Нарушение правил составления налоговой декларации ответственность

Автор: | 16.08.2018

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 N 146-ФЗ
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», 06.08.98, N 148-149,
  • «Собрание законодательства РФ», 03.08.98, N 31, ст. 3824

Статья 121. Нарушение правил составления налоговой декларации

Нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате,

влекут взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Ответственность за налоговые правонарушения.

Нарушение законодательства о бухгалтерском и налоговом учете влечет за собой наложение штрафных санкций.

Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует ответственность за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Понятие грубого нарушения

Под грубым нарушением правил ведения налогового учета, согласно абз.3 п.3 ст.120 НК РФ, понимается:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур;
  • отсутствие регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие регистров налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета, согласно ст.15.11 КоАП РФ, понимается:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%;
  • нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.

Штрафы за налоговые правонарушения

В Налоговом Кодексе за грубое нарушение правил учета предусмотрены следующие административные штрафы:

— если нарушения совершены в течение одного налогового периода, взыскивается штраф в размере 10 000 рублей;

— если нарушения совершаются в течение более одного налогового периода, взыскивается штраф в размере 30 000 рублей;

— если нарушения повлекли занижение налоговой базы, штраф взыскивается в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, но если выяснится, что нарушения законодательства совершены умышленно, штраф составит 40 % от неуплаченной суммы налога.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, а так же порядка и сроков хранения учетных документов грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Как избежать административной ответственности

При грубом нарушении правил налогового учета, повлекшем за собой занижение налоговой базы, ответственности можно избежать, если представить уточненную налоговую декларацию.

Статьей 81 НК РФ установлено, что выполнение данного требования до того как ошибки будут выявлены сотрудниками ИФНС или налогоплательщику станет известно о назначении в отношении себя выездной налоговой проверки, может позволить ему избежать налоговой ответственности если:

— уточненная декларация представлена по истечении срока сдачи первичной декларации, но до истечения срока уплаты налога;

— уточненная декларация представлена после истечения срока подачи первичной декларации и срока уплаты налога, но до подачи уточненной декларации произведена уплата недостающей суммы налога и пени. Уплата пени в данном случае является обязательным условием освобождения от ответственности (пп.1 п.4 ст.81 НК РФ).

Избежать ответственности за грубое нарушение правил бухгалтерского учета, согласно п.2 примечаний к ст.15.11 КоАП РФ, возможно в следующих случаях:

— исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном российским законодательством порядке;

— представления уточненной налоговой декларации и погашения соответствующей недоимки, а также уплаты пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового Кодекса.

Штрафы за несданную вовремя отчетность

Сроки представления деклараций в налоговые органы определены нормами НК РФ. По каждому налогу эти сроки различны. Налоговые санкции за несданную вовремя отчетность установлены статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации.

Расчет штрафа производиться за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, но не более 30% от отраженной в этой декларации суммы налога и не менее 1 000 рублей.

За непредставление в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности, декларации по налогу на прибыль организации (авансовый расчет), расчета по авансовому платежу по налогу на имущество, сведений о среднесписочной численности, справок по форме 2-НДФЛ и прочих сведений и отчетов, согласно п.1 ст.126 НК РФ взимается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

За непредставление отчетности также налагается административный штраф. Административный штраф налагается одновременно с налоговой санкцией и не заменяет ее.

Статьей 15.5 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 300 до 500 рублей.

Статьей 15.6 КоАП РФ для должностных лиц организации предусмотрены административные штрафы в размерах от 300 до 500 рублей в случае с опозданием сдачи либо с отказом от сдачи бухгалтерской отчетности, а также прочих сведений и отчетов, необходимых для осуществления налогового контроля.

Снижение штрафных санкций за налоговые правонарушения

Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

Смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:

— совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

— тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Иными смягчающими ответственность обстоятельствами могут быть признаны:

  • отсутствие реального ущерба бюджету государственного внебюджетного фонда (нарушение не повлекло возникновения недоимки по уплате налогов);
  • совершение правонарушения впервые;
  • незначительный пропуск срока подачи деклараций и отчетности;
  • необходимость доставки документов из другого населенного пункта;
  • большой объем истребованных документов;
  • отсутствие (увольнение, отпуск, командировка) главного бухгалтера и другие.

Перечень смягчающих обстоятельств НК РФ не ограничивает.

В данной статье освещены нормы законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету, а также ответственность за их нарушения. Также законодательством предусмотрены штрафы за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, нарушения сроков подачи статистической и экологической отчетности, нарушения в области пенсионного обеспечения и социального страхования.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

За консультацией по вопросам ответственности за нарушения правил бухгалтерского и налогового учета, а так же по вопросам ответственности за нарушения других норм законодательства РФ Вы можете обратиться к специалистам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Нарушение правил составления налоговой декларации ответственность

Когда налогоплательщиком выявлена ошибка самостоятельно, он должен внести изменения в налоговую декларацию. В этом случае организации придется доплатить неуплаченную сумму налога, пени за несвоевременную уплату налога и в ряде случаев штраф за нарушение правил составления налоговой декларации. [c.17]

Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вручения ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности заполнения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации не применяются-(ст. 81 части первой НК РФ). [c.174]

Налоговым кодексом РФ введено понятие налоговое правонарушение , означающее виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действия или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Кодексом установлена ответственность. Мерой ответственности является налоговая санкция за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Налогового кодекса. Так, установлена ответственность за нарушение срока постановки предприятия (организации) на учет в налоговом органе, за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, нарушение срока представления налоговой декларации и иных документов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, нарушение правил составления налоговой декларации, неуплату или неполную уплату сумм налога, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, несоблюдение порядка владения, пользования-и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа. [c.650]

Читайте так же:  Приказ на мсго

Об ответственности налогоплательщика за нарушение правил составления налоговой декларации см. п. 4 ст. 120, ст. 121 НК и комментарий к ним. [c.218]

Пункт 1 статьи определяет нарушения правил составления налоговой декларации, при обнаружении которых на налогоплательщика возлагается обязанность внести в налоговую декларацию соответствующие дополнения и изменения. Пункт 2 статьи регулирует внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию до истечения установленного законом срока ее подачи. Пункты 3 и 4 статьи определяют основания освобождения налогоплательщика от ответственности за нарушения, предусмотренные п. 1. [c.219]

При обнаружении нарушений правил составления налоговой декларации налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в порядке, установленном ст. 104 и 105 НК. [c.220]

Об ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации, предусмотренной ст. 121 и п. 4 ст. 120 НК, см. комментарий к названным статьям. [c.220]

По результатам камеральной налоговой проверки решается вопрос о применении к налогоплательщику или налоговому агенту мер ответственности за нарушения, факт совершения которых не требует проведения выездной налоговой проверки. Имеются в виду такие налоговые правонарушения, как несоблюдение срока предоставления налоговой декларации или иных документов (см. ст. 119 НК), нарушение правил составления налоговой декларации (см. ст. 121, п. 4 ст. 120, а также ст. 81 НК и комментарий к ней) и др. [c.274]

Вызывает сомнение обоснованность распространения особого порядка исчисления давностного срока на правонарушение, предусмотренное п. 4 ст. 120 НК. В отличие от ведения учета, представляющего собою некоторый продолжительный процесс, составление налоговой декларации является однократным действием, заключающимся в перенесении в этот документ итоговых сведений, полученных в результате учета хозяйственных операций и иных объектов в пределах налогового периода. Необходимо отметить, что правонарушение, предусмотренное п. 4 ст. 120, весьма сходно с правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 121 НК ( Нарушение правил составления налоговой декларации ) (см. комментарий к указанной статье). Между тем законодатель не включил правонарушение, предусмотренное ст. 121, в перечень правонарушений, в отношении которых срок давности привлечения к ответственности следует исчислять со следующего дня после окончания налогового периода, в котором они совершены. [c.303]

Нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, [c.317]

Причины, по которым законодатель включил положения об ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации в ст. 120 Кодекса, посвященные грубому нарушению учета доходов, расходов и объектов налогообложения, не вполне понятны. [c.319]

Так, нарушением правил составления налоговой декларации по п. 4 ст. 120 НК признается, по-видимому, неправильное отражение в декларации доходов и расходов налогоплательщика, а также иных сведений, если оно не повлекло занижения сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком. К такого рода случаям могут быть, в частности, отнесены случаи неправильного отражения в налоговой декларации тех или иных сведений, в результате которых произошло завышение налога, подлежащего уплате. [c.320]

Статья 121. Нарушение правил составления налоговой декларации [c.321]

Если указанные поправки в декларацию налогоплательщик сделает до истечения срока подачи налоговой декларации или после его истечения, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от уплаты штрафной санкции за нарушение правил составления налоговой декларации. Это правило не действует лишь в том случае, когда такие поправки вносятся налогоплательщиком после вручения ему акта налоговой проверки, выявившей нарушения при составлении этой декларации. [c.31]

Нарушение налогоплательщиком правил составления расчета по налогу признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 120, 121 НК РФ (нарушение правил составления налоговой декларации). В этом случае с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 3—5 тыс. руб. [c.46]

В комментируемой статье не указано, должна ли быть каким-либо образом удостоверена подпись лица, подающего налоговую декларацию. Между тем вопрос этот весьма важен с точки зрения возможного наступления ответственности за налоговое правонарушение (например, нарушение правил составления налоговой декларации— ст. 121 НК). [c.175]

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 120 НК, — нарушение правил составления налоговой декларации, выражающееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, ис- [c.252]

Нарушение правил составления налоговой декларации (см. Налоговая декларация), выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, влечет взыскание штрафа в размере 3 тыс. рублей. Нарушение правил составления налоговой декларации, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей. [c.108]

В период после истечения срока уплаты налога для освобождения от ответственности за нарушения, предусмотренные п. 1 статьи, помимо соблюдения условий, изложенных в п. 3, налогоплательщик должен уплатить недостающую сумму недоимки по налогу, возникшей в результате несоблюдения правил составления налоговой декларации, и пени, начисленной на сумму недоимки (см. п. 4 статьи). [c.220]

Конечно, по смыслу указанных статей ответственность установлена не за само нарушение правил составления декларации, а за представление в налоговый орган декларации, составленной с нарушением правил. [c.447]

Статьи 121—122 Налогового кодекса РФ определяют меры ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации и за неуплату или неполную уплату сумм налога. Неотражение или не полное отражение, как и ошибки, приводящие к занижению сумм налога, подлежащего уплате, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. [c.189]

Несмотря на то, что законодатель поместил положения о нарушении правил составления налоговой декларации в статье о грубом нарушении правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, данное правонарушение следует рассматривать в блоке с другими правонарушениями, связанными с неисполнением или неналежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации (см. ст. 119 и 121 НК). [c.320]

Нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, [c.321]

Как было отмечено в комментарии к п. 4 ст. 120 НК, между правонарушением, за которое устанавливает ответственность этот пункт, и правонарушением, предусмотренным комментируемой статьей, прослеживается заметное сходство. Более того, есть основания рассматривать правонарушение, предусмотренное ст. 121 НК, как квалифицированное нарушение правил составления налоговой декларации, в то время как аналогичное правонарушение, определяемое предшествующей статьей, является простым. Данный вывод представляется правомерным несмотря на различия в текстах обеих статей (ср. неправильное отражение — неотражение или неполное отражение ). Эти различия практически стираются в результате использования в тексте комментируемой статьи слова ошибки , которое охватывает любые случаи нарушения правил составления налоговой декларации, не связанные с неотражением или неполным отражением в налоговой декларации необходимых сведений1. [c.321]

Нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, т. е. неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб. [c.243]

Когда заявление о дополнении и изменении налоговой декларации подается после истечения срока подачи самой налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации (ст. 121 НК) при условии, что к моменту подачи заявления о дополнениии и изменении декларации налогоплательщику не был вручен акт налоговой проверки, выявившей в декларации погрешности, приведшие к занижению суммы налога. [c.177]

Предусмотренное этой статьей правонарушение во многом сходно с правонарушением, предусмотренным п. 4 ст. 120 НК. Отличие объективной стороны данного правонарушения состоит в том, что нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком выражается в неотражении или неполном отражении (очевидно, объекта налогообложения), а равно ошибках. [c.253]

Вместе с тем, если при проведении камеральной проверки налоговым органом устанавливается факт налогового правонарушения (как правило, устанавливаются такие составы, как несвоевременное представление налоговой декларации, нарушение срока постановки на налоговый учет) и возникает необходимость привлечения к налоговой ответственности в судебном порядке, налоговый орган сталкивается с проблемой соблюдения срока, установленного статьей 115 Кодекса. Речь идет о сроке, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции. Согласно статье 115 НК РФ, этот срок составляет шесть месяцев с даты выявления нарушения и составления акта. Таким образом, в случае несоставления акта срок давности определить достаточно трудно. Придется ориентироваться только на установленный статьей 88 НК РФ трехмесячный срок для проведения камеральной проверки и исчислять срок давности следующим образом. К дате представления налоговой декларации добавить три месяца на проведение камеральной проверки и шесть месяцев для подачи искового заявления. [c.61]

Читайте так же:  Государственная экспертиза оренбургской области гау

Административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения

Административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения

Д.Г. Макаров,
ФСНП России

Конституционный суд РФ решением от 15 июля 1999 года признал ряд норм административной ответственности за налоговые правонарушения, изложенных в Законе РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон РФ N 2118-1), не соответствующими Конституции Российской Федерации, так как они нечетко сформулированы и частично дублировали друг друга, что приводило к произвольному толкованию норм права, двойной ответственности за одно и то же деяние и, следовательно, нарушению конституционных прав граждан.

С 1 января 1999 года вышеуказанный Закон утратил силу, а ответственность за налоговые правонарушения устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс). Однако, несмотря на целый ряд отличий, новая система налоговых правонарушений сохранила преемственность, а вместе с ней и нечеткость формулировок и частичное дублирование норм права. Наличие этих недостатков может стать основой для новых обращений в арбитражные суды или Конституционный Суд Российской Федерации по обжалованию решений налоговых органов.

Рассмотрим лишь те виды налоговых правонарушений, которые имеют отношение к неуплате или неполной уплате необходимых налогов налогоплательщиком. К ним в настоящий момент относятся следующие:

1. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 117 «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе»).

2. Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке (ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке»).

3. Нарушение установленного срока представления налогоплательщиком или иным обязанным лицом в налоговые органы предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах документов и (или) иных сведений, а также уклонение от представления указанных документов и (или) иных сведений (ст. 119 «Нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов»).

4. Нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате (ст. 121 «Нарушение правил составления налоговой декларации»).

5. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»).

6. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке налоговым органом (ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога»).

Административная ответственность за первое из вышеуказанных нарушений введена в налоговое законодательство впервые и призвана минимизировать случаи финансово-хозяйственной деятельности вне налогового контроля.

Статья 83 НК РФ обязывает налогоплательщика встать на налоговый учет по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Однако согласно Положению о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности1 субъект предпринимательской деятельности не обязан подтверждать документально место своего фактического нахождения. Следовательно, и постановка на налоговый учет на основании акта регистрации предприятия может быть формальна. За такую постановку на налоговый учет российским законодательством ответственность не предусмотрена.

Не предусмотрена ответственность и за неисполнение обязанности налогоплательщика информировать налоговый орган при изменении своего местоположения (ст. 23 НК РФ).

Все это делает применение ответственности за уклонение от постановки на налоговый учет крайне неэффективным.

Второе и третье из вышеуказанных нарушений являются несколько видоизмененными и уточненными аналогами ранее имевшихся в налоговом законодательстве норм, предусматривавших административную ответственность за несообщение налогоплательщиком сведений об открытии нового счета в банке и непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога. Установление срока, по истечении которого деяние квалифицируется как невыполнение установленного законом требования, конкретизирует это деяние и не позволяет избежать ответственности за него при выполнении требования на момент проверки.

Четвертое нарушение дополняет норму третьего нарушения, обеспечивая обязанность не просто представить налоговую декларацию к установленному сроку, но и правильно ее заполнить. При этом применение данной нормы, очевидно, не зависит от правильности и полноты ведения бухгалтерского учета. Одна и та же ответственность наступает и в случае искажения бухгалтерского учета, и в случае ошибочного или намеренного расчета необходимых к уплате налогов. В первом случае описываемое деяние частично дублирует ст. 120 НК РФ, во втором случае — ст. 122 НК РФ.

Формулировка пятого нарушения, вероятно, была призвана расширить и заменить собой две ранее действовавшие нормы права, предусматривавшие ответственность налогоплательщиков за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период (п. 16 ст. 13 Закона РФ N 2118-1), и за отсутствие учета объектов налогообложения (п. 16 ст. 13 Закона РФ N 2118-1). Вместе с тем более внимательное рассмотрение этих норм позволяет выявить некоторое расхождение между деяниями, в них описываемыми.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, во-первых, подразумевает отсутствие первичных документов и (или) регистров бухгалтерского учета, что в принципе соответствует отсутствию учета объектов налогообложения. Однако в данной формулировке сохраняется нечеткость в определении явления. Неясно, имеются ли в виду факты полного отсутствия первичных документов и регистров бухгалтерского учета, или для применения этой статьи достаточно отсутствия лишь некоторых из них (тогда каких?) или хотя бы одного из них? Это уточнение очень важно, так как если согласно Закону РФ N 2118-1 привлечение к ответственности за аналогичное деяние происходило только в результате неучета объекта налогообложения как целого, то данная статья НК РФ может трактоваться как применимая в случае отсутствия какого-либо одного первичного документа, даже если это не влечет за собой сокрытия или занижения объекта налогообложения и соответственно неуплаты налогов. С другой стороны, если эта норма права подразумевает только отсутствие любого учета, то она, таким образом, не применима к случаю, когда в принципе бухгалтерский учет существует, но в нем совсем не отражены объекты налогообложения в рамках одной финансово-хозяйственной операции.

Эта норма НК РФ предусматривает ответственность за систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Таким образом, для применения этой нормы в данной трактовке необходим учет всех финансово-хозяйственных операций и соответственно объектов налогообложения в принципе. Случай же отсутствия учета хотя бы одной хозяйственной операции исключает применение к нему этой трактовки данной статьи, в то время как он фактически является грубым нарушением правил бухгалтерского учета.

Другим существенным недостатком этой статьи является ее относимость в этом виде лишь к организациям. По отношению к физическим лицам она применима только на стадии заполнения ими налоговой декларации. Вместе с тем за аналогичное нарушение без конкретизации субъекта нарушения административная ответственность установлена другой статьей НК РФ (ст. 121). Мы вновь имеем случай двойной ответственности за одно и то же деяние.

Таким образом, новый вариант ответственности за нарушение правил бухгалтерского учета в лучшем случае более запутан, чем прежний, в худшем — содержит в себе существенную лазейку для уклонения от уплаты налогов.

Наконец, ст. 122 НК РФ устанавливает ответственность за фактически два отличных друг от друга деяния.

1. Неуплата (неполная уплата) налогов, вызванная занижением налогооблагаемой (точнее налоговой) базы. Вместе с тем занижение налоговой базы может происходить только при нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, за которое ст. 120 установлена самостоятельная административная ответственность. При этом в отличие от ст. 120 НК РФ под данную формулировку подпадает и тот случай, когда в бухгалтерском учете не отражаются некоторые из проведенных за налоговый период финансово-хозяйственные операции.

2. Неправильное исчисление налога по итогам налогового периода, соответственно без занижения налоговой базы, что происходит при неправильном применении ставки налога либо льготы по налогу. Вместе с тем неправильное исчисление налога происходит во время заполнения налоговой декларации, за неправильное заполнение которой, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, существует самостоятельная ответственность, установленная в ст. 121 НК РФ.

Читайте так же:  Материнский капитал для постройки дома

Таким образом, деяния, сформулированные в ст. 120-122 НК РФ, частично дублируют друг друга, из-за чего устанавливается двойная ответственность за совершение одного и того же деяния, что противоречит принципам построения права и Конституции Российской Федерации.

Данное дублирование перешло в НК РФ из ранее действовавшего законодательства. Ранее существовала ответственность за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения (п. 1а ст. 13 Закона РФ N 2118-1), которая дублировала ряд других статей. Серьезная критика данной диспозиции заставила законодателя усовершенствовать формулировку.

В новой норме было ликвидировано сходство терминов «сокрытие» и «занижение» в применении к понятию «налогооблагаемая (налоговая) база» и конкретизировано понятие «занижение» путем разделения его на два этапа: занижение в ходе учета объекта налогообложения и занижение в ходе расчета подлежащего к уплате налога. Вместе с тем пересекаемость понятий в нормах налогового права по-прежнему осталась без внимания.

Формулировки норм права, за которые предусмотрена административная ответственность, вообще не совпадают с предусмотренными в законодательстве действиями, служащими для придания деятельности экономического субъекта необходимой открытости (п. 1 и 2 ст. 23 НК РФ). Обязанности налогоплательщика сформулированы в НК РФ совсем по-другому, и их намного больше:

1) становиться на учет в налоговой инспекции по месту нахождения;

2) вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

3) обеспечивать сохранность бухгалтерских документов не менее трех лет;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

5) информировать налоговые инспекции по месту учета:

об открытии или закрытии счетов — в пятидневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

об изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

Очевидно, что в целях предотвращения нарушений данных положений необходимо установление административной ответственности за нарушение, как минимум, каждой установленной в НК РФ обязанности налогоплательщика. При этом ответственность целесообразно применять к физическим лицам, непосредственно совершающим указанные деяния, а не к организациям. На данный момент «неприкрытыми» в административном порядке оказываются 6 из 9 требований налогового права. Привязка видов налоговых правонарушений к данным обязанностям налогоплательщика сделала бы их системными, более понятными и намного упростила бы правоприменительную практику.

Анализ действующего налогового законодательства наводит на мысль о том, что оно формировалось и совершенствовалось исходя из правоприменительной практики, вне системного анализа особенностей финансово-хозяйственной деятельности субъектов. В результате выделенные нарушения не согласуются друг с другом. Они как бы вырываются из практики отдельно друг от друга и поэтому часто пересекаются. Одно и то же нарушение содержит в себе разные по тяжести деяния, что снижает эффективность применения предусмотренных санкций и соответственно эффект от воздействия на негативные процессы.

Налоговый кодекс Российской Федерации в рассмотренной выше части обречен на признание отдельных его норм неправомерными, так же как и предшествующий ему Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Нарушение способа предоставления декларации облагается штрафом.

Случаи представления налоговой декларации

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации влечет за собой налоговое преследование. Все положения работы с такими нарушениями прописаны в статье 119.1 НК РФ. Нарушение способа предоставления декларации влечет за собой назначение штрафа в 200 рублей. Далее рассмотрим основные моменты установления таких нарушений.

Налоговая декларация представляет собой основной документ налоговой отчетности. Если организация является налогоплательщиком, то она обязана вовремя предоставлять налоговую декларацию по соответствующему налогу способом, установленным Кодексом.

Декларация – письменное заявление в электронной форме, которое передается по телекоммуникационным связным каналам. Телекоммуникационный документ также заверяется подписью плательщика налогов и сборов. Такая подпись является электронной.

Электронная подпись заверяется в личном кабинете налогоплательщика, а доступ к кабинету открывается в налоговых органах по месту регистрации налогоплательщика.

Налоговая отчетность предоставляется как в случае наличия у компании доходов, так и в случае, если у юридического лица нет оборотов. Другими словами, если у компании были расходы в течение отчетного периода или обороты по счетам, то она обязана предоставить декларацию в контрольные органы.

С 1 января 2014 года Правительство запретило подачу документов на бумажных носителях. За несоблюдение способа подачи документов (способы установлены статьей 80 НК РФ) к налогоплательщику применяются правила статья 119.1 НК РФ.

Необходимо контролировать правильность заполнения и подачи декларации, поскольку декларация является основным источником сведений об исчисленных суммах доходов, расходов, стоимости имущества и налогах.

Несмотря на запрет, некоторые налоговые органы, особенно в малонаселенных пунктах принимают бумажные носители. Специалисты налоговой самостоятельно обрабатывают налоговую информацию, занося данные в электронные формы для хранения в общем декларационном банке данных.

По декларации налоговый орган может провести проверку достоверности сведений. Однако к декларации налогоплательщик должен предоставить подтверждающие документы: приходные и расходные ордера, книгу учета доходов и расходов и прочие – по отдельным видам налогов.

Способы представления налоговой декларации

На сегодняшний день законодательство предусматривает два способа подачи налоговой декларации – на бумажном носителе и с помощью телекоммуникационных средств связи. Бумажный носитель подтверждается подписью налогоплательщика, ответственного за уплату налогов или его доверенного лица (агента).

Электронный носитель подается по электронной почте или на накопителе. Декларация может быть подана на сайте налоговой инспекции. Требования к заполнению данных в декларации сходны вне зависимости от вида носителя. Вне зависимости от способа подачи необходимо предоставить дополнительные документы, так как декларация не является достаточным самостоятельным основанием для исчисления точных сумм налоговых платежей.

Форма декларации строго унифицирована, и порядок ее заполнения указан в п. 7 статьи 80 НК РФ. Формы деклараций ежегодно меняются и в связи с этим возникает множество вопросов по срокам применения того или иного вида декларации.

По мнению контролирующих налоговых органов старые формы подлежат замене со дня публикации официального документа об изменениях в налоговом законодательстве.

Иной позиции придерживается ВАС РФ. Позиция заключается в том, что все нормативные акты, в том числе и декларация при изменении форм сдачи могут быть сданы в старой форме до определенного временного периода. К примеру, в течение 10 дней после публикации документа об изменениях налогоплательщики могут подать старые бланки деклараций.

Основания для отказа в приеме налоговой декларации налоговыми органами

Декларация – унифицированный документ со строгими требованиями и сроками сдачи. Возникает множество споров по отказу в приеме декларации. Так, основаниями для отказа в приеме декларации к налоговому учету являются следующие:

  • если лицо, предоставляющее декларацию, не имеет документов, удостоверяющих личность;
  • если у должностного лица – уполномоченного представителя налогоплательщика отсутствуют документы, подтверждающих его полномочия;
  • если декларация представлена не по унифицированной форме либо в устаревшем виде;
  • если на бумажном носителе отсутствуют подписи налогоплательщика или уполномоченного лица либо печати;
  • если на электронном носителе отсутствует квалифицированная электронная подпись либо данные о владельце сертификата недостоверны;
  • если налогоплательщик предоставляет декларацию не в тот налоговый орган, в котором зарегистрирована компания.

Отказ в приеме декларации может быть закреплен судом, поскольку анализ судебной практики показывает, что в большинстве случаев налогоплательщик нарушает основания налогового законодательства.

Ответственность за нарушение способа представления декларации

Статья 119.1 Кодекса введена со 2 сентября 2010 года. Статья установила порядок подачи декларации и ответственности за нарушение способа предоставления.

Все компании, чья численность превышает 100 человек, предоставляют налоговые декларации на электронных носителях. Декларацию предоставляет ответственный налогоплательщик компании либо законный представитель.

Существуют следующие виды ответственности за нарушение способа предоставления декларации:

  • назначение штрафа в 200 рублей за каждую несвоевременно поданную декларацию;
  • назначение штрафа в размере от 40% суммы налога при недостоверных сведениях в декларации по сумме налога;
  • отказ в приеме декларации.

Налогоплательщик не может быть ответственным за то, что подал декларацию в старой форме.

Ответственность не назначается, если декларация, поданная в старом формате, утеряна либо не востребована налоговым органом.

Таким образом, чтобы не допустить нарушение установленного способа представления налоговой декларации налогоплательщик обязан следить за изменениями законодательства. Все изменения указываются на официальных сайтах налоговых органов и фиксируются в различных налоговых вестниках.