Содержание:
Приказ МО РФ №500 от 21 марта 2012
Здравствуйте. Я военнослужащий, капитан. Вопрос о выплатах ежемесячной надбавки за особые достижения в службе.
В приказе МО РФ №500 от 21 марта 2012 года описан порядок выплат.
. Военнослужащим, выполнившим (подтвердившим) квалификационный уровень физической подготовленности, ежемесячная надбавка устанавливается на календарный год на основании приказа соответствующего командира (начальника) по результатам не менее двух проверок в прошедшем календарном году, одна из которых итоговая за год, контрольная или инспекторская проверка.
Я и наш начальник по физической подготовке его по разному понимаем. Я до него 2 года исполнял обязанности начальника по физ подготовке. Он утверждает, что обязательно сдавать итоговую проверку для выплат и любую другую, а я в тексте приказа вижу то, что одна из проверок должна быть итоговой, контрольной или инспекторской. У меня есть за год две контрольных проверки, в начале и в середине года. На итоговой я был в отпуске. Положена-ли мне надбавка по данному приказу?
В прошлом году по этому-же приказу я оформлял военнослужащим выплаты и они проходили.
Ответы юристов (4)
… а я в тексте приказа вижу то, что одна из проверок должна быть итоговой, контрольной или инспекторской.
Считаю, что положения приказа Вы понимаете верно: ИЛИ итоговая ИЛИ контрольная ИЛИ инспекторская. Всего НЕ МЕНЕЕ ДВУХ.
У меня есть за год две контрольных проверки, в начале и в середине года. На итоговой я был в отпуске. Положена-ли мне надбавка по данному приказу?
В прошлом году по этому-же приказу я оформлял военнослужащим выплаты и они проходили.
Всё верно, так и должно быть.
Более того, не обязательно, что бы обе проверки были ИЛИ итоговыми ИЛИ контрольными ИЛИ инспекторскими, достаточно того, что бы хотя бы одна из проверок была таковой, а другая, например, по итогам за 3 квартал.
Есть вопрос к юристу?
Добрый день! В соответсвии с данным приказом «Военнослужащим, выполнившим (подтвердившим) квалификационный уровень физической подготовленности, ежемесячная надбавка устанавливается на календарный год на основании приказа соответствующего командира (начальника) по результатам не менее двух проверок в прошедшем календарном году, одна из которых итоговая за год, контрольная или инспекторская проверка». Поскольку у вас две контрольные, то нач. физ может организовать досдачу итоговой проверки для тех, кто отсутвовал с разрешения командира части. Можете подать письменный рапорт командиру части в котором сообщить сложившуюся ситуацию и полученные оценки по итогам двух проверок и что на итоговой были в отпуске и просите оказать содействие в положительном решении вопроса назначения указанных выплат и в случае необходимости дать распоряжение на проведение досдачи итоговой проверки.
ПМО 500 (выдержка)
3. Военнослужащим за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение (подтверждение) спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта и наличие спортивных званий по любому виду спорта выплачивается ежемесячная надбавка в следующих размерах:
выполнившим (подтвердившим) второй квалификационный физической подготовленности, — 15 процентов оклада по воинской должности;
выполнившим (подтвердившим) первый квалификационный уровень физической подготовленности, — 30 процентов оклада но воинской должности;
выполнившим (подтвердившим) высший квалификационный уровень физической подготовленности, — 70 процентов оклада по воинской должности;
выполнившим (подтвердившим) первый спортивный разряд по одному из военно-прикладных видов спорта, — 80 процентов оклада по воинской должности;
выполнившим (подтвердившим) спортивный разряд кандидата в мастера спорта по одному из военно-прикладных видов спорта,- 90 процентов оклада по воинской должности;
имеющим спортивные звания «заслуженый мастер спорта Российской Федерации (СССР)», «мастер спорта международного класса Российской Федерации (СССР)», мастер спорта Российской Федерации (СССР), — 100процентов оклада по воинской должности.
Ежемесячная надбавка. военнослужащим, указанным в абзацах пятом — седьмом пункта 3 настоящего приказа, выплачивается при условии выполнения (подтверждения) ими высшего квалификационного уровня физической подготовленности.
Военнослужащим, выполнившим (подтвердившим) квалификационный уровень физической подготовленности, ежемесячная надбавка устанавливается на календарный год на основании приказа соответствующего командира (начальника) по результатам не менее двух проверок в прошедшем календарном году, одна из которых итоговая за год, контрольная или инспекторская проверка
- Вы правы, тут применена логическая дизъюнкция, то есть для назначения выплат необходимо чтобы одна из двух проверок должна быть либо итоговой, либо контрольной, либо инспекторской
Он же предлагает Вам понимать как: Одна из которых должна быть итоговой, а другая инспекторской или контрольной. Это из логичского анализа текста не следует, так как слово ОДНА стоит перед перечислением альтернатив
Проще говоря основанием для применения надбавки при наличии:
1. Либо итоговая за год с контрольной
2. Либо итоговая за год с инспекторской
3. А так как написано, что «не менее двух» то может быть итоговая за год, инспекционная и контрольная и 2 контрольных.
Но отсутствие итоговой проверки с остальными исключают право на такую надбавку. «Намудренный приказ», который трактуется либо в Вашу пользу, либо в пользу начальника (и так и так).
Уточнение клиента
Ну вот не вижу я, что отсутствие итоговой является основанием для отказа.
Под итоговой за год, контрольной или инспекторской проверкой понимается проверка с внешним проверяющим, а любая другая это тоже контрольная, но уже с местным начфизом. Так вот у меня одна контрольная с проверяющим, а другая с начфизом. Итоговая вполне может проходить и без внешнего проверяющего, а главнее та проверка, которая именно с внешним.
Вопрос скользкий, согласен, но в любом случае это приказ и выполняться он должен не по разному, а однозначно.
16 Декабря 2013, 16:43
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Особые достижения приказ 500
Юридические консультации в разделе
«Интернет-Приёмная» («Обращения граждан»)
Тихоокеанский флотский военный суд
График работы суда
понедельник-четверг:
с 9:00 до 18:00
пятница:
с 9:00 до 17:00
обеденный перерыв:
с 13:00 до 14:00
суббота, воскресенье:
выходные дни
Р.А. Трощенко, преподаватель кафедры филиала ВУНЦ ВВС ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (филиал , г. Краснодар), юрист .
Прежде чем обратиться к основной теме настоящей публикации, отметим, что Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2012 г. за № 24125 наконец-то был зарегистрирован приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения денежном довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» от 30 декабря 2011 № 2700. Указанный Порядок вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования и стал действовать де-юре. Де-факто же этот Порядок действует с 1 января 2012 г., и в данном случае нельзя не отметить, что имел место юридический нонсенс — военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации на протяжении пяти месяцев получали денежное довольстве в соответствии с документом в порядке, который не подлежал применению.
Отом, какие сюрпризы преподносит этот новый порядок, почти каждый военнослужащий знает не понаслышке. Ликвидировав сначала систему финансовых органов в воинских частях и передав их полномочия, так называемым территориальным органам финансового обеспечения, а затем с 1 января 2012 г. вообще «замкнув» все вопросы денежного довольствия на Единый расчетный центр, Министерство обороны Российской Федерации получило такую неразбериху с выплатами, которую еще долго будут вспоминать во многих гарнизонах. Конкуренцию ей может составить разве что ситуация с жилищным обеспечением. После упразднения жилищных комиссий и все той же централизации порядка обеспечения жильем сегодня вряд ли кто из очередников на жилье представляет себе, каким по счету в этой самой очереди он числится и как проконтролировать законность соблюдения этой очерёдности при распределении жилья Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Процедура постановки на учет зачастую длится годами, сроки рассмотрения заявлений о постановке, как правило, не соблюдаются и т. д. и т. п. Но это уже тема для другой публикации.
Частью 20 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 г. № ЗОбФЗ (далее — Закон о денежном довольствии) установлена ежемесячная надбавка за особые достижения в службе (далее — НОДС) в размере до 100 % оклада по воинской должности. Это единственная надбавка, определение правил выплаты, которой указанный Закон сохранил за руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
1июня 2012 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации был зарегистрирован приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 21 марта 2012 г. № 500дсп (далее — приказ № 500). Не останавливаясь на нормах приказа, содержащих информацию, не подлежащую распространению (дсп), рассмотрим нормы о выплате НОДС за квалификационный уровень физической подготовленности (ранее — до 1 января 2012 г. — действовала надбавка, установленная приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. № 1115) и за ученую степень (за занятие воинской должности научно-педагогического состава в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее — вузы).
В соответствии с приказом № 500 военнослужащим за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение (подтверждение спортивных разрядов по военно-прикладным видал спорта и наличие спортивных званий по любому виду спорта выплачивается ежемесячная надбавка в следующих размерах:
-выполнившим (подтвердившим) второй квалификационный уровень физической подготовленности _ 15 % оклада по воинской должности;
-выполнившим (подтвердившим) первый квалификационный уровень физической подготовленности, — 30 % оклада по воинской должности;
-выполнившим (подтвердившим) высший квалификационный уровень физической подготовленности, — 70 % оклада по воинской должности;
-выполнившим (подтвердившим) первый спортивный разряд по одному из военно-прикладных видов спорта, — 80 % оклада по воинской должности;
— выполнившим (подтвердившим) спортивный разряд кандидата в мастера спорта по одному из военно-прикладных видов спорта, — 90 % оклада по воинской должности;
-имеющим спортивные звания «Мастер спорта России (СССР) международного класса», «Мастер спорта России (СССР)», -100 % оклада по воинской должности;
-имеющим почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России (СССР)» — 100 % оклада по воинской должности. Надбавка мастерам спорта, разрядникам выплачивается при условии выполнения (подтверждения) ими высшего квалификационного уровня физической подготовленности.
Военнослужащим, выполнившим (подтвердившим) квалификационный уровень физической подготовленности, ежемесячная надбавка устанавливается на календарный год на основании приказа соответствующего командира (начальника) по результатам не менее двух проверок в прошедшем календарном году, одна из которых итоговая за год, контрольная или инспекторская проверка.
Следующая интересующая нас выплата — это надбавка военнослужащим, занимающим воинскую должность доцента (профессора) в вузах.
Сразу отметим, что сам по себе факт замещения той или иной воинской должности, пожалуй, по определению нельзя рассматривать как особое достижение в службе, нуждающееся в дополнительном материальном стимулировании. Если же исходить из обратного, то резонно возникает вопрос: почему бы тогда не установить такое стимулирование иным военнослужащим, замещающим более высокие воинские должности, нежели должность доцента (профессора)? По крайней мере, было бы логично установить аналогичную надбавку за должность начальника кафедры, факультета и т. д.
Более высокой воинской должности соответствует больший размер должностного оклада. Поэтому,например, разность в должностных окладах преподавателя (23-й тарифный разряд) и доцента (27-й тарифный разряд) изначально учитывает разность в объеме и сложности возложенных на них служебных обязанностей, чем же еще дополнительно и так существенно по объему от иных должностей профессорско-преподавательского и научного состава отличается исполнение обязанностей по должности доцента (профессора), что при ее замещении предусмотрена еще и доплата в 40 (60) %?
Логическое объяснение такой значительной в конечном итоге разнице в оплате труда найти трудно. По мнению автора, не обоснованна она и юридически. Чтобы разобраться в этом вопросе вспомним, как, собственно, появилась надбавка за должность доцента (профессора) в нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих.
А появилась указанная надбавка благодаря решению Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № ВКПИ 01-76 «О признании частично незаконным пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» от 27 января 1993 г. № 65 (далее — Решение) по жалобе гражданина Лаврикова С.А., в котором было указано следующее:
«. Лавриков С.А. проходит военную службу в должности старшего преподавателя Тамбовского филиала военного университета радиационной, химической и биологической защиты и, как имеющий ученую степень кандидата медицинских наук, получает надбавку в размере 10 % от должностного оклада, установленную п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты».
В соответствии же с п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125- ФЗ научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлена надбавка к должностному окладу (ставке) за ученую степень кандидата наук в размере трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а с учетом изменений, внесенных в п. 5 ст. 30 этого Закона Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, надбавка к должностным окладам научно-педагогических работников высших учебных заведений с 1 января 2001 г. за ученую степень кандидата наук установлена в размере 300 (триста) рублей.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных и иных дополнительных выплат.
Пунктом 10 ст. 13 этого же Закона предусмотрена возможность установления надбавок и других дополнительных выплат военнослужащим.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлены надбавки к должностным окладам за ученое звание и ученую степень, которые существенно превышают размер тех же надбавок, установленных п. 4 названного выше Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 65 для научно-педагогических работников из числа офицерского состава высших военно-учебных заведений.
Как усматривается из ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 13 января .1996 г. № 12-ФЗ и ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, высшие военно-учебные заведения (военные образовательные учреждения высшего профессионального образования) входят в единую систему образовательных учреждений Российской Федерации и на них в полном объеме распространяется действие федерального законодательства в области образования.
Именно поэтому в п. 2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г.
№ 650, прямо указано, что высшие военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанных выше законах каких-либо изъятий, оговорок в отношении выплаты надбавок к должностным окладам научно-педагогическим работникам высших в оенно-учебных заведений не содержится, поэтому положение п. 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», устанавливающее научно-педа- гогическим работникам всех высших учебных заведений надбавки за ученую степень и ученое звание, в полной мере распространяется и на научно-педагогических работников высших военно-учебныхзаведений, в том числе и на лиц офицерского состава. ».
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2003 г. была подтверждена правильность позиции судов, согласно которой выплата военным преподавателям процентных надбавок за замещение должностей доцента (профессора) в размере 40 (60) % от должностного оклада должна производиться на основании Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 35 :
В Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федераций от 30 июня 2006 г. № 200, с момента его принятия уже содержались нормы, предусматривающие выплату указанных надбавок.
Чуть позже Федеральным законом «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 17 октября 2006 г. № 163- ФЗ были внесены изменения в п. 6.1 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон), которые закрепили право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на получение надбавок к должностным окладам за должность доцента (профессора), в размерах, установленных Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
Представляется, что именно с момента внесения соответствующих изменений в указанные нормативные правовые акты данная выплата для военнослужащих приобрела законный характер. И эти изменения, безусловно, стали возможны благодаря точке зрения Верховного Суда Российской Федерации. Тем не менее, эта точка зрения, как представляется, не бесспорна. Тем более что позиция судейского сообщества в отношении законности выплаты надбавки за замещение должности доцента (профессора) была далеко не однозначна и ряд гарнизонных и окружных военных судов отказывали военнослужащим в удовлетворении требований о ее установлении.
Далее автором будет приведена его точка зрения на установление такой надбавки военнослужащим вузов.
Как видно из вышеприведенного текста Решения, для того чтобы «выйти» на положения п. 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском
Профессиональном образовании» Верховный Суд Российской Федерации сначала ссылается на п. 10 ст. 13 Закона, а затем на п. 2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее — Типовое положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г:№ 650.
Действительно, согласно ранее действовавшей редакции п. 10 ст. 13 Закона, кроме выплат, предусмотренных Законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром ; обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могли устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливались дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Однако, как видно из текста Закона, перечень категорий нормативных правовых актов, на основании которых могли устанавливаться дополнительные выплаты, являлся исчерпывающим — это нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Как ни странно, но Закон не предусматривал возможность установления дополнительных выплат иными законами. Эта, на первый взгляд, странность объясняется тем, что по смыслу Закона, кроме него самого, никакими другими законами эти выплаты устанавливаться не могут, но они могут устанавливаться иными, подзаконными нормативными правовыми актами,принятыми Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Министерством обороны Российской Федерации. Речь идет о таких подзаконных актах, которые издаются именно по вопросам обеспечения денежным довольствием военнослужащих, т. е. субъектами правового регулирования этих специальных актов не могут быть граждане, не имеющие статуса военнослужащих. Соответственно и военнослужащие- не могут быть субъектами правового регулирования «гражданского» законодательства, устанавливающего те или иные дополнительные выплаты, за исключением случаев прямого на то указания в законе.
Таким образом, вопреки мнению Верховного Суда Российской Федерации, Полагаем, что в указанных выше Федеральном законе «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» каких- либо изъятий, оговорок в отношении выплаты надбавок к должностным окладам научно-педагогическим работникам из числа офицерского состава высших военно-учебных заведений содержаться, в общем-то, и не может. А, следовательно, отсутствие таких изъятий и оговорок вовсе не означает, что положения п. 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» распространяются на указанных военнослужащих.,
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 подчеркнул, что порядок прохождения военной службы и правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными), определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
Как далее отмечается в Решении, согласно ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» и ст.10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», высшие военно-учебные заведения (военные образовательные учреждения высшего профессионального образования) входят в единую систему образовательных учреждений Российской Федерации и на них в полном объеме распространяется действие федерального законодательства в области образования. Именно поэтому, отмечает суд, в п. 2 Типового положения прямо указано, что высшие военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и Послевузовском профессиональном образовании», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Именно на них (военные образовательные учреждения высшего профессионального образования) в полном объеме распространяется действие федерального законодательства в области образования, но не в области регулирования оплаты труда научно-педагогических работников из числа офицерского состава.
Высшие военно-учебные заведения осуществляют спою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон об образовании) и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Но речь идет исключительно об образовательной деятельности, ее соответствии требованиям указанных законов, а не о социальных гарантиях, установленных данными законами, поскольку эти гарантии в отношении военнослужащих устанавливаются иными специальными нормативными правовыми актами.
В ином случае должно быть логичным распространение на военнослужащих из числа профессорско-преподавательского состава в полном объеме и других положений федерального законодательства в области образования; например, права на первоочередное получение жилой площади, или права на ежемесячный отпуск продолжительностью 56 дней, или права на длительный отпуск продолжительностью до одного года, предусмотренных ст. 55 Федерального закона «Об образовании».
Очевидно, что попытка военнослужащих-преподавателей получить указанные права бесперспективна, поскольку их аналогичные права установлены иными специальными нормативными правовыми актами, действующими исключительно в сфере военной службы. Вряд ли военнослужащий на том лишь основании, что он замещает должность преподавателя высшего военного учебного заведения, вправе получить отпуск большей продолжительности, нежели это предусмотрено специальными нормами ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствии с действующей редакцией ст. 12 Закона военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Законом о денежном довольствии, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
При этом, о надбавках к должностным окладам за должность доцента (профессора) в Законе более не упоминается.
Согласно ст. 13 Закона Законом о денежном довольствии, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы».
Таким образом, в ст. 13 Закона речь недвусмысленно идет о нормативных правовых актах, которые специально изданы (могут быть изданы) по вопросам установления отдельных выплат военнослужащим с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы. Ни Федеральный закон «Об образовании», ни Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к таковым не относятся.
При этом, согласно ч, 34 ст. 2 Закона о денежном довольствии в отличие от Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министр обороны Российской Федерации (руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) не вправе устанавливать никаких иных выплат кроме тех, что отнесены к его компетенции ст. 2 указанного Закона (ежемесячная надбавка за особые достижения в службе), либо выплат, которые отнесены (могут быть в дальнейшем отнесены) к его компетенции Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации 4 .
Появление рассматриваемой нормы в приказе Министра обороны Российской Федерации № 500, как впрочем, и в приказе МВД России от 19 декабря 2011 № 1264, можно считать следствием некой правотворческой инерции. При разработке новых нормативных правовых актов положения прежних нередко механически копируются. Это хорошо заметно, если сравнить тексты, например, прежнего Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня № 200, и нового аналогичного Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700.
Вместе с тем, поскольку перечень так называемых особых достижений в службе законодательно не определен, то руководители федеральных органов исполнительной власти, поименованные в ч. 20 ст.
2Закона о денежном довольствии, вправе как самостоятельно устанавливать перечень этих достижений, так и соответственно определять размеры надбавок по ним, но не более 100 % оклада по воинской должности. Поэтому тот же Министр обороны Российской Федерации вправе не только включить в число особых достижений по службе факт замещения военнослужащим должности Доцента (профессора), но и установить отличные от п. 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» размеры надбавки за такое замещение.
Приказ № 500 предусматривает выплату военнослужащим, имеющим ученую степень кандидата (доктора) наук, соответствующей ежемесячной надбавки только при условии замещения последними определенных должностей. По мнению автора, данная надбавка, аналогично надбавке за спортивные звания (достижения), должна выплачиваться независимо от категории занимаемой должности.
Именно так, например, решен вопрос с выплатой надбавки за ученую степень кандидата (доктора) наук в вышеупомянутом приказе МВД России № 1264. Кроме того, по данному приказу (в отличие от приказа Министра обороны Российской Федерации № 500) размер указанной надбавки не «привязан» к положениям п. 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а установлен в процентах от занимаемой должности. Правда, в свою очередь, в отличие уже от приказа Министра обороны Российской Федерации № 500, указанный приказ МВД России ставит в зависимость от занимаемой военнослужащим должности выплату ему надбавки за спортивные звания. К тому же размеры этих надбавок министр внутренних дел установил существенно меньше, чем Министр обороны Российской Федерации.
Таким образом, следует прийти к выводу, что имеет место разный подход к установлению НОДС военнослужащим различных федеральных органов исполнительной власти, что вряд ли можно признать правильным.
По непонятным причинам приказом № 500 оставлены без «удовлетворения» надежды военнослужащих на получение надбавки за ученое звание доцента (профессора). Расчет на то, что эта надбавка будет сохранена военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации ранее действовавшими подзаконными актами, не оправдался: в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов Исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР» от 31 января 2012 г. № 60 Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту» от 2 июня 2006 г. № 343 утратило силу, за исключением положений, касающихся сотрудников федеральной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
По мнению автора, в первую очередь именно за наличие ученого звания доцента (профессора), которое является показателем педагогического мастерства и глубоких профессиональных знаний, а не за сам лишь факт замещения одноименной должности должна выплачиваться соответствующая надбавка. Подобной позиции придерживаются и некоторые другие авторы.
Хотелось бы надеяться, что Министерство обороны Российской Федерации в ближайшее время решит все проблемы «переходного периода» к Новому порядку обеспечения денежным довольствием, который изрядно затянулся. Ведь как гласит китайская мудрость: не дай вам Бог жить во времена перемен.
В заключение хотелось бы отметить, что п. 2 приказа Министра обороны Российской Федераций № 500 выплата НОДС должна производиться с 1 января 2012 г. В связи с изложенным с июня 2012 г. в войсках собираются соответствующие документы, подтверждающие сдачу физической подготовки в 2011 г., после обобщения и анализа которых будут изданы приказы Министра обороны Российской Федерации об установлении военнослужащим с 1 января 2012 г. НОДС за это и другие особые достижения в службе.
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 1264 г. Москва «Об утверждении Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту»
Изменения и поправки
Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 января 2012 г.
Регистрационный N 22967
В соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» 1 — приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту.
2. Выплату ежемесячной надбавки за особые достижения в службе производить в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих внутренних войск МВД России, с 1 января 2012 года.
3. Признать утратившими силу в отношении военнослужащих внутренних войск МВД России:
3.1. Пункты 81-85 Инструкции о порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденной приказом МВД России от 31 мая 2007 г. N 479 2 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2007 г., регистрационный N 9759).
3.2. Приказ МВД России от 16 ноября 2009 г. N 874 «О дополнительной выплате отдельным категориям военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России» 3 (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2009 г., регистрационный N 15836).
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра — главнокомандующего внутренними войсками МВД России генерала армии Н.Е. Рогожкина.
генерал армии Р. Нургалиев
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6336.
2 Российская газета, 2007, N 159.
3 Российская газета, 2010, N 12.
Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту
1. Настоящие Правила определяют порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе 1 военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту 2 .
2. Надбавка устанавливается и выплачивается военнослужащим в процентах от оклада по воинской должности в следующих размерах:
Имеющим ученую степень:
а) кандидата наук — 15;
б) доктора наук — 30.
Проходящим военную службу на воинских должностях руководящего и научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования:
б) начальника кафедры при наличии присвоенного установленным порядком ученого звания доцента или профессора — 40;
в) профессора — 60;
г) начальника института, заместителя начальника института по учебной работе, заместителя начальника института по научной работе при наличии присвоенного установленным порядком ученого звания профессора — 60.
Удостоенным почетных званий СССР, Российской Федерации — 50.
Проходящим военную службу в воинских частях (подразделениях) разведывательных и специального назначения, в учебных воинских частях (подразделениях) разведывательных и специального назначения и имеющим спортивные звания:
а) мастера спорта России — 30;
б) мастера спорта России международного класса — 50.
Награжденным медалями МВД России «За заслуги в управленческой деятельности» III, II и I степеней — 30.
3. Надбавка устанавливается приказами главнокомандующего внутренними войсками МВД России, командующих войсками оперативно-территориальных объединений, командиров соединений и воинских частей, начальников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России на основании рапорта военнослужащего и документов, подтверждающих право на получение выплаты в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил.
4. Надбавка выплачивается со дня вступления военнослужащих в воинские должности, но не ранее дня присвоения ученых, почетных, спортивных званий, награждения медалью последней степени, принятия решения Министерством образования и науки Российской Федерации о выдаче диплома доктора наук (кандидата наук).
5. Надбавка выплачивается по день сдачи военнослужащими воинских должностей, но не позднее дня лишения их в установленном порядке ученых степеней, ученых, почетных, спортивных званий, медали (медалей).
6. Об утрате (изменении) оснований для выплаты надбавки военнослужащий докладывает рапортом непосредственному командиру (начальнику) не позднее трех дней со дня, когда военнослужащему стало известно об этом.
7. Выплата надбавки военнослужащим, имеющим несколько ученых степеней, почетных, спортивных званий, производится за одну ученую степень, за одно почетное звание, за одно спортивное звание, для которых установлен наибольший размер надбавки.
8. При наличии у военнослужащего права на получение надбавки по нескольким основаниям, установленным пунктом 2 настоящих Правил, размер надбавок суммируется, за исключением положений пункта 7 настоящих Правил.
9. Военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях руководящего и научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, размер надбавки за ученую степень, исчисленный в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, устанавливается не ниже размера соответствующей надбавки за ученую степень, установленного законодательством Российской Федерации для работников, замещающих штатные должности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
10. Выплата военнослужащим надбавки производится одновременно с выплатой денежного довольствия.