вопрос: если на уроке реализуется содержание обучения и используется все методическое обеспечение, то какие вопросы следует отнести к разделу об уроке?

Современная педагогика относит к уроку, как основной форме организации учебно-воспитательного процесса в школе, следующее:

— требования, предъявляемые к современному уроку истории, его содержательные взаимосвязи с предшествующими уроками, место каждого урока в теме, разделе, курсе истории;

— образовательно-воспитательные и развивающие цели каждого урока и системы уроков;

— дидактическое оборудование урока;

— планирование системы уроков по теме, разделу курса, проблемам, отражающим исторические этапы развития определенной системы или процесса общественной жизни;

— типы уроков истории, нестандартные уроки по истории, различные точки зрения на типологию уроков в методической литературе, а также факторы, обуславливающие целесообразность выбора типа урока;

— подготовка учителя к уроку, тематическое планирование, план-конспект;

— организация познавательной деятельности учащихся на уроках различных типов, особенности уроков в младших и старших классах.

В вышеизложенном отражены принципиальные вопросы, относящиеся к разделу об уроке, хотя возможны и варианты.

Все вышеперечисленное выше позволяет сделать вывод об актуальности проблем современного урока и показывает, что урок, будучи целостной системой, не является застывшей категорией педагогики.

2. Типология и структура урока.

Особое внимание современные педагоги уделяют проблеме типологии и структуры урока. Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют большое значение, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.

Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой [9, С. 72].

Элементы — виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках в основном реализуются. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или где опускаются те из них, которые не обязательно вводить в его структуру. Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей), типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения [8, С .65].

В настоящее время в ряде учебных пособий по педагогике уделяется большое внимание работам М. И. Махмутова, в которых отмечается, что структура урока не должна быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний, как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающего логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного [24, С. 151].

Роль вышеперечисленных структур сводится к следующему: если дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, то методическая подструктура- величина переменная, характеризующая большой вариативностью, обязывает его планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учащихся; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение практических и учебных задач под руководством учителя и самостоятельно.

Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов.

Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, входит в тот или иной тип – группу уроков, имеющую определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся. В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются их различные типы.

Среди дидактов и методистов существуют разные точки зрения на типологию уроков. Проблема эта очень сложная и не вполне сегодня разрешенная ни в мировой, ни в отечественной дидактике, вследствие чего существуют различные подходы к классификации уроков. Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками.

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И. Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по трем принципам (критериям): содержанию, дидактическим целям, способам проведения. И.Н. Казанцев берет методические приемы учителя, используемые во время урока, среди которых лекция, беседа, экскурсия, лабораторные занятию. Еще раньше С.В. Иванов предложил классификацию на основе звеньев процесса обучения.

Среди наших дидактов и зарубежных наиболее полно разработанной считается классификация уроков, авторами которой являются М. А. Данилов и Б. П. Есипов [25, С. 261].

Данные авторы в зависимости от цели и места в дидактической системе выделяют уроки: комбинированные; посвященные ознакомлению учащихся с новым материалом; служащие закреплению знаний; предназначенные для обобщения и систематизации изученного материала, и, наконец, проверки степени овладения учащимися знаниями и умениями путем выполнения устных, письменных или практических заданий.

В развернутом виде данная классификация большинством методистов представлена следующим образом:

1. Комбинированные, или смешанные, уроки.

2. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:

а) ознакомление с фактами и конкретными явлениями;

б) осмысливание и усвоение обобщений;

в) уроки, на которых представлены факты и выводы.

3. Уроки закрепления знаний:

а) повторение в начале работы после длительного перерыва;

б) текущего повторения.

4. Уроки по обобщению и систематизации изученного.

5. Уроки по выработке и закреплению умений и навыков.

6. Уроки проверки знаний:

а) устной проверки знаний;

б) письменной проверки;

в) с проверочными заданиями и практического характера;

г) разбора проверочных работ.

В настоящее время существует множество классификаций урока, но в данный момент ряд теоретиков-дидактов считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М. И. Махмутовым, который предлагает классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков:

1) уроки изучения нового материала;

2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного);

3) уроки обобщения и систематизации;

4) комбинированные уроки;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков [1, С. 34].

Следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа. Разница заключается в том, что каждый тип уроков отличается доминированием определенной функции, например изучение нового материала или контроль, а остальные функции других типов урока носят вспомогательный характер. Поэтому классификация уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики.

Из рассмотренного выше материала можно сделать некоторые выводы.

1. В современной дидактике существуют следующие подходы к типизации уроков: по содержанию и способу проведения; по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности; по дидактическим целям и месту уроков в общей системе (в основном этот подход поддерживают теоретики и практики).

2. В методике преподавания истории наибольшее признание у методистов получила классификация по звеньям процесса обучения и вытекающей отсюда основной дидактической задаче урока. В педагогической практике данная классификация считается наиболее эффективной, потому что она четко определяет основную дидактическую задачу каждого урока, способствует определению целесообразной структуры системы уроков разных типов, так как при однотипных уроках обучения не может быть эффективным. Поэтому необходима система уроков разных типов с преобладанием уроков изучения новых знаний и комбинированных, что подтверждается многолетней практикой.

Читайте так же:  Завещание сон лермонтов

3. Требования к современному уроку.

Зная характеристику урока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структуры уроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку истории.

В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло [6, С. 41].

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуре урока.

Урок начинается с его подготовки: готовится к работе кабинет, оборудование для опытов, отбираются необходимые дидактические материалы. Вся эта деятельность учителя определяется требованиями к подготовке и организации урока, которые мы условно относили ко второй группе требований.

Урок – это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.

На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.

Требования к структуре говорят о необходимости:

Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);

Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом);

Связать данный урок с предыдущим и последующими уроками;

Отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;

Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся [3, 214].

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:

1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке);

3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;

4. Обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме;

5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом [19, С. 38].

Существуют определенные требования к содержанию урока и процессу учения:

— урок должен быть воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы школьники должны осознавать себя гражданами общества;

— обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению, ориентировать их в выборе профессии;

— процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными;

— в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе [21, С. 69].

Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:

Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;

Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);

Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;

Обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;

Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся [26, С. 71].

Реализация предложенной совокупности требований к системе уроков обеспечит необходимый уровень организованности, а, следовательно, и качества урока в современной школе.

Таким образом, современный урок складывается из понимания его, как целостной системы при учете типологии и требований к его подготовке и проведению.

Глава II. Особенности уроков истории.

1. Урок истории как учебное занятие.

Учитывая, что курсовая работа является своеобразным методическим пособием для специальности 0304, остановимся на уроке истории как учебном занятии.

Учебные занятия рассматриваются в русском языке как «учебные упражнения, уроки, лекции. Они представляют основную организационную форму изучения истории в составе класса (группы) в системе общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений, проводятся с постоянным составом учащихся (студентов) по определенной программе под руководством учителя (преподавателя) [11, С. 82].

Цель урока истории — обеспечить освоение учащимися исторических знаний, помочь им овладеть эффективными методами учебы, способствовать развитию морально-нравственных качеств, выработать навыки анализа исторического опыта применительно у современности.

Учебные занятия (уроки) имеют классификацию, дифференцируются по типам, формам и видам. Все они имеют определенное назначение, играют конкретную роль, выраженную в функциях — образовательной, воспитательной, методической и практической. Основная черта занятия — обеспечение единства реализации названных функций в достижении намеченных целей.

Словари и энциклопедии содержат различные определения термина «урок». Только в Словаре современного русского языка пять трактовок. Это:

«Работа, заданная на определенный срок»;

«Учебная работа, задание, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию»;

«То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее; выводы, знания, полезные на будущее»;

«Поучение, наставление» [23, С. 34].

Советский энциклопедический словарь трактует термин «урок» так: «основная форма организации учебных занятий при классно – урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 45 минут)» [23, С. 35].

Определяется урок и как «динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учите с определенным составом учащихся — с классом — по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей. Например: тип урока – объяснение нового материала; виды: урок – конференция, урок – лекция.

Структура урока представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих целостность урока при любом варианте его структурирования. К ним в классическом варианте относятся:

Организационное начало урока;

Определение целей и задач урока;

Закрепление материала домашнего задания;

Объяснение нового материала;

Закрепление нового материала (фрагментарно);

Послеурочное задание (задание на дом;

Подведение итогов занятия.

Таким образом, «урок», о котором идет речь, это «учебное занятие», «основная форма организации при классно- урочной системе обучения».

Однако термин «урок» не менее прочно вошел в лингвистический обиход в совершенно несовместимых или видоизмененных смыслах.

2. Общие требования к современному уроку истории. Особенности

В настоящее время актуальнее, чем раньше, стали слова: хорошие, качественные, эффективные уроки. Каждый учитель стремится их проводить. Но всегда ли они получаются? От чего это зависит? И что такое современный, хороший (качественный) урок?

Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя. Это зависит от ряда факторов:

1. Понимание и выполнение учителем современных требований к уроку, которые определяются социальным заказом.

2. Целей, а также образовательных, воспитательных и развивающих задач.

3. Закономерностей и принципов учебного процесса.

4. Ориентации обучения на национальные приоритеты, ценности исторического образования и общественного воспитания.

5. Нацеленность уроков истории на овладение учащимися языком отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на воспитание целостной картины мира и формирование системы мышления.

6. Оптимального баланса в содержании урока компонентов мировой, национальной, региональной и локальной истории.

7. Всесторонней оценки исторических факторов, предполагающей знакомство учащихся с различными точками зрения на одно и то же событие или явление, и создание условий для формирования у учащихся собственной, мотивированной точки зрения.

8. Обучения учащихся приемам, формулирующим критическое отношение к источникам информации, и способность работать с ними самостоятельно, делая собственные выводы.

9. Творческой, эмоциональной атмосферы, основанной на интерес учащихся к содержанию урока и видам учебной работы [7, С. 119].

Определение качественного современного урока, общих и конкретных дидактических, воспитательных и развивающих требований находит отражение у И. П. Подласого.

Каким из общих требований должен отвечать качественный современный урок истории? Каковы основные характерные черты этого урока?

Главная черта качественного урока истории и главное требование к преподаванию истории в целом – высокий научно- теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию исторической и педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно-воспитательного процесса. При этом в школьный курс истории как учебного предмета в общеобразовательной школе должно быть ориентировано, прежде всего, на овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном, нравственном опыте, формирование конкретно-исторических представлений об исторической эпохе, вооружение учащихся методами решения практических задач, умение работать с историческими источниками. Ни в коем случае не следует допускать усложнения школьного курса истории и перегрузки учащихся излишним внепрограммным материалом [24, С. 93].

Важнейшим требованием к уроку, характерным признаком каждого урока является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.

Большое значение имеет определение учителем главного существенного для каждого урока, с тем, чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. Содержание учебной программы (на конкретный урок), образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, возраст учащихся, уровень их знаний, умений и навыков — все это определяет отбор материала, выделение главного в нем, а также методы и приемы, используемые учителем на уроке, содержание, образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, возраст учащихся, уровень их знаний, умений имеют определяющее значение при подборе материала к уроку, планировании его типа и структуры, при выборе наиболее целесообразных и эффективных для данного урока методов и приемов.