Перерасчет по ипу

Автор: | 17.08.2018

Можно ли сделать перерасчет за воду по показаниям счетчиков

Как составить заявление на перерасчет задолженности, если не давали

показания счетчиков более 6 мес? После 6 мес показания приняли следующих месяцев приняли и сейчас мы платим по показаниям. Но делать перерасчет они отказываются.

30 Сентября 2017, 12:00 Ал Юрий, г. Москва

Ответы юристов (5)

В случае не предоставления потребителем показаний индивидуальных (квартирных) счетчиков воды исполнитель коммунальных услуг в первые три месяца производит начисления по среднемесячным объемам, рассчитанным за последние 6 месяцев, а по окончании данного трехмесячного периода – по нормативам с учетом повышающего коэффициента 1,5 (пункты 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354)).
Но если счетчики исправны, пломбы не повреждены и сроки поверки у них не истекли, то можно сделать перерасчет за период, когда показания счетчиков не передавались.
Для этого необходимо потребовать у исполнителя провести проверку состояния индивидуального счетчика. Такое заявление подается либо устно, либо письменно. Исполнитель обязан провести такую проверку в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (подпункт «к(4)» пункта 33 и подпункт «е(2)» пункта 31 Правил №354).
По результатам проверки состояния счетчиков исполнитель, исходя из снятых в ходе проверки показаний проверяемого счетчика, должен провести перерасчет и зачесть излишне уплаченные суммы в счет будущих периодов (пункт 61 Правил №354).

Примерную форму письменного заявления привожу ниже:

ЗАЯВЛЕНИЕ
о проведении проверки состояния индивидуальных счетчиков
и осуществлении перерасчета

В соответствии с подпунктом «к(4)» пункта 33 и подпунктом «е(2)» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, требую в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения настоящего заявления, осуществить проверку состояния индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, установленных по адресу: ____________________, а также в соответствии с пунктом 61 вышеуказанных правил осуществить перерасчет начисленной платы за период с «_____»_____________20___ г. по «_____»_____________20___ г., исходя из снятых в ходе проверки показаний данных приборов учета, и зачесть излишне уплаченные суммы в счет будущих периодов.

С Уважением,
Олег Рябинин.

Есть вопрос к юристу?

Если проверку показаний у Вас управляющая компания произвела, но тем не менее отказывается делать перерасчет, то можно не просто потребовать перерасчет, но и потребовать штраф 50% от необоснованно начисленной суммы в соответствии со следующими пунктами Правил №354:

155(1). В случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

155(2). В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности — путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме.
Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.

При отказе можно обращаться в жил.инспекцию и/или в суд. Дело однозначно выигрышное.

Здравствуйте, Юрий! В соответствии с п.82 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнитель, т.е. в Вашем случае УК, обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

При этом согласно п.83 данного Постановления такие проверки, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
В том случаеесли Вы как потребитель не передаете показания приборов учета в квартире в течение 6 месяцев подряд исполнитель в лице УК не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести проверку и снять показания прибора учета (п.84 Постановления)

По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки.

При этом п. 61 указанного Постановления установлено, что:

Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеютсярасхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Таким образом, отказ в перерасчете коммунальных платежей незаконен.Излишне уплаченные суммы коммунальных платежей исходя из поданных последних показаний водо-, энергосчетчиков должны быть зачтены при оплате будущих расчетных месяцев (т.е. излишне уплаченные суммы должны вычитаться из будущих начислений коммунальных платежей).

В п.61 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») прямо предусмотрено, что:

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Юрий, согласно п.33 данного Постановления, Вы, как потребитель имеете право:

б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, а также о наличии(об отсутствии) задолженности или переплатыпотребителя за коммунальные услуги,наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

То есть в том случае, если УК (исполнитель) отказывает Вам в проведении перерасчета, Вы вправе требовать от них письменного пояснения отказа, какими конкретно нормами закона руководствуется исполнитель при исчислении подлежащего к уплате размера платы за коммунальные услуги.

Образец заявления о проведении состояния ИПУ и осуществлении перерасчета в УК уважаемый коллега уже представил. В случае отказа в проведении перерасчета можете обратиться в Жилищную инспекцию и (или) в суд. Еще раз подчеркну, что отказ в перерасчете платы за коммунальные услуги незаконен, противоречит нормам Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Юрий, поскольку Вы не представляли показания счетчиков 6 месяцев, УК на основании пп. «б» п.59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» рассчитала плату за коммунальные услуги исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов по показаниям Ваших ИПУ за период не менее 6 месяцев, предшествовавших последним представленным показаниям данных счетчиков. Так рассчитывалась плата за коммунальные услуги первые 3 месяца после последних полученных УК от Вас показаний счетчиков.В последующие же месяцы начисление оплаты за коммунальные услуги происходило в порядке, предусмотренном ст.60 данного Постановления, т.е. исходя из нормативов потребления коммунальных услуг :

60. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Следует заметить, что законодатель установил вышеперечисленные нормативы начисления оплаты за коммунальные услуги лишь с тем, чтобы УК, обслуживающие жилые помещения, не просто произвольно осуществляли эти начисления, а руководствовались конкретно-определенным порядком, установленным законом. Иначе можно было бы считать, что если потребитель не передал показания ИПУ, то и начислять коммунальные платежи следует по нулям. Закон же задал четко определенный ориентир. Между тем установленный п.59 и 60 порядок определения оплаты коммунальных услуг вовсе не означает, что последующий перерасчет при получении УК показаний счетчиков невозможен. Нормами законодательства прямо предусмотрено, что:

Читайте так же:  Как расторгнуть договор оказания услуг с заказчиком

ЖК РФ, Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

1.Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Кроме того, как я уже указывал ранее, согласно п.82 и 84 Постановления УК как исполнитель обязан при непредставлении Вами показаний ИПУ в течение 6 месяцев провести проверку и снять показания приборов учета.На основании снятых показаний приборов учета УК обязана произвести перерасчет.

Обратите внимание, после передачи Вами показаний счетчиков выяснилось, что разницу между фактически потребленным объемом коммунальных ресурсов и начисленным исходя из нормативов должна вернуть УК. Но УК неправомерно отказывает в перерасчете. Интересно, а если наоборот, выяснилось бы, что объем фактически потребленных коммунальных услуг по показаниям счетчиков превысил начисленный норматив, предъявила бы УК требование к Вам возместить недополученную ими разницу? Полагаю, что наверняка. Они бы действовали в своих интересах.

Вывод один — отстаивайте свои интересы, на Вашей стороне закон.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

10.09.2014 | Перерасчеты при наличии ИПУ

Как известно, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354), предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность. Попробуем разобраться, как влияет наличие или отсутствие прибора учёта коммунальной услуги на размер перерасчёта.

На перерасчёты, связанные с несоответствием качества услуг установленным нормам, приборы учета объема потребленной услуги не влияют, в этом вопросе споров не возникает.

Гораздо интересней вопрос, каким образом должны производиться перерасчеты, вызванные перерывами в предоставлении коммунальных услуг, в зависимости от наличия/отсутствия приборов учёта этих коммунальных услуг.

Практически на всей территории РФ сложилась следующая практика: перерасчёты за недопоставленный объём коммунальной услуги предоставляется собственнику/нанимателю помещения исключительно при отсутствии ИПУ. А в случае наличия прибора считается, что прибор в период непредоставления услуги и так показывает нулевой расход, тем самым обеспечивается измерение фактического объёма потребления услуги, стоимость которого и предъявляется к оплате собственнику/нанимателю, помещение которого оборудовано индивидуальным прибором учёта. Такая схема предоставления перерасчётов почему-то считается справедливой и соответствующей действующему законодательству.

Логика у таких «перерасчётчиков» простая: человек должен заплатить за объём предоставленной коммунальной услуги. Если он установил ИПУ, то прибор измерит объём, за этот объём и надо выставлять счёт. Если прибора нет, и расчёт ведётся по нормативу, то объём фактически потреблённой услуги необходимо рассчитывать с учётом перерыва в предоставлении этой услуги, т.е. делать перерасчёт.

Приверженцы такой логики забывают один существенный момент. Перерасчёт стоимости КУ ставит своей целью не только определение платы за фактически потреблённый объём услуги, но и некие «штрафные санкции». Ведь особенность коммунальной услуги в том, что она должна быть доступна всегда! Любой собственник/наниматель квартиры вправе рассчитывать на то, что при повороте вентиля из крана потечёт вода. И если эта вода не течёт, т.е. услуга недоступна, то не просто должна быть отменена плата за эту услугу, но и должен компенсироваться некий «ущерб», нанесённый добросовестному потребителю.

Вот как раз такая логика подтверждается законодательством!

Пунктом 98 Правил 354 установлено: «При предоставлении в расчетном периоде потребителю … коммунальной услуги … с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги…».

Что значит «вплоть до полного освобождения от оплаты»? Ведь руководствуясь логикой отсутствия перерасчётов при наличии ИПУ, очевидно, что полное освобождение от оплаты может быть только при нулевом потреблении услуги (согласно ИПУ). Если же прибор покажет хоть литр воды, то эту воду надо оплатить.

А когда от оплаты освобождаются «нормативщики» (у кого нет ИПУ)? Логично предположить, что они освобождаются от оплаты тогда, когда в расчётный период услуга не предоставлялась вообще!

А что по этому поводу говорят Правила 354?

Вышеупомянутый п.98 Правил 354 гласит: «…условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам…».

Открываем Приложение 1. Видим, что при перерывах в предоставлении любого вида коммунальной услуги свыше установленного предела, осуществляется перерасчет в размере 0,15% за каждый час такого превышения.

А предел продолжительности перерывов установлен, надо сказать, невысокий. По ХВС, ГВС, водоотведению – 8 часов в месяц (суммарно), по газоснабжению – 4 часа в месяц (суммарно), по отоплению и электроснабжению – 24 часа в месяц (суммарно).

Рассмотрим пример. В доме отключили холодную воду. Пусть это произошло в месяце, в котором 30 дней. Воды не было 29 дней. На тридцатый день дали воду, и люди принялись мыться, намывать всё вокруг и т.п. В общем, расходовали воду в объёме, многократно превышающем их обычное потребление. Потом все жильцы обратились за перерасчётом.

И вот производится перерасчёт для «нормативщиков»:

Перерыв в предоставлении ХВС составил 29 дней Х 24 часа = 696 часов. Допустимый перерыв 8 часов. За каждый час свыше допустимого перерыва необходимо уменьшить плату на 0,15%. Всего плата уменьшится на (696 – 8) х 0,15 = 103,2%! Т.е. произойдет как раз случай «полного освобождения потребителя от оплаты».

А «счастливым» владельцам ИПУ скажут: «А у Вас счётчики за этот самый один день по два кубометра накрутили! Извольте заплатить!». Не будем удивляться «несправедливости», в большинстве УК и РСО на все наши возмущения резонно заметят: «Закон и справедливость – разные вещи!». И будут правы, но не в этом случае.

Не будем рассуждать о справедливости и сразу обратимся к закону.

Ещё раз внимательно прочитаем пункт 98 Правил 354 (процитируем ее полностью):

«98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период».

Итак, как мы видим, никакого упоминания про зависимость перерасчёта от наличия, либо отсутствия счётчика, нет!

Т.е. за перерыв в предоставлении коммунальной услуги собственникам/нанимателям помещений, оборудованных ИПУ, необходимо делать перерасчёт! Иного толкования пункта 98 Правил 354 быть не может!

Тут же возникает вопрос – а как же тогда применять пункт 99 тех же Правил 354? Ведь там прямо указано: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги».

Что это значит? Пункт 99 противоречит пункту 98? Или уточняет его?

На самом деле нет ни противоречия, ни уточнения. Применению подлежат и п.98, и п.99. И речь в них идёт о двух разных перерасчётах.

Пунктом 99 как раз устанавливается обязанность производить тот вид перерасчета, который в основном и применяется сейчас. Этот перерасчёт связан с уменьшением платы на стоимость недопоставленной коммунальной услуги. В этом случае действительно речь идёт об определении фактически потребленного объема услуги. Следовательно, для помещений, оборудованных приборами учёта, данный объём определяется по ИПУ, и перерасчёт не требуется, а вот для помещений, не оборудованных ИПУ, фактически потреблённый объём необходимо рассчитывать, а именно уменьшать нормативное значение на величину, пропорциональную длительности перерыва в предоставлении услуги за расчётный период. Именно такой порядок установлен п.100 Правил 354.

А вот п.98 устанавливает «штрафные санкции» за перерывы в предоставлении услуг. И «санкции» эти применяются независимо от наличия/отсутствия приборов учёта.

Таким образом, перерасчёты за перерывы в предоставлении КУ производятся следующим образом:

1. Для помещений, не оборудованных ИПУ:
1.1. На основании п.99 Правил 354 объём потреблённой КУ должен быть снижен. Порядок расчёта объёма, на который подлежит уменьшению установленный нормативом потребления объём, приведён в п.100 Правил 354.
1.2. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, сниженном на основании п.99) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть сначала определяется фактический объем потребленной услуги (путём уменьшения норматива потребления), затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

2. Для помещений, оборудованных ИПУ:
2.1. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, определённом по ИПУ) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть фактический объем потребленной услуги определяется по ИПУ, затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

Еще раз повторюсь: перерасчёт за перерыв в предоставлении коммунальной услуги, превышающий допустимую продолжительность, в соответствии с Правилами 354 предоставляется всем потребителям, независимо от наличия, либо отсутствия приборов учёта коммунальной услуги

Читайте так же:  Трудовой кодекс рб 2018 с комментариями

продолжение темы перерасчётов здесь

Должны ли сделать перерасчет учета за воду по ИПУ, согласно новому 354 постановлению?

Не подавались показания счетчиков по воде 4 месяца,всвязи с длительным отсутствием в своём регионе. По приезду был составлен контрольный акт и отдан в расчётную часть.Но с перерасчетом они не спешат.Я так поняла из нового 354 Постановления,которое вступило в силу в январе 2017 г.,что если не подавались показания ИП учёта,то и перерасчет делать не обязаны.Набежали за эти четыре месяца большие суммы за услугу,которой я не пользовалась.Объясните,пожалуйста,относительно нового 354 Постановления.Я теперь обязана все эти несуществующие долги оплатить или нет?

Ответы юристов (3)

О чем акт составлен? Счетчики исправные? Показания контрольные сняли?

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)

61. Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Если не производят перерасчет — жалобу в ГЖИ, проведут проверку и обяжут сделать.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ.Уточню, что счётчики в порядке, акт сделан в течении месяца после приезда.Нашли зацепку коммунальщики в п.31 Постановления 354.Там написано, что если потребитель не подавал показания, то и перерасчет не положен.

28 Апреля 2018, 19:27

Есть вопрос к юристу?

Коммунальщики свою позицию обосновывают тем, что обязанность по перерасчету платы за воду, исходя из фактических показаний счетчика, возникает лишь в том случае, если ранее потребитель передал неправильные показания, а в ходе проверки были установлены корректные данные. Как считают коммунальщики именно таков смысл п. 61 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354.

Вместе с тем суды считают иначе, и производят перерасчет со ссылкой на п. 61 Правила, вместе с тем действительно — перерасчет как таковой Правилами не предусмотрен в случае не подачи показаний приборов ИПУ.

Ссылочка на пример ниже.

Не открывается так,

дело 2-1078/17 по иску Литвиновой Н.Н. к ООО «Милана, Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» об обязании произвести перерасчет стоимости услуг по холодному водоснабжению.

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам указав, что она является собственником . Квартира оснащена приборами учета потребления холодной и горячей воды. В связи с отсутствием истца в г. Волгодонске в период с 01.02.2013 года по июль 2014 года, истец не могла передавать показания счетчиков потребленной воды. За указанный период МУП «Водоканал» производились начисления объема потребления истцом воды, рассчитанный по среднемесячному объему потребленного истцом коммунального ресурса, за предыдущие месяцы. 25 февраля 2014 года по заявлению брата истца, представитель ООО «Милана» произвел проверку счетчиков воды в квартире истца, и снял показания счетчиков воды, о чем был составлен акт № 73, где зафиксированы показания счетчиков воды. Согласно показаний счетчиков воды, и начисленным МУП «Водоканал» из расчета среднемесячного потребления объемом потребленной воды за период с 01.02.2013 года по 25. 02.2014 года, разница между фактическим потреблением воды истцом, и рассчитанным ответчиком объемом составляла 570 куб. метров, о чем указано в акте составленном представителем ООО « Милана». Сведений о том, что счетчики воды неисправны, не опломбированы, или истек срок поверки счетчиков воды в акте не имеется.
******

Поскольку показания прибора учета потребления ХВС в период с февраля 2013 года по июль 2014 года истцом не представлялись, то плата ответчиком МУП «Водоканал» обоснованно рассчитывалась исходя из среднемесячных показаний потребления.

При этом после получения показаний прибора учета, либо после составления актов снятия показаний прибора учета, ответчики, на основании п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, обязаны был произвести перерасчет, согласно переписки между ООО «Милана» и МУП «Водоканал» имели намерение произвести истцу перерасчет, но до настоящего времени свое намерение не выполнили.

Доводы представителей ответчиков, о том, что перерасчет не может быть произведен, в связи с тем, что в квартире истца установлены счетчики воды, суд находит несостоятельными и противоречащими положениям п. 1 ст. 544 ГК РФ, в соответствии с которым, оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды.

Руководствуясь ст. 194 – 198, ст. 206 ГПК РФ,

Обязать ООО «Милана» и МУП «Водоканал», в течении месяца, с даты вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет начисленной Литвиновой Н.Н. платы за холодное водоснабжение и водоотведение в период с февраля 2013 года по июль 2014 года исходя из объема потребленной воды, рассчитанного на основании показаний приборов учета холодной воды, установленных в принадлежащей Литвиновой Н.Н. квартире расположенной по адресу: .

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

27.02.2017 | Расчет при непредставлении показаний ИПУ

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета , за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В настоящей статье рассмотрим порядок расчета размера платы за коммунальную услугу в случае непредставления потребителем показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета (далее — ИПУ).

Передача показаний ИПУ

Подпункт «к(1)» пункта 33 Правил 354 устанавливает:
«Потребитель имеет право:

к(1)) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг».

При этом исполнитель согласно подпункту «ж» пункта 31 Правил 354 обязан принимать от потребителей показания ИПУ. Необходимо отметить, что принимать переданные показания — это обязанность исполнителя, а вот передача показаний ИПУ — это право потребителя, а не обязанность. Исполнитель при этом имеет право проверять достоверность передаваемых потребителем сведений о показаниях ИПУ (подпункт «г» пункта 32 Правил 354) и даже несет обязанность такую проверку осуществлять (подпункт «б» пункта 82 Правил 354), а потребитель, соответственно, несет обязанность допускать исполнителя в занимаемое помещение для снятия показаний ИПУ, но не чаще 1 раза в 3 месяца (подпункт «ж» пункта 34 Правил 354).

Таким образом, потребитель имеет право передать показания ИПУ не позднее даты, установленной договором, а исполнитель обязан такие показания принять. При этом исполнитель имеет право и обязанность проверять достоверность передаваемых потребителем сведений, а потребитель обязан допустить исполнителя в занимаемое помещение, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Необходимо отметить, что в обязанности исполнителя, кроме того, входит уведомление о сроках и порядке снятия потребителями показаний ИПУ и передачи сведений исполнителю. Такое уведомление должно не реже 1 раза в квартал указываться в платежных документах (подпункт «з» пункта 31 Правил 354).

Последствия непредставления показаний ИПУ

Если потребитель не предоставил сведения о показаниях ИПУ в установленные договором сроки, тогда в соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил 354 плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда в соответствии с пунктом 60 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги. При этом повышающий коэффициент не применяется!

Применение в расчетах показаний ИПУ, представленных позднее установленного срока

Необходимо отметить, что в случае перехода на расчет по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса и при последующем переходе на расчет по нормативу предоставление потребителем показаний ИПУ не влечет за собой никаких перерасчетов. Перерасчет в этом случае Правилами 354 не предусмотрен.

Показания, переданные потребителем, в этом случае учитываются как начальные показания ИПУ, применяемые для определения размера платы за коммунальную услугу в расчетном периоде, следующем за тем расчетным периодом, в котором потребитель передал сведения о показаниях ИПУ. Нормы, дословно устанавливающей применение переданных потребителем показаний ИПУ в качестве начальных показаний для расчета в следующем периоде, Правила 354 не содержат. Однако, из совокупности положений Правил 354 следует, что исполнитель обязан принять переданные потребителем показания ИПУ и обязан применить эти показания в расчетах, при этом проведение перерасчета за предыдущие расчетные периоды исходя из переданных с нарушением установленного срока показаний ИПУ, Правила 354 не предусматривают.

Перерасчёт по счётчикам воды. Как лучше сделать?

Так получилось что не передавали показания по счетчикам воды более полугода ( около 2 лет)

Читайте так же:  Оформить студенческую карту ржд

В квартире никто не жил из-за приостановленного ремонта. Счетчики поверены.

Соответственно присылали платежки со средними показаниями. Оплата не производилась.

Недавно сделал контрольные показания и отнёс их в УК( принёс им фото счётчиков по их просьбе), там заполнил заявление на перерасчёт( всё в приложении).

Выдали мне контрольный акт. Но при этом предупредили что в связи с постановлением 354( толи 356)мне скорее всего сделают перерасчёт только за полгода.

Пришёл в МФЦ с копией акта и заявления ( фото в приложении), специалистка мне сказала что для того, чтобы мне сделать перерасчёт — ей нужна бумага о том какие показания были предыдущими, до акта, чтобы сделать перерасчёт. И сказала что то, что я принёс — всего лишь заявка, и что мне должно было придти письмо из управляющей компании.

В связи с этим несколько вопросов:

1. Правомерна ли отсылка к постановлению 354 ?

2.Как обычно проходит процедура снятия контрольных показаний? Каков регламент? Я просто сделал фото счётчиков ( по просьбе ук ) и принёс в ук, где мне на их основе составили акт ( в приложении).

Или нужно чтобы пришли люди из УК и проверили достоверность показаний с фото и уже потом составили какой-то новый акт, который удовлетворит МФЦ?

Ответы юристов (5)

Вам обязаны сделать полный перерасчет (не только за полгода). Приложенный акт подтверждает, что проверка показаний была проведена. Регламента, как должна проходить проверка показаний для применения пункта 61 Правил №354 в данном случае нет. Если УК устроили фото и она составила акт, то этот акт и является подтверждением проведенной проверки. Если УК необходимо, то она вправе провести проверку на месте в соответствии с пунктом 81(11) Правил №354.

В соответствии с пунктом 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N354) если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

С Уважением,
Олег Рябинин.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Никита. Перерасчет делается за весь период, поскольку в противном случае показания счетчика не будут сочетаться с выставленными суммами и соответственно это будет означать, что ЭСО получила неосновательное обогащение в виде полученных средств за непоставленную услугу. Поэтому в данном случае никаких ограничений нет за исключением общего срока давности в три года, причем по каждому платежу. Соответственно и Постановление Вами упомянутое таких ограничений содержать не может.

Что касается вопросов относительно актов, то поддержу уже указанное уважаемым коллегой Рябининым.

Перерасчету подлежит весь период, для чего необходимо обратиться в управляющую компанию, а в случае отказа с ее стороны, с жалобой в Мосжилинспекцию.

Вот один из примеров защиты прав потребителя услуги по информации официального портала Мэра и Правительства Москвы:

Жительнице Северного Измайлова вернули около 7,5 тысячи рублей переплаты за ЖКУ
7 АПРЕЛЯ 2017

При расчёте платежей управляющая компания не учитывала льготы за преклонный возраст женщины и звание «Ветеран труда».

Пенсионерке района Северное Измайлово вернули почти 7,5 тысячи рублей переплаты за жилищно-коммунальные услуги. Жительница дома 56, корпус 6 на 5-й Парковой улице обратилась в Мосжилинспекцию с подозрением, что в квитанции за ЖКУ не учитываются положенные ей льготы.

В результате проверки выяснилось, что женщине неправильно начислялся платёж за услуги «содержание и ремонт» и «взнос на капитальный ремонт». Звание «Ветеран труда» позволяет пенсионерке получать 50-процентную скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг, а преклонный возраст москвички даёт право на компенсацию половины суммы взноса за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Однако управляющая компания не учитывала эти льготы при начислении платежей с июля 2015 года.

В результате после вмешательства Мосжилинспекции москвичке вернули 7444 рубля.

Проверить тарифы за жилищно-коммунальные услуги москвичи могут с помощью онлайн-калькулятора.

Когда у жителей появляются сомнения в правильности начисления платежей, то необходимо обратиться за перерасчётом в свою управляющую организацию.

Если решить проблему не удаётся, стоит направить жалобу в Мосжилинспекцию через официальный сайт или по почте.

В обращении важно указать свой точный адрес и чётко передать суть претензии.

К обращению необходимо приложить копии единых платёжных документов.
Подробнее о правилах оплаты и перерасчёта можно узнать в разделе «Услуги и сервисы» на портале mos.ru.

По итогам 2016 года в Мосжилинспекцию поступило 14 тысяч обращений, связанных с оплатой ЖКУ.

Большая часть касалась услуг водоснабжения и отопления (29,7 и 19,6 процента соответственно), а также жилищно-коммунальных услуг в целом или несогласия с задолженностью (23,1 процента).

При этом подтвердилось только около 10 процентов жалоб на некорректность начисления счетов за жилищно-коммунальные услуги.
www.mos.ru/news/item/22623073/

Никита, подайте письменное заявление на перерасчет (на копии пусть проставят отметку о приемке) и ждите результата. Если перерасчет не произведут, то Вы вправе будете требовать не просто перерасчета, но и выплаты штрафа в Вашу пользу 50% от излишне начисленной суммы в соответствии со следующими пунктами Правил №354:

155(1). В случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично); б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
155(2). В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности — путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме.
Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.

Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, согласно которым учет объема ЖКУ, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета, общих (квартирных), комнатных приборов учета (п. 80). П. 81 указывает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

в соответствии с П. 82 и 83 Постановления Правительства РФ указывают, что исполнитель, а в контексте данного нормативного правового акта это управляющая компания, обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители). Проверки, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Если потребитель в течение полугода не дает данных по ИПУ, исполнитель обязан в 15-дневный срок поистечении полугода осуществить проверку ИПУ. Порядок проведения проверки изложен в п. 85 и только в этом случае начисление оплаты за ЖКУ должно было осуществляться согласно п. 59 Постановления Правительства РФ № 354, а именно – по рассчитанному среднемесячному объему потребления коммунального ресурса потребителем, по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды.

Таким образом, если нет доказательств, подтверждающих факт проведения проверки правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги и выдачи и Вам(после того как Вы перестали передавать сведения по воде в Управляющую компанию) документов, содержащих правильно начисленные платежи, кроме того если УК не опровергают фактические показания счетчиков и их работу, то перерасчет они обязаны провести за весь период. В случае отказа, просите письменный отказ и обжалуйте в судебном порядке.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.