Полномочия вснх

Автор: | 29.06.2018

ВСНХ — это что такое? Создание, функции, структура

После Октябрьской революции перед советской властью встала задача создания различных государственных институтов. Промышленность и все предприятие были национализированы. Необходим был орган управления, который бы контролировал и управлял всей собственностью нового государства. Расшифровка ВСНХ – Высший совет народного хозяйства.

История Высшего совета народного хозяйства СССР начинается в 1923 году. Создание данного органа было определено Договором об образовании Советского Союза. Первый председатель ВСНХ – это российский революционер А. Рыков.

В годы начального этапа Советского Союза Высший совет народного хозяйства – это первый крупный центральный орган, который осуществлял регулирование и управление основными хозяйственными отраслями.

Функции и права совета

Основной функцией ВСНХ была организация общенародного хозяйства и финансов государства. В годы военного коммунизма круг полномочий ВСНХ был максимально широким. Фактически Совет народного хозяйства стал экономической силой диктатуры пролетариата.

В начальный сталинский период задачей совета стало развитие плановой экономики и ее централизация. Также благодаря ему народное хозяйство усилило отраслевой характер промышленного управления.

Особая функция ВСНХ — это участие органа в деятельности научно-технических учреждений. В СССР различные учебно-технические заведения занимались промышленным обслуживанием государства.

Высший совет народного хозяйства имел право на конфискацию и право в принудительном порядке объединять различные отрасли промышленности в синдикаты.

Высший совет народного хозяйства имел достаточно разветвленную организационную структуру. Главными органами являлись:

  • Председатель совета.
  • Отраслевые комитеты и управления по разным видам промышленного производства.
  • Подразделения по науке и технике.
  • Основной аппарат (включал в себя инспекцию, бухгалтерию, секретариат).

Следует также отметить, что отделения ВСНХ существовали во всех союзных республиках страны. Местным совнархозам передали промышленность местного, а также республиканского значения.

Ежедневно совет выпускал «Торгово-промышленную газету», которая выдавала сведения о промышленных и сельскохозяйственных достижениях строящегося Советского Союза.

Вся промышленность, находящаяся в ведении ВСНХ, была разделена:

  • на общесоюзную;
  • республиканскую;
  • местную

Деятельность Высшего совета народного хозяйства

В начале 1918 года совет осуществлял выплату зарплат рабочим, а также финансировал развивающуюся промышленность. Именно в это время формируются местные Советы народного хозяйства. ВСНХ — это активная деятельность с тотальной национализации всех видов промышленности: от крупной до мелкой.

С 1921 по 1928 год на территории Советского Союза осуществлялась Новая экономическая политика (НЭП). В этот период ВСНХ производил промышленное управление на принципах хозрасчета. Так как в период НЭП была разрешена индивидуальная собственность, то под контролем совета находились финансовые средства государства, которые вкладывались в различные частные акционерные общества.

С 1928 года ситуация в стране начинает меняется, НЭП свертывается, а Высший совет народного хозяйства постепенно теряет свои полномочия. Начало процесса сталинской индустриализации ознаменовало структурную перестройку. Теперь вся деятельность органа носила централизованный характер, стремясь сконцентрировать все ресурсы в руках государства.

В заключительный этап своего существования ВСНХ – это орган, который направлял все свои силы на форсированную индустриализацию, которая начала проводиться в 30-е годы. 1932 год является датой упразднения совета как самостоятельного органа. Принято считать, что Совет народного хозяйства был трансформирован в комиссариат СССР, который занимался тяжелой промышленностью.

Совет народного хозяйства был расформирован по причине некачественного управлениями национализированными и построенными предприятиями.

В 1963 году осуществилась попытка возрождения ВСНХ, однако орган просуществовал всего лишь 2 года. Проблема существования Высшего совета народного хозяйства состояла в противостоянии между существующей системой, построенной на основе территориального управления, и общим трендом к отраслевому промышленному развитию.

Электрификация страны

Главным достижением совета в начальный период было формирование комиссии по электрификации Советского государства. План ГОЭРЛО стал перспективным и одновременно сложным проектом, который осуществлялся в условиях ведения Гражданской войны на территории страны. Однако цель была достигнута, и уже в 1926 году была электрифицирована большая часть страны. Если в начале строительства электрической инфраструктуры существовало около 10 электростанций, то к 1935 году их насчитывалось около 100. Согласно данному проекту предполагалась как электрифицировать жизнь обычных граждан, так и механизировать крупные производственные процессы.

Полномочия вснх

Законы о ВСНХ и его местных органах. 1917-1918 гг.

Созданный в декабре Высший совет народного хозяйства задумывался как высшее государственное учреждение, объединяющее действия всех ведомств и официальных общественных организаций в деле управления экономикой. На практике он быстро превратился в ведомство промышленности и отчасти торговли. Вскоре после создания нового ведомства было введено подчинение всех предприятий не только центральным, но и местным советским властям, а также определенная централизация управления экономикой.

Декрет СНК о Высшем совете народного хозяйства. 5.12.1917 г.

1) При Совет Народных Комиссаров учреждается Высший совет народного хозяйства.

2) Задачей В.С.Н.Х. является организация народного хозяйства и государственных финансов. С этой целью В.С.Н.Х. вырабатывает общие нормы и план регулирование экономической жизни страны, согласует и объединяет деятельность центральных и местных регулирующих учреждений (совещание по топливу, металлу, транспорту, центральный продовольственный комитет и пр., соответствующих народных комиссариатов, торговли и промышленности, продовольствие, земледелие, финансов, военно-морского и т.д.), Всероссийского совета рабочего контроля, а также соответственную деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса.

3) В.С.Н.Х. предоставляется право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли и прочих мероприятий в области производства, распределение и государственных финансов.

4) Все существующие учреждение по регулированию хозяйства подчиняются В.С.Н.Х., которому предоставляется право их реформирование.

5) В.С.Н.Х. образуется: а) из Всероссийского совета рабочего контроля, состав котораго определен декретом от 14 ноября 1917 г.; б) из представителей от всех народных комиссариатов; в) из сведущих лиц, приглашаемых с совещательным голосом.

6) В.С.Н.Х. разбивается на секции и отделы (по топливу, металлу, демобилизации, финансам и проч.), причем количество и сфера деятельности этих отделов и секций определяется общим собранием В.С.нар.хоз.

7) Отделы В.С.Н.Х. ведут работу по регулированию отдельных областей народно — хозяйственной жизни, а также подготовляют мероприятие соответствующих народных комиссариатов.

8) В.С.Н.Х. выделяет из своей среды бюро в составе 15 человек для координации текущей работы секций и отделов и выполнение задач, требующих немедленного разрешения.

9) Все законопроекты и крупные мероприятия, имеющие отношение к регулированию народного хозяйства в его целом, вносятся в Совет Народных Комиссаров через В.С.Н.Х.

10) В.С.Н.Х. объединяет и направляет работу местных экономических отделов советов раб., солд. и кр. депутатов, включающих в себя местные органы рабочего контроля, а также местных комиссаров труда, торговли и промышленности, продовольствие и проч.

При отсутствии соответствующих экономических отделов В.С.Н.Х. образует свои местные органы.

Для экономических отделов местных советов, являющихся местными органами В.С.Н.Х. обязательны все постановление В.С.Н.Х.

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Н. АВИЛОВ (Н. ГЛЕБОВ)

Управл. Делами С.Н.К.

Постановление ВСНХ. Положение о районных (областных) и местных советах народного хозяйства. 23.12.1917 г.

1. В целях организации и регулирования всей экономической жизни каждого промышленного района (области) в соответствии с общегосударственными и местными интересами при районных (областных) и местных советах раб., солд. и крест. деп. организуются районные советы народного хозяйства, как местные учреждения по организации и регулированию производства, руководимые Высшим советом народного хозяйства и действующие под общим контролем соответствующего совета раб., крест. и солд. деп.

2. Районный совет народного хозяйства образуется: а) из коллегий, выбранных на совместных конференциях производственных проф. союзов и фабрично-заводских (рудничных, торгово-промышленных, транспортных и т.п.) комитетов, а также конференциях земельных комитетов, созываемых советом раб., солд. и крест. деп; б) из представителей советов раб., солд. и крест. деп., рабочих и демократических кооперативов; в) из представителей технического, административного и коммерческого управления предприятий (в количестве не более одной трети общего числа членов совета).

Примечание 1. Численность коллегий и представительства различных организаций устанавливается советом раб., солд. и крест. депутатов.

Примечание 2. В районный с. н. х. входят с правом совещательного голоса представители ведомств.

3. Районный совет народного хозяйства разбивается на секции по отраслям хозяйственной жизни: 1) государственного хозяйства и банков, 2) топлива, 3) по обработке металла, 4) по обработке волокнистых веществ, 5) бумажных изделий, 6) дерева, 7) минеральных веществ, 8) животных продуктов, 9) пищевых и вкусовых веществ, 10) химического производства, 11) строительных работ, 12) транспорта, 13) сельского хозяйства, 14) продовольствия и потребления или другие, какие по местным обстоятельствам будут признаны необходимыми районным советом народного хозяйства.

Каждая секция, ведающая какой-либо отраслью производства, разбивается на четыре главных отдела:

1) Организации: а) управление, б) финансирование и в) техническая организация предприятий; 2) снабжения и распределения, 3) труда и 4) статистики. Однородные отделы секций своим совместным заседанием образуют совещания: 1) по организации, 2) по снабжению и распределению, 3) по вопросам труда, 4) статистики.

Читайте так же:  Win 7 home basic лицензия

При них существуют постоянные деловые бюро.

В совете народного хозяйства образуются также и другие межсекционные комиссии, как-то: по демобилизации и проч.

4. Районный с. н. х. выбирает исполнительный комитет, который руководит всей деятельностью районного с. н. х. его отделов, секций и бюро.

Районный с. н. х. выбирает президиум, который является президиумом исполнительного комитета и отдельных совещаний районного с. н. х.

5. К предметам ведения районного с. н. х. относятся:

а) обсуждение и разрешение вопросов принципиальных и общих для всего района; объединение и направление действий низших органов рабочего контроля в районе, регулирование их взаимоотношений, составление и разработка для них детальных инструкций, по отдельным статьям контроля;

б) руководство под контролем Высшего совета народного хозяйства правлениями частных предприятий, перешедших в собственность республики;

в) разбор конфликтов, не разрешенных на местах;

г) выяснение всех потребностей района в топливе, сырье и полуфабрикатах, в орудиях производства, в рабочей силе, в средствах транспорта, в продовольствии и вообще в предметах первой необходимости;

д) учет в районе сырья, полуфабрикатов, изделий, рабочей силы, орудий и пр. предметов производства;

е) принятие мер по обеспечению потребностей и хозяйственных нужд населения, сельского хозяйства и пр.;

ж) установление оснований и планов распределений в районе общегосударственных плановых заготовок;

з) установление планов, распределения заказов между предприятиями;

и) регулирование транспорта в районе;

к) установление строгого контроля над всей хозяйственной жизнью района в отношении организационном, финансовом и т.п.;

л) принятие мер к наиболее полному использованию производительных сил района как в промышленности, так и в сельском хозяйстве;

м) установление оснований распределения рабочей силы, материалов, топлива, орудий производства, изделий, предметов продовольствия и т.п.;

н) принятие мер к улучшению санитарно — гигиенических условий труда.

6. Все регулирующие учреждения местного значения переходят в ведение соответствующих районных с. н. х., и все служащие, а также технический и служебный аппарат переходят в распоряжение районных с. н. х.

7. Все постановления районных с. н. х. имеют характер принудительный и подлежащий исполнению всеми местными учреждениями, в том числе и управлениями предприятий.

Постановления районных с. н. х. могут быть постановлены и отменены только В. с. н. х.

8. Установление границ хозяйственных районов принадлежит съезду районных советов народного хозяйства, а до его созыва – Высшему совету народного хозяйства.

9. Все районные советы народного хозяйства должны тотчас по образовании вступить в деловую связь с Высшим советом народного хозяйства, подчиняясь его руководству по вопросам, затрагивающим общегосударственные интересы.

10. Образование советов народного хозяйства более мелкого района (губернских, окружных и т.п.) предоставляется по образцу организации районных с. н. х. инициативе губернских с. р., с. и кр. деп.

Установление района их деятельности, общее руководство и согласование ее принадлежит районным Советам народного хозяйства.

Настоящее положение вводится в действие и публикуется на основании ст. 10 декрета о Высшем совете нар. хозяйства, представляющего Совету образовывать свои местные органы.

Председатель Высшего совета народного хозяйства

Декрет СНК о Высшем совете народного хозяйства (положение). 8.8.1918 г.

1. Высший совет народного хозяйства является экономическим отделом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета советов, ответственным перед ним и Советом Народных Комиссаров.

2. Высший совет народного хозяйства регулирует и организует все производство и распределение и управляет всеми предприятиями республики.

Примечание. Все декреты и положения о распределении продуктов через Народные Комиссариаты Продовольствия и Земледелия сохраняют силу.

3. Все сметы государственного бюджета предварительно рассматриваются в Высшем совете народного хозяйства и с его заключением вносятся в Совет Народных Комиссаров.

4. Финансирование всех отраслей народного хозяйства производится Высшим советом народного хозяйства совместно с народными комиссариатами по финансовым делам и государственного контроля на основании особых на этот предмет постановлений.

Состав Высшего совета народного хозяйства

5. Для руководства – в пределах общеэкономической политики, установленной Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом советов – деятельностью Высшего совета народного хозяйства, областных и местных советов народного хозяйства организуется пленум Высшего совета народного хозяйства, следующего состава:

а) от Всероссийского Центрального Исполнительного комитета советов — 10

б) от Всероссийского профессионального производственного объединения — 30

(в том числе от Всероссийского совета профессиональных союзов 1)

в) от областных советов народного хозяйства (2×10) — 20

г) от Всероссийского совета союзов рабочей кооперации — 2

д) от Народного комиссариата продовольствия — 1

е) от Народного комиссариата путей сообщения — 1

ж) от Народного комиссариата труда — 1

з) от Народного комиссариата земледелия — 1

и) от Народного комиссариата по финансовым делам — 1

к) от Народного комиссариата торговли и промышленности — 1

л) от Народного комиссариата по внутренним делам — 1

Примечание. Народные комиссариаты, не поименованные выше, имеют право посылать на заседание пленума Высшего совета народного хозяйства своих представителей с правом совещательного голоса.

6. Все члены пленума Высшего совета народного хозяйства получают свои полномочия на полугодичный срок и привлекаются к регулярной работе по постановлению президиума.

Примечание. Народные комиссариаты должны быть представлены народным комиссаром или его заместителем или членом коллегии.

7. Пленум собирается не реже 1 раза в месяц.

8. Руководство работою Высшего совета народного хозяйства возлагается на президиум в количестве 9 лиц, из коих 8 избираются пленумом Высшего совета народного хозяйства и утверждаются Советом Народных Комиссаров, а председатель избирается Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом советов и пользуется правами народного комиссара.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Председатель Высшего совета народного хозяйства

№ 644. Декрет Совета Народных Комиссаров. О Высшем Совете Народного Хозяйства (Положение).

Статья № 644.

Декрет Совета Народных Комиссаров.

О Высшем Совете Народного Хозяйства (Положение).

1. Высший Совет Народного Хозяйства является Экономическим Отделом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, ответственным перед ним и Советом Народных Комиссаров.

2. Высший Совет Народного Хозяйства регулирует и организует все производство и распределение и управляет всеми предприятиями Республики.

Примечание. Все декреты и положения о распределении продуктов через Народные Комиссариаты Продовольствия и Земледелия сохраняют силу.

3. Все сметы государственного бюджета предварительно рассматриваются в Высшем Совете Народного Хозяйства и с его заключением вносятся в Совет Народных Комиссаров.

4. Финансирование всех отраслей народного хозяйства производится Высшим Советом Народного Хозяйства совместно с Народными Комиссариатами по Финансовым Делам и Государственного Контроля на основании особых на этот предмет постановлений.

Состав Высшего Совета Народного Хозяйства.

5. Для руководства — в пределах общеэкономической политики, установленной Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов — деятельностью Высшего Совета Народного Хозяйства, областных и местных Советов Народного Хозяйства организуется Пленум Высшего Совета Народного Хозяйства, следующего состава:

Примечание. Народные Комиссариаты, не поименованные выше, имеют право посылать на заседание Пленума Высшего Совета Народного Хозяйства своих представителей с правом совещательного голоса.

6. Все члены Пленума Высшего Совета Народного Хозяйства получают свои полномочия на полугодичный срок и привлекаются к регулярной работе по постановлению Президиума.

Примечание. Народные Комиссариаты должны быть представлены Народным Комиссаром или его заместителем, или пленумом Коллегии.

7. Пленум собирается не реже 1 раза в месяц.

8. Руководство работою Высшего Совета Народного Хозяйства возлагается на Президиум в количестве 9 лиц, из коих 8 избираются Пленумом Высшего Совета Народного Хозяйства и утверждаются Советом Народных Комиссаров, а Председатель избирается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и пользуется правами Народного Комиссара.

8 августа 1918 года.

Распубликован в № 172 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 13 августа 1918 года.

Высший совет народного хозяйства

Высший совет народного хозяйства (ВСНХ, Совнархоз) — общее наименование центральных государственных органов управления народным хозяйством советских республик в 1917—1930 годах, а также высшего органа территориального управления промышленностью и строительством в СССР в 1923‒1932 и 1963—1965 гг . [1]

В первые годы советской власти ВСНХ имели статус наркоматов, но в отличие от них во главе ВСНХ находился не нарком, а коллегия (пленум ВСНХ) в составе 70‒80 человек, представлявших различные организации. Тем самым ВСНХ, в отличие от назначаемых ВЦИК комиссаров, вначале своего существования представлял собой головную организацию, объединяющую местные органы народно-хозяйственного самоуправления.

На рубеже 1920‒30-х годов вследствие курса на усиление управления по отраслевому принципу, местные совнархозы постепенно утратили свою значимость и фактически трансформировались в отделы исполкомов соответствующего уровня . [2]

После установления диктатуры партократического централизма и окончательного сворачивания НЭПа, и 5 января 1932 г. ВСНХ был упразднён, вместо него были созданы три отраслевых промышленных наркомата. В 1963—1965 гг. производилась попытка реанимации ВСНХ.

Формат подобного двухуровнего управления экономикой впоследствии был отчасти повторён фашистской Италией в Национальных советах корпораций.

1) При Совете Народных Комиссаров учреждается Высший Совет Народного Хозяйства.

2) Задачей В. С. Н. X. является организация народного хозяйства и государственных финансов. С этой целью В. С. Н. X. вырабатывает общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласует и объединяет деятельность центральных и местных регулирующих учреждений (совещание по топливу, металлу, транспорту, центральный продовольственный комитет и пр., соответствующих народных комиссариатов, торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов, военно-морского и т. д.), Всероссийского Совета Рабочего Контроля, а также соответственную деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса.

Читайте так же:  Свалка как оформить

3) В. С. Н. X. предоставляется право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли и прочих мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.

4) Все существующие учреждения по регулированию хозяйства подчиняются В. С. Н. X., которому предоставляется право их реформирования.

5) В. С. Н. X. образуется:

а) из Всероссийского Совета Рабочего Контроля, состав которого определен декретом от 14 ноября 1917 г.;

б) из представителей от всех народных комиссариатов;

в) из сведущих лиц, приглашаемых с совещательным голосом.

6) В. С. Н. X. разбивается на секции и отделы (по топливу, металлу, демобилизации, финансам и проч.), причем количество и сфера деятельности этих отделов и секций определяется общим собранием Высшего Совета Народного Хозяйства.

7) Отделы В. С. Н. X. ведут работу по регулированию отдельных областей народно-хозяйственной жизни, а также подготовляют мероприятия соответствующих народных комиссариатов.

8) В. С. Н. X. выделяет из своей среды бюро в составе 15 человек для координации текущей работы секций и отделов и выполнения задач, требующих немедленного разрешения.

9) Все законопроекты и крупные мероприятия, имеющие отношение к регулированию народного хозяйства в его целом, вносятся в Совет Народных Комиссаров через В. С. Н. X.

10) В. С. Н. X. объединяет и направляет работу местных экономических отделов Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, включающих в себя местные органы рабочего контроля, а также местных комиссаров труда, торговли и промышленности, продовольствия и проч.

При отсутствии соответствующих экономических отделов В. С. Н. X. образует свои местные органы.

Для экономических отделов местных советов, являющихся местными органами В. С. Н. X., обязательны все постановления В. С. Н. X . [4]

13 декабря 1917 года Ц. И. К. установил, что председателем ВСНХ назначается Народный Комиссар по организации и урегулированию производства . [5]

Положение, утверждённое ВЦИК 3 января 1918 г. предусматривало создание при районных (областных) и местных советах местных Совнархозов. В каждом местном Совнархозе образовывалось 14 секций:

1) государственного хозяйства и банков,

3) по обработке металла,

4) по обработке волокнистых веществ,

5) бумажных изделий,

7) минеральных веществ,

8) животных продуктов,

9) пищевых и вкусовых веществ,

10) химического производства,

11) строительных работ,

13) сельского хозяйства,

14) продовольствия и потребления, или другие, какие по местным обстоятельствам будут признаны необходимыми районным советом народного хозяйства.

Каждая секция имела 4 главных отдела:

1) организационный (его функции — управление, финансирование, техническая организация предприятий);

2) снабжения и распределения;

Совнархоз избирал исполнительный комитет и его президиум в качестве руководящего органа. Постановления Совнархоза были обязательны для исполнения всеми учреждениями и предприятиями; отменить их мог только ВСНХ.

С принятием 10 апреля 1923 года ВЦИК Декрета о трестах высшим органом управления управления трестом становился Высший совет народного хозяйства. ВСНХ назначал и увольнял членов правления трестов, членов Ревизионной комиссии, а также устанавливал Инструкции по хозяйственно-экономической деятельности каждого треста. Перечень полномочий ВСНХ определялся в этом же законе.

До 1927 г. ведущей хозяйственной организацией в системе управления промышленностью остался хозрасчетный промышленный трест. ВСНХ устанавливал для трестов план производства и проверял его выполнение, регулировал движение их основных фондов. Трестирование промышленности было связано с переводом ее на хозрасчет: тресты снимались с госснабжения, им предоставлялось право самостоятельно заготавливать сырье, топливо, реализовывать на рынке свою продукцию. Вскоре, однако, выявилось, что тресты плохо справляются со сбытом: торговый аппарат трестов не имел достаточного опыта, издержки обращения росли, а следовательно росли и цены. Не в силах освоить весь рынок (территориально), они предпочитали побыстрее сбыть продукцию, главным образом в Москве, что явилось одной из причин кризиса сбыта в 1923 году, когда московский рынок оказался перенасыщен товарами. Тогда на ряду с трестами появились синдикаты.

Синдикаты Править

Синдикаты не занимались не производством, а только сбытом готовой продукции, снабжением предприятий и распределением заказов между предприятиями. Скупая у трестов их продукцию, синдикаты сбывали ее государственным торгам, кооперации, частникам, открывали свои оптовые базы и магазины.

Практически именно синдикаты занялись организацией рынка. Они развернули сеть оптовых баз, через которые продукция поступала в торговлю, оказывали финансовую поддержку трестам, скупая у них товары, а вскоре смогли давать и кредиты. Некоторые синдикаты вышли и на внешние рынки. Таким образом, синдикаты стали коллективными продавцами продукции трестов.

Трестирование и синдицирование промышленности имели огромное значение в деле восстановления промышленности на основе НЭПа.

Право трестов самостоятельно устанавливать цены на изготовляемую продукцию противоречило задаче укрепления централизованного планирования. Первый пятилетний план, принятый в 1928 году, в подобных условиях не мог бы быть исполнен.

Положение требовало существенного пересмотра основ взаимоотношений между трестами и главками, между трестами и низовыми звеньями — промышленными предприятиями. Оно усиливало плановое начало в деятельности трестов, расширяло права трестов и предприятий, создавало известные предпосылки для применения хозрасчета.

Главки получили право изменять их состав, утверждать их уставные фонды и промфинпланы, контролировать работу. Был также несколько перестроен и аппарат ВСНХ СССР: созданы отраслевые промышленные главки и комитеты, а затем объединения. Промышленные главки (Главметал, Главэлектро, Главхим и др.) руководили всей отраслью. они непосредственно управляли общесоюзными предприятиями, а деятельность республиканских и местных предприятий регулировали и планировали. При этом вновь созданные главки коренным образом отличались от действующих ранее, которые ведали всем производством, решали все вопросы за предприятия. Новые главки являлись планирующими и контролирующими органами, регулирующими работу подведомственных трестов и предприятий.

Принятые впоследствии постановления правительства: «О кредитной реформе» от 30 января 1930 г. и «О налоговой реформе» от 2 сентября 1930 г. положили основу для ликвидации НЭПа и экономического мотивирования коллективизации.

Отраслевые объединения Править

С начала 1930 г., когда вместо главков и синдикатов были образованы отраслевые объединения (Металлообъединение, объединение «Сталь», «Союзуголь», и др.). Объединения являлись самостоятельными хозяйственными единицами, действовавшими по плановым заданиям ВСНХ. В состав объединения «Сталь» входили все предприятия черной металлургии, в объединение «Всехимпром» — все предприятия химической промышленности. Всего было создано 33 общесоюзных монополистических объединения.

Все наиболее важные и крупные предприятия (особенно предприятия тяжелой промышленности), в какой бы республике они не находились, были приравнены к предприятиям общесоюзного значения и переданы в ведение общесоюзных органов.

5 января 1932 г. ЦИК СССР принял постановление о перестройке управления промышленностью. Вместо ВСНХ СССР были созданы три отраслевых промышленных наркомата: Наркомат тяжелой промышленности, Наркомат легкой промышленности и Наркомат лесной промышленности СССР, а в 1934 г. — Наркомат пищевой промышленности СССР.

С образованием СССР вся промышленность была разделена по значению и подчиненности на три категории — общесоюзную, республиканскую и местную.

По положению, утвержденному в ноябре 1923 г., в качестве объединенного (союзно-республиканского) органа был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР. На него возлагалось руководство общесоюзной промышленностью и общее регулирование развития всей остальной промышленности (в том числе кооперативной и частной). В непосредственном ведении ВСНХ СССР оставались предприятия союзного значения. ВСНХ СССР осуществлял общее руководство республиканскими СНХ: он давал им директивы, но не вмешивался в управление предприятиями республиканского и местного значения. В ведении СНХ республик находились в основном предприятия легкой и пищевой промышленности.

СНХ союзных республик непосредственно подчинялись СНК и ЦИК своей республики (председатель СНХ республики назначался и отзывался ее ЦИК, Президиум СНХ — совнаркомом республики). СНХ РСФСР и других союзных республик осуществляли оперативное руководство республиканской промышленностью и общее регулирование местной промышленности. При этом они строились по принципу двойного подчинения — ВСНХ СССР и Совнаркому своей республики.

Аппарат ВСНХ СССР состоял из двух основных частей. Одну часть составляли отделы и подразделения, которые непосредственно руководили трестами общегосударственного значения, другую — отделы и подразделения, которые осуществляли общее регулирование развития всей промышленности.

Высший совет народного хозяйства

Высший совет народного хозяйства (ВСНХ, Совнархоз) — общее наименование центральных государственных органов управления народным хозяйством советских республик в 1917—1930 годах, а также высшего органа территориального управления промышленностью и строительством в СССР в 1923‒1932 и 1963—1965 гг . [1]

В первые годы советской власти ВСНХ имели статус наркоматов, но в отличие от них во главе ВСНХ находился не нарком, а коллегия (пленум ВСНХ) в составе 70‒80 человек, представлявших различные организации. Тем самым ВСНХ, в отличие от назначаемых ВЦИК комиссаров, вначале своего существования представлял собой головную организацию, объединяющую местные органы народно-хозяйственного самоуправления.

Читайте так же:  Оформить договор купли-продажи автомобиля пятницкое шоссе

На рубеже 1920‒30-х годов вследствие курса на усиление управления по отраслевому принципу, местные совнархозы постепенно утратили свою значимость и фактически трансформировались в отделы исполкомов соответствующего уровня . [2]

После установления диктатуры партократического централизма и окончательного сворачивания НЭПа, и 5 января 1932 г. ВСНХ был упразднён, вместо него были созданы три отраслевых промышленных наркомата. В 1963—1965 гг. производилась попытка реанимации ВСНХ.

Формат подобного двухуровнего управления экономикой впоследствии был отчасти повторён фашистской Италией в Национальных советах корпораций.

1) При Совете Народных Комиссаров учреждается Высший Совет Народного Хозяйства.

2) Задачей В. С. Н. X. является организация народного хозяйства и государственных финансов. С этой целью В. С. Н. X. вырабатывает общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласует и объединяет деятельность центральных и местных регулирующих учреждений (совещание по топливу, металлу, транспорту, центральный продовольственный комитет и пр., соответствующих народных комиссариатов, торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов, военно-морского и т. д.), Всероссийского Совета Рабочего Контроля, а также соответственную деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса.

3) В. С. Н. X. предоставляется право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли и прочих мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.

4) Все существующие учреждения по регулированию хозяйства подчиняются В. С. Н. X., которому предоставляется право их реформирования.

5) В. С. Н. X. образуется:

а) из Всероссийского Совета Рабочего Контроля, состав которого определен декретом от 14 ноября 1917 г.;

б) из представителей от всех народных комиссариатов;

в) из сведущих лиц, приглашаемых с совещательным голосом.

6) В. С. Н. X. разбивается на секции и отделы (по топливу, металлу, демобилизации, финансам и проч.), причем количество и сфера деятельности этих отделов и секций определяется общим собранием Высшего Совета Народного Хозяйства.

7) Отделы В. С. Н. X. ведут работу по регулированию отдельных областей народно-хозяйственной жизни, а также подготовляют мероприятия соответствующих народных комиссариатов.

8) В. С. Н. X. выделяет из своей среды бюро в составе 15 человек для координации текущей работы секций и отделов и выполнения задач, требующих немедленного разрешения.

9) Все законопроекты и крупные мероприятия, имеющие отношение к регулированию народного хозяйства в его целом, вносятся в Совет Народных Комиссаров через В. С. Н. X.

10) В. С. Н. X. объединяет и направляет работу местных экономических отделов Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, включающих в себя местные органы рабочего контроля, а также местных комиссаров труда, торговли и промышленности, продовольствия и проч.

При отсутствии соответствующих экономических отделов В. С. Н. X. образует свои местные органы.

Для экономических отделов местных советов, являющихся местными органами В. С. Н. X., обязательны все постановления В. С. Н. X . [4]

13 декабря 1917 года Ц. И. К. установил, что председателем ВСНХ назначается Народный Комиссар по организации и урегулированию производства . [5]

Положение, утверждённое ВЦИК 3 января 1918 г. предусматривало создание при районных (областных) и местных советах местных Совнархозов. В каждом местном Совнархозе образовывалось 14 секций:

1) государственного хозяйства и банков,

3) по обработке металла,

4) по обработке волокнистых веществ,

5) бумажных изделий,

7) минеральных веществ,

8) животных продуктов,

9) пищевых и вкусовых веществ,

10) химического производства,

11) строительных работ,

13) сельского хозяйства,

14) продовольствия и потребления, или другие, какие по местным обстоятельствам будут признаны необходимыми районным советом народного хозяйства.

Каждая секция имела 4 главных отдела:

1) организационный (его функции — управление, финансирование, техническая организация предприятий);

2) снабжения и распределения;

Совнархоз избирал исполнительный комитет и его президиум в качестве руководящего органа. Постановления Совнархоза были обязательны для исполнения всеми учреждениями и предприятиями; отменить их мог только ВСНХ.

С принятием 10 апреля 1923 года ВЦИК Декрета о трестах высшим органом управления управления трестом становился Высший совет народного хозяйства. ВСНХ назначал и увольнял членов правления трестов, членов Ревизионной комиссии, а также устанавливал Инструкции по хозяйственно-экономической деятельности каждого треста. Перечень полномочий ВСНХ определялся в этом же законе.

До 1927 г. ведущей хозяйственной организацией в системе управления промышленностью остался хозрасчетный промышленный трест. ВСНХ устанавливал для трестов план производства и проверял его выполнение, регулировал движение их основных фондов. Трестирование промышленности было связано с переводом ее на хозрасчет: тресты снимались с госснабжения, им предоставлялось право самостоятельно заготавливать сырье, топливо, реализовывать на рынке свою продукцию. Вскоре, однако, выявилось, что тресты плохо справляются со сбытом: торговый аппарат трестов не имел достаточного опыта, издержки обращения росли, а следовательно росли и цены. Не в силах освоить весь рынок (территориально), они предпочитали побыстрее сбыть продукцию, главным образом в Москве, что явилось одной из причин кризиса сбыта в 1923 году, когда московский рынок оказался перенасыщен товарами. Тогда на ряду с трестами появились синдикаты.

Синдикаты Править

Синдикаты не занимались не производством, а только сбытом готовой продукции, снабжением предприятий и распределением заказов между предприятиями. Скупая у трестов их продукцию, синдикаты сбывали ее государственным торгам, кооперации, частникам, открывали свои оптовые базы и магазины.

Практически именно синдикаты занялись организацией рынка. Они развернули сеть оптовых баз, через которые продукция поступала в торговлю, оказывали финансовую поддержку трестам, скупая у них товары, а вскоре смогли давать и кредиты. Некоторые синдикаты вышли и на внешние рынки. Таким образом, синдикаты стали коллективными продавцами продукции трестов.

Трестирование и синдицирование промышленности имели огромное значение в деле восстановления промышленности на основе НЭПа.

Право трестов самостоятельно устанавливать цены на изготовляемую продукцию противоречило задаче укрепления централизованного планирования. Первый пятилетний план, принятый в 1928 году, в подобных условиях не мог бы быть исполнен.

Положение требовало существенного пересмотра основ взаимоотношений между трестами и главками, между трестами и низовыми звеньями — промышленными предприятиями. Оно усиливало плановое начало в деятельности трестов, расширяло права трестов и предприятий, создавало известные предпосылки для применения хозрасчета.

Главки получили право изменять их состав, утверждать их уставные фонды и промфинпланы, контролировать работу. Был также несколько перестроен и аппарат ВСНХ СССР: созданы отраслевые промышленные главки и комитеты, а затем объединения. Промышленные главки (Главметал, Главэлектро, Главхим и др.) руководили всей отраслью. они непосредственно управляли общесоюзными предприятиями, а деятельность республиканских и местных предприятий регулировали и планировали. При этом вновь созданные главки коренным образом отличались от действующих ранее, которые ведали всем производством, решали все вопросы за предприятия. Новые главки являлись планирующими и контролирующими органами, регулирующими работу подведомственных трестов и предприятий.

Принятые впоследствии постановления правительства: «О кредитной реформе» от 30 января 1930 г. и «О налоговой реформе» от 2 сентября 1930 г. положили основу для ликвидации НЭПа и экономического мотивирования коллективизации.

Отраслевые объединения Править

С начала 1930 г., когда вместо главков и синдикатов были образованы отраслевые объединения (Металлообъединение, объединение «Сталь», «Союзуголь», и др.). Объединения являлись самостоятельными хозяйственными единицами, действовавшими по плановым заданиям ВСНХ. В состав объединения «Сталь» входили все предприятия черной металлургии, в объединение «Всехимпром» — все предприятия химической промышленности. Всего было создано 33 общесоюзных монополистических объединения.

Все наиболее важные и крупные предприятия (особенно предприятия тяжелой промышленности), в какой бы республике они не находились, были приравнены к предприятиям общесоюзного значения и переданы в ведение общесоюзных органов.

5 января 1932 г. ЦИК СССР принял постановление о перестройке управления промышленностью. Вместо ВСНХ СССР были созданы три отраслевых промышленных наркомата: Наркомат тяжелой промышленности, Наркомат легкой промышленности и Наркомат лесной промышленности СССР, а в 1934 г. — Наркомат пищевой промышленности СССР.

С образованием СССР вся промышленность была разделена по значению и подчиненности на три категории — общесоюзную, республиканскую и местную.

По положению, утвержденному в ноябре 1923 г., в качестве объединенного (союзно-республиканского) органа был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР. На него возлагалось руководство общесоюзной промышленностью и общее регулирование развития всей остальной промышленности (в том числе кооперативной и частной). В непосредственном ведении ВСНХ СССР оставались предприятия союзного значения. ВСНХ СССР осуществлял общее руководство республиканскими СНХ: он давал им директивы, но не вмешивался в управление предприятиями республиканского и местного значения. В ведении СНХ республик находились в основном предприятия легкой и пищевой промышленности.

СНХ союзных республик непосредственно подчинялись СНК и ЦИК своей республики (председатель СНХ республики назначался и отзывался ее ЦИК, Президиум СНХ — совнаркомом республики). СНХ РСФСР и других союзных республик осуществляли оперативное руководство республиканской промышленностью и общее регулирование местной промышленности. При этом они строились по принципу двойного подчинения — ВСНХ СССР и Совнаркому своей республики.

Аппарат ВСНХ СССР состоял из двух основных частей. Одну часть составляли отделы и подразделения, которые непосредственно руководили трестами общегосударственного значения, другую — отделы и подразделения, которые осуществляли общее регулирование развития всей промышленности.